Информационная безопасность
учебно-методический материал

Чечётина Нина Петровна

Выступление на педагогическом совете

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация системы ограничения обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети «Интернет», причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования

Выступление на педагогическом совете «Обеспечение информационной безопасности детей» 09.04.2019 г.

Чечётина Нина Петровна, заместитель директора по УМР

Дети и подростки — активные пользователи интернета как в мире, так в Российской Федерации.

Доступ несовершеннолетних к сайтам в сети «Интернет» дает им возможность изучать образовательный контент, общаться с ровесниками, самостоятельно обучаться, узнавать о проводимых конкурсах, олимпиадах, принимая в них участие, и использовать сеть «Интернет» в качестве источника для собственного развития.

Однако использование интернета вместе с возможностями несет и риски, такие как:

   Издевательство ровесниками и незнакомцами в сети над ребенком;

   Воровство его аккаунтов, денег и личных данных;

   Втягивание ребенка в асоциальную деятельность (группы смерти, группы с рекламой наркотиков и т.д);

   Прочтение детьми информации, вредящей их мировоззрению и психотическому состоянию.

По данным исследования «Образ жизни российских подростков в сети» у 87% процентов детей возникали различные проблемы в сети «Интернет» только за последний год, однако только 17% рассказали о них своим родителям по следующим причинам:

   Уверенность детей в незнании родителями решения их проблем;

   Страх перед родителями;

   Отсутствие возможности рассказать и поделиться с родителями своими проблемами.

По этой причине органы государственной власти и местного самоуправления, образовательные организациях должны осуществлять профилактику и обучение детей навыкам безопасного использования сети «Интернет» и информирование их родителей (законных представителей) о возможных сетевых рисках.

Формирование информационной и цифровой грамотности населения, а особенно детей как одной из самых социально незащищенных категорий населения, является одним из важнейших факторов не только для сохранения информационного суверенитета нашей страны и формирования всех сфер информационного общества, но и для обеспечения развития цифровой экономики.

В ходе пленарного заседания Петербургского международного экономического форума-2017 Президент России В.В. Путин отметил важность работы в данном направлении:

"... намерены кратно увеличить выпуск специалистов в сфере цифровой экономики, а по сути нам предстоит решить более широкую задачу, задачу национального уровня - добиться всеобщей цифровой грамотности. Для этого следует серьезно усовершенствовать систему образования на всех уровнях: от школы до высших учебных заведений. И конечно, развернуть программы обучения для людей самых разных возрастов".

В настоящее время различные федеральные законы, нормативно-правовые акты и их положения, затрагивают вопросы обеспечения безопасности детей в информационном пространстве.

Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" определяет механизм физического ограничения доступа к запрещенной информации в сети «Интернет».

Данный механизм предусматривает создание федерального реестра сетевых адресов, доменных имен и указателей страниц, содержащих информацию, распространение которой в России запрещено - Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Доступ к сайту, внесенному в Единый реестр, блокируется оператором связи, предоставляющим доступ к сети «Интернет» данному сайту.

Согласно Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утверждённой указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203, в цели настоящей Стратегии и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации при развитии информационного общества входит цель обеспечения безопасной информационной среды для детей.

На данный момент федеральными органами исполнительной власти реализуется план реализации данной Концепции: приказ № 88 Минкомсвязи России 27 февраля 2018 года «Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции информационной безопасности детей на 2018-2020 годы».

Необходимо отметить, что с каждым годом негативные последствия посещения сети «Интернет» детьми уменьшаются за счет блокировки и недопущения детей до нежелательного и запрещенного контента, активной просветительской работы с детьми и их родителями и увеличения количества пользователей услуг «Родительского контроля» и расширения антивирусных программ.

В области образования вопросы обучения детей информационной безопасности также нашли свое отражение.

Образовательные организации имеют право самостоятельно принимать решения о технологиях и формах организации системы ограничения, обучающихся к негативной информации.

Технологии организации системы ограничения обучающихся к негативной информации включают:

  1. Контентную фильтрацию и ограничение доступа обучающихся к информации, включенной в Перечень видов информации, запрещенной к распространению посредством сети «Интернет», причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования (приложение № 1) (далее – черный список, не имеет нормативного закрепления и используется в целях настоящих Методических рекомендаций);
  2. Контентную фильтрацию и предоставление доступа обучающимся к сайтам в сети «Интернет», включенных в Реестр безопасных образовательных сайтов (далее – белый список, не имеет нормативного закрепления и используется в целях настоящих Методических рекомендаций) (приложение № 2).

Формы организации системы ограничения обучающихся к негативной информации включают:

  1. Использование на персональных устройствах, компьютере-сервере при использовании локальной сети и устройств для создания беспроводной сети (Wi-Fi) программного обеспечения, реализующего необходимый функционал;
  2. Использование внешнего фильтрующего сервера, в том числе DNS-сервера и (или) прокси-сервера;
  3. Получение услуг фильтрации через оператора связи либо специализированную организацию, обеспечивающую доступ в сеть «Интернет» для образовательной организации;

Образовательные организации могут использовать многоформатную модель реализации системы контентной фильтрации как в рамках организации самостоятельно, так и взаимодействуя с другими организациями. 

При использовании технологии контентной фильтрации и ограничении доступа обучающихся к негативной информации соблюдаются следующие положения:

  1. При возможности персональной идентификации каждого обучающегося при осуществлении его доступа в сеть «Интернет», должен осуществляться доступ обучающегося к информационной продукции в соответствии с классификацией информационной продукции, предусмотренной Федеральным законом № 436-ФЗ;
  2. При отсутствии возможности персональной идентификации каждого обучающегося при осуществлении его доступа в сеть «Интернет», осуществляется доступ обучающего к информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет.

Исполнительные органы государственной власти Российской Федерации, органы местного самоуправления могут реализовывать единые технические решения для всех образовательных организаций на территории своих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований соответственно с учетом статьи 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ, согласно которой образовательные организации могут отказаться от использования данного решения.

Педагогические работники не имеют права отключать СКФ во время нахождения на территории образовательной организации несовершеннолетних обучающихся.

Педагогические работники имеют право отключать СКФ на своих персональных устройствах или устройствах, предоставленных педагогическому работнику, после осуществления образовательного процесса и отсутствия несовершеннолетних на территории образовательной организации, после получения письменного согласия от руководителя или заместителя руководителя образовательной организации с указанием или пояснением целей отключения СКФ и временных сроках отключения СКФ.

Информация о порядке использования на территории образовательной организации персональных устройств обучающихся, имеющих возможность выхода в сеть «Интернет», оформляется в форме Приказа о порядке использования на территории образовательной организации персональных устройств обучающихся, имеющих возможность выхода в сеть «Интернет», с дальнейшим получением согласия родителей (законных представителей) обучающихся о снятии ответственности с руководителя образовательной организации в случае предоставления своему ребенку данного устройства при посещении образовательной организации либо предоставления администрации образовательной организации права на время учебного процесса забрать устройство (-а) обучающего.

Данный Приказ размещается на сайте образовательной организации в открытом доступе в разделе «Документы» в соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785 "Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Информационные технологии и информационная безопасность"

Родительское собрание посвящено использованию компьютера учащимися.В ходе собрание проводится обсуждение уровня компьютерной зависимости у учащихся класса (с предварительным тестированием),информацион...

Технологическая карта внеклассного занятие по информатики и ИК по теме «Информационные преступления. Информационная безопасность».

Технологическая карта внеклассного занятие по информатики и ИКТ в контексте системно-деятельностного подхода.Структура занятия – модульная.Цель: изучить основные виды информационных преступлений и фак...

Технологическая карта занятия по дисциплине ОУДП. 08 Информатика на тему «Безопасный Интернет» (в рамках проведения Единого урока информационной безопасности 2017 г.)

Кибербезопасность детей — это актуальная проблема многих стран мира.Одной из важнейших координат развития подрастающего поколения становятся инфокоммуникационные технологии и, в первую очередь, ...

Информационная безопасность. Порталы по безопасности.

В этой презентации собраны самые популярные порталы по интернет-безопасности детей. Данная разработка подойдет для работы с детьми как учителям, так и родителям....

Информационная безопасность. Виды информационных угроз. Методы защиты информации.

Презентация к уроку "Информационная безопасность. Виды информационных угроз. Методы защиты информации."....