Административные материалы школы №1
учебно-методический материал
План гражданско-патриотического воспитания школы №1
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_gr.-patr._vosp._shk.docx | 33.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа гражданско-патриотического воспитания обучающихся
МБОУ СОШ №1 г.Вязьмы Смоленской области
на 2012-2017 год
Программа гражданско-патриотического воспитания
историко-краеведческого музея МБОУ СОШ №1
г.Вязьмы Смоленской области
на 2012-2017 год
Руководитель музея – преподаватель-организатор ОБЖ В.А. Хвастов
КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ
Введение
В условиях формирования гражданского общества и правового государства современной России происходит обогащение понятия «гражданин» новым содержанием. Данная концепция представляет собой современное понимание значимости гражданско-патриотического воспитания как одного из приоритетных направление системы образования в целом. Содержание концепции раскрывается посредством изложения совокупности основной идеей, определяющих направленность, характер и другие компоненты гражданской позиции учащихся, патриотических чувств, в свете современных требований.
Основной целью концепции является определение места и роли воспитания учащихся, целью которого является — воспитать человека, способного, но социально оправданные поступки, в основе которых лежат общечеловеческие моральные и нравственные ценности патриота, гражданина своей Родины, а для этого необходимо определить комплекс условий, обеспечивающих эффективность гражданско-патриотического воспитания в школе.
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации в качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: «Система образования призвана обеспечить... воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью...».
Цель и задачи гражданско-патриотического воспитания. Гражданско-патриотическое воспитание – многоплановая, целенаправленная деятельность образовательной системы школы по формированию у обучающихся свойств, присущих характеристике гражданина, патриота своей страны:
- умение жить в современных условиях, обеспечивая себе экономическую самостоятельность;
- способность интегрироваться в сложившуюся систему общественных отношений;
- умение устанавливать контакты с другими людьми;
- готовность к объединению для решения лично и общественно значимых проблем, к сотрудничеству, согласию, толерантности;
- неприятие агрессии, жесткости, насилия над личностью;
- умение любить свою Родину.
Цель гражданско-патриотического воспитания – сформировать достойного гражданина и патриота России. Современный гражданин - это человек, обладающий широкими правами, соответствующим Международным правам человека, знающий свои права и умеющий их защищать, нетерпимый к любым проявлениям насилия и произвола, человек честно, по велению сердца выполняющий свои обязанности, чувствующий неразрывную связь со своим отечеством, его прошлым, настоящим и будущим и постоянно берущим на себя ответственность за его судьбу, своими конкретными делами помогающий своей стране стать сильнее и богаче.
Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:
1) Проведение научно-обоснованной управленческой и организаторской деятельности по созданию условий эффективного гражданско-патриотического воспитания учащихся.
2) Утверждение в сознании и чувствах учащихся представлений об общечеловеческих ценностях, взглядов и убеждений, уважения к культуре и историческому прошлому России, к ее традициям.
3)Создание эффективной системы гражданско-патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у учащихся основных гражданских качеств и чувств патриотизма.
4) Создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование целостное системы гражданско-патриотического воспитания учащихся.
Среди основополагающих принципов гражданско-патриотическое воспитания, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере выделяются:
- научность, гуманизм, демократизм;
- приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций;
- системность, преемственность и непрерывность в развитии обучающихся, с учетом личных особенностей;
- многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания;
- его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода;
- метапредметность, тесная и непрерывная связь с другими видами воспитания.
Реализация этих принципов осуществляется по следующим направлениям:
Социальное – формирование добросовестного отношения к учебе; формирование терпимости к чужой вере; формирование культуры межличностных отношений (в том числе межнациональных); воспитание уважения к традициям семьи; формирование взаимопонимания между семьей и ребенком.
Правовое – воспитание правовой культуры; формирование понимания политических и правовых событий; формирование последовательной, твердой, аргументированной активной гражданской позиции и патриота своей страны.
Экономическое – формирование функциональной экономической грамотности; бережного отношения к вопросам собственности.
Нравственное – воспитание чувства прекрасного; воспитание любви к Родине; знание и формирование уважения к Российским традициям (в том числе религиозным); формирование общечеловеческих ценностей.
Программа реализуется через все возрастные категории и рассчитана на 5 лет
(с 2012 г. по 2017 г.).
Реализация программы проходит в три этапа:
1 этап. 2012-2013 гг. – изучение и анализ состояния гражданско-патриотического воспитания в школе, уровня гражданско-патриотического сознания у школьников, отбор критериев оценки уровня гражданско-патриотического сознания у школьников, разработка нормативно-правовой базы, связанной с реализацией программы гражданско-патриотического воспитания.
2 этап. 2013-2016 гг. – разработка комплексной стратегии, направленной на формирование гражданской позиции и воспитания патриотических чувств. Отбор методов, методик по программе, внедрение современных технологий.
3 этап. 2016-2017 гг. – оценка эффективности мероприятий, направленных на гражданско-патриотическое воспитания.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации в качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: “Система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью…”
Обогащение понятия “гражданин” новым содержанием в условиях современной России связано в первую очередь с процессом становления гражданского общества и правового государства.
В характеристику гражданина, в круг присущих ему свойств теперь включается умение жить в условиях рынка, обеспечивая себе экономическую самостоятельность, способность интегрироваться в сложившуюся систему общественных отношений, умение устанавливать контакты с другими людьми, готовность к объединению для решения лично и общественно значимых проблем, к сотрудничеству и согласию, неприятие агрессии, жестокости, насилия над личностью.
Программа гражданско-патриотического воспитания
историко-краеведческого музея МБОУ СОШ №1
г.Вязьмы Смоленской области
на 2012-2017 год
В современных условиях образовательное учреждение является основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс, стремящимся достичь основной цели развития физических нравственно-здоровой личности ее гражданского потенциала. Школьный историко-краеведческий музей в этой работе занимает не последнее место.
Музей играет особую роль в вопросах воспитания молодежи уважения к государству.
Формы и методы гражданско-патриотического воспитания в школьном музее непрерывно изменяются и совершенствуются, причем более активно это происходит в периоды исторических перемен в жизни самого государства.
Данная программа представляет собой современное понимание значимости гражданско-патриотического воспитания как одного из приоритетных направлений системы образования в целом.
Содержание программы раскрывается посредством изложения совокупности основной идеей, определяющих направленность, характер и другие компоненты гражданской позиции учащихся.
Данную программу следует рассматривать как шаг по пути решения проблемы воспитания гражданина.
Основной целью программы является предоставление всех возможностей музея для воспитания гражданина-патриота своей страны, определения комплекса условий, обеспечивающих эффективность гражданско-патриотического воспитания в школьном музее.
Программа реализуется через все возрастные категории и рассчитана на 5 лет
(с 2012 г. по 2017 г.).
Реализация программы проходит в три этапа:
1 этап. 2012-2013 гг. – изучение и анализ состояния гражданско-патриотического воспитания в школе, уровня гражданско-патриотического сознания у школьников, отбор критериев оценки уровня гражданско-патриотического сознания у школьников, разработка нормативно-правовой базы, связанной с реализацией программы гражданско-патриотического воспитания.
2 этап. 2013-2016 гг. – разработка комплексной стратегии, направленной на формирование гражданской позиции и воспитания патриотических чувств. Отбор методов, методик по программе, внедрение современных технологий.
3 этап. 2016-2017 гг. – оценка эффективности мероприятий, направленных на гражданско-патриотическое воспитания.
Основные направления работы музея:
-воспитание сознательного отношения к учебе;
-воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни, через формирование активной социальной позиции;
-формирование общности интересов детей и родителей, через совместные творческие дела и знакомства с историей своей семьи.
Содержание работы:
-организация и проведение олимпиад, конкурсов, игр;
-изучение и пропаганда лучших национальных и семейных традиций;
-проведение культурно-массовых мероприятий совместно с родителями;
-организация совместных коллективных творческих дел;
-организация и проведение патриотических акций;
-изучение символики Росси, края, города, школы;
-проведение мероприятий и акций, посвященных памятным и знаменательным датам российского, краевого и городского значения;
- изучение родного края и страны, через организацию походов, экскурсий (музеи города и школьный музей), заочных путешествий;
-сбор исторических и краеведческих материалов, документов для экспозиций школьного музея;
-организация цикла передач по школьному радио;
-организация встреч с выпускниками школы, ветеранами воин.
-оформление выставок;
-разработка и защита авторских проектов;
-знакомство с различными видами искусств;
-оформление стендов: “Отличники", “Наши выпускники – заслуженные люди города”;
-организация выставок посвященных датам и праздникам;
-организация культурных мероприятий для творческой самореализации.
План гражданско-патриотического воспитания на 2012-2013 год.
Месяц | Мероприятия |
Сентябрь | 1.Знакомство и изучение символики, гимна города Вязьма. 2.Экскурсии в школьный музей «Моя родная школа, мой Вяземский район" 3.Экскурсии в музеи города. 4. «Малая Родина» - экскурсионная программа по микрорайону города (История центра города). |
Октябрь | 1.Мероприятия по улучшению патриотического воспитания на базе школьного музея: конференции, посвященные датам Воинской славы, защита проектов, экскурсий, участие в олимпиадах, окружных и городских конкурсах. 2.Экскурсии в музеи Московского Кремля |
Ноябрь | 1.Выпуск стенгазеты «Патриот»по теме «Битва под Москвой». 2.Уроки мужества. 3.Художественная выставка «Воинская слава России». 4.Конкурс чтецов «Дорогой подвига». 5.День народного единства. |
Декабрь | 1.Знакомство и изучение материалов о гимне, флаге и гербе России. 2.»Маршал победы – Г.К.Жуков». 3.День воинской славы в честь контрнаступления советских войск под Москвой. 4.День конституции России (классные часы, тематические уроки). 5.1декабря – Синопское сражение. 6 Литературно-музыкальная композиция «Москва в солдатской шинели». |
Январь | 1.27 января – День снятия блокады г. Ленинграда: - конкурс чтецов; - выпуск стенгазеты «Патриот» по теме «Ледовая дорога жизни». 2. Уроки мужества. Классные часы, посвященные С.П. Королёву. 3.Видеопрограмма. |
Февраль | 1.День защитника Отечества: - уроки мужества «Слава Русского воинства»; - встречи с ветеранами; - праздничный концерт для ветеранов; - Экскурсии в школьный музей; - Выставка детских рисунков «Слава армии родной»; - день памяти воинов интернационалистов. |
Март | 1.Выпуск стенгазеты о жизни первого космонавта Б.А.Гагарина «Поехали». 2.Видеопрограмма «Россия в космосе». 3.Уроки мужества. 4.Классные часы, посвященные Ю.А. Гагарину. 5. Экскурсии в Музей космонавтики. |
Апрель | 1.12 апреля – день космонавтики – устный журнал «Человек поднялся в небо». 2.18 апреля – День культурного и исторического наследия. 3. Праздник патриотической песни «Песнями жива Россия испытаньям вопреки». 4.Уроки мужества. Классные часы. |
Май | 1.День Победы. Праздничный концерт для ветеранов. 2.Творческая мастерская «Подарки ветеранам». 3.»Подвигу народа – жить в веках». Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню Победы. 4.Экскурсии. 5.18 мая – День культурного и исторического наследия. 6. Видеопрограммы: «Сын полка», «Помни имя свое», «Цвет войны. |
План гражданско-патриотического воспитания на 2013-2017 год.
№ | Мероприятие | Период исполнения |
1. | Проведение заседаний Совета музея, педагогического совета по реализации программы с повесткой дня «Гражданское и патриотическое воспитание учащихся: проблемы, пути их решения». | Октябрь 2013г |
2. | Заседание Совета музея по реализации программы по вопросам планирования и организации различных мероприятий. | 1 раз в четверть 2013 – 2017гг. |
3. | Привлечение родителей учащихся и жителей города к организации и проведению мероприятий по воспитанию чувства патриотизма в детях (экскурсии родителей в музее, конференции, встречи, концерты и др). | 2013 – 2017гг |
4. | Проведение конкурсов, проектов на лучшуюработу по гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся «Наши дети – будущее России». | 2013-2014г |
5. | Проведение конкурсов среди учащихся на лучший реферат, сочинение, рассказ, стихотворение по патриотическим тематикам. | 2013 – 2017гг. |
6. | Проведение ежегодного смотра-конкурса исследовательских работ юных историков и краеведов. | 2013 – 2017гг. |
7. | Участие в ежегодном фестивале детского художественного творчества Юные таланты Московии | 2013 - 2017 |
8. | Участие в районном, окружном смотре-конкурсе на лучший музей боевой славы. Праздник, посвященный Дню защитника Отечества. | Ежегодно |
9. | Сотрудничество с ветеранами Великой Отечественной войны, локальных войн. | Постоянно |
10. | Проведениепраздников, конференций, олимпиад, конкурсов, уроков мужества посвященных юбилейным историческим датам. | 2013 – 2017гг. |
11. | Постановка спектаклей о Великой Отечественной войне. | 2014 - 2017 |
12. | Проведение концертов, посвященных Дню защитника Отечества, а также конкурсов чтецов «Моя Родина». | Ежегодно |
13. | Проведение конкурсов рисунков на тему «Никто не забыт, ничто не забыто». | 2013-2017 |
14. | Проведение конкурсов рисунков «Мой любимый учитель» | Ежегодно |
15. | Проведение авторских выставок юных художников. | Ежемесячно |
16. | Участие в празднике «День города» и в празднике труда. | Ежегодно |
17. | Проведение выставок поделок учащихся. | Ежеквартально |
18. | Участие в реализации городских программах «Мой двор», «Мой дом». | Ежегодно |
19. | Участие в операции «Забота о школе» | Ежеквартально |
20. | Организация показа и обсуждение научно-популярных, документальных и художественных фильмов на военно-патриотические и исторические темы. | 2013 – 2017гг. |
21. | Проведение встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, узниками концлагерей, солдатскими вдовами, ветеранами локальных войн. | 2013 – 2017гг. |
22. | Проведение викторины «Мы этой памяти верны». | 2010 – 2012гг. |
23. | Освещение опыта работы школы по военно-патриотическому воспитанию в средствах массовой информации. | Систематически |
24. | Обмен опытом с образовательными учреждениями и клубами, работающими по проблеме патриотического воспитания школьников. | 2013 – 2017гг. |
25. | Организация выездов в Кантемировскую дивизию. | Ежегодно |
26. | Организация поездок учащихся в города Подмосковья и России по местам боевой, трудовой и исторической славы. | Систематически |
27. | Организация в школе вечеров, с участием ветеранов Великой Отечественной войны. | 2013 – 2017гг. |
28. | Организация экскурсий учителей в места, связанные с историей русской православной церкви: Московский Кремль, Троице-Сергиеву Лавру, Новодевичий монастырь, храм Христа Спасителя, храм с. Власова идр. | 2013 – 2017гг. |
Ожидаемые результаты
Качественный рост воспитанности детей;
достижение сформированности у подростка гуманистического отношения к окружающим, культуры речи и поведения, внутренней потребности в саморазвитии;
активная жизненная и сформированная гражданско-патриотическая позиция;
способность делать правильный нравственный, социальный и политический выбор.
Ключевые мероприятия и традиции по военно-патриотическому воспитанию
Акция «Ветеран живет рядом».
Вахта Памяти.
Встречи с ветеранами.
Встречи с участниками современных воин.
Экскурсии в школьный музей (по тематическим экспозициям).
Уроки мужества
Возложение цветов к Памятным местам.
Традиционные месячники по гражданско-патриотическому воспитанию
"ГОРОД, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ" Цель: Привить чувство любви к родному городу, дать почувствовать ребятам, что они являются полноправными членами общества и несут ответственность за свои поступки и действия.
Темы:
"Мой город, мой дом".
Городу - …. лет.
Мы хозяева города, школы.
"БЕРЕГИ ЗДОРОВЬЕ СМОЛОДУ" Цель: Добиться того, что ученики уяснили и осознали то, что здоровье является высшей жизненной ценностью, беречь которую они должны и обязаны.
Темы:
"Землянам чистую планету".
"В здоровом теле здоровый дух".
Мир моих увлечений.
"А ГРАЖДАНИНОМ БЫТЬ ОБЯЗАН"Цель: Добиться того, чтобы ученики нашей школы были законопослушными гражданами нашей страны, довести до сведения учеников основные законы общества
Темы:
"Ты и закон".
«Я гражданин и патриот своей страны».
Мои права и обязанности.
"РОССИЯ! РУСЫ... ХРАНИ СЕБЯ, ХРАНИ!"Цель: Привить ученикам духовные, нравственные качества, которые являются фундаментом общества, человеческих отношений; формировать умение ценить свои национальные истоки.
Темы:
Духовное наследие.
Современная Русь.
Традиции и обычаи Руси.
''ДЫМ ОТЕЧЕСТВА И СЛАДОК, И ПРИЯТЕН..."Цель: Воздействовать на сознание учеников, пробудить в них патриотические чувства, чувство долга, чести, мужества; воспитывать на их основе достойное поколение.
Темы:
"Юность, опаленная войной".
"С чего начинается Родина?"
"Достойное поколение".
Славные сыны Отечества.
По полю Русской Славы.
Мы - защитники мира.
"СЕМЬЯ – СЕРДЦЕ ОБЩЕСТВА"Цель: Развитие познавательного интереса к традициям семьи, к своим истокам; воспитание и уважение к старшему поколению.
Темы:
Твои истоки.
Я и Вселенная.
Мой дом, мои родные, близкие.
"НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО"Цель: воспитание уважения к прошлому нашей страны, любви к своей Родине; сохранение и почитание памяти о ветеранах ВОВ.
Темы:
«День Победы».
«Ветеран живет рядом».
Вахта Памяти.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Школа. Новая жизнь." Адаптация ребенка к школе. ( Материалы к родительскому собранию)
Начало школьного обучения - значительное событие в жизни каждого ребенка. Помочь родителям в организации поддерживающей среды для детей в семье - важная задача школьного психолога. Данные материалы ор...
Административное правонарушение и административная ответственность
Административное правонарушение и административная ответственность. 11 класс....
Материалы административного среза по истории (8 класс)
преднозначен для провеки качества знаний...
Знакомство с административным кодексом «Об административных нарушениях за несоблюдение ПДД»
Знакомство обучающихся с извлечениями из Кодекса РФ об административных правонарушениях, касающихся ПДД....
Дорожная карта ГБОУ Школа № 991 г. Москвы по развитию организационно–административного ресурса школы, материально – технической базы, ремонтных работ на 2016 год.
(План) Дорожная карта ГБОУ Школа № 991 г. Москвы по развитию организационно–административного ресурса школы, материально – технической базы, ремонтных работ н...
Методические материалы школы №1
Отчет о работе школы №1...
Административная работа школы №1
Перспективнаяп программа развития школы №1...