Методическое пособие для педагогов дополнительного образования «Диагностика оценки качества образовательного процесса в творческом объединении»
методическая разработка на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_posobie.doc | 298 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическое пособие
для педагогов дополнительного образования
«Диагностика оценки качества образовательного процесса в творческом объединении»
Тема: методическое пособие для педагогов дополнительного образования «Диагностика оценки качества образовательного процесса в объединении».
Краткая аннотация: методическое пособие позволит педагогам дополнительного образования осуществлять аналитический контроль текущего состояния и результативности образовательного процесса на занятиях в детских объединениях, а при планировании учебного материала прогнозировать результаты и гибко реагировать на изменяющиеся условия.
Актуальность материалов
В последнее время большое значение уделяется мониторингу в педагогической деятельности. Отслеживание результатов деятельности образовательных учреждений стало необходимым в связи с особыми требованиями к качеству образования. Учитывая отсутствие образовательных стандартов в дополнительном образовании, и как следствие отсутствие стандартных диагностических методик, компетентности педагогов в их использовании, актуальным становится наличие в УДОД определенной системы мониторинговой деятельности пдо в детском объединении, основным инструментом которой будет диагностика образовательного процесса.
Без диагностической работы невозможно контролировать образовательный и воспитательный процессы, грамотно формулировать педагогические задачи; одним словом, без мониторинговой деятельности (педагогической диагностики) невозможно организовать целенаправленный, обоснованный процесс развития личности обучающегося.
В работе с обучающимися педагогу необходимо уметь прослеживать социально-психологические изменения в коллективе, в межличностных отношениях, формирование жизненной позиции и ценностных ориентаций молодежи. Чтобы правильно направлять и корректировать свою деятельность, он должен регулярно производить анализ результатов, сопоставляя полученный продукт с целью деятельности.
В системе дополнительного образования детей, где отсутствуют государственные образовательные стандарты, основным критерием результата является полнота и качество реализации дополнительных образовательных программ, существующих в учреждении. При этом, отвечая современным требованиям к образованию, дополнительная образовательная программа должна быть направлена не только на формирование знаний, но и на формирование личности ребёнка, его воспитание и развитие.
Мониторинговая деятельность в системе дополнительного образования представляет собой сложный процесс:
- многие результаты обучающихся трудно определить, для их фиксации нужны специальные измерения, описания, характеристики, параметры;
- дополнительное образование детей само по себе должно являться комплексным результатом, интегрирующем результаты обучения, воспитания и развития ребёнка.
Для более эффективной организации мониторинговой деятельности необходимо познакомить педагогов со следующими принципами:
• Гуманизма - в центре внимания мониторинговой деятельности находится личность ребенка и педагога, которые стремятся к максимальной реализации своих возможностей, имеют право на собственный выбор в различных жизненных ситуациях, могут получить защиту и поддержку; отслеживать необходимо то, что заказывает и получает конкретная личность.
• Целенаправленности - соотнесение организационных форм, средств и методов реализации мониторинговой деятельности с его целью - направленностью на изучение изменений в результатах образовательной деятельности учреждения.
• Периодичности - проведение исследований многократно по одинаковым диагностическим технологиям через определенные заданные промежутки времени.
• Оптимальности и объективности - подбор методов и средств мониторинговой деятельности, с помощью которых можно наиболее полно осуществить комплексное изучение исследуемого объекта, всех его характеристик, взаимодополнение качественных и количественных показателей.
• Адресности - дифференциация форм и содержания мониторинговой деятельности, направленная на конкретные результаты, изменения результатов субъектов деятельности.
• Надежности и достоверности - применение методов и средств мониторинговой деятельности, соответствующих современным достижениям науки и практики, способных изменить деятельность учреждения в лучшую сторону.
• Обязательного учета результатов мониторинга в дальнейшей деятельности - тщательный анализ результатов мониторинга для выработки решений по дальнейшей коррекции деятельности.
• Системности - учет влияния всех компонентов системы деятельности учреждения на отслеживаемый результат.
Организация мониторинговой деятельности педагога представляет собой систему педагогических методов и средств изучения состояния образовательного процесса и его результатов:
- результат обучения детей (уровень освоения программного материала);
- результат воспитания и развития детей (уровень воспитанности, развитие качеств личности, уровень социализированности личности);
- социально-педагогический результат (уровень сформированности коллектива);
- уровень удовлетворённости детей и родителей деятельностью образовательного учреждения.
Главная цель мониторинговой деятельности заключается в сборе и анализе полученных результатов; их соответствии поставленным целям, а так же в прогнозировании дальнейших перспектив развития по улучшению качества основных направлений деятельности.
- Основные технологические этапы организации мониторинговой деятельности педагога дополнительного образования
- Подготовительный.
- Практический.
- Аналитический.
- Прогностический.
Каждый этап предполагает реализацию определенного алгоритма действий.
Подготовительный этап предполагает:
- определение цели, задач и объекта мониторинговой деятельности (основная цель изучения заключается в определении эффективности образовательного процесса; в качестве задач изучения могут быть избраны следующие: выявить уровень освоения образовательной программы детьми; уровень воспитанности членов детской коллектива; определить степень удовлетворённости детей, родителей деятельностью д/о, её результатами и др.);
- подбор критериев и показателей для определения результативности (данный этап является одним из важнейших, так как на нём определяются конкретные характеристики и индикаторы, позволяющие в дальнейшем делать обоснованные суждения о результативности образовательной деятельности учреждения. Количество критериев и показателей не должно быть большим, при их определении надо исходить из требований необходимости и достаточности); (Приложение №1)
- создание комплекта (выбор, разработка или адаптация существующих методик) диагностического инструментария для конкретных объектов мониторингового исследования (диагностический инструментарий не должен быть громоздким и требовать большого количества времени и сил для подготовки и проведения изучения, обработки получаемых результатов. Однако необходимо помнить, что ориентация на использование в процессе изучения только экспресс-методик не всегда является оправданной, так как получение выигрыша во времени нередко происходит за счет снижения качества получаемой информации);
- разработку графика проведения плановых диагностик.
Необходимо хорошо продумать диагностическое обследование, точно запомнить инструкцию, подготовить наглядный материал (если он необходим), продумать его расположение, подготовить протоколы, бланки.
Результаты обследования должны обязательно фиксироваться.
Практический этап заключается в организации и проведении педагогического мониторинга. Как правило, используется несколько диагностических методов (методик). Использование каждого из них происходит в соответствии с требованиями, предъявляемыми к процедуре применения того или иного метода диагностики. Чаще всего применяются следующие методы и формы диагностики: наблюдение, анкетирование, опрос (устный, письменный), тестирование, творческий зачет и др.
Организация мониторинговой деятельности педагога начинается со сбора количественных показателей информации о субъектах образовательного процесса: сохранность контингента, уровень возрастного и полового состава коллектива, сводные данные о семье воспитанников (Приложение №2) для выяснения социального статуса обучающихся, влияющего на условия обучения, потребности и интересы.
В системе дополнительного образования результатом обучения считается освоение детьми системы знаний, умений и навыков, предусмотренных дополнительными образовательными программами в различных направленностях деятельности, развитие интересов детей, их общих и специальных, способностей, достижения детей. Критерии и показатели для отслеживания результативности каждый педагог определяет самостоятельно, исходя из направления деятельности и особенностей образовательной программы. Для отслеживания результатов обучения могут использоваться технологии на основе общенаучных методов исследования и специфических методов педагогической диагностики. Условно можно выделить следующие методы: тестирование, анкетирование, выставка, конкурс, концерт, использование опросных карт и др.
Для изучения результатов и эффективности воспитания и развития наиболее объективными и реально измеряемыми показателями являются ведущие мотивы поведения детей, нравственные ценности и ориентации, поступки обучающихся. Поскольку реальным проявлением воспитанности являются поступки, то важно зафиксировать их, наблюдая за поведением обучающихся или создавая специальные ситуации, в основе которых лежит свобода выбора детьми своих действий. Основными критериями отслеживания результатов воспитания и развития являются:
- мотивационная сфера деятельности – мотивы для занятий в детском объединении и интерес к совместной деятельности; (Приложение №3)
- уровень воспитанности обучающихся (отношение к обществу, отношение к учебному труду и делу, отношение к людям, отношение к себе) – эта методика позволяет видеть динамику развития личности обучающихся; анализировать состояние воспитательного процесса как в отношении одного обучающегося, так и всех ребят в целом; определять приоритетные направления в воспитательной работе Центра и индивидуальной работе с каждым ребенком; (Приложение №4)
- уровень социализированности личности (социальная адаптированность, активность, автономность, нравственность) – человек принадлежит к социальной системе, которая определяет его социальные качества, выражающиеся в накоплении и систематизации духовных ценностей общества, степени эмоционального отношения к различным ценностям и конкретных поступков, которые привязываются к той или иной социальной роли; (Приложение №5)
- развитие качеств личности – изменение интеллектуальной, волевой, эмоциональной сфер личности; (Приложение №6)
Периодичность проведения исследования два раза – в начале и в конце учебного года (для отслеживания динамики); мотивационная сфера – в начале учебного года.
Технологии мониторинга – анкетирование, наблюдение.
Технология мониторинга уровня сформированности коллектива. Важнейшим критерием, позволяющим определить эффективность образовательного процесса учреждения, является уровень развития коллектива и отношений участников педагогического процесса.
Рассматривая детский коллектив как результат образовательного процесса можно выделить несколько критериев, по которым будет производиться мониторинг:
- психологический атмосфера; (Приложение №7)
- самоуправление; (Приложение №8)
- степень удовлетворённости совместной работой; (Приложение №9)
- уровень развития коллектива в целом (социально-психологическая самоаттестация коллектива); (Приложение №10)
Главной характеристикой развития коллектива является социально–психологический климат в нём, изучение которого осуществляется по следующим показателям:
• удовлетворённость членов коллектива взаимоотношениями, процессом организации деятельности, руководством; преобладающее настроение;
• взаимопонимание руководителей и подчинённых, старших и младших, взрослых и детей;
• степень участия членов коллектива в управлении, уровень развития самоуправления;
• сплочённость, продуктивность совместной деятельности;
• чувство гордости за свой коллектив;
• защищённость всех членов коллектива.
При диагностике коллектива необходимо выбрать для исследования те показатели, которые важны для оценки эффективности образовательного процесса.
Периодичность проведения исследования будет зависеть от того, сколько времени существует коллектив:
– один раз в год (в конце года, если коллектив был создан),
– два раза в год (если коллектив существует 2 и более лет). В начале учебного года обучающимся можно предложить «сделать прогноз», а в конце – оценить работу коллектива и сделать сравнительный анализ «прогноз-результат» (на усмотрение педагога, в зависимости от возраста и социального опыта обучающихся).
Технология мониторинга – анкетирование.
Для того чтобы зафиксировать динамику развития коллектива, целесообразно составить таблицу, в которую ежегодно следует заносить результаты диагностики.
Технология мониторинга уровня удовлетворённости детей и родителей деятельностью учреждения. О результативности образовательного процесса учреждения дополнительного образования можно судить по степени удовлетворённости родителей деятельностью учреждения, так как они являются неотъемлемыми участниками образовательного процесса.
Можно определить следующие цели исследования:
- выяснить, в какой степени родители детей, посещающих учреждение, удовлетворены его деятельностью;
- какова степень доверия родителей к педагогу детского объединения, которое посещает ребёнок;
- в какой степени родители заинтересованы в посещении родительских собраний (насколько они полезны для родителей).
Удовлетворённость детей занятиями в учреждении является также важным показателем эффективности деятельности. Составление анкеты направлено на сбор следующей информации: степень удовлетворённости организацией учебной деятельности (разнообразие, доступность материала), психологический климат в коллективе (созданный, прежде всего, педагогом), степень удовлетворённости образовательных потребностей (разнообразие творческих объединений в учреждении).
Периодичность проведения исследования – один раз в год (в конце учебного года).
Технология мониторинга – анкетирование. (Приложение №11)
Аналитический этап направлен на обработку и систематизацию результатов мониторинговых исследований. При анализе результатов исследования особое внимание следует уделить выявлению тенденций изменения показателей в течение нескольких лет. Это позволит более точно определить степень эффективности образовательного процесса и наметить пути и средства дальнейшего совершенствования и развития. Об основных результатах диагностического исследования следует проинформировать детей и родителей.
Прогностический этап является важным, но не обязательным, т.к. реализация данного этапа будет зависеть от педагогического опыта руководителя детского объединения, от времени существования коллектива (сформирован коллектив, имеет традиции, система работы в коллективе отработана, необходимо только вносить коррективы).
Прогностический этап решает следующие задачи:
- моделирование способов улучшения деятельности детского коллектива,
- прогнозирование позитивных изменений в личности субъектов образовательной деятельности, а также всего педагогического процесса,
- разработка или коррекция модели построения образовательного процесса в коллективе.
Результат мониторинговой деятельности педагога является опосредованным и не может выражаться в конкретных цифрах (измерениях). Он может прослеживаться по нескольким направлениям:
- результат на уровне ребёнка – развитие, приобретение социального опыта (участие в процедуре мониторинга);
- результат на уровне детского коллектива – умение анализировать и планировать совместную деятельность;
- результат на уровне педагога – пакет материалов по программе исследования – повышение эффективности планирования, руководства и координации образовательной деятельности в детском коллективе (корректировка образовательной программы, внедрение в практику наиболее эффективных форм и методов работы, профессиональный рост);
- результат на уровне учреждения – повышение качества образовательного процесса в учреждении.
Список литературы
- Аннекова, Н.В., Худин, А.Н., Шамова Т.И. Формирование нормативно-правовой компетентности педагогических кадров / Под ред. Т.И. Шамовой. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 96 с.
- Байбородова, Л.В., Паладьев, С.Л., Степанов, Е.Н. Изучение эффективности воспитательной системы школы: Учебно-методическое пособие / Л.В. Байбородова, С.Л. Паладьев, Е.Н. Степанов. – Псков: ПОИПКРО, 1994. – 94 с.
- Белова, С.Н., Ильина, И.В., Шамова, Т.И. Современные средства оценивания результатов обучения в школе / С.Н. Белова, И.В. Ильина, Т.И. Шамова. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 192 с.
- Воспитательный процесс: изучение эффективности / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 128 с.
- Журкина, А.Я. Мониторинг качества образовательной деятельности в учреждении дополнительного образования детей // Приложение к журналу «Внешкольник», Выпуск №11. – М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2005. – 72 с.
- Золотарёва, А.В. Мониторинг результатов деятельности учреждения дополнительного образования детей: монография / А.В. Золотарёва. – Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2005. – 200 с.
- Капустин, Н.П., Третьяков, П.И., Шамова Т.И. Управление образовательными системами / Под ред. Т.И. Шамовой. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 320 с.
- Кульневич, С.В., Иванченко, В.И. Дополнительное образование детей: методическая служба / С.В. Кульневич, В.И. Иванченко. – Ростов н/Д.: Учитель, 2005. – 324 с.
- Кульневич, С.В., Тончарова, В.И., Лакоценина, Т.П. Организация и содержание методической работы / С.В. Кульневич, В.И. Тончарова, Т.П. Лакоценина. – Ростов н/Д.: Учитель, 2004. – 288 с.
- Попова, Г.П., Размерова, Г.А., Ремчукова, И.Б. Мониторинг качества учебного процесса: Принципы, Анализ Планирование / Г.П. Попова, Г.А. Размерова, И.Б. Ремчукова. – Ростов н/Д.: Учитель, 2007. – 124 с.
- Талых, А. Предмет мониторинга – качество образования // Директор школы. – 1999. – №3. – С. 13 – 17.
- Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие / Под ред. М.М. Поташника. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 448 с.
- Фридман, Л.М. Изучение личности учащихся в ученических коллективах / Л.М. Фридман. – М.: Просвещение 1988 г. – 208 с.
- Шамова, Т.И., Шибанова, Г.Н. Воспитательная система школы: Сущность, содержание, управление / Т.И. Шамова, Г.Н. Шибанова. – М.: ЦГЛ, 2005. – 200 с.
- Шишов, С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования / С.Е. Шишов, В.А. Кальней. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 320 с.
- Щуркова, Н.Е. Диагностика воспитанности: педагогические методики / Н.Е. Щуркова. – М.: МПГУ им. Ленина, 1992. – 20с.
,
Приложения
- Приложение №1 – Примерный перечень критериев и показателей.
- Приложение №2 – Статистические показатели детского объединения.
- Приложение №3 – Анкеты «Мотивы для занятий в детском объединении» и «Интерес к совместной деятельности».
- Приложение №4 – Диагностическая карта «Уровень воспитанности обучающихся».
- Приложение№5– Методика изучения социализированности личности обучающегося.
- Приложение №6 – Методика «Репка».
- Приложение №7 – Методика «Психологическая атмосфера в коллективе».
- Приложение №8 – Методика определения уровня развития самоуправления в коллективе.
- Приложение №9 – Методика «Наши отношения».
- Приложение №10 – Методика «Социально-психологическая самоаттестация коллектива».
- Приложение №11 – Анкеты «Удовлетворённость родителей образовательным процессом» и «Удовлетворённость обучающихся образовательным процессом».
- Приложение №12 – План мониторинговой деятельности педагога дополнительного образования.
Приложение 1
Примерный перечень критериев и показателей
Критерий | Показатель |
Дети | |
Сохранность контингента |
|
Достижения обучающихся И т.д. |
|
Родители | |
Количество родителей, участвующих в деятельности детского коллектива И т.д. |
|
Приложение 2
Статистические показатели детского объединения
Сохранность контингента
Учебный год | Кол-во обучающихся на начало года | Кол-во обучающихся на конец года | % сохранности контингента |
20__-20__ | кол-во человек | кол-во человек | % |
20__-20__ |
Возрастной и половой состав обучающихся детского объединения
Учебный год | Мальчики | Девочки | До 7-ми лет | 7-10 лет | И т.д. |
20__-20__ | |||||
20__-20__ |
Социальный паспорт детского объединения
«______________________________________________»
20 ____- 20 ____ учебный год
Руководитель: ____________________________
Всего обучающихся:
Полнота семьи
Полная | |
Лишившиеся одного родителя | |
Опекаемые | |
Одинокие матери | |
Одинокие отцы | |
Разведенные родители |
Уровень образования родителей
Высшее | |
Неполное высшее | |
Среднее специальное | |
Среднее | |
Другое |
Социальное благополучие семей
Благополучные семьи | |
Проблемные семьи | |
Неблагополучные семьи |
Социальное положение
Рабочие | |
Служащие | |
Безработные | |
Частные предприниматели | |
Инвалиды | |
Пенсионеры |
Количество детей в семье
1 | |
2 | |
3 и более |
Условия проживания
Благоустроенная квартира | |
Снимают квартиру | |
Частный дом | |
Общежитие | |
Снимают комнату |
Уровень здоровья детей
Практически здоровы | |
Состоят на д\у или часто болеющие | |
Дети-инвалиды |
Дети группы риска
Внутришкольный контроль | |
Учет в ОДН | |
Судимость | |
Склонные к систематическим пропускам уроков или бродяжничеству | |
Склонные к употреблению алкоголя |
Дополнительная информация о детях
Дети, проживающие отдельно от родителей | |
Одаренные дети | |
Дети из малообеспеченных семей |
Приложение 3
Анкета «Мотивы для занятий в детском объединении»
Руководитель ______________________________________________
Детское объединение _______________________________________
Возраст обучающихся ______________________________________
Количество детей, принявших участие в анкетировании __________
№ п/п | Образовательные потребности и мотивы для занятий | Степень удовлетворённости | ||
полностью | частично | нет | ||
1. | Развить свои творческие способности | |||
2. | Развить свою индивидуальность, неповторимость | |||
3. | Заниматься с интересным человеком – педагогом | |||
4. | С пользой провести свободное время | |||
5. | Получить знания, умения, которые помогут в приобретении будущей профессии | |||
6. | Повысить свой общекультурный уровень, расширить кругозор | |||
7. | Найти новых друзей и общаться с ними | |||
8. | Научиться самостоятельно приобретать новые знания | |||
9. | Получить умения и знания для решения своих жизненных проблем | |||
10. | Исправить свои недостатки | |||
11. | Узнать то, что не изучают в школе | |||
12. | Участвовать в выставках, конкурсах, выступать на концертах | |||
13. | Научиться делать что-то новое, интересное самому (петь, танцевать, рисовать, лепить, шить и т.п.) |
Анкета «Интерес к совместной деятельности»
Руководитель _____________________________________________
Детское объединение ______________________________________
Возраст обучающихся ______________________________________
Количество детей, принявших участие в анкетировании _________
№ п/п | Что привлекает в деятельности | Степень удовлетворённости | ||
полностью | частично | нет | ||
1. | Интересное дело | |||
2. | Общение с разными людьми | |||
3. | Помощь товарищам | |||
4. | Возможность передать свои знания | |||
5. | Творчество | |||
6. | Приобретение новых знаний и умений | |||
7. | Возможность руководить другими | |||
8. | Участие в делах своего коллектива | |||
9. | Вероятность заслужить уважение товарищей | |||
10. | Сделать доброе дело для других | |||
11. | Выделиться среди других | |||
12. | Выработать у себя определённые черты характера |
Приложение 4
Диагностическая карта
«Уровень воспитанности обучающихся»
Критерий | Возраст обучаю-щихся (класс) | Показатели воспитанности |
Отношение к обществу | 1-4; 5-8 | 1. Отношение к родной природе. |
2. Гордость за свою страну. | ||
3. Забота о коллективе. | ||
9-11 | 4. Политическая культура. | |
5. Правовая культура. | ||
Отношение к учебному труду и делу | 1-4 | 1. Познавательная активность. |
2. Стремление реализовать свои интеллектуальные способности. | ||
3. Саморазвитие. | ||
4. Организованность в учении. | ||
5-8 | 5. Настойчивость в достижении успеха в учении. | |
6. Творческое отношение и успешность во внеурочных делах. | ||
9-11 | 7. Успешность в учении и самообразовании. | |
8. Деловитость. | ||
9. Осознание значимости труда. | ||
Отношение к людям | 1-4 | 1. Уважительное отношение к старшим. |
2. Дружелюбное отношение к сверстникам. | ||
3. Милосердие. | ||
4. Честность в отношении с товарищами и взрослыми. | ||
5-8 | 5. Товарищество, верность дружбе. | |
6. Доброжелательность. | ||
7. Вежливость и культура поведения. | ||
9-11 | 8. Готовность прийти на помощь. | |
9. Тактичность и культура поведения. | ||
Отношение к себе | 1-4 | 1. Развитая добрая воля. |
2. Самоуважение, соблюдение правил культурного поведения. | ||
3. Организованность и пунктуальность. | ||
4. Требовательность к себе. | ||
5-8 | 5. Забота о своем здоровье. | |
6. Самообладание и сила воли. | ||
7. Стремление к самосовершенствованию. | ||
9-11 | 8. Здоровый образ жизни. | |
9. Целеустремленность в самоопределении. | ||
10. Чувство собственного достоинства. |
Все показатели оцениваются по 4 уровням формирующихся качеств (соответственно 3, 2, 1, 0)
Приложение 5
Методика изучения социализированности личности обучающегося
(для среднего школьного возраста)
Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности, нравственной воспитанности обучающихся.
Ход проведения: обучающимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 – всегда; 3 – почти всегда; 2 – иногда; 1 – очень редко; 0 – никогда.
1. Я стараюсь слушаться во всём своих учителей и родителей.
2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
3. За что бы я не взялся – добиваюсь успеха.
4. Я умею прощать людей.
5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.
7. Я становлюсь упрямым, когда я уверен, что я прав.
8. Считаю, что делать людям добро – это главное в жизни.
9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
10. Общаясь с товарищами, отстаиваю своё мнение.
11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
12. Мне нравится помогать другим.
13. мне хочется, чтобы со мной всегда дружили.
14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
16. Переживаю неприятности других, как свои.
17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.
18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.
19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.
Обработка полученных данных производится с помощью матрицы
1 | 5 | 9 | 13 | 17 |
2 | 6 | 10 | 14 | 18 |
3 | 7 | 11 | 15 | 19 |
4 | 8 | 12 | 16 | 20 |
Среднюю оценку социальной адаптированности обучающихся получают при сложении всех оценок и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности – с третьей строчкой. Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) – с четвёртой строчкой. Если получаемый коэффициент больше трёх, то можно констатировать высокую степень социализированности ребёнка; если же он больше двух, но меньше трёх – это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, обучающийся имеет уровень социальной адаптированности ниже среднего.
Приложение 6
Методика «Репка»
(разработана преподавателями кафедры обшей педагогики РГПУ им. А.И.Герцена)
Цель: определить изменения, происшедшие в личности обучающегося в течение учебного года.
Ход проведения. Обучающимся предлагаются следующие вопросы. Подумай и постарайся честно ответить, что в тебе за прошедший год стало лучше (поставь рядом с буквой знак «+»), а что изменилось в худшую сторону (поставь знак «–»):
а) физическая сила и выносливость;
б) умственная работоспособность;
в) сила воли;
г) выдержка, терпение, упорство;
д) ум, сообразительность;
е) память;
ж) объем знаний;
з) внимание и наблюдательность;
и) критичность и доказательность мышления;
к) умение всегда видеть цель и стремиться к ней (целеустремленность);
л) умение планировать работу;
м) умение организовать свой труд (организованность);
н) умение контролировать и анализировать свою работу и свои поступки;
о) умение при необходимости работать самостоятельно, без посторонней помощи;
п) чуткость и отзывчивость к людям;
р) умение работать вместе с товарищами, видеть, кому нужна твоя помощь, помогать и принимать помощь от других;
с) умение подчинять свои желания интересам дела и коллектива;
т) умение видеть и ценить прекрасное в природе, в человеке, в искусстве;
у) умение вести себя в обществе, красиво одеваться, причесываться и т.д.
2. Над какими из названных качеств ты собираешься работать в ближайшее время (перечисли буквы из предыдущего вопроса)?
3. Какие специальные способности ты в себе открыл в этом году или сумел развить в себе (способности к танцам, музыке, рукоделию и т.д.)?
4. Над какими из них ты сейчас работаешь?
5. Что бы ты хотел пожелать себе на будущее?
Обработка полученных данных: полученные результаты можно систематизировать с помощью следующей таблицы:
Фамилия, имя обучающегося | Качества личности | |||
Физическая сила и выносливость | Память | Сила воли | И т.д. | |
Анализ ответов учащихся на вопросы методики позволяет получить информацию о личностном росте каждого ребенка, о самооценке воспитанников, об изменениях в их интеллектуальном, нравственном и физическом развитии. Сопоставление полученных данных с целями, содержанием и способами организации процесса воспитания помогает определить эффективность воспитательной деятельности. Результаты анкетирования целесообразно использовать при перспективном и текущем планировании жизнедеятельности и воспитания обучающихся.
Приложение 7
Методика «Психологическая атмосфера в коллективе»
(подготовлена Л.Г. Жедуновой)
Цель: изучить психологическую атмосферу в коллективе.
Ход проведения. Каждому воспитаннику и педагогу предлагается оценить состояние психологической атмосферы в коллективе по девятибалльной системе. Оцениваются полярные качества:
9 8 7 6 5 4 3 2 1
- Дружелюбие Враждебность
- Согласие Несогласие
- Удовлетворённость Неудовлетворённость
- Увлечённость Равнодушие
- Результативность Нерезультативность
- Теплота взаимоотношений Холодность взаимоотношений
- Сотрудничество Отсутствие сотрудничества
- Взаимная поддержка Недоброжелательность
- Занимательность Скука
- Успешность Неуспешность
Чем выше балл, тем выше оценка психологического климата, и наоборот. Анализ результатов предполагает субъективные оценки состояния психологического климата и их сравнение между собой, а также вычисление средней для коллектива оценки атмосферы.
Приложение 8
Методика определения уровня развития самоуправления в коллективе
(подготовлена профессором М.И. Рожковым)
Цель: определить уровень развития детского самоуправления.
Процедура: Каждый респондент заполняет бланк, в котором указаны номера приведенных ниже предложений. Степень своего согласия с этими предложениями респондент выражает в оценках; 4 – «да», 3 – «скорее да, чем нет», 2 – «Трудно сказать», 1 – «скорее нет, чем да», 0 – «нет».
1 | 5 | 9 | 13 | 17 | 21 |
2 | 6 | 10 | 14 | 18 | 22 |
3 | 7 | 11 | 15 | 19 | 23 |
4 | 8 | 12 | 16 | 20 | 24 |
- Считаю для себя важным добиваться того, чтобы мой коллектив был самым лучшим.
- Вношу предложения по совершенствованию работы коллектива.
- Самостоятельно организую интересные дела со своими товарищами в коллективе.
- Участвую в подведении итогов работы коллектива, в определении ближайших задач.
- Считаю, что коллектив способен к дружным самостоятельным действиям.
- У нас в коллективе обязанности четко и равномерно распределяются между всеми членами коллектива.
- Выборный актив в нашем коллективе пользуется авторитетом среди всех членов коллектива.
- Считаю, что актив в нашем коллективе хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями.
- Считаю, что учащиеся нашего коллектива добросовестно относятся к выполнению своих общественных обязанностей
- Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом коллектива.
- Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед коллективом, были выполнены.
- Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.
- Мы хорошо представляем себе задачи, которые стоят перед коллективом.
- Учащиеся моего коллектива часто участвуют в организации разнообразных мероприятий для всей организации.
- Мы стремимся помочь представителям нашего коллектива, состоящим в органах самоуправления, в решении задач, стоящих перед ними.
- Мои товарищи и я регулярно участвуем в обсуждении проблем, стоящих перед коллективом.
- Мы стремимся к сотрудничеству в решении задач, стоящих перед коллективом, с другими коллективами.
- Удовлетворен отношением моих товарищей к участникам других коллективов.
- Мы стремимся помочь другим коллективам, младшим товарищам в решении трудностей, возникающих перед ними.
- Считаю, что ребята, выбранные в органы самоуправления коллектива, пользуются заслуженным авторитетом.
- Мои товарищи добросовестно относятся к выполнению поручений всего коллектива.
- Мы стремимся к тому, чтобы коллектив достиг более высоких результатов.
- Готов отстаивать интересы коллектива в других коллективах и общественных организациях.
- Осознаю свою ответственность за результаты работы всего коллектива.
Обработка результатов: 24 предложения разбиваются на 6 групп-блоков. Данная систематизация обусловлена выявлением различных аспектов самоуправления:
- включенность детей в самоуправленческую деятельность (1,2,3,4);
- организованность коллектива (5,6,7.8);
- ответственность за результаты совместной работы в коллективе (9,10,11,12);
- участие коллектива в управлении делами организации (13,14,15,16);
- взаимодействие с другими коллективами в организации общей жизнедеятельности (17,18.19.20);
- осознание ответственности за результаты работы всей организации (21,22.23,24).
Приложение 9
Методика «Наши отношения»
(составлена по книге Л.М. Фридман)
Цель: выявить степень удовлетворённости обучающихся различными сторонами жизни коллектива.
Ход проведения. Обучающемуся предлагается ознакомиться, например, с шестью утверждениями. Нужно записать номер того утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением.
Например, для изучения дружбы, сплочённости или, наоборот, конфликтности может быть предложена серия утверждений:
1.Наш коллектив очень дружный и сплочённый.
2.Наш коллектив дружный.
3.В нашем коллективе нет ссор, и конфликтным наш коллектив назвать нельзя.
4.В нашем коллективе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш коллектив назвать нельзя.
5.Наш коллектив недружный. Часто возникают ссоры.
6.Наш коллектив очень недружный. Трудно заниматься в таком коллективе.
Другая серия утверждений позволяет выявить состояние взаимопомощи (или её отсутствие):
1.В нашем коллективе принято помогать без напоминания.
2.В нашем коллективе помощь оказывается только своим друзьям.
3.В нашем коллективе помогают только тогда, когда об этом просит сам член коллектива.
4.В нашем коллективе помощь оказывается только тогда, когда требует педагог.
5.В нашем коллективе не принято помогать друг другу.
6.В нашем коллективе отказываются помогать друг другу.
Те суждения, которые отмечены большинством обучающихся, свидетельствуют о состоянии взаимоотношений и атмосферы в коллективе. В то же время мнение конкретного члена коллектива показывает, как он себя ощущает в коллективе.
Приложение 10
Методика «Социально-психологическая самоаттестация коллектива»
Цель: диагностика уровня развития детского коллектива, его основных характеристик.
Инструкция: Ознакомьтесь со списком суждений, имеющих отношение к оценке морально-психологического климата в Вашем коллективе, и обведите в листе ответов кружочком только те, которые соответствуют всем или большинству Ваших товарищей.
Опросник
- В нашем коллективе большинство ребят
- Свои слова всегда подтверждают делом.
- Осуждают проявления индивидуализма.
- Имеют одинаковые убеждения.
- Радуются успехам друг друга.
- Всегда оказывают помощь друг другу.
- Умело взаимодействуют в работе друг с другом.
- Знают задачи, стоящие перед коллективом.
- Требовательны друг к другу.
- Все вопросы решают сообща.
- Единодушны в оценке проблем, стоящих перед коллективом.
- Доверяют друг другу.
- Делятся опытом работы с товарищами.
- Бесконфликтно распределяют между собой обязанности.
- Знают итоги работы коллектива.
- Никогда ни в чем не ошибаются
- Объективно оценивают свои успехи и неудачи.
- Личные интересы подчиняют интересам коллектива.
- Занимаются на досуге одним и тем же.
- Защищают друг друга.
- Всегда считаются с интересами друг друга.
- Заменяют друг друга в работе.
- Знают положительные и отрицательные стороны коллектива.
- Работают с полной отдачей.
- Не остаются равнодушными, если задеты интересы коллектива.
- Одинаково оценивают распределение обязанностей.
- Помогают друг другу.
- Предъявляют одинаково объективные требования ко всем членам коллектива.
- Самостоятельно выявляют недостатки в работе.
- Знают правила поведения в коллективе.
- Никогда ни в чем не сомневаются.
- Не бросают начатое дело на полпути.
- Отстаивают принятые в коллективе нормы поведения.
- Одинаково оценивают успехи коллектива.
- Искренне огорчаются при неудаче товарища.
- Одинаково объективно оценивают поступки старых и новых членов коллектива.
- Быстро разрешают возникающие проблемы, конфликты, противоречия.
- Знают свои обязанности.
- Сознательно подчиняются дисциплине.
- Верят в свой коллектив.
- Одинаково оценивают неудачи коллектива.
- Тактично ведут себя по отношению друг к другу.
- Не подчеркивают своих преимуществ друг перед другом.
- Быстро находят между собой общий язык.
- Знают основные приемы и методы работы.
- Всегда и во всем правы.
- Общие интересы ставят выше личных.
- Поддерживают полезные для коллектива начинания.
- Имеют одинаковые представления о нормах нравственности.
- Доброжелательно относятся друг к другу.
- Тактично ведут себя по отношению к членам другого коллектива.
- Берут на себя руководство, если это требуется.
- Знают работу товарищей.
- По-хозяйски относятся к общественному добру.
- Поддерживают традиции, сложившиеся в коллективе.
- Одинаково оценивают качества личности, необходимые в коллективе.
- Уважают друг друга.
- Тесно сотрудничают с товарищами во всех вопросах.
- При необходимости принимают на себя обязанности других членов коллектива.
- Знают черты характера друг друга.
- Умеют делать все на свете.
- Ответственно выполняют любую работу.
- Оказывают сопротивление силам, разобщающим коллектив.
- Одинаково оценивают правильность распределения поощрений.
- Поддерживают друг друга в трудные минуты.
- Радуются успехам другого коллектива.
- Действуют слаженно и организованно в сложных ситуациях.
- Знают привычки и склонности друг друга.
- Активно участвуют в общественной работе.
- Заботятся об успехах коллектива.
- Одинаково оценивают правильность наказаний в коллективе.
- Внимательно относятся друг к другу.
- Искренне огорчаются при неудачах членов другого коллектива.
- Быстро находят такое распределение обязанностей, которое устраивает всех.
- Знают, как обстоят дела друг у друга.
Ключ
1.Ответственность: 1, 8, 16, 23, 31, 38, 46, 53,61, 68.
2.Коллективизм: 2, 9, 17, 24, 32,39, 47, 54, 62, 69.
3.Сплоченность: 3, 10, 18,25, 33, 40, 48, 55, 63, 70.
4.Контактность: 4, 11, 19, 26, 34,41,49, 56, 64, 71.
5.Открытость: 5, 12,20, 27, 35,42, 50, 57, 65, 72.
6.Организованность: 6, 13,21,28, 36,43, 51, 58, 66, 73.
7.Информированность: 7, 14, 22, 29,37,44, 52, 59. 67.
8.Контрольные утверждения: 15, 30, 45, 60 (при положительных ответах на эти вопросы доверять данным теста нельзя).
Каждый отмеченный ответ – 1 балл.
Качественный анализ данных
По одному показателю: 9-10 баллов – очень высокий уровень; 7-8 баллов – высокий; 5-6 баллов – средний; 3-4 балла – низкий; 1-2 балла – очень низкий. | По сумме показателей (уровень развития коллектива): 56 - 70 – группа-коллектив; 42 - 55 – группа-автономия; 28 - 41 – группа-кооперация; 14 - 27 – группа-ассоциация; 0 - 13 – группа-конгломерат. |
Приложение 11
Анкета «Удовлетворённость обучающихся образовательным процессом»
Руководитель ______________________________________________
Детское объединение _______________________________________
Возраст обучающихся ______________________________________
Количество детей, принявших участие в анкетировании __________
№ п/п | Образовательные потребности и мотивы для занятий | Степень удовлетворённости | |
Да | Нет | ||
1. | Интересно ли тебе на занятиях? | ||
2. | Активен ли ты на занятиях? | ||
3. | Всё ли тебе доступно и понятно в процессе обучения? | ||
4. | Удовлетворён ли ты разнообразием детских объединений Центра? | ||
5. | Чувствуешь ли ты себя желанным обучающимся на занятиях? |
Анкета «Удовлетворённость родителей образовательным процессом»
Руководитель ______________________________________________
Детское объединение _______________________________________
Возраст обучающихся ______________________________________
Количество родителей, принявших участие в анкетировании _____
№ п/п | Образовательные потребности и мотивы для занятий | Степень удовлетворённости | |
Да | Нет | ||
1. | Нравится ли Вам наш Центр? | ||
2. | Доверяете ли Вы педагогу детского объединения, которое посещает Ваш ребёнок? | ||
3. | Есть ли единство педагогических требований у Вас и педагогов к Вашему ребёнку? | ||
4. | Посещаете ли Вы родительские собрания Центра? | ||
5. | Помогают ли Вам родительские собрания Центра в воспитании Вашего ребёнка? |
Приложение 12
План мониторинговой деятельности педагога дополнительного образования
на 20___ - 20___ учебный год
№ п/п | Тема и содержание | Методы | Сроки проведения | Форма представления результатов |
1. | Организационные мероприятия: - определение цели, задач и объекта мониторинговой деятельности; - подбор критериев и показателей для определения результативности; - создание комплекта (выбор, разработка или адаптация существующих методик) диагностического инструментария; - разработка графика проведения плановых диагностик. | анализ | август | - система критериев и показателей; - пакет технологий отслеживания результатов образовательного процесса; - график. |
2. | Определение уровня освоения программного материала: - вводный; - промежуточный; - итоговый контроль | наблюдение тестирование анкетирование выставка концерт и др. | сентябрь (для групп 2-го и последую-щих годов обучения) январь май | - анкетные бланки; - диагностичес-кие карты; - таблицы; - графики; - аналитическая справка; - дневник наблюдений и др. |
3. | Сбор статистических данных: - составление социального паспорта д/о; - количественные характеристики д/о; - изучение мотивационной сферы обучающихся. | устный (письменный) опрос анкетирование | сентябрь | - социальный паспорт д/о; - таблицы; - анкетные бланки; - аналитическая справка. |
4. | Определение уровня воспитанности обучающихся: - заполнение диагностических карт | наблюдение | октябрь апрель | - диагностичес-кие карты; - таблица; - график. |
5. | Изучение детского коллектива: - психологическая атмосфера в коллективе; - уровень развития самоуправления в коллективе; - степень удовлетворённости совместной работой; - социально-психологическая самоаттестация коллектива. | наблюдение анкетирование тестирование ранжирование | ноябрь февраль май март май октябрь апрель | - анкетные бланки; - таблицы; - сравнительный график; - аналитическая справка. |
6. | Изучение личности обучающегося: - уровень социализированности личности обучающегося; - развитие качеств личности. | наблюдение анкетирование | сентябрь апрель май | - анкетные бланки; - таблицы; - сравнительный график; - аналитическая справка. |
7. | Изучение степени удовлетворённости образовательным процессом: - обучающихся; - родителей. | анкетирование | май | - анкетные бланки; - график; - аналитическая справка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар - практикум "Компетентности педагога дополнительного образования, необходимые для реализации образовательных стандартов". ТРЕНИНГ КОММУНИКАТИВНЫХ И ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПЕДАГОГА (для педагогов дополнительного образования МБУ ДО «СЮТ»)
Создание условий для развития коммуникативных и организаторских способностей педагога.Задачи:· создание в группе атмосферы, способствующей самопроявлен...
Методическая разработка «Диагностика оценки качества образовательного процесса художественного направления"
Методическое пособие позволит педагогам дополнительного образования осуществлять аналитический контроль текущего состояния и результативности образовательного процесса на занятиях по изодеятельн...
Взаимодействие педагога дополнительного образования и родителей в образовательном процессе с детьми ОВЗ с речевыми нарушениями
В статье представлен опыт работы педагогов дополнительного образования, работающих в логопедическом направлении. Акцентированно внимание на вовлечение родителей в образовательный процесс, их заинтерес...
«Система работы учителя и педагога дополнительного образования над повышением качества образовательного результата»
ldquo;Образование – величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно”.Киплинг В ...
Методическое пособие Педагога дополнительного образования «Диагностика и практика преподавания вокала для детей с ограниченными возможностями в школе»
Данное методическое пособие посвящено постановке и решению вокальных задач для детей с ОВЗ в коррекционной школе. Пособие предназначено для проведения музыкальных занятий, занятий в работе над д...
Методические рекомендации педагогам дополнительного образования : " Методы организации занятия в творческом объединении "
Образовательный процесс – это целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие педагога и воспитанников, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и общего развития об...
Презентация к теоретической части районного методического объединения педагогов дополнительного образования по теме "Индивидуальная образовательная траектория профессионального развития педагога дополнительного образования"
Презентация, иллюстрирующая организационно-мотивирующую и теоретическую части семинара-практикума районного методического объединения педагогов дополнительного образования по теме: "Индивидуальна...