Анализ работы с одарёнными
статья на тему
Анализ работы с одарёнными детьми и детьми, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности МБОУ «Александровская СОШ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_raboty_s_odaryonnymi.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ работы с одарёнными детьми и детьми,
имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности
МБОУ «Александровская СОШ»
В современную эпоху, когда значение интеллектуального и творческого потенциала возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.
Работа с одаренными детьми в школе продолжает оставаться одним из приоритетных направлений.
Выявление способных детей в нашем учреждении начинается с момента поступления ребенка в школу. Дианостическая работа, психологическое сопровождение детей, вовлечение ребят в различные интеллектуальные творческие, спортивные мероприятия позволяют вовремя выявить мотивированных детей и спланировать дальнейшую работу по развитию этих способностей.
Учитывая, что за последние годы сложилась система работы с одаренными детьми (конкурсы, предметные олимпиады, проекты, научные общества учащихся, выставки), а также созданы определенные условия для личностно ориентированного образования, администрация и учителя школы предприняли усилия для создания собственной системы работы с одаренными детьми.
Так, для организации целенаправленной работы, начиная с начальной школы и до осознанного выбора жизненного пути в школе была создана Программа «Одаренные дети». Основными направлениями реализации программы являются следующие: учебно – познавательные, творческие, общественные, спортивно – оздоровительные.
Работа с одаренными детьми в нашем ОУ ведется в плане развития учебно – познавательных, коммуникативных, личностных, информационных компетенций через : участие в предметных олимпиадах различных уровней, предметных неделях, конкурсах, проектной, исследовательской деятельности, участие в научно – практических конференциях.
Творчество детей невозможно без творчества учителей. Учителя нашей школы работают над формированием таких ключевых компетенций обучающихся, без которых современный человек не сумеет сориентироваться ни в общественной жизни, ни в постоянно растущем информационном пространстве.
Работа с одаренными детьми и обучаемыми, позитивно мотивированными на учебу, традиционно ведется по всем предметам. Педагоги используют индивидуальные и групповые задания для обучения, ориентируют школьников на дополнительную литературу с указанием источника получения информации.
По русскому языку, литературе большое внимание уделяется развитию творческих способностей, выполнение творческих заданий (написание сочинений, самостоятельное чтение не предусмотренные программным материалом, произведений с последующим обсуждением). Подготовка и участие в конкурсах выразительного художественного чтения.
Проще говоря, учителя школы ставят перед собой задачу научить выпускника необходимым ему умениям самому выстраивать свою жизненную модель, добывать новые знания, использовать их, беречь свою жизнь и здоровье, владеть современными информационно-коммуникационными технологиями.
Учителя школы выбирают такие формы обучения, при которых гибко и вариативно используются разнообразные приемы, методы обучения, не характерные для традиционного урока. Широко используются аудио, видео и компьютерная техника.
Участие в конкурсах: «Зимние интеллектуальные игры», «Серебряная сова», «Мириады открытий», «Кириллица» формирует определенные навыки и умения отвечать на вопросы, увеличивает объем знаний и расширяет кругозор.
Вся работа с одаренными детьми проводится на уроке и во второй половине дня.
Учителя школы считают, что подготовка и участие в конкурсах, олимпиадах формирует компетенции устного общения, владение письменной речью, способность брать на себя ответственность, умение участвовать в совместном принятии решений и т.д.
В нашей школе становится нормой урок, во время которого учитель использует специальные компьютерные устройства, интерактивную доску, проводит интерактивные экскурсии, показывает отобранные видеоматериалы. Так, за 2015-2016 учебном году подобные уроки провело 60 % учителей школы. Сегодня учителя переходят от использования готовых медиапродуктов к созданию своих различных учебных пособий, творческих презентаций, информационных материалов для уроков и внеклассной работы.
Участие младших школьников в различных олимпиадах и конкурсах позволяют создать дополнительные условия для раскрытия их творческих способностей. Участие ребят в такого рода конкурсах не состоится без вашего участия, уважаемые родители, т.к. участие в них платное. Но это того стоит. Поверьте. Задания олимпиад и конкурсов разнообразны, интересны, отличаются от обыденных контрольных работ. Эти задания позволяют оценить не только предметные результаты, но и метапредметные, достижение которых требуют ФГОС.
Название | Статус | Количество участников | Класс | Учитель |
«Зимние интеллектуальные игры» | федеральный | 31 | 2 класс -7 3 класс - 4 4 класс – 3 5 класс – 2 6 класс – 2 7 класс – 6 8 класс – 2 9 класс – 2 10 класс - 3 | Захарова Н.В., Собина Л.А. |
«Кириллица» | международный | 2 класс -1 3 класс - 0 4 класс – 1 5 класс – 5 6 класс – 1 7 класс – 0 8 класс – 1 9 класс – 0 10 класс - 1 | Колесникова Н.Н. | |
«Мириады открытий» | федеральный | 1 класс-1 2 класс -6 3 класс - 6 4 класс – 1 5 класс – 2 6 класс – 1 7 класс – 1 8 класс – 2 9 класс – 0 10 класс - 0 | Морозова Е.А. | |
«Серебряная сова» | федеральный | 2 класс -5 3 класс - 6 4 класс – 3 | Собина Л.А. |
Ежегодно учащиеся нашей школы участвуют в различных олимпиадах: ВсОШ, региональной олимпиаде по удмуртскому языку, в олимпиаде среди учащихся 4 классов, в олимпиаде по праву «Я – избиратель». Захаров Данил, ученик 8 класса стал призёром олимпиады по технологии и английскому языку. Осипова Полина, ученица 10 класса стала призёром районного этапа региональной олимпиады по удмуртскому языку и победителем заключительного этапа олимпиады по удмуртскому языку, которую она выполняла в Ижевске. Данные учащиеся были поощрены поездками на новогоднюю ёлку в Государственный цирк УР (Данил), а Полина Ездила в Госсовет УР.
№ п/п | ФИО учащегося | Класс | Предмет | Учебный год | Статус | Уровень | Учитель |
Осипова Полина Николаевна Осипова Полина Николаевна Морозов Андрей Михайлович Захаров Кирилл Александрович | 9 9 7 4 | Удмуртский язык Удмуртский язык Физика Окружающий мир | 2014-2015 2014-2015 2014-2015 2014-2015 | Победитель Призёр Призёр Призёр | Район Республика Район Район | Рылова Р.И. Рылова Р.И. Морозова Е.А. Лялина Н.А. | |
Осипова Полина Николаевна Осипова Полина Николаевна | 10 10 | Удмуртский язык Удмуртский язык | 2015-2016 2015-2016 | Призёр Победитель | Район Республика | Четкерева Н.В. | |
Захаров Данил Александрович Захаров Данил Александрович | 8 8 | Технология Английский язык | 2015-2016 2015-2016 | Призёр Призёр | Район Район | Захаров А.В. Захарова Н.В. |
Помимо учебной деятельности учащиеся и учителя школы являются активными участниками различных районных и республиканских конкурсов. Учебный год традиционно начинается с конкурса «Школьное молоко», в котором принимают участие всё больше и больше наших детей. Благодаря участию в этом конкурсе 4 учащихся нашей школы посетили Государственный цирк УР: Жуков Даниил, Садовников И., Николаев А., и Чебаргина А.
Под руководством учителя русского языка и литературы Четкеревой Н.В. учащиеся Осипова П., Николаева А.. Лукина С., Александрова Е. и Погудина А. заняли второе место в республиканском веб-квесте «В день свят все суеты спят».
На районном этапе республиканского конкурса «Овеянные славою флаг наш и герб» Семёнова Н.. ученица 8 класса заняла 1 место с вышитым из бисера гербом УР. Руководитель работы Захаров Н.В. Николаев А., ученик 2 класса, в этом же конкурсе, занял также 1 место, со стихотворением о символах УР. Руководитель Антона Рылова Р.И. Работы этих учащихся были представлены на республиканской выставке.
На конкурсе, организованном ИМЦ на изготовление тактильной книги были представлены 3 книги: Морозова И., 1 класс, Алексеевой А., 5 класс и Семёновой Н., 8 класс. Работа Семёновой Н. «Английский алфавит» заняла 2 место в номинации самая правильная тактильная книга, руководитель Захарова Н.В.
Ежегодно учащиеся школы принимают участие в различных конкурсах сочинений. В конкурсе «Письмо курильщику» 3 место занял ученик 8 класса Захаров Данил, руководитель Колесникова Н.Н., учитель русского языка и литературы.
В этом учебном году нам покорился конкурс выразительного чтения в стихах и прозе «Живая классика». Салтыкова Анна, ученица 9 класса на районном этапе заняла 2 место и выступила на республиканском этапе. Учащуюся подготовили к конкурсу Четкерева Н.В., учитель русского языка и литературы, Соломина В.В., библиотекарь школы и Рылова Р.И., руководитель школьного драматического кружка.
Регулярно в феврале в районе проходит гражданско-патриотическая акция «Во славу Отечества». В рамках этой акции ученица 7 класса Александрова Е. заняла 1 место в конкурсе рисунков, руководитель Лаврененко Л.М. Учащиеся 8 класса Морозов А., Владимиров В., Захаров Д. под руководством учителя технологии Захарова А.В. изготовили модель военного самолёта «Як-27» и также заняли первое место в районе. Их самолёт на выставке в г. Ижевске.
Учитель ИЗО Лаврененко Л.М. подготовила призёров районного конкурса «Я рисую право». Захаров Д. и Ананьева Ю., учащиеся 8 класса заняли вторые места.
Захаров Д., ученик 8 класса занял 1 место в конкурсе видеороликов «Портал госуслуг – мой помощник и друг». Предлагаем вашему внимание небольшое видео.
Среди учащихся 4 классов, изучающих предмет ОРКСЭ, ежегодно проводятся различные конкурсы. В этом учебном году в одном из них принял участие Владимиров А., ученик 4 класса и занял 3 место с работой «Традиции моей семьи», руководитель работы Соломина В.В., учитель ОРКСЭ.
Районный дом детского творчества регулярно организует конкурс декоративно-прикладного творчества среди школ района. Отрадно, что активность участия в этом конкурсе увеличивается с каждым годом. В этом году 3 место заняли учащиеся 10 класса Гарасев К., Соловьёв А. «Изба 20 века», руководитель Соломин А.А. Семёнова Наталья вновь отличилась своим изделием «На дворе у мельника», которе принесло ей 2 место, руководитель Захарова Н.В.
Ребята школы являются активными участниками, призёрами и победителями научно-практических конференций разного уровня, естественно благодаря совместному кропотливому труду с руководителями работ.
На базе Малосюгинской школы ежегодно проходит НПК «Мир вокруг нас». В этом году призёрами этой конференции стали Григорьева Карина, ученица 4 класс. Она заняла 3 место. Руководитель работы Лисина А.Я., классный руководитель Карины. Также призёром (2 место ) стала Александрова Е., ученица 7 класса, руководитель работы Лаврененко Л.М., а Лузин Н., ученик 7 класса, занял 1 место. Руководителем также является Лаврененко Л.М., руководитель кружка «Я- исследователь».
В нашей школе ежегодно проходит весенняя НПК «Мир вокруг нас». По итогам защиты исследовательских работ все призовые места заняли воспитанники Лаврененко Л.М., которые посещают кружок «Я – исследователь».
В межрайонной НПК «Траектория успеха», которая проходит на базе Можгинского педколледжа, Собина Е., ученица 2 класса и Григорьева К., ученица 4 класса заняли вторые места в своих номинациях. Руководители работ Собина Л.А. и Лисина А.Я.
В рамках районного методобъединения учителей русского языка и литературыбыл объявлен конкурс сценических постановок по произведениям А.П. Чехова «Чеховская весна». Гарасев К., Лукина С., Николаева А. достойно представили нашу школу в рамках кустового методобъединения и заняли 2 место с произведением «Размазня».
Вывод:
В 2015-2016 учебном году, работая над решением задачи развития творческих и познавательных интересов учащихся, развития у учащихся интереса к исследовательской деятельности, педагогический коллектив вел целенаправленную работу с одаренными и высокомотивированными учащимися.
Рекомендации:
- поблагодарить учителей-наставников, чьи учащиеся добились успехов в интеллектуальных, творческих конкурсах;
- классным руководителям и учителям-предметникам вести психологическое наблюдение за наиболее проявившими себя учащимися;
- классным руководителям протестировать отдельных учащихся для определения уровня их интеллектуального развития и выявления природных склонностей и способностей,
- руководителям ШМО запланировать в следующем учебном году интеллектуальные марафоны по предметам (в рамках предметных недель),
- руководителям ШМО обновить данные в разделах «Работа с одаренными», тщательно анализировать ход работы в этом направлении на МО.
В школе должна быть решена одна из главных проблем - создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских и конструкторских навыков, творческих способностей и личностного роста одаренных и талантливых детей (независимо от дохода семьи).
Задачи, поставленные на 2016-2017 учебный год, остались прежними. Это:
- раннее выявление школьников, которые обладают творческими способностями, стремятся к углубленному изучению определенной учебной дисциплины или образовательной области;
- проведение школьных предметных недель с целью повышения интереса учащихся к изучению предмета либо цикла предметов, развития познавательной и творческой активности учащихся;
- формирование знаний, умений и навыков в предметных областях познавательного и личностного развития учащихся с учетом их дарования;
- развитие индивидуальности одаренного учащегося, выявление и раскрытие самобытностии индивидуального своеобразия его возможностей через:
- наставничество учителей-предметников,
- систему дополнительного образования,
- организацию и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах;
- обеспечение максимально широкого участия в различных конкурсах, интеллектуальных играх, предметных олимпиадах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выявление ранней одарённости. Работа с одарёнными детьми.
Личностно-ориентированный подход в обучении относится к гуманистическому направлению в педагогике. Основной принцип этого направления: в центре обучения должен находитьс...
Анализ работы с одарёнными учащимися по математике и информатике за I четверть 2013 – 2014 учебного года
Математика и информатика объективно являются наиболее сложными школьными предметами, требующими более интенсивной мыслительной работы, более высокого уровня обобщений и абстрагирующей деятельности. По...
Презентация: «Одарённые дети: успех, достижение, признание, победа. Формы работы с одарёнными учащимися в декоративно-прикладном творчестве».
Сохранение и развитие одарённости детей — важнейшая проблема нашего общества. Главные задачи современной школы – раскрыть способности каждого ученика, выявить одарённых и талантливых детей.Главн...
Доклад на тему: «Особенности работы с одарёнными детьми. Проблемы и перспективы развития детской одарённости. Подготовка к олимпиадам по английскому языку.»
Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит исключительно от одаренных людей. Это означает, что общество, а вслед за ним и школа несут перед одаренными детьми особую ответст...
Работа с одарёнными детьми: опыт, методики, достижения. "Городской математический праздник "Математическая перестрелка" в рамках городской системы работы с одарёнными детьми"
Выступление на 1 съезде учителей математики Самарской области "Реализация концепции развития Российского математического образования", 20.04.2016Выступление на окружной конференции педагогов "Реализац...
Организация работы с одарёнными детьми. Разработка индивидуальной программы развития одарённого ребенка.
Аннотация: в статье рассматриваются особенности организации работы с одарёнными детьми и их родителями, приводится пример составления индивидуальной программы развития одарённого ребенка в свете требо...
Система работы с одарёнными детьми в рамках общеобразовательного пространства школы, инновационные стратегии поиска и выявления одарённых детей
Глобальные социально-экономические преобразования в нашем обществе выявили потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе...