Доклад на тему "Внеурочная деятельность в школе"
учебно-методический материал на тему
Есть ли жизнь после уроков?
Внеурочная деятельность школьника – это не только специальные мероприятия. Это огромный жизненный пласт, который дети осваивают добровольно (в отличие от учебной деятельности) и с удовольствием (как нам не хочется в это верить).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_sovet_vneurochka_2015.docx | 34.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический совет: «Внеурочная деятельность – неотъемлемая часть образовательного процесса, направленная на воспитание и социализацию личности»
Есть ли жизнь после уроков?
Внеурочная деятельность школьника – это не только специальные мероприятия. Это огромный жизненный пласт, который дети осваивают добровольно (в отличие от учебной деятельности) и с удовольствием (как нам не хочется в это верить).
Подход, при котором внеурочная деятельность (воспитание) учащихся сведена к проведению мероприятий, фактически отделяет ребенка от его естественного развития, приобретаемого опыта общения в школе, семье, его сверстниками, обществе, от его социального и информационного окружения, что в итоге ведет к его отчуждению, изоляции от нормальной жизни, протекающей в русле детской субкультуры, и отделяет его не только от мира взрослых, но и от приобретения навыков коммуникаций с детьми более старшего возраста и молодежью.
Воспитание и образование в школе и учреждении дополнительного образования должно основываться на организации совместной деятельности и взрослых, и детей, детей друг с другом, детей и социума, подразумевающей приобретение и передачу опыта ценностного общения.
При этом воспитание принципиально не может быть сведено к какому-либо одному виду деятельности (даже в рамках профильного учреждения дополнительного образования). Оно должно охватывать все виды учебной и внеурочной деятельности. Так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте, где внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание и подтверждается, что формирование и развитие личности во многом обязаны организации именно подобной деятельности учащихся.
Введение стандартов второго поколения в школах вызывает массу вопросов, один из которых связан с организацией внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность позволяет решить очень важные задачи:
- оптимизировать учебную нагрузку учащихся;
- улучшить условия для развития ребенка;
- учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
ЦЕЛЬ педсовета: формирование научно-методической и социально-психологической готовности педагогов к реализации внеурочной деятельности.
Задачи:
- Знакомство с понятием, основными видами, формами организации и образовательными результатами внеурочной деятельности.
- Разработка, на основе методического конструктора внеучебной деятельности, элементов образовательной программы с учетом имеющихся ресурсов, желаемых результатов, желаемых результатов и специфики школы.
- Развитие навыков коллективной творческо-поисковой деятельности педагогов.
Методика «Найди похожих»
Цель: концентрация внимания, положительный настрой на работу.
- ответьте на вопросы, подняв руку:
- Кто прищел в брюках?
- Кто сдал все отчеты завучу?
- У кого есть сотовый с собой?
- У кого есть часы?
- Кто знает, сколько уровней результатов внеучебной деятельности существует?
Понятие внеучебной деятельности, ее видов, форм организации и образовательных результатов
Важнейшими понятиями в этом процессе являются: личностное, общекультурное, интеллектуальное, коммуникативное развитие.
Личностное развитие – воспитание гражданских, демократических и патриотических убеждений, освоение основных социальных практик.
Общекультурное развитие – освоение основ наук, основ отечественной и мировой культуры.
Интеллектуальное развитие - развитие интеллектуальных качеств личности, овладение методологией познания, стратегиями и способами учения, самообразования.
Коммуникативное развитие - формирование способности и готовности свободно осуществлять общение на русском, родном, иностранных языках, овладение современными средствами вербальной и невербальной коммуникации.
Ведущей стороной развития обучающихся рассматривается их социокультурное развитие.
Становление личностной культуры происходит за счет становления следующих элементов личностного опыта: 10 ценность, 2) знания, 3) деятельность.
Духовно—нравственное развитие и воспитание должны быть интегрированы в основные виды деятельности: урочную, внеурочную, общественно-полезную.
Виды внеурочной деятельности:
- Спортивно-оздоровительная деятельность.
- Художественное творчество.
- Познавательная деятельность.
- Игровая деятельность.
- Проблемно-ценностное общение.
- Досугово - развлекательная деятельность.
- Социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность).
- Трудовая (производственная) деятельность.
- Туристско – краеведческая деятельность.
Для успеха в организации внеурочной деятельности школьников принципиальное значение имеет умение различить результаты и эффекты этой деятельности.
Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия.)
Эффект – это последствие результата, то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.
Образовательные результаты внеурочной деятельности школьников могут быть трех уровней:
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов - формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной , дружественной ему социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Только в самостоятельном социальном действии, «действий для людей и на людях», которые вовсе не обязательно положительно настроены к действующему, молодой человек действительно становится, деятелем, гражданином, свободным человеком.
Приведем лаконичную формулировку трех уровней результатов внеурочной деятельности школьников:
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Выделение трех уровней результатов внеурочной деятельности позволяет:
- Разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с четкими и внятным представлением о результате;
- Подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определенного уровня;
- Выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к другому;
- Диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности;
- Оценивать качество программ внеурочной деятельности (по тому, на достижение каких результатов они претендуют, соответствуют ли избранные формы предполагаемым результатам…).
Анна - выступление
В помощь для составления программ дополнительного образования кафедрой воспитания и дополнительного образования Центр теории воспитания ИТИП РАО был разработан методический конструктор внеурочной деятельности (авторы Д.В.Григорьев, П.В. Степанов). Используя этот конструктор, педагоги смогут самостоятельно разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с учетом имеющихся в их распоряжении ресурсов, желаемых результатов, специфика образовательного учреждения.
Работа в творческих группах. Знакомство с методическим конструктором, разработка элементов программ внеурочной деятельности.
Количество творческих групп зависит от особенностей ОУ и реализуемых в данный момент направлений внеурочной деятельности. Группа – это направление внеурочной деятельности. Каждой группе выдается методический конструктор, перечень школьных мероприятий.
Задание творческим группам. Проанализировав методический конструктор по формам достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности, по названию вашей группы), заполнив таблицу ( № 4), определив цель деятельности, конкретные формы работы, уровни достижения результатов. (Указать 2-3 формы деятельности для формирования каждого уровня результатов).
Таблица № 4
Отчет творческой группы. Направление внеурочной деятельности_________________
Цель | Формы деятельности | Уровень результатов |
Приобретение школьником социальных знаний. | ||
Формирование ценностного отношения к социальной реальности | ||
Получение опыта самостоятельного социального действия |
Задание группе эмоциональной поддержки. Для каждого вида внеурочной деятельности придумать логотип (символ) и слоган (девиз), которые их будут характеризовать с учетом уровня достигаемых результатов.
- Виды внеурочной деятельности:
- Игровая.
- Познавательная.
- Проблемно-ценностное общение.
- Досугово-развлекательная деятельность.
- Художественное творчество.
- Социальное творчество.
- Трудовая деятельность.
- Спортивно-оздоровительная деятельность.
- Туристско-краеведческая деятельность.
Уровень результатов:
- Приобретение социальных знаний.
- Формирование ценностного отношения к социальной реальности.
- Получение опыта самостоятельного общественного действия.
Далее проходит презентация работы групп, выступление творческих групп сопровождается мультимедийными презентациями. Форма презентации дается группам.
Подведение итоги работы проводится с помощью методики «5 шляп» (адаптирована методика «6 шляп»). Каждой группе достается одна шляпа.
Задача: провести анализ работы педагогического совета.
Белая – факты. Сухо без эмоций, без субъективных оценок, только факты, бесстрастно, только констатация факта.
Желтая – мышление. Позитив, но аргументировано. Необходимо выделить в рассматриваемом действии позитивные стороны и аргументированность, почему они являются позитивными. Нужно не просто сказать, что именно было хорошо, полезно, продуктивно, конструктивно, но и объяснить, почему. Эффективно, потому что…
Синяя – обобщение. Нужно определить, что было трудно, неясно, проблематично, негативно, вхолостую, - и объяснить, почему так произошло. Смысл заключается в том, чтобы не только выделить противоречия, недостатки, но и проанализировать их причины.
Красная – эмоции. Это – эмоциональная шляпа. Проанализировать эмоциональное состояние на разных этапах работы на педагогическом совете. С каким именно моментом педагогического совета связана та или иная эмоция? Не нужно объяснять, почему вы пережили то или иное эмоциональное состояние (грусть, радость, интерес, раздражение, обиду, агрессию, удивление…), но лишь осознать это.
Зеленая – творчество. Это – творческое мышление. Задайтесь вопросом: «Как можно было бы принять полученный опыт на практике?»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
Внеурочная деятельность – неотъемлемая часть образовательного процесса, направленная на воспитание и социализацию личности.
Виды деятельности учащихся:
- урочная
- общественно-полезная
- внеурочная
Виды внеурочной деятельности:
- спортивно-оздоровительная
- художественное творчество
- познавательная деятельность
- игровая деятельность
- проблемно-ценностное общение
- досугово – развлекательная
- социальное творчество
- трудовая (производственная)
- туристско – краеведческая
Внеурочная деятельность
/ \
Результат: эффект:
непосредственный итог последствия результата
участия в деятельности
Результат внеурочной деятельности
- Знает и понимает общественную жизнь.
- Ценит общественную жизнь.
- Самостоятельно действует в общественной жизни.
Материалы для работы творческих групп
Методический конструктор
Виды внеучебной деятельности | Образовательные формы | Уровень результатов внеучебной деятельности | Преимущественные формы достижения результатов |
1 | 2 | 3 | 4 |
| Ролевая игра Деловая игра Социально-моделирующая игра |
| Ролевая игра |
| Деловая игра | ||
| Социально-моделирующая игра | ||
| Викторины, познавательные игры, познавательные беседы. Дидактический театр, общественный смотр знаний. Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны) |
| Викторины, познавательные игры, познавательные беседы |
| Дидактический театр, общественный смотр знаний | ||
| Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальный марафон) | ||
| Этическая беседа, дебаты, тематический диспут, проблемно-ценностная дискуссия |
| Этическая беседа |
| Дебаты, тематический диспут | ||
| Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов | ||
| Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки. Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы. Школьные благотворительные концерты, выставки |
| Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки |
| Концерты, инсценировки, праздники на уровне школы и класса | ||
| Школьные благотворительные концерты, выставки, фестивали | ||
| Кружки художественного творчества. Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в школе, классе. Социальные проекты на основе художественной деятельности |
| Кружки художественного творчества |
| Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе | ||
| Социальные проекты на основе художественной деятельности | ||
| Социальная проба (инициативное участие ребенка в социальной акции, организованной взрослыми. КТД (коллективно-творческое дело), Социальный проект. |
| Социальная проба (инициативное участие ребенка в социальной акции, организованной взрослыми). |
| КТД (коллективно-творческое дело) | ||
| Социальный проект | ||
| ЛЕГО – конструирование, кружки технического творчества, кружки домашних ремесел. Трудовой десант, «Город мастеров», сюжетно-ролевые игры «Почта», «Фабрика». Субботник, детская производственная бригада |
| ЛЕГО – конструирование, кружки технического творчества, кружки домашних ремесел |
| Трудовой десант, «Город мастеров», сюжетно – ролевые игры «Почта», «Фабрика» | ||
| Субботник, детская производственная бригада | ||
| Занятия спортивных секций, беседы с ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах. Школьные спортивные турниры. Социально значимые спортивные и оздоровительные акции – проекты. | 1. Приобретение школьником социальных знаний | Занятия спортивных секций, беседы с ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах |
| Школьные спортивные турниры | ||
| Социально значимые спортивные и оздоровительные акции – проекты. | ||
| Образовательная экскурсия. Туристический поход. Краеведческая экспедиция. Туристско – краеведческая экспедиция. | 1. Приобретение школьником социальных знаний | Образовательная экскурсия. |
| Туристический поход. | ||
3.Получение опыта самостоятельного социального действия | Краеведческая экспедиция. Туристско – краеведческая экспедиция |
Перечень общешкольных мероприятий:
- Предметные недели.
- Дистанционные интеллектуальные конкурсы.
- Игровые программы и праздники для учащихся начальной школы.
- «Открытый марафон».
- Круглый стол по «Неделе права».
- Концертные программы.
- Конкурсы инсценированной песни.
- Фестиваль национальных культур.
- Творческие проекты («Минута славы», «Две звезды», «Стиляги – шоу»).
- Новогодние балы.
- Акция «От сердца к сердцу».
- Соревнования для воспитанников детских садов района.
- Литературный салон.
- Субботники.
- Спортивные соревнования и спортивные праздники на межшкольном стадионе.
- Научно-практические конференции.
- Выставка «VIP; PERSONA»/
- Проектно-исследовательская игра «Страна, которой нет на карте».
- Участие в конкурсах, интеллектуальных марафонах, олимпиадах по предметам.
Проект решения педагогического совета:
- Разработать структуру внеурочной деятельности с учетом имеющихся ресурсов на новый учебный год.
- Используя методический конструктор, требования к программам внеурочной деятельности разработать одну программу по внеурочной деятельности, определив направление.
- Подготовить методическое пособие для реализации внеурочной деятельности
- Провести конференцию, где учащиеся лицея смогут поделиться навыками проектной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стендовый доклад "Формы и факторы здововьесберегающей деятельности в школе"
В кратком и ясном изложении подобраны и представлены формы и факторы здоровьесберегающей работы в школе. Презентаця идеальна для педагогического совета, заседания МО или родительского собрания....
Доклад-ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА
Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью положительно относятся к урокам трудового обучения, если на них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и огра...
Доклад «Технология проектной деятельности в школе как форма активизации деятельности всех субъектов образовательного процесса»
Доклад о проделанной работе на педсовете «Технология проектной деятельности в школе как форма активизации деятельности всех субъектов образовательного процесса» Название проекта : ...
Доклад "Проектная деятельность в школе как показатель сформированности познавательных УУД".
"Методическое объединение" - конкурс "Учитель года 2014"...
Презентация к докладу "Элементы проектной деятельности на уроках музыки в начальной школе".
Метод проекта на уроке музыки....
Доклад "Проектная деятельность в школе".
Проект - это форма организации учебного процесса. Полноценный проект "не вписывается" в уроки. Природа проекта и урока принципиально различны и проектная деятельность может стать альтернативой классно...
доклад "Организация исследовательской деятельности учащихся сельских школ"
Актуальность. Наиболее доступной для разрешения вопросов деятельности школьников к учению выступает исследовательская деятельность, основной функцией которой является побуждение учеников к позна...