О вопросе педагогического управления познавательной деятельностью обучающихся
статья по теме
Статья посвящена актуальному вопросу - педагогическому управлению познавательной деятельностью обучающихся в общеобразовательной школе.
Учебно-познавательная деятельность - это элемент целостного процесса обучения, представляющий собой целенаправленное, систематически организованное, управляемое извне или самостоятельное взаимодействие учащегося с окружающей действительностью, результатом которого является овладение им на уровне воспроизведения или творчества системой научных знаний, способами деятельности, компетенциями. Такая деятельность должна быть организована учителем-тьютером, помощником, наставником, который умело развивает творческую личность ученика, его индивидуальные способности в учебно-воспитательном процессе.
Практический опыт преподавания подтверждает необходимость и важность управления в организации любой учебной деятельности, осуществляемого в режиме взаимодействия педагога и обучающегося.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_o_voprose_pedagogicheskogo_upravleniya.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
О вопросе педагогического управления
познавательной деятельностью обучающихся
Педагогическая работа связана с организацией познавательной деятельности обучающихся разных возрастов, с привитием в учениках положительной мотивации к обучению, развитию способности к самообучению и самостоятельному отношению к своему самообразованию и самосовершенствованию.
Раньше учитель вместе с учебником были основными источниками знания, учитель являлся также контролирующей инстанцией, субъектом познания, то в новой системе учитель - тьютер, организатор самостоятельной, активной, познавательной деятельности учащихся, консультант и помощник.
Его профессиональные умения направлены, прежде всего, на диагностику деятельности учащихся, чтобы вовремя помочь ученику преодолеть трудности в познании и применении знаний, подготовиться к очень серьезным, ежегодно усложняющимся выпускным экзаменам.
Учитель должен научиться управлять познавательными процессами ребенка, а также создавать условия для их полноценного развития.
Если ученик знает, как учиться в школе, работать с книгой, найти нужную информацию в интернете, получить знания от учителя, находить и преобразовывать нужную информацию, чтобы решить ту или иную учебную проблему и т.п., то ему легче будет повысить квалификацию, получить дополнительные знания, что и нужно в жизни. Конечно, этого значительно труднее добиться, чем научить обучающихся читать, писать, считать и т.д.
Выпускник современной школы должен обладать качествами личности:
· гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;
· уметь самостоятельно приобретать необходимые ему знания;
· умело принимать их на практике для решения разнообразных проблем;
· самостоятельно критический мыслить;
· видеть возникающие в реальной действительности проблемы и, используя современные технологии, искать пути рационального их решения;
· четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности;
· быть способным генерировать новые идеи, творческий мыслить;
· грамотно работать с информацией;
· быть коммуникабельным, уметь контактировать с представителями различных социальных групп, уметь работать с ними сообща в разных областях, различных ситуациях.
Перечисленные выше качества личности обучающегося общеобразовательной школы формируются сами собой. Необходимо регулярно создавать такие ситуации, попадая в которые, наши ученики осознавали бы необходимость воспитания их у себя.
Сегодня настоящее педагогики – за деятельностным или, как говорят, системно-деятельностным подходом. В его основе – и психологическая теория деятельности С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева, теорий деятельности с философской точки зрения Канта, Фихте, Гегеля, Шеллинга и педагогов-новаторов.
Главное то, что в основе деятельности лежит система объективных и необходимых общественно-производственных материальных отношений, которые возникают независимо от воли и сознания людей. Основные признаки деятельности - целостность и целенаправленность. Это означает, что деятельность реализуется человеком-субъектом в процессе постановки и достижения цели. Деятельность открыта и универсальна, имеет преобразующий и целеполагающий характер и позволяет рассматривать ее как форму исторического культурного творчества. Учебно-познавательная деятельность возникает при взаимодействии «учитель - ученик» при следующих условиях: высоком уровне активности обоих участников образовательного процесса; это, в свою очередь, возможно в атмосфере равноправных, партнерских отношений; эти отношения возможны при высоком уровне овладения учащимися учебно-познавательными умениями; эти отношения также возможны при условии глубокого знания учителем, преподавателем или воспитателем особенностей каждого учащегося, т.е. при индивидуальном подходе. Нарушение одного какого-либо условия неизбежно, по мнению Ю.К. Бабанского, Т.А. Ильина и др., ведет к отказу от взаимодействия и переходу к воздействию учителя на ученика.
Обучение является целенаправленным процессом, так как начинается с формулировки и осознания цели, а также является системным процессом, так как состоит из отдельных элементов, связанных в единое целое, а также двусторонним процессом, так как в реализации каждого компонента и всего процесса в целом участвуют две стороны - учитель (преподавание) и ученик (учение). Обучение возможно только при условии активного взаимодействия учителя и ученика.
Учебно-познавательная деятельность - это элемент целостного процесса обучения, представляющий собой целенаправленное, систематически организованное, управляемое извне или самостоятельное взаимодействие учащегося с окружающей действительностью, результатом которого является овладение им на уровне воспроизведения или творчества системой научных знаний, способами деятельности, компетенциями.
Как же организовать такую деятельность? Нужно практически применять инновационные формы обучения и использовать требования к организации уроков по ФГОС.
Источник и движущие силы развития и личностного роста находятся в самом человеке. Поэтому главная задача инновационного обучения состоит в том, чтобы помочь ученику понять себя, разобраться в своих проблемах и мобилизовать свои внутренние резервы. Человек постоянно находится в процессе совершенствования. Индивидуум стремится выявить свои природные задатки, личность – найти свое место в обществе, индивидуальность - достичь целостности, уникальности, самореализоваться.
Ученик становится субъектом управления учебной деятельностью не сразу. Индивидуальность школьника раскрывается в условиях совместной деятельности его и учителя, вначале при управляющем воздействии преподавателя; на более высоком уровне – в управляющем взаимодействии, в условиях равноправного самоуправления; и только затем – в режиме самоуправления учащимися своей деятельностью учения.
Практический опыт преподавания подтверждает необходимость и важность управления в организации любой учебной деятельности, осуществляемого в режиме взаимодействия педагога и учащегося. Управление обеспечивает наличие самого процесса, его анализ, целенаправленность, организацию.
Организация инновационного обучения обеспечивает приобщение всех школьников в процесс познания и саморазвития на максимальном для каждого уровне успешности, влияет на раскрытие индивидуальности каждого ученика. А главным отличием процесса познания при инновационном обучении является тип овладения знаниями, когда создаются оптимальные условия для включения обучающихся в творческий процесс, где важна не только цель учебных заданий, но и предоставленная ученику возможность самораскрытия, самопостижения, самоактуализации. Это достигается применением различных форм обучения.
Оптимизировать учебно-воспитательный процесс позволило внедрение инновационных форм обучения в свою педагогическую практику. В раздаточном материале - перечень некоторых инновационных форм организации урока. Урок-мастерская, урок-практикум, урок–лабораторное занятие, урок-семинар, урок–диспут, Интернет-урок, интегрированный урок и другие нестандартные формы уроков позволяют школьникам почувствовать себя субъектом познавательной деятельности.
Какими же должны быть мы, педагоги, чтобы организовывать педагогическое управление с учетом требований сегодняшнего дня? Мы не просто должны, мы обязаны стремиться к профессиональному и личностному совершенству.
Предлагаю задуматься над следующими афоризмами:
- «Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а чтобы будить чужую» (Ключевский В. О.).
- «Убеждения внушаются теорией, поведение же формируется примером» (Герцен А.).
- «Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета» (Ушинский К. Д.).
- «Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер» (Ушинский К. Д.).
- «Видеть хорошее в человеке всегда трудно. Хорошее в человеке приходится всегда проектировать, и педагог это обязан делать. Он обязан подходить к человеку с оптимистической гипотезой, пусть даже и с некоторым риском ошибиться» (Макаренко А. С.).
- «Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом» (Макаренко А. С.).
- «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя» (Хаббард Э.).
- «Учитель соприкасается с вечностью: он никогда не знает, где заканчивается его влияние» (Генри Брукс Адамс).
Сколько хороших специалистов, знающих свой предмет, любящих детей, потеряла школа только потому, что у них не было на уроке дисциплины, они не смогли заставить себя слушать? А все только из-за того, что они не владели самыми элементарными управленческими навыками.
Специфичность нашей педагогической деятельности заключается в том, что она является неотъемлемой частью процесса обучения, который состоит из преподавания и учения (обучение =преподавание + учение). Процесс учения – это уже деятельность наших учеников, у которых свои мотивы, цели, средства. Они стремятся к своим результатам, которые, возможно, не совпадают с нашими. Бывает, что у учителя запланировано на уроке одно, а в результате противоречия со стороны обучающихся – выходит совсем другое.
Понимая, из каких составляющих складывается учебная деятельность, учитель должен управлять:
· целеполаганием обучающихся;
· мотивацией их деятельности;
· формированием компетенций обучающихся;
· созданием обратных связей «учитель»- «ученик»;
· созданием проблемных или эвристических ситуаций;
· комфортным самочувствием всех участников образовательного процесса.
Для профессионально работающего учителя, очевидно, что все это должно находится в поле его зрения, под его управленческим воздействием.
Сложность нашей педагогической деятельности заключается в том, что мы управляем учениками, которые являются живыми людьми, способными внести непредвиденные для педагога коррективы в ход урока. Формула сегодняшнего дня ( с учетом требований ФГОС): ученик учится сам, учитель создает для этого условия.
Сначала учителю надо определить цели и задачи ученика, предложить ученику выбрать для себя собственные цели урока, затем организовывать способы достижения этих целей.
И тогда профессиональный успех педагога зависит от учебного успеха обучающегося.
Успех учителя как управляющего учебными процессом по своему предмету зависит от его конкретных способностей, навыков, которые надо в себе развивать, совершенствовать. Это и на курсах повышения квалификации, путем самообразования, путем организации собственной диагностики знаний, умений, УУД своих обучающихся.
Давайте поставим перед собой цель – добиваться добросовестной, качественной работы, верить в учеников, совершенствовать себя и через управление познавательной деятельностью добиваться личностного, интеллектуального, творческого роста своих учеников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогические технологии активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках химии
Процесс обучения невозможен без положительной мотивации. В работе раскрываются педагогические технологии, применяемые на уроках химии для активизации познавательной деятельности....
Педагогический совет "Управление познавательной деятельностью учащихся на уроке"
Цель: изучение механизмов управления познавательной деятельностью на уроке и выстраивание собственных подходов к этому процессу.Задачи:Обосновать необходимость использования управленческих знаний и на...
Управление познавательной деятельностью глухих обучающихся на уроках математики
Управление познавательной деятельностью - это создание атмосферы увлеченности учением, активности, самостоятельности....
Управление познавательной деятельностью глухих обучающихся на уроках математики
Управление познавательной деятельностью - это создание атмосферы увлечения учением, активности, самостоятельности....
Управление познавательной деятельностью обучающихся на уроках иностранного языка.
Для развития творческой и познавательной активности учащихся необходимо организовать их познавательную деятельность таким образом, чтобы ориентировать учащихся к самостоятельному приобретению знаний, ...
Управление познавательной деятельностью обучающихся на уроке.
Управление познавательной деятельностью обучающихся на уроке...
Доклад по теме Управление познавательной деятельностью обучающихся в группе продленного дня и положительная мотивация как один из факторов успешного обучения в классе.
Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеют свою специфику в обучении. Она касается особенностей восприятия учебного материала, организ...
- Мне нравится (1)