Проектирование Адаптированной образовательной программы начального общего образования в соответствии с ФГОС обучающихся с ОВЗ (на примере программы вариант 3.1.)
методическая разработка

Ерёменко Марина Ивановна

В презентации описаны нормативно-правовые основы разработки адаптированной образовательной программы в соответствии с ФГОС обучающихся с ОВЗ.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Заместитель директора по учебной работе КУ «Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа» Ерёменко Марина Ивановна

Слайд 2

Нормативно-правовое обеспечение образования обучающихся с ОВЗ (федеральный уровень) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ; Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373 , с изменениями и дополнениями) Приказ Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19.12.2014г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Приказ Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью)»

Слайд 3

Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01.07.2013 №68-ОЗ (ред.от 28.03.2014) «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» (принят Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 27.06.2013). Письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от «_ 26 _» июня 2015 г. № _ 6681 _ «О б организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2015-2016 учебном году» Письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от «_ 10 _» августа 2015 г. № 8193 «О формировании учебных планов образовательными организациями, расположенными на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и реализующими адаптированные основные образовательные программы общего образования в 2015-2016 учебном году» Нормативно-правовое обеспечение образования обучающихся с ОВЗ (региональный уровень)

Слайд 4

С 1 сентября 2016 года вступает в силу Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, который представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных образовательных программ (АООП) начального общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. АООП НОО обучающихся с ОВЗ разрабатывается на основе Стандарта с учётом их особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивает коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию.

Слайд 5

Исключительным правом на разработку и утверждение адаптированной основной образовательной программы (АООП) обладает образовательная организация. Согласно ч. 5 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ «образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность». Ст. 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации» подтверждает это положение. Она относит к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности разработку и утверждение образовательных программ образовательной организации. Сама же ОО решает вопрос о целесообразности проведения экспертизы разработанной АООП. Согласования образовательной программы не требуется. Таким образом, объектом внешней оценки АООП становится только в период прохождения процедуры лицензирования и государственной аккредитации.

Слайд 6

Целевой пояснительная записка, планируемые результаты освоения АООП; система оценки достижений в освоении АООП 2. Содержательный Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся (базовых учебных действий для обучающихся с УО); Программа отдельных учебных предметов (и курсов коррекционной области; в зависимости от категории детей с ОВЗ) Программа духовно-нравственного развития; Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; Программа коррекционной работы (АООП ОВЗ вариант 1.1 – 8.4, АООП УО вариант 1) Программа сотрудничества с семьей обучающегося (для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой УО – АООП УО вариант 2) Программа внеурочной деятельности (АООП ОВЗ вариант 7.2, АООП УО вариант 1,2) 3. Организационный учебный план; система условия реализации АООП

Слайд 7

Характеристика каждого из вышеназванных разделов представлена в Примерных АООП к каждому ФГОС для обучающихся с ОВЗ. Категория детей с ОВЗ Варианты ФГОС для детей с ОВЗ Глухие дети 1.1, 1.2, 1.3, 1.4 Слабослышащие и позднооглохшие дети 2.1, 2.2, 2.3 Слепые дети 3.1, 3.2, 3.3, 3.4 Слабовидящие дети 4.1, 4.2, 4.3 Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) 5.1, 5.2 Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) 6.1, 6.2, 6.3, 6.4 Дети с задержкой психического развития (ЗПР) 7.1, 7.2 Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) 8.1, 8.2, 8.3, 8.4 Умственно отсталые дети 1,2

Слайд 8

При разработке АООП нужно учесть, что данный документ является локальным нормативным актом, описывающим содержание образования и механизм реализации ФГОС для детей с ОВЗ. В ней конкретизируются положения новых образовательных стандартов применительно к особенностям образовательной организации, состава учащихся, места расположения, педагогических возможностей. Условия и порядок разработки основной образовательной программы устанавливается отдельным локальным нормативным актом общеобразовательного учреждения, в котором указываются: 1.порядок и периодичность разработки АООП или внесения изменений в действующую АООП (в соответствии с периодичностью обновления образовательных стандартов, а также в связи с изменениями в жизнедеятельности образовательного учреждения); 2.состав участников разработки АООП, их полномочия и ответственность; 3.порядок обсуждения проекта АООП; 4.порядок утверждения АООП и ввода в действие

Слайд 9

В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273 – ФЗ установлено: «… содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида».

Слайд 10

. Образовательная организация с опорой на Закон об образовании в РФ, Концепцию ФГОС, конкретный ФГОС для обучающихся с ОВЗ, Примерные АООП определенного варианта, а также иные документы самостоятельна в составлении адаптированной общеобразовательной программы. адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

Слайд 11

Необходимым этапом является адаптация общеобразовательной программы, которая осуществляется с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и включает такие направления деятельности как анализ и подбор содержания; изменение структуры и временных рамок; использование разных форм, методов и приемов организации учебной деятельности. Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе адаптированных образовательных программ начального общего и основного общего образования при одновременном сохранении коррекционной направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания, специфические методы, приемы работы, дополнительные часы на коррекционные занятия

Слайд 12

Анализируются требования государственного образовательного стандарта, содержание примерных программ, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья. Учитываются особенности психофизического развития лиц с ОВЗ (по представленным родителями документам). Проектируются необходимые структурные составляющие адаптированной образовательной программы. При проектировании АОП указывается отрезок времени, покрываемый реализацией содержания Программы. При этом необходимо обратить внимание на четкое формулирование цели АОП и определение круга задач, конкретизирующих цель адаптированной образовательной программы.

Слайд 13

СТРУКТУРА АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Титульный лист Наименование образовательного учреждения Гриф согласования программы (с указанием даты проведения и номера протокола заседания методи­ческого объединения) Гриф согласования программы (с указанием даты проведения и номера протокола заседания ПМПК) Гриф согласования программы с заместителем директора по УВР Гриф согласования программы с родителями (законными представителями) обучающегося с ОВЗ Гриф утверждения программы директором образовательного учреждения (с указанием даты и номера приказа) Название адаптированной образовательной программы Фамилия, имя, отчество обучающегося с ОВЗ Ф.И.О. и контактные данные родителей (законных представителей) обучающегося с ОВЗ Класс ФИО педагога (ов), разработавшего (их) и реализующего (их) программу Ф.И.О. специалистов, работающих с обучающимся Заключение и рекомендации ТПМПК Режим пребывания в Учреждении Учебный год Административно-территориальная единица (город)

Слайд 14

КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ « НИЖНЕВАРТОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ САНАТОРНАЯ ШКОЛА » «СОГЛАСОВАНО» от «___» _______________ Протокол № ____ заседания ПМПК «СОГЛАСОВАНО» от «___» _______________ Протокол №______ заседания методического объединения «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР _______________/ Ерёменко М.И.______ от «___» _________________ «СОГЛАСОВАНО» Родители (законные представители) __________________________ __________________________ «УТВЕРЖДЕНО» Директор КУ «Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа» приказ № ______ от_____________ директор _________/_ ИшбаевМ.М. / АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Ф.И.О обучающегося: ________________________________________________________ Дата рождения обучающегося: ________________________________________________ Ф.И.О. и контактные данные родителей: _____________________________________________________________________________ Класс: _______________________________________________________________________ Ф.И.О. учителя: ______________________________________________________________ Ф.И.О. специалистов, работающих с обучающимся: Логопед ______________________________________________________________________ Дефектолог __________________________________________________________________ Психолог ____________________________________________________________________ Заключение и рекомендации ТПМПК: обучение по варианту программы 3.1. ФГОС для обучающихся с ОВЗ________________________________________________________ Режим пребывания в Учреждении: классно-урочный 2015 – 2016 учебный год г.Нижневартовск

Слайд 15

н ормативно-правовое обеспечение АОП; название, автор и год издания программы (примерной, авторской), на основе которой составлена АОП; вариант АОП в соответствии с ФГОС для ОВЗ ; н а основе данных психолого-педагогической диагностики формулируется цель и задачи обучения, о жидаемые результаты реализации АОП; количество учебных часов, на которое рассчитана АОП; психолого-педагогическая характеристика класса в котором будет реализован данная АОП; краткая психолого-педагогическая характеристика обучающегося с ОВЗ, с описанием особенностей его психофизического развития . Пояснительная записка

Слайд 16

Адаптированная образовательная программа разработана на основе: Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. – М.: « Просвещение » , 2014г. (УМК « Школа России » ); Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 3-4 вида/ Под редакцией Л. И. Плаксиной, М.: Город, 1997г.

Слайд 17

Адаптированная образовательная программа составлена в соответствии с вариантом 3.1 ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и предполагает, что слепой обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образования учащихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (приказ Минобрнауки РФ №1598 от19.12.2014г.)

Слайд 18

Целью реализации АОП (вариант 3.1.) для слепых обучающихся является создание условий выполнения требований Стандарта через обеспечение получения качественного НОО слепыми обучающимися в те же сроки, что и нормально видящие сверстники, по итоговым достижениям полностью соответствующим требованиям к результатам освоения, определенным ФГОС НОО, с учетом особых образовательных потребностей обучающихся данной группы. Цель реализации АОП (вариант 3.4) включение слепого обучающегося с умеренной умственной отсталостью в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов, достижение ребенком самостоятельности в доступных для него пределах в решении повседневных жизненных задач.

Слайд 19

Основным механизмом реализации АОП является учебный план Предметные области Учебные предметы классы Количество часов в неделю Всего I II III IV Обязательная часть Филология Русский язык 4 4 4 4 16 Литературное чтение 4 4 4 3 15 Иностранный язык – 2 2 2 6 Математика и информатика Математика 4 4 4 4 16 Обществознание и естествознание Окружающий мир 2 2 2 2 8 Основы религиозных культур и светской этики Основы религиозных культур и светской этики – – – 1 1 Искусство Музыка 1 1 1 1 4 Изобразительное искусство 1 1 1 1 4 Технология Технология 1 1 1 1 4 Физическая культура Физическая культура 3 3 3 3 12 Итого 20 22 22 22 86 Часть, формируемая участниками образовательных отношений 1 1 1 1 4 Максимально допустимая недельная нагрузка 21 23 23 23 90 Внеурочная деятельность 5-10 5-10 5-10 5-10 20-40 Коррекционно-развивающая работа (индивидуальные занятия) 5 5 5 5 20 Другие направления внеурочной деятельности 5 5 5 5 20 Всего к финансированию 26-31 28-33 28-33 28-33 110-130 (варианты 3.1., 4.1.)

Слайд 20

(вариант 3.4.) Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю всего I II III IV V Обязательная часть Язык и речевая практика Русский язык 3 3 3 3 3 15 Чтение 3 3 4 4 4 18 Устная речь 2 2 1 1 1 7 Математика и информатика Математические представления 3 3 3 3 3 15 Обществознание и естествознание Развитие речи и Окружающий мир 3 3 3 3 3 15 Искусство Тифлографика 1 1 1 1 1 5 Музыка 1 1 1 1 1 5 Технология Ручной труд 2 2 2 2 2 10 Физическая культура Физическая культура 3 3 3 3 3 15 Итого: 21 21 21 21 21 105 Часть, формируемая участниками образовательного процесса при 5-дневной неделе 0 2 2 2 2 8 Максимально допустимая недельная нагрузка 21 23 23 23 23 113 Внеурочная деятельность 6-10 6-10 6-10 6-10 6-10 30-50 Коррекционно-развивающая область 6 6 6 6 6 30 Ритмика 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 2,5 Сенсорное развитие Адаптивная физическая культура 1 1 1 1 1 5 Двигательное развитие 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 2,5 Предметно-практические действия 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 2,5 Социально-бытовая ориентировка 1 1 1 1 1 5 Основы пространственной ориентировки 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 2,5 Социально-коммуникативное развитие 1 1 1 1 1 5 Индивидуальные коррекционные занятия 1 1 1 1 1 5 Другие направления внеурочной деятельности 0-4 0-4 0-4 0-4 0-4 0-20 Всего к финансированию 27-31 29-33 29-33 29-33 29-33 143-163

Слайд 21

Вид нарушения обучающихся с ОВЗ Коррекционные курсы Слепые обучающиеся «Ритмика», «Адаптивная физическая культура», «Охрана, развитие остаточного зрения и зрительного восприятия», «Социально-бытовая ориентировка», «Пространственная ориентировка», «Развитие осязания и мелкой моторики», «Развитие коммуникативной деятельности». Обучающиеся с тяжёлыми нарушениями речи «Произношение», «Логопедическая ритмика», «Развитие речи». Обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата «Речевая практика», «Основы коммуникации», «Психомоторика и развитие деятельности», «Двигательная коррекция». Обучающиеся с задержкой психического развития «Коррекционно-развивающие занятия(логопедические и коррекционные)», «Ритмика». Обучающиеся с расстройством аутистического спектра «Музыкально-ритмические занятия», «Социально-бытовая ориентировка», «Формирование коммуникативного поведения». Содержание коррекционно-развивающей области :

Слайд 22

Дети с нарушением зрения находятся в обедненной зрительной среде, при которой генетические предпосылки развития восприятия теряют свою силу. Низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Проблемы социализации детей с нарушениями зрения, отсутствие у них навыков социально-адаптивного поведения. Недостатки развития движений и малая двигательная активность; Недоразвитие пространственных представлений, возможности практической микро и макроориентировки, словесные обозначения пространственных обозначений. Недостатки в формировании и развитии выразительных движений, коммуникативной деятельности и личности. Сопутствующими дефектами могут быть нарушения опорно-двигательного аппарата и нарушения развития эмоционально-волевой сферы на фоне раннего органического поражения ЦНС.

Слайд 23

Создание условий , необходимых для осуществления образовательного процесса. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя: использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания; специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов; специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования; предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь; проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий; обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность; другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Слайд 24

Доступная среда таблички с названием кабинетов по системе Брайля; тактильная дорожка в коридоре (дорожка с шероховатой поверхностью на полу); Информационный стенд для мнемосхем. Пиктограммы "Пути эвакуации". Пиктограммы "Запасный выход". Пиктограммы "Туалет". Пиктограммы "Вход-выход". Поручень откидной для унитаза. Поручень откидной для раковины. Телефон с большими кнопками и шрифтом Брайля. Часы тактильные настольные с крупными цифрами. Говорящие настольные часы «Яблоко». Столовые приборы для незрячих: - сахарница-дозатор; перечница-дозатор; - 2 вилки, 2 ложки,1 нож; нож-дозатор; - ограничитель для тарелки; - таймер тактильный кухонный; - говорящий кухонный таймер; - вибрационный индикатор уровня жидкости; - говорящий кувшин.

Слайд 25

Специальное оборудование Брайлевский редактор Duxbury BrailleTranslator(DBT). Дисплей Брайля ALVAUSB 640. Программное обеспечение для сканирования и чтения OpenBook 9.0. Читающая машина сканирующая ClearReader+. Электронные увеличители для компьютерной техники. Говорящий электронный калькулятор. Портативный видеоувеличитель Compact 4 HD. Программа экранного доступа «AРЕВ» с ПК. Говорящий определитель цвета «Colorino» (Австрия). Говорящий прибор для маркировки предметов «Sherlock» (Австрия). Тифломагнитофон и музыкальный центр. Звуковой таймер «Колокольчик».

Слайд 26

Специальные учебники и учебные пособия Горецкий В. Г. и др. Русская азбука: Учебник по обучению грамоте и чтению, М.:«МИПО РЕПРО», 2012; Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика: Учебник: 1 класс: В 2 ч. Ч. 1. Книга 1-2. М.: «МИПО РЕПРО», 2010 Плешаков А.А.. Мир вокруг нас. 1 кл.–М.: ООО "МИПО Репро"2011г. Рельефно-графическое пособие «Азбука в картинках». -М.:ООО «ИПТК «Логос» ВОС»,2010г. Рельефно-графическая грамота для детей дошкольного и младшего школьного возраста. -М.:ООО «ИПТК «Логос» ВОС», 2006г. Рельефно- графическое пособие: «Дикие млекопитающие». -М.:ООО «ИПТК «Логос» ВОС», 2006г. Рельефно - графическое пособие: «Домашние животные». -М.:ООО «ИПТК «Логос» ВОС», 2006г.

Слайд 27

Развивающая среда Развивающий комплекс «ДОН» «Летающая» тарелка (Фрисби) со звуковым сигналом. Тифлоприбор "Графика". Тифлоприбор «Ориентир». Математические кубики со шрифтом Брайля. Геометрический сенсорный мешочек. Мяч волейбольный, звенящий. Набор мягких кирпичей различной жесткости. Тактильная игра "Пощупай рукой, определи ногой». Тактильная дорожка. Тренажер «Черепаха» . Статус. Программа для воспитания здоровой осанки, профилактики, коррекции плоскостопия по методу БОС. Сенсорная комната.

Слайд 28

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности : методы словесной передачи и слухового (беседа) и/или зрительного восприятия учебного материала и информации по организации и способу его усвоения (метод работы с учебником и дополнительной литературы); наглядные и практические методы; использование мультимедиа средств и флеш-игр на уроке; методы создания эмоционально-нравственных ситуаций, ситуаций занимательности, занимательных аналогий, удивления; сопоставления научных и житейских толкований, например, явлений природы; эмоциональная, яркая, художественная речь педагога, которая увлекает слушателей и стимулирует их учебно-познавательную деятельность.

Слайд 29

Основные требования к результатам реализации АОП. В данном разделе АОП следует соотнести цель и задачи Программы с ее планируемыми результатами, а также конкретно сформулировать результаты реализации программы на уровне динамики показателей психического и психологического развития обучающегося (обучающихся) и уровне сформированности ключевых компетенций. Эти требования являются основой для осуществления промежуточной и итоговой оценки результативности АОП. Результаты освоения АОП обучающегося оцениваются как итоговые на момент завершения начального общего образования. Освоение адаптированной образовательной программы начального общего образования обеспечивает достижение слепым обучающимся трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных (для вариантов 3.3. и 3.4 метапредметные результаты не предусматриваются).

Слайд 30

Требования к результатам формирования жизненной компетенции Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях; Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; Овладение навыками коммуникации; Дифференциация и осмысление картины мира; Дифференциация и осмысление адекватно возрасту своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей 1) овладение эффективными компенсаторными способами учебно-познавательной и предметно-практической деятельности; 2) овладение умением осуществлять учебно-познавательную деятельность с учетом имеющихся противопоказаний и ограничений; 3) овладение навыками и умениями использования рельефно-точечного шрифта Л. Брайля; 4) повышение возможностей в пространственной и социально-бытовой ориентировке; 5) развитие межличностной системы координат "слепой - зрячий": развитие навыков сотрудничества с нормально видящими взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях и др.

Слайд 31

Учитывая своеобразие психического развития слепых обучающихся, а также коррекционно - компенсаторную направленность всего процесса обучения, в АОП включены коррекционно-развивающие задания, упражнения, направленные на преодоление зрительной депривации, приемов и способов самоконтроля. Основные направления коррекционной работы в деятельности учителя Направление «Развитие письменной и устной речи» обогащение и активизация словаря, развитие связной речи; развитие осязательных навыков, развитие мелкой моторики; развитие пространственно-временного гнозиса: ориентировка в микро- и макропространстве, ориентировка во временных представлениях (части суток, дни недели, времена года и т.д.) развитие межличностной системы координат "слепой - зрячий": развитие навыков сотрудничества с нормально видящими взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях; овладение вербальными и невербальными средствами общения; повышение стремления к расширению контактов со сверстниками; развитие умения использовать в процессе межличностной коммуникации все сохранные анализаторы.

Слайд 32

Н аправление «Развитие познавательных процессов» развитие восприятия. Развитие видов восприятия: зрительное, слуховое, осязательное. Умение воспринимать, различать и сравнивать предъявляемые сенсорные эталоны: геометрические формы в рельефных рисунках, в моделях и натуральных предметах. Умение обследовать на полисенсорной основе отдельные предметы, группы предметов, сравнивать их по форме, величине и расположении в пространстве; развитие внимания. Развитие видов внимания: непроизвольное, произвольное, произвольное устойчивое; свойств внимания: концентрации, объема, устойчивости, переключаемости, распределения; развитие памяти. Развитие виды памяти: наглядно-образную, словесно-логическую, двигательную, слуховую, зрительную, эмоциональную; свойств памяти: объем, точность, скорость процессов запоминания; развитие мышления. Развитие видов мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное (конкретное), словесно-логическое. Развитие логического и алгоритмического мышления; овладение основами логических операций и действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; развитие умениями соотнесения предметов с моделями, макетами, рельефными изображениями. развитие представлений: зрительные, слуховые, осязательные; развитие воображения. Развитие видов воображения: пассивное (преднамеренное), активное (творческое, воссоздающее); пространственного воображения.

Слайд 33

Н аправление «Психологическое развитие» Развитие коммуникативной деятельности : 1. развитие навыков сотрудничества с нормально видящими взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 2. развитие готовности конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 3. развитие умения слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; 4. повышение стремления к расширению контактов со сверстниками; 5. развитие сопереживания, эмоциональной отзывчивости; 6. развитие самоконтроля и саморегуляции в процессе общения; 7. развитие внимания к состоянию, настроению, самочувствию окружающих; 8. развитие дифференциации собственных эмоциональных реакций и понимание эмоциональных проявлений окружающих; Эмоционально - личностное развитие: 1. формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 2. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Слайд 34

Система контрольно-измерительных материалов включает в себя тестовые материалы, тексты контрольных работ, вопросы для промежуточной и итоговой аттестации, включает критерии оценки проверочных работ. Список литературы. Рабочие программы отдельных учебных предметов Титульный лист Паспорт программы Пояснительная записка Критерии и нормы оценки знаний обучающихся Тематический план Календарно – поурочное планирование Лист регистрации изменений к рабочей программе

Слайд 35

Тип программы Программа общеобразовательного учреждения Статус программы Рабочая программа учебного курса русский язык 1 класс Название, автор предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа; Программа начального общего образования по русскому языку авторов Горецкий В.Г. , Канакина В.П. и др. Русский язык. Рабочие программы. 1 – 4 классы. «Школа России» рекомендованной Министерством образования РФ Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида/ Под редакцией Л. И. Плаксиной, М.: Город, 1997г Категория обучающихся Обучающиеся ___1__ класса КУ «Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа» Сроки освоения программы 1 год Объём учебного времени 48 часов Форма организации учебной деятельности Классно-урочная Режим занятий 5 часов в неделю

Слайд 36

Оценка письменных работ по русскому языку (диктант) Дети нормы Для слепых обучающихся «5» - за работу, в которой нет ошибок «5» – за диктант, в котором нет орфографических и технических ошибок, допущено 1 исправление. «4» - за работу, в которой допущено 1-2 ошибки «4» – за диктант , в котором допущено 1 – 2 орфографические или технические ошибки, не более 2 зачеркиваний и исправлений. «3» - за работу, в которой допущено 3-5 ошибок «3» – за диктант, в котором допущено 3 – 5 орфографических или технических ошибок, сделано 3-4 зачеркивания или исправления. «2» - за работу, в которой допущено более 5 ошибок «2» – за диктант, в котором допущено более 5 орфографических или технических ошибок, 5 зачеркиваний или исправлений

Слайд 37

Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся по литературному чтению Для проверки техники чтения в школе у слепых и слабовидящих учащихся используется текст, по содержанию близкий опыту ребёнка. Сложные научно-познавательные и художественные произведения, сказки и стихотворения читаются медленнее, чем обычный текст, и для проверки не рекомендуется. Класс Количество слов (слепые и слабовидящие) Количество слов (норма) Базовый уровень Минимальный уровень Базовый уровень Минимальный уровень 1 класс 15-20 8-12 25-30 20-25 2 класс 30-40 20-30 50-60 35-40 3 класс 40-50 30-40 80-90 50-60 4 класс 70-80 40-50 105-120 80-90

Слайд 38

2 класс (вариант 3.1, 4.1) Оценка «5» ставится ученику, если он: а) правильно, плавно читает текст по слогам, без искажений, перестановок и повторений слогов и слов, отчётливо произносит звуки и слова, правильно соблюдает ударения в словах и интонационные паузы; б) соблюдает нормативы беглого чтения; в) с помощью вопросов учителя может передать основное содержание прочитанного текста; г) выразительно читает наизусть текст стихотворения. Оценка «4» ставится ученику, если он: а) допускает при чтении 1 – 4 ошибки в словах или при соблюдении пауз; б) соблюдает нормативы беглого чтения; в) понимает текст прочитанного произведения или его частей, но недостаточно чётко формулирует ответ; г) умеет подробно пересказать содержание текста; д) при чтении наизусть допускает перестановку слов, но самостоятельно исправляет ошибки. Оценка «3» ставится ученику, если он: а) читает отрывисто, недостаточно выразительно, допускает 5 -7 ошибок (замены, пропуски, перестановки), не соблюдает паузы между словами; б) при пересказывании прочитанного нарушает последовательность, допускает речевые ошибки; в) обнаруживает при чтении наизусть нетвёрдое усвоение текста; Оценка «2» во 2 классе ставится ученику, если он: читает все слова отрывисто, невыразительно, допускает более 7 искажений слов, не знает большей части текста, который должен выучить наизусть.

Слайд 39

Тематическое планирование

Слайд 40

Календарно-поурочное планирование № Тема урока Тема 2 (инклюзия) Решаемые проблемы (цель) Дата проведения План Факт 3 Прямые, наклонные и вертикальные линии. Письмо овалов и полуовалов (с. 8–11) Ознакомление с колодкой - шеститочием. Какие линии бывают в прописи? Цели: познакомить с разлиновкой прописи и наклоном; учить применять гигиенические правила письма при выполнении заданий 04.09 04.09 2 Пространственные представления «вверху», «внизу», «справа», «слева». Учебник, с. 6–7. Р/т, с. 4 Тренировочные упражнения в письме точки 1. Что значит «вверху», «внизу», «справа», «слева»? Цели: научить определять местоположение предметов в пространстве; устанавливать пространственные отношения с помощью сравнения: выше – ниже, слева – справа 04.09 04.09

Слайд 41

№ Дата изменения Причина изменения Суть изменения Корректирующие действия Лист регистрации изменений к рабочей программе Название программы ______________________________________________ Учитель _________________________________________________________

Слайд 42

ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предусматривает механизмы гибкой смены варианта образовательной программы, что конкретизируется применительно к каждой категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья



Предварительный просмотр:

Проектирование Адаптированной образовательной программы начального общего образования в соответствии с ФГОС обучающихся с ОВЗ

(на примере программы вариант 3.1.)

Вступление в силу нового Федерального государственного стандарта требует введения в деятельность общеобразовательного учреждения (работающего с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья) нового направления деятельности -разработку адаптированной основной образовательной программы(АООА) и адаптированных образовательных программ.

Нормативно-правовое обеспечение образования обучающихся с ОВЗ

(федеральные законодательные акты)

  • Федеральный  закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373, с изменениями и дополнениями)
  • Приказ Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19.12.2014г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  • Приказ Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью)»

(региональные законодательные акты)

  • Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01.07.2013 №68-ОЗ (ред.от 28.03.2014) «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» (принят Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 27.06.2013).
  • Постановление правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13.12. 2013 года № 543-п «Об организации инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»;
  • Письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от «_26_» июня 2015 г. №  _6681_ «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях  Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2015-2016 учебном году»

  • Письмо  Департамента образования и молодежной политики

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от «_10_»  августа  2015 г. № 8193 «О формировании учебных планов образовательными организациями, расположенными на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и реализующими адаптированные основные  образовательные программы общего образования

в 2015-2016 учебном году»

С 1 сентября 2016 года вступает в силу Федеральный государственный образовательный стандарт начальногообщего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, который представляет собой совокупность обязательных требований при реализацииадаптированных основных образовательных программ (АООП) начального общего образования в организациях,осуществляющих образовательную деятельность.

Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья разрабатывается на основе Стандарта с учётом их особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивает коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию.

Исключительным правом на разработку и утверждение адаптированной основной образовательной программы (АООП) обладает образовательная организация. Согласно ч. 5 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ «образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность». Ст. 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации» подтверждает это положение. Она относит к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности разработку и утверждение образовательных программ образовательной организации. Сама же ОО решает вопрос о целесообразности проведения экспертизы разработанной АООП. Согласования образовательной программы не требуется. Таким образом, объектом внешней оценки АООП становится только в период прохождения процедуры лицензирования и государственной аккредитации.

Структура адаптированной основной образовательной программы должна соответствовать требованиям федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и содержать в себе следующие разделы:

1.Целевой

пояснительная записка,

планируемые результаты освоения АООП;

система оценки достижений в освоении АООП

 2. Содержательный

Программа формирования универсальных учебных действий

обучающихся (базовых учебных действий для обучающихся с УО);

Программа отдельных учебных предметов (и курсов

коррекционной области; в зависимости от категории детей с ОВЗ)

Программа духовно-нравственного развития;

Программа формирования экологической культуры, здорового и

безопасного образа жизни;

Программа коррекционной работы (АООП ОВЗ вариант 1.1 – 8.4, АООП УО вариант 1)

Программа сотрудничества с семьей обучающегося (для

обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой УО – АООП УО

вариант 2)

Программа внеурочной деятельности (АООП ОВЗ вариант 7.2,

АООП УО вариант 1,2)

3. Организационный

учебный план;

система условия реализации АООП

Характеристика каждого из вышеназванных разделов представлена в Примерных АООП к каждому ФГОС для обучающихся с ОВЗ.

При разработке АООП нужно учесть, что данный документ является локальным нормативным актом, описывающим содержание образования и механизм реализации ФГОС для детей с ОВЗ. В ней конкретизируются положения новых образовательных стандартов применительно к особенностям образовательной организации, состава учащихся, места расположения, педагогических возможностей.

        Условия и порядок разработки основной образовательной программы устанавливается отдельным локальным нормативным актом общеобразовательного учреждения, в котором указываются:

1.порядок и периодичность разработки АООП или внесения изменений в действующую АООП (в соответствии с периодичностью обновления образовательных стандартов, а также в связи с изменениями в жизнедеятельности образовательного учреждения);

2.состав участников разработки АООП, их полномочия и ответственность;

3.порядок обсуждения проекта АООП;

4.порядок утверждения АООП и ввода в действие.

На основе адаптированной основной образовательной программы (в коррекционных образовательных учреждениях) и основной образовательной программы (в школах, реализующих инклюзивную практику) разрабатываются адаптированные образовательные программы.

В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273 – ФЗ установлено: «… содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида».

Закон об образовании дает спектр базовых определений, в частности даны определения обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование, адаптированная образовательная программа:

обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

 инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Образовательная организация с опорой на Закон об образовании в РФ, Концепцию ФГОС, конкретный ФГОС для обучающихся с ОВЗ, Примерные АООП определенного варианта, а также иные документы самостоятельна в составлении адаптированной общеобразовательной программы.

Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе адаптированных образовательных программ начального общего и основного общего образования при одновременном сохранении коррекционной направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания, специфические методы, приемы работы, дополнительные часы на коррекционные занятия.

Необходимым этапом является адаптация общеобразовательной программы, которая  осуществляется с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и включает такие  направления деятельности  как анализ и подбор содержания; изменение структуры и временных рамок; использование разных  форм, методов и приемов организации учебной деятельности.

Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой.

Анализируются требования государственного образовательного стандарта, содержание примерных программ, в том числе  для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Учитываются особенности психофизического развития лиц с ОВЗ (по представленным родителями документам).

Проектируются необходимые структурные составляющие адаптированной образовательной программы и определяются временные границ освоения АОП.

 При проектировании АОП указывается отрезок времени, покрываемый реализацией содержания Программы.

При этом необходимо обратить внимание на четкое формулирование цели АОП и определение круга задач, конкретизирующих цель адаптированной образовательной программы.

СТРУКТУРА АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

  • Титульный лист
  • Пояснительная записка, в которой указывается нормативно-правовое обеспечение АОП; название, автор и год издания программы (примерной, авторской), на основе которой составлена АОП; вариант АОП в соответствии с ФГОС для ОВЗ; на основе данных психолого-педагогической диагностики формулируется цель и задачи обучения, ожидаемые результаты реализации АОП; количество учебных часов, на которое рассчитана АОП.

Адаптированная образовательная программа разработана на основе:

Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. – М.: «Просвещение», 2014г. (УМК «Школа России»);

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений  3-4 вида/  Под редакцией Л. И. Плаксиной, М.: Город, 1997г.

Адаптированная образовательная программа составлена в соответствии с вариантом 3.1 ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ  и предполагает, что слепой обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образования учащихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (приказ Минобрнауки РФ №1598 от19.12.2014г.)

Целью реализации АОП (вариант 3.1.) для слепых обучающихся является создание условий выполнения требований Стандарта через обеспечение получения качественного НОО слепыми обучающимися в те же сроки, что и нормально видящие сверстники, по итоговым достижениям полностью соответствующим требованиям к результатам освоения, определенным ФГОС НОО, с учетом особых образовательных потребностей обучающихся данной группы.

Цель реализации АОП (вариант 3.4) включение  слепого  обучающегося с  умеренной умственной отсталостью в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных    социальных    контактов,    достижение    ребенком самостоятельности в доступных для него пределах  в решении повседневных жизненных задач.

Основным механизмом реализации АОП является учебный план

Обязательным элементом структуры  учебного плана является «Коррекционно – развивающая область» поддерживающая процесс освоения содержания АООП НОО, реализующаяся через содержание коррекционных курсов, указанных в ФГОС обучающихся с ОВЗ.

Вид нарушения обучающихся с ОВЗ

Коррекционные курсы

Слепые обучающиеся

«Ритмика», «Адаптивная физическая культура», «Охрана, развитие остаточного зрения и зрительного восприятия»,  «Социально-бытовая ориентировка», «Пространственная ориентировка»,  «Развитие осязания и мелкой моторики», «Развитие коммуникативной деятельности».

Обучающиеся с тяжёлыми нарушениями речи

«Произношение», «Логопедическая ритмика», «Развитие речи».

Обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

«Речевая практика», «Основы коммуникации», «Психомоторика и развитие деятельности», «Двигательная коррекция».

Обучающиеся с задержкой психического развития

«Коррекционно-развивающие занятия(логопедические и коррекционные)», «Ритмика».

Обучающиеся с расстройством аутистического спектра

«Музыкально-ритмические занятия», «Социально-бытовая ориентировка», «Формирование коммуникативного поведения».

Психолого-педагогическая характеристика класса в котором будет реализован данная АОП. Краткая психолого-педагогическая характеристика обучающегося с ОВЗ, с описанием особенностей его психофизического развития.

  • Дети с низким зрением находятся в обедненной зрительной среде, при которой генетические предпосылки развития восприятия теряют свою силу.
  • Низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук.
  • Проблемы социализации детей с нарушениями зрения, отсутствие у них навыков социально-адаптивного поведения.
  • Недостатки развития движений и малая двигательная активность;
  • Недоразвитие пространственных представлений, возможности практической микро и макроориентировки, словесные обозначения пространственных обозначений.
  • Недостатки в формировании и развитии выразительных движений, коммуникативной деятельности и личности.
  • Сопутствующими дефектами могут быть нарушения опорно-двигательного аппарата и нарушения развития эмоционально-волевой сферы на фоне раннего органического поражения ЦНС.

Создание условий, необходимых  для осуществления  образовательного процесса.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя:

  • использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;
  • специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;
  • специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
  • предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;
  • проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
  • обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
  • другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Доступная среда

  • таблички с названием кабинетов по системе Брайля;
  • тактильная дорожка в коридоре (дорожка с шероховатой поверхностью
  • на полу);
  • Информационный стенд для мнемосхем.
  • Пиктограммы "Пути эвакуации".
  • Пиктограммы  "Запасный выход".
  • Пиктограммы "Туалет".
  • Пиктограммы "Вход-выход".
  • Поручень откидной для унитаза.
  • Поручень откидной для раковины.
  • Телефон с большими кнопками и шрифтом Брайля.
  • Часы тактильные настольные с крупными цифрами.
  • Говорящие настольные часы «Яблоко».

Столовые приборы для незрячих:

          - сахарница-дозатор; перечница-дозатор;

          - 2 вилки,  2 ложки,1 нож; нож-дозатор;

          - ограничитель для тарелки;

          - таймер тактильный кухонный;

          - говорящий кухонный таймер;

          - вибрационный индикатор уровня жидкости;

          - говорящий кувшин    

Специальное   оборудование

  • Брайлевскийредактор Duxbury BrailleTranslator(DBT).
  • Дисплей Брайля ALVAUSB 640.
  • Программное обеспечение для сканирования и чтения

OpenBook 9.0.

  • Читающая машина сканирующая ClearReader+.
  • Электронные увеличители для компьютерной техники.
  • Говорящий электронный калькулятор.
  • Портативный видеоувеличительCompact 4 HD.
  • Программа экранного доступа «AРЕВ» с ПК.
  • Говорящий определитель цвета «Colorino» (Австрия).
  • Говорящий прибор для маркировки предметов

«Sherlock» (Австрия).

  • Тифломагнитофон и музыкальный центр.

Звуковой таймер «Колокольчик».

Специальные учебники и учебные пособия      

 Горецкий В. Г. и др. Русская азбука: Учебник по обучению грамоте и чтению, М.:«МИПО РЕПРО», 2012;

Моро М. И., Волкова С. И.,  Степанова С. В.  Математика: Учебник: 1 класс: В 2 ч. Ч. 1. Книга 1-2. М.: «МИПО РЕПРО», 2010

Плешаков А.А.. Мир вокруг нас. 1 кл.–М.: ООО "МИПО Репро"2011г.

Рельефно-графическое пособие «Азбука в картинках». -М.:ООО «ИПТК «Логос» ВОС»,2010г.

Рельефно-графическая грамота для детей дошкольного и младшего школьного возраста. -М.:ООО «ИПТК «Логос» ВОС», 2006г.        

Рельефно- графическое пособие: «Дикие млекопитающие». -М.:ООО «ИПТК «Логос» ВОС», 2006г.

Рельефно - графическое пособие: «Домашние животные». -М.:ООО «ИПТК «Логос» ВОС», 2006г.

Развивающая среда

  • Развивающий комплекс «ДОН»
  • «Летающая» тарелка (Фрисби) со звуковым сигналом.
  • Тифлоприбор "Графика".
  • Тифлоприбор «Ориентир».
  • Математические кубики со шрифтом Брайля.
  • Геометрический сенсорный мешочек.
  • Мяч волейбольный, звенящий.
  • Набор мягких кирпичей различной жесткости.
  • Тактильная игра "Пощупай рукой, определи ногой».
  • Тактильная дорожка.
  • Тренажер «Черепаха» .
  • Статус. Программа для воспитания здоровой осанки, профилактики, коррекции плоскостопия по методу БОС.
  • Сенсорная комната.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

  • методы словесной передачи и слухового (беседа) и/или зрительного восприятия учебного материала и информации по организации и способу его усвоения (метод работы с учебником и дополнительной литературы); наглядные и практические методы;
  • использование мультимедиа средств и флеш-игр на уроке;
  • методы создания эмоционально-нравственных ситуаций, ситуаций занимательности, занимательных аналогий, удивления; сопоставления научных и житейских толкований, например, явлений природы;
  • эмоциональная, яркая, художественная речь педагога, которая увлекает слушателей и стимулирует их учебно-познавательную деятельность.

Основные требования к результатам реализации АОП.

В данном разделе АОП следует соотнести цель и задачи Программы с ее планируемыми результатами, а также конкретно сформулировать результаты реализации программы на уровне динамики показателей психического и психологического развития обучающегося (обучающихся) и уровне сформированности ключевых компетенций. Эти требования являются основой для осуществления промежуточной и итоговой оценки результативности АОП.

Результаты освоения АОП обучающегося оцениваются как итоговые на момент завершения начального общего образования. Освоение адаптированной образовательной программы начального общего образования обеспечивает достижение слепым обучающимся трех видов результатов: личностных,  метапредметных и предметных.

Требования к результатам формирования жизненной компетенции

  • Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях;
  • Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
  • Овладение навыками коммуникации;
  • Дифференциация и осмысление картины мира;
  • Дифференциация  и осмысление адекватно возрасту своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей

1)овладение эффективными компенсаторными способами учебно-познавательной и предметно-практической деятельности;

2) овладение умением осуществлять учебно-познавательную деятельность с учетом имеющихся противопоказаний и ограничений;

3) овладение навыками и умениями использования рельефно-точечного шрифта Л. Брайля;

4) повышение возможностей в пространственной и социально-бытовой ориентировке;

5) развитие межличностной системы координат "слепой - зрячий": развитие навыков сотрудничества с нормально видящими взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях и др.

Основные направления коррекционной работы

в деятельности учителя

     Учитывая своеобразие психического развития слепых обучающихся, а также коррекционно - компенсаторную направленность всего процесса обучения, в АОП  включены коррекционно-развивающие задания, упражнения, направленные на преодоление зрительной депривации,   приемов и способов самоконтроля.  

Направление «Развитие письменной и устной речи»

  • обогащение и активизация словаря, развитие связной речи;
  • развитие осязательных навыков, развитие мелкой моторики;
  • развитие пространственно-временного гнозиса: ориентировка в микро- и макропространстве, ориентировка во временных представлениях (части суток, дни недели, времена года  и т.д.)
  • развитие межличностной системы координат "слепой - зрячий": развитие навыков сотрудничества с нормально видящими взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях; овладение вербальными и невербальными средствами общения; повышение стремления к расширению контактов со сверстниками; развитие умения использовать в процессе межличностной коммуникации все сохранные анализаторы.

Направление «Развитиепознавательныхпроцессов»

  • развитие восприятия. Развитие видов восприятия: зрительное, слуховое, осязательное. Умение воспринимать, различать и сравнивать предъявляемые сенсорные эталоны: геометрические формы в рельефных рисунках, в моделях и натуральных предметах. Умение обследовать на полисенсорной основе отдельные предметы, группы предметов, сравнивать их по форме, величине и расположении в пространстве;
  • развитие внимания. Развитие видов внимания: непроизвольное, произвольное, произвольное устойчивое; свойств внимания: концентрации, объема, устойчивости, переключаемости, распределения;
  • развитие памяти. Развитие виды памяти:  наглядно-образную, словесно-логическую, двигательную, слуховую, зрительную, эмоциональную; свойств памяти: объем, точность, скорость процессов запоминания;
  • развитие мышления. Развитие видов мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное (конкретное), словесно-логическое. Развитие логического и алгоритмического мышления; овладение основами логических операций и действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; развитие умениями соотнесения предметов с моделями, макетами, рельефными изображениями.
  • развитие представлений: зрительные, слуховые, осязательные;
  • развитие воображения. Развитие видов воображения: пассивное (преднамеренное), активное (творческое, воссоздающее); пространственного воображения.

Направление «Психологическоеразвитие»

  • Развитие коммуникативной деятельности:

1. развитие навыков сотрудничества с нормально видящими взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

2. развитие готовности конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

3. развитие умения слушать собеседника и вести диалог;  признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

4. повышение стремления к расширению контактов со сверстниками;

5. развитие сопереживания, эмоциональной отзывчивости;

6. развитие самоконтроля и саморегуляции в процессе общения;

7. развитие внимания к состоянию, настроению, самочувствию окружающих;

8. развитие дифференциации собственных эмоциональных реакций и понимание эмоциональных проявлений окружающих;

  • Эмоционально - личностное развитие:

1. формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

2. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Рабочие программы отдельных учебных предметов

  • Титульный лист
  • Паспорт программы
  • Пояснительная записка
  • Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
  • Система контрольно-измерительных материалов включает в себя тестовые материалы, тексты контрольных работ, вопросы для промежуточной и итоговой аттестации, включает критерии оценки проверочных работ.
  • Список литературы.
  • Тематический план

Оценка письменных работ по русскому языку(диктант)

Дети нормы

Для слепых обучающихся

«5» - за работу, в которой нет ошибок

«5» – за диктант, в котором нет орфографических и технических ошибок, допущено 1 исправление.

«4» - за работу, в которой допущено 1-2 ошибки

«4» – за диктант , в котором допущено 1 – 2 орфографические или                    технические ошибки, не более 2 зачеркиваний и исправлений.

«3» - за работу, в которой допущено 3-5 ошибок

«3» – за диктант, в котором допущено 3 – 5 орфографических или                      технических ошибок, сделано 3-4 зачеркивания или исправления.

«2» - за работу, в которой допущено более 5 ошибок

«2» – за диктант, в котором допущено более 5 орфографических или                       технических ошибок, 5 зачеркиваний или исправлений

Проверка и оценка знаний, умений и навыков   учащихся по литературному чтению

Для проверки техники чтения в школе у слепых и слабовидящих учащихся  используется текст, по содержанию близкий опыту ребёнка. Сложные научно-познавательные и художественные произведения, сказки и стихотворения читаются медленнее, чем обычный текст, и для проверки не рекомендуется.

2 класс (вариант 3.1, 4.1)

Оценка «5» ставится ученику, если он:

а) правильно, плавно читает текст по слогам, без искажений, перестановок и повторений слогов и слов, отчётливо произносит звуки и слова, правильно соблюдает ударения в словах и интонационные паузы;

б) соблюдает нормативы беглого чтения;

в) с помощью вопросов учителя может передать основное содержание прочитанного текста;

г) выразительно читает наизусть текст стихотворения.

Оценка «4» ставится ученику, если он:

а) допускает при чтении 1 – 4 ошибки в словах или при соблюдении пауз;

б) соблюдает нормативы беглого чтения;

в) понимает текст прочитанного произведения или его частей, но недостаточно чётко формулирует ответ;

г) умеет подробно пересказать содержание текста;

д) при чтении наизусть допускает перестановку слов, но самостоятельно исправляет ошибки.

Оценка «3» ставится ученику, если он:

а) читает отрывисто, недостаточно выразительно, допускает 5 -7 ошибок (замены, пропуски, перестановки), не соблюдает паузы между словами;

б) при пересказывании прочитанного нарушает последовательность, допускает речевые ошибки;

в) обнаруживает при чтении наизусть нетвёрдое усвоение текста;

Оценка «2» во 2 классе ставится ученику, если он: читает все слова отрывисто, невыразительно, допускает более 7 искажений слов, не знает большей части текста, который должен выучить наизусть.

  • Тематическое планирование

  • Календарно-поурочное планирование

Тема урока

Тема 2 (инклюзия)

Решаемые проблемы

(цель)

Дата проведения

План

Факт

3

Прямые, наклонные и вертикальные линии. Письмо овалов и полуовалов
(с. 8–11)

Ознакомление с  колодкой - шеститочием.

Какие линии бывают в прописи?

Цели: познакомить с разлиновкой прописи и наклоном; учить применять гигиенические правила письма при выполнении заданий

04.09

04.09

2

Пространственные представления «вверху», «внизу», «справа», «слева». Учебник,
с. 6–7.

Р/т, с. 4

Тренировочные упражнения в письме точки 1.

Что значит «вверху», «внизу», «справа», «слева»?

Цели: научить определять местоположение предметов в пространстве; устанавливать пространственные отношения с помощью сравнения: выше – ниже, слева – справа

04.09

04.09

ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предусматривает механизмы гибкой смены варианта образовательной программы, что конкретизируется применительно к каждой категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 9 класс биология

Рабочая программа по предмету «Биология» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. ...

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 9классгеография

Адаптированная рабочая программа по географии для обучающихся 9а класса (с умственной отсталостью) на 2022-2023 учебный год составлена: в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29....

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 9класс история отечества

Адаптированная рабочая программа по истории отечества для обучающихся 9а класса (с умственной отсталостью) на 2022-2023 учебный год составлена: в соответствии с Федеральным законом Российской Федера...

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 9 класс ручной труд

Программа «Ручной труд» направлена на воспитание трудолюбия, аккуратности, усидчивости, настойчивости, уважения к труду. Основная задача обучения – формирование общетрудовых умений и навыков: умения ...

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 7класс биология

Рабочая программа по учебному предмету «Биология. Растения. Бактерии. Грибы» составлена на основании «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида...

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 7класс география

Учебник – География России 7 класс, Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина, Москва, «Просвещение», 2008 г. Количество часов по учебному плану - 1 час в неделю ...

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 7класс история отечества

Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Особенность данной рабочей программы заключается в том, что она модифицирова...