Вариативность видов и форм внеурочной деятельности
опыты и эксперименты по теме

Филимонова Ольга Вячеславовна

В статье приводятся примеры организации внеурочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вариативность форм и видов организации

внеурочной деятельности

Филимонова О.В., заместитель директора

МБОУ «Средняя школа № 21 им. Н.И. Рыленкова» г. Смоленска

Цель организации внеурочной деятельности: достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы на уровне начального общего образования. Грамотно организованная внеурочная деятельность с привлечением не только учителей начальных классов, но и учителя-логопеда, педагога-психолога, учителей-предметников способствует  успешной адаптации ребёнка, созданию благоприятных условий для развития его личности. При организации внеурочной деятельности в нашей школе прослеживается вариативность содержания и механизмов реализации внеурочной деятельности: разнообразие тематики, форм, видов деятельности.

Какие же модели используем мы? Это:

Спортивно-оздоровительное направление

Формируемые ценности

Преимущественные виды деятельности

Формы организации

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.

Обучение способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья, основам безопасной жизнедеятельности через игры, Дни здоровья, спортивные праздники, решение ситуационных задач, а также практические занятия на сохранения правильной осанки, профилактику плоскостопия, сколиоза, укрепления мышечного пояса.

Кружок

«Азбука здоровья»

Программа составлена на основе авторской программы «Здоровейка» Смирнова Н.К.

Духовно-нравственное направление

Формируемые ценности

Преимущественные виды деятельности

Формы организации

    Направлено на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных

Через  

на теоретические: беседа, анализ ситуации, работа с литературным, базовым материалом: рассказ, стихи, былины, сказки, наглядный материал и практические:  рисунки на заданную тему, посещение библиотеки, социокультурные тренинги.

При проведении занятий применяются различные формы организации работы: ресурсные круги, работа в группе, в паре.

Мастерская самостроительства «Истоки» Программа составлена на основе авторской программы А.В. Камкина «Истоки».

Социальное направление

Формируемые ценности

Преимущественные виды деятельности

Формы организации

Социальная ответственность, направленная на В процессе работы по программе дети овладевают способами творческой деятельности, приобретают опыт творческой работы и усваивают ценности и нормы отношений в творческом процессе

 Через практические занятия, исследовательскую деятельность, презентации, самостоятельную работу обучающихся с выполнением различных заданий,  творческие дела, участие в соревнованиях

Практическая лаборатория «Учусь творчески мыслить»

Составлен на основе авторской программы Н.Д. Алексеева, А.С.Исаенко, Т.И.Кузей. В основе лежит технология развития творческого мышления обучающихся «Учусь творчески мыслить» Ю.Б. Гатанова.

Общекультурное направление

Формируемые ценности

Преимущественные виды деятельности

Формы организации

Гармония и красота

Данный курс способствует раскрытию творческого потенциала каждого ребёнка, помогает овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения, привить через театр интерес к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней, научить творчески относиться к любой работе.

Через театральные игры и упражнения, беседы, иллюстрирование, мастерские образа,  костюма, декораций, инсценирование прочитанного произведения,  работу в малых группах, Парад музыкальных сказок

Творческая студия

 «Музыкальный театр»

Программа составлена на основе программы курса «Театр» для начальной школы И.А. Генералова (УМК «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008);

- программы обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр» Е.Р. Ганелина (Санкт – Петербургская государственная академия театрального искусства. Кафедра основ актёрского мастерства).

Общеинтеллектуальное направление

Формируемые ценности

Преимущественные виды деятельности

Формы организации

Нравственный смысл учения: формирование основ гражданской идентичности личности,  психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества; развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма, развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:

Участие в конкурсах и мероприятиях интеллектуальной направленности, приобретения навыков проектной деятельности, творческие работы (проекты, сообщения),задания на смекалку; решение и составление ребусов; решение логических задач; упражнение на распознавание геометрических фигур; решение нестандартных, топологических задач; решение геометрических задач; моделирование, конструирование, доконструирование, переконструирование различных силуэтных объектов (для выполнения заданий такого характера используются счетные палочки, листы бумаги и картона, пластилин, мягкая проволока, оригами); дидактические игры «Геоконт», «Шахматы»,  «Пифагор», «Выложи из спичек», « Собери узор», « Одним росчерком», «Выполни симметрично», «Узнай фигуру» и др.; графические диктанты: «Пирамида», «Кувшин», «Белочка», «Киска», «Собачка» и др..

Курс «Наглядная геометрия»

 Программа разработана на основе программы факультативного курса «Элементы геометрии в начальных классах», 1-4 кл. Шадриной И.В., авторской программы  Т.В. Жильцовой «Наглядная геометрия».

Представленные курсы способствуют достижению следующих результатов

1. Приобретение обучающимися социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни через использование игровых техник и технологий: интеллектуальное лото, этический тренинг, базар пословиц, альбом-эстафета, исторический экскурс и т.п.).

2. Формирование позитивного отношения обучающихся к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом: через личностно-ориентированные технологии с использованием таких форм, как  мастерская общения, личный дневник, живая газета, академия вежливости,  и т.п.).

3. Приобретение обучающимися опыта самостоятельного социального действия. Помогает в этом проектная деятельность, проблемно-диалогическая технология, а также технология оценивания.

        Благодаря этому школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми



Предварительный просмотр:

Вариативность форм и видов организации

внеурочной деятельности

Филимонова О.В., заместитель директора

МБОУ «Средняя школа № 21 им. Н.И. Рыленкова» г. Смоленска

Цель организации внеурочной деятельности: достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы на уровне начального общего образования. Грамотно организованная внеурочная деятельность с привлечением не только учителей начальных классов, но и учителя-логопеда, педагога-психолога, учителей-предметников способствует  успешной адаптации ребёнка, созданию благоприятных условий для развития его личности. При организации внеурочной деятельности в нашей школе прослеживается вариативность содержания и механизмов реализации внеурочной деятельности: разнообразие тематики, форм, видов деятельности.

Какие же модели используем мы? Это:

Спортивно-оздоровительное направление

Формируемые ценности

Преимущественные виды деятельности

Формы организации

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.

Обучение способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья, основам безопасной жизнедеятельности через игры, Дни здоровья, спортивные праздники, решение ситуационных задач, а также практические занятия на сохранения правильной осанки, профилактику плоскостопия, сколиоза, укрепления мышечного пояса.

Кружок

«Азбука здоровья»

Программа составлена на основе авторской программы «Здоровейка» Смирнова Н.К.

Духовно-нравственное направление

Формируемые ценности

Преимущественные виды деятельности

Формы организации

    Направлено на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных

Через  

на теоретические: беседа, анализ ситуации, работа с литературным, базовым материалом: рассказ, стихи, былины, сказки, наглядный материал и практические:  рисунки на заданную тему, посещение библиотеки, социокультурные тренинги.

При проведении занятий применяются различные формы организации работы: ресурсные круги, работа в группе, в паре.

Мастерская самостроительства «Истоки» Программа составлена на основе авторской программы А.В. Камкина «Истоки».

Социальное направление

Формируемые ценности

Преимущественные виды деятельности

Формы организации

Социальная ответственность, направленная на В процессе работы по программе дети овладевают способами творческой деятельности, приобретают опыт творческой работы и усваивают ценности и нормы отношений в творческом процессе

 Через практические занятия, исследовательскую деятельность, презентации, самостоятельную работу обучающихся с выполнением различных заданий,  творческие дела, участие в соревнованиях

Практическая лаборатория «Учусь творчески мыслить»

Составлен на основе авторской программы Н.Д. Алексеева, А.С.Исаенко, Т.И.Кузей. В основе лежит технология развития творческого мышления обучающихся «Учусь творчески мыслить» Ю.Б. Гатанова.

Общекультурное направление

Формируемые ценности

Преимущественные виды деятельности

Формы организации

Гармония и красота

Данный курс способствует раскрытию творческого потенциала каждого ребёнка, помогает овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения, привить через театр интерес к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней, научить творчески относиться к любой работе.

Через театральные игры и упражнения, беседы, иллюстрирование, мастерские образа,  костюма, декораций, инсценирование прочитанного произведения,  работу в малых группах, Парад музыкальных сказок

Творческая студия

 «Музыкальный театр»

Программа составлена на основе программы курса «Театр» для начальной школы И.А. Генералова (УМК «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008);

- программы обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр» Е.Р. Ганелина (Санкт – Петербургская государственная академия театрального искусства. Кафедра основ актёрского мастерства).

Общеинтеллектуальное направление

Формируемые ценности

Преимущественные виды деятельности

Формы организации

Нравственный смысл учения: формирование основ гражданской идентичности личности,  психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества; развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма, развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:

Участие в конкурсах и мероприятиях интеллектуальной направленности, приобретения навыков проектной деятельности, творческие работы (проекты, сообщения),задания на смекалку; решение и составление ребусов; решение логических задач; упражнение на распознавание геометрических фигур; решение нестандартных, топологических задач; решение геометрических задач; моделирование, конструирование, доконструирование, переконструирование различных силуэтных объектов (для выполнения заданий такого характера используются счетные палочки, листы бумаги и картона, пластилин, мягкая проволока, оригами); дидактические игры «Геоконт», «Шахматы»,  «Пифагор», «Выложи из спичек», « Собери узор», « Одним росчерком», «Выполни симметрично», «Узнай фигуру» и др.; графические диктанты: «Пирамида», «Кувшин», «Белочка», «Киска», «Собачка» и др..

Курс «Наглядная геометрия»

 Программа разработана на основе программы факультативного курса «Элементы геометрии в начальных классах», 1-4 кл. Шадриной И.В., авторской программы  Т.В. Жильцовой «Наглядная геометрия».

Представленные курсы способствуют достижению следующих результатов

1. Приобретение обучающимися социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни через использование игровых техник и технологий: интеллектуальное лото, этический тренинг, базар пословиц, альбом-эстафета, исторический экскурс и т.п.).

2. Формирование позитивного отношения обучающихся к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом: через личностно-ориентированные технологии с использованием таких форм, как  мастерская общения, личный дневник, живая газета, академия вежливости,  и т.п.).

3. Приобретение обучающимися опыта самостоятельного социального действия. Помогает в этом проектная деятельность, проблемно-диалогическая технология, а также технология оценивания.

        Благодаря этому школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Направления и формы внеурочной деятельности по ФГОС.

Презентация на тему "Направления и формы внеурочной деятельности по ФГОС" ....

школьный интеллектуальный клуб - как форма внеурочной деятельности

Материал очень старый. Это не руководство к действию, а скорее информация к размышлению. Кстати, клуб, пусть и в несколько модифиицрованном виде существует и по сей день. В 2021 году ему исполнилось 2...

Опыт работы "Предметная неделя по кубановедению как одна из форм внеурочной деятельности в системе преподования курса"

Описание опыта работы по организации внеурочной деятельности в форме предметной недели. Модель предметной недели....

Туризм как форма внеурочной деятельности по физике.

Статья - обобщение опыта внеурочной деятельности на границе физики и туризма и презентация с тезисами статьи....

Формы внеурочной деятельности в процессе обучения английскому языку

Внеурочная работа по английскому языку имеет большое обучающее, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет знания языка, но также способствует расши...

Проектная деятельность как одна из форм внеурочной деятельности

Выступление на кафедре естественно-математического цикла...

"Проектная деятельность как форма внеурочной деятельности"

Статья «Проектная деятельность как форма внеурочной деятельности» Класс: 10 БУчитель: Мараник Любовь Викторовна Проектная деятельность также активно применяется мною   ...