Выступление семинаре для подготовки педагогического совета по теме "Современные стратегии и модели обучения"
учебно-методический материал по теме
Данная разработка создана для педагического совета по тематике "Стратегия и тактика гимназии в условиях реализации и внедрения ФГОС ООО" и ставит своей целью познакомить коллег с современными стратегиями и моделями обучения" и выработать единый понятийный аппарат.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modeli_obucheniya.pptx | 149.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Традиционалистская парадигма ( Ж.Мажо , JI.Kpo , Ж.Капель , Д.Равич , Ч.Финн и др.) модель систематического академического образования как способа передачи молодому поколению универсальных элементов культуры прошлого. Прежде всего, под этим подразумевается многообразие знаний, умений и навыков, идеалов и ценностей, способствующих как индивидуальному развитию человека, так и сохранению социального порядка. Согласно данной концепции, образовательная система должна преимущественно решать задачу формирования базовых знаний, умений и навыков (в рамках сложившейся культурно-образовательной традиции).
Рационалистская парадигма ( П.Блум , Р.Ганье , Б.Скиннер и др.) подразумевает такую организацию образования, которая обеспечивает усвоение знаний, умений и навыков и практическое приспособление обучающихся к существующим общественным условиям. Создаваемая на основе этой парадигмы модель обучения не предполагает творчество, самостоятельность, индивидуальность, естественность, как со стороны учителя, так и со стороны ученика. Поведенческие цели в этих условиях приобретают характер утилитаризма, поскольку учителю навязывается негибкий, механический образ действий. Следование учителем шаблону влечет за собой деятельность по «натаскиванию» учащихся в процессе обучения.
Феноменологическая парадигма образования ( А.Маслоу , А.Комбс , К.Роджерс и др.) предполагает персональный характер обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся, бережное и уважительное отношение к их интересам и потребностям. Иначе говоря, образование в контексте этой парадигмы носит гуманистический характер, поскольку соответствует подлинной природе человека.
Отечественная система образования гуманизация , гуманитаризация , дифференциациация , диверсификация, стандартизация, многоуровневость , фундаментализация , компьютеризация, информатизация, индивидуализация, непрерывность
Активизирующая модель ( А.М.Матюшкин , М.И.Махмутов , М.Н.Скаткин , Г.И.Щукина и др.) Направлена на повышение уровня познавательной активности учащихся за счет включения в учебный процесс проблемных ситуаций, опоры на познавательные потребности и интеллектуальные чувства. Ключевой психологический элемент - «познавательный интерес».
Формирующая модель ( В.П.Беспалько , И.П.Калошина , Н.Ф.Талызина , С.И.Шипиро и др.). в процессе обучения при целенаправленном управлении процессом усвоения знаний и умений можно гарантировать их сформированность с наперед заданными качествами. Ключевой психологический элемент - «умственное действие».
Развивающая модель ( А.З.Зак , Л.В.Занков , В.В.Давыдов , В.В.Репкин , Д.Б.Эльконин и др.). В центре внимания этой модели оказывается перестройка учебной деятельности ребенка в целях появления у него некоторых новых психологических качеств: теоретического мышления, рефлексии, самостоятельности и т.п. Для этого ученик снабжается новыми средствами учебной деятельности. Ключевой психологический элемент - «способы деятельности».
Личностная модель ( И.И.Аргинская , Л.В.Занков , И.В.Нечаев и др.). Ее целью является общее развитие учащихся, в том числе их познавательных, эмоционально-волевых, нравственных и других качеств. Обучение в данном случае ведется на высоком уровне трудности. Ключевой психологический элемент - «целостный личностный рост».
Свободная модель ( Р.Штейнер , Ф.Г.Кумбс , Ч.Сильберман и др.). В этой модели максимально учитывается внутренняя инициатива ребенка. При наличии определенной помощи со стороны учителя, ученик может сам определять интенсивность своих занятий, их продолжительность, самостоятельно выбирать средства обучения. Ключевой психологический элемент - «свобода индивидуального выбора».
Обогащающая модель ( Э.Г.Гельфман , Л.Демидова , Дж. Рензулли , А.И.Савенков , М.Холодная ) В ее рамках решаются две задачи: 1) создание условий для актуализации наличного индивидуального ментального опыта (учет индивидуального интеллектуального темпа, индивидуальных познавательных стилей, баланса конвергентных и дивергентных способностей, уровня и характера интеллектуальных притязаний; 2) создание условий для усложнения, обогащения и наращивания индивидуального ментального опыта ребенка. Ключевой психологический элемент - «Индивидуальный ментальный опыт».
технология обучения Толковый словарь В. Даля: « Технология - наука техники. Техника - искусство, знание, умения, приемы работы и приложение их к делу». документы ЮНЕСКО: «системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования» это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей
Три уровня педагогической технологии общедидактический - здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе; в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов образовательного процесса частнодидактический - употребляется в значении «частная методика», т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения в рамках одного предмета, класса, учителя локальный - представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических задач (формирование понятий, повторение, контроль и т.д.)
педагогические технологии личностно-ориентированные технологии, технологии сотрудничества, технология проблемного обучения, технология модульного обучения, технология коллективной мыследеятельности , технология проективного обучения и т.д.
Технологии для дидактического проектирования: основанные на гуманизации и демократизации педагогических отношений ( Ш.А.Амонашвили , Е.Н.Ильин и др.); активизирующие и интенсифицирующие деятельность учащихся ( В.Ф.Шаталов , Е.И.Пассов и др.); направленные на эффективность организации и управления процесса обучения ( А.С.Границкая , Н.П.Гузик , В.К.Дьяченко , С.Н.Лысенкова , И.Д.Первин , В.В.Фирсов , И.Унт и др.); позволяющие осуществить дидактическое реконструирование учебного материала ( М.Б.Волович , В.Ф.Шаталов , П.М.Эрдниев и др.); предполагающие построение учебного процесса на деятельностной , концептуальной, опережающей, проблемной, личностносмысловой , эмоционально-психологической, ситуативной, игровой, алгоритмической, диалоговой основе .
мышление Конвергентное мышление (от лат. соnvergere — сходиться) использует предварительно усвоенные алгоритмы решения определенной задачи. Предполагает точное следование инструкции или последовательности действий по решению задачи. Дивергентное мышление (от лат. divergere – расходиться) — метод творческого мышления, заключающийся в поиске множества решений одной и той же задачи. В отличии от линейного конвергентного, этот тип мышления иногда называют параллельным. Характеристики дивергентного мышления: 1. Беглость восприятия (способность генерации множества идей ). 2. Гибкость (способность переходить с одной точки зрения на другую). 3. Оригинальность (способность выдвигать нетривиальные идеи).
Различия конвергентного и дивергентного мышления
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на тематическом заседании педагогического совета "Индивидуальный подход на уроках русского языка и литературы
Представлен материал выступления по теме личного опыта с использованием дифференцированного похода в обучении....
Выступление на городском открытом педагогическом совете 13.04.2011.
Значение информационного ресурса dnevnik.ru для родителей учеников школы....
Доклад для выступления на педагогическом совете по теме «Современный урок трудового обучения в коррекционной школе»
Доклад для выступления на педагогическом совете по теме «Современный урок трудового обучения в коррекционной школе»...
Выступление на педагогическом совете на тему: "Дифференцированный подход к обучению на уроках русского языка"
Модернизация образовательной системы диктует пересмотр привычных форм и содержания обучения, требует от каждого образовательного учреждения и от учителя конкретной деятельности, направленной на формир...
Выступление на педагогическом совете по теме "Стратегия и тактика гимназии в условиях реализации и внедрения ФГОС общего образования"
Современная школа призвана обеспечить развитие у своих выпускников деятельностных способностей, которые позволяют им полноценно войти в следующий период своей жизни и быть ее субъектами. Чтобы найти с...
Выступление на педагогическом совете по теме «Применение технологии дифференцированного обучения на уроках математики»
Цель дифференцированного обучения: создать комфортную среду для обучения и развития личности с учётом индивидуально- психологических особенностей....
Выступление на педагогическом совете «Влияние цифровых технологий на процесс обучения и когнитивные способности учащихся»
Доклад на тему: «Влияние цифровых технологий на процесс обучения и когнитивные способности учащихся»...