Доклад на педсовет "Метапредметные умения обучающихся
учебно-методический материал

Савченко Ирина Александровна

Выступление на педсовете "Совеременные педагогические технологии как одно из необходимых условий успешной реализации ФГОС нового поколения", 2018 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedsovet_metapredmetnye_umeniya_2018.docx996.11 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический совет №3

«Современные педагогические технологии

как одно из необходимых условий

успешной реализации ФГОС нового поколения» 

Савченко И.А., заместитель директора по учебной работе

Формирование метапредметных умений учащихся

СЛАЙД 1

В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого – то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества.

СЛАЙД 2            Слова известных людей.

«Дать никому ничего нельзя. Когда человек готов, он сам всё берёт. И берёт с огромной лёгкостью. А то, что дают, уходит в песок, растворяется».

ПАВЕЛ ЛУНГИН  

(род. 12 июля 1949, Москва, СССР) —

советский и российский сценарист и кинорежиссёр

«Нельзя научить, можно только научиться». 

ВСЕВОЛОД МЕЙЕРХОЛЬД –

русский советский театральный режиссер, актер и педагог

СЛАЙД 3

Мерой способности человека включаться в деятельность выступает совокупность компетентностей. Для школьной образовательной практики можно выделить следующие ключевые компетентности:

- математическая компетентность – умение работать с числом, числовой информацией – владение математическими умениями;

- коммуникативная (языковая) компетентность – умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым, владение умениями общения;

- информационная компетентность – владение информационными технологиями – умение работать со всеми видами информации;

- автономизационная компетентность - умение саморазвития – способность к самоопределению, самообразованию, конкурентоспособность;

- социальная компетентность – умение жить и работать вместе с другими людьми, близкими, в коллективе, в команде;

- продуктивная компетентность – умение работать и зарабатывать, способность к созданию собственного продукта, умение принимать решения и нести ответственность за них;

- нравственная компетентность – готовность, способность и потребность жить по общечеловеческим нравственным законам.

Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).

К сожалению, на сегодняшний день эти задачи не нашли положительного решения. Можно говорить пока ещё о недостаточном уровне сформированности ключевых компетентностей у учащихся наших школ.

СЛАЙД 4

Главная цель введения ФГОС – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.

СЛАЙД 5

ФГОС представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы. Стандарт включает в себя требования:

  • к результатам освоения ООП;
  • к структуре ООП, в т.ч. требования к соотношению частей ООП и их объему, а также к соотношению обязательной части ООП и части, формируемой участниками образовательных отношений;
  • к условиям реализации ООП, в т.ч. кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

СЛАЙД 6

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших ООП:

  • Личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
  • Метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
  • Предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.  

СЛАЙД 7

СЛАЙД 8, 9

В основе формирования метапредметных результатов лежит ключевая компетенция «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции), то есть совокупность способов действий, обеспечивающих способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений).

Работая в школе, приходится сталкиваться с рядом проблем, прежде всего, снижением мотивации учащихся к изучению предметов, что наиболее проявляется при переходе учащихся начальной школы на следующий уровень обучения. Одной из причин снижения мотивации служит неумение учащегося работать с постоянно возрастающим объемом информации, выделением главного, систематизацией и представлением информации. Отсюда непонимание как сохранить в памяти весь учебный материал по предметам, для чего это необходимо. В результате возникает состояние психологического дискомфорта и желание отгородиться от факторов, его вызывающих. Как результат – невыполнение заданий, снижение качества знаний по предмету.

СЛАЙД 10

«… Для большинства людей наказанием является необходимость мыслить. Идеальной представляется им работа, не предъявляющая никаких требований к творческому инстинкту». Генри Форд (американский промышленник, владелец заводов по производству автомобилей по всему миру, изобретатель).

Учителя сталкиваются с ситуацией, когда учащиеся знают, но сформулировать четкий ответ не могут, испытывают трудности при самостоятельной постановке целей, учебных задач, а главное – в анализе результатов своей деятельности, что получилось, что нет, почему не получилось, что необходимо сделать, чтобы в следующий раз избежать неудач. Таким образом, для повышения качества знаний по предметам необходимо повышение мотивации учащихся к учению, создание психологически комфортной атмосферы, что предполагает овладение учащимися универсальными учебными действиями (УУД), необходимо показать возможное применение полученных знаний и умений в изучении других предметов, в каких-либо жизненных ситуациях.

Федеральные Государственные образовательные стандарты предусматривают приоритет результатов личностного роста. Существуют разнообразные техники, приемы, способы, методы, направленные на формирование различных аспектов творческого мышления.

Модуль «Системное мышление». Упражнение «Восстанавливаем процесс». Любое предположение, гипотеза, идея не возникают на пустом месте, они вписаны в определенный контекст, в логику событий. Для того, чтобы потренироваться в умении восстанавливать контекст событий, логику процессу, выполним следующее задание: каждая группа получит фрагмент текста, в котором речь идет о ссоре мужа и жены. Задание: предположите, что могло предшествовать событиям вашего фрагмента и что за этим последовало.

СЛАЙД 11

/Текст к упражнению С ЖЕНОЙ ПОССОРИЛСЯ А.П.Чехов

СЛАЙД 12

Формирование метапредметных результатов, а именно универсальных учебных действий (УУД) – качественно новая задача, поставленная перед школой.
        Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся ряда регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.

К регулятивным универсальным учебным действиям относится:
- умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (1уровень);

- умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основании оценки и учета характеристики ошибок (2 уровень);
- навыки саморегуляции (3 уровень).

СЛАЙД 13

К коммуникативным УУД:

- умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем;
- умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
- умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; владение монологической и диалогической формами речи; умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую.

СЛАЙД 14

К познавательным УУД:

- способность обучающихся принимать и сохранять учебную цель и задачи (1 уровень);
- самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников (2 уровень);

- проявлять инициативу и самостоятельность в обучении; умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач (3 уровень).

СЛАЙД 15

Метапредметные результаты – это универсальные способы действий, которые позволят применить приобретённые умения в жизненной ситуации. Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в инвариантной части учебного плана.

Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Например, в итоговые проверочные работы по предметам или в комплексные работы на межпредметной основе целесообразно выносить оценку сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также оценку сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий.

СЛАЙД 16

Мониторинг сформированности метапредметных универсальных учебных действий позволит увидеть личный прогресс каждого ученика и даст возможность в дальнейшем сравнивать достигнутые результаты с последующими. А также поможет скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса.

В связи с этим к итоговым работам по математике, русскому языку, окружающему миру добавляется комплексная проверочная работа на межпредметной основе. Её целью является оценка достижений планируемых результатов по двум междисциплинарным программам – «Чтение: работа с информацией» и «Программа формирования универсальных учебных действий»,  т. е. оценка способностей выпускников начальной школы работать с информацией, представленной в различном виде (в виде литературных и научно-познавательных текстов, таблиц, диаграмм, графиков и др.), и решать учебные и практические задачи на основе сформированных предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий на межпредметной основе.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предписывает, что «предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, необходимых для продолжения образования…»

СЛАЙД 17

Для определения оценки достижения планируемых результатов учащихся каждый учитель, начиная с 1 класса, заполняет «Таблицы образовательных результатов».

Это таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов и МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов (регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия). Таблицы ЛИЧНОСТНЫХ неперсонифицированных результатов заполняет педагог-психолог совместно с классным руководителем.

Таблицы составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик, которые определены программами «Начальная школа XXI века», «Планета знаний», «Школа России».

Таблицы результатов не являются официальными документами, они существуют в электронном и бумажном виде.

СЛАЙД 18

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ результаты оцениваются по 5-ти балльной шкале успешности: 5 – супер, 4 – да, вполне успешен, 3 – скорее да, чем нет, 2 – успешен от случая к случаю, 1 – успех крайне редок, 0 – успеха нет.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся УУД (Регулятивных УУД, Познавательных УУД и Коммуникативных УУД).

Главное средство контроля метапредметных результатов – специальные диагностические работы:

  • задания по отдельным универсальным учебным действиям;
  • комплексные задания, требующие одновременного применения различных УУД.

СЛАЙД 19

Таким образом, мониторинг сформированности метапредметных УУД позволит увидеть личный прогресс каждого ученика и даст возможность в дальнейшем сравнивать достигнутые результаты с последующими. А также поможет скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса; поможет определить, насколько эффективно используется потенциал учебников, заложенные в них средства получения личностных и метапредметных результатов (УУД); позволит увидеть возможности реализации индивидуального подхода к развитию каждого учащегося (по каким конкретным умениям он успешен, а по каким ему необходима поддержка педагогов и родителей).

СЛАЙД 20

СЛАЙД 21

Один идет по темному лабиринту ощупью - может быть, на что – нибудь полезное наткнется, а может быть, лоб разобьет. Другой возьмет хоть маленький фонарик и светит себе в темноте. И по мере того, как он идет, его фонарь разгорается все ярче, наконец, превращается в электрическое солнце, которое ему все кругом освещает, все разъясняет. Так я вас спрашиваю, где ваш фонарь!              Д. И. Менделеев

СЛАЙД 22

Расположенность к творчеству — высшее проявление активности человека, способность создавать нечто новое, оригинальное в любой сфере человеческой деятельности.

Среди инновационных технологий обучения детей творчеству ведущее место, на наш взгляд, занимает технология Генриха Сауловича Альтшуллера — теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).

        

СЛАЙД 23

В основе используемых в ТРИЗ-педагогике средств изначально лежит проблемно-поисковый метод, что сближает эту технологию с технологиями развивающего обучения.

В ТРИЗ технологии существуют приемы, позволяющие интересно работать с учебными текстами и заданиями.

Прием 1: Анализ логических сбоев.

Прием 2: Поиск многовариантности в формулировке заданий.

Приём 3: Поиск недостающих данных.

Прием 4: Замена словесных алгоритмов и описаний схемами и рисунками

Прием 5: Учимся предполагать

Прием 6: «Танцуем от печки»

СЛАЙД 24, 25

Хороший урок — это урок, который развивает, дает возможность думать, спорить, свободно выражать свои мысли; урок, на котором может быть множество точек зрения, и при этом все они могут быть верными. Использование в школе методики ТРИЗ организует мышление, делает его системным, учит находить и разрешать противоречия. На этой основе достигается более глубокое усвоение фактических знаний, а главное — формируется стиль мышления, направленный не на приобретение готовых знаний, а на их самостоятельную генерацию; умение видеть, ставить и решать проблемные задачи в своей области деятельности; умение снимать закономерности, воспитание мировоззренческой установки восприятия жизни как динамического пространства открытых задач — что и требуется сегодня в школе для подготовки к завтрашней жизни.

ЧЕМУ должны научить?

- исследовательское мышление предполагает умение «извлекать» информацию из различных источников, видеть неочевидное. С этой целью могут использоваться изображения со скрытым смыслом. Подсказка. На первой картинке за отверстиями «прячется» Чарли Чаплин (видны его «фирменные» признаки – шляпа, усы, трость, ботинки большого размера). На второй картинке (слайд 25) можно увидеть и лицо старика, и целующихся влюбленных.

Способность распознать противоречие, вычленить ее суть, сформулировать проблему может рассматриваться как признак исследовательского мышления.

СЛАЙД 26

Изобретательское мышление это системное мышление, которое выявляет и разрешает противоречия, лежащие в глубине сложной проблемы (изобретательской задачи).

Творчество — это один из видов человеческой деятельности, направленный на разрешение противоречия (решение творческой задачи), для которой необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности), результат которой обладает новизной и оригинальностью, а также прогрессивностью. (Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. – Казань: Изд. Казанского университета,1988. - с.50). «Новизна — нечто новое в чем-нибудь». «Прототип — первоначальный образец, прообраз» (Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1984. - с.357, с. 542)

         

Творческое задание – изобразить квадрат.

СЛАЙД 27 – 30

Результаты выполнения задания

СЛАЙД 31

И самое главное – заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчёркивают ценность современного образования – школа должна побуждать молодёжь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включенность в жизнь общества.

Вывод: Ежегодное отслеживание развития и формирования УУД дает педагогу неоценимую помощь в построении целенаправленной и эффективной работы по достижению качества образования для каждого ребенка.

Внедрение ФГОС– новый этап в развитии общего образования. Это обязывает современного учителя быть более ответственным, инициативным, творческим, способным удовлетворить запросы каждого ребенка, помочь ему найти себя в будущем, стать самостоятельным, творческим и уверенным в себе.

СЛАЙД 32

В жизни можно по - разному жить.

Можно в беде, а можно в радости.

Вовремя есть, вовремя пить

Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обожженной солнце достать

И подарить его людям.

Список использованной литературы

  1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011.
  2. Ковалёва Г.С., О.Б. Логинова О.Б. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе (часть 1, 2). М.: Издательство «Просвещение», 2010.
  3. Ковалёва Г.С., О.Б. Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования. М.: Просвещение, 2010.
  4. Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждение. Начальная школа. М.: Просвещение, 2011.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
  6. Кондаков А.М., Кузнецов А.А. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос.акад. образования. М.: Просвещение, 2008.
  7. Словарь-справочник по педагогике. Автор-составитель В.А. Мижериков, под ред. П.И. Пидкасистого, М.: Просвещение, 2004.
  8. Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения. Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2008.

Приложение

Мониторинг результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования обучающимися 4 класса

(личностные, метапредметные)

ФИО уч-ся

личностные

метапредметные

Средний результат

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Умение оценивать простые ситуации и однозначные поступки как хорошие и плохие

Определять цель учебной деятельности

Умение совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

Умение планировать учебную деятельность на уроке

Умение высказывать свою версию, пытаться предлагать способ проверки учебной деятельности

Понимать, для чего нужна информация

Умение находить информацию в различных источниках

Составлять простой план небольшого текста

Наблюдать и делать самостоятельные выводы

Оформлять свою речь в устной и письменной форме

Слушать и понимать других

Договариваться о правилах общения

Учиться выполнять различные роли в группе

Средний балл


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интеллектуальных умений обучающихся в процессе решения химических задач на уроках химии.

Модернизация процесса обучения химии коснулась переработки содержания химического образования. Это в свою очередь отразилось в поиске новых форм и методов обучения. В настоящее время необходима ...

Будущим вокалистам Электронное учебно-игровое средство Презентация Microsoft PowerPoint для самостоятельного развития исполнительских умений обучающихся по программе «Основы вокального искусства»

Данная презентация является электронным учебно-игровым средством, ориентированным на обеспечение взаимодействия игровой и учебно-познавательной деятель...

Доклад "Развитие рецептивных умений аудирования как цель и средство формирования коммуникативной компетенции"

Выступление на городском методическом объединении учителей английского языка, содержит анализ трудностей, возникающих при формировании и  развитии навыков аудирования, примеры упражнений, направл...

Доклад "Развитие коммуникативных умений обучающихся с нарушением слуха во внеклассное время"

Развитие речи  во внеклассное время является неотъемлемой частью общей системы обучения языку.  Формирование и совершенствование навыков словесного общения – основное направление...