Система воспитательной работы в ГБПОУ «УИ ТЛТУ»
статья на тему
Составляющие системы воспитательной работы на уровне техникума и уровне группы одинаковы, но имеют свои особенности функционирования. Это:
- информационно-аналитическая деятельность, с которой начинается и которой заканчивается любое педагогическое воздействие, рассчитанное на определенный временной период;
- воспитание в процессе обучения;
- внеурочная воспитательная работа по направлениям;
- деятельность студенческого самоуправления;
- работа с родителями;
- работа со вспомогательными службами техникума, социальными партнерами в городе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_sistema_vospitatelnoy_raboty_v_tehnikume.docx | 16.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Система воспитательной работы в ГБПОУ «УИ ТЛТУ»
Туранчиева Т.А.
Солоненчук И.О.
Внедрение новых технологий, компьютеризация, рост ответственности и необходимость выживания фирм в жестких условиях автоматически оставляет безработными тех, кто не владеет необходимыми компетенциями. Комплекс критериев, которыми оперирует работодатель, позволяет корректировать учебно-воспитательный процесс в училище так, чтобы профессионально подготовленный выпускник соответствовал требованиям конкретной профессиональной деятельности.
К наиболее важным критериям эффективности профессионального образования мы относим показатели, связанные с воспитанием и развитием личности обучающегося: формирование профессионально-важных, духовно-нравственных качеств, прописанных в моделях выпускника по определенной профессии. Главной целью образовательного процесса в нашем техникуме является развитие компетенций выпускника как условие достижения устойчивого социального положения в меняющихся профессиональных и жизненных ситуациях.
Успешность процесса воспитания зависит от многих показателей системы управления: планирования воспитательного процесса, реализации, проверки результатов, анализа и необходимой корректировки.
Обеспечить качество воспитания возможно, если учитывать следующие критерии оценки: качество целей; качество содержания воспитательной работы; качество деятельности мастера производственного обучения, отвечающего за работу с группой; качество деятельности обучающихся; качество результата.
На основе концептуальной модели воспитательной системы простроена и внедрена система воспитательной работы, которая основана на определенных принципах. На всех уровнях воспитательного процесса используется программно-целевой метод управления. В техникуме создана комплексно-целевая программа «Я-Человек». Цель программы: социализация личности обучающегося через организацию урочной и внеурочной деятельности. Она включает в себя целевые программы: «Патриот», «Правопорядок», «Здоровье», «Творчество». Созданы условия по реализации направлений воспитания, простроена система студенческого самоуправления. Продумана система педагогического воздействия на воспитательный процесс.
Составляющие системы воспитательной работы на уровне техникума и уровне группы одинаковы, но имеют свои особенности функционирования. Это:
- информационно-аналитическая деятельность, с которой начинается и которой заканчивается любое педагогическое воздействие, рассчитанное на определенный временной период;
- воспитание в процессе обучения;
- внеурочная воспитательная работа по направлениям;
- деятельность студенческого самоуправления;
- работа с родителями;
- работа со вспомогательными службами техникума, социальными партнерами в городе.
Центральной фигурой по организации воспитательного процесса в нашем учреждении является мастер производственного обучения, отвечающий за группу, который осуществляет социально-педагогическое сопровождение каждого обучающегося своей группы. Он реализует функции воспитателя, организатора творческой деятельности обучающихся, создает условия для развития их задатков и способностей, а главное осуществляет социально-педагогическое сопровождение каждого обучающегося группы (а не только мотивированных или трудных), защищает обучающихся группы в трудных для них ситуациях, демонстрирует образец достойного взрослого, как пример для подражания, поддерживает инициативы обучающихся в проектировании собственной деятельности, поощряет самостоятельность, творчество, учит решать конфликты и является доверенным лицом учащихся, их советчиком и старшим другом.
Большим подспорьем в работе мастера производственного обучения, отвечающего за работу с группой, является медико-социально-психолого-педагогическая-служба, методическая комиссия «Наставник». Деятельность методической комиссии направлена как на теоретическую подготовку, так и поиск новых форм успешного практического решения проблемы социально-педагогического сопровождения каждого обучающегося в процессе воспитания. Комиссией определены методы воспитания и перевоспитания. Деятельность службы ориентирована, с одной стороны, на ускорение адаптации обучающихся к режиму жизни в техникуме, как к одному из условий эффективности образования, с другой стороны на повышение способности к социальной адаптации. Основными направлениями работы службы являются психопрофилактика, диагностика, развитие и психокоррекция, консультированиею.
В техникуме созданы центры воспитательной деятельности, регламентированные нормативной документацией. Они позволяют мастеру производственного обучения включать обучающихся в разнообразную деятельность. Такими центрами являются: Центр здоровья (лыжная база, тренажерный зал, комната для настольных игр, кабинет психологической разгрузки, кабинет социального педагога, кабинет заведующей здравпунктом, процедурный и физиокабинет), Центр творчества, Центр патриотического воспитания «Музей Боевой и Трудовой славы», Центр самоуправления.
В техникуме простроена система взаимодействия с городскими учреждениями дополнительного образования, культурообразующей средой города . Сотрудничество осуществляется в режиме совместных социальных проектов, мероприятий через заключение социальных договоров. Совместно с центральной детской библиотекой проводятся литературно-музыкальные гостиные с целью духовно-нравственного воспитания. Сотрудничество с МБУК «Краеведческий музей», советом ветеранов Великой отечественной войны, городскими общественными организациями «Ветераны комсомола», «Панджшер», «Русичи», городским военным комиссариатом направлено на военно-патриотическое и гражданское воспитание. Взаимодействие с наркологическим диспансером и ОВД города позволяет грамотно и профессионально проводить работу по профилактике правонарушений и осознанного отношения к здоровому образу жизни.
Воспитательная система богата традициями, многообразием содержания и форм воспитательной работы, дает возможность структурно связать коллектив группы со студенческим коллективом техникума.
Для проектирования воспитательной системы группы творческие группы разработали проекты программ: «Программа развития самоуправления в группе», «Программа диагностики сформированности и развития коллектива группы», «Программа работы с учащимися группы риска», «Программа работы с родителями». Эти программы позволяют планировать, осуществлять целенаправленную воспитательную работу с каждым обучающимся и с коллективом группы в целом, учитывая психофизиологическое, интеллектуальное и нравственное развитие каждого, с родителями. А также позволяют отслеживать траекторию саморазвития, самовоспитания, уровня развитости на основе критериев, с учетом требований ФГОС, развития общих компетенций.
На основе анализа результатов ежегодной диагностики и самодиагностики мастера корректируют программы и реализуют все этапы «технологической цепочки». В результате входной, промежуточной диагностики выделяются проблемы в воспитании и социализации каждого обучающегося, корректируется индивидуальная траектория воспитания и развития, определяется общая цель воспитательной работы.
При оценке деятельности используется два уровня критериев: результативность и процесс удовлетворенности жизнедеятельностью обучающихся в техникуме. Оценка каждого мероприятия осуществляется на основе критериев и показателей качества воспитательного мероприятия. Качество, успешность, проблемы воспитательной работы систематически рассматриваются на педагогических советах, методических объединениях, педагогических консилиумах, административных, инструктивно-методических, оперативных совещаниях педагогического коллектива.
Список использованной литературы
1.Плахова Л.М. Анализ учебно-воспитательного процесса: моделирование структуры. М., 2005.
2.Степанов Е.Н. Классному руководителю о воспитательной системе класса. М., 2000.
3.Степанов Е.Н. Моделирование воспитательной системы образовательного учреждения. – Псков, 1992.
4.Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы. М., 2004г.
5. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. Москва, 1997г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ» (из опыта работы)
География – единственный школьный предмет, синтезирующий знания из области естественных и общественных наук. Она охватывает всю систему «природа – человек – хозяйство». Кроме собственно географи...
Описание системы воспитательной работы (из опыта работы)
Школьный учитель выступает в основном в двух ролях – преподавателя и классного руководителя. В традиционной педагогике разделение этих функций очень условно. Оно связано с представлением о ведущей рол...
"Инновационные технологии в системе воспитательной работы школы по работе с родителями как средство повышения воспитанности школьников"
"Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью” В.А.СухомлинскийАктуальность проблемы заключается в том, что гармоничное развитие личности осуществляется только в гармоничной семье. Сотрудничество...
Система воспитательной работы школы в формировании социально-значимых качеств личности через активизацию учебно-воспитательного процесса
Текст доклада на городскую августовскую конференцию...
Профориентационное воспитание и профильное обучение в системе воспитательной работы школы (из опыта работы гимназии)
В статье описан опыт создания постоянно развивающейся учебно-воспитательной среды, которая ставит своими задачами помочь каждому учащемуся подойти к осознанному и взвешенному решению о выборе будущей ...
Статья Система воспитательной работы ОУ в формировании социально-значимых качеств личности через активизацию учебно-воспитательного процесса.Опыт реализации дополнительной образовательной программы "Дороги которы мы выбираем"
Материал раскрывает структуру системы воспитательной работы в ОУ. Описывается опыт реализации дополнительной образовательной программы курса внеурочной деятельности ",Дороги которые мы выбираем&q...
Реализация воспитательных возможностей уроков русского языка и литературы в системе воспитательной работы школы
Выступление на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы потеме "Реализация воспитательных возможностей уроков русского языка и литературы в системе воспитательной ра...