Сообщение на педагогическом совете "Межпредметные связи"
статья на тему

Комарова Елена Игоревна

Материал содержит выступление на педагогическои совете по теме "Межпредметные связи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pmezhpredmetnye_svyazi.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

     Школа сегодня стремительно меняется, пытаясь попасть в ногу со временем.       Главное изменение в обществе – это ускорение темпов развития.

     Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

анализировать свои действия;

самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

отличаться мобильностью;

быть способны к сотрудничеству;

обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

      В связи с этим мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся.

Узкоспециальные знания перестали быть основой успешности ребенка в жизни.

     

Проблема межпредметных связей не нова.

Еще  выдающийся педагог Ян Амос Коменский в своей «Великой дидактике» писал: «Все, что находиться во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи».

Школьные учебные предметы не могут быть изолированы друг от друга.  Так, например, нет, пожалуй, ни одного предмета в школьном курсе, который так или иначе не мог бы быть привлечен на уроке физики, будь то математика или химия, биология или география, природоведение или астрономия, история или обществознание, литература или иностранные языки, рисование, технология и другие.

Установление межпредметных связей в школьном курсе способствует более глубокому усвоению знаний, формированию научных понятий и законов, взаимосвязи явлений в природе и обществе. Это имеет огромное воспитательное значение. Кроме того, это способствуют повышению научного уровня знаний учащихся, развитию логического мышления и их творческих способностей.

Содержание и объем материала по межпредметным связям в школьном курсе определяется учебной программой. Наличие межпредметных связей в позволяет создать у учащихся младших классов представления о системах понятий и универсальных законах, а у учащихся старших классов - об общих теориях и комплексных проблемах. Например, математическими понятиями приходится оперировать на уроках по физике, преобразовывая формулы, решая физические задачи. Примеры межпредметности

Практически учителю приходится иметь дело с тремя видами межпредметных связей: предшествующими, сопутствующими и перспективными.

Предшествующие межпредметные связи - это связи, когда при изучении материала опираются на ранее полученные знания по другим предметам. Например,  при решении физических или химических задач учитывается, что правила округления чисел уже изучены в курсе математики.

Сопутствующие межпредметные связи – это связи, учитывающие тот факт, что ряд вопросов и понятий одновременно изучаются как по данному , так и по другим предметам ( например, понятие о звуке изучается в физике, а органы слуха – в биологии, звуки речи в разделе «Фонетика» при изучении грамматики).

Перспективные межпредметные связи используются, когда изучение материала опережает его применение в других предметах (например, понятие о строении атома в физике изучается раньше, чем в курсе химии).

  При проведении урока или внеклассного мероприятия с привлечением межпредметных связей  учителю важно изучить материал из учебников смежных дисциплин и согласовать его с материалом урока.

Объем материала, привлекаемого из других предметов, должен быть по возможности  небольшим.

Готовясь к уроку, учитель должен решить вопрос о глубине раскрытия привлекаемого материала по межпредметным связям.

     В чем же реальные преимущества межпредметного метода обучения

и что делает его таким эффективным и популярным среди учеников и

учителей:

1. Прежде всего, это то, что жизнь межпредметна. Рассмотрение

таких  глобальных социальных проблем как история развития

цивилизации, экологические проблемы, ведущие мировые

религии, природные катастрофы, терроризм невозможно в

рамках одной школьной дисциплины.

2. Современные потребности в познании гораздо шире

фрагментарного образования и современным школьникам

необходима целостная картина мира для наилучшей адаптации к

жизни.

3. Работодателям на производстве необходимы сотрудники,

умеющие решать глобальные задачи, выходящие за рамки узкой

специализации.

4. Современные электронные технологии и Интернет изменяют наш

способ познания мира и расширяют дисциплинарные границы.

Глобальная сеть представляет неограниченные возможности для

on-line обсуждений с одновременным участием представителей

разных сфер деятельности.

5. Межпредметное обучение повышает мотивацию к обучению, и

способствует лучшему усвоению материала, так как оно основано

на стратегиях активного обучения и способствует формированию

навыков критического мышления (анализа, синтеза и применения

полученных знаний и оценки результатов).

    Если мы хотим, чтобы наши ученики научились

решать комплексные интеллектуальные задачи, способствующие их

наилучшей подготовке к условиям реальной жизни, а не были замкнуты в

рамках одной учебной дисциплины, учителям необходимо самим

расширять учебные задачи своего предмета, ориентируя его на

современные требования.

    В настоящее время межпредметные связи рассматриваются как один

из путей развивающего обучения, который ведет к формированию

качественно новых образований в учебной деятельности школьников -

межпредметных понятий и межпредметных умений. Вспомните хотя бы наши ежегодные комплексные работы - один из вариантов проверки межпредметных умений.

    Однако хочется подчеркнуть, что межпредметный метод

преподавания не отрицает предметов, наоборот, он глубоко коренится в

них. Этот метод предполагает, прежде всего, серьезное изучение каждого

предмета с одной стороны и необходимость расширения дисциплинарных

рамок, и налаживание междисциплинарных связей, с другой стороны. Это

способствует установлению новой модели формирования знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сообщение на педагогическом совете

Эффективные методики обучения математике на оснвое использования малых средств информатизации...

Современные методы обучения в дополнительном образовании. Сообщение к педагогическому совету.

В тексте рассматриваются основные этапы занятия в системе дополнительного образования и предлагаются методы и приёмы, соответствующие определённому этапу и его задачам....

Сообщение на педагогическом совете на тему: «Воспитание личности школьника – важнейшее условие его социализации»

Сообщение на педагогическом совете на тему: "Воспитание личности школьника - важнее условие его социализации"...

Сообщение к педагогическому совету.

Сообщение на тему "Индифферентность."...

Сообщение на педагогическом совете "Микроклимат в классе"

В статье содержится методика по формированию микроклимата в классе....

Презентация к сообщению «Сетевые педагогические сообщества в работе педагога дополнительного образования»

Презентация к сообщению «Сетевые педагогические сообщества в работе  педагога дополнительного образования»: 1 и 2 часть....

Сообщение на педагогическом совете на тему: ««Развитие коммуникативных навыков у обучающихся с нарушением интеллекта через игровую деятельность в ходе реализации ФГОС».

Рассуждения на тему: "Развитие коммуникативных навыков у обучающихся  с нарушением интеллекта через игровую деятельность в ходе реализации ФГОС"...