ИДЕИ РАСПРЕДЕЛЕННОГО ЛИДЕРСТВА В ОБРАЗОВАНИИ
методическая разработка по экономике по теме
Эффективность, результативность и востребованность современной школы во многом определяется качеством управления ее потенциалом, в первую очередь кадровым, человеческим. Наиболее значимыми его характеристиками являются целостность, целенаправленность, открытость, гибкость, поливариативность. Учет этих особенностей и ориентация на их развитие – важнейшее условие эффективного управления, но одновременно и основная его трудность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
idei_raspredelennogo_liderstva.docx | 38.43 КБ |
Предварительный просмотр:
ИДЕИ РАСПРЕДЕЛЕННОГО ЛИДЕРСТВА В ОБРАЗОВАНИИ
Мир, в котором мы живем, сегодня стремительно меняется. Эти изменения касаются всех сфер общественной жизни, но в наибольшей степени сферы управления человеческими ресурсами, кадрового менеджмента. В том числе и в образовательных организациях.
Еще 5 десятилетий назад И.Эренбург писал: «Мы говорим словами теми, что нам продиктовало время. И мы привязаны навеки к его взыскательной опеке». Управление современной школой должно соответствовать вызовам времени, тем требованиям, которые выдвигает общество и государство. А подбор слов в этом управлении – искусство, которое должен освоить сегодня директор.
Я убеждена, что эффективность, результативность и востребованность современной школы во многом определяется качеством управления ее потенциалом, в первую очередь кадровым, человеческим. Наиболее значимыми его характеристиками являются целостность, целенаправленность, открытость, гибкость, поливариативность. Учет этих особенностей и ориентация на их развитие – важнейшее условие эффективного управления, но одновременно и основная его трудность.
Организационные условия управления школой сегодня - это большой объем информации, интенсивный документооборот, рост числа внешних связей, широкий спектр вопросов, за решение которых высокая степень личной ответственности директора.
Однако именно в этих условиях обретает новое звучание народная мудрость о том, что один в поле не войн. Социальные роли участников образовательных отношений диверсифицируются, в связи с этим стремление контролировать все текущие процессы, постоянно пытаться удерживать контроль за ситуацией одному становится не только невозможно, но и контрпродуктивно (нецелесообразно).
Именно поэтому сама категория «руководства» в наши дни должна быть переосмыслена с позиции и с учетом концепции распределенного лидерства.
Распределенное лидерство - не просто красивая метафора, а соответствующая духу и характеру времени технология, освоив которую, современный руководитель начинает, и думать, и действовать иначе.
Механизм работы данной технологии можно поместить в следующей схеме :
Концептуальная основа этой схемы - баланс между РАВНОВЕСИЕМ, РАЗДЕЛЕНИЕМ и РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ. Но что за этим балансом стоит?
Во-первых, равновесие в соотношении власти и подчинения. Во-вторых, наличие разделенной общей цели, что означает распределение ответственности по уровням компетентности.
Для функционирования этой системы необходимо создать следующие условия
- Создание такой команды, где главенствует принцип уважения к каждому ее члену.
- Вертикальное и горизонтальное разделение сфер компетентности и ответственности, выражающее в создании возможностей для творчества и развития друг для друга
И если этот механизм нормально функционирует, если каждый готов солировать и одновременно выступать в роли аккомпаниатора по отношению к партнеру, то школьный «оркестр» звучит не просто громко, а красиво и вдохновенно. И получает заслуженные аплодисменты. Директор в таком оркестре не администратор, а дирижёр.
Каким образом вижу я внедрение идей «распределенного лидерства» в практику руководства гимназии? Что значит сегодня быть эффективным руководителем и лидером? Тождественны ли эти понятия? В науке сегодня существует разные точки зрения. Мне импонирует та, которая интегрирует эти два понятие в единую целостную систему руководителя-лидера.
Руководитель сегодня это профессионал, чье эффективное руководство обусловлено экспертной компетентностью необходимой для грамотного принятия управленческих решений. Школа работает, хорошо все отлажено, вся система функционирует. Лидерские качества сегодня неотъемлемая часть компетентности успешного руководителя. А какие же черты отличают руководителя-лидера?
Наиболее существенными мне представляются три таких качества:
- Руководитель-лидер – этот то, кто умеет мечтать, но в то же время видит конкретный образ результата к которому совместно со своим коллективом он стремится. Мечты дополняют цели, делают их ярче, выше, разнообразнее.
- Руководителя-лидера отличает высокая эмоциональная компетентность. Это предполагает способность и возможность правильно истолковывать обстановку и оказывать на неё влияние, улавливать то, чём нуждаются члены команды, вместе с тем знать их сильные и слабые стороны, не поддаваться стрессу и быть открытым, управлять своими эмоциями, эффективно мотивировать команду, создавая «общее видение будущего».
- Наконец третье – ответственность в выполнении поставленных задач, руководство и целенаправленность в конструировании траектории развития образовательного учреждения на основе общих ценностей.
Быть лидером значит «видеть возможности и быть в контексте», т.е. видеть всю совокупность задач, требующих решения в сложившихся обстоятельствах, видеть возможности и действовать, реализуя имеющиеся возможности, создавая условия для самореализации других.
А кто эти другие? Кто может стать частью эффективной команды, распределяющей различные аспекты лидерства, ресурсы и ответственность? Кто может стать лидером?
В гимназии это: члены административной команды, руководители методических объединений, руководители педагогических проектов и педагоги. Лидером может стать тот, кто сегодня имеет желание и потенциал, а задача руководителя создать возможности действовать.
- Руководить - это в первую очередь слушать, а не говорить.
- Вопрос вправе задать каждый. Искать ответы имеет смысл только вместе.
- От идеи до решения один шаг. Но обязательно общий.
- Ответственность - гарантия доверия.
- Лидер не самый главный. Лидер - самый понятный.
- Время, затраченное на обсуждение, создаёт свободу. Время, затраченное на контроль, приводит к порядку. Истина в балансе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учение В.И. Вернадского и реализация идей эколого-ноосферного образования в процессе обучения
О Владимире Ивановиче Вернадском и его работах написано уже много. Практически на протяжении всего XXвека обсуждались и сейчас продолжают обсуждаться его идеи, актуальность которых не умен...
Выступление "Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: от идей к практике. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Требования к результатам обучения учащихся по географии (основная школа)"
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: от идей к практике. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Требования к результа...
Коучинг в образовании: новые возможности лидерства
Коучинг успешно применятся не только на тренингах в бизнесе и психологии, но и в образовании в рамках лмчностно-ориентированного подхода....
Эффекты воспитания и дополнительного образования в реализации идей общего образования
Сферу образования, которая находится за пределами общеобразовательного государственного стандарта, современная педагогика характеризует термином «дополнительное образование».Что такое допо...
Использование зарубежных и отечественных педагогических идей в инновационном обновлении образования
Использование зарубежных и отечественных педагогических идей в инновационном обновлении образования...
Открытый показ образовательной деятельности в подготовительной к школе группе "Путешествие в царство эмоций" (в рамках окружного Фестиваля педагогических идей для работников дошкольного образования в 2018 году)
Развить умения детей чувствовать настроение и эмоции через упражнения для мимики и жестов, восприятие музыки, движения. Формировать артистические способности....
Приказ о распределении часов дополнительного образования в ОО
Приказ о распределении часов дополнительного образования в ОО...