Модель антикоррупционной политики в общеобразовательном учреждении: из опыта работы Государственного бюджетного учреждения школы № 500 Пушкинского района Санкт-Петербурга
статья по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_500_shkola_bazina_pishchalova.docx | 14.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Модель антикоррупционной политики в общеобразовательном учреждении: из опыта работы Государственного бюджетного учреждения школы № 500 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Базина Н.Г., кандидат исторических наук, директор ГБОУ школы № 500
Пищалова С.Е., заместитель директора по УР ГБОУ школы № 500
Коррупция «есть корень, из которого
вытекает во все времена и при всяких
соблазнах презрение ко всем законам»
Томас Гоббс
Одна из наиболее острых тем, которые существуют в обществе, в нашей стране, – тема противодействия коррупции. По словам Президента РФ, «коррупция – это угроза для любого государства. Она разлагает деловую среду, снижает дееспособность государства, отражается на имидже государства. Но самое главное – коррупция подрывает доверие граждан к власти, к тем проблемам, которыми власть должна заниматься». Образовательные учреждения как никакие другие тесно связаны с проблемами общественного развития. Поэтому, для каждого образовательного учреждения актуальным является вопрос построения эффективной и действенной модели антикоррупицонной политики.
Федеральным законом Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» понятие коррупции рассматривается как злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; совершение деяний, указанных выше, от имени или в интересах юридического лица. Противодействие коррупции - деятельность членов рабочей группы по противодействию коррупции и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
В ГБОУ школе № 500 сложилась модель антикоррупционной политики, отраженная в локальном акте школы Положении «О противодействии коррупции в ГБОУ школе № 500».
На входе модели: соблюдение законодательства РФ, содействие неприятию коррупционного поведения всеми участниками образовательного процесса, как поведения, абсолютно несовместимого с ценностями современного правового государства.
В модели можно выделить следующие компоненты:
1. Целевой.
2. Коммуникативный: объект.
3. Технологический.
4. Организационный.
5. Аналитический.
Цель модели: создание правовых и организационных условий для предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений, формирования антикоррупционного мировоззрения всех участников образовательного процесса.Основные принципы построения модели противодействия коррупции: признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; публичность и открытость деятельности органов управления и самоуправления; неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; комплексное использование организационных, информационно-пропагандистских и других мер; приоритетное применение мер по предупреждению коррупции и формированию антикоррупционного мировоззрения.
Главным объектом воздействия в этой модели являются отношения, возникающие в ходе образовательного процесса между его участниками. Субъектами соответственно: учащиеся, родители, педагоги и иные сотрудники ОУ, поставщики и партнеры.
Технологический блок в отношении учащихся – это в первую очередь реализация школой антикоррупционного образования. Как образование в широком смысле, так и антикоррупционное образование в частности, является целенаправленным процессом обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, основанным на общеобразовательных программах, разработанных в рамках государственных образовательных стандартах и реализуемых в ОУ для решения задач формирования антикоррупционного мировоззрения, повышения уровня правосознания и правовой культуры.
Поэтому в школе № 500 разработаны следующие компоненты антикоррупционного образования:
Компонент урочный:
1. Модули антикоррупицонной направленности в предметах 5-11 класс (в первую очередь, это предметы учебного плана: история, литература, обществознание).
Так, на уроках истории и обществознания рассматривается коррупция как
социально-историческое явление, поднимается исторический аспект проблемы: какие этапы проходила коррупция в своем развитии, какие формы принимала, каковы причины того, что, несмотря на предпринимавшиеся государством и обществом меры, коррупция сохранялась. Через выявление причин возникновения этого феномена и понимание вреда, причиняемого им обществу, необходимо целенаправленно формировать негативное отношение к коррупции. В 1-4 классах начальное знакомство с понятием коррупция происходит на уроках в рамках раздела «Человек и общество».предмета «Окружающий мир».
2. Межпредметный элективный курс для учащихся 10-11 классов «Противодействие коррупции: исторический опыт, проблемы и пути реализации» (О.Н. Журавлева, АППО).
Компонент внеурочный:
1. Программы внеурочной деятельности начальной школе и 5-7 классов (например, клуб «Мы вместе!»), направленные на формирование культуры поведения и потребности в соблюдении правил, в том числе Правил внутреннего распорядка в школе;
2. Мероприятия воспитательной службы школы для 7-11 классов: проведение акций, диспутов, бесед, тематических классных часов, встреч с представителями правоохранительных органов и представителями государственных учреждений (уроки финансовой грамотности, проводимые сотрудниками банков; встречи и с представителями муниципальных органов власти и др.), развитие органов ученического самоуправления, привлечение учащихся к работе Административного совещания, Службы медиации, Комиссии по урегулированию споров, деловые игры по выборам Школьного парламента и президента школы № 500.
Следует отметить отсутствие в действующих образовательных стандартах таких вопросов и понятий как «коррупция», «меры противодействия коррупции» и поэтому разработка системы заданий, проектирование и описание различных форм антикоррупционного просвещения школьников (практикумы, игры, дискуссии) становится инновационным направлением в методической деятельности педагогов. Тем более, что наша школа много лет участвовала в программе правового образования под руководством профессора АППО Н.И. Элиасберг.
Технологический блок в отношении педагогов и сотрудников ОУ включает в себя нормативно-правовое поле профессиональной деятельности и систему оценки эффективности деятельности и качества труда педагогов и иных сотрудников ОУ. Это: наличие Устава ОУ с перечнем образовательных услуг (типы и виды реализуемых образовательных программ) на безвозмездной основе, Положения о предоставлении платных образовательных услуг, согласованного в установленном порядке перечня платных услуг и порядка их предоставления на договорной основе, действующей лицензии с правом осуществления образовательной деятельности по программам, перечисленным в Уставе, аккредитации образовательных программ, по которым ОУ имеет право выдачи выпускникам документов об образовании государственного образца, Правил приема в ОУ учащихся и других локальных актов к Уставу ОУ, разработанных в соответствии ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; принятие и соблюдение Кодекса этики и профессионального поведения сотрудников ОУ, Правил внутреннего порядка; должностных инструкций; подписание Соглашений о недопустимости конфликта интересов; своевременное подписание и ознакомление сотрудников с дополнительными договорами по оплате труда (2 раза в год в соответствии с премиальными периодами в ОУ) и эффективными контрактами.
Открытая и общепринятая система оценки эффективности деятельности и качества труда педагогов и иных сотрудников ОУ (администрация, прочие специалисты, младший обслуживающий персонал) в школе № 500 призвана не только проверять выполнение работниками своих должностных обязанностей, но и в установленном правовом поле стимулировать эффективный труд. Положение о материальном стимулировании ГБОУ школы № 500 четко разграничивает виды материального стимулирования (доплаты, надбавки, материальную помощь) и выплаты компенсационного характера. Определяет критерии и порядок начисления выплат, направленные на стимулирование работника к качественному и эффективному труду. Систематическая оценка качества труда и эффективности работы педагогов и иных сотрудников осуществляется Службой оценки качества образования в школе в соответствии с планом внутришкольного мониторинга.
Комиссия по распределению стимулирующих выплат организует проведение самооценки и экспертной оценки качества труда и эффективности деятельности каждого конкретного педагога в премиальный период в соответствии с принятыми в ОУ картами и методиками, собеседование с каждым педагогом по результатам оценки.
Технологический блок в отношении родителей и законных представителей учащихся включает в себя в первую очередь информирование о государственных услугах и порядком их оказания в школе, заключение договоров с родителями на оказание образовательных услуг на безвозмездной основе и договоров на оказание платных услуг, разъяснения порядка привлечения благотворительных средств, анкетирование родителей на вопрос удовлетворенности качеством оказываемых образовательных услуг, наличие открытой и актуальной информации по оказываемым услугам на сайте школы и информационных стендах. Особо важно участие родителей и информирование родителей о работе в школе Службы медиации и Комиссии по урегулированию споров.
Организационный компонент модели подразумевает разработку и коррекцию ежегодно к новому учебному году Плана реализации антикоррупицонной политики в школе по всем означенным направлениям.
Аналитический компонент – это компонент, который обеспечивает постоянное совершенствование антикоррупицонной политики в школе. Он подразумевает осуществление анализа обращений сотрудников ОУ, родителей (законных представителей) о фактах коррупционных проявлений, проведение проверки локальных актов ОУ на соответствие действующему законодательству, анализ обобщенной оценки личностных результатов освоения обучающимися основных образовательных программ, а конкретно, соблюдение норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении; участие в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно-полезной деятельности; проявление гражданственной позиции и прочее. На основе анализа осуществляются необходимые корректирующие и предупреждающие управленческие действия, направленные на постоянное совершенствование антикоррупционной политики школы.
Такая модель антикоррупционной политики позволяет системно подойти к созданию правовых и организационных условий для предупреждения коррупции и борьбы с ней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА предмета «Основы военной истории (История Вооруженных Сил и правоохранительных органов России)» ГОУ кадетская школа Пушкинского района Санкт-Петербурга (7-8-9 классы) Разработчик: Сиренко О.Р.
Программа предмета «Основы военной истории (История Вооруженных Сил и правоохранительных органов России)» разработана для обучающихся в 7, 8, 9-х классах кадетской школы и охватывает период истории Ро...
ПРОГРАММА предмета «История кадетских корпусов» ГОУ кадетская школа Пушкинского района Санкт-Петербурга (5-6 классы) Разработчики: Дмитренко В.В., Мусаева Т.М., Ляпин В.И., Сиренко О.Р.
Программа предмета "История кадетских корпусов" разработана для кадет и воспитаников обучающихся в 5, 6-х классах кадетской школы и охватывает период истории России с конца XVII века до XXI века....
Практика гидов. ГБОУ школа № 606 Пушкинский район, Санкт- Петербург.
В нашей школе существует прекрасная традиция: летняя практика гидов. Мы живем в красивом пригороде Санкт-Петербурга. Нас окружают великолепные парки и дворцы. Об этом надо говорить и этому необходимо ...
Электронные образовательные ресурсы как стимул к повышению ответственности учащихся при выполнении домашних заданий по физике. Из опыта работы федеральной инновационной площадки ГБОУ "Морская школа" Московского района Санкт-Петербурга
В статье рассказывается об опыте применения интерактивной среды, обеспеченной инструментарием сайта LearningApps.org при формировании домашнего задания по физике в кадетских классах Морской школы...
Технологическая карта урока литературы в 5 классе «Сочиню свою загадку» Учитель русского языка и литературы ГБОУ школа № 459 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Задачи:Образовательные: научиться создавать загадкиФормировать УУД:Коммуникативные: представлять результаты своего труда, строить продуктивное общение в паре, излагать свою точку зрения.Познавате...
Организационно-техническая деятельность методиста дополнительного образования детей, направленная на совершенствование обобщения результатов педагогической диагностики ОДОД на примере ГБОУ школа №464 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Данная разработка предлагается в помощь методистам дополнительного образования. В ней раскрываются основные шаги по организации взаимодействия методиста и педагогов ОДОД по совершенствованию сис...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА педагога ГБОУ школы-интерната № 16 Пушкинского района Санкт-Петербурга Гребенькова Олега Михайловича Предмет: математика. Тема: Меры времени. Год. Дата: 01. 02. 2023 г.
ТКУ по математике в 5 классе ФГОС 1 вариант "Меры времени.Год." Индивидуальный формат обучения. Обучающийся должен получить минимальный уровень знаний о мерах и единицах времени, научиться н...