Мониторинг внеурочной деятельности
статья
Потребность в объективной оценке результатов деятельности человека всегда была и остается одной из самых значимых в любой сфере человеческой деятельности. И если на сегодняшний день уже существует устоявшееся ранжирование учебной деятельности по 5-ти бальной шкале, то результат внеурочной деятельности требует разработки модели учета внеурочных достижений учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring_vneurochnoy_deyatelnosti.doc | 131.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Модель учёта достижений обучающихся во внеурочной деятельности
в условиях реализации ФГОС НОО и ООО в МОУ «Лицей №1 пос. Львовский»
Потребность в объективной оценке результатов деятельности человека всегда была и остается одной из самых значимых в любой сфере человеческой деятельности. И если на сегодняшний день уже существует устоявшееся ранжирование учебной деятельности по 5-ти бальной шкале, то результат внеурочной деятельности требует разработки модели учета внеурочных достижений учащихся.
В связи с введением ФГОС внеурочная деятельность учащихся в школе является неотъемлемой частью образовательного процесса. Ее специфика связана с тем, что такая деятельность осуществляется в свободное от учебного процесса время и чаще всего зависит от собственного выбора школьника. В связи с этим такая деятельность, как правило, не имеет объективной оценки и имеет серьезный недостаток – оценка направлена исключительно на внешний контроль, сопровождаемый педагогическими и административными санкциями, а не на внутренний контроль, направленный на самоорганизацию и самооценку учеником собственной деятельности.
Таким образом, разработка модели учета внеурочных достижений учащегося – это чрезвычайно актуальное и проблемное направление развития образования на современном этапе, поскольку в настоящее время не существует целостной системы оценки и учета личностных достижений учащихся.
Цель реализации данной модели - всестороннее оценивание достижений учащегося во внеурочной деятельности, мотивация учащегося для дальнейшего продолжения занятий внеурочной, а также проектной и исследовательской деятельностью.
Общее описание модели достижений обучающихся во внеурочной деятельности.
- Разработанная модель направлена на учёт количественных и качественных изменений, происходящих в личностном росте ребёнка и его успешности.
- В модель заложен «накопительный» принцип учёта достижений учащихся на протяжении всего процесса обучения в детском коллективе. Это позволяет построить шкалу успешности ученика и научить его видеть собственный рост, приобретая компетенции в той или иной области деятельности.
В основу разработанной модели внеучебных достижений легли три предмета диагностики:
- личность самого воспитанника;
- детский коллектив как одно из важнейших условий развития личности ученика;
- профессиональная позиция педагога
Говоря о модели учёта достижений обучающихся во внеурочной деятельности, следует сказать о механизме отслеживания посещаемости обучающимися внеурочной деятельности.
Одним из возможных инструментов учёта занятости школьников во внеурочной деятельности может стать карта вовлечённости обучающегося на начало и на конец учебного года.
Карта вовлечённости обучающихся ___ класса во внеурочную деятельность.
Дата | Ф.И. обучающегося | Направления внеурочной деятельности | Учреждения доп. образования | ||||
2014-2015 | Спортивно-оздоровительное | Духовно- нравственное | Общеинтел лектуальное | Общекультурное направление | Социальное | ||
сент. | |||||||
май |
В конце учебного года проводится анализ данной карты, который позволяет систематизировать сведения о занятости детей, о наиболее популярных курсах внеурочной деятельности, об активности школьников.
Вовлечённость обучающихся во внеурочную деятельность также отслеживается в журналах занятий. Эти журналы – они электронные ведёт педагог в течение учебного года. Замдиректора по УВР осуществляет проверку этих журналов 1 раз в четверть.
Личность школьника - главный показатель эффективности процесса воспитания.
- Критерием качества является динамика личностного роста обучающихся, а его показателями: приобретение школьниками социально-значимых знаний.
- Развитие социально-значимых отношений.
- Накопление школьниками опыта социально-значимого действия.
Каждый педагог в своей рабочей программе по курсу определяет метапредметные и
личностные результаты, которые будут достигнуты учащимися (эти результаты зависят от направления внеурочной деятельности), а также способы оценки достижения учащимися планируемых результатов и формы представления результатов (выставки, спектакли, концерты, соревнования, турниры, конференции, портфолио и др).
В течение года педагог заполняет уровневую таблицу мониторинга результатов.
Уровневая таблица мониторинга результатов.
№ | ФИ ученика | Правильное выполнение задания 1 2 3 4 5 | Уровень выполнения заданий | ||||
1 | Иванов | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 уровень |
2 | Сидоров | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 2 уровень |
3 | Петров | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 3 уровень |
Кол-во справившихся с заданиями (в%) | |||||||
Кол-во ( %), не знают как выполнять это задание и не приступают к выполнению |
Нижняя строка показывает, какой процент учеников справился с каждым заданием, сколько учеников ( в %) не умеют выполнять задания по предложенным темам. С такими учениками следует провести занятия в индивидуальном порядке. В правой колонке определяется рейтинг ученика по итогам выполнения заданий. Анализ данной таблицы позволит учителю скорректировать свою работу.
В течение года ежемесячно педагог, ведущий курс по внеурочной деятельности, заполняет лист индивидуальных достижений ученика.
ЛИСТ
индивидуальных достижений ученика __ класса МОУ «Гарболовская СОШ»
по курсу внеурочной деятельности «_________________________________»
Вид деятельности. | Время учёбы (месяц) | ||||||||
9 | 10 | 11 | 12 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Регулярно посещает занятия. | |||||||||
Старательно и терпеливо выполняет указания учителя. | |||||||||
Адекватно относится к критике со стороны педагога. | |||||||||
Высказывает своё мнение о деятельности товарищей, критически сравнивает свою работу с другими. | |||||||||
Каждый педагог прописывает результаты, которые должен показать обучающийся в данном курсе. | |||||||||
Анализ этих листов позволяет педагогу определить уровень сформированности УУД.
Детям со средним уровнем педагог должен помочь к концу года достичь более высоких результатов. Обучающихся с низким уровнем формирования УУД педагог должен постоянно активизировать, поддерживать их интерес в этом виде деятельности.
Следующая карта развития метапредметных результатов заполняется педагогом в конце учебного года и позволяет определить уровень формирования метапредметных результатов.
Карта развития метапредметных результатов
курса внеурочной деятельности «__________________________________»
ученика ____ класса Ф.И._______________________________________________
Метапредметные результаты | Да | Нет |
Высокая мотивация к …….. | ||
Проявляет настойчивость в достижении цели. | ||
Применяет методы наблюдения. | ||
Оценивает …. | ||
Обсуждает проблемные вопросы с учителем. | ||
Строит работу на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи. | ||
Сравнивает результаты своей деятельности с результатами других учащихся. | ||
Определяет успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. | ||
Понимает причины успеха/неуспеха своей деятельности; | ||
Обладает волевой саморегуляцией в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему. | ||
Объясняет свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства. | ||
Вступает в беседу и обсуждение на занятии и в жизни. |
Если обучающийся набирает 10-12 положительных ответов. У него высокий уровень формирования метапредметных результатов.
7-8 положительных ответов – средний уровень формирования. Учителю необходимо больше обращать внимания на работу с этим обучающимся.
5-6 положительных ответов – низкий уровень формирования. Учитель должен построить работу с данным учеником так, чтобы в следующем году повысить уровень формирования метапредметных результатов.
Мониторинг сформированности универсальных учебных действий проводится в начале и в конце каждого учебного года. Стартовая диагностика в начале учебного года позволяет сформулировать систему учебных задач на развитие способностей к рефлексии, сотрудничеству и учебной самостоятельности младших школьников. В конце учебного года проводится мониторинг для учащихся по картам самооценки.
Уровневая карта развития самооценки.
Поведенческий индикатор | Показатель | Уровень |
Всецело полагается на отметку учителя, воспринимает ее некритически (даже в случае явного занижения), не воспринимает аргументацию оценки; не может оценить свои силы относительно решения поставленной задачи. | Ученик не умеет, не пытается и не испытывает потребности в оценке своих действий – ни самостоятельной, ни по просьбе учителя | Отсутствие оценки |
Критически относится к отметкам учителя; не может оценить своих возможностей перед решением новой задачи и не пытается этого делать; может оценить действия других учеников. | Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия. | Адекватная ретроспективная оценка |
Свободно и аргументировано оценивает уже решенные им задачи, пытается оценивать свои возможности в решении новых задач, часто допускает ошибки, учитывает лишь внешние признаки задачи, а не ее структуру, не может этого сделать до решения задачи. | Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения, однако при этом учитывает лишь факт того, знает ли он ее или нет, а не возможность изменения известных ему способов действия | Неадекватная прогностическая оценка |
На современном этапе, в условиях необходимости предпрофильной подготовки, встала необходимость накопления информации о достижениях каждого обучающегося, для чего должна быть создана система портфолио.
Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения.
Этот способ позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др. и является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию.
Важная цель портфолио - представить отчет по процессу образования подростка, увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса обучающегося в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.
Для формирования портфолио были разработаны формы сбора информации о достижениях обучающихся.
Анкета для обучающегося
Фамилия____________________
класс _______________________
четверть____________________
Личные достижения.
Область достижений | Предмет, название вида спорта, название научной работы, сфера социально-культурных достижений | Достижение (место, кем выдан диплом или грамота) | Дата |
Олимпиады | |||
Спорт | |||
Научная работа | |||
Социально-культурная область |
Анкету заполняет ученик один раз в четверть, в заполнении участвуют классный руководитель, родители обучающегося. Затем классные руководители обрабатывают анкеты обучающихся и один раз в четверть заполняют сводную таблицу достижений своего класса, эта ведомость сдается зам.директору по ВР.
Достижения обучающихся ______ класса
за ____четверть
Фамилия обучающегося | Предметные олимпиады | Научные достижения | Спорт | Социально-культурная сфера |
Замдиректора по ВР один раз в четверть обрабатывает сданные сведения о достижениях обучающихся и заполняет ведомость «Достижений» по школе.
Класс | Предметные олимпиады | Научные достижения | Спорт | Социально-культурная сфера |
В механизм отслеживания результатов внеурочной деятельности должна входить и самооценка обучающихся.
Приложение № 2
Общая рефлексивная карта курса внеурочной деятельности.
1.Какой курс внеурочной деятельности я посещаю с большим удовольствием? | |
2.Какой курс считаю самым важным? | |
3.Какой курс считаю не нужным? | |
4. Сколько курсов посещаю? | |
5. Помогают ли родители? | |
6. Где буду использовать полученные знания? | |
7.Помогают ли курсы в повседневной учёбе? | |
8.Какой новый курс хотел бы посещать? |
Данная рефлексивная карта заполняется учеником в декабре и мае и хранится у классного руководителя.
Приложение № 3
Рефлексивная карта.
ученика _______ класса ФИ________________________________________
курса внеурочной деятельности «___________________________________»
1. Чему я научился на занятиях? | |
2. Буду ли продолжать занятия в следующем году? | |
3.Над чем ещё надо поработать? | |
4. Где пригодятся знания? | |
5.В полную ли силу занимался? | |
6.За что можешь себя похвалить? |
Эта карта заполняется учеником в конце года и вкладывается в портфолио.
Приложение № 4
Анкета
вовлечённости обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность.
Вопрос | Ответ |
1. Участвовал ли в проектной и исследовательской работе в прошлом году? | |
2. Кто помогал в работе? | |
3. Желаешь ли участвовать в новом учебном году? | |
4. Участвовал ли в школьной научной конференции? | |
5. Презентовал ли работу на других конференциях, вне школы? |
Эта анкета заполняется учеником в конце года и вкладывается в портфолио.
Приложение № 5
Лист рефлексии
ФИ обучающегося__________________________________
Моя оценка ( 0 – 10 баллов) | Оценка педагога (0 - 10 баллов) | |
Тема моей работы | ||
Мне было интересно | ||
Я умею: | ||
| ||
Доля моей самостоятельности | ||
Что мне не понравилось |
Полученные данные обрабатываются педагогом и вносятся в сводную (за весь курс обучения) карту индивидуального развития обучающегося для наблюдения наличия / отсутствии динамики и коррекции дальнейшей работы.
Приложение № 6
Карта рефлексии _____ класс
Достигнутые результаты | Самооценка 0 – 10 баллов | Оценка педагога 0 – 10 баллов |
Метапредметные и личностные результаты | ||
Вношу вклад в охрану природы | ||
Умею договориться с товарищем | ||
Умею найти нужную информацию | ||
Умею найти себе работу в паре, в группе | ||
Умею работать по готовому плану | ||
Умею планировать свою работу |
Приложение № 7
Критерии оценки выполнения творческой работы.
№ | Ф.И.О. | Название работы | Техника исполнения | Аккурат ность | Самостояте льность | Завершен ность | |
- работа аккуратна, завершена, выполнена самостоятельно.
- работа аккуратна, завершена, выполнена с помощью педагога.
- работа не аккуратна, завершена, выполнена с помощью педагога.
Детский коллектив как условие развития личности школьника. Социально-педагогическая среда, общая психологическая атмосфера и нравственный уклад школьной жизни в образовательном учреждении:
- Сформированность детского коллектива (благоприятный психологический микроклимат, сплочённость коллектива, уровень развития коллективных взаимоотношений, развитость самоуправления, наличие традиций).
- Сформированность мотивации воспитанников к участию в общественно полезной деятельности коллектива.
- Сформированность коммуникативной культуры учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация внеурочной деятельности:рабочие программы,мониторинг.
Выступление на районном семинаре в школе....
Мониторинг внеурочной деятельности. Спортивно-оздоровительное направление.
Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема...
Мониторинг внеурочной деятельности
Мониторинг внеурочной деятельности по музыке в 1-7 классах...
Мониторинг внеурочной деятельности.
Для успешной реализации любой деятельности необходимо: планирование, контроль, анализ....
Мониторинг внеурочной деятельности
Система оценки результатов внеурочной деятельности . Особенностями системы оценки достижения результатов внеурочной деятельности являются:комплексный подход к оценке результатов учебной и в...
Мониторинг внеурочной деятельности
Об особенностях системы оценки достижения результатов внеурочной деятельности...
Мониторинг внеурочной деятельности за 2020-2021 учебный год
Мониторинг внеурочной деятельности за 2020-2021 учебный год...