Обеспечение эффективности реализации программы по выявлению и сопровождению одаренных детей
проект на тему
Современные условия жизни и требования быстро меняющейся действительности выдвигают на первый план необходимость целенаправленного образования, способствующего появлению людей, имеющих одаренность в той или иной сфере деятельности. Поэтому для нынешних образовательных организаций, особенно дошкольных и общего образования, важно наличие продуманной, методически оправданной Программы по выявлению и сопровождению одаренных детей (далее – ОД).
Выявление ОД может начинаться уже на дошкольном этапе на основе наблюдений за ребенком, тщательного изучения его психологических особенностей, познавательных способностей, а также анализа результатов творческий деятельности.
Для планомерной и плодотворной работы с такими детьми важно знать их особенности и учитывать в своей работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gbu_litsey_3.doc | 99.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение
«Лицей с углубленным изучением отдельных предметов со ступенью дошкольного образования №3»
городского округа Химки Московской области
Практико-значимая работа
по курсу:
«Основа проектирования системы работы с одарёнными детьми»
Тема: Обеспечение эффективности реализации
Программы по выявлению и сопровождению одаренных детей
Авторы проекта:
Нефедова С.Н., учитель химии МАОУ Лицей № 21
Смирнова Ю.В., ст. воспитатель МДОУ ДС № 2 «КАЛИНКА»
Богомолова И.И., учитель нач. классов МБОУ Лицей №11
Володина М.А., воспитатель МАДОУ Д/с КВ № 13 «Умка»
Епишина А.Г., педагог – психолог МОУ СОШ № 2
Проверила:
Запалацкая В.С. главный советник при ректоре МГОУ,
кандидат педагогических наук
2017 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Современные условия жизни и требования быстро меняющейся действительности выдвигают на первый план необходимость целенаправленного образования, способствующего появлению людей, имеющих одаренность в той или иной сфере деятельности. Поэтому для нынешних образовательных организаций, особенно дошкольных и общего образования, важно наличие продуманной, методически оправданной Программы по выявлению и сопровождению одаренных детей (далее – ОД).
Выявление ОД может начинаться уже на дошкольном этапе на основе наблюдений за ребенком, тщательного изучения его психологических особенностей, познавательных способностей, а также анализа результатов творческий деятельности.
Для планомерной и плодотворной работы с такими детьми важно знать их особенности и учитывать в своей работе. Одарённые дети:
- более восприимчивы к учению;
- имеют большую познавательную потребность;
- испытывают только положительные эмоции от получения новых знаний,
- любят заниматься умственным трудом;
- стремятся к познавательно – исследовательской деятельности, к самостоятельному получению знаний, фактов, к поиску новой информации, необходимой ОД для проявления своей одаренности;
- имеют большую склонность к творческой активности;
- проявляют наибольшую чувствительность к разного рода проблемам, оригинальность и гибкость мышления, находя новые и необычные пути их решения;
- имеют лидерские качества, желание отстаивать свою точку зрения, которая часто отличается от общепринятых, стремление противостоять мнению большинства;
вследствие чего имеют более высокие по отношению к остальным сверстникам интеллектуальные и творческие способности, находят оригинальные возможности и способы их проявления.
Чувствительность ОД, желание противопоставить себя обществу зачастую создают ряд проблем при работе с ними. При наличии ярко выраженных положительных моментов, включающих в себя проявление детьми своих способностей и чувство гордости у педагогов и родителей за такого ребенка, имеются и негативные стороны одаренности, которые проявляются:
- в поведенческих отклонениях;
- эгоцентричности;
- неспособности выслушать собеседника;
- бестактности;
- стремлении командовать сверстниками;
- бескомпромиссности.
Также, как правило, интеллектуально одаренные дети физически слабо развиты, им неинтересна школьная программа. Вследствие чего в образовательных организациях ровесники и взрослые испытывают трудности при общении с ОД.
Если такой ребенок попадает в ситуацию, когда ему не позволяется вести себя так, как он хочет, демонстрировать свои возможности, лидерские качества, как правило, он становится агрессивным, может вести себя неадекватно (использовать нецензурную брань, драться, ломать и портить окружающие его предметы и т.п.). Хотя возможно проявление и противоположной реакции одаренного ребенка на различные ситуации: исчезновение интереса к окружающему миру, кроме тех сторон действительности, что его привлекают больше всего и дают возможность раскрыться его таланту.
Таким образом, можно сделать вывод, что одаренный ребенок – это ребенок, который развивается не так как все. Всемирная организация здравоохранения квалифицирует одарённых детей, как детей «группы риска», «наряду с детьми алкоголиков, малолетними правонарушителями». Такие дети требуют других взаимоотношений, другого подхода к их воспитанию, развитию и обучению Им также необходимы специальные индивидуальные программы, тщательно подготовленные учителя, учебные заведения, в которых он будет развивать свои способности, в которых знают и учитывают особенности и проблемы при работе с ОД.
Чтобы работа с детьми, проявляющими признаки одаренности, велась плодотворно, чтобы образование соответствовало их запросам и потребностям, важно наличие педагогических кадров, психологически, теоретически и практически готовых к работе с одарёнными детьми, а также наличие тщательно продуманной Программы по их выявлению и сопровождению.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Государственное бюджетное учреждение «Лицей с углубленным изучением отдельных предметов со ступенью дошкольного образования №3» расположено в наукограде. Его посещают около 1200 обучающихся (200 воспитанников, 1000 учащихся). Педагогический состав включает в себя 80 учителей и 30 педагогов дошкольного образования. Лицей находится в элитном районе и имеет тесные связи с ВУЗами физико – математического и биолого – химического направления, а также рядом предприятий, на которых старшеклассники имеют возможность проходить трудовую практику.
Для работы с одаренными детьми наличествует хорошая материально – техническая база, высококвалифицированные педагоги. Практикуются некоторые подходы в работе с ОД:
- Благодаря наличию в лицее ступени дошкольного образования имеется возможность на ранней стадии выявлять способности каждого ребенка.
- Ведется подбор таких технологий работы с детьми и родителями, которые дадут наилучший результат по развитию способностей детей и возможность получения ими наивысшего результата.
- Внедряются здоровьесберегающие технологии, которые дают возможность оздоравливать детей и укреплять их иммунитет (например, бассейн, фито-аромотерапия, соляные пещеры, витаминизация и сбалансировка питания и т.п.).
- Психологи работают над выявлением детей со скрытыми способностями, мотивированием их к получению знаний.
- В лицее ведется более углубленное, практически направленное изучение предметов естественно – математического цикла.
- Взаимодействие с ВУЗами дает возможность использовать научный педагогический состав для составления программ обучения ОД и ведения образовательной деятельности в лицее.
- Сотрудничество с профилирующих предприятиями дает возможность ведения практических занятий на их базе.
- Тесные связи с ВУЗами и предприятиями позволяет расширить возможность для ведения проектной деятельности.
- Введение платных дополнительных образовательных услуг позволяет расширить образовательные возможности лицея.
- Лицей систематически участвует в разнообразных конкурсах для получения грантов на улучшение материально – финансового состояния.
- Совершенствуется материально – техническая база для внедрения технологий работы с одаренными детьми и детьми с ОВЗ (тренажеры, дидактическое оборудование, адаптированные программы, привлечение специалистов в области психологии, медицины, реабилитационной терапии, физиотерапии, тьюторства) с привлечением спонсоров.
Но существует ряд проблем, которые не позволяют в полной мере осуществлять работу с одаренными детьми:
- Администрация имеет малый опыт административной работы, вследствие чего не может полноценно организовать работу в том направлении.
- Большинство учителей психологически не готовы к внедрению нового, имеют низкую саморефлексию, не стремятся к повышению своей квалификации.
- Учителя пассивны, не осваивают новые технологии для использования в работе с ОД.
- Родители переносят воспитательные и образовательные задачи на лицей, невнимательны к успехам своих детей.
- Вследствие чего дети не получают поддержку родителей в развитии своих способностей и не мотивированы на получение высоких результатов.
- Разный уровень знаний вновь пришедших детей и многонациональный состав обучающихся (беженцы, мигранты) снижает эффективность работы в этом направлении.
- Нет возможности отсеивания слабых детей для усиления результативности в работе с ОД.
- Имеются дети с ОВЗ, для работы с которыми необходимо уделять также много времени.
Для решения этих проблем в рамках разработанного проекта к 2019 году планируется создание полноценной развивающей предметно – пространственной среды и кадрового обеспечения для работы с ОД.
Для реализации поставленной цели необходимо добиться выполнения ряда промежуточных результатов:
- апробирована и скорректирована разработанная Программа по выявлению и сопровождению ОД;
- сформирован творческий квалифицированный актив педагогов, успешно реализующих Программы работы с ОД;
- сформирована культура общения педагогов с родителями по формированию условий для развития ОД.
Показателями достижения этих результатов станут следующие факты:
в период с 2017 до 2019 г. в лицее
- повысится количество ОД с 20% до 60%;
- динамика успеваемости обучающихся возрастет на 35-45%;
- увеличится количество участников олимпиад и конкурсов различных уровней с 20% до 60%;
- налаженная педагогами система профилактических и оздоровительных мероприятий с учетом возраста и индивидуального физического развития ребенка позволит повысить индекс здоровья ОД на 50% и более;
- повысят уровень своей квалификации по вопросам работы с ОД от 10 до 15 педагогов лицея;
- педагоги примут участие в разнообразных мероприятиях (от 5 до 10 мероприятий) по обмену опытом работы на уровне района;
- педагоги на 40% активнее станут принимать участие в конкурсах различного уровня;
- повысится удовлетворенность родительской общественности качеством и количеством образовательных услуг лицея на 45%;
- увеличится количество совместных с родителями и спонсорами внеклассных мероприятий на 50%;
- повысится педагогическая просвещенность родительской общественности по вопросам поддержки развития одаренных детей на 50%.
Источниками проверки данных показателей мы можем считать следующее документальное подтверждение:
- итоги внутреннего контроля и результаты педагогической диагностики предыдущих лет;
- грамоты и дипломы призеров детских конкурсов и олимпиад;
- результаты ежегодной диспансеризации, анализ заболеваемости, медицинские справки и заключения;
- удостоверения установленного образца о прохождении курсовой подготовки педагогами;
- программы мероприятий, конспекты выступлений, сертификаты об участии в мероприятии;
- грамоты и сертификаты об участии педагогов в конкурсах различного уровня, расположение материалов конкурсов в интернет – пространстве;
- результаты опросов, анкетирования, интернет – голосования на сайте лицея, НОКО;
- фотоотчеты, информационные листки стенгазеты, статьи на сайте лицея, презентации по итогам мероприятий;
- оформленные совместные проекты обучающихся и родителей, протоколы родительских собраний (отметки об активном участии родителей в проведении собраний), похвальные листы, благодарности родителям за участие в воспитании, развитии и обучении ОД.
Для достижения данных результатов необходимо спланировать и реализовать специальную деятельность по внедрению проекта в деятельность лицея. Для того, чтобы разработать, апробировать и скорректировать Программу по выявлению и сопровождению ОД, необходимо выполнить следующие действия:
- проанализировать Программу по выявлению и сопровождению ОД; проанализировать состояние материально - технической базы на предмет недостающего оборудования для обеспечения деятельности обучающихся по направлениям естественно - математического цикла;
- создать /усовершенствовать единую систему мониторинга и педагогической диагностики по отслеживанию качества образования и сформированности личностных качеств обучающихся;
- сформировать банк ОД лицея;
- стимулировать интерес обучающихся к разнообразным видам деятельности; вовлечь обучающихся с учетом возрастных особенностей в соревновательную деятельность;
- отработать механизм официальной регистрации проектной инновационной экспериментальной деятельности с нормативно - правовой позиции;
- усилить профилактическую и оздоровительную деятельность дошкольной и школьной ступени;
- улучшить материально - техническую базу по оснащению кабинетов и других помещений лицея необходимым оборудованием, методической и дидактической литературой и материалами для более плодотворной и эффективной работы с ОД; продолжить работу с шефами (ВУЗы, предприятия) по укреплению материально - технической базы лицея;
- обеспечить ОД из малообеспеченных семей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, дополнительной учебно - дидактическими материалами, канцелярскими принадлежностями;
- выявлять детей со скрытыми способностями и заинтересовать их в развитии своих способностей;
- наладить сотрудничество с ДДТ для обеспечения получения дополнительного образования ОД по направлению их развития или по интересам;
- наладить контакты с Администрацией города по вопросам назначения ежегодных муниципальных стипендий ОД.
Основным источником ресурсного обеспечения данного плана действий является, в основном, бюджет лицея, а также привлекаемые дополнительно спонсорские средства.
Для формирования творческого квалифицированного актива педагогов, успешно реализующих Программы работы с ОД, необходимо выполнить следующие действия:
- направить на курсы повышения квалификации педагогов, работающих по направлению выявления и поддержки ОД;
- скорректировать существующую систему управления качеством образования и внутреннего контроля;
- стимулировать педагогический состав, работающий с ОД, денежными средствами, путевками в лечебно - профилактические учреждения, грамотами; создать условия для профессионального роста через наставничество, обучение в «Школе молодого педагога», ВУЗах города;
- провести очередную и досрочную аттестацию педагогического состава для повышения престижа лицея и саморефлексии педагогов;
- поощрять инициативу и творчество, самостоятельность, саморазвитие; организовать участие педагогов в различных мероприятиях по обмену опытом; пополнить библиотеку методической литературой материалами по работе с ОД; стимулировать педагогов лицея к участию в конкурсах различного уровня для повышения их самооценки и статуса учреждения;
- обобщить накопленный опыт работы по развитию и обучению ОД через публикации в СМИ, интернет - порталах, методической литературе и периодических изданиях.
Основными источниками ресурсного обеспечения данного плана действий являются, стимулирующий фонд лицея, бюджет города, Министерство финансов области, а также средства, получаемые за предоставление платных образовательных услуг.
Для формирования культуры общения педагогов с родителями по формированию условий для развития ОД, их педагогического просвещения в данном вопросе планируется реализовать следующие действия:
- ознакомить родителей с Программой по выявлению и поддержке ОД;
- проводить эффективную работу с семьями группы риска;
- вовлечь родителей в проектную и профориентационную деятельность;
- вовлечь наиболее активных родителей в деятельность Попечительского и Управляющего советов;
- привлечь родителей к спонсорской деятельности;
- проводить просветительскую деятельность среди родителей по вопросам выявления, сопровождения и развития ОД;
- организовать и обеспечить деятельность летнего оздоровительного и тематического лагеря для ОД;
- наладить через родителей сотрудничество с ВУЗами и предприятиями по оказанию шефской помощи лицею.
Основными источниками ресурсного обеспечения данного плана действий является бюджет лицея, города, средства спонсоров.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате реализации проекта «Обеспечение эффективности реализации Программы по выявлению и сопровождению одаренных детей», при создании полноценной развивающей предметно – пространственной среды и кадрового обеспечения для работы с ОД мы получим следующие эффекты:
- ОД будут мотивированы на получение высоких результатов;
- ОД даже с низким уровнем успеваемости повышают свои результаты;
- повысится количество ОД;
- увеличится количество участников олимпиад и конкурсов различных уровней;
- увеличится количество учащихся, успешно сдающих ОГЭ, ЕГЭ и поступающих в ВУЗы;
- ОД получают поддержку родителей в развитии своих способностей;
- родители проявляют активный интерес к учебе своих детей и участию в проекте;
- созданы педсообщества разных ОО по обмену опытом по работе с ОД;
- в лицее улучшится состояние материально - технической базы;
- педагоги лицея повысят уровень своей квалификации по вопросам работы с ОД;
- повысится качество образования;
- заводы не испытывают дефицит в талантливых выпускниках;
- ВУЗы получают достаточное количество абитуриентов.
ЛИТЕРАТУРА
Нормативно-правовая база
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ.
- Постановление Правительства Российской Федерации «Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007 – 2010 годы» от 21.03.2007. № 172 (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.08.2007 № 511) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://referent.mubint.ru/security /1/110471/1#h1074.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. №295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы»
- Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
Учебно-методическая литература:
- Гальтон, Ф. Наследственность таланта, ее законы и последствия [Текст] / Ф. Гальтон. – М.: Изд-во «Мысль», 1996. – 270 с.
- Запалацкая, В.С. Региональная система работы с одаренными детьми [Текст] / В.С. Запалацкая.- М.: АСОУ, 2014. – 147 с.
- Запалацкая, В.С. Интеллектуальные достижения в образовательных средах [Текст] / В.С. Запалацкая.- М.: МГОУ, 2016. – 116 с.
- Ясвин, В. А. Образовательная среда. От моделирования к проектированию. [Текст] / В. А. Ясвин; под ред. В. И. Панова. – М.: Изд-во «Смысл», 2001. – 365 с.
Дополнительная литература:
- Асеев В.Г. Социальные нормативы и социальное планирование. – М., 1995.
- Штерн, В. Умственная одаренность: психологические методы испытания умственной одаренности и их применение к детям школьного возраста [Текст] / В. Штерн. – СПб.: Изд-во «Союз», 1997. – 128 с.
Интернет-ресурсы:
- Сайт Министерства образования, наук и инновационной политики Новосибирской области. Страница «Одаренные дети» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.edunso.ru/node/3229.
- Сайт Специализированного учебно-научного центра (факультета) – школы-интерната имени А. Н. Колмогорова Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://internat.msu.ru/?page_id=275.
- Госполитика в образовании [Электронный ресурс] -http://mon.gov.ru/edu-politic/priority.
- Материалы сайта Министерства образования и науки РФ - http://mon.gov.ru/
- http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2012/03/14/aktualnye-problemy-v-rabote-pedagoga-s-odaryonnymi-detmi
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Выявление, поддержка и сопровождение одаренных детей в условиях сельской школы, реализация их потенциальных возможностей"
Данный проект показывает систему деятельности и организации работы с одаренными и талантливыми детьми. ...
Модель по выявлению и сопровождению одаренных детей в учебном учреждении.
Из опыта работы с одаренными детьми....
Ресурсы в выявлении и сопровождении одаренных детей
Основной целью создания системы выявления и сопровождения одаренных детей в гимназии является создание условий для развития способностей учащихся образовательного учрежденияЗадачи:1.Обеспе...
Статья "Выявление и сопровождение одаренных детей в рамках взаимодействия вуза и школы
УДК 371 ВЫЯВЛЕНИЕ И СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В РАМКАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗА И ШКОЛЫ THE IDENTIFICATION AND SUPPORT OF GIFTED CHILDREN THE FRAMEWORK OF INTERACTION BETWEEN THE UNIVERSITY AND S...
«Программа работы по выявлению и сопровождению одаренных детей по физической культуре».
laquo;Программа работы по выявлению и сопровождению одаренных детей по физической культуре»....
Модель выявления и сопровождения одаренных детей
Особенности работы с высокомотивированными детьми...
Программа семинаров "Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей: от теории к практике
Методические разработки семинаров и рекомендации по работе с одаренными детьми в образовательных организациях: информационно-методическое и психологическое сопровождение педагогов ОО по работе с одаре...