Педсовет «Воспитательный потенциал урока как средство формирования развивающейся личности»
опыты и эксперименты на тему
Предварительный просмотр:
Педагогический совет по теме:
СЛ. 1 «Воспитательный потенциал урока как средство формирования развивающейся личности»
Форма: проблемный педсовет, мозговая атака.
Цели: выработка новых подходов к использованию воспитательного потенциала урока. Задачи:
1. Определить стиль общения и педагогической деятельности на уровне педколлектив – ученики.
2. Проанализировать опыт работы учителей по созданию условий, способствующих формированию жизненной стратегии учащихся.
3. Разработать серию рекомендаций по взаимодействию педагогов и учащихся в условиях гуманизации образования.
План педсовета:
СЛ.2 1. Вступительное слово директора школы. Обоснование выбора цели
2. Выступление по теме «Воспитательный потенциал урока как средство формирования развивающейся личности» зам директора по УВР
3. Выступление по теме «Объект изучения - жизнь». Руководители ШМО
4. Выступление по теме «Триумф личности на уроке». Замдиректора по УВР
4. Работа в творческих группах по разработке практических рекомендаций
по организации воспитательного аспекта урока для формирования
качеств личности
5. Презентация созданных программ
6. Подведение итогов. Принятие решения
Ход педсовета: Выступление
СЛ.3 Анкета.
1. Владеете ли Вы содержанием новых программ и учебников? (Назовите их)
2. Легко ли Вам определить цель урока? Можете ли Вы после урока сказать: цель достигнута или нет
3. Легко ли Вам отобрать материал к уроку в соответствии с поставленной целью?
4. Используете ли Вы эффективные средства обучения? (Какие?)
5. Умеете ли Вы провести самоанализ урока?(С чего начинаете?)
6. Используете ли Вы межпредметные связи?
7. Умеете ли Вы провести анализ урока другого учителя? (На что делаете акцент?)
8. Умеете ли Вы составить и организовать работу с тестами, с учебником?
9. Организуете ли Вы разноуровневую и индивидуальную работу с учащимися? В чем отличие от дифференцированного подхода к обучению?
10. Используете ли Вы современные образовательные технологии (назовите, какие)?
11. А в чем суть воспитательного воздействия урока?
СЛ.4 Ответ вроде бы очевиден: урок – это система целенаправленных педагогических влияний. это целенаправленное делание и диалог учителя и учеников, в ходе которых вырабатывается та или иная жизненная стратегия, формируются определенные черты характера, приобретаются те или иные привычки поведения.
СЛ.4 Учителя, чей стаж более 15 лет помнят, как с нас требовали выполнение триединых задач урока, обязательной «озвучки» цели урока… И это правильно.
Как-то известный американский сатирик Марк Твен бросил такую насмешливую фразу: «Кто не знает, куда направляется, очень удивится, что попал не туда». А много веков тому назад римский писатель и философ Луций Анней Сенека утверждал, что «для того, кто не знает, в какой гавани бросить якорь, любой ветер попутный». Как видим, проблема целенаправленности деятельности человека не нова, и в принципе она сводится к утверждению: без цели — нет управления, без цели — нет результата. Почему?
- Да потому, что сама цель есть заранее запрограммированный результат, который человек должен получить в будущем в процессе осуществления той или иной деятельности.
СЛ.5, 6 Что такое цель и какая она должна быть см. слайд
Задачи урока
СЛ.7 I. Образовательные задачи (какие знания, умения и навыки возможно развивать на учебном материале урока):
1. Проконтролировать степень усвоения….
2. Обеспечить усвоение …
3. Сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие
III. Задачи развития учащихся (какие познавательные способности учащихся развивать конкретно, как осуществлять развитие воли, эмоций, познавательных интересов):
1. обучение составлению схем, плана, формулирование выводов или контрольных вопросов, формирование умений сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и понятия).
2. Развития у школьников самостоятельности
3. Развитие речи учащихся.
4. Формировать у школьников умения преодолевать трудности в учении, закалять волю; обеспечивать ситуации эмоциональных переживаний.
5. Развития у учащихся познавательного интереса.
СЛ.8 II. Воспитательные задачи (к какому мировоззренческому выводу возможно подвести учащихся и какие воспитательные возможности реализовать на учебном материале урока):
1. Содействовать в ходе урока формированию …следующих мировоззренческих понятий (например: причинно-следственные связи и отношения, познаваемость мира и природы, развитие природы и др.)
2. Осуществлять нравственное воспитание…: патриотизм, интернационализм, гуманизм, товарищество, этические нормы поведения.
3. Формировать правильное отношение к природе. И.т.д
СЛ.9 Каждый ученик за время учебы в школе получает около 11000 уроков. Если вычесть отсюда «пропуски по болезни» (приблизительно 15 %), получим в среднем 9400 уроков на каждого школьника. Эти-то почти десять тысяч стандартизованных особым образом «актов школьного воздействия» и главным средством воспитания личности наших учащихся.
Бесспорное влияние урока на становление личности школьника не надо никому доказывать. Сегодняшние учителя квалифицируют урок именно как фактор воспитательного влияния почти единодушно: 63% утверждают, что урок играет роль элемента воспитания. Такое не может не радовать. Но вот рядом другая цифра: на вопрос, оказывает ли реальное воспитательное влияние урок на учеников, только 45 % учителей ответили положительно. И следующий вопрос анкеты разъясняет причины такого расхождения. Спросив учителей, что они считают главным в организации обучения, мы узнаём, что в центре обучения они ставят само обучение. 37% сказали, что главное для них усвоение учебного материала и 28% выдвинули главным «отношение детей к учению».
Именно на уроках вырабатывается главный мотив жизненной стратегии: активного достижения успеха или пассивного избегания неприятностей. На уроках путем многократного упражнения незаметно и для учителей и для детей достигается баланс свободы и зависимости, послушания и ответственности, инициативности и исполнительности. На уроках создается постоянным повторением одного и того же сценария «изучения чего-либо» привычная структура мышления: «на один известный и не тобой заданный вопрос есть только один правильный и не тобой найденный ответ».
СЛ.10 1). Если учитель ведет урок в прямой командной манере, не определяя его целей, не знакомя учеников с собственным планом его проведения, не сообщая ученикам о достигнутых ими результатах именно в соотношении с поставленными целями, а лишь отдавая команды-инструкции: откройте тетради... послушайте... прочтите... решите и т.п., то, естественно, ученики приучаются лишь к послушанию, аккуратности, исполнительности, а отнюдь не к предвидению, самоорганизации, ответственности за работу.
Если учитель предлагает ученикам в ходе урока принять те или иные цели (вам предстоит узнать, научиться, сделать самим и т.п.), если он предъявляет в четком виде план продвижения к достижению принятых целей, если ученикам предъявляются пути и средства выполнения этого плана в виде различных операций, если каждый результат ученика оценивается не сам по себе, а обязательно в связи с выполнением известной задачи урока как целого, то ученик становится соучастником образовательной деятельности, субъектом этой деятельности, но пока не в качестве соавтора, а лишь в качестве ответственного исполнителя. позволяет воспитать хорошего семьянина, добросовестного специалиста на производстве и порядочного члена общества. Но воспитанный в данной культуре управления деятельностью на уроках человек не сможет принимать нестандартные самостоятельные решения, не нацелен на проявление инициативы и предприимчивости, и поэтому он не сможет вынести бремени свободы.
2). Если урок всегда выстроен в одной и той же схеме: оргмомент, опрос, объяснение, упражнение, проверка усвоения, объявление оценок, домашнее задание, то, как бы ни был интересен наш рассказ, как бы изощренно и глубоко ни проверили бы мы усвоение пройденного материала, как бы полно, объективно беспристрастно и много ни выставили бы мы оценок и сколь бы тщательно, посильно и индивидуально ни подобрали бы мы ученикам домашнее задание, массив таких уроков, несмотря на все их перечисленные достоинства, обязательно сформирует лишь репродуктивную ментальность. Высшее проявление репродуктивной ментальности - это позиция эрудита-архивариуса, обладающего сведениями по множеству самых разных вопросов, эдакой ходячей энциклопедии, а повседневное проявление той же ментальности - это жизнь по заведенному порядку, в согласии со здравым смыслом, когда на все известные жизненные вопросы есть узаконенные общественным мнением стандартные ответы. На уровне быта обладать репродуктивной ментальностью - это следовать моде, пользоваться благами масс-культуры, отрабатывать стандартные половозрастные роли. В профессиональной сфере человек, обладающий репродуктивной ментальностью, как правило, не выходит за пределы так называемых массовых профессий.
3). Структурно-сюжетное разнообразие уроков обеспечивает вариативность дидактической структуры уроков, которая работает на разные формы и способы понимания информации и исполнения деятельности, если такие уроки учат:
Этот путь поможет стать либо исследователем, либо проектировщиком, либо «автором-художником».
Ясно, что лишь на этом пути появляется возможность воспитывать взаимопонимание, взаимочувствование, воспитывать стремление услышать другого, понять и принять его мотивы, разобраться в себе, увидеть себя «другими глазами». Все это, с одной стороны, воспитывает совесть, а с другой - толерантность.
А вы, коллеги, знаете какой стиль преподавания у вас? Какую жизненную стратегию у учеников вы формируете на своих уроках? Давайте поверим с помощью теста, который находится у вас на столах. Внимательно прочитайте вопросы анкеты и ответьте на них. 5 минут для работы
Талантливый педагог-теоретик, доцент Московского педагогического университета Надежда Егоровна Щуркова сказала в своей книге «Воспитание на уроке», что наука – это средство жизни человека на Земле: познавая закономерности мирового устройства, он обретает силу и свободу, а познавая себя, становится стратегом жизни и не возлагает ответственность за своё счастье ни на кого. О том, как влияет урок на становление личности школьника, расскажут учителя школы.
Задания творческим группам.
1 группа
Описать воспитательный потенциал одного учебного дня школьника начальной ступени обучения.
2 группа
Составить карту воспитательных возможностей учебных предметов.
3 группа
Рекомендации для поддержания дисциплины на уроке.
4 группа
Составить технологическую карту поведения учителя на уроке.
Выступление групп.
ВЫВОДЫ:
Наш краткий обзор воспитательных потенций урока произведён. Мы ставили себе своей задачей выявить общее решение этой весьма важной для школы проблемы, не отрицая, что её решение сегодня производится многими педагогами нашей школы в практике воспитания школьников. Повседневность урока – это широкий воспитательный процесс, а урок – отдельный момент этого широкого воспитательного процесса. Путь совершенствования обучения лежит на трассе совершенствования личности – ребёнка и педагога одновременно. ЗУНы нужны лишь на вузовских экзаменах, они есть пища репетиторов. Достижение их необходимо, но совершенно недостаточно для хорошей школы, которая хочет не только натаскивать на поступление в Вуз, но и «сеять разумное, доброе, вечное», и, кстати, не только сеять, но и отвечать за полученный урожай... И в конце хотелось бы сказать словами поэта:
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовётся.
Посеять в душах благодать
Увы, не всякий раз даётся.
Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, о веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность человека.
И мы обязаны творить,
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в души молодые.
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться.
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться
Спасибо всем за работу!
Проект решения
Заслушав выступление заместителя директора «Воспитательный потенциал урока как средство формирования развивающейся личности», выступления «Объект изучения - жизнь» - «Триумф личности на уроке» и обсудив в ходе творческо-поисковой деятельности важнейшие компоненты воспитания на уроке, создав в ходе групповой поисковой деятельности творческие продукты:
С целью выработки новых подходов к использованию воспитательного потенциала урока в условиях гуманизации образования:
предлагаем:
1. Учителям-предметникам взять за основу и использовать во взаимодействии с учащимися, выработанные в ходе педсовета: технологическую карту поведения учителя на уроке, карту воспитательных возможностей учебных предметов.
2. Запланировать на 2016-2017 учебный год работу ШМО по реализации данной проблемы.
3. Разместить теоретические и практические материалы педагогического совета на сайте лицея.
Воспитательный потенциал урока В становлении личности каждого члена современного общества школа играет, ведущую роль. Каждый день школьник занят «школьным обучением» в течение 10-12 лет в среднем 60-70% всего своего активного времени суток . Попустительский стиль образовательного общения не несет в себе собственной сущности, он представляет собой неумелое применение традиционных для массовой школы двух вышеназванных стилей. |
Формула традиционного школьного обучения.
Слайд Выучить… выполнить… написать… буду спрашивать… - вот формула традиционного школьного обучения.
Сами того не замечая мы часто апеллируем к мозгу ребёнка, забывая, что он личность. Именно на мозг направляется воздействие учителя, именно он является объектом профессиональной работы педагога в процессе обучения.
Слайд Цель: мозг должен удержать в себе совокупность знаний до момента проверки этих знаний.
Апеллируя к мозгу, а не к личности, педагог как будто работает с головой профессора Доуэля, а не с личностью.
Хотя все мы знаем, что песню поёт не горло, а человек, на сцену смотрят не глаза, а индивидуальность, и удары наносит не кулак, а человек по человеку. Но в этой ситуации мы, останавливая драку, часто восклицаем: У тебя голова на плечах есть? Ты головой, думаешь, когда делаешь? Хотя в данном случае скорее надо бы обратиться к душе, к совести.
Возвращаясь к уроку, хочется напомнить, что педагог должен быть озабочен течением жизни ученика на уроке. Как проживёт ученик этот отрезок жизни? Слайд. Это течение может быть самым разным: серым, ярким, радостным, страшным или весёлым, горестным или бесшабашным. Если работа педагога сводится к воздействию на мозг ученика, то перед нами несчастный ученик, ожидающий конца мучений.
Что бы этого не произошло, при изучении любой темы должна присутствовать жизненная перспектива. Озвучиваться она должна, например, следующим образом:
- Пригодится в жизни каждому, так как …
- В устройстве собственного счастья это важно, потому что … и т.д.
Мы же чаще пугаем: - Этот материал надо знать к экзамену…
Слайд. Процесс воспитания на уроке – это сама жизнь ребёнка, и должна она проживаться на уровне современной культуры и всего того, что важно для ребёнка.
Как же эту идею можно реализовать в учебном процессе?
Пример:
ОБЖ. Можно вести так, что ученику приходится складировать в сознании массу всяких правил и запоминать их, чтобы при проверке воспроизвести их. А можно вести разговор о жизни, которую ведут дети, подводя через темы урока к проблемам которые их волнуют.
Биология. Обсуждая роль физической и психологической закрепощённости, ученики самостоятельно квалифицировали этот факт как общее вредное явление отъединённости от мира, отчуждённости по отношению к миру.
Математика. При переносе члена уравнения на противоположную сторону равенства дети приходят к выводу, что любой объект мира при переходе на «противоположную сторону» теряет «свой знак», ибо избирает альтернативное местонахождение.
Русский язык. Тема урока «Восклицательный и вопросительный знак». Предстоит разговор о философии жизни. По окончании урока педагог предлагает детям, уходя из кабинета, оставить знак, кратко выражающий их отношение к прошедшему занятию. Один ученик ставит большой !, другой маленький. Двое ставят - ? Именно с них начнётся завтрашний урок. Получается, что что-то осталось неясным для этих детей. Получается, что …………..
Урок обретает смысл, если объектом изучения становится жизнь, столь интересная и дорогая каждому.
Ребенка, прежде всего, волнует жизнь текущая и проблемы сегодняшней жизни. Поэтому ведущие педагоги предлагают сделать главным и неизменным объектом изучения и интереса ребёнка на уроке то, что его волнует и заботит постоянно – сама жизнь. Что бы ребёнок мог воскликнуть с интересом – ЭТО мне точно пригодится в жизни!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательный потенциал уроков химии в формировании патриотической, нравственной и духовной составляющей личности ученика
В статье излагается теоретическое обобщение материала и личного опыта в воспитательных аспектах уроков химии....
Выступление на педсовете "Воспитательный потенциал школьных традиций"
Выступление на педсовете "Воспитательный потенциал школьных традиций"...
Справка о выступлениии на педсовете «Воспитательный потенциал школьных традиций»
Справка о выступлениии на педсовете «Воспитательный потенциал школьных традиций» на тему ""Традиции нашего классного коллектива""...
Воспитательный потенциал уроков истории: формирование патриота и гражданина своей страны
Выступление на муниципальном семинаре заместителей директоров школ по учебно-воспитательной работе, посвященной роли предметов гуманитарной напрвленности в усилении патриотической работы....
Воспитательный потенциал урока как средство формирования развивающейся личности
laquo;Формирование осознанного отношения к ценностям Отечества через уроки географии»Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспи...
Презентация к педсовету "Воспитательный потенциал школьного урока"
Изучение изменений, произошедших в программе воспитания.Изучения модуля «Школьный урок».Подбор материалов из собственного педагогического опыт, демонстрирующих варианты реализации воспитат...
«Формирование функциональной грамотности на уроках музыки. Воспитательный потенциал урока музыки»
Выступление на методическом объединении учителей музыки с темой "Функциональная грамотность на уроках музыки. Воспи тательный потенциал урока музыки. Учитель пытается ответить на вопросыЧто...