Административные материалы школы №1
учебно-методический материал

Хвастов Владимир Анатольевич

План гражданско-патриотического воспитания школы №1

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_gr.-patr._vosp._shk.docx33.32 КБ

Предварительный просмотр:

Программа гражданско-патриотического воспитания обучающихся

МБОУ СОШ №1 г.Вязьмы Смоленской области

 на 2012-2017 год

Программа гражданско-патриотического воспитания

историко-краеведческого музея МБОУ СОШ №1

г.Вязьмы Смоленской области

на 2012-2017 год

Руководитель музея – преподаватель-организатор ОБЖ  В.А. Хвастов

КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ

Введение

В условиях формирования гражданского общества и правового государства современной России происходит обогащение понятия «гражданин» новым содержанием. Данная концепция представляет собой современное понимание значимости гражданско-патриотического воспитания как одного из приоритетных направление системы образования в целом. Содержание концепции раскрывается посредством изложения совокупности основной идеей, определяющих направленность, характер и другие компоненты гражданской позиции учащихся, патриотических чувств, в свете современных требований.

Основной целью концепции является определение места и роли воспитания учащихся, целью которого является — воспитать человека, способного, но социально оправданные поступки, в основе которых лежат общечеловеческие моральные и нравственные ценности патриота, гражданина своей Родины, а для этого необходимо определить комплекс условий, обеспечивающих эффективность гражданско-патриотического воспитания в школе.

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации в качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: «Система образования призвана обеспечить... воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью...».

Цель и задачи гражданско-патриотического воспитания. Гражданско-патриотическое воспитание – многоплановая, целенаправленная деятельность образовательной системы школы по формированию у обучающихся свойств, присущих характеристике гражданина, патриота своей страны:

  • умение жить в современных условиях, обеспечивая себе экономическую самостоятельность;
  • способность интегрироваться в сложившуюся систему общественных отношений;
  • умение устанавливать контакты с другими людьми;
  • готовность к объединению для решения лично и общественно значимых проблем, к сотрудничеству, согласию, толерантности;
  • неприятие агрессии, жесткости, насилия над личностью;
  • умение любить свою Родину.

 Цель гражданско-патриотического воспитания – сформировать достойного гражданина и патриота России. Современный гражданин - это человек, обладающий широкими правами, соответствующим Международным правам человека, знающий свои права и умеющий их защищать, нетерпимый к любым проявлениям насилия и произвола, человек честно, по велению сердца выполняющий свои обязанности, чувствующий неразрывную связь со своим отечеством, его прошлым, настоящим и будущим и постоянно берущим на себя ответственность за его судьбу, своими конкретными делами помогающий своей стране стать сильнее и богаче.

Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:

 1) Проведение научно-обоснованной управленческой и организаторской деятельности по созданию условий эффективного гражданско-патриотического воспитания учащихся.
2) Утверждение в сознании и чувствах учащихся представлений об общечеловеческих ценностях, взглядов и убеждений, уважения к культуре и историческому прошлому России, к ее традициям.

3)Создание эффективной системы гражданско-патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у учащихся основных гражданских качеств и чувств патриотизма.

4) Создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование целостное системы гражданско-патриотического воспитания учащихся.

         Среди основополагающих принципов гражданско-патриотическое воспитания, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере выделяются:

  • научность, гуманизм, демократизм;
  • приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций;
  • системность, преемственность и непрерывность в развитии обучающихся, с учетом личных особенностей;
  • многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания;
  • его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода;
  • метапредметность, тесная и непрерывная связь с другими видами воспитания.

Реализация этих принципов осуществляется по следующим направлениям:
Социальное – формирование добросовестного отношения к учебе; формирование терпимости к чужой вере; формирование культуры межличностных отношений (в том числе межнациональных); воспитание уважения к традициям семьи; формирование взаимопонимания между семьей и ребенком.

Правовое – воспитание правовой культуры; формирование понимания политических и правовых событий; формирование последовательной, твердой, аргументированной активной гражданской позиции и патриота своей страны.
Экономическое – формирование функциональной экономической грамотности; бережного отношения к вопросам собственности.

Нравственное – воспитание чувства прекрасного; воспитание любви к Родине; знание и формирование уважения к Российским традициям (в том числе религиозным); формирование общечеловеческих ценностей.

Программа реализуется через все возрастные категории и рассчитана на 5 лет

(с 2012 г. по 2017 г.).

Реализация программы проходит в три этапа:

1 этап. 2012-2013 гг. – изучение и анализ состояния гражданско-патриотического воспитания в школе, уровня гражданско-патриотического сознания у школьников, отбор критериев оценки уровня гражданско-патриотического сознания у школьников, разработка нормативно-правовой базы, связанной с реализацией программы гражданско-патриотического воспитания.

2 этап. 2013-2016 гг. – разработка комплексной стратегии, направленной на формирование гражданской позиции и воспитания патриотических чувств. Отбор методов, методик по программе, внедрение современных технологий.


3 этап. 2016-2017 гг. – оценка эффективности мероприятий, направленных на гражданско-патриотическое воспитания.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации в качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: “Система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью…”

Обогащение понятия “гражданин” новым содержанием в условиях современной России связано в первую очередь с процессом становления гражданского общества и правового государства.

В характеристику гражданина, в круг присущих ему свойств теперь включается умение жить в условиях рынка, обеспечивая себе экономическую самостоятельность, способность интегрироваться в сложившуюся систему общественных отношений, умение устанавливать контакты с другими людьми, готовность к объединению для решения лично и общественно значимых проблем, к сотрудничеству и согласию, неприятие агрессии, жестокости, насилия над личностью.

Программа гражданско-патриотического воспитания

историко-краеведческого музея МБОУ СОШ №1

г.Вязьмы Смоленской области

на 2012-2017 год

        

В современных условиях образовательное учреждение является основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс, стремящимся достичь основной цели развития физических нравственно-здоровой личности ее гражданского потенциала. Школьный историко-краеведческий  музей в этой работе занимает не последнее место.

         Музей играет особую роль в вопросах воспитания молодежи уважения к государству.

         Формы и методы гражданско-патриотического воспитания в школьном музее непрерывно изменяются и совершенствуются, причем более активно это происходит в периоды исторических перемен в жизни самого государства.

         Данная программа представляет собой современное понимание значимости гражданско-патриотического воспитания как одного из приоритетных направлений системы образования в целом.

         Содержание программы раскрывается посредством изложения совокупности основной идеей, определяющих направленность, характер и другие компоненты гражданской позиции учащихся.
Данную программу следует рассматривать как шаг по пути решения проблемы воспитания гражданина.

Основной целью программы является предоставление всех возможностей музея для воспитания гражданина-патриота своей страны, определения комплекса условий, обеспечивающих эффективность гражданско-патриотического воспитания в школьном музее.

Программа реализуется через все возрастные категории и рассчитана на 5 лет

(с 2012 г. по 2017 г.).

Реализация программы проходит в три этапа:

1 этап. 2012-2013 гг. – изучение и анализ состояния гражданско-патриотического воспитания в школе, уровня гражданско-патриотического сознания у школьников, отбор критериев оценки уровня гражданско-патриотического сознания у школьников, разработка нормативно-правовой базы, связанной с реализацией программы гражданско-патриотического воспитания.


2 этап. 2013-2016 гг. – разработка комплексной стратегии, направленной на формирование гражданской позиции и воспитания патриотических чувств. Отбор методов, методик по программе, внедрение современных технологий.


3 этап. 2016-2017 гг. – оценка эффективности мероприятий, направленных на гражданско-патриотическое воспитания.

Основные направления работы музея:

-воспитание сознательного отношения к учебе;

-воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни, через формирование активной социальной позиции;

-формирование общности интересов детей и родителей, через совместные творческие дела и знакомства с историей своей семьи.

Содержание работы:

-организация и проведение олимпиад, конкурсов, игр;

-изучение и пропаганда лучших национальных и семейных традиций;

-проведение культурно-массовых мероприятий совместно с родителями;

-организация совместных коллективных творческих дел;

-организация и проведение патриотических акций;

-изучение символики Росси, края, города, школы;

-проведение мероприятий и акций, посвященных памятным и знаменательным датам российского, краевого и городского значения;

- изучение родного края и страны, через организацию походов, экскурсий (музеи города и школьный музей), заочных путешествий;

-сбор исторических и краеведческих материалов, документов для экспозиций школьного музея;

-организация цикла передач по школьному радио;

-организация встреч с выпускниками школы, ветеранами воин.

-оформление выставок;

-разработка и защита авторских проектов;

-знакомство с различными видами искусств;

-оформление стендов: “Отличники", “Наши выпускники – заслуженные люди города”;

-организация выставок посвященных датам и праздникам;

-организация культурных мероприятий для творческой самореализации.

План гражданско-патриотического воспитания на 2012-2013 год.

Месяц

Мероприятия

Сентябрь

1.Знакомство и изучение символики, гимна города Вязьма.

2.Экскурсии в школьный музей «Моя родная школа, мой Вяземский район"

3.Экскурсии в музеи города.

4. «Малая Родина» - экскурсионная программа по микрорайону города (История центра города).

Октябрь

1.Мероприятия по улучшению патриотического воспитания на базе школьного музея: конференции, посвященные датам Воинской славы, защита проектов, экскурсий, участие в олимпиадах, окружных и городских конкурсах.

2.Экскурсии в музеи Московского Кремля

Ноябрь

1.Выпуск стенгазеты «Патриот»по теме «Битва под Москвой».

2.Уроки мужества.

3.Художественная выставка «Воинская слава России».

4.Конкурс чтецов «Дорогой подвига».

5.День народного единства.

Декабрь

1.Знакомство и изучение материалов о гимне, флаге и гербе России.

2.»Маршал победы – Г.К.Жуков».

3.День воинской славы в честь контрнаступления советских войск под Москвой.

4.День конституции России (классные часы, тематические уроки).

5.1декабря – Синопское сражение.

6 Литературно-музыкальная композиция «Москва в солдатской шинели».

Январь

1.27 января – День снятия блокады г. Ленинграда:

- конкурс чтецов;

- выпуск стенгазеты «Патриот» по теме «Ледовая дорога жизни».

2. Уроки мужества. Классные часы, посвященные С.П. Королёву.

3.Видеопрограмма.

Февраль

1.День защитника Отечества:

- уроки мужества «Слава Русского воинства»;

- встречи с ветеранами;

- праздничный концерт для ветеранов;

- Экскурсии в школьный музей;

- Выставка детских рисунков «Слава армии родной»;

- день памяти воинов интернационалистов.

Март

1.Выпуск стенгазеты о жизни первого космонавта Б.А.Гагарина «Поехали».

2.Видеопрограмма «Россия в космосе».

3.Уроки мужества.

4.Классные часы, посвященные Ю.А. Гагарину.

5. Экскурсии в Музей космонавтики.

Апрель

1.12 апреля – день космонавтики – устный журнал «Человек поднялся в небо».

2.18 апреля – День культурного и исторического наследия.

3. Праздник патриотической песни «Песнями жива Россия испытаньям вопреки».

4.Уроки мужества. Классные часы.

Май

1.День Победы. Праздничный концерт для ветеранов.

2.Творческая мастерская «Подарки ветеранам».

3.»Подвигу народа – жить в веках». Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню Победы.

4.Экскурсии.

5.18 мая – День культурного и исторического наследия.

6. Видеопрограммы: «Сын полка», «Помни имя свое», «Цвет войны.

 

План гражданско-патриотического воспитания на 2013-2017 год.

Мероприятие

Период исполнения

1.

Проведение заседаний Совета музея, педагогического совета по реализации программы с повесткой дня «Гражданское и патриотическое воспитание учащихся: проблемы, пути их решения».

Октябрь 2013г

2.

Заседание Совета музея по реализации программы по вопросам планирования и организации различных мероприятий.

1 раз в четверть

2013 – 2017гг.

3.

Привлечение родителей учащихся и жителей города к организации и проведению мероприятий по воспитанию чувства патриотизма в детях (экскурсии родителей в музее, конференции, встречи, концерты и др).

2013 – 2017гг

4.

Проведение конкурсов, проектов на лучшуюработу по гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся «Наши дети – будущее России».

2013-2014г

5.

Проведение конкурсов среди учащихся на лучший реферат, сочинение, рассказ, стихотворение по патриотическим тематикам.

2013 – 2017гг.

6.

Проведение ежегодного смотра-конкурса исследовательских работ юных историков и краеведов.

2013 – 2017гг.

7.

Участие в ежегодном фестивале детского художественного творчества Юные таланты Московии

2013 - 2017

8.

Участие в районном, окружном смотре-конкурсе на лучший музей боевой славы.

Праздник, посвященный Дню защитника Отечества.

 Ежегодно

9.

Сотрудничество с ветеранами Великой Отечественной войны, локальных войн.

Постоянно

10.

Проведениепраздников, конференций, олимпиад, конкурсов, уроков мужества посвященных юбилейным историческим датам.

2013 – 2017гг.

11.

Постановка спектаклей о Великой Отечественной войне.

2014 - 2017

12.

Проведение концертов, посвященных Дню защитника Отечества, а также конкурсов чтецов «Моя Родина».

Ежегодно

13.

Проведение конкурсов рисунков на тему «Никто не забыт, ничто не забыто».

2013-2017

14.

Проведение конкурсов рисунков «Мой любимый учитель»

Ежегодно

15.

Проведение авторских выставок юных художников.

Ежемесячно

16.

Участие в празднике «День города» и в празднике труда.

Ежегодно

17.

Проведение выставок поделок учащихся.

Ежеквартально

18.

Участие в реализации городских программах «Мой двор», «Мой дом».

Ежегодно

19.

Участие в операции «Забота о школе»

Ежеквартально

20.

Организация показа и обсуждение научно-популярных, документальных и художественных фильмов на военно-патриотические и исторические темы.

2013 – 2017гг.

21.

Проведение встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, узниками концлагерей, солдатскими вдовами, ветеранами локальных войн.

2013 – 2017гг.

22.

Проведение викторины «Мы этой памяти верны».

2010 – 2012гг.

23.

Освещение опыта работы школы по военно-патриотическому воспитанию в средствах массовой информации.

Систематически

24.

Обмен опытом с образовательными учреждениями и клубами, работающими по проблеме патриотического воспитания школьников.

2013 – 2017гг.

25.

Организация выездов в Кантемировскую дивизию.

Ежегодно

26.

Организация поездок учащихся в города Подмосковья и России по местам боевой, трудовой и исторической славы.

Систематически

27.

Организация в школе вечеров, с участием ветеранов Великой Отечественной войны.

2013 – 2017гг.

28.

Организация экскурсий учителей в места, связанные с историей русской православной церкви: Московский Кремль, Троице-Сергиеву Лавру, Новодевичий монастырь, храм Христа Спасителя, храм с. Власова идр.

2013 – 2017гг.

 Ожидаемые результаты

Качественный рост воспитанности детей;

достижение сформированности у подростка гуманистического отношения к окружающим, культуры речи и поведения, внутренней потребности в саморазвитии;

активная жизненная и сформированная гражданско-патриотическая позиция;

способность делать правильный нравственный, социальный и политический выбор.

Ключевые мероприятия и традиции по военно-патриотическому воспитанию

Акция «Ветеран живет рядом».

Вахта Памяти.

Встречи с ветеранами.

Встречи с участниками современных воин.

Экскурсии в школьный музей (по тематическим экспозициям).

Уроки мужества

Возложение цветов к Памятным местам.

Традиционные месячники по гражданско-патриотическому воспитанию


"ГОРОД, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ" Цель: Привить чувство любви к родному городу, дать почувствовать ребятам, что они являются полноправными членами общества и несут ответственность за свои поступки и действия.
Темы:

"Мой город, мой дом".

Городу - …. лет.

Мы хозяева города, школы.

"БЕРЕГИ ЗДОРОВЬЕ СМОЛОДУ" Цель: Добиться того, что ученики уяснили и осознали то, что здоровье является высшей жизненной ценностью, беречь которую они должны и обязаны.
Темы:

"Землянам чистую планету".

"В здоровом теле здоровый дух".

Мир моих увлечений.

"А ГРАЖДАНИНОМ БЫТЬ ОБЯЗАН"Цель: Добиться того, чтобы ученики нашей школы были законопослушными гражданами нашей страны, довести до сведения учеников основные законы общества
Темы:

"Ты и закон".

«Я гражданин и патриот своей страны».

Мои права и обязанности.

"РОССИЯ! РУСЫ... ХРАНИ СЕБЯ, ХРАНИ!"Цель: Привить ученикам духовные, нравственные качества, которые являются фундаментом общества, человеческих отношений; формировать умение ценить свои национальные истоки.
Темы:

Духовное наследие.

Современная Русь.

Традиции и обычаи Руси.

''ДЫМ ОТЕЧЕСТВА И СЛАДОК, И ПРИЯТЕН..."Цель: Воздействовать на сознание учеников, пробудить в них патриотические чувства, чувство долга, чести, мужества; воспитывать на их основе достойное поколение.
Темы:

"Юность, опаленная войной".

"С чего начинается Родина?"

"Достойное поколение".

Славные сыны Отечества.

По полю Русской Славы.

Мы - защитники мира.

"СЕМЬЯ – СЕРДЦЕ ОБЩЕСТВА"Цель: Развитие познавательного интереса к традициям семьи, к своим истокам; воспитание и уважение к старшему поколению.
Темы:

Твои истоки.

Я и Вселенная.

Мой дом, мои родные, близкие.

"НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО"Цель: воспитание уважения к прошлому нашей страны, любви к своей Родине; сохранение и почитание памяти о ветеранах ВОВ.
Темы:

«День Победы».

«Ветеран живет рядом».

Вахта Памяти.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Школа. Новая жизнь." Адаптация ребенка к школе. ( Материалы к родительскому собранию)

Начало школьного обучения - значительное событие в жизни каждого ребенка. Помочь родителям в организации поддерживающей среды для детей в семье - важная задача школьного психолога. Данные материалы ор...

Административное правонарушение и административная ответственность

Административное правонарушение и административная ответственность. 11 класс....

Материалы административного среза по истории (8 класс)

преднозначен для провеки качества знаний...

Знакомство с административным кодексом «Об административных нарушениях за несоблюдение ПДД»

Знакомство обучающихся с извлечениями из Кодекса РФ об административных правонарушениях, касающихся ПДД....

Дорожная карта ГБОУ Школа № 991 г. Москвы по развитию организационно–административного ресурса школы, материально – технической базы, ремонтных работ на 2016 год.

(План)  Дорожная карта ГБОУ Школа № 991 г. Москвы по  развитию  организационно–административного  ресурса  школы, материально – технической базы, ремонтных работ н...

Методические материалы школы №1

Отчет о работе школы №1...

Административная работа школы №1

Перспективнаяп программа развития школы №1...