Основные принципы обеспечения эффективности качества образования
статья
В статье описаны основные принципы проведения оценочной процедуры ВПР и механизмы использования результатов данной процедуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ot_otsenki_kachestva_-_k_kachestvu_rezultata.docx | 34.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные принципы обеспечения эффективного качества образования от результатов оценки к достижению необходимого качества
Т.В. Лопатина, tv.lopatina2013@mail.ru, директор МКОУ «Тальменская СОШ №3»
Т.В. Пивнева, t.pivneva2012@mail.ru, заместитель директора по УВР МКОУ «Тальменская СОШ №3»
В статье описаны основные принципы проведения оценочной процедуры (ВПР) и механизмы использования результатов данной процедуры на школьном уровне с целью обеспечения и управления качеством образования. Описаны основные способы использования результатов учителем, школьным методическим объединением, администрацией школы в зависимости от полученного результата.
Ключевые слова: качество образования, внешняя и внутренняя оценка качества образования, управленческие решения, нормативные документы школы, где фиксируются управленческие решения.
Формирование системы оценки качества образования является одним из ключевых приоритетов развития образования в Российской Федерации.
Все более широкое признание получает тот факт, что измерение учебных достижений учащихся необходимо не только для целей мониторинга, но и для повышения качества образования. Данные о достижениях учащихся нами используются для принятия решений, обеспечивающих выработку разнообразных образовательных стратегий, направленных на обеспечение равных возможностей обучения всем учащимся.
Основным принципом системы оценки, форм и порядка оценивания качества образования обучающихся школы является сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования. Результаты внешней и внутренней оценок должны совпадать.
Процедуры оценки обеспечивают повышение качества образования, если их результаты используются для принятия адресных решений, помогают учителям улучшить их педагогическую практику и информируют родителей о том, насколько хорошо учатся их дети.
Цель эффективного использования результатов оценки – это достижения максимального влияния полученных результатов на повышение качества обучения.
Всероссийские проверочные работы - предлагаемая Рособрнадзором независимая оценочная процедура для объективного оценивания качества преподавания учебных предметов в образовательной организации.
Основная цель ВПР - диагностика качества образования.
Мы понимаем, что качественный анализ ВПР – залог успеха на ЕГЭ и ОГЭ, поэтому считаем главным принципом проведения процедуры ВПР объективность проведения процедуры и объективность проверки. Нам нужны честные результаты, для размышления, анализа и планирования дальнейших действий по достижению эффективного качества образования в школе.
Результаты ВПР мы используем для решения задач основной образовательной программы школы, а также в целях повышения эффективности деятельности всего коллектива.
Общая схема оценки деятельности представляет собой цикл следующих последовательных действий:
1. Проведение оценочной процедуры.
2. Анализ результатов. Подготовку школьного отчёта по итогам проведения оценки качества образования в соответствии с государственными образовательными стандартами проводит учитель (Приложение 1), общий отчет формирует заместитель директора по УВР (Приложение 2).
Результаты проверочных работ нужны в первую очередь самим школьникам и их родителям. Они смогут оценить, насколько школа даёт хорошие знания. Стоит ли продолжать обучение в нашей школе или лучше поискать другую.
Результаты интересны педагогам. Они получают оценку качества своей работы в сравнении с уровнем всей страны. И могут понять, какие предметы у них получается преподавать хорошо, а над какими нужно ещё поработать, возможно, придумать какие-то иные подходы и методы преподнесения знаний своим подопечным. С этой точки зрения итоговый отчёт учителя является наиболее важным и полезным из всех информационных материалов, которые могут быть созданы на основе данных процедур оценки и содержит следующую информацию:
- описание целей, которые были достигнуты за счёт оценки;
- описание содержания оценки (что измерялось) и обоснование, почему важно то, что было измерено;
- краткая характеристика инструментария оценки;
- объяснение, как результаты достижений учащихся были сгруппированы и обобщены;
- представление полного распределения результатов достижений учащихся и того, как достижения варьируются среди различных групп учащихся;
- описание факторов, которые оказывают влияние на результаты достижений учащихся;
- определение, где это возможно, тенденций и закономерностей в результатах достижений учащихся;
- формулирование сбалансированных выводов о возможных последствиях для образовательной политики и рекомендаций по повышению результатов обучения;
- предоставление подробных статистических таблиц для проведения вторичного анализа.
- фиксацию основных проблем и обнаруженные тенденции.
В итоговом (годовом) анализе школы отслеживается результаты промежуточной аттестации и государственной итоговой аттестации, что позволяет выявить положительные тенденции и систему работы отдельных учителей, показывающих стабильные высокие результаты обучения.
3. Выявление учащихся, классов, демонстрирующих низкие результаты. Определение пробелов в знаниях по предмету. На основе школьного отчёта по итогам процедуры оценивания Школьные методические объединения учителей, учитель-предметник:
● проводят поэлементный анализ результатов выполнения учащимися заданий оценки
● выявляют пробелы в знаниях и умениях каждого учащегося
● формируют предложения по индивидуальной поддержке учащихся.
Результаты проведённого анализа заставляют ещё раз указать на необходимость дифференцированного подхода в процессе обучения:
учителю необходимо иметь реальные представления об уровне подготовки каждого обучающегося и ставить перед ним ту цель, которую он может реализовать. В создании индивидуальных траекторий обучения результаты ВПР могут оказать неоценимую помощь.
4. Выработка и реализация мер поддержки, которые в результате должны привести к повышению качества знаний учащихся.
Результаты оценочных процедур служат основанием для совершенствования преподавания учебных предметов; для повышения информированности, развития моделей родительского оценивания, принятия обоснованных решений о выборе образовательной траектории ребенка.
Причина | Управленческие решения | Основные документы, где зафиксируются управленческие решения |
Результаты ниже текущего качества знаний | ||
Предметная компетенция учителя (недостаточное владение содержанием предмета) | Методическая помощь, курсы ПК, шефство-наставничество | План методической работы школы, ШМО, план (программа) профессионального развития учителя |
Методика преподавания, технологии обучения | ||
Необъективность оценивания текущих результатов учащихся (завышение, занижение) | ВШК | План ВШК |
Содержание ВПР | Выбор УМК, корректировка ООП | Перечень УМК, учебный план |
Результаты соответствуют текущему качеству знаний | ||
Предметная компетенция учителя (достаточное владение содержанием предмета) | Участие в конкурсах по распространению опыта, моральные и материальные стимулы, подтверждение или повышение категории | Портфолио учителя Заявление на аттестацию Лист оценки профессиональной деятельности учителя Приказы директора |
Технологии обучения | ||
Методика преподавания | ||
Качественное выполнение должностных обязанностей | Моральные и материальные стимулы |
Результаты ВПР направляют нас на выявление причинно-следственной связи несоответствий в школе образовательного процесса либо низкого качества преподавания учебных предметов, для принятий управленческих решений по корректировке образовательной деятельности в комплексе по всем направлениям, в том числе по профессиональной компетентности руководителя и педагогических работников.
И если в школе с объективностью оценивания учебных достижений обучающихся и качеством преподавания предметов все в порядке, то это показатель того, что в системе в установленном порядке проводится в школе внутренний мониторинг качества образования и самообследование, участие в независимой оценке качества образования – это дополнительное доказательство того, что мы выбрали верный путь в обучении детей, не боимся выявить свои слабые позиции и своевременно принять меры к их устранению, направив все имеющиеся ресурсы на повышение качества образования.
А впереди у обучающихся государственная итоговая аттестация, и от того какие знания мы им заложим и как научим преодолевать самостоятельно экзаменационные испытания, зависит их успешное прохождение государственной итоговой аттестации и получение документа об образовании.
Ситуацию объективного оценивания надо начинать с 4 класса, не бояться, что учащиеся не сдадут экзамен. Доводить до сведения родительской общественности, чтобы на выходе после окончания 9-го класса не было разочарований от результатов ГИА, так как при проведении ГИА выявятся истинные результаты. Или наоборот, большое количество «2» - проявление безграмотности, невыполнения даже базы по предмету.
Современные подходы к оценке качества образования пугают родителей, у них возникает много вопросов, их беспокоит то, как помочь собственному ребенку в период подготовки к ответственному испытанию. В связи с этим, как никогда необходима многоаспектность сотрудничества семьи и школы.
В нашей школе с целью вовлечения родителей в образовательный процесс проводятся дни открытых дверей, принимают участие в ГИА, ВПР в качестве общественных наблюдателей, в качестве общественных экспертов при проведении мероприятий оценки метапредметных результатов учащихся. Вопросы мониторинговых исследований различного уровня постоянно рассматриваются на заседаниях родительских комитетов, Управляющего Совета Школы. Ежегодно проводятся репетиционные экзамены с использованием видеонаблюдения. Постоянно проводится информирование родителей через информационный стенд и официальный сайт о предстоящих мониторинговых исследованиях, работает телефон «горячей» линии по вопросам ГИА.
Администрация школы на основе поэлементного анализа результатов:
- корректирует план методической работы и план повышения квалификации учителей;
- определяет возможные направления ресурсных вложений для поддержки качества обучения;
-учитывает полученные данные при проведении самооценки (самоанализа) и в обобщённом виде представляет данные в отчет по самообследованию.
- корректирует план внутришкольного контроля для отслеживания результативности работы учителя по ликвидации выявленных проблем.
Социально-психологическая служба совместно с классным руководителем проводит обследование учащихся, оказывает содействие в решении проблем детям и подросткам, имеющим трудности в обучении, держит на контроле выполнение домашних заданий, посещаемость занятий, не реже одного раза в неделю осуществляет взаимодействие с родителями.
Учитель знакомит родителей обучающихся с проведённым поэлементным анализом результатов выполнения заданий оценки и выявленными пробелами в знаниях и умениях; и они совместно определяют, какую поддержку может оказать семья для восполнения выявленных пробелов и успешного обучения в школе.
Учитель планирует индивидуальную работы с учащимися, которая проводится в виде:
● индивидуальных дополнительных занятий;
● корректировки рабочей программы (в случае необходимости);
● выдачи дифференцированных домашних заданий, в том числе с использованием открытого банка заданий ГИА;
● проведения проверочных мероприятий по ликвидации проблемных моментов.
На сегодняшний день выявилась такая проблема. Количество внешних процедур ОКО ежегодно увеличивается, что позволяет провести качественный анализ состояния системы образования в школе. Поэтому необходимо говорить о корректировке планов оценочных процедур на школьном уровне.
Система работы нашей школы позволяет нам повышать качество знаний учащихся и стремиться к высоким результатам.
Основные риски и противоречия:
- неосознанная позиция определенной части родителей к образованию;
- недостаточная мотивация обучающихся к учебной деятельности;
- неправильное использование и интерпретация результатов проведения оценочных процедур;
- частота, объем оценочных процедур должны быть оптимальными, исследования не должны дублировать друг друга;
- мониторинговые исследования могут быть не востребованы и не системны.
Приложение 1
Анализ результатов ВПР по _______________ ___________(предмет)
Дата проведения____________ Класс(ы) __________________ ФИО учителя ______________________
Цель анализа ___________________________________________________
Текущая успеваемость по предмету (за последний предыдущий период обучения четверть или полугодие) - ______ %
Качество знаний по предмету (за последний предыдущий период обучения четверть или полугодие) - _____ %
Кол-во учащихся по списку, чел. | Количество учащихся, выполнявших ВПР, чел. | Кол-во учащихся, получивших «2», чел. | Кол-во учащихся, получивших «3», чел. | Кол-во учащихся, получивших «4», чел. | Кол-во учащихся, получивших «5», чел. | Качество знаний, % | Успеваемость, % | Количество учащихся повысивших оценку по результатам ВПР, чел. | Количество учащихся понизивших оценку по результатам ВПР, чел. | Количество учащихся подтвердивших оценку по результатам ВПР, чел. | Количество учащихся не подтвердивших оценку по результатам ВПР, чел. | ||||
На 1 балл | На 2 балла | На 3 балла | На 1 балл | На 2 балла | На 3 балла | ||||||||||
Сравнительный анализ текущей и промежуточной успеваемости учащихся _____ классов по предмету_____________
за предыдущий период обучения
№ | ФИ учащегося | Результат ВПР | Средняя оценка за 1 четверть 2017-2018 уч. год | Средняя оценка за 2 четверть 2017-2018 уч. год | Средняя оценка за 3 четверть 2017-2018 уч. год | Оценки по письменным работам (1,2,3 четверть) 2017-2018 уч. год/ средняя оценка по письменным работам | Вывод после проведенного анализа: Подтвердил/ Повысил/ Понизил | Причины несоответствия результатов ВПР текущим оценкам по мнению учителя |
После проведения сравнительного анализа показателей учащихся за предыдущий период обучения было выявлено
- ФИ учащегося, ФИ учащегося, ФИ учащегося………… – оценка ВПР соответствует результатам проверочных работ за первое полугодие 2017-2018 уч. года
- Понизили результаты: ФИ учащегося, ФИ учащегося, ФИ учащегося……………..
- Вывод:
-…. % учащихся 6-х классов подтвердили свои результаты;
-…. % учащихся 6-х классов понизили свои результаты;
Основные проблемы:
- ……
- ……
- ……
Способы решения выявленных проблем:
- ……
- ……
- ……
ФИО, учителя подготовившего анализ ФИО_____________подпись /______________/ Дата____________________
Приложение 2
Сводный анализ результатов ВПР по учебным предметам за 2017-2018 учебный год в МКОУ «Тальменская СОШ №3»
№ | Предмет | ФИО учителя | Класс(ы) | Доля учащихся, выполнявших ВПР от всего количества учащихся в классе, % | Качество знаний, % | Успеваемость, % | Доля учащихся, подтвердивших оценку по результатам ВПР, % | Доля учащихся не подтвердивших оценку по результатам ВПР, % | Отметка о наличии рисков, сделанная обрнадзором | ||||
Текущее | По результатам ВПР | Вывод | Текущая | По результатам ВПР | Вывод | ||||||||
Х | Х | Х | 89 | 74 | 51,5 | -22,5 | 100 | 88 | -12 | 58 | 42 | ||
Х | Х | Х | 79 | 49 | 53 | +4 | 100 | 87 | -13 | 73 | 27 | ||
Пояснения Допустимое значение Значение ниже допустимого Значение не допустимое | Разрыв не выше 5% Разрыв от 6 до 15% Разрыв более 16% | Разрыв 0% Разрыв от 1% до 10% Разрыв более 11% | Не более 10% От 11% до 20% Более 21% |
Статистика результатов ВПР по оценкам за 2017-2018 учебный год в МКОУ «Тальменская СОШ №3»
Предмет | ФИО учителя | Класс(ы) | Качество знаний, % | Успеваемость, % | ||||||
Вся выборка | Алтайский край | Тальменский район | «Тальменская СОШ №3» | Вся выборка | Алтайский край | Тальменский район | «Тальменская СОШ №3» | |||
Х | Х | Х | 79 | 80 | 78 | 86 | 99 | 99,5 | 99,5 | 100 |
Х | Х | Х | 70 | 65 | 58 | 59 | 95 | 95 | 94 | 100 |
Выше всей выборки Равное значение со всей выборкой Ниже всей выборки | Выше всей выборки Равное значение со всей выборкой Ниже всей выборки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: "Использование педагогических технологий на уроках русского языка и литературы как условие обеспечения современного качества образования"
Новые образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решен...
Обеспечение современного качества образования
Исследовательская проектная деятельность. Из опыта работы....
Обеспечение современного качества образования
Проектно-исследовательская работа. Из опыта работы....
ПРОЕКТ Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования каждого ученика в рамках традиционного урока английского языка.
Я решил представить этот проект, так как у этого подхода масса преимуществ перед другими подходами и методиками, во всяком случае, в преподавании иностранного языка. Этот подход наиболее эффекти...
«Использование принципов коммуникативного подхода в сочетании с методом модульного обучения в рамках современного урока английского языка с целью обеспечения нового качества образования для каждого ученика.»
Pазвитие коммуникативной компетенций учащихся на уроках английского языка посредством использования принципов коммуникативного обучения в сочетании с модульным обучением....
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
В данном материале представлены теоритические аспекты эффективной учебной деятельности...
Обеспечение повышения качества образования на основе эффективного использования современных образовательных технологий, включая информационные, а также цифровых образовательных ресурсов и средств
Активность познавательного интереса должна быть деятельностной. Этому способствует систематическое, планомерное, целенаправленное внедрение в образовательный процесс современных технологий...