Методическая разработка. «Информационно-методическое сопровождение образовательных организаций на основе интеграции результатов оценочных процедур»
методическая разработка
Совершенствование управления качеством образования является одним из направлений реформирования системы российского образования, реализации национального проекта «Образование», утвержденного президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектом (протокол от 03.09.2018 №10), стратегических документов Правительства РФ о модернизации образования .
Прогнозирование развития системы образования и принятие решений о ее совершенствовании основано на объективной информации о функционировании системы образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 54.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка.
Информационно-методическое сопровождение образовательных организаций на основе интеграции результатов оценочных процедур
Санкт-Петербург - 2020
Совершенствование управления качеством образования является одним из направлений реформирования системы российского образования, реализации национального проекта «Образование», утвержденного президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектом (протокол от 03.09.2018 №10), стратегических документов Правительства РФ о модернизации образования .
Прогнозирование развития системы образования и принятие решений о ее совершенствовании основано на объективной информации о функционировании системы образования.
Мониторинг качества образования является механизмом контроля информации за качеством образования, что позволяет выявить тенденции в развитии системы образовании.
Доступность информационных ресурсов, обновление знаний в области ИКТ, внедрение современных образовательных технологий повлекло развитие современных методов обучения и воспитания, оснащение оборудованием, электронными пособиями, повышение информационной компетенции работников образования.
Внедрение цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в учебном процессе в образовательных организациях обусловило применение новых методов учебно-воспитательного процесса, повышение педагогической компетентности учителя, доступность и прозрачность образовательных услуг, создание современной и безопасной цифровой образовательной среды. Электронные учебные материалы имеют огромные потенциальные возможности для успешного решения дидактических задач.
Реализация национального проекта «Образование» осуществляется с 2019 года, разрабатываются региональные составляющие, формируются «дорожные карты».
Национальный проект направлен на достижение ключевых задач по обеспечению глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования и воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов нашей страны.
Стратегическими документами регионального уровня определены цели и задачи, стоящие перед петербургской школой, утверждена Стратегия социально-экономического развития на период до 2035 года. Развитие сферы образования является важным условием обеспечения устойчивого развития Санкт-Петербурга, повышения его конкурентоспособности в формировании и накоплении интеллектуального капитала.
В Центральном районе определена зона ближнего развития районной системы образования. Одним из основных приоритетов национального проекта является повышение качества общего образования. На решение этой задачи направлен Федеральный проект «Современная школа», который предусматривает модернизацию системы оценки качества общего образования с учетом внедрения новых методов обучения и воспитания с привлечением экспертного и профессионального сообщества.
Основным показателем качества образования служат результаты независимых оценочных процедур.
Разработана и реализуется районная программа «Качество образования», и направлена на реализацию общей политики развития образования в районе по обеспечению качества образования.
Программа ориентирована формирование инфраструктурных, организационных и методических результатов и эффектов, достигнутых в предыдущий период, сложившихся механизмов обеспечения развития образования. Механизмом реализации являются инструменты проектного управления - центр оценки качества образования, целью которого является повышение прозрачности образовательной системы Санкт-Петербурга населению региона и увеличение роли общественности в управлении образованием.
Предметом деятельности является организационно-методическое и информационно-аналитическое сопровождение процедур оценки качества образования по уровням дошкольного, общего, дополнительного образования детей, дополнительного профессионального образования; методическая поддержка образовательных организаций (далее – ОО), руководителей ОО, методических объединений педагогов и отдельных педагогов в области оценки качества образования.
Система оценки качества образования включает сбор и первичную обработку данных, анализ и оценку качества образования, адресное обеспечение статистической и аналитической информацией.
Система оценки качества образования в образовательных организациях
– совокупность способов, средств и организационных структур для установления соответствия качества образования требованиям федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и общего образования, образовательным потребностям участников образовательного процесса через получение полной, достоверной информации и последующей внешней и внутренней оценки.
Полученная в результате экспертиз и измерении информация, подлежит анализу для принятия управленческих решений.Результаты оценочных процедур различного уровня интегрируются. С целью выявления проблемных зон в образовательных организациях и профессионализма педагогов постоянно анализируется и обрабатывается массив данных оценочных процедур различного уровня.
В оценочных процедурах принимают участие образовательные организации района, реализующие общеобразовательные программы.
Интеграция результатов всероссийских проверочных работ(далее – ВПР) и региональных диагностических работ(далее - РДР) позволила выделить кластер образовательных организаций района, показавших высокие результаты, кластер образовательных организаций, показавших низкие результаты и кластер учреждений, в которых были обнаружены признаки необъективности полученных результатов.
Необъективные результаты, по мнению Рособрнадзора, являются одной из проблем ВПР, наряду с неэффективным использованием результатов и непрофессиональными управленческими действиями на районном уровне. Данные проблемы характерны и для РДР.
Для повышения уровня объективности результатов оценочных процедур реализуются организационно-методические мероприятия:
- внедрена система наблюдения за организацией и проведением диагностических и мониторинговых работ;
- организована коллективная проверка и взаимопроверка диагностических и мониторинговых работ обучающихся внутри учреждения;
- проводится районная взаимопроверка диагностических и мониторинговых работ обучающихся;
- осуществляется выборочная перепроверка этих работ районными методистами;
- с целью формирования общих подходов к оценке качества общего образования создана консультативно-экспертная группа (КЭГ) представителей ОО ( №155, 166, 179, 209…), для обеспечения методической поддержки профессиональным сообществам педагогов.
Координирующую роль в сообществе играет ИМЦ Центрального района , задачей экспертно-консультативной группы является повышение профессиональной, должностной, правовой, личностной компетентности педагогов образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы в рамках следующих функций: инструктивно-методической, аналитическую, информационной, развивающей.
Система оценки качества образования позволяет решить разные функции и задачи :
№ п/п. | Уровень системы оценки качества | Функции и задачи |
1 | Всероссийский уровень | Оценка тенденций. Планирование на уровне стандартов и программ, федерального бюджета, общих методик, уровней образования. |
2 | Региональный уровень | Отражение тенденций на уровне региона; Планирование регионального бюджета,кадровых решений, развитие сети учреждений. |
3 | Районный уровень | Интерпретация результатов на уровне отдельных образовательных организаций с учетом условий деятельности. Адресная помощь учреждениям. Подготовка управленческих решений на основе результатов оценочных процедур |
4 | Школьный уровень | Интерпретация результатов для ребенка, класса, учителя, семьи. Адресная помощь каждому субъекту образовательного процесса. |
Определены задачи экспертно-консультативной группы, члены которой :
- Апробируют разработанные самостоятельно методики, технологии, диагностические материалы;
- Адаптируют к условиям района заимствованные методики, технологии, диагностические материалы;
- Анализируют полученные эффекты используемых измерительных материалов;
- Диссеминируют успешные практики по направлению «Качество образования».
Организация деятельности экспертно-консультативной группы в контексте сбора информации, оказания методической помощи, транслирования опыта на образовательное пространство Центрального района осуществляют специалисты ИМЦ Центрального района; педагогическая общественность ОО; - приглашенные специалисты;
Результаты оценочных процедур различного уровня анализируются на основании функционирования внутренней системы оценки образования в образовательной организации, что позволяет учитывать влияние различных факторов на результаты работы школ, выявлять причины низких результатов, признаки необъективности.
Организация работы с результатами оценочных процедур:
- Сбор данных и информации по каждой оценочной процедуре;
- Статистическая обработка данных операторами различного уровня (всероссийского, регионального, районного);
- Анализ результатов оценочных процедур на различных уровнях (всероссийском, региональном, районном), выявление признаков необъективности;
- Формирование кластеров образовательных учреждений по результатам оценочных процедур.
- Контекстный и сравнительный анализ результатов оценочных процедур внутри кластера, интеграция результатов;
- Построение индивидуальных маршрутов повышения качества образования в рамках информационно-методического сервиса .
Анализ и полученных данных определяют кластерные группы образовательных организаций:
- ОО с углубленным изучение предметов ;
- СОО;
- ОО со сложным социальным контекстом
Анализ результатов оценочных процедур обусловил кластеризацию образовательных организаций по результатам анализа оценочных процедур :
-ОО , показывающие стабильно высокие результаты;
-ОО, показывающие стабильно низкие результаты ;
-ОО , в которых выявлены признаки необъективности.
В рамках разработки формирования индивидуального маршрута информационно-методического сопровождения образовательных организаций и на основе интеграции результатов оценочных процедур учитываются кластерные группы:
- образовательные организации, показывающие стабильно высокие результаты, привлекаются к проведению семинаров, семинаров-практикумов, круглых столов с целью диссеминации опыта работы.
- При организации работы с образовательными организациями, показывающими стабильно низкие результаты используются различные формы совместной деятельности:
- проведение взаимопроверки на уровне ОО или на уровне района;
- анализ результатов оценочных процедур совместно с представителями административных команд ОО;
- совместное планирование действий по итогам изучения причин низких результатов;
- обучение учителей критериальному оцениванию;
- вовлечение учителей в профессиональные сообщества;
- повышение квалификации учителей (в т.ч. дистанционное обучение).
Анализ результатов ВПР и РДР дает возможность рекомендовать образовательным учреждениям мероприятия по минимизации причин, приводящих к низким результатам, и созданию условий для повышения качества образования.
Комплекс мероприятий в рамках повышения качества образования
февраль | март | апрель | май | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | |
Посещение методистом уроков молодых специалистов по русскому языку | Посещение открытых уроков коллег, показывающие высокие результаты в районе по иностранному языку | Посещение открытых уроков коллег, показывающие высокие результаты в районе по иностранному языку и математике | Посещение районным методистом уроков молодых специалистов по русскому языку | Консультирование заместителей директора по УВР по вопросам организации проведения и проверки РДР в 9 классах | Участие в обучающем семинаре для молодых специалистов по математике | Анализ результатов РДР по русскому языку специалистами ИМЦ, рекомендации администрации ОО по работе с результатами оценочной процедуры | Анализ результатов РДР по математике специалистами ИМЦ, рекомендации по работе с результатами оценочной процедуры | |
Участие педагогов в районном семинаре «Анализ результатов ЕГЭ по обществознанию | Участие педагогов в семинарах по подготовке к ГИА по русскому языку, математике, иностранному языку | Организация и проведение выборочной взаимопроверки РДР по математике Анализ результатов взаимопроверки | Участие в практикуме для заместителей директора по УВР «Взаимопроверка как инструмент достижения объективного результата оценочных процедур» |
Сопровождение ОО со сложным социальным контекстом:
ГБУ ИМЦ Центрального района | Образовательные организации | ||
Центр оценки качества образования | Методисты-предметники | Администрация | Учителя |
Определить группу ОУ со схожим контингентом и включить в соответствующую кластерную группу. Организовать внутри кластера педагогические сообщества по предметным областям. Организация взаимодействия учителей внутри кластера. Разработка индивидуального профиля роста образовательных организацийкластера. | Анализ результатов оценочных процедур ОУ. Совместно с учителями-предметниками определение проблемных зон для каждого ОУ и кластера в целом. Разработка индивидуальной траектории развития ОУ. Анализ результатов оценочных процедур (РДР, ВПР, ГИА). | Определение профессиональных дефицитов педагогических работников ОУ. Определение индивидуального маршрута повышения квалификации педагогов ОУ. Создание условий для взаимодействия педагогов внутри кластера. Организация и проведение мероприятий для учителей кластера на базе ОУ. Организация наставничества. | Участие в реализации разработанного индивидуального маршрута повышения квалификации. Участие в конкурсах профессионального мастерства. Участие в реализации инновационных образовательных программ. Диссеминация успешных педагогических практик. Разработка и реализация программ индивидуального сопровождения обучающихся, требующих повышенного педагогического внимания. |
Анализ данных, полученных о педагогических кадрах в ходе проведения оценочных процедур, позволит определить проблемы и рост развития профессиональной компетентности педагогов.
Обоснование перспектив развития образовательной организации с учетом анализа использования инноваций, оценки качества образования на основе интеграции результатов оценочных процедур.
Экспертная помощь, оказывается внешними консультантами, в том числе методистами ИМЦ Центрального района в решении проблем качества образования образовательной организации.
Организуется информационно-методическе сопровождение образовательных организаций :
- определение показателей роста образовательной организации;
-определение позиций роста по каждому показателю;
-обсуждение показателей с командой образовательной организации;
-реализация показателей роста проектным методом;
-экспертиза и консультирование, информационно-образовательная деятельность специалистов ЦОКО, консультантов-экспертов;
-мониторинг результативности;
- подотовка аналитического отчета;
- определение перспектив развития образовательной организации.
К вопросу о «качестве образования»
В соответствии с действующим законодательством РФ (ст.28 ФЗ «Об образовании в РФ») образовательная организация самостоятельна в осуществлении образовательного процесса.
К компетенции образовательного учреждения относится подбор, прием на работу и расстановка кадров , ответственность за уровень их квалификации.
Использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе и дистанционных образовательных технологий.
В соответствии со ст. 28 педагогические работники ОУ имеют право:
- на самостоятельный выбор и использование методики обучения и воспитания, учебников, учебных пособий и материалов;
- на повышение квалификации;
- КАЧЕСТВО образования – сложная категория, имеющая цивилизационное, социально-системное, культурное, национально-региональное, педагогическое, личностное измерение.
- КАЧЕСТВО образования определяется рядом педагогических факторов, одним из которых является использование новых педагогических технологий, ориентированных на активизацию личностного потенциала школьников.
- Педагогические технологии решают новые цели образования при создании условий для самореализации. Технологии образования, выстроены на механизмах продуктивного диалогического взаимодействия с обучащимися на различных дидактических циклах образования от уточнения целей до анализа результатов.
- Педагогические технологии призваны достигать новые цели образования всеми обучащимися и при создании условий для самореализации при организации образовательного процесса и будут :
- ставить участников в активную познавательную позицию;
-способствовать возникновению интерактивного взаимодействия;
-демократизировать процессы обучения;
-увеличивать свободу ученика при решении учебных задач;
-активизировать внутренние личностные резервы личности;
- развивать необходимые для успешной работы умения;
-использовать современные средства обучения, позволяющие осваивать новую образовательную среду.
- В современной образовательной ситуации « диалогичность» является одним из главных требований к педагогу, определяющим его педагогическую позицию.
- «Диалогичность» - педагогический инструментарий, нацеленный на организацию взаимодействия учителя и обучающегося. Педагогическое взаимодействие определяется как согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов при решении задач на уровне простой и сложной коммуникации, т.е. функционально-ролевом режиме.
- Фактор учителя .
Факторы, связанные с качеством деятельности учителя:
- уровень требований учителей к учебной деятельности школьников;
- степень свободы учителей в выборе методик, подходов, технологий обучения, опоры «на яркие личности , звезды»;
- стремление дать учащимся хорошие прочные знания;
- направленность педагогического коллектива на качество учебного процесса;
- общая профессиональная подготовленность учителей;
- наличие ярких индивидуальностей в среде учителей, «звезд»;
- современность и содержательное (предметное) наполнение образовательных программ, их соответствие требованиям предстоящей работы, продолжение образования, развития личности;
-реализация принципа дифференцированного подхода в обучении, поощрение успешных учащихся;
-общая организация учебы в школе (ритмичность, продуманность расписания, режим работы, учебная дисциплина, посещаемость).
Большая исследовательская работа школы позволит молодым учителям в процессе работы овладевать и совершенствовать свою педагогическую деятельность, педагогическое общение, реализовать свою личность, повышать квалификацию и самообразование, активизировать общественно-педагогическую деятельность, внеклассную предметную работу, рейтинг своей профессиональной успешности.
Рост показателей профессиональной деятельности учителя возможен в контексте:
- участия в конкурсах педагогического мастерства
- разработке сценариев уроков, мероприятий
- публикации методических материалов
- разработка новых программ
- выступлении на семинарах, педсоветах
- создании новых дидактических наглядностей
- подготовке авторских учебных пособий, программ
- внедрении новых методик
- апробации новых методик, курсов
- «Качество» в педагогической науке - системное представление качества знаний, учащихся, качество урока, качество деятельности учителя, качество образовательного процесса .
- Качество школьного образования – совокупность свойств, которое обуславливает его приспособленность к реализации социальных целей по формированию и развитию личности в аспектах обученности, воспитанности, выраженности социальных, психических и физических свойств.
- Качество образовательного процесса – совокупность основных его свойств в целом, свойств отдельных сторон, звеньев, элементов в их оптимальном сочетатании, обеспечивающих эффективное выполнение триединой задачи по образованию, воспитанию и развитию личности школьника.
Категория «качество» раскрывается как категория триединой науки :
Качество-совокупность свойств;
Качество - структура - система свойств или качеств объекта (процесса);
Качество - динамично;
Качество существенная определенность объекта, внутренний момент, закономерность частей, элементов;
Качество связано с количеством, их единство выражается категорией меры;
Качество социальных объектов(процессов) обуславливает пригодность для удовлетворения человека;
- От качества конечных результатов образовательного процесса и в определяющей степени от уровня развития основных составляющих технологий зависит эффективность (рейтинг) деятельности школы .
- Качество образовательного процесса обеспечивается за счет традиционных методик и походов, использования сложившихся в школах организационных структур, источников и каналов педагогической информации, что позволяет говорить о том, что доминируют процессы управления качеством текущего функционировании, недостаточной системы и сбалансированности системы обеспечения качества образования (СОКО).
- Основными резервами повышения эффективности существующих систем обеспечения качества образования (СОКО) являются:
- распространение сферы влияния технологии на все уровни ОП
(ученик, класс, школа);
- технологический акцент управления качеством развития с соответствующими изменениями в каждом из ее компонентов (организационном, содержательном и критериальном);
- активное внедрение в процесс различных методик и процедур, в том числе самообследования, самооценки на основе соответствующих критериев и показателей;
Качество образовательного процесса по временной оси жизненного цикла пребывания ученика в школе и по структурным уровням можно выстраивать в рамках мониторинга с учетом ряда особенностей :
- Использование широкого круга показателей для оценки качественных признаков, имеющих объективную природу;
- Применение кваллиметрических оценок;
- Включение в оценочный алгоритм различных экспертных процедур, расширяющих возможности оценивания и границ школьного образования;
Основами, составляющими качество образования должны быть обобщенные критерии, объединенные в блоки:
- Качество основных видов деятельности, их условия и предпосылки:
- качество целей образовательного учреждения ;
-качество учебного плана и программ;
-качество методической работы;
-качество воспитательной работы;
-качество образовательной инфраструктуры;
-качество состава и использования потенциала педагогических кадров;
-качество состава обучаемых.
- Качество результатов работы школы, ее звеньев, участников образовательного процесса
- уровень подготовленности учеников, их образованность;
- личностные достижения учащихся;
-личностные достижения педагогов;
-результаты совершенствования образовательного процесса;
-достижения школы;
-уровень влияния школы на социум, другие образовательные системы;
-выполнение учебного плана, запланированных мероприятий, полнота реализации целевых и долгосрочных программ;
-социальная эффективность деятельности школы и ее звеньев;
- Совершенствование внутришкольной системы обеспечения качества образования (аспект технологии):
- целевые и ценностно-мотивационные основания школьного образования;
- нормативная база качества школьного образования;
- информация база качества школьного образования;
- оценочно-критериальная база качества школьного образования;
- освоенность основных функций по управлению качеством образования;
- уровень технологий, видов управления качеством, совершенство общего механизма.
Возможные условия для повышения качества образования
Предметно-методическое обеспечение |
- повышенной трудности - традиционные - упрощенные (доступные )
|
Работа с педагогическими кадрами |
|
Работа с родителями обучающихся |
|
Работа с обучающимися |
|
Организационное обеспечение |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка алгоритма работы с результатами оценочных процедур
В статье представлены методические разработки алгоритма для оптимизации работы с результатами оценочных процедур различного уровня (всероссийского, регионального, районного) на уровне района...
«Использование результатов оценочных процедур (ГИА, ВПР) в повышении качества образования, в совершенствовании основных образовательных программ»
laquo;Использование результатов оценочных процедур (ГИА, ВПР) в повышении качества образования, в совершенствовании основных образовательных программ»...
Выступление на августовском пленарном заседании по теме Управление образовательной организацией на основе результатов оценочных процедур. Мосолова Е.В. заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Управление образовательной организацией на основе результатов оценочных процедур....
Презентация к выступлению на августовском пленарном заседании "Управление образовательной организацией на основе результатов оценочных процедур""
Система оценки качества:•ОГЭ (ГИА-9),•ЕГЭ (ГИА-11),•Национальные исследования оценки качества образования(НИКО),• Всероссийские проверочные работы (ВПР),• Исследования професс...
Внутренний аудит ОО в системе интеграции результатов оценочных процедур для принятия управленческих решений
Проектные направления:-Модель принятия управленческих решений на основе интеграции результатов оценочных процедур-Комплексный анализ результатов оценочныхпроцедур с учетом контекстных данных...
Выступление "Управление образовательной организацией на основе результатов оценочных процедур", август 2018
Формирование системы оценки качества образования является одним из ключевых приоритетов развития образования в Российской Федерации. Все более широкое признание получает тот факт, что измерение учебны...
Выступление на районном семинаре Построение методической работы в школе с учетом результатов оценочных процедур
Выступление на районном семинаре Построение методической работы в школе с учетом результатов оценочных процедур...