«Программа развития ОО как вектор обновления деятельности образовательной организации»
методическая разработка на тему
В работе приведены методические рекомендации для разработки программы развития образовательной организации. Использованы материалы дипломной работы автора разработки по курсу "Менеджмент в образовании" (работа защищалась в 2016 году).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Структура программы развития ОО, описанная в рекомендациях, действующих до 2016 года Структура, рекомендуемая ФЦПРО на 2016 – 2020 годы
Что представляет собой образовательный заказ (стандарт), предъявляемый к деятельности образовательного учреждения, зафиксированный в нормативно-правовых документах? Что представляет собой модель образовательного учреждения в содержании законодательных документов, включая нормативные акты? Возможности развития ОО?
Чтобы разработать Программу развития ОУ необходимо последовательно ответить на следующие вопросы: Что мы хотим изменить? Что не устраивает в полученных образовательных результатах учащихся? Цель Что хотим достичь и через какие изменения образовательного процесса, образовательной среды? Ключевая проектная идея Что для этого у нас есть и что потребуется? SWOT -анализ сильных и слабых сторон Как мы это будем изменять? Что мы будем делать? Предполагаемая управленческая модель изменений и поэтапный план Как мы будем оценивать достижение поставленных целей? Измеримые критерии и показатели диагностики новых образовательных результатов учащихся, оценки деятельности учителя, реализации образовательного процесса Что может нам помешать в достижении целей? Как это можно предупредить? Риски и мероприятия по их минимизации Какие финансовые средства для реализации Программы развития потребуются? Финансовый план
Основные этапы разработки Программы развития и ожидаемые результаты (основа «дорожной карты») Этапы принятия управленческого решения при разработке программы развития ОО
Паспорт программы Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа. Основные цель и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации, перечень целевых индикаторов и показателей, отражающих ход ее выполнения . Мероприятия Программы и комплексные проекты, обеспечивающие реализацию задач Программы Обоснование ресурсного обеспечения Программы Механизм реализации Программы Оценка социально-экономической эффективности Программы
Требования к программе развития ОО и пути их обеспечения
Спасибо за внимание!
Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа. ТРЕБОВАНИЯ ВОЗМОЖНОСТИ противоречия АНАЛИЗ соответствие деятельности ОО целям государственной политики выявление причин, снижающих эффективность выявление несоответствия результатов деятельности ОО ожиданиям внешней среды
SWOT - стратегия Внешняя среда Возможности ( O ) Угрозы ( T ) Вну-трен-няя среда Сильные стороны ( S ) I . Стратегия развития II . Стратегия эксперимента Слабые стороны ( W ) III . Стратегия компенсации IV . Стратегия защиты
ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы Государственная программа Республики Саха (Якутия) "Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2019 годы"
Основные цель и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации, перечень целевых индикаторов и показателей, отражающих ход ее выполнения . Стратегия развития школы. Цель и задачи программы развития Сроки и этапы реализации программы Индикаторы и показатели, отражающие ход выполнения программы
Цель программы развития ……….. Для достижения поставленной цели выделим направления программы развития и определим задачи по каждому направлению: Направление «…………» Задача 1 ….. Задача 2 ….. Направление «…………» Задача 1 ….. Задача 2 …..
Мероприятия Программы и комплексные проекты, обеспечивающие реализацию задач Программы Структура проекта: ключевые проблемы, замысел, социальный эффект, цель и задачи, этапы, календарный план мероприятий, критерии оценки и инструментарий, финансирование, орган контроля.
Обоснование ресурсного обеспечения Программы Таблица целевых индикаторов государственных программ в сфере общего образования Возможные мероприятия (проекты)
Оценка социально-экономической эффективности Программы эффективность Отношение результатов к….. ценностям современного образования потребностям ребенка, общества, экономики целям, поставленным перед ним государственной образовательной политикой затратам
Предварительный просмотр:
Программа развития ОО как вектор обновления деятельности образовательной организации»
Дробот Н. В., заместитель директора по УВР
МБОУ СОШ №5 (МО «Алданский район»)
РС (Я)
Сложившееся в настоящее время положение российской системы образования можно охарактеризовать как вступление в период постоянных изменений образовательных и управленческих практик.
Происходящие изменения закрепляются в законодательстве и нормативно-правовом поле.
В частности, в соответствии со ст. 28 ч. 3 п. 7 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" «к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся …разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации...».
Перед каждым начинающим (и не только начинающим) современным руководителем образовательной организации встает множество вопросов, связанных с данной компетенцией. К таким вопросам, в частности, можно отнести следующие:
- что собой представляет Программа развития ОО в рамках современной политики государства в сфере образования и науки? Какова ее структура?
- Существуют ли единые подходы в практике разработки программ развития в логике реализации государственной образовательной политики Российской Федерации в области образования?
- И др.
Программа развития ОО – продукт коллективного творчества и не подлежит нормированию. Таким образом, нельзя выдвинуть жесткие нормативы и требования к ее структуре. Однако накопленные управленческие знания позволяют обозначить несколько компонентов программы развития, которые в той или иной степени должны быть ей присущи.
В Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы (утверждена Постановлением Правительства РФ от 23.05.2015 №497 (ред. от 14.09.2016) предложена иная структура Программы развития.
Составим сравнительную таблицу структуры Программы развития, описанную в рекомендациях, действующих до 2016 года, и структуру, рекомендуемую в Федеральной целевой программе развития образования на 2016 – 2020 годы:
Структура программы развития ОО, описанная в рекомендациях, действующих до 2016 года | Структура, рекомендуемая в Федеральной целевой программе развития образования на 2016 – 2020 годы |
|
|
Раздел 1. Характеристика проблем, на решение которых направлена программа развития. |
|
Раздел 2. Основные цели и задачи целевой программы, сроки и этапы ее реализации, перечень индикаторов и показателей, отражающих ход ее выполнения. |
|
Раздел 3. Мероприятия программы развития. |
|
Раздел 4. Описание ресурсного обеспечения программы. |
|
| |
Раздел 5. Оценка эффективности целевой программы (ожидаемые результаты реализации программы и целевые индикаторы – измеряемые количественные показатели решения поставленных задач и хода реализации программы по годам. |
|
Таким образом, в сложившейся ситуации институциональных преобразований деятельности образовательного учреждения Программа его развития должна являться по форме проектно – целевой программой.
Проектирование программы развития образовательной организации на основании Закона «Об образовании в Российской Федерации» начинается с дифференциации образовательной программы и собственно программы развития.
Содержание образовательной деятельности ОО регулируется образовательной программой – документом, в котором определены цели, содержание, технологии, результаты изменений учащихся в ходе образовательной деятельности.
В свою очередь, Программа развития образовательного учреждения описывает изменения в инфраструктуре ОО, обеспечивающие выполнение образовательной программы. Такое разделение позволяет не смешивать в содержании одного документа компоненты, относящиеся к разным сторонам образовательной деятельности ОО (рис.1).
В настоящее время социальное окружение рассматривает образовательную организацию как условие и/или инструмент выполнения своего образовательного задания, поэтому к ОО предъявляются требования как к инструменту – максимально соответствовать выполнению предназначенной функции. Особенно это заметно в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС), которые можно рассматривать как государственное задание, т.е. систему требований к образовательному учреждению.
Таким образом, приступая к анализу возможностей развития образовательного учреждения, необходимо ответить на вопросы:
- Что представляет собой образовательный заказ (стандарт), предъявляемый к деятельности образовательного учреждения, зафиксированный в нормативно-правовых документах?
- Что представляет собой модель образовательного учреждения в содержании законодательных документов, включая нормативные акты?
Чтобы разработать Программу развития образовательного учреждения необходимо последовательно ответить на следующие вопросы:
- Что мы хотим изменить? Что не устраивает в получаемых образовательных результатах учащихся? (Цель).
- Что хотим достичь и через какие изменения образовательного процесса, образовательной среды? (Ключевая проектная идея).
- Что для этого у нас есть и что потребуется? (SWOT-анализ сильных и слабых сторон- наличных и отсутствующих ресурсов).
- Как мы это будем изменять? Что будем делать? (Предполагаемая управленческая модель изменений и поэтапный план).
- Как мы будем оценивать достижение поставленных целей? (Измеримые критерии и показатели диагностики новых образовательных результатов учащихся, оценки деятельности учителя, реализации образовательного процесса).
- Что может нам помешать в достижении целей? Как это можно предупредить? (Риски и мероприятия по их минимизации).
- Какие финансовые средства для реализации Программы развития потребуются? (Финансовый план).
С управленческой точки зрения Программа является основой принятия оперативных управленческих решений в повседневной деятельности образовательного учреждения.
Действия на каждом этапе процесса принятия управленческого решения представлены в таблице:
Таблица 1. Этапы принятия управленческого решения при разработке программы развития ОО
Фаза | Содержание фазы |
| Наблюдение за внутренней средой организации Наблюдение за внешней средой |
| Описание проблемной ситуации Выявление организационного звена, где возникла проблема Формулировка проблемы Оценка ее важности Выявление причин возникновения проблемы |
| Определение целей организации Формулировка целей решения проблемы |
| Детальное описание объекта Определение области изменения переменных факторов Определение требований к решению Определение критериев эффективности решения Определение ограничений |
| Декомпозиция задачи на подзадачи Поиски идей решения по каждой подзадаче Построение моделей и проведение расчетов Определение возможных вариантов решения по каждой подзадаче и подсистеме Обобщение результатов по каждой подзадаче Прогнозирование последствий решений по каждой подзадаче Разработка вариантов решения всей задачи |
| Анализ эффективности вариантов решения Оценка влияния неуправляемых параметров |
| Проработка решения с исполнителями Согласование решения с функционально взаимодействующими службами Утверждение решения |
| Подготовка рабочего плана реализации Реализация рабочего плана Внесение изменений в решение в ходе реализации Оценка эффективности принятого и реализованного решения |
Основные этапы разработки Программы развития и ожидаемые результаты (основа «дорожной карты»).
1. | Подготовительный этап. | Готовность разработчиков и ресурсов к началу работы над программой (результаты). |
1.1. | Принятие решения о необходимости и сроках подготовки программы. | Принятие решения, его оформление и доведение до всего коллектива. |
1.2. | Создание и запуск системы управления проектом по разработке программы. | Определение и распределение ответственности за разработку программы, планирование работы, запуск системы стимулирования и контроля. |
1.3. | Работа по выявлению, учету и вовлечению в работу возможных партнеров внутри и вне школы. | Расширение числа разработчиков программы и её исполнителей. |
1.4. | Организация рабочих групп по разработке программы, их обучение и обеспечение ресурсами. | Готовность разработчиков к действиям. |
1.5. | Подготовка необходимых ресурсов и материалов, создание условий для работы. | Готовность условий и ресурсов. |
1.6. | Поиск дополнительных ресурсов, дополнительный инструктаж для сотрудников. | Полная готовность к работе. |
2. | Основной этап: этап разработки программы как документа. | Готовность первого варианта программы. |
2.1. | Подготовка аннотации и введения к программе. | Аннотация и введение к программе. |
2.2. | Описание объективных биографических данных о школе: история школы, современное состояние, констатация достигнутого уровня развития. | Информационная справка о школе. |
2.3. | Анализ состояния и прогноз тенденций изменения внешней среды школы. | Данные анализа и прогноза. Выводы об условиях жизнедеятельности школы и влияниях среды на школу в будущем. |
2.4. | Анализ состояния и прогноз тенденций изменения социального заказа школе. | Данные анализа и прогноза. Выводы об исходном социальном заказе. |
2.5. | Анализ состояния и прогноз тенденций изменения в ресурсном обеспечении школы. | Данные анализа и прогноза. Соотнесение нового заказа и ресурсных возможностей школы по его выполнению. Выводы о социальном заказе, принимаемом к исполнению. |
2.6. | Анализ и оценка достижений школы. | Данные анализа и оценки. Вывод о главных достижениях школы за годы и достоинствах, лежащих в их основе. |
2.7. | Анализ и оценка инновационной среды и потенциала школы. Прогноз отношения к изменениям со стороны работников школы и её партнеров. | Данные анализа и оценки. Выводы о возможностях развития школы, «точках роста», о силах поддержки изменений в школе и силах сопротивления новому. Действия руководителя школы по расширению сил поддержки нововведений в школе. Расширение базы для успешного развития школы. |
2.8. | Проблемный анализ состояния дел в школе. | Система ключевых проблем в школе и их причин. |
2.9. | Разработка образа желаемого будущего состояния школы и её результатов. | Концепция нового состояния школы как общего желаемого результата инновационных процессов в школе. |
2.10. | Разработка и описание стратегии перехода школы в новое состояние. | Области, направления, способы, этапы и задачи перехода школы в новое состояние. |
2.11. | Конкретизация целей ближайшего этапа развития школы. | Формулировка целей ближайшего этапа для образовательной и других подсистем школы. |
2.12. | Разработка и описание плана действий по реализации идей программы. | Конкретный и контролируемый план действий. |
2.13. | Сборка и первичное редактирование текста программы. | Готовность первого варианта программы. |
3. | Этап экспертизы, подведения итогов и принятия решений. | Утверждение программы и принятие решения о переходе к её выполнению. |
3.1. | Оценка и первичная коррекция программы развития в школе. | Внесение изменений и поправок в первый вариант текста. |
3.2. | Передача программы на независимую внешнюю экспертизу, оценка программы экспертами. | Получение заключений независимых внешних экспертов, и корректировка программы в случае необходимости по результатам этих заключений. |
3.3. | Информирование коллектива о ходе работы, организация обсуждения и утверждения программы. | Согласованное понимание целей программы и работ, которые надо выполнить. Согласование (утверждение) программы развития органом государственно-общественного управления школой. Принятие и утверждение программы школьным коллективом. |
3.4. | Передача программы на согласование и официальную экспертизу. Представление и защита программы руководством школы. Принятие решений по программе. | Итоговое решение об утверждении программы и переходе к её выполнению, о дополнительном финансировании и поддержке программы органами управления. |
Представленный вариант «дорожной карты» разработчики программы развития самостоятельно дополняют полями «сроки» и «ответственные (или исполнители)».
Паспорт Программы
Паспорт
Программы развития______________________________________________________________
(наименование образовательного учреждения по Уставу)
на _________/_________ годы
(заполняется в виде таблицы)
Наименование программы | «________________________________________» | |
Дата принятия решения о разработке Программы (наименование и номер соответствующего нормативного акта) | ||
Основания для разработки программы развития. | Указываются нормативные документы, на основании которых разработана Программа | |
Заказчик Программы | ||
Основные разработчики Программы | Разрабатывает программу развития педагогический коллектив ОО, программа может быть принята на заседании педагогического совета или совета трудового коллектива (в соответствии с Уставом). Программа может быть согласована с различными партнерскими организациями ОО. Учредитель ОО утверждает (согласовывает) программу развития. Согласование представляется особо значимым в тех случаях, когда ОО планирует в целях реализации Программы запрашивать у Учредителя дополнительные ресурсы. | |
Цели и задачи Программы | ||
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы | ||
Сроки и этапы реализации программы (подпрограмм, проектов) | Наиболее эффективным является применение формата Программы для решения комплексных отраслевых задач в области развития образования в среднесрочном 5-летнем периоде планирования деятельности». | |
Перечень подпрограмм (проектов) и основных мероприятий | ||
Объем и источники финансирования | ||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и ее социально-экономическая эффективность | ||
Система организации контроля реализации Программы |
- Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа.
Потребность в Программе развития возникает в случае, если выполнена предыдущая Программа развития, либо тогда, когда перед ОО появляется проблема, решить которую невозможно в рамках текущей деятельности. Иными словами, общество инициирует процесс изменений в образовательной деятельности, нормативно не определив роль ОО в этом процессе. Пытаясь самостоятельно определить свою роль в этом процессе, ОО формулирует свое собственное видение проблем и способов их решения в Программе развития.
Поэтому структура Целевой программы предполагает, что ключевую позицию в содержании Программы развития образовательного учреждения занимает проблема (или проблемы), затрудняющая развитие образовательного учреждения.
Как же выявить эти проблемы? На современном этапе институциональных преобразований развитие образовательного учреждения рассматривается как развитие эффективной образовательной организации в условиях реформирования бюджетной сферы государства. Это означает, что основное противоречие в развитии образовательного учреждения находится между требованиями государственной политики в сфере образования к ОО и его возможностями этим требованиям соответствовать. Таким образом, процесс выявления проблемы развития образовательного учреждения является:
- процессом анализа соответствия деятельности ОО целям государственной политики в сфере образования, результатом которого станет формулировка причин, порождающих несоответствие, и возможных сценариев их устранения;
- процессом оценки степени эффективности образовательной деятельности ОО в контексте социально-педагогических изменений, выявления причин, снижающих эффективность, и подготовки возможных сценариев устранения причин;
- процессом выявления несоответствия результатов деятельности ОО ожиданиям внешней среды.
Инструменты SWOT и другие общеуправленческие методы анализа рекомендуем считать обязательными для использования, т.к. они удобны для осмысления программы развития.
Кроме того, как уже говорилось выше, разработка программ развития ОО должна проходить в контексте государственной образовательной политики.
ПРИОРИТЕТЫ СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (утверждена распоряжением Правительства РФ от 15.05.2013 г. № 792-р) определила стратегические приоритеты государственной политики в сфере развития образования:
- обеспечение доступности дошкольного образования; повышение качества результатов образования на разных уровнях (новое понимание качества - от усредненных индивидуальных образовательных результатов к новым качественным характеристикам поколения);
- развитие сферы непрерывного образования (включение гибко организованных вариативных формы образования и социализации на протяжении всей жизни человека);
- модернизация сферы образования (большая открытость, большие возможности для инициативы и активности получателей образовательных услуг);
- укрепление единства образовательного пространства России (выравнивание образовательных возможностей граждан России независимо от региона проживания, проведение единой политики в области содержания образования, распространение лучших практик).
- Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497) поставила среднесрочные задачи:
- развитие современных механизмов и технологий общего образования (реализация мероприятий, направленных на обеспечение внедрения ФГОС дошкольного и общего образования, образования обучающихся с ОВЗ);
- реализация мер по развитию научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях, развитие эффективной системы дополнительного образования детей (создание условий, обеспечивающих развитие мотивации и способностей подрастающих поколений в познании, творчестве, труде и спорте, формирование активной гражданской позиции, культуры здорового образа жизни);
- создание инфраструктуры, обеспечивающей условия подготовки кадров для современной экономики (обеспечение доступности образования независимо от места проживания обучающихся, повышение конкурентоспособности российского образования, обновление кадрового потенциала, обеспечение реализации индивидуальных траекторий обучающихся и их участия в территориально-распределенных сетевых образовательных программах, социальная ориентированность мероприятий, связанных с обеспеченностью доступа детей с ОВЗ или детей и молодежи из социально слабозащищенных групп населения к получению образования);
- формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов (формирование качественно нового отношения обучающихся и образовательных организаций к качеству образования и к получаемым по его итогам компетенциям, процедурам и механизмам их измерения и оценки).
- Государственная программу Республики Саха (Якутия) "Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2019 годы" (утверждена Указом Президента Республики Саха (Якутия)от 12 октября 2011 года N 973) поставила следующие задачи:
- Модернизация дошкольного, общего и дополнительного образования как института социального развития.
- Совершенствование духовно-нравственного, гражданско-правового и патриотического воспитания подрастающего поколения.
- Развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.
- Обеспечение прав и законных интересов детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
- Достижение современного качества образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Обеспечение доступности полноценного (качественного) отдыха и оздоровления детей.
- Повышение роли государственных и официальных языков в Республике Саха (Якутия).
- Проведение комплексных исследований и мониторинг функционирования государственных и официальных языков в Республике Саха (Якутия).
- Разработка и внедрение современных технологий для развития государственных и официальных языков в Республике Саха (Якутия).
В разделе «Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа развития» желательно осветить два вопроса:
- Анализ ситуации (Информационная справка о деятельности образовательной организации)
- характеристика образовательного учреждения, его типа, вида, контингента учащихся, кадрового состава учителей и других работников образования;
- особенности месторасположения образовательной организации, ее роль в районе, городе (опорная, базовая, стажировочная площадка, экспериментальная площадка);
- характеристика бюджета, материальной базы, оборудования;
- характеристика программно–методического обеспечения ОО (какие используются программы, планы, учебники, обеспеченность учреждений этими ресурсами);
- характеристика основных результатов образовательной деятельности;
- характеристика образовательного сообщества ОО;
- характеристика инновационных процессов в ОО, основные направления;
- внешние связи ОО и других образовательных организаций, включая связи с наукой;
- характеристика системы управления
- ….
- Результаты SWOT-анализа потенциала развития школы
- Основные цель и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации, перечень целевых индикаторов и показателей, отражающих ход ее выполнения
Содержание данного раздела может выглядеть следующим образом:
- Стратегия развития школы.
- Цель и задачи программы развития
- Сроки и этапы реализации программы
- Индикаторы и показатели, отражающие ход выполнения программы
На основе проведенного анализа определяютсяключевые понятия Программы, например, «качество образования» в условиях конкретнойобразовательной организации.
С использованием введённых понятий формулируется цель(цели) программы развития. Для достижения поставленной цели (целей) выделяютсянаправления программы развития и определяютсязадачи по каждому направлению:
- Направление «…….»
Задача 1
Задача 2
….
- Направление «…….»
Задача 1
Задача 2
….
По направлению «….» отслеживание результативности проводится по следующим параметрам:
- …..
- ….
- …..
По направлению «….» отслеживание результативности проводится по следующим параметрам:
- …..
- ….
- …..
Система индикаторов и показателей, отражающих ход выполнения программы, а также их количественные показатели, могут уточняться в процессе реализации программы развития.
Целесообразный горизонт планирования программы развития – 5 лет. Этот срок обусловлен опытом проектирования и реализации программ развития в РФ. Для вновь создаваемых ОО возможно проектирование программы развития на более короткий период, но не менее 3 лет.
- Мероприятия Программы и комплексные проекты, обеспечивающие реализацию задач Программы
В данном разделе описываются основные сферы стратегических изменений. Каждый путь изменений расписан в форме проекта или программы: качество образовательных результатов, доступность качественного образования, качество образовательного процесса, воспитание и система дополнительного образования, здоровье и безопасность учащихся, управление, финансирование и др.
Их описание можно оформить в виде таблицы
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Цель: Создание … | |||
Решаемые проблемы: | |||
Задача_1: ………. | |||
Мероприятие 1. ……… | |||
Мероприятие 2. ……... | |||
Задача_2: ……... | |||
Мероприятие 1. ………. | |||
Мероприятие 2. ………. | |||
Мероприятие 3. ………. | |||
Мероприятие 4. ………. |
Проекты, разработанные по каждому направлению, целесообразно оформить в виде приложений.
Структура проекта:
- ключевые проблемы,
- замысел,
- социальный эффект,
- цель и задачи,
- этапы,
- календарный план мероприятий,
- критерии оценки и инструментарий,
- финансирование,
- орган контроля.
Проект всегда имеет цель, но в отличие от цели программы, цель проекта – гораздо конкретнее. Это может быть, например, отдельная задача.
Проект обязательно ограничен во времени. Отдельные проекты в рамках программы имеют собственную продолжительность, которая определяется не столько общей временной рамкой, а содержанием данного конкретного проекта, временем на достижение его результата.
При разработке проектов, особое внимание следует уделить ответам на следующие вопросы:
- Что должно быть сделано? Как это связано с целями и задачами региона, муниципалитета, программой развития в целом?
- Какие результаты должны быть достигнуты? Где можно их увидеть? Каковы индикаторы, критерии успешности?
- Как будет организован мониторинг хода реализации проекта?
- В каком виде и кому будут представляться результаты реализации проекта?
- Кто будет осуществлять реализацию проекта? Кого следует привлечь к реализации проекта?
- Какие дополнительные ресурсы потребуются для реализации проекта?
- Обоснование ресурсного обеспечения Программы
В данном разделе должны быть описаны механизмы и источники привлечения внебюджетных средств и средств бюджетов разных уровней, технология работы руководителя учреждения по привлечению дополнительных источников.
Стратегические программы развития должны основываться на федеральных и региональных законах, нормативах, программах. Одной из таких программ является Федеральная целевая программа развития образования.
Для финансового обеспечения мероприятий (проектов), разработанных в рамках Программы развития ОО, рекомендуем обратить внимание на различные целевые программы федерального и регионального уровней в сфере образования и науки. В частности, на целевые индикаторы, прописанные в Федеральной целевой программе развития образования на 2016 – 2020 годы и в Государственной программе Республики Саха (Якутия) "Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2019 годы".
Составим таблицу целевых индикаторов программ, указанных выше, в сфере общего образования, по которым возможно привлечение дополнительных средств на развитие ОО:
Государственная программа Республики Саха (Якутия) "Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2019 годы" | Федеральная целевая программа развития образования на 2016 – 2020 годы |
Разработка и реализация комплекса мер по созданию сети дошкольных образовательных учреждений различных типов и видов:
| Развитие современных механизмов, содержания и технологий общего и дополнительного образования:
|
Предоставление государственных услуг государственными учреждениями. Развитие общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования. Развитие системы оценки качества образования:
| Реализация мер популяризации среди детей и молодежи научно-образовательной и творческой деятельности, выявление талантливой молодежи:
|
Возможные мероприятия (проекты), разработанные в рамках Программы развития, финансирование которых предусмотрено Федеральной целевой программой развития образования:
- Привлечение организаций высшего и профессионального образования к работе с талантливыми детьми путем конкурсной поддержки проектов сезонных и заочных школ, конкурсов и олимпиад.
- Создание сетевых методических объединений
- Развитие научно-технического и инновационного творчества детей и молодежи
- Реализация механизмов вовлечения молодежи в активную социальную практику
- Совершенствование моделей и механизмов организации отдыха и оздоровления детей
- Разработка и реализация комплекса мер по формированию здорового образа жизни среди обучающихся.
- Пилотные проекты обновления содержания и технологий дополнительного образования путем поддержки на конкурсной основе
- Дополнительные общеобразовательные программы, в том числе для детей с особыми потребностями (одаренные дети, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации)
При разработке проектов, на которые планируется привлечение финансирования из федерального бюджета необходимо руководствоваться Приложением № 7 к Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы «Правила предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета юридическим лицам в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2016 – 2020 годы»
- Механизм реализации Программы
Термин «механизм» в данном случае употребляется в значении «система, определяющая порядок какого-нибудь вида деятельности».
В данном разделе необходимо, например, пояснить механизмы привлечения родительской общественности и заинтересованных организаций к участию в реализации Программы, каким образом будет организован учет их мнений и интересов, а также процедуры обеспечения публичности информации о ходе выполнения Программы и т. д.
Например,
Руководителем Программы является …., который:
- несет персональную ответственность за ее реализацию, конечные результаты, целевое и эффективное использование выделяемых на выполнение Программы финансовых средств, а также определяет формы и методы управления реализацией Программы;
- подготавливает проекты решений о внесении изменений в Программу и досрочном ее прекращении;
- разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные (индивидуальные) правовые акты (локальные акты), необходимые для выполнения Программы;
- подготавливает аналитические материалы о ходе реализации Программы;
- осуществляет ведение ежеквартальной отчетности реализации Программы;
- подготавливает при необходимости в установленном порядке предложения об уточнении мероприятий Программы на очередной финансовый год, уточняет затраты на реализацию мероприятий Программы, а также механизм ее выполнения;
- организует размещение на официальном сайте ОО в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации о ходе и результатах реализации Программы, финансировании ее мероприятий, привлечении средств внебюджетных источников.
В целях привлечения общественности к управлению Программой создается …... в составе ….
Основными задачами ……. являются:
- внесение предложений и рассмотрение тематики программных проектов;
- рассмотрение материалов о ходе реализации программных мероприятий и предоставление рекомендаций по их уточнению, а также рассмотрение итогов реализации Программы;
- ….
Программа разрабатывается рабочей группой, состав которой утверждается приказом руководителя образовательной организации.
Состав рабочей группы формируется из представителей администрации, педагогического коллектива и органов общественно-государственного управления, а также научных и других организаций, приглашаемых образовательной организацией в качестве независимых экспертов.
На стадии разработки Программы проект подлежит размещению на официальном сайте учреждения для публичного обсуждения. Предложения и замечания, поступающие к проекту Программы в ходе публичного обсуждения, носят рекомендательный характер.
Программа обсуждается и рассматривается на заседании коллегиального органа управления образовательной организации, по итогам которого принимается соответствующее решение.
Проект Программы подлежит обязательному согласованию с учредителем.
Для согласования программы с учредителем необходимо предоставить Программу развития, которая прошла стадию согласования и утверждения на уровне образовательной организации, в департамент образования (на бумажном и электронном носителе)
Программа размещается на официальном сайте организации. Организацией должен быть обеспечен открытый доступ родителей (законных представителей) обучающих данного учреждения к информации о ходе и результатах реализации Программы.
- Оценка социально-экономической эффективности Программы
В настоящее время социальное окружение рассматривает образовательную организацию как условие и/или инструмент выполнения своего образовательного задания, поэтому к ОО предъявляются требования как к инструменту – максимально соответствовать выполнению предназначенной функции. Особенно это заметно в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС), которые можно рассматривать как государственное задание, т.е. систему требований к образовательному учреждению. В условиях перехода на ФГОС предметом управления в Программе развития образовательного учреждения выступает повышение эффективности реализации государственного задания. Поэтому понятие «обновление школы» мы понимаем, как процесс создание условий для повышения эффективности реализации государственного задания.
Управление эффективностью предполагает единое понимание термина эффективность.
В современном менеджменте эффективность как характеристика деятельности отражает отношение результата как одного из «элементов» деятельности системы образования ко всем ее другим «элементам» – ценностям, потребностям, целям и средствам (затратам).
Таким образом, эффективность деятельности ОО может рассматриваться как отношение результатов его деятельности к ценностям современного образования. Под образованием понимается «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций, определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» (статья 2 Закона «Об образовании в Российской Федерации»). В этом случае оценка эффективности ОО позволяет говорить об инновационности его образовательной деятельности.
Отношение образовательной деятельности ОО к потребностям ребенка, общества, экономики позволяет судить о востребованности ОО как показателе его эффективности.
Отношение результатов образовательной деятельности ОО к целям, поставленным перед ним государственной образовательной политикой, позволяет выявить степень его устойчивости и надежности.
Наконец, отношение результатов образовательной деятельности к затратам позволяет говорить об экономической (в широком контексте) рациональности ОО как социальной системы, что является еще одним показателем ее эффективности.
Требования к программе развития ОО и пути их обеспечения
№ | ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММЕ | ОБЕСПЕЧЕНИЕ |
1. | Актуальность Программы, нацеленность на решение ключевых проблем данного ОО | Специальным проблемно-ориентированным анализом состояния дел |
2. | Прогностичность Программы, ориентация на удовлетворение социального заказа | Осуществлением прогнозирования изменений внешней среды, социального заказа, внутреннего потенциала сообщества ОО, последствий планируемых нововведений |
3. | Напряженность Программы, нацеленность на максимально возможные результаты при рациональном использовании имеющихся ресурсов | Оптимизационным мышлением авторов Программы с его нацеленностью на выбор наиболее рационального и экономичного из имеющихся вариантов |
4. | Реалистичность и реализуемость Программы, соответствие требуемых и имеющихся (в том числе возникающих в процессе выполнения Программы) возможностей | Обязательным просчетом всех возможностей, включая финансовые ресурсы, нацеленностью на реализацию Программы, а не на использование ее в качестве декларации или формального документа, который «требует начальство» |
5. | Полнота и системность Программы, отражение в ней системного характера ОО, охват всех подсистем и связей между ними и с внешней средой | Системностью мышления авторов Программы, опорой на системные представления об ОО |
6. | Стратегичность Программы, движение от общего и концептуального - к конкретике и детализации | Отказом от преждевременной детализации программных решений, выработкой стратегий обновления ОО |
7. | Контролируемость Программы | Максимально возможной точностью и операциональностью целей, задач, рубежей, ориентиров |
8. | Чувствительность к сбоям, гибкость Программы | Введением в Программу промежуточных контрольных точек для внесения в случае необходимости оперативных коррективов |
9. | Привлекательность Программы | Вовлеченностью в разработку Программы многих членов сообщества ОО, привлекательностью, разумной амбициозностью целей Программы, ясностью намерений руководства и последствий реализации Программы для подчиненных, всего коллектива |
10 | Интегрирующая, консолидирующая направленность Программы (по отношению к сообществу ОО) | Вовлеченностью членов сообществ в разработку Программы, принятием на себя части ответственности за выполнение Программы, интенсификацией общения и коммуникации в коллективе в ходе творческой работы над Программой, отказом от келейности в подготовке документа |
11 | Индивидуальность Программы, ее соответствие специфике ОО, его коллектива, авторский характер документа | Нацеленностью на решение специфических (а не глобальных) проблем ОО при максимальном учете и отражении особенностей ОО, отказом от практики написания Программ внешними специалистами без участия работников ОО |
12 | Информативность Программы | Полнотой структуры Программы и содержательностью описания нововведений |
13 | Логичность построения, обозримость, понятность для читателя | Четкой логической структурой, наличием оглавления, связок, шрифтовых выделений, языковой культурой, корректностью терминологии |
14 | Культура оформления Программы | Вниманием к единству содержания и внешней формы Программы, использованием современных технических средств |
Краткие итоги:
Программа развития образовательного учреждения выстроена в логике программно-целевого подхода, на основе проблемно-ориентированного анализа внутренней и внешней среды образовательного учреждения и направлена на разрешение ключевых проблем школы, требующих неотложного решения в ближайшее время, а также на модернизацию ресурсных возможностей, прежде всего кадровых, информационных, материально-технических и временных, которыми она обладает.
Программа должна быть нацелена на удовлетворение завтрашнего социального заказа, в ней должны быть учтены направления развития муниципальной системы образования.
Задачи Программы развития определяют веер проектов, которые будут реализованы. Представлены ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые показатели реализации Программы. Программа развития ставит перед собой именно ту цель и те задачи, которые коллектив реально может решить, на основе имеющихся ресурсов. Она управляема, контролируема, открыта.
В Программе развития необходимо сосредоточиться на изменении правовых, организационных, финансовых, управленческих и материальных условий обеспечения образовательного процесса в направлении повышения качества, доступности и эффективности.
В ходе процесса разработки Программы руководитель выявляет собственную позицию к происходящим изменениям в социальном контексте, анализирует потенциал развития своего образовательного учреждения в новых условиях и берет на себя ответственность за новые цели развития и способы их достижения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модернизация системы воспитательной деятельности образовательных организаций в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Будущее России, наши успехи зависят от образования. Путь развития к 2020 году определён – это инновации. ...
Презентация к выступлению на городском семинаре "Инновационная деятельность образовательной организации в рамках федеральной инновационной площадки сетевой программы «Школьная лига Роснано"
Презентация к выступлению на городском семинаре "Инновационная деятельность образовательной организации в рамках федеральной инновационной плащадки сетевой программы "Школьная лига Роснано&q...
Сетевое взаимодействие при организации внеурочной деятельности образовательной организации в условиях отдаленности территории
На современном этапе сетевая организация совместной деятельности рассматривается в качестве наиболее актуальной, оптимальной, эффективной формой достижения целей в любой сфере, в том числе образовател...
«Разработка специальной индивидуальной программы развития (СИПР) обучающегося с ОВЗ в образовательной организации»
Презентация...
УСТАВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ТУШНИНСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕНГИЛЕЕВСКИЙ РАЙОН» УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАС
Устав образовательной организации как основа деятельности образовательной организации (на примере Муниципального образовательного учреждения тушнинской средней общеобразовательной школы му...
Программа по развитию социальной активности учащихся в условиях образовательной организации
Особую значимость в формировании социальной активности личности приобретает воспитательная работа в рамках осуществления профессиональной деятельности образовательной организацией. Цель программы...
МЗ Приказ № 10-1 о проведении тематических контрольных мероприятий «Организация деятельности образовательных организаций по выполнению муниципального задания на оказание муниципальных услуг»
МЗ Приказ № 10-1 о проведении тематических контрольных мероприятий «Организация деятельности образовательных организаций по выполнению муниципального задания на оказание муниципальных услу...