ПРОЕКТ «ШКОЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»
проект (10, 11 класс)
Опираясь на «Стратегию социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020» и анализ муниципальных докладов, в связи с ростом обеспеченности образовательных учреждений современным оборудованием, кадровым потенциалом, достаточными материально техническими условиями, появилась возможность системы индивидуального обучения, дистанционного образования, что позволит сделать образование более открытым.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://cloud.mail.ru/home/ | 656.3 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«ШКОЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»
Руководитель проектной команды:
Войнаровская Ольга Анатольевна, МАОУ Многопрофильный лицей, руководитель естественнонаучного отделения
Участники проектной команды:
Иванова Елена Владимировна, МАОУ Многопрофильный лицей,
учитель математики;
Еланцев Алексей Николаевич, МАОУ Многопрофильный лицей,
учитель информатики;
Долматова Роза Сан-Неновна, МАОУ Многопрофильный лицей,
учитель математики и информатики;
Баймухаметова Елена Александровна, МАОУ Многопрофильный лицей, учитель искусства;
Муравленко, Россия
2015 г.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
" ШКОЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС"
Приоритетное направление, по которому заявлен проект | Создание модели открытого образования в рамках реализации ФГОС. |
Проблемы |
|
Цель проекта | Создание и внедрение модели открытого образования в рамках ФГОС в «Многопрофильном лицее» г. Муравленко |
Основные целевые группы, на которые направлен проект | Обучающиеся, педагоги Многопрофильного лицея, родители. |
Продолжительность, сроки реализации проекта | Январь 2014-июнь 2015 |
Краткое описание проекта | В рамках реализации проекта планируется создание и внедрение модели открытого образования через дистанционное образование, взаимодействие с вузами, создание консультационно-информационного центра и социальные практики, обеспечивающих гибкость, доступность, академическую мобильность образовательной системы. |
Объем и источники финансирования проекта | Финансирование проекта за счет:
|
Сведения о заявителе | Заявитель: МАОУ «Многопрофильный лицей» г. Муравленко Юридический и фактический адрес: 629602, Ямало-Ненецкий автономный округ, Тюменская область, город Муравленко, улица Пионерская 4 Телефон/факс: (8-34938) 25-8-07 Электронный адрес: E-mail: uomur@muravlenko.ru Ф.И.О. руководителя: Директор МАОУ «Многопрофильный лицей» В.П.Климко |
Введение
Образование сегодня является одним из решающих факторов как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны.
Главная задача современной школы состоит в раскрытии способностей каждого ученика, воспитании личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Одним из способов решения этой задачи является введение в процесс обучения системы открытого образования. В современном понимании открытое образование представляет собой универсальную форму обучения (в том числе на расстоянии) с использованием широкого спектра как традиционных, так и новых информационных и телекоммуникационных технологий и средств. Они создают обучаемому условия для свободного выбора образовательных маршрутов, кроме того, есть образование, готовящее к жизни в открытом обществе, создающее условия для принятия решений, формирования личной и профессиональной компетентности.
Актуальность. Новый федеральный государственный стандарт среднего (полного) общего образования направлен на обеспечение равных возможностей получения качественного среднего (полного) общего образования; воспитание и социализацию обучающихся, их самоидентификацию посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления, в том числе через реализацию образовательных программ, входящих в основную образовательную программу; создание условий для развития и самореализации обучающихся. Данные направления могут быть реализованы, в том числе и через открытое образование.
Проект направлен на создание школьной модели, позволяющей обеспечить системный подход к организации открытого образования, интегрировать дистанционное обучение в учебный процесс, способствовать сотрудничеству учителей и ученых, успешной социализации и профессиональному самоопределению обучающихся.
Противоречия:
- Между потребностью обучающихся в разнообразии форм обучения и отсутствием таковых по разным причинам (самостоятельно начинать и завершать изучение программ, выбор места и темпа обучения, получение консультаций у специалистов высокого уровня, выбор форм обучения и т.п.).
- Необходимостью изменения роли участников образовательного процесса и отсутствием мотивации удовлетворять запросам современного общества .
Проблемы:
- Отсутствие равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся, в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
- Недостаток свободного выбора образовательных маршрутов обучающихся в условиях малого монопрофильного северного города Муравленко.
- Недостаточный уровень взаимодействия с вузами.
- Отсутствие информационно-образовательной среды для широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса.
- Неготовность обучающихся к осознанному выбору профессии, отсутствие мотивации, инициативы, навыков самостоятельной работы и самоорганизации; пассивное участие родителей в этом процессе.
Цель:
Создание и внедрение модели открытого образования в рамках ФГОС в «Многопрофильном лицее» г. Муравленко
Задачи:
- Создание центра дистанционного образования на базе лицея.
- Расширение взаимодействия с вузами.
- Вовлечение учащихся в региональные и всероссийские образовательные проекты.
- Создание информационно – образовательной среды лицея.
- Расширение социокультурного пространства обучающихся для получения социального опыта обучающихся (социальные практики и профессиональные пробы).
Основная идея проекта
Создание школьной модели открытого образования, обеспечивающей достижение целей среднего (полного) общего образования, его высокое качество, доступность, гибкость, академическую мобильность для обучающихся. Реализация проекта будет осуществляться через организацию дистанционного образования, взаимодействие с вузами, создание консультационно-информационного центра, через социальные практики.
Новизна проекта
- Обеспечение системного подхода к организации открытого образования.
- Интеграция дистанционного обучения в учебный процесс.
- Развитие сотрудничества учителей и ученых, проведение совместной опытно-экспериментальной работы.
- Использование виртуальных форм для вовлечения учащихся и педагогов в инновационные проекты.
На период до 2020 года приоритетными образовательными результатами должны стать: способность эффективно применять теоретические знания, высокий уровень развития технологических навыков, формирование позитивных социальных установок. При этом, необходимо обеспечить базовую успешность каждого школьника, не допуская выхода из школ молодых людей без основ грамотности в области естественных и гуманитарных наук, без базовых социальных компетентностей. Но на сегодняшний день основной проблемой образования остается значительное отставание наименее успешных групп учащихся от наиболее успешных, недостаточное развитие социальной компетентности и позитивных социальных установок у выпускников школ. Одной из систем, призванной стать адекватной новому информационному обществу и способствовать решению перечисленных выше проблем, является открытое образование. Открытое образование — система обучения, доступная любому желающему, без анализа его исходного уровня знаний, использующая технологии и методики дистанционного обучения и обеспечивающая обучение в темпе, удобном учащемуся.
Опираясь на «Стратегию социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020» и анализ муниципальных докладов, в связи с ростом обеспеченности образовательных учреждений современным оборудованием, кадровым потенциалом, достаточными материально техническими условиями, появилась возможность системы индивидуального обучения, дистанционного образования, что позволит сделать образование более открытым.
Новый федеральный государственный стандарт среднего (полного) общего образования предоставляет больше возможностей обучающемуся в выборе образовательной траектории. Чем старше ступень, тем больше возможности выбора. Многопрофильный лицей, работающий в инновационном режиме (лицей - Федеральная экспериментальная площадка «Разработка и реализация модели многопрофильной школы в условиях малого северного города», экспериментальная площадка государственного учреждения «Федеральный институт развития образования» - «Организация модели профильного обучения в ситуации северного российского моногорода», региональная инновационная площадка «Модель школы ступеней для старшеклассников, направленной на индивидуализацию, профессиональное и личностное самоопределениек»), предоставляет широкий спектр образовательных услуг, но остаются нерешенными следующие проблемы:
- Отсутствие равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся, в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями.
- Недостаток свободного выбора образовательных маршрутов обучающихся в условиях малого монопрофильного северного города Муравленко.
- Недостаточный уровень взаимодействия с вузами.
- Отсутствие информационно-образовательной среды для широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса.
- Неготовность обучающихся к осознанному выбору профессии, отсутствие мотивации, инициативы, навыков самостоятельной работы и самоорганизации; пассивное участие родителей в этом процессе.
Проект "Школьная модель открытого образования в рамках реализации ФГОС» направлен на обеспечение системного подхода к организации открытого образования, интеграции дистанционного обучения в учебный процесс, развитие сотворчества учителей и ученых, успешной социализации и профессиональному самоопределению обучающихся.
Глава 1. Описание школьной модели открытого образования
- Дистанционное обучение
Дистанционное обучение - способ организации процесса обучения, основанный на использовании информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между педагогом и учащимся. Интерес к данной технологии постоянно растет. В школах такое обучение становится неотъемлемой частью образовательного процесса, наряду с традиционными формами обучения. Современные компьютерные средства связи снимают проблемы расстояний и обеспечивают более оперативную связь между преподавателем и обучающимся. К тому же в обучении можно использовать разные формы представления материала: анимацию, видео, графику, звук. Кроме того, имеется большой банк программ, позволяющих учащимся лучше усваивать материал, а учителю более оперативно осуществлять контроль за уровнем усвоения материала. К тому же дистанционное обучение является современной универсальной технологией профессионального образования, ориентированного на индивидуальные запросы обучаемых и их специализацию и предоставляет возможность всем желающим непрерывно повышать свой профессиональный уровень с учетом индивидуальных особенностей.
В процессе такого обучения слушатель определенную часть времени самостоятельно осваивает в интерактивном режиме учебно-методические материалы, проходит тестирование, выполняет контрольные работы под руководством преподавателя и взаимодействует с другими слушателями «виртуальной» учебной группы.
При дистанционном обучении слушатель и преподаватель пространственно разделены друг от друга, но при этом они находятся в постоянном взаимодействии, организованном с помощью особых приемов построения учебного курса, форм контроля, методов коммуникации с помощью электронной почты и прочих технологий Интернет.
Основным принципом организации дистанционного обучения является принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных контактов всех участников учебного процесса с помощью специализированной информационно-образовательной среды (в том числе: форумы, электронная почта, Интернет - конференции, он - лайн уроки);
Целью дистанционного обучения является предоставление учащимся общеобразовательной школы доступа к качественному образованию, обеспечение возможности для школьников изучать выбранные ими общеобразовательные дисциплины на разном уровне с использованием сети Интернет.
Дистанционное обучение позволит организовать доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями, обеспечить выстраивание индивидуальной образовательной траектории, создать условия для получения общего полного образования детям с ограниченными возможностями здоровья, привлечь к работе преподавателей различных учреждений, работающих на основе дистанционных технологий. Ведущей стратегической идеей развития системы образования выступает формирование конкурентоспособности кадров, без которых немыслима реализация долгосрочных планов развития страны.
Образовательная деятельность Многопрофильного лицея строится на использовании в дистанционном режиме всех основных типов информационных услуг, в том числе: видеолекции преподавателей, транслируемые через спутник, интерактивные обучающие программы с мультимедийными приложениями, видеоконференции, электронная почта, ресурсы мировой сети Интернет, телеконференции, виртуальные домашние задания, тестирование (Uztest).
С 2010 года в лицее ведется дистанционное обучение в негосударственном образовательном учреждении «Открытый молодежный университет» г.Томск. «Многопрофильный лицей» является участником Международной исследовательской программы «Будущее за ИКТ!».
Год бучения | Название курсов | Количество участников | Средства |
2010-2011 | «Подготовка к ЕГЭ по информатике» | 3 | Родители |
2011-2012 | «Подготовка к ЕГЭ по информатике». Офисные технологии: автоматизация в MS Office. Секреты компьютерной графики. Текстовые документы и мультимедийные презентации. Электронные таблицы и основы баз данных. | 30 обучающихся, 29 педагогов | Средства гранта |
2012-2013 | «Подготовка к ЕГЭ по информатике». Офисные технологии: автоматизация в MS Office. Секреты компьютерной графики. Текстовые документы и мультимедийные презентации. Электронные таблицы и основы баз данных. | 7 обучающихся, 25 педагогов | Родители, педагоги |
Дистанционное обучение позволит обучающимся лицея заниматься в удобное время, в удобном месте и темпе, повысить качество образовательного процесса за счет ориентации на использование автоматизированных обучающих и тестирующих систем.
Успешность и качество дистанционного образования зависят от эффективной организации и качества используемых материалов. Для создания материалов предполагается кейс-технологии.
Внедрение дистанционного обучения даст возможность всем обучающимся получать образование независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого.
1.2. Взаимодействие с вузами
Современная школа, развивающаяся как открытое государственно-общественное учебно-воспитательное учреждение, всецело заинтересована в интенсивном содружестве с вузами. Внеурочная работа становится центром совместной творческой деятельности школьных педагогов и работников вузов.
Сотрудничество школы и вуза в системе урочно-внеурочной работы успешно осуществляться по следующим направлениям (содержание сотрудничества):
- непосредственная работа ученых и преподавателей вузов со школьниками;
- использование учителями методической помощи вузовских работников;
- проведение школьными и вузовскими работниками совместной опытно-экспериментальной работы;
- совместное использование материально-технической базы вузов в развертывании внеурочной деятельности педагогов и школьников (учебно-лабораторные аудитории, демонстрационное и лабораторное оборудование, принадлежности и т.п.).
Привлечение ученых и преподавателей вузов к работе с учащимися-подростками осуществляется на договорной основе.
Преподаватели вуза представляют учителям и администрации школы программы и планы работы, высказывают свои предложения и пожелания, способствующие повышению качества предстоящей совместной деятельности.
Сотрудничество ученых и преподавателей вузов со школьниками осуществляться как на базе лицея, так и в рамках выездных сессий на вузовских учебных и научно-производственных площадках в групповых, массовых и индивидуальных формах. Выбор формы занятий с подростками зависит от целей и содержания совместной работы.
Работа преподавателей на базе лицея осуществляется в тех случаях, когда материально-технической базы учреждения достаточно для проведения семинаров, теоретических и практических занятий. При этом возможно обучить большее количество учеников без отрыва от учебного процесса. Это является наиболее экономически выгодным, т.к. нет необходимости отправлять группу детей, которым необходимо тратить деньги на проезд, проживание, производить оплату сопровождающих педагогов. Параллельно преподаватель вуза оказывает методическую помощь учителям лицея.
В 2011 году на базе лицея проведён семинар для учащихся и учителей по методике решения изобретательских задач (ТРИЗ – Теория решения изобретательских задач). Семинар провёл Кавтрев Александр Фёдорович – кандидат физ-мат. наук, изобретатель, зав. методическим отделом Центра Информационной Культуры (Санкт-Петербург), ведущий научный сотрудник международной Лаборатории образовательных технологий «Образование для Новой Эры». Тема семинара для учащихся «Учись мыслить смело».
В октябре и декабре 2012 года были проведены занятия «Школы программиста», нацеленные на решение олимпиадных задач по программированию.Проводил занятия Пестов Олег Александрович - ассистент кафедры ПМиИ (прикладной математики и информатики) Вятского государственного гуманитарного университета.
В рамках сотрудничества с учреждениями высшего профессионального образования на протяжении нескольких лет для учащихся 11-х классов проводят занятия преподаватели Национального минерально-сырьевого университета «Горный» г. Санкт-Петербурга. Занятия проводятся в течение недели. Обучение заканчивается проведением олимпиады по математике и физике. Ежегодно по результатам олимпиад лицеисты поступают в университет на бюджетной основе.
Лицей на протяжении 4 лет сотрудничает с Омским государственным техническим университетом и Уральским государственным экономическим университетом, 1-2 раза в год ученики лицея в каникулярное время выезжают в ВУЗ.
Лицеисты физико-математического и физико-химического профилей обучаются в заочной физико-математической школе Московского физико-технического института по трём дисциплинам: в 2010-2013 уч.год –математика, физика, с 2012 года ведётся обучение по информатике и ИКТ.
Вузовские работники охотно и успешно выступают в роли экскурсоводов по научным центрам и лабораториям вуза. Они квалифицированно и увлекательно знакомят школьников с проводимой учеными и студентами исследовательской и конструкторской работой, предназначением ее результатов, возможностями ее использования в школьной практике и т.п. Нередко после таких экскурсий у учащихся появляется интерес к данной отрасли науки и соответствующему учебному предмету (или циклу предметов), возникает потребность в приобретении в недалеком будущем соответствующей специальности в данном вузе. Продуктивно реализуется совместная творческая деятельность вузовских ученых и школьников в комбинированных индивидуально-групповых формах внеурочной работы. Таковыми могут быть консультационные пункты для подростков, проявивших способности в той или иной области гуманитарных или естественных наук, техническом конструировании и моделировании. Немаловажно и развитие сотворчества учителей и ученых, обеспечивающего выявление одаренных, талантливых детей.
Система выездных сессий является одним из направлений профориентации учащихся. Используются возможности вузов для организации практикумов по профильным дисциплинам, продуктивное использование школой научного, методического, кадрового и материально-технического потенциала вузов в обеспечении качественного образования и социализации школьников.
- Консультационно – информационный центр
В рамках реализации модели открытого образования в Многопрофильном лицее г. Муравленко планируется создание консультационно-информационного центра (КИЦ). Целью работы центра станет предоставление консультационных услуг, организация работы платных курсов и создание информационно-образовательной среды для широкого, постоянного и устойчивого доступа всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, индивидуальных учебных планов, достижением планируемых результатов, организацией образовательного процесса, саморазвитием и личностным самоопределением.
Работой центра будет руководить координатор КИЦ.
На базе консультационно-информационного центра будет организована работа платных подготовительных курсов, направленных на подготовку обучающихся к поступлению в вузы. Опыт такой работы в учреждении составляет два года. Группы, численностью до 10 человек, обучаются на базовом и углублённом уровнях.
Вторым направлением работы КИЦ станет предоставление индивидуальных консультаций обучающимся, которые смогут получить квалифицированную помощь учителя-предметника или воспользоваться услугами медиатеки. Планируется организовывать индивидуальные консультации с педагогами на платной основе, включая договорные обязательства. Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам такие услуги будут предоставляться бесплатно.
Координатор КИЦ будет организовывать и сопровождать реализацию индивидуальных учебных планов обучающихся, умеющих самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.
Информационно-образовательная среда современной школы должна включать: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы; совокупность технологических средств ИКТ: компьютеры, иное информационное оборудование, коммуникационные каналы; систему современных педагогических технологий. На базе Многопрофильного лицея предоставлением таких ресурсов занимается медиатека. Обучающиеся могут осуществлять самостоятельный поиск и анализ информации с помощью современных информационно-поисковых технологий; использовать сетевое взаимодействие общеобразовательных учреждений, направленное на повышение эффективности образовательного процесса. Кроме доступа в Интернет и к информационному оборудованию обучающиеся могут получить ссылки на необходимые порталы и сайты, видеоуроки, качественные тематические презентации из базы данных учреждения, а так же размещать продукты своей познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности на школьном сервере или сайте.
При организации КИЦ планируется качественная систематизация имеющихся материалов, структурирование баз данных по разным направлениям (создание кейсов).
Информационная поддержка деятельности обучающихся и педагогических работников на основе современных информационных технологий должна быть оказана и в области библиотечных услуг (создание и ведение электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск документов по любому критерию, доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета).
В новом ФГОС указаны характеристики оснащения школьной библиотеки и читального зала образовательного учреждения. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы, художественной литературой, коллекциями медиа-ресурсов на электронных носителях, множительной техникой для тиражирования учебных и методических, текстографических и аудиовидеоматериалов.
Библиотека лицея в полной мере обеспечивает обучающихся учебниками, учебно-методической литературой и дополнительными материалами, имеется коллекция медиа-ресурсов и аудиовидеоматериалов. В перспективе намечается создание и ведение электронных каталогов, полнотекстовых баз данных и создание фонда дополнительной литературы, который будет включать: отечественную и зарубежную, классическую и современную художественную литературу; научно-популярную и научно-техническую литературу; издания по изобразительному искусству, музыке, физической культуре и спорту, экологии, правилам безопасного поведения на дорогах; справочно-библиографические и периодические издания; собрание словарей; литературу по социальному и профессиональному самоопределению обучающихся.
Создание центра позволит расшить информационно-образовательную среду учреждения, направленную на развитие навыков самостоятельной работы, самоорганизации и личностного самоопределения.
- Социальные практики и профессиональные пробы
Педагогический коллектив лицея одним из средств создания условий для развития и самореализации обучающихся считает организацию социально значимой творческой деятельности учащихся или социальную практику.
Социальная практика - это деятельность школьника, ориентированная на повышение мотивации к социальной деятельности, приобретение позитивного социального опыта и позитивных изменений ценностных представлений учащихся.
Новые глобальные изменения в окружающей среде и общественной жизни, непрерывный характер этих изменений выдвинули на первый план формирование у современных школьников таких качеств, как умение понимать общественные процессы, адаптироваться в меняющихся жизненных условиях, критически мыслить, формулировать выводы и принимать самостоятельные рационально обоснованные решения, принимать ответственность на себя, умение общаться с людьми.
Цель социальной практики - внедрение компетентностного подхода в образование, создание условий для самостоятельной деятельности учащихся, направленной на развитие своих возможностей в разных сферах: интеллектуальной, социальной, межличностной, личностной; усвоение и воспроизведение социального опыта, знаний, норм поведения, ценностных отношений.
Объектами социальной практики в образовательном процессе Многопрофильного лицея являются следующие формы общественно и социально значимой деятельности:
- функционирование школьного выставочного зала;
- организация выставок художественного творчества;
- деятельность школьного пресс – центра «Лик»;
- сотрудничество с городскими СМИ;
- проведение благотворительных, экологических акций, а также общественно значимых акций;
- вожатского отряда по организации интеллектуального досуга других школ;
- организация экскурсий на предприятия;
- поисковая и краеведческая деятельность с последующим оформлением материалов в форме социальных проектов;
- социальное, культурологическое, просветительское проектирование. (Приложение 2)
Социальная практика даёт возможность попробовать свои силы в разных видах деятельности: поисковой, исследовательской, управленческой. Учащиеся выступают в активной роли создателей конкретного продукта.
Педагогическая деятельность руководителей социальных практик направлена на углубление социальных инициатив школьников, на индивидуальное развитие их склонностей и интересов, профессиональное самоопределение.
Социальная практика обогащает опыт учащихся, способствует приобретению и закреплению социальных навыков вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать в коллективе; готовит к осознанному выбору профессии и пониманию значения профессиональной деятельности для человека и общества; мотивирует на образование и самообразование в течение всей жизни.
Глава 2. Этапы и механизмы реализации проекта
Для реализации проекта составлен план мероприятий, представленный в таблице.
I этап – организационный (сентябрь, октябрь 2013)
№ п/п | Мероприятия | Срок выполнения | Формы работы | Ответственные |
1 | Презентация проекта | Сентябрь, 2014 | Педагогический совет | Руководители проекта |
2 | Создание творческой группы, для работы в центре дистанционного обучения, выбор ее руководителя. | Сентябрь, 2014 | Собеседование | Руководитель МАОУ «МЛ» |
3 | Подбор кадров для работы на подготовительных курсах, в консультационно-информационном центре, выбор координатора КИЦ. | Сентябрь, 2013 | Собеседование | Администрация МАОУ «Многопрофильный лицей» |
4 | Разработка нормативно-правовой базы для реализации проекта. | Октябрь-ноябрь, 2014 | Администрация МАОУ «Многопрофильный лицей» Творческая группа | |
5 | Проведение родительских собраний для привлечения детей в группы: дистанционного обучения, платных подготовительных курсов, очно-заочных школ. | Октябрь, 2013 | Собрание, анкетирование | Администрация МАОУ «Многопрофильный лицей» Руководитель группы дистанционного обучения |
6 | Проведение установочной лекции для информирования обучающихся о возможностях открытого образования на базе лицея. | Октябрь 2013 | Лекция | Администрация МАОУ «Многопрофильный лицей» Творческая группа |
7 | Организация и сопровождение индивидуальных учебных планов. | Сентябрь, 2013,2014 | Собеседование | Координатор консультационно-информационного центра |
II этап – деятельностный 2014-2015г. | ||||
8 | Заключение трехсторонних договоров (образовательное учреждение – учащийся – родители (законные представители), предусматривающих обязательства каждой из сторон. | Сентябрь 2013-май, 2015 | Договоры | Творческая группа, руководители кафедр, отделений |
9 | Создание групп дистанционного обучения, платных подготовительных курсов, очно-заочных школ. | Октябрь, 2013, 2014 | Договор | Администрация МАОУ «Многопрофильный лицей» Творческая группа |
10 | Семинар «Технология дистанционного обучения» | Октябрь, 2013 | Семинар | Творческая группа |
11 | Работа платных подготовительных курсов | Сентябрь-май, 2013-2015 | Учебные занятия | Координатор консультационно-информационного центра |
12 | Создание групп учителей и учащихся для выездных сессий | Март, 2014-май 2015 | Собеседование | Инструктор по труду |
13 | Заключение договоров с преподавателями вузов (ОмГТУ, УРГУ, СпГТУ и др.). | Инструктор по труду | ||
14 | Организация деятельности очных школ (приложение 1) - Омский государственный технический университет (30 человек); Уральский государственный экономический университет (30 человек) | Март 2014-2015 Март 2014-2015 | Обучение на базе вузов | Руководители кафедр, отделений |
15 | Организация деятельности заочных школ Московский физико-технический институт заочная физико-математическая школа (дистанционное и заочное обучение учащихся физико-математического и физико-химического профилей (25 человек) -негосударственное образовательное учреждение «Открытый молодежный университет» г.Томск: дистанционное обучение учащихся по дополнительной образовательной программе «Подготовка к ЕГЭ по информатике», - обучение по дополнительным образовательным программам в области офисных технологий (30 человек). Международная лаборатория образовательных технологий «Образование для Новой Эры», обучение техникам ТРИЗ-педагогики (200 человек) Муниципальная школа программиста, подготовка к олимпиаде по программированию (20 человек) | По плану кафедры, отделения (октябрь, ноябрь2012 г.) Январь, 2014-2015 | Выезд, дистанционное обучение | Творческая группа Руководители отделений |
16 | Заключение договоров с предприятиями о прохождении социальных практик | Октябрь 2013, 2014 | Договор | Руководитель социальных практик |
17 | Проведение социальных практик и профессиональных проб (Приложение 2) | Январь-май, 2014-2015 | Руководитель социальных практик | |
18 | Создание и пополнение на базе библиотеки электронных каталогов и полнотекстовых баз данных и фонда дополнительной литературы | Сентябрь-май, 2013-2015 | Заведующий библиотекой | |
19 | Создание банка данных для работы в дистанционном режиме и для работы консультационно-информационного центра | В течение года | Кейсы | Руководитель дистанционного обучения, координатор консультационно-информационного центра |
20 | Участие в виртуальных инновационных проектах | В соответствии с графиком проведения конкурсов | Руководители кафедр, отделений | |
21 | Организация и проведение на базе «Многопрофильный лицей» вебинаров, конференций, видеоконференций различной тематики | Октябрь, 2014 май, 2015 | Вебинар, конференция,телеконференция. | Руководители кафедр, отделений |
22 | Систематизация имеющихся материалов, структурирование баз данных по разным направлениям | Октябрь, 2014 май, 2015 | Базы данных | Координатор консультационно-информационного центра |
23 | Приобщение к самостоятельной деятельности. | Постоянно | Индивидуальный маршрут | Коллектив лицея |
24 | Обеспечение психологической подготовки родителей, необходимой для стимулирования и развития потенциальных творческих возможностей ребенка | Октябрь, 2014 май, 2015 | Консультирование | Психологическая служба Руководители отделений |
25 | Социальные практики и профессиональные пробы (200 человек). | 1.10.2013-15.05.2015 | Экскурсии, организация выставок, практики на базе лицея и учреждений города. | Руководитель социальных практик, руководители отделений |
III этап - итоговый май 2015 | ||||
26 | Вручение учащимся свидетельств, дипломов, грамот, сертификатов | По окончании периода обучения | Администрация МАОУ «Многопрофильный лицей» | |
27 | Подведение итогов | Май 2015 | Выпуск методического сборника «Школьная модель открытого образования». | Руководитель гуманитарного отделения |
28 | Совещание «Обобщение опыта работы по реализации проекта» | Май 2015 | Совещание | Руководитель дистанционного обучения, координатор консультационно-информационного центра, инструктор по профориентации, руководители кафедр |
Финансирование проекта будет осуществляться за счет средств гранта, родителей, платных образовательных услуг, фонда надбавок и доплат. Успешная реализация проекта возможна при условии финансирования в полном объеме.
Используемые ресурсы
Материально-техническое оснащение | Актовый зал, 34 учебных кабинета, выставочный зал. |
Информационные | Интернет - ресурсы, Web-сайты, фонд электронных изданий (электронные учебники, видеоуроки, CD-диски, DVD-диски, фонд библиотеки). |
Информационно-технологические | Медиацентр, 3 кабинета информатики с подключением к сети Интернет, зал видеоконференцсвязи 4 лингафонных кабинета, мобильный класс (30 ноутбуков), интерактивные доски (6 штук), интерактивные приставки (12). Персональные компьютеры, принтеры, ксероксы, сканеры, оборудование рабочих мест учителей – предметников, педагогов дополнительного образования, руководителя группы дистанционного обучения, координатора КИЦ, инструктора по профориентации, заведующего библиотекой. Общее число компьютеров составляет 307 (приблизительно 5 компьютеров на 7 обучающихся). |
Организационное обеспечение | Право выбора индивидуальной образовательной траектории обучающегося через разные формы открытого образования. |
Кадровое обеспечение | Высококвалифицированные педагоги лицея, преподаватели вузов, сетевые преподаватели дистанционных школ. |
Финансовые ресурсы | Средства гранта, родителей, платных образовательных услуг, фонда надбавок и доплат. |
Методы оценки результата проекта:
- количество обучающихся, прошедших через дистанционное обучение и получивших сертификат;
- количество обучающихся, поступивших в федеральные вузы;
- количество участников и лауреатов интеллектуальных конкурсов, инновационных проектов, виртуальных олимпиад различного уровня;
- количество обучающихся, определившихся в выборе профессии после прохождения социальных практик;
- количество обучающихся, занимающихся на подготовительных курсах и выбравших индивидуальную образовательную траекторию.
SWOT-анализ реализации проекта
Сильные стороны:
| Слабые стороны:
|
Возможности:
| Риски:
|
Глава 3. Бизнес-план проекта
- Оплата разработчикам нормативно-правовой базы для реализации проекта.
- Оплата услуг участвующих в реализации проекта (творческая группа, руководитель дистанционного обучения, координатор консультационно-информационного центра, руководитель социальных практик).
- Оплата услуг организаторов семинара «Технология дистанционного обучения».
- Организация деятельности заочных школ.
- Выездные сессии (оплата проезда, проживание, обучение).
- Оплата преподавателям вузов за очное обучение на базе лицея.
- Оплата работы руководителя муниципальной «Школы программиста».
- Поощрения учащихся, педагогов за участие в инновационных проектах.
Итого: 865000 рублей.
Заключение
С введением нового федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования обеспечиваются равные возможности получения качественного среднего (полного) общего образования; воспитание и социализация обучающихся, создание условий для развития и самореализации обучающихся. В связи с этим возникают и новые проблемы, связанные с отсутствием равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся, в соответствии с их способностями; недостаточный уровень взаимодействия с вузами; отсутствие современной информационно-образовательной среды учреждения; неготовность обучающихся к осознанному выбору профессии, отсутствие мотивации, инициативы, навыков самостоятельной работы и самоорганизации.
Изучение нормативных документов, стратегии развития образования до 2020 года, муниципальных докладов позволяет сделать вывод о том, что целесообразно решение данных проблем через создание школьной модели открытого образования. Внедрение данной модели позволит интегрировать в учебный процесс дистанционное обучение, развить сотворчество учителей и ученых, расширить информационно-образовательную среду учреждения, способствовать успешной социализации и профессиональному самоопределению обучающихся. Для успешной реализации данного проекта необходимо полное финансирование.
Считаем, что данная модель или ее модули могут быть успешно внедрены в любом образовательном учреждении, имеющем соответствующую материально-техническую базу.
IV Информация об основных исполнителях проекта
Ф.И.О. | Должность в проекте | Обязанности | Место работы, занимаемая должность |
Климко В.П. | Директор МАОУ «Многопрофильный лицей» | ||
Руководитель дистанционного обучения | Сопровождение дистанционного обучения учащихся и педагогов | ||
Инструктор по труду | Сопровождение выездных сессий в ВУЗы | ||
Координатор консультационно-информационного центра | Работа консультационно-информационного центра | ||
Руководитель социальных практик | Проведение социальных практик и профессиональных проб | Инструктор по труду |
V Детализированный бюджет проекта
Смета проекта
Название статьи | Общая сумма расходов | |
Средства гранта | Другие источники финансирования | |
| - | (достаточно в наличии) |
| 20 | 30000 |
а) выездные сессии (проезд, проживание); б) оплата преподавателей вузов на выездных сессиях; в) оплата преподавателей вузов, ведущих сопровождение исследовательскими работами учащихся и педагогов лицея; г) оплата преподавателей вузов на очных сессиях; д)оплата руководителя дистанционного обучения; е)оплата координатора консультационно-информационного центра; и)оплата куратора заочной школы МФТИ; | 140000 190000 20000 130000 - - - | 180000 120000 15000 15000 5000 |
Всего: | 500000 | 365000 |
Курсы повышения квалификации:
Тема курсов повышения квалификации | Маршрут (откуда куда) | Срок (кол-во дней) | Кол-во человек | Стоимость ежедневн. (на 1 чел) | Проезд руб | Прочие расходы руб | Общая стоимость, руб | ||
Размещение (руб) | Питание (руб) | Средства гранта | Др. источники финансирования | ||||||
Технологиии реализации ФГОС | Муравленко-Омск | 6 | 2 | 1000 | 500 | 6000 | 20000 (стоимость обучения) | 20 | 30(муниципальный бюджет) |
Иные расходы:
Вид расходов | Расчет | Общая стоимость | |
Средства гранта | Другие источники финансирования | ||
Оплата работы: I преподавателей вузов: (на выездных сессиях): А) ОмГТУ; Б) УРГУ; II преподавателей вузов: (на очных сессиях (СпГТУ и школе программиста): II командировочных | 180000 190000 250000 140000 | 90000 100000 130000 140000 | 20000(муниципальный бюджет), 70000 средства родителей) 20000(муниципальный бюджет), 70000 средства родителей) 120000(муниципальный бюджет) |
IIIруководителя дистанционного обучения координатора консультационно-информационного центра; куратора заочной школы МФТИ | 15000(в месяц) 15000 (в месяц) 5000 (в месяц) | - - - | 15000 ФНД 15000 ФНД 15000 ФНД |
III преподавателей вузов, обеспечивающих сопровождение исследовательских работ учащихся и педагогов лицея; | 20000 | 20000 | |
Всего: | 865000 | 500000 | 365000 |
Список литературы
- Болонская декларация.2003.
- «Дистанционное образование и средняя школа// Бухаркина М.Ю.2012.
- «Использование потенциала взаимодействия вузов и профильных школ г. Томска для повышения качества обучения физике// Румбешта Е.А., Червонный М.А.2012.
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» 2010.
- Открытое образование как условие самореализации личности : социально-психологический аспект //Королева Е.Г. 2011.
- Открытое образование как фактор преодоления социального исключения// Королева Е.Г.2010.
- Стратегия социально-экономического развития страны до 2020 года. 2008.
- Стратегия социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года.2009.
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. 2012.
- Формирование информационной, коммуникативной, исследовательской компетенции в процессе обучения школьников исследовательской деятельности //Вестник Томского государственного педагогического университета.2009.
Интернет-ресурсы
- http://fmcenter.tspu.edu.ru/
- http://2020strategy.ru
- http://strategy2020.rian.ru
- http://2020strategy.ru/documents/32710234.html
- http://www.russia.edu.ru/information/legal/law/inter/bologna/
- http://www.orel.fio.ru/civcenter/elektiv2.htm
- http://medianet.yartel.ru/medianet/direct/norma/soc_prakt.shtml
- http://www.srcce.ru/?sec=about
- http://schools.keldysh.ru/schop/ChtoEst/Masterskie.htm
- www.mkaipo.ru
- http://www.cs-network.ru/library/?content=doc&id=208
- http://www.internet-school.ru/
- http://www.teleschool.ru
Приложение 1
Выездные сессии
Приложение 2.
Аналитическая справка
об организации и проведении профессиональных проб 2012-2013 учебного года.
Система профессиональных проб в образовательной программе школы реализовывалась во внеурочной деятельности учащихся в период с сентября по май 2012-2013 учебного года. Профессиональные пробы обеспечивали как ознакомительное, так и прямое участие старшеклассников в различных видах профессиональной деятельности с целью образовательного, социального и профессионального самоопределения.
Профессиональные пробы осуществлялись в разных формах, таких как
- Экскурсии;
- Профессиональные пробы;
- Социальные практики.
№ | образовательное направление | место реализации | учебная задача | социальный партнер |
1 | Оборонно-спортивное | Пожарная часть по г.Муравленко | Знакомство с работой пожарных и деятельностью пожарной части | ФГКУ «6 ПЧ ФПС по ЯНАО» |
Художественно-эстетическое | Дом культуры | Ознакомление с профессиями: художник-постановщик; художник-декоратор; звукооператор. Разработка эскизов декораций, сценических костюмов, изготовление букв и шрифтовых композиций | МАКУ ГДК «Украина» | |
Химико-биологический | Городская больница, отделения: детская поликлиника, стоматология, взрослая поликлиника, отделение восстановительного лечения, клинико-диагностическая лаборатория | Ознакомление с профессиями медицинской направленности, с требованиями к профессиям в области «Медицина». | ГБУЗ «Муравленковская городская больница» | |
Социально-экономическое | Кафе «Метелица» | Знакомство с спецификой ресторанного дела: начало бизнеса, ознакомление с профессиями ресторанного бизнеса: повар, бармен, официант, хостес, ресторатор. | ООО«Метелица» | |
Социальное | Туристическое агентство «Иностранец» | Деятельность турфирмы, специфика туристического бизнеса в маленьком северном городе, туристический рынок, работа менеджера и квалификационные требования, функции и задачи турагентства на основе собственного опыта ведения индустрии туризма. | Туристическое агентство «Иностранец» ИП Игишева Е.Г, | |
Социально-экономическое | Гостиница «Русь» | Профессиональное самоопределение, знакомство старшеклассников с профессиями социально-экономического профиля в сфере услуг. Организация гостиничного бизнеса | Гостиница «Русь» ИП «Сапонова Елена Михайловна» | |
Кадетское | МЧС | Ознакомление с профессиями противопожарной службы и службы спасения; правила и требования при поступлении в высшие учебные заведения МЧС России; преимущества – льготы профессий по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Необходимые качества и способности сотрудников МЧС, инженера пожарной безопасности. | ФГКУ «6 ПЧ ФПС по ЯНАО» | |
Оборонно-спортивное | Полиция | Ознакомление с профессиями государственных служб и органов по охране общественного порядка, правилами и требованиями при поступлении в учебные заведения МВД РФ. Необходимые качествах и способности для сотрудников МВД | ОМВД России по г.Муравленко | |
Техническое | Объекты ОАО «Газпромнефть-ННГ» филиала «Муравленковскнефть»: ЦДНГ-1 (Цех добычи нефти и газа), ЦППН-1 (Цех подготовки и перекачки нефти), ЦХА (Цех химического анализа) | Ознакомление с профессиями в сфере нефтегазовой промышленности: специфика работы нефтяников, востребованность специалистов, необходимый уровень образования и профессиональные качества работников нефтяной промышленности; деятельность Муравленковского филиала «Газпромнефть» | ОАО «Газпромнефть--ННГ» Муравленковский филиал | |
Кадетское | Детский сад | Ознакомление с профессиями дошкольного образования, патриотическое воспитание дошкольников и ознакомление с кадетским движением | МАДОУ ЦРР ДС «Дельфин» | |
Социальное | Коммерческие банки | Ознакомление с профессиями банковской сферы, с перечнем услуг, предоставляемых коммерческими банками своим клиентам. О современных требованиях к банковским специалистам. | дополнительный офис №25 «Муравленковский» ОАО «Запсибкомбанк», операционный офис ООО «Кольцо Урала», дополнительный офис №8102/016 ОАО «Сбербанк России» | |
Оборонно-спортивное | Автоинспекция | Ознакомление с деятельностью ГИБДД. Специфика работы в ГИБДД, оснащение современным оборудованием . | ОГИБДД ОМВД России по г.Муравленко | |
Химико-биологический | Производственная аптека | Ознакомление с профессиями фармацевтической направленности. Отделы Производственной аптеки, функциях, осуществляемых аптекой. Профессиональные особенности провизора. | ООО «Фармация» | |
Естественно-научный | Строительная фирма | Ознакомление с профессиями в строительстве, Формирование осознанного выбора будущей профессии. Деятельность строительной компании. | ООО «Днепр» |
- обзорный курс лекций специалистов-профессионалов по востребованным специальностям с презентациями по профессиям
№ | образовательное направление | место реализации | учебная задача | социальный партнер |
Кадетское | Многопрофильный лицей | профессиональная характеристика полицейского | Специалисты полиции | |
Спортивное | лицей, спортивные комплексы | «Олимпийское движение», «Спорт – это модно и престижно» | Спортсмены | |
Кадетское и гуманитарное | лицей или суд | характеристика профессий, связанных с юриспруденцией | Специалисты судебных приставов и суда | |
Гуманитарное | лицей, библиотеки города | «Современные СМИ» | Специалисты СМИ | |
Информационное | Многопрофильный лицей | «Компьютерный бизнес» | Специалисты информационных технологий | |
Экономическое | Бизнес-инкубатор Администрация лицей | Современный бизнес в России и за рубежом Экономика нашего города и ЯНАО | Бизнесмены, специалисты администрации города экономического отдела | |
Естественно-научное | Многопрофильный лицей | «Современный врач» | Специалисты медицины | |
| центр занятости или молодёжный ресурсный центр | «Рынок труда в ЯНАО и г. Муравленко», «Молодёжь и занятость» | Специалисты Службы занятости |
Профессиональные пробы на базе лицея осуществлялись в разных формах, таких как
- Социальные практики
- Профессиональные пробы;
№ | Форма работы | Мероприятия |
1 | Профессиональные пробы | Функционирование школьного выставочного зала |
Организация выставок художественного творчества | ||
Разработка и реализация дизайн - проектов | ||
Деятельность школьного пресс – центра «Лик» | ||
2 | Социальные практики | Проведение социальных акций |
Организации интеллектуального досуга для учащихся других школ | ||
Интеллектуальные метапредметные олимпиады для учащихся школ города. |
Таким образом, профессиональные пробы проходили как в ознакомительном, так и в активном деятельностном режиме, соблюдены обязательные условия проведения социальных практик и профессиональных проб:
№ | Критерий деятельности | Формы | Результат |
1. | Наличие тьюторской позиции, | Обеспечение процессов самоопределения, выбора и рефлексии старшеклассников | |
2. | Участие родителей | Обеспечение реализации профессиональных проб | |
3. | Участие социальных партнеров школы | Создание содержательного наполнения образовательной деятельности экспертная оценка процесса и результатов работы. | |
4. | Охват целевой аудитории | Ознакомительный и активно - деятельностный режим | |
5. | Достижение результата | Организация и проведение профессиональных проб |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школа декоративно-прикладного творчества как средство взаимодействия основного и дополнительного образования в рамках реализации ФГОС.
В статье представлен опыт взаимодействия основного и дополнительного образования....
РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
ВведениеФедеральные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед профессиональной образовательной организацией (ОО) среднего профессионального образования задачу подготовки специалиста знающего, мысл...
Новые формы оценки качества образованияв рамках реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО.
Презентация содержит информацию о новых формах оценки качества...
Индивидуальный образовательный маршрут учащегося, как одно из эффективных средств повышения качества образования в рамках реализации ФГОС.
В рамках реализации новых идей в образовании важно сохранить степень индивидуализации в подходах к обучению ребенка, правильно оценить степень его готовности воспринимать знани...
«Профориентация учащихся на уроках географии как одно из важнейших направлений современного образования в рамках реализации ФГОС ООО»
В современном мире требования к психофизиологическим индивидуальным особенностям человек неуклонно растут, а цели и характер труда, благодаря рыночным отношениям, предъявляют людям необходимость всё б...
Доклад "Преемственность начального и основного общего образования в рамках реализации ФГОС. Математика"
Выступление на школьном методическом совете по преемственности....
Основные педагогические технологии инклюзивного образования в рамках реализации ФГОС
Результат по этапного изучения технологий инклюзивного образования. Полезна учителям начинающим свою деятельность в этой области...