Программа воспитания и социализации.
учебно-методический материал на тему

Черныш Наталья Валентиновна

Наименование Программы.

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Устьпаденьгская основная общеобразовательная школа» (далее  Программа)

Назначение программы.

Программа является организационно-правовой основой функционирования, развития и стабилизации воспитательной работы школы

Основание для разработки Программы.

Программа разработана в соответствии с:

· Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ;

· Федеральным государственным образовательным стандартом  основного общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897)

Разработчик Программы.

·Черныш Н.В.– заместитель директора по УВР

·Коноплева О.Н.- педагог-организатор

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение 1.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Устьпаденьгская основная общеобразовательная  школа»

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования

http://ddturen.umi.ru/images/cms/data/23523452345245.jpg

д.Усть-Паденьга

Шенкурский район

2014 г.

Паспорт Программы воспитания и социализации обучающихся

МБОУ «Устьпаденьгская ООШ»

Наименование Программы.

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Устьпаденьгская основная общеобразовательная школа» (далее  Программа)

Назначение программы.

Программа является организационно-правовой основой функционирования, развития и стабилизации воспитательной работы школы

Основание для разработки Программы.

Программа разработана в соответствии с:

· Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ;

· Федеральным государственным образовательным стандартом  основного общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897)

Разработчик Программы.

·Черныш Н.В.– заместитель директора по УВР

·Коноплева О.Н.- педагог-организатор

Исполнители Программы.

Участники образовательного процесса МБОУ «Устьпаденьгская ООШ»

Цель Программы.

Создание экономически-правовых, организационных и учебно-методических условий для непрерывного процесса воспитания в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных стандартов.

Задачи Программы.

  • обеспечение прав ребенка на качественное образование;
  • реализация воспитательного процесса путем создания оптимальных условий для социально-профессионального самоопределения учащихся;
  • выявление оптимального содержания воспитательного процесса, новых технологий с учетом требований современного общества;
  • формирование культуры здорового образа жизни;
  • оздоровление обучающихся в  оздоровительном  лагере с дневным  пребыванием на базе ОУ;
  • создание условий для развития творческого потенциала школьников;
  • совершенствование работы, направленной на демократизацию воспитательного процесса и взаимодействия субъектов воспитательного процесса «учитель-родитель-ученик»;
  • укрепление ресурсной базы школы;

Структура  Программы.

  1. Паспорт Программы.
  2. Пояснительная  записка.
  3. Цель и задачи программы воспитания

и социализации обучающихся.

  1. Ценностные установки воспитания и социализации обучающихся.
  2. Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации.
  3.  Принципы  и  особенности  организации  содержания  воспитания   и социализации.
  4. Содержание воспитания и социализации обучающихся.
  5. Планируемые результаты программы воспитания и социализации.
  6. Мониторинг эффективности реализации образовательным учреждением программы воспитания и социализации обучающихся.

Сроки и этапы реализации программы.

1 этап: подготовительный (2014/2015 гг.)

2 этап: практический (2015/2018 гг.)

3 этап: обобщающий (2018/2019 гг.)

Ожидаемые результаты.

Реализация мероприятий Программы в течение 2014-2019 годов позволит обеспечить:

· доступность качественного образования;

· развитие социальной адаптации с учетом социально-экономических ориентиров;

· обновление содержания воспитания, обеспечивающее достижение компетентности обучающихся и обучающих;

· создание эффективной системы мониторинга и информационного обеспечения;

· внедрение общественных форм управления;

· укрепление материально-технической базы.

Финансирование Программы.

Экономический механизм реализации Программы предусматривает помимо бюджетного финансирования, привлечение внебюджетных и спонсорских средств, грантов.

Управление Программой.

Управление реализацией Программы возлагается на администрацию школы.

Контроль за исполнением Программы.

Контроль за реализацией программы и управление осуществляет администрация школы, районный отдел образования  МО «Шенкурское».

Пояснительная записка

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования МБОУ «Устьпаденьгская ООШ» (далее Программа) разработана в соответствии с Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе информации), Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях» (ст. 3, п. 1, ст. 5, п. 4), Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ и с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждёны приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897)

и другими законодательными актами и нормативными документами, касающимися сфер образования.

Все эти юридические документы утверждают гарантии прав ребенка получать знания и воспитываться в соответствии с теми культурно-историческими традициями, которые являются для него родными. Для русского человека эти традиции коренятся в Православии – государствообразующей и культурообразующей духовной среде России. Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал, что, прежде чем перейти к твердой пище, ребенок вскармливается молоком матери, прежде чем учить ребенка любить другие страны и другие народы, надо его научить уважать свою страну и свой народ. Воспитание должно быть культуросообразным, тогда только можно сформировать гражданина своей страны, нравственно развитую личность.

В современном обществе в связи с экономическим, образовательным и духовным расслоением существует многообразие представлений о человеке и его предназначении в жизни. Различные партии, фракции, организации, религиозные концессии, национальные объединения формулируют свои, нередко противоположные друг другу цели воспитания. Вопрос о целях воспитания представляется особо значимым сейчас еще и потому, что идет процесс формирования нового поколения российских граждан.

Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в системе отечественного образования. Традиционная педагогика считает необходимым целенаправленное развитие у человека проявлений духовности, а точнее – ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует православным ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно-нравственное его совершенствование.

В современной педагогике живут идеи самоценности детства, сотрудничества, диалога, педагогической поддержки, самоопределения и самоактуализации личности, динамичности, эмпатии и толерантности. Следовательно, встает задача создания ребенку условий для свободного выбора форм, способов самореализации на основе освоения общечеловеческих ценностей. Необходимо, чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной, вариативной. Именно эту задачу решают различные разделы и направления программы.

Программа содержит семь разделов:

Первый раздел – «Цель и задачи воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования».

Второй раздел – «Ценностные установки воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования».

В третьем разделе – «Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования»– представлены общие задачи воспитания, систематизированные по основным направлениям воспитания и социализации школьников, раскрываются основные подходы к организации воспитания обучающихся (аксиологический, системно-деятельностный, развивающий).

В четвертом разделе – «Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся» формулируются принципы и раскрываются особенности организации воспитания и социализации обучающихся.

Пятый раздел – «Содержание воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования» – раскрывает все направления воспитания и социализации обучающихся, которые представлены в виде модулей с  соответствующей системой базовых национальных ценностей.

Шестой  раздел –  «Планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования»– определяет ценностные отношения, представления, знания, опыт, которые должны быть сформированы у школьников по каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания.

Седьмой  раздел -  «Мониторинг эффективности реализации образовательным учреждением программы воспитания и социализации обучающихся» - представляет собой систему диагностических исследований, направленных на комплексную оценку результатов эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся.

Программа воспитания и социализации обучающихся реализуется по следующим направлениям:

  • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
  • воспитание нравственных чувств и этического сознания;
  • воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
  • формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни,
  • воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;
  • воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

По каждому направлению разработан модуль, содержащий цель, задачи, соответствующую систему базовых ценностей, особенности организации содержания. В каждом модуле приведены виды деятельности и формы занятий с обучающимися, определены условия совместной деятельности школы с семьями обучающихся, с общественными учреждениями по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, обозначены планируемые результаты, представлены схемы, отражающие пути реализации данного модуля.

Данные  модули  реализуются  в учебное  время  через внеурочную деятельность, в каникулярное  время – через работу оздоровительного лагеря с дневным  пребыванием  на  базе  ОУ.

Данная программа содержит теоретические положения и методические рекомендации по организации целостного пространства воспитания и социализации обучающихся и является документом, определяющим воспитательную деятельность школы.

Этапы реализации Программы

  • I этап – подготовительный (2014/2015 гг.)

Аналитико-диагностическая деятельность. Поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания с учетом личностно значимой модели образования. Изучение современных технологий новаторов, обобщение их педагогического опыта. Определение стратегии и тактики деятельности.

  • II этап – практический (2015/2018 гг.)

Апробация и использование в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированных технологий, приемов, методов воспитания школьников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей.

  • III этап – обобщающий (2018/2019 гг.)

Обработка и интерпретация данных за 5 лет. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами. Определение перспектив и путей дальнейшего формирования воспитательной системы.

  1. РАЗДЕЛ

Цель и задачи программы воспитания

и социализации обучающихся на ступени основного общего образования

Воспитание – это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития. В педагогическом смысле воспитание – целенаправленный процесс, осознаваемый и педагогом, и учащимися.

Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Цель духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должна отражать нравственный портрет идеально воспитанного школьника:

  • любящий свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • соблюдающий нормы и правила общения;
  • проявляющий уважение и терпимость к чужому мнению;
  • умеющий грамотно разрешать конфликты в общении;
  • любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
  • умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
  • честный и справедливый;
  • творящий и оберегающий красоту мира;
  • доброжелательный, обладающий коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

На основе портрета идеально воспитанного учащегося формулируется цель духовно-нравственного развития и воспитания – воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного и компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Задачи в области формирования личностной культуры:

  • формирование способности к духовному развитию;
  • укрепление нравственности;
  • формирование основ морали;
  • формирование основ нравственного самосознания личности (совести);
  • принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
  • формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям;
  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
  • осознание младшим школьником ценности человеческой жизни;
  • формирование нравственного смысла учения.

Задачи в области формирования социальной культуры:

  • формирование основ российской гражданской идентичности;
  • пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
  • формирование патриотизма и гражданской солидарности;
  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
  • укрепление доверия к другим людям;
  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям, к вере и религиозным убеждениям;
  • формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.

Задачи в области формирования семейной культуры:

  • формирование отношения к семье как к основе российского общества;
  • формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
  • знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

Таким образом, цель программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования направлена на создание модели выпускника школы.

Модель выпускника первой ступени обучения:

  • ребенок, освоивший общеобразовательные программы по предметам учебного плана, то есть овладевший учебными умениями и навыками;
  • ребенок, физически и духовно здоровый, добрый, уважительно относящийся к старшим и младшим, любящий природу, город, Родину;
  • ребенок, имеющий чувство ответственности за порученное дело, за свои поступки;
  • ребенок, умеющий жить в коллективе, бережливый, аккуратный, организованный, трудолюбивый, самостоятельный, коммуникабельный.

Модель выпускника второй ступени обучения:

  • подросток, освоивший общеобразовательные программы с углубленным изучением отдельных предметов;
  • подросток, который приобрел необходимые знания и навыки жизни в обществе, профессиональной среде, владеющий навыками коммуникации;
  • подросток с устойчивой потребностью в самореализации и самовоспитании;
  • подросток, знающий свои гражданские права и умеющий их реализовывать;
  • подросток, умеющий уважать свое и чужое достоинство;
  • подросток, обладающий запасом духовных и нравственных качеств, таких как: великодушие, порядочность, честность, милосердие, сострадание, готовность прийти на помощь другим людям;
  • подросток, любящий свою семью.

Модель выпускника школы:

Выпускник – это человек, гражданин общества, страны, мира, обладающий высокой политической и демократической культурой, а именно:

  • человек, имеющий уровень образования, адекватный современным требованиям, позволяющий ему быть интегрированным в мировую культуру, способствующий свободному выбору области деятельности;
  • семьянин, являющийся одновременно умным, любящим и уважительным супругом, родителем, сыном или дочерью, способный воспитать достойных членов общества;
  • человек, свободный в выборе мнений, образа жизни, признающий при этом моральные и юридические законы страны, общества, человечества, уважающий свободу выбора и права других людей;
  • личность, общая культура которой предполагает высокий уровень физической культуры и потребность в здоровом образе жизни.

2  РАЗДЕЛ

Ценностные установки воспитания и социализации обучающихся

на ступени основного общего образования

Содержанием воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования являются ценности, хранимые в культурных, семейных, религиозных, этнических, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. Традиционными источниками нравственности являются следующие ценности:

  • патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
  • социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
  • гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
  • человечность (мир во всем мире, принятие и уважение многообразия культур и народов мира, равенство и независимость народов и государств мира, международное сотрудничество);
  • честь;
  • достоинство;
  • свобода (личная и национальная);
  • доверие (к людям, институтам государства и гражданского общества);
  • семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
  • любовь (к близким, друзьям, школе и действия во благо их);
  • дружба;
  • здоровье (физическое и душевное, психологическое, нравственное, личное, близких и общества, здоровый образ жизни);
  • труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
  • наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
  • традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий присваиваются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
  • искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
  • природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля).

Процесс перехода базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.

  1. РАЗДЕЛ.

Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования

Организация воспитания и социализации учащихся школы в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:

  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
  2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
  3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
  4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
  5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
  6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

По направлениям определены задачи духовно-нравственного воспитания, которые образно отражают цели развития нравственного и духовного мира обучающихся основного общего образования.

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

  • элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
  • представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе Архангельской области, Шенкурского района;
  • элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
  • элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;
  • интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
  • уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;
  • ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
  • начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
  • элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов;
  • интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, малой Родины.
  • стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, родной деревни и поселка;
  • любовь к школе,  малой Родине, народу России;
  • уважение к защитникам Отечества;
  • умение отвечать за свои поступки;
  • негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

  • первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
  • различие хороших и плохих поступков;
  • представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах, на природе;
  • элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
  • уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
  • установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
  • бережное, гуманное отношение ко всему живому;
  • знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
  • стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым, умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;
  • представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
  • отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

  • первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
  • уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
  • элементарные представления об основных профессиях;
  • ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
  • элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
  • первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
  • умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
  • умение соблюдать порядок на рабочем месте;
  • бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
  • отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.

4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
  • элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
  • элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
  • понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
  • интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
  • первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;
  • первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
  • отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

  • развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли и места человека в природе;
  • ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
  • элементарный опыт природоохранительной деятельности;
  • бережное отношение к растениям и животным.

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

  • представления о душевной и физической красоте человека;
  • формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
  • интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
  • интерес к занятиям художественным творчеством;
  • стремление к опрятному внешнему виду;
  • отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

В основе нравственного уклада школьной жизни лежат три подхода: аксиологический, системно-деятельностный, развивающий.

Аксиологический подход.

Аксиологический подход является определяющим для всего уклада школьной жизни. Сам этот уклад должен быть социальной, культурной, личностной ценностью для школьников, педагогов и родителей.

Аксиологический подход в воспитании утверждает человека как носителя базовых национальных ценностей, как высшую ценность, способную к принятию и внесению в мир абсолютных ценностей. Он позволяет выстроить на прочных нравственных основах уклад жизни школьника.

Системно-деятельностный подход.

Этот подход является определяющим для основной образовательной программы начального общего образования.

Системно-деятельностный подход выступает методологической основой организации уклада школьной жизни. Также он позволяет понять, что представляют собой воспитание и социализация в структурно-методологическом плане. Это не рядоположенный вид социально-педагогической деятельности. Это метадеятельность, педагогически интегрирующая различные виды деятельности, в которые объективно включен школьник посредством усвоения идеалов, ценностей, нравственных установок, моральных норм. Таким образом, достигается согласование аксиологического и системно-деятельностного подходов к организации пространства духовно-нравственного развития школьника.

Развивающий подход.

Он дает принципиальное понимание системно-деятельностной многоукладной технологии духовно-нравственного развития обучающегося.

Процесс воспитания и социализации технологически начинается с определенной ценности (знания о ценности) и в ней же получает свое относительное завершение, но уже как в реально действующем и смыслообразующем мотиве поведения ребенка. В сознательном принятии определенной ценности, в движении от знания к личностной нравственной установке и готовности действовать в согласии с ней заключен развивающий характер воспитания и социализации. Для достижения развивающего эффекта ценности должны быть понимаемы (как минимум узнаваемы) и принимаемы (применимы ребенком как минимум в одной практической ситуации).

  1. РАЗДЕЛ

 Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования направлена на формирование морально-нравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада школьной жизни. Категория «уклад школьной жизни» является базовой для организации пространства духовно-нравственного развития обучающегося, его эффективной социализации и своевременного взросления.

Уклад школьной жизни – это процесс формирования жизни обучающихся, организуемый педагогическим коллективом школы при активном и согласованном участии семьи, общественных организаций, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных российских религиозных организаций.

Уклад школьной жизни моделирует пространство культуры с абсолютным приоритетом традиционных нравственных начал. Школа вводит ребенка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность ребенок должен сам, через собственную деятельность. Педагогическая поддержка нравственного самоопределения школьника есть одно из условий его духовно – нравственного развития. В процессе нравственного самоопределения пробуждается в человеке главное – совесть, его нравственное самосознание.

В основе Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего и организуемого в соответствии с ней нравственного уклада школьной жизни лежат перечисленные ниже принципы.

Принцип ориентации на идеал.

Идеал – это высшая ценность, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. В содержании программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должны быть актуализованы определенные идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в культурных традициях народов мира. Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада школьной жизни, придают ему нравственные измерения.

Принцип следования нравственному примеру.

Следование примеру – ведущий метод  нравственного воспитания. Пример – это модель выстраивания отношений ребенка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершенного значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечивает возможность построения собственной системы ценностных отношений.

Принцип диалогического общения.

Диалогическое общение школьника со сверстниками, родителями, учителем и с другими взрослыми  играет большую роль в формировании ценностных отношений. Диалог исходит из признания и уважения права школьника свободно выбирать и присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Выработка  собственной системы ценностей невозможны без диалогического общения ребенка со взрослым.

Принцип идентификации (персонификации)

Идентификация – устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него.В школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы - яркие, эмоционально-привлекательные образы людей.Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребенка.

Принцип полисубъектности воспитания

Школьник включен в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности.Уклад школьной жизни предусматривает, что деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания при ведущей роли образовательного учреждения  должна быть по возможности согласована.Национальный воспитательный идеал, система базовых национальных ценностей должны быть приняты всеми субъектами развития и воспитания обучающимися

Принцип системно-деятельностной организации воспитания

Один из основателей системно-деятельностного подхода – А.Н. Леонтьев, определял воспитание как преобразование знания о ценностях в реально действующие мотивы поведения.

Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами. Применительно к организации пространства воспитания и социализации школьника, пространства его духовно-нравственного развития системно-деятельностный подход имеет свои особенности:

  • воспитание как деятельность должно охватывать все  виды   образовательной деятельности: учебной, внеурочной, внешкольной.
  • системно-деятельностный подход учитывает утрату семьей и школой монополии на воспитание и предусматривает, что деятельность различных субъектов воспитания и социализации, при ведущей роли общеобразовательной школы, должна быть по возможности согласована.

Каждое из основных направлений  воспитания и социализации школьников оформляется в виде тематической программы. Основу такой программы составляют:

- система морально-нравственных установок и ценностей;

  • многоукладность  программы, которая охватывает различные виды образовательной и социально-педагогической деятельности: урочной, внеурочной, внешкольной, семейной, общественно полезной;
  • содержание в  программе ряда технологий воспитания и социализации по числу и характеру своих базовых ценностей.

  1. РАЗДЕЛ.

Содержание воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования

Содержание воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации основных направлений.

Каждое направление представлено в виде модуля, который содержит задачи, соответствующую систему базовых ценностей, особенности организации содержания (виды деятельности и формы занятий с обучающимися). Также, в каждом модуле определены условия совместной деятельности школы с семьями обучающихся, с общественными учреждениями по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, обозначены планируемые результаты, представлены схемы, отражающие пути реализации данного модуля.

Виды деятельности и  формы занятий с обучающимися.

Модуль «Я - гражданин»

Девиз:  «Родина – страна граждан»

Цель: Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Задачи модуля:

Получение знаний

  • о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
  • о символах государства – Флаге, Гербе России, о государственных символах Архангельской области, города Шенкурска;
  • об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
  • о правах и обязанностях гражданина России;
  • о правах и обязанностях, регламентированных Уставом школы, Правилами поведения школьников;
  • интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
  • ценностного отношения к своему национальному языку и культуре, как государственному, языку межнационального общения;
  • о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
  • о национальных героях и важнейших событиях истории России, и ее народах;
  • интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, и своего края;
  • стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, малой Родины, своей страны;
  • любовь к образовательному учреждению, родной деревне и поселку, области, народу России;
  • уважение к защитникам Отечества;
  • умение отвечать за свои поступки;
  • негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Основные направления работы:

Воспитательные задачи

Ключевые дела

  • воспитание чувства патриотизма, сопричастности к героической истории Российского государства;
  • формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служению Отечеству и его вооруженной защите;
  • формирование гражданского отношения к Отечеству;
  • воспитание верности духовным традициям России;
  • развитие общественной активности, воспитание сознательного отношения к народному достоянию, уважения к национальным традициям.
  • уроки Мужества;
  • встречи с ветеранами войны и труда, тружениками тыла, проживающими на территории  МО «Усть-Паденьгское»;
  • шефство над памятниками павшим в годы гражданской и Великой Отечественной войн, расположенных у администрации МО «Усть-Паденьгское»;
  • Работа школьной «Комнаты боевой славы» через реализацию программы внеурочной деятельности «Юный следопыт»;
  • Акции «Открытка», «Звезда», «Подарок ветерану», «Милосердие» и др.;
  • Недели боевой славы, декады добрых дел, правовых знаний;
  • встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка Шенкурского района;
  • посещение краеведческих музеев;
  • Работа кружка «Юный краевед»;
  • участие в конкурсах патриотической песни  и концертах;
  • походы, праздники, часы общения;
  • встречи с интересными людьми МО «Усть-Паденьгское» и Шенкурского района;
  • конкурсы чтецов, сочинений, рисунков на темы: «С любовью к России»,  «Моя семья в Великую Отечественную»,  «Пусть поколения помнят», «Моя семья в истории села»  и др.;
  • проектная и учебно-исследовательская деятельность;
  • работа  оздоровительного  лагеря.

Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:

  • организация встреч учащихся школы  с родителями-военнослужащими;
  • посещение семей, в которых есть (или были) ветераны войны;
  • привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, мероприятий;
  • изучение семейных традиций;
  • организация и проведение семейных встреч, конкурсов и викторин;
  • организация совместных экскурсий в музеи;
  • совместные проекты.

Пути реализации модуля «Я – гражданин»

Планируемые результаты:

В школе создана система гражданско-патриотического и правового воспитания, способствующая осознанию детьми их принадлежности к судьбе своего Отечества, ответственных за себя и окружающую действительность, готовых и способных строить жизнь, достойную современного человека.

В школе формируется личность, осознающая себя частью общества и гражданином своего Отечества, овладевающая следующими компетенциями:

  • ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, родному языку, народным традициям, старшему поколению;
  • знания об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
  • опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
  • опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
  • опыт социальной и межкультурной коммуникации;
  • знания о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

Модуль «Я – человек»

Девиз:  «Мировоззрение личности и солидарность людей»

Цель: Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Задачи модуля:

Получение знаний

  • о базовых национальных российских ценностях;
  • различия хороших и плохих поступков;
  • о правилах поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах, на природе;
  • о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
  • уважительного отношения к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
  • установления дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
  • бережного, гуманного отношения ко всему живому;
  • правил этики, культуры речи;
  • стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;
  • представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
  • отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь, достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

Основные направления работы

Воспитательные задачи

Ключевые дела

  • формирование духовно-нравственных ориентиров;
  • формирование гражданского отношения к себе;
  • воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности;
  • формирование потребности самообразования, самовоспитания своих морально-волевых качеств;
  • развитие самосовершенствования личности.
  • «Декада  добрых  дел»;
  • День открытых дверей;
  • Участие в благотворительной акции «Соберем  детей  в школу»;
  • День  толерантности;
  • Работа редколлегии школьной газеты «Свежий  ветер»;
  • Участие в ежегодном районном форуме лидеров и активистов «Если не мы, то кто же!»;
  • Традиционные календарные праздники; празднование юбилейных дат страны, области, района;
  • Беседы  и мероприятия с обучающимися по правилам поведения в общественных местах и т.д.;
  • Вовлечение учащихся в детские объединения, секции, клубы по интересам;
  • Работа школьного самоуправления;
  • Работа    оздоровительного  лагеря

Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:

  • Традиции школы:
  • День Знаний;
  • День Учителя;
  • День матери;
  • День семьи.

  • оформление информационных стендов;
  • тематические общешкольные родительские собрания;
  • участие родителей в работе Совета школы, родительского комитета;
  • организация и проведение совместных праздников, спортивных походов, посещение музеев, экскурсии по историческим местам, организация совместного досуга: СОК «Малиновка», база отдыха «Бабьи горки»;
  • Выпускные вечера;
  • участие родителей в творческих общешкольных конкурсах;
  • индивидуальные консультации;
  • изучение мотивов и потребностей родителей

Пути реализации модуля «Я – человек»

Планируемые результаты:

  • знания о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • уважительное отношение к традиционным религиям;
  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
  • уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
  • знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.

Модуль «Я и труд»

Девиз:   «Образование – труд для себя и для других»

Цель:Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Задачи модуля:

Получение знаний

  • о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
  • уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
  • об основных профессиях;
  • ценностного отношения к учебе как виду творческой деятельности;
  • элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
  • навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
  • умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
  • умение соблюдать порядок на рабочем месте;
  • бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
  • отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.

Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость; бережливость.

Основные направления работы

Воспитательные задачи

Ключевые дела

  • формирование у учащихся осознания принадлежности к  коллективу школы;
  • стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
  • воспитание сознательного отношения к учебе, труду;
  • развитие познавательной активности, участия в школьных мероприятиях;
  • формирование готовности щкольников к сознательному выбору профессии.
  • Организация летних трудовых отрядов для благоустройства пришкольного участка;
  • Трудовые волонтерские десанты (укладка дров, расчистка от снега, шефская помощь ветеранам);

  • Организация ежедневного дежурства по кабинетам школы;
  • Организация дежурства по школе;
  • Организация субботников по уборке территории школы и деревни  (в т.ч. «Марш парков»);
  • Профориентационная работа (экскурсии на предприятия, встречи с людьми разных профессий и представителями Центра занятости, конкурс проектов «Семейная профессия» и т.п.)
  • День профориентации для выпускников
  • Выставки декоративно-прикладного творчества;
  • Конкурсные, познавательно развлекательные, сюжетно-ролевые и коллективно-творческие мероприятия;
  • Вовлечение учащихся в детские объединения, клубы по интересам;
  • Помощь в  трудоустройстве подростков в каникулярное время;
  • Работа   оздоровительного  лагеря.

Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:

  • участие родителей в школьных выставках декоративно-прикладного творчества;
  • участие родителей в субботниках по благоустройству территории школы;
  • организация экскурсий на производственные предприятия с привлечением родителей;
  • совместные учебно-трудовые проекты с родителями;
  • организация встреч-бесед с родителями – людьми различных профессий, прославившихся своим трудом, его результатами;
  • участие в коллективно-творческих делах по подготовке трудовых праздников.

Пути реализации модуля «Я – и труд»

Планируемые результаты:

  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
  • ценностное и творческое отношение к учебному труду;
  • знания о различных профессиях;
  • навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, взрослыми;
  • осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
  • опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
  • потребности и умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
  • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Модуль «Я и здоровье».

Девиз:  «Здоровье тела и духа».

Цель:Формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому образу жизни, сохранение и укрепление здоровья детей, пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.

Задачи модуля:

Получение знаний

  • о здоровом образе жизни и опасностях, угрожающих здоровью людей;
  • овладение комплексами упражнений, разнообразными навыками двигательной активности, спортивных игр, а также понимание их смысла, значения для укрепления здоровья;
  • понимание устройства человеческого организма, способы сбережения здоровья;
  • влияние слова на физическое и психологическое состояние человека («слово может убить, слово может спасти»);
  • получение опыта укрепления и сбережения здоровья в процессе учебной работы;
  • осмысленное чередование умственной и физической активности в процессе учебы;
  • регулярность безопасных физических упражнений, игр на уроках физической культуры, на перемене;
  • опыт ограждения своего здоровья и здоровья близких людей от вредных факторов окружающей среды;
  • соблюдение правил личной гигиены, чистоты тела и одежды, корректная помощь в этом младшим, нуждающимся в помощи;
  • составление и следование здоровьесберегающему режиму дня – учебы, труда и отдыха;
  • отказ от вредящих здоровью продуктов питания, стремление следовать экологически безопасным правилам в питании, ознакомление с ними своих близких.

Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.

Основные направления работы

Воспитательные задачи

Ключевые дела

  • создание условий для сохранения физического, психического, духовного и нравственного здоровья учащихся;
  • воспитание негативного отношения к вредным привычкам;
  • пропаганда физической культуры и здорового образа жизни.
  • Неделя Здоровья (апрель);
  • Система профилактических мер по ОБЖ (инструктажи, учебные тренировки, Декады безопасности);
  • Инфо-уроки «Имею право знать»;
  • Участие в районной круглогодичной спартакиаде школьников;
  • Проведение различных акций под  девизом «Мы выбираем жизнь!»;
  • Спортивные мероприятия и праздники;
  • Выступления школьной агитбригады;
  • Беседы фельдшера Устьпаденьгского ФАПа с обучающимися «Здоровый образ жизни», «Профилактика простудных заболеваний»;
  • Диспуты, КТД, конкурсы творческих работ «Здоровым быть модно»;
  • Участие в массовых мероприятиях  «День защиты детей»;
  • Систематическая работа  по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма  согласно ежегодному плану, согласованному с ГИБДД;
  • Мероприятия, посвященные Всемирному дню борьбы со СПИДом;
  • Проведение диспансеризации;
  • Вовлечение учащихся в детские объединения, спортивные секции, клубы по интересам;
  • Работа    оздоровительного  лагеря.

Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:

  • родительские собрания по профилактике табакокурения, наркомании, сквернословия, детского дорожно-транспортного травматизма;
  • беседы на тему:

- информационной безопасности и духовного здоровья детей;

- укрепления детско-родительских отношений, профилактики внутрисемейных конфликтов, создание безопасной и благоприятной обстановки в семье;

- безопасности детей в лесу, на водоемах и т.д.;

  • консультации психолога Ровдинской СОШ, учителя физической культуры, специалистов Шенкурской ЦРБ по вопросам здоровьесбережения обучающихся;
  • распространение буклетов для родителей по вопросам ЗОЖ;
  •  праздник для детей и родителей «Мама, папа, я – спортивная семья».

Пути реализации модуля «Я и здоровье»

Планируемые результаты:

В школе  создана предметно-развивающая среда, способствующая повышению уровня физического, психического и социального здоровья обучающихся; соблюдается оптимальный режим учебного труда и активного отдыха детей. Дети, родители и педагоги осознанно относятся к своему здоровью как основному фактору успеха на последующих этапах жизни в современном гражданском обществе.

Формируемые компетенции:

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
  • знания о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
  • личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
  • знания о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Модуль «Я и природа».

Девиз:«Природа – наш хрупкий дом».

Цель:Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

Задачи модуля:

  • развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
  • ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
  • элементарный опыт природоохранительной деятельности;
  • бережное отношение к растениям и животным.

Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

Основные направления работы

Воспитательные задачи

Ключевые дела

  • воспитание понимания взаимосвязей между человеком, обществом, природой;
  • воспитание гуманистического отношения к людям;
  • формирование эстетического отношения обучающихся к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей;
  • воспитание экологической  грамотности;
  • формирование экологического мировоззрения.
  • Тематические классные часы, посвященные проблемам экологии;
  • Работа школьного лесничества «Друзья леса»;
  • Участие в экологических акциях различных уровней;
  • Организация экскурсий по заповедным местам Архангельской и Вологодской областей;
  • Экологические субботники;
  • Организация и проведение походов и турслетов;
  • Участие вмуниципальных и региональных творческих экологических конкурсах;
  • Дни экологической безопасности;
  • День птиц;
  • Участие в районных, областных конкурсах проектно-исследовательских работ по экологии;
  • Участие в реализации экологических проектов в школе и МО;
  • Работа    оздоровительного  лагеря.

Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:

  • тематические классные родительские собрания;
  • совместные проекты с родителями;
  • участие родителей в субботниках по благоустройству территории школы;
  • привлечение родителей для совместной работы во внеурочное время.

Пути реализации модуля «Я и природа»

Планируемые результаты:

  • ценностное отношение к природе;
  • опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
  • знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
  • опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
  • личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

Модуль «Я и культура».

Девиз: «Красота в чувствах, мыслях и поступках».

Цель:Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Задачи модуля:

Получение знаний

  • о душевной и физической красоте человека;
  • формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
  • интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
  • интерес к занятиям художественным творчеством;
  • стремление к опрятному внешнему виду.

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.

Основные направления работы

Воспитательные задачи

Ключевые дела

  • раскрытие духовных основ отечественной культуры;
  • воспитание у обучающихся чувства прекрасного, развитие творческого мышления, художественных способностей, формирование эстетических вкусов, идеалов;
  • формирование понимания значимости искусства в жизни каждого гражданина;
  • формирование культуры общения, поведения, эстетического участия в мероприятиях.
  • День знаний;
  • Выполнение творческих заданий по учебным предметам;
  • Взаимодействие с учреждениями культуры МО (кружковая работа);
  • КТД эстетической направленности;
  • Работа кружков творческой направленности: «Театр+риторика», «Волшебный завиток», «Изонить», «Дети любят рисовать» и др.
  • Организация экскурсий по историческим  и культурным местам района и области;
  • Участие в творческих конкурсах, проектах, выставках декоративно-прикладного творчества различных уровней;
  • Работа вокально-хорового кружка, выступления школьного хора;
  • Праздничные концерты;
  • Районный конкурс «Звонкие голоса»;
  • Участие в фестивале «Северные звездочки»;
  • Совместные мероприятия с учреждениями культуры МО;
  • Ежегодные майские творческие отчеты школы;
  • Работа  оздоровительного лагеря.

Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:

  • участие в коллективно-творческих делах;
  • совместные проекты;
  • привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, мероприятий;
  • организация и проведение семейных встреч, конкурсов и викторин;
  • участие родителей в конкурсах, акциях, проводимых в школе;
  • участие в художественном оформлении классов,школы к праздникам, мероприятиям.

Пути реализации модуля «Я и культура»

Планируемые результаты:

  • умения видеть красоту в окружающем мире;
  • умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
  • знания об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
  • опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
  • опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
  • опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
  • мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.

Заключение:

Все направления дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

Приоритетными направлениями в деятельности школы являются следующие  модули: Модуль «Я - гражданин».

Модуль «Я – человек».

Модуль «Я и здоровье».

Модуль «Я и культура».

Приложениями к данному разделу Программы являются план внеурочной деятельности школы на текущий учебный год и планы воспитательной работы классов, работающих по ФГОС, разработанные на основании данной Программы, рассмотренные на МО классных руководителей школы и утвержденные директором школы не позднее 15 сентября нового учебного года.

Взаимодействие  школы с социальными партнерами.

Школа активно взаимодействует с социальными партнерами в целях реализации Программы воспитания и социализации обучающихся.

6  РАЗДЕЛ.

Планируемые результаты программы воспитания и социализации обучающихся  на ступени основного общего образования

Каждое из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания школьников должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.

В результате реализации программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:

воспитательных результатов – тех духовно-нравственных приобретений, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрел, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность).

эффекта – последствия результата, то, к чему привело достижение результата (развитие школьника как личности, формирование его компетентности, идентичности и т.д.).

При этом учитывается, что достижение эффекта – развитие личности обучающегося, формирование его социальной компетентности и т.д. становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т.п.), а также собственным усилиям самого обучающегося.

Воспитательные результаты и эффекты деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать)гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с представителями различных социальных субъектов за пределами школы, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

- на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно-ориентированной социально значимой деятельности.

Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие школьников достигает относительной полноты.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.

Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей – формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном, тендерном и других аспектах.

7 РАЗДЕЛ.

 

Мониторинг эффективности реализации образовательным учреждением программы воспитания и социализации обучающихся

Мониторинг представляет собой систему диагностических исследований, направленных на комплексную оценку результатов эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся.

В качестве основных показателей и объектов исследования эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся выступают:

1. Особенности развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.

2. Социально-педагогическая среда, общая психологическая атмосфера и нравственный уклад школьной жизни в образовательном учреждении.

3. Особенности детско-родительских отношений и степень включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.

Основные принципы организации мониторинга эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся:

— принцип системности предполагает изучение планируемых результатов развития обучающихся в качестве составных (системных) элементов общего процесса воспитания и социализации обучающихся;

— принцип личностно-социально-деятельностного подхода ориентирует исследование эффективности деятельности образовательного учреждения на изучение процесса воспитания и социализации обучающихся в единстве основных социальных факторов их развития — социальной среды, воспитания, деятельности личности, её внутренней активности;

— принцип объективности предполагает формализованность оценки (независимость исследования и интерпретации данных) и предусматривает необходимостьпринимать все мерыдля исключения пристрастий, личных взглядов, предубеждений, корпоративной солидарности и недостаточной профессиональной компетентности специалистов в процессе исследования;

— принцип детерминизма (причинной обусловленности) указывает на обусловленность, взаимодействие и влияние различных социальных, педагогических и психологических факторов на воспитание и социализацию обучающихся;

 принцип признания безусловного уважения прав предполагает отказ от прямых негативных оценок и личностных характеристик обучающихся.

Образовательное учреждение должно соблюдать моральные и правовые нормы исследования, создавать условия для проведения мониторингаэффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся.

Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся

Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся предусматривает использование следующих методов:

Тестирование (метод тестов) — исследовательский метод, позволяющий выявить степень соответствия планируемых и реально достигаемых результатов воспитания и социализации обучающихся путём анализа результатов и способов выполнения обучающимися ряда специально разработанных заданий.

Опрос— получение информации, заключённой в словесных сообщениях обучающихся. Для оценки эффективности деятельности образовательного учреждения по воспитанию и социализации обучающихся используются следующие виды опроса:

• анкетирование — эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов обучающихся на специально подготовленные вопросы анкеты;

• интервью — вербально-коммуникативный метод, предполагающий проведение разговора между исследователем и обучающимися по заранее разработанному плану, составленному в соответствии с задачами исследования процесса воспитания и социализации обучающихся. В ходе интервью исследователь не высказывает своего мнения и открыто не демонстрирует своей личной оценки ответов обучающихся или задаваемых вопросов, что создаёт благоприятную атмосферу общения и условия для получения более достоверных результатов;

• беседа — специфический метод исследования, заключающийся в проведении тематически направленного диалога между исследователем и учащимися с целью получения сведений об особенностях процесса воспитания и социализации обучающихся.

Психолого-педагогическое наблюдение— описательный психолого-педагогический метод исследования, заключающийся в целенаправленном восприятии и фиксации особенностей, закономерностей развития и воспитания обучающихся. В рамках мониторинга предусматривается использование следующих видов наблюдения:

• включённое наблюдение — наблюдатель находится в реальных деловых или неформальных отношениях с обучающимися, за которыми он наблюдает и которых он оценивает;

• узкоспециальное наблюдение — направлено на фиксирование строго определённых параметров (психолого-педагогических явлений) воспитания и социализации обучающихся.

Особо следует выделить психолого-педагогический эксперимент как основной метод исследования воспитания и социализации обучающихся.

В рамках мониторинга психолого-педагогическое исследование предусматривает внедрение в педагогическую практику комплекса различных самостоятельных эмпирических методов исследования, направленных на оценку эффективности работы образовательного учреждения по воспитанию и социализации обучающихся.

Основной целью исследования является изучение динамики процесса воспитания и социализации обучающихся в условиях специально-организованной воспитательной деятельности (разработанная школой Программа).

В рамках психолого-педагогического исследования следует выделить три этапа:

Этап 1.Контрольный этап исследования (диагностический срез) ориентирован на сбор данных социального и психолого-педагогического исследований до реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся.

Этап 2.Формирующий этап исследования предполагает реализацию образовательным учреждением основных направлений Программы воспитания и социализации обучающихся.

Этап 3.Интерпретационный этап исследования ориентирован на сбор данных социального и психолого-педагогического исследований после реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся. Заключительный этап предполагает исследование динамики воспитания и социализации обучающихся.

Для изучения динамики процесса воспитания и социализации обучающихся и эффективности реализуемой школой программы результаты исследования, полученные в рамках контрольного этапа эксперимента (до апробирования основных направлений воспитательной программы), изучаются в сравнении с экспериментальными данными интерпретационного этапа исследования (после апробирования основных направлений воспитательной программы). Таким образом, при описании динамики процесса воспитания и социализации подростков используются результаты контрольного и интерпретационного этапов исследования.

Критериямиэффективности реализации учебным учреждением воспитательной и развивающей программы является динамика основных показателей воспитания и социализации обучающихся:

1. Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.

2. Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в образовательном учреждении.

3. Динамика детско-родительских отношений и степени включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.

Необходимо указать критерии, по которым изучается динамика процесса воспитания и социализации обучающихся.

1. Положительная динамика (тенденция повышения уровня нравственного развития обучающихся) — увеличение значений выделенных показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический).

2. Инертность положительной динамики подразумевает отсутствие характеристик положительной динамики и возможное увеличение отрицательных значений показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический);

3. Устойчивость (стабильность) исследуемых показателей духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном и контрольным этапах исследования. При условии соответствия содержания сформировавшихся смысловых систем у подростков, в педагогическом коллективе и детско-родительских отношениях общепринятым моральным нормам устойчивость исследуемых показателей может являться одной из характеристик положительной динамики процесса воспитания и социализации обучающихся.

Следует обратить внимание на то, что несоответствие содержания, методов воспитания и социализации обучающихся возрастным особенностям развития личности, формальное отношение со стороны преподавателей и неблагоприятный психологический климат в учебном учреждении могут стать причиной инертности положительной динамики и появления тенденций отрицательной динамики процесса воспитания и социализации обучающихся.

Критерии оценки эффективности воспитательного процесса школы.

Ожидаемые результаты

Критерии отслеживания результата

Методики

Охват внеурочной деятельностью

1. Занятость учащихся во внеурочное время

Сводная таблица по классам.

Состояние преступности                      

1.Отсутствие правонарушений и отсева учащихся;

Количество учащихся, состоящих на

учете в ПДН ОВД.

Анализ работы по профилактике.

Отчет общественного инспектора по охране прав детства.

Уровень воспитанности                          

1. Уважение к школьным традициям и фундаментальным ценностям;

2. Демонстрация знаний этикета и делового общения;

3. Овладение социальными навыками

Уровень воспитанности учащихся  (методика Н.П. Капустина)

Уровень воспитанности учащихся.

(Шилова  М.И.)

Сводная таблица по классам

Сформированность познавательного потенциала

  1. Освоение  обучающимися образовательной программы

2.Развитость мышления

3.Познавательная активность учащихся

 4.Сформированность учебной деятельности

1. Школьный тест умственного развития

2. Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости

3. Методики изучения развития познавательных процессов личности ребенка

4. Метод экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся (МЭОП и СУ)

5. Педагогическое наблюдение

Сформированность коммуникативного потенциала личности выпускника

1.Коммуникабельность

2.Сформированность коммуникативной культуры учащихся

3.  Знание этикета поведения

1. Методика выявления коммуникативных склонностей.

2. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся.

3.Изучениемотивов участия школьников в деятельности (по Л.В. Байбородовой).

4. Готовность к саморазвитию

(по С. Грачёву)

5. Педагогическое наблюдение.

Сформированность нравственного потенциала

1.Нравственная направленность личности

2.Сформированность отношений ребенка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду.

1.Тест Н.Е. Щурковой "Размышляем о жизненном опыте"

2. Методика С.М. Петровой "Русские пословицы"

3. Методики "Акт добровольцев", "Недописанный тезис", "Ситуация свободного выбора"

4.Метод ранжирования

 5. Методики "Репка" ("Что во мне выросло"), "Магазин", "Золотая рыбка", "Цветик - семицветик"

Сформированность физического потенциала

1.Состояние здоровья  

2. Развитость физических качеств личности

1. Развитость физических качеств личности (анализ выполнения нормативов по физической культуре).

2. Статистический медицинский анализ состояния здоровья ученика

3. Отсутствие вредных привычек (анкетирование)

Сформированность эстетического потенциала

1.Развитость чувства прекрасного 2.Сформированность других эстетических чувств

1.Исследование ценностных ориентации школьника.

2.Диагностика состояния уровня духовно-нравственных качеств личности ученика.

( Малякова Н.С.)

3.Методика неоконченных предложений.

Результативность работы ДО

1. Эффективность деятельности органов, объединений.

2.  Расширение круга вопросов, самостоятельно решаемых детьми.

Методика М.И. Рожкова «Диагностика уровня творческой активности учащихся»

Сводная таблица

Результативность в районных и областных мероприятиях

1.Имидж школы

Сводная таблица (Публичный  доклад  школы)

Оценка микроклимата в школе

       1. Характер отношений между участниками учебно-воспитательного процесса

       2. Единые требования педагогов и родителей к ребенку.

        3. Участие детей, родителей, учителей в мероприятиях.

        4. Нравственные ценности.

        5. Создание благоприятного психологического климата в коллективе.

Тест Н.Е.Щурковой «Размышляем о жизненном опыте».

Методика С.М. Петровой «Пословицы»

Методика М.И. Рожковой «Изучение социализированности личности».

Методика Л.В. Байбородовой «Ситуация выбора».

Анкета «Что такое счастье?»

Игра  «Фантастический выбор»

Анкета «Моя семья». Методика Е.Н. Степановой «Изучение удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении».

Методика А.А. Андреева. «Изучение удовлетворенности родителей жизнедеятельностью в образовательном учреждении».

Методика Е.А. Степановой «Изучение удовлетворенности родителей жизнедеятельностью в образовательном учреждении».

Методика А.А. Андреева  «Изучение удовлетворенности подростков жизнедеятельностью в образовательном учреждении».

Анкета для старшеклассников.

Сформированность общешкольного коллектива

1.Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе

2.Развитость самоуправления

3.Сформированность совместной деятельности

 1. Анкетирование;

 2. Тест «Размышляем о жизненном опыте» Н.Е.Щурковой;

 3. Методика «Изучение социализированности личности учащегося» М.И.Рожкова;

4. Методика «Определение уровня развития самоуправления в ученическом коллективе» М.И.Рожкова;

5. Методика «Изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью» А.А.Андреева;

6. Комплексная методика «Изучения удовлетворенности родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения» А.А.Андреева;

7. Методика «Социально-психологическая самоаттестация коллектива» Р.С.Немова;

8.  Методика "Наши отношения"

Удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью

1.Комфортность ребенка в школе

    2. Эмоционально-психологическое положение ученика в школе (классе)

1. Методика А.А. Андреева "Изучение удовлетворенности учащегося школьной жизнью"

2. Методики "Наши отношения", "Психологическая атмосфера в коллективе"

3. Анкета "Ты и твоя школа"

4. Социометрия

5. Сводная ведомость трудоустройства выпускников

Интеграция учебной и внеучебной деятельности.

1.Рост познавательной активности учащихся.

2. Наличие высокой мотивации в учебе.

3. Расширение кругозора учащихся.

4. Самореализация в разных видах творчества.

5. Самоопределение после окончания школы.

Анализ результативности участия во внеклассной работе.

Анкета «Зеркало».

Анкета «Патриот».

Анкета «Что вам интересно?»

Анкета «Анализ интересов и направленности подростков».

 Анкета «Интересы и досуг».

 Анкета «Профориентация

подростков».

 Анкета «Познавательные потребности подростка».

 Методика Д.В. Григорьевой «Личностный рост»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования

Данная программа составлена на 5 лет, рассчитана на обучающихся среднего звена. ...

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования МКОУ-Теренгульская СОШ (далее Программа) разработана в соответствии с Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о с...

ПРОГРАММА воспитания и социализации обучающихся на ступени начального общего образования

Цель программы - создание благоприятных условий для развития личности школьника как высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личн...

Программа воспитания и социализации учащихся "Семь цветов радуги"

Целевая программа воспитания и социализации учащихся "Семь цветов радуги" является составной частью комплексной программы воспитания школы. В ней рассматриваются вопросы взаимодействия школы и семьи п...

Из Программы воспитания и социализации школьников (основная школа)

Статья представленная автором на  НПК  "Воспитывают не только отдельные лица, но и весь школьный уклад". получила много  положительных откликов....

Программа воспитания и социализации по профориентированию "Пусть меня научат"

Целью программы по профориентированию " Пусть меня научат!"является:оказание профориентационной поддержки обучающимся в процессе выбора будущей профессиональной деятельности в условиях современного об...

Программа воспитания и социализации, обучающихся на ступени основного общего образования

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования МОУ «ООШ №8» (далее Программа) разработана в соответствии с Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и...