МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
статья по теме

Земцова Юлия Александровна

Статья рассматривает актуальность целенаправленного формирования положительного имиджа образовательных учреждений дополнительного образования детей как стройную систему взаимосвязанных качеств, интегративную совокупность характеристик.Статья рассматривает актуальность целенаправленного формирования положительного имиджа образовательных учреждений дополнительного образования детей как стройную систему взаимосвязанных качеств, интегративную совокупность характеристик.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА

УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Ю.А. ЗЕМЦОВА, заместитель директора

по организации работы МБУ ДО ЦДОД «Искра» г.о. Самара

Имидж учреждения дополнительного образования детей –  устойчивый, эмоционально окрашенный образ, направленный на создание, поддержание и усиление позитивного общественного мнения о престиже, качестве образовательных услуг и репутации. Структурные составляющие  имиджа учреждения дополнительного образования детей включают систему мероприятий по созданию: основы учреждения (миссия); внутреннего имиджа (положительная атмосфера образовательного учреждения); внешнего имиджа (общественное мнение).

Структура  управленческой культуры руководителя заключается в совокупности содержательных компонентов, интегрирующих систему его деловых, профессиональных и личностных качеств: мотивационно-целевой; технологический; коммуникативный, обеспечивающих процесс формирования имиджа учреждения дополнительного образования детей.

Роль управленческой культуры руководителя в формировании имиджа учреждения дополнительного образования детей характеризуется  социальной и личностной значимостью процесса конструирования руководителем положительного образа учреждения, который создаётся с целью достижения высокого уровня компетенции, установлением доверительных отношений с партнёрами, развитием межведомственного взаимодействия, эффективностью отношений с потребителями образовательных услуг, установлением эмоциональной связи с воспитанниками, родительской общественностью и социумом в целом, приобретением и сохранением высокой репутации на протяжении всей активной профессиональной деятельности  руководителя.

Разработанная структурно-функциональная модель управления формирования имиджа учреждения дополнительного образования детей, основана на целостности, завершенности, согласованности, взаимообусловленности и взаимоподчинении составляющих ее аспектов и интегрирующая взаимосвязанные модули: ориентационный (цель, подход, принципы); организационный (этапы, содержательные компоненты, функции, методы, условия); результативный (критерии, результат).

Ориентационный модуль отражает цель, задачи, подходы и принципы, лежащие в основе формирования имиджа учреждения дополнительного образования детей. Выбор цели обусловлен социальным заказом государства и общества и, как следствие, мотивационно-целевыми установками руководителя, направленными на  исследование внешней и внутренней среды учреждения дополнительного образования детей с применением SWOT-анализа. Формирование имиджа является результатом непроизвольного синтеза людьми отдельных элементов культуры организации в некое неуловимое целое, оказывающее огромное воздействие как на эмоциональное, так и на рациональное отношение к ней. Сформулированная цель обусловливает задачи: совершенствование  управленческой культуры руководителя; тщательный анализ внешних и внутренних условий деятельности учреждения дополнительного образования детей; разработка и обоснование путей, средств управления формирования имиджа  учреждения дополнительного образования детей. Логика решаемых задач опирается на выделенный подход (культурологический) и принципы (гуманизации, демократизации, системности) (рис. 2).

Содержательно-организационный модуль включает компоненты управленческой культуры руководителя учреждения дополнительного образования детей (мотивационно-ценностный, технологический, коммуникативный); этапы (аналитико-диагностический, операционально-деятельностный, рефлексивно-результативный) формирования имиджа учреждения дополнительного образования детей; педагогические условия (исследование внешней и внутренней среды учреждения дополнительного образования детей с применением SWOT-анализа; разработка стратегии деятельности учреждения дополнительного образования детей с учетом выявленных перспектив развития; осуществление коммуникативной политики учреждения дополнительного образования детей в соответствии с его стратегией).

Реализация структурно-функциональной модели  происходит благодаря результативному модулю – критерии (сформулированная миссия учреждения, сформированный внутренний имидж, сформированный внешний имидж) и результат (сформированный имидж учреждения дополнительного образования детей).

Педагогические условия (рис. 2) традиционно рассматриваются как совокупность объективных возможностей, обстоятельств и мер, которые сопровождают исследуемый процесс, определенным образом структурированы и направлены на достижение поставленной цели.

Выделение первого педагогического условия модели - исследование внешней и внутренней среды учреждения дополнительного образования детей с применением SWOT-анализа, определение слабых (недостатки) и сильных (преимущества) сторон; выявление образовательных целей и потребностей потребителей образовательных услуг позволило одновременно сосредоточить внимание на настоящей ситуации и на том, каким может быть будущее учреждения дополнительного образования детей.

На уровне вербальной коммуникации имидж ЦДОД  воспринимается как образовательный центр с удобным месторасположением в города, современным оформлением учебных помещений. Сформирована система коммуникативной деятельности ЦДОД, как основного метода формирования конкурентоспособных качеств  воспитанников – участие и успешная борьба за призовые места в российских и международных конкурсах, фестивалях, что является одним из показателей имиджа образовательной системы. Качественными характеристиками сформированной органичной организационной культуры Центра (на уровне корпоративной) являются: репутация как интегрированная характеристика качества образовательных услуг и конкурентоспособности; профессионализм и мотивированность педагогического состава как решающий фактор внутренней эффективности функционирования; динамичная и адаптивная организационная структура управления как важное условие быстрой адаптации к внешней среде; стабильная материальная и финансовая база как основа обеспечения долгосрочной рыночной устойчивости.

Реализация второго педагогического условия – разработка стратегии деятельности учреждения дополнительного образования детей с учетом выявленных перспектив развития позволила выделить приоритетные направления деятельности Центра, включающие решение ряда проблем, связанных с укреплением нормативно-правовой базы, расширения сфер влияния, создания механизмов отслеживания изменений внешней среды. Определение миссии Центра (развитие гармоничной личности воспитанника посредством дополнительного образования и организации досуговой деятельности с целью его успешной социализации и реализации в дальнейшей жизни раскрыто полностью в программе развития ЦДОД) выполнило три главные функции: способствовала единению руководителя и педагогических кадров учреждения и формированию единой организационной культуры; обеспечила возможность эффективного управления образовательной системой; субъекты внешней среды получили общее представление о деятельности учреждения дополнительного образования детей. Укрепление слабых позиций необходимо проводить в рамках развития социального партнерства. Выявлена необходимость привлечения инвесторов для дополнительного финансирования. Оптимальная стратегия для ЦДОД - наступательная (удержание лидерства и проведение политики по расширенной сегментации рынка образовательных услуг).

Реализация третьего педагогического условия – разработка коммуникативной политики учреждения дополнительного образования детей в соответствии с его стратегией  была направлена  на позиционирование учреждения дополнительного образования детей на рынке образовательных услуг путем осуществления конкретных мероприятий.

На сегодняшний день для формирования положительного имиджа ЦДОД «Искра» уже сделано достаточно много.  Целевой аудиторией для подачи имиджа являются педагоги и сотрудники образовательного учреждения, воспитанники и их родители, общественное мнение, партнеры и спонсоры (заинтересованные в сотрудничестве с Центром), средства массовой информации.

На начальном этапе формирования имиджа  было проведено выявление  степени значимости атрибутов (образовательных запросов) для детей и их родителей.

Определена технология продвижения имиджа осуществляется параллельно на следующих трех уровнях:

1. Центром организуются различные мероприятия.  

2.Участие в совместно организованных мероприятиях с заинтересованными партнерами.

3.Участие в мероприятиях, организованных сторонними организациями.

Проведена апробация модели управления процессом формирования имиджа учреждения дополнительного образования и разработана структурно-функциональная модель управления формирования имиджа учреждения дополнительного образования детей, основана на целостности, завершенности, согласованности, взаимообусловленности и взаимоподчинении составляющих ее аспектов и интегрирующая взаимосвязанные модули: ориентационный (цель, подход, принципы); организационный (этапы, содержательные компоненты, функции, методы, условия); результативный (критерии, результат).

Заинтересованность образовательного учреждения в обретении хорошей репутации, производит приятное впечатление на окружающих. Человек, который говорит: «Мне дорога наша репутация»,  демонстрирует окружающим  не только заботу о своей организации, но и важность корпоративных  усилий, ориентированных на сотрудничество и развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учёт результативности усвоения программного материала обучающимися в ходе образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей

Сущность результата в дополнительном образовании.Формы контроля и фиксации результатов мониторинга....

Научная статья "Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образовательного процесса".

Научная статья "Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образователь...

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Научно-теоретическое обоснование путейсовершенствования управления физкультурно-спортивной работы с детьми имолодежью на основе использования инновационных форм этой работы....

Управление процессом формирования системы качества образования

Управление процессом формированиясистемы качества образования...

Методические материалы по организации учебно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования детей.

В пособии отражены сущность деятельности учреждения дополнительного образования детей, освещены компоненты профессионализма и педагогического мастерства руководителей кружков, даны рекомендации по орг...

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Для последних десятилетий характерно осознаниеучеными и специалистами двух важных факторов, касающихся управленияфизкультурно-спортивной деятельностью и ее значение для детей имолодежи.С одной стороны...

Формы организации деятельности детей в учебном процессе в учреждении дополнительного образования детей

Памятка " Традиционные и нетрадиционные формы организации деятельности детей в учебном процессе в учреждении дополнительного образования" (для педагогов дополнительного образования)...