Программа мониторинга
учебно-методический материал на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_monitoringa_2013-14.doc | 90.94 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЛОЖЕНИЕ
О МОНИТОРИНГЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
МБОУ Шольинской средней общеобразовательной школы
I. Общие положения
Положение о мониторинге качества образования МБОУ Шольинской средней общеобразовательной школы (далее — положение) разработано в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими реализацию процедуры оценки качества образования.
Настоящее положение устанавливает единые требования при проведении мониторинга качества образования (далее — мониторинг) в МБОУ Шольинской средней общеобразовательной школе.
Положение, а также дополнения и изменения к нему утверждаются приказом директора МБОУ Шольинской средней общеобразовательной школы на основании решения педагогического совета школы.
Система мониторинга качества образования (далее — СМКО) МБОУ Шольинской средней общеобразовательной школы является составной частью системы оценки качества образования МБОУ Шольинской средней общеобразовательной школы и служит информационным обеспечением образовательной деятельности образовательного учреждения (далее — ОУ).
В настоящем положении используются следующие термины:
Мониторинг — систематическое отслеживание процессов, результатов, других характеристик образовательной системы для выявления соответствия (или не соответствия) ее развития и функционирования заданным целям.
Система мониторинга качества образования — система сбора, обработки, анализа, хранения и распространения информации об образовательной системе и ее отдельных элементах, которая ориентирована на информационное обеспечение управления качеством образования, позволяет судить о состоянии системы образования МБОУ Шольинской средней общеобразовательной школы в любой момент времени и обеспечить возможность прогнозирования ее развития.
Качество образования — интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
2. Цель и задачи мониторинга
Целью мониторинга является сбор, обобщение, анализ информации о состоянии системы образования МБОУ Шольинской средней общеобразовательной школы и основных показателях ее функционирования для определения тенденций развития системы образования в территории, принятия обоснованных управленческих решений по достижению качественного образования.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- формирование механизма единой системы сбора, обработки и хранения информации о состоянии системы образования;
- координация деятельности всех участников мониторинга;
- своевременное выявление динамики и основных тенденций в развитии системы образования в ОУ;
- выявление действующих на качество образования факторов, принятие мер по минимизации действия и устранению отрицательных последствий;
- формулирование основных стратегических направлений развития системы образования на основе анализа полученных данных.
Проведение мониторинга ориентируется на основные аспекты качества образования:
- качество результата;
- качество условий (программно-методические, материально-технические, кадровые, информационно-технические, организационные и др.);
- качество процессов.
- Направления мониторинга определяются, исходя из оцениваемого аспекта качества образования по результатам работы ОУ за предыдущий учебный год, в соответствии с проблемами и задачами на текущий год.
Основными принципами функционирования системы качества образования являются объективность, точность, полнота, достаточность, систематизированность, оптимальность обобщения, оперативность (своевременность) и технологичность.
Основными пользователями результатов мониторинга являются орган управления образованием, администрация и педагогические работники образовательного учреждения, учащиеся и их родители, представители общественности и т. д.
3. Организация и технология мониторинга
Организационной основой осуществления процедуры мониторинга является программа, где определяются форма, направления, сроки и порядок проведения мониторинга, ответственные исполнители. На ее основе составляется годовая циклограмма мониторинга, которая утверждается приказом директора ОУ и обязательна для исполнения работниками МБОУ Шольинской средней общеобразовательной школы.
Мониторинг осуществляется в двух формах: постоянный (непрерывный) мониторинг (осуществляется непрерывно после постановки задач и создания системы запросов с соответствующей технологией сбора и обработки информации) и периодический мониторинг (осуществляется периодически) в соответствии с программой мониторинга.
Мониторинг представляет собой уровневую иерархическую структуру и включает в себя административный уровень ОУ, уровень методических объединения учителей-предметников и классных руководителей.
Проведение мониторинга требует координации действий администрации и структурных подразделений управления ОУ.
Для проведения мониторинга назначаются ответственные лица, состав которых утверждается приказом директора ОУ. В состав лиц, осуществляющих мониторинг, включаются заместители директора по УВР, ВР, руководители школьных МО, учителя.
Проведение мониторинга предполагает широкое использование современных информационных технологий на всех этапах сбора, обработки, хранения и использования информации.
4. Реализация мониторинга
Реализация мониторинга предполагает последовательность следующих действий:
- определение и обоснование объекта мониторинга;
- сбор данных, используемых для мониторинга;
- структурирование баз данных, обеспечивающих хранение и оперативное использование информации;
- обработка полученных данных в ходе мониторинга;
- анализ и интерпретация полученных данных в ходе мониторинга;
- подготовка документов по итогам анализа полученных данных;
- распространение результатов мониторинга среди пользователей мониторинга.
Общеметодологическими требованиями к инструментарию мониторинга являются надежность, удобство использования, доступность для различных уровней управления, стандартизированность и апробированность.
Процедура измерения, используемая в рамках мониторинга, направлена на установление качественных и количественных характеристик объекта.
В отношении характеристик, которые вообще или практически не поддаются измерению, система количественных оценок дополняется качественными оценками.
Основными инструментами, позволяющими дать качественную оценку системе образования, являются анализ изменений характеристик во времени (динамический анализ) и сравнение одних характеристик с аналогичными в рамках образовательной системы (сопоставительный анализ).
При оценке качества образования в МБОУ Шольинской средней общеобразовательной школы основными методами установления фактических значений показателей являются экспертиза и измерение. Экспертиза — всестороннее изучение состояния образовательных процессов, условий и результатов образовательной деятельности. Измерение — оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольных измерительных материалов (традиционных контрольных работ, тестов, анкет и др.), имеющих стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым в ОУ образовательным программам.
5. Методы проведения мониторинга:
- экспертное оценивание,
- тестирование, анкетирование, ранжирование,
- проведение контрольных и других квалификационных работ,
- статистическая обработка информации и др.
В соответствии с принципом иерархичности построения мониторинга показатели и параметры, заданные на вышестоящем уровне, включаются в систему показателей и параметров мониторинга нижестоящего уровня.
6. Основные направления СМКО.
- оценка общего уровня усвоения обучающимися начальной школы базовых знаний и умений по общеобразовательным предметам;
- оценка общего уровня усвоения обучающимися5-8,10 классов базовых знаний и умений по общеобразовательным предметам;
- мониторинг качества образования на основе государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов (в том числе, в форме с использованием независимой оценке качества знаний);
- мониторинг качества образования на основе государственной (итоговой) аттестации выпускников 11 классов (в том числе, ЕГЭ);
- мониторинг и диагностика учебных достижений обучающихся по завершении на всех ступенях общего образования по каждому учебному предмету и по завершении учебного года (в рамках стартового, рубежного и итогового внутреннего и внешнего контроля);
- мониторинг уровня и качества воспитания, обеспечиваемого в ОУ.
По итогам анализа полученных данных мониторинга готовятся соответствующие документы (отчеты, справки, доклады), которые доводятся до сведения педагогического коллектива ОУ, учредителя, родителей.
Результаты мониторинга являются основанием для принятия административных решений на уровне ОУ.
Программа
"Мониторинг качества образования в образовательном учреждении»
Паспорт программы
МБОУ Шольинской средней общеобразовательной школы
Наименование программы | Комплексно-целевая программа “Мониторинг качества образования в образовательном учреждении” |
1. Закон РФ «Об образовании». | |
2. Результаты проблемно-ориентированного анализа организации и управления мониторингом качества образования в школе. | |
Разработчик программы | Директор школы, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ Шольинской средней общеобразовательной школы, творческая группа учителей. |
Основные исполнители программы | Администрация ОУ, педагогический коллектив. |
Конечная цель | Создание механизмов устойчивого развития качественно новой модели мониторинга качества образования в образовательном учреждении, обеспечивающей образование, соответствующее социальному и региональному заказам. |
Задачи | 1. Проанализировать состояние организации и управления мониторингом качества образования в школе. |
2. Изучить опыт и достижения науки и практики в области построения и применения систем мониторинга в образовательных учреждениях. | |
3. Разработать модель мониторинга качества образования в образовательном учреждении. | |
4. Осуществить отбор, адаптацию и проектирование оценочно-критериальных комплексов, методик и способов получения информации о качестве образования в образовательном учреждении. | |
5. Подготовить нормативно-методические документы для обеспечения мониторинга качества образования в образовательном учреждении. | |
6. Разработать информационно-экспертную систему для сведения, обобщения, классификации и анализа информации мониторинговых исследований. | |
7. Создать информационный банк по теме “Мониторинг качества образования в образовательном учреждении”. | |
Перечень основных направлений программы | 1. Создание условий для повышения качества образования в школе. |
2. Создание условий и механизмов для перехода к качественно новой модели мониторинговых исследований в образовательном учреждении. | |
3. Создание качественно новой модели мониторинга качества образования. | |
4. Разработка методических материалов по использованию мониторинговых исследований в работе по повышению качества образования. | |
Ожидаемые результаты | 1. Достижение качества образования обучающихся образовательного учреждения, удовлетворяющее социальным запросам. |
2. Создание системной организации управления учебно-воспитательным процессом. | |
3. Создание творческого педагогического коллектива, участвующего в планировании и разработке программ мониторинговых исследований |
II. Анализ исходного состояния проблемы
Основания для разработки программы | В условиях проведенного в образовательном учреждении анализа действующих подходов к организации и управлению качеством образования выявлены противоречие и проблемы. |
Противоречие | Между государственным заказом на создание условий для повышения качества образования в ОУ и отсутствием в настоящее время в школе действенной системы, позволяющей объективно оценивать все структурные элементы качества образования, своевременно осуществлять корректировку и прогнозирование развития образовательного учреждения. |
Проблемы | 1. Отсутствие системного подхода к управлению качеством образования в образовательном учреждении. |
2. Недостаточная работа по мотивации всех участников образовательного процесса на его качество: учащихся, учителей, родителей. | |
3.Отсутствие адекватного рабочего инструментария, позволяющего объективно оценить все структурные элементы системы обеспечения качества образовательного процесса в ОУ. |
III. Аналитическое обоснование программы
Для современного этапа развития общества характерно становление принципиально новых приоритетов в образовательной сфере, важнейшим из которых является повышение качества образования.
Концепция модернизации российского образования определяет создание условий для повышения качества общего образования одной из основных задач образовательной политики, для достижения которой требуются системные изменения в содержании образовательной деятельности школы и управлении ею.
Существующие в настоящее время в школе подходы к организации и управлению мониторингом качества образования позволяют объективно оценивать отдельные структурные элементы системы обеспечения качества образовательного процесса.
Однако по-прежнему актуальной остается проблема построения системного мониторинга качества образования в ОУ, определяемого совокупностью показателей:
- качеством проектирования образовательной деятельности;
- качеством образовательного процесса;
- качеством педагогических условий и ресурсного обеспечения образовательного процесса;
- качеством организационной культуры образовательного процесса;
- качеством исследовательской деятельности;
- качеством управления развитием человеческого потенциала;
- качеством результатов образовательной деятельности.
Проблемно-ориентированный анализ позволил установить, что для определения качества образования в ОУ необходимы:
- во-первых, критерии и показатели оценки качества образования;
- во-вторых, контрольно-измерительные материалы оценки качества образования в ОУ;
- в-третьих, работа педагогического коллектива по изучению вопроса качества образования, что позволит увидеть те направления и элементы образовательного процесса, которые следует совершенствовать;
- в-четвертых, системная работа в данном направлении.
Разработанная программа “Мониторинг качества образования в образовательном учреждении” направлена на создание механизмов устойчивого развития качественно новой модели мониторинга качества образования в образовательном учреждении, обеспечивающей образование, соответствующее социальному и региональному заказам; предполагает системную организацию управления качеством образования и определяет важнейшие психолого-педагогические условия, обеспечивающие его успешность.
Под качеством образования понимается такая совокупность его свойств, которая обуславливает его приспособленность к реализации социальных целей по формированию и развитию личности в аспектах ее обученности, выраженности социальных, психических и физических свойств.
Управление качеством образования – системное, скоординированное воздействие, как на образовательный процесс, так и на комплекс других связанных с ним основных, управленческих и поддерживающих процессов с целью достижения наибольшего соответствия параметров функционирования образовательной системы, ее социальных и педагогических результатов установленным и предлагаемым требованиям, нормам, стандартам и ожиданиям.
Составляющие качества образовательного процесса
Качество основных условий | Качество реализации образовательного процесса | Качество результатов |
Управление
Кадровое обеспечение
Научно-методическая работа
Финансово-хозяйственное обеспечение
Психологический климат
| Содержание образования
Преподавание (оценка и самооценка)
Педагогические и информационные технологии
Профессиональный рост
| Обученность
Сформированность ЗУН
Сохранение физического и психического здоровья
Успешность в социуме
|
Мониторинг представляет собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации о состоянии образовательной системы или отдельных ее элементов.
Мониторинг - специально организованное, целевое наблюдение, постоянный контроль и диагностика состояния на базе существующих источников информации, а также специально организованных исследований и измерений.
Мониторинг качества образования позволяет осуществлять оценку динамики ключевых составляющих качества образования, включая качество основных и управленческих процессов, качество участников образовательного процесса, качество содержания образования, качество реализации программ основного и среднего (полного) общего образования.
При разработке модели мониторинга качества образования за основу взяты следующие оценочные показатели:
- уровень обученности учащихся по базовым образовательным программам;
- уровень воспитанности учащихся;
- уровень участия в конкурсах учащихся;
- поступление выпускников в высшие и средние специальные учебные заведения;
- состояние здоровья и психического развития учащихся;
- динамика правонарушений учащихся.
Наряду с показателями личной результативности учащихся (обученность, воспитанность, развитость, сохранение физического и психического здоровья) используются системные показатели организации образовательного процесса, функционирования и развития образовательного учреждения:
- организация и развитие образовательного процесса;
- управление образовательным процессом, различные формы обучения в школе;
- уровень выполнения государственных программ;
- профессиональное образование педагогов (результаты аттестации и повышение квалификации педагогов);
- участие учителей в профессиональных конкурсах;
- уровень информатизации обучения и управления;
- показатели владения учителями инновационными технологиями;
- состояние и развитие материально-технической и учебно-материальной базы (показатели оснащенности кабинетов, фонд библиотеки, учебно-методические комплекты по предметам обучения).
IV. Цели и задачи программы
Конечная цель программы: создание механизмов устойчивого развития качественно новой модели мониторинга качества образования в образовательном учреждении, обеспечивающей образование, соответствующее социальному и региональному заказам.
Цели программы:
- создание качественно новой модели мониторинга качества образования в образовательном учреждении, адаптированной к условиям функционирования школы и выявленным проблемам, обеспечивающей образование, соответствующее социальному и региональному заказам:достижение обучающимися ОУ качества образования, удовлетворяющего социальным запросам;
- создание системной организации управления учебно-воспитательным процессом;
- создание творческого педагогического коллектива, участвующего в планировании и разработке программ мониторинговых исследований.
I. Основные направления реализации комплексно-целевой программы.
Разработка модели мониторинга качества образования в образовательном учреждении.
Разработка плана действий в ходе реализации программы по основным направлениям деятельности образовательного учреждения:
- общеобразовательному;
- воспитательному;
- методическому.
Корректировка содержательной, организационной и управленческой сторон в процессе реализации программы.
Определение эффективности применяемых методик для оценки качества образования.
Оценка эффективности программы.
Задачи программы:
- проанализировать состояние организации и управления мониторингом качества образования в школе;
- разработать модель мониторинга качества образования в ОУ;
- осуществить сбор способов получения информации о качестве образования в ОУ;
- подготовить нормативно-методические документы для обеспечения мониторинга качества образования в ОУ;
- разработать информационно-экспертную систему для сведения, обобщения, классификации и анализа информации мониторинговых исследований;
- создать информационный банк по теме “Мониторинг качества образования в ОУ”.
Этапы реализации программы
1. Аналитическо-проектный (2013 г.)
Основные виды деятельности:
- анализ состояния организации управления мониторингом качества образования в школе;
- изучение нормативных документов, научной и методической литературы по теме;
- мотивация субъектов образовательного процесса на осуществление мониторинговых исследований;
- разработка модели мониторинга качества образования:
- определение направлений мониторинговых исследований;
- определение критериев, показателей, исполнителей мониторинговых исследований;
- осуществление сбора способов получения информации о качестве образования;
- разработка рабочего инструментария для проведения мониторинговых исследований, обработки, хранения, представления информации (методики, тестовые комплексы, анкеты, бланки и т.д.)
Подготовка нормативно-методических документов и материалов для обеспечения функционирования мониторинга качества образования.
II. Основной (2013-2014гг.)
Основные виды деятельности:
- разработка системы мероприятий по реализации программы по основным направлениям деятельности образовательного учреждения;
- реализация программы «Мониторинг качества образования в ОУ»;
- педагогический совет «Качество образования: запросы, оценки, пути достижения»;
- корректировка содержательной, организационной и управленческой сторон в процессе реализации программы;
- определение эффективности применяемых методик для оценки качества образования;
- оценка эффективности осуществления программы.
III. Обобщающий (2015- 2016 гг.)
Основные виды деятельности:
- обработка, анализ, систематизация информации;
- сопоставление полученных результатов поставленным целям;
- анализ затрат времени, усилий, средств;
- подготовка аналитических материалов;
- создание информационного банка по теме «Мониторинг качества образования»;
- принятие управленческих решений по результатам оценки качества образования;
- доработка и коррекция модели мониторинга качества образования в ОУ.
Ожидаемые результаты
- создание ценностно-мотивационного поля для реализации идеи мониторинга качества образования;
- отработка технологии мониторинга качества образования на уровне ОУ;
- внедрение основных блоков информационного обеспечения мониторинга качества образования;
- отработка процедуры получения диагностической информации о результатах обученности, состояния здоровья учащихся, профессионализма педагогических и руководящих кадров;
- получение сведений о состоянии качества основных видов деятельности и результатов работы как в целом по школе, так и по отдельным методическим объединениям;
- осуществлёние анализа результатов самообследования ОУ по качеству образования;
- создание банка данных по результатам мониторинговых исследований качества образования;
- рост личностных достижений педагогических работников и обучаемых.
Способы и каналы получения информации:
- анализ статистических данных;
- анкетирование; тестирование,
- экспертное оценивание;
- анализ документов;
- диагностические методики и процедуры.
МБОУ Шольинская средняя общеобразовательная школа
Календарный план реализации основных направлений
Программы «Мониторинг качества образования»
Задачи по направлениям | Действия | Звено управления | Ответственный исполнитель | Сроки |
Аналитическо-проектировочнаядеятельность Задачи: 1.Определение основных подходов, теоретико-методологической базы качества образования.
2. Определение компонентов, объектов и субъектов мониторинга качества образования.
3. Анализ состояния УВП и данных мониторинга за предшествующие годы.
4. Подготовка условий для организации преемственного перехода работы школы от диагностики результата к системному мониторингу качества образования.
| Организационные условия.
1.Подготовка педагогического коллектива к проведению системного мониторинга качества образования: качества основных условий, качества реализации образовательного процесса, качества результатов.
2.Планы работы школы
3.Планы работы и отчеты МО
Научно-методические условия
1. Изучение литературы по теме « Качество образования. Мониторинг качества образования».
2. Обоснование актуальности проблемы. Кадровые условия
1.Создание творческой группы.
2.Формирование внутришкольной службы мониторинга - контрольно-методического подразделения для реализации программы «Мониторинг качества образования»
Нормативно-правовые условия 1.Концепция модернизации российского образования
2. План работы школы |
Администрация
Администрация
Руководители МО
Зам. директора по УВР
Зам.директора по УВР
Зам.директора по УВР
|
|
Май-июнь 2013г.
май, 2013
Сентябрь 2013
Май-июнь 2013
Май-июнь 2013.
|
II.Организационно-практическая деятельность
Задачи:
1.Апробация технологий и методик сбора информации.
2.Обобщение, классификация и анализ информации.
3.Выявление типичных признаков успеха и недостатков управленческой и педагогической деятельности.
4. Выявление основных тенденций развития обучающихся.
5 .Продолжение формирования «банка данных». | Организационные условия.
1.Наблюдение уроков, внеклассных мероприятий, родительских собраний.
2.Ознакомление с планами работы, журналами, банком данных накопленной педагогом информации об учащихся.
3.Тестирование и анкетирование.
4.Административные контрольные тесты.
6. Собеседования с учащимися, педагогами, родителями.
7. Диагностика уровней обученности.
8.Диагностика результативности участия в школьных, районных и муниципальных предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, международных конкурсах
9.Диагностика результатов итоговой аттестация за курс основной и средней школы (ЕГЭ, ГИА).
10.Мониторинг социального заказа на образовательные услуги.
Научно-методические условия Положение об утверждении комплексно-целевой программы «Мониторинг качества образования в ОУ», о деятельности внутришкольной Службы мониторинга (ВСМ), плана работы ВСМ.
Мотивационные условия
1. Ознакомление педагогического коллектива с системой мониторинга качества УВП.
Кадровые условия Обучение членов администрации, педагогов на курсах повышения квалификации, проводимых на базе ИПК.
Условия стимулирования Предоставление отгулов, методических часов.
Нормативно-правовые условия
1.Учебный план ОУ, образовательные программы.
2.Планы работы МО по диагностике качества.
3. Результативность участия педагогов и учащихся в школьных и внешкольных мероприятиях и др. |
Зам.директора, учителя-предметни- ки, классные руководители
Замдиректора по УВР, учителя
Администрация
Зам.директора по УВР
Руководители МО
|
|
В течение года
Раз в полугодие
По графику
По плану
По планам кл. руководителей,
Раз в полугодие
Раз в полугодие
Июнь, август
Июнь, август
Сентябрь-ноябрь
В течение года
В течение года
В течение года
Сентябрь 2013
|
Обобщающе-внедренческая деятельность.
Задачи: 1.Сопоставление полученных результатов с поставленными целями.
2.Систематизация, анализ и оценка качества полученных результатов.
3.Анализ и описание найденных форм работы, применяемых технологий.
4.Выявление проблем и определение путей их решения.
5.Социализация результатов.
| Организационные условия.
1.Составление аналитических материалов на основе мониторинговых процедур.
2.Обработка информации: -систематизация; -анализ; -выводы.
3.Сопоставление полученных результатов поставленным целям.
4.Обсуждение полученных результатов.
5.Разработка рекомендаций по реализации Программы мониторинга качества УВП (корректирование и прогнозирование).
6.Контроль за исполнением рекомендаций, предложений.
7.Принятие управленческих решений по результатам оценки качества УВП.
8.Создание информационного банка по теме «Мониторинг качества в ОУ»; размещение информации на сайте МБОУ Шольинская СОШ
Научно-методические условия 1.Программа «Мониторинг качества УВП МБОУ Шольинская СОШ
2.Рекомендации по реализации Программы.
|
Замдиректора по УВР, руководители М/О
|
|
В течение 2015 – 2016 уч. г.
|
Положение о деятельности внутришкольной Службы мониторинга
Цель деятельности Службы – эффективное информационное отражение состояния образования в школе, аналитическое обобщение результатов деятельности и прогнозирование развития.
Внутришкольный мониторинг осуществляется на макро- и микроуровнях. Последний связан с отражением личных достижений или затруднений учащихся в усвоении ими учебных программ. Макроуровень – с непрерывным, научно обоснованным, диагностико-прогностическим слежением за состоянием учебно-воспитательного процесса и развитием школы в целом. Деятельность на макроуровне осуществляется с привлечением к работе Службы мониторинга.
Предмет деятельности:
- уровни обученности учащихся, характеристики прохождения программ, используемые методы обучения;
- ресурсы, используемые для достижения характеристик, соответствующих педагогическому идеалу выпускника, основной и средней школы;
- результаты (сопоставление, корреляция, зависимости) и оценка (определение эффективности и перспективности процесса, прогнозирование возможных рисков и ограничений) качества решаемых задач;
Основные функции внутришкольной Службы мониторинга:
1) интегративная – комплексная характеристика процессов, происходящих в учебно-воспитательном процессе ОУ, перешедшего из режима функционирования в режим развития;
2) диагностическая – выявление уровня готовности педагогов к экспериментальной работе, критериев и параметров нового качества образования;
3) экспертная – экспертиза программно-методических материалов, форм, методов, технологий, способствующих развитию качества образования и используемых в ходе экспериментальной работы;
4) информационная – осуществление оперативной обратной связи в форме получения информации о реализации "рубежных" целей экспериментальной работы;
5) экспериментальная – поиск и разработка диагностических материалов и апробация их на валидность, технологичность, надежность;
6) образовательная – изучение и удовлетворение образовательных потребностей всех субъектов образовательного процесса по проблемам становления и развития нового качества образования.
Основные направления деятельности Службы мониторинга
1. Разработка новых и модификация имеющихся объективных методов отслеживания результатов деятельности школы.
2. Разработка процедуры педагогического анализа получаемой информации.
3. Создание компьютерного "банка данных", позволяющего наблюдать динамику реализации основных направлений деятельности по совершенствованию структуры и содержания общего образования;
4. Исследования профессионального самоопределения и предпочтений старшеклассников школы.
5. Анализ уровня профессиональной компетентности педагогов школы, их готовности к развитию нового качества образования.
6. Экспертиза реализации программы мониторинга.
7. Уровень сформированности ценностных отношений учащихся к окружающей действительности.
8. Комплексный анализ деятельности образовательной системы школы.
Структура и организация работы
1. Служба мониторинга является подразделением второго оперативного уровня структурно-функциональной модели школы.
2. В состав Службы мониторинга входят:
2.1. Директор школы – осуществляет мониторинг по экономическим показателям деятельности организации; анализирует деятельность школы на основе комплексного подхода (годовой анализ). Дает оценку эффективности поисковой деятельности по направлениям, заданным Программой Развития;
2.2.2. Заместители директора – курируют сбалансированность и гибкость учебных планов, целесообразность и эффективность инновационных процессов в ОУ по управлению процессом становления и развития нового качества образования; проводят экспертизу качества образования; составляют качественную характеристику знаний учащихся; анализируют качество образования в школе в сравнении с достижениями других ОУ района; отслеживает профессионально-личностный рост педагогов школы;
2.2.3. Руководители творческих групп (представители от МО учителей-предметников и классных руководителей) – осуществляют мониторинг инновационной деятельности школы по конкретным проблемам работы группы.
Состав Службы мониторинга носит мобильный характер – в зависимости от возникающих проблем для проведения исследований могут привлекаться другие специалисты (независимые эксперты).
Положение о системе оценки качества образования
1.1. Настоящее Положение о системе оценки качества образования МБОУ Шольинской СОШ определяет цели, задачи, принципы функционирования системы оценки качества МБОУ Шольинской СОШ, ее организационную и функциональную структуру.
1.2. Деятельность системы оценки качества образования (далее СОКО) школы строится в соответствии с законодательными актами РФ, регламентирующими реализацию процедур контроля и оценки качества образования.
1.3. Основными пользователями результатов СОКО школы являются:
1.3.1. Учителя;
1.3.2. Обучающиеся и их родители.
1.4. В Положении используются следующие понятия:
1.4.1. Качество образования – интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям;
1.4.2. Оценка качества образования – определение с помощью диагностических и оценочных процедур степени соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
2. Основные цели, задачи и принципы СОКО школы:
2.1. Цели СОКО школы:
2.1.1. Создание единой системы диагностики и контроля состояния образования в школе, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в ОУ;
2.1.2. Получение объективной информации о состоянии качества образования в школе, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;
2.1.3. Повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии решений, связанных с образованием в школе;
2.1.4. Принятие обоснованных и своевременных управленческих решений администрацией школы.
2.2. Задачи СОКО в школе:
2.2.1. Формирование системы аналитических показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования;
2.2.2. Оценка уровня индивидуальных образовательных достижений обучающихся школы для их итоговой аттестации и отбора для поступления на следующие ступени обучения;
2.2.3. Оценка состояния и эффективности деятельности школы;
2.2.4. Оценка качества образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг;
2.2.5. Выявление факторов, влияющих на качество образования;
2.2.6. Содействие повышению квалификации учителей, принимающих участие в процедурах оценки качества образования;
2.2.7. Содействие подготовке общественных экспертов, принимающих участие в процедурах оценки качества образования.
2.3.СОКО школы основана на принципах:
2.3.1. Объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования;
2.3.2. Реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости;
2.3.3. Открытости, прозрачности процедур оценки качества образования;
2.3.4. Оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования и экономической обоснованности);
2.3.5. Технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
2.3.6. Сопоставимости системы показателей с муниципальными, региональными, федеральными аналогами;
2.3.7. Доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей;
2.3.8. Соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в школе.
3. Организационная структура СОКО школы:
3.1. В организационной структуре СОКО школы выделяются следующие составляющие:
3.1.1. Внутренняя служба мониторинга;
3.1.2. Педагогический совет школы;
3.2. Внутренняя служба мониторинга:
3.2.1. Разрабатывает и реализует программы развития школы, включая развитие СОКО школы;
3.2.2. Участвует в разработке методики оценки качества образования; системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития школы;
3.2.3. Обеспечивает проведение в школе контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования;
3.2.4. Участвует в разработке методики и обеспечивает проведение рейтинговой оценки работы школы в составе муниципального образования;
3.2.5. Организует систему мониторинга качества образования в школе, осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития школы, анализирует результаты оценки качества образования на уровне школы;
3.2.6. Организует изучение информационных запросов основных пользователей СОКО школы;
3.2.7. Обеспечивает предоставление информации о качестве образования на муниципальный и региональный уровни СОКО;
3.2.8. Обеспечивает информационную поддержку СОКО;
3.2.9. Организует подготовку работников школы и общественных экспертов к осуществлению контрольно-оценочных процедур;
3.2.10. Разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование СОКО школы, участвует в этих мероприятиях;
3.2.11. Формирует нормативную базу документов, относящихся к обеспечению качества образования в школе;
3.2.12. Изучает, обобщает и распространяет передовой опыт построения, функционирования и развития СОКО школы;
3.2.13. Проводит экспертизу организации, содержания и результатов аттестации учащихся школы и формирует предложения по их совершенствованию;
3.2.14. Принимает управленческие решения по результатам оценки качества образования на уровне школы.
3.3. Педагогический совет обсуждает и принимает решения по утверждению и реализации Положения о системе оценки качества образования.
Критерии системы оценки качества образования МБОУ Шольинской СОШ
Показатели для учащихся
Ценностно-смысловая компетентность:
1) сформированность положительной мотивации;
2) осознание своей роли и предназначения;
3) умение выбирать целевые и смысловые установки для действий и поступков, принимать решения.
Общекультурная компетентность:
1) осведомленность ученика в вопросах познания;
2) владение эффективными способами организации своего досуга;
3) уровень воспитанности учащихся;
4)владение познанием и опытом деятельности.
Информационная компетентность:
умение самостоятельно добывать, анализировать и отбирать информацию, сохранять и передавать ее;
Коммуникативная компетентность:
1) эмоциональная отзывчивость, эмпатия, толерантность;
2) овладение конкретными навыками, поведенческими реакциями, умением решать конфликтные ситуации;
3) сформированность навыков работы в группе, выполнение различных социальных ролей в коллективе;
4) умение представлять себя.
Социально-трудовая компетентность:
1) сформированность навыков самоуправления;
2) сформированность гражданских качеств;
3) готовность к поликультурному общению.
4) осведомленность в области социально-трудовой сферы, сферы семейных отношений, в вопросах экономики и права.
Компетентность личностного самосовершенствования:
1) знания и умения применить навыки здорового образа жизни;
2) сформированность психологической грамотности, культуры мышления и поведения;
3) степень комфортности школьника в образовательной среде.
Учебно-познавательная компетентность:
1) знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки;
2) владение креативными навыками продуктивной деятельности.
Показатели для педагогов
Профессиональная поисковая и исследовательская активность:
* повышение квалификации и профессиональная переподготовка в течение отчетного периода (при этом аттестация должна учитывать разнообразные, в т. ч. и нецентрализованные формы повышения квалификации, в частности, в рамках сетевого взаимодействия с инновационными школами, участие в мастер-классах, конференциях, круглых столах и т. д.);
* участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах
Владение инновационной деятельностью:
* обобщение и распространение собственного педагогического опыта на различных уровнях (проведение собственных мастер-классов, выступления на семинарах, конференциях, круглых столах и др.);
* наличие авторских публикаций (статей в периодике и др.) по разрабатываемой проблематике;
* отзывы ведущих специалистов, являющихся экспертами в области данной проблематики.
Дидактико-методическая компетентность:
* соответствие методических приемов образовательным задачам;
* адаптированность методических приемов и средств к возрастными и индивидуально-типологическими особенностям школьников.
Коммуникативная компетентность:
* организация команды с варьированием позиции партнерства и лидерства участников образовательного процесса;
* моделирование эффективного для образовательных и воспитательных целей диалогового взаимодействия «учитель – ученик», «ученик – ученик».
Информационная компетентность:
Готовность к работе с информацией, умения
* отбирать необходимую информацию;
* систематизировать, критически оценивать и анализировать ее с позиции решаемой задачи;
* использовать полученную информацию при планировании и реализации своей деятельности;
* структурировать имеющуюся информацию, представлять ее в различных формах и на различных носителях, адекватных запросам потребителей информации.
Кооперативная компетентность:
Готовность к сотрудничеству с другими людьми, умения
* находить партнеров для сотрудничества и объединяться с ними в группы;
* осуществлять коллективное целеполагание и планирование;
* распределять задачи и роли между участниками группы;
* действовать в роли ситуативного лидера группы и в роли исполнителя;
* координировать свои действия с действиями других членов группы, решающими общую задачу;
* анализировать и разрешать противоречия, препятствующие эффективности работы команды;
* осуществлять коллективное подведение итогов, включая самооценку коллективной деятельности и ее результатов;
* осуществлять коллективную презентацию продукта деятельности группы.
Проблемная компетентность:
Готовность к решению проблем, умение
* самостоятельно выявлять проблему в ситуациях избыточной информации;
* формулировать цель, делить цель на ряд последовательных задач;
* находить альтернативные пути и средства решения задач;
* определять наиболее и наименее выигрышные из них;
* реализовывать выбранные пути и средства решения проблемы;
* доводить решение проблемы до конца, публично представлять результаты, оценивать степень разрешенности проблемы и характер достигнутого продвижения.
ГОДОВОЙ ПЛАН
ВНУТРЕННЕГО МОНИТОРИНГА НА 2015– 2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа"Мониторинг формирования здоровьесберегающей среды и здоровья учащихся школы
Идея сохранения здоровья представляется нам полумерой, так как слишком высок уровень патологической поражённости детей. Следовательно, более актуальной является задача об...
Программа мониторинга качества дополнительного образования
Вариант программы мониторинга качества дополнительного образования , реализуемого на базе ОУ, в партнерстве с учреждением дополнительного образования....
Организация внеурочной деятельности:рабочие программы,мониторинг.
Выступление на районном семинаре в школе....
Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий основного общего огбразования.
В работе представлены методики для определения уровня сформированности УУД на ступени основного общего образования....
Проектная работа «Программа мониторинга организации инновационной деятельности педагогов»
Программа основывается на Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года, Законе РФ «Об образовании» ст.97, Конвенции о правах ребёнка, выполнение требований д...
Программа - мониторинг по обследованию детей с СДВГ
Статья знакомит читателей сайта что т акое СДВГ , с основными симптмами этого синдрома. Дает полную характеристику детям имеющим синдром дефицита внимания и гиперактивности. Оп...
Программа - мониторинг по обследованию детей с СДВГ.
Статья знакомит читателей сайта, что такое СДВГ. Раскрывает основные сиптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности: такие как невнимательность , импульсивность и высокая двига...