Инновационный проект «ИКТ - технологии как средство повышения качества образования»
проект на тему
Использование информационных технологий становится необходимым в любой сфере деятельности человека. Овладение навыками этих технологий еще за школьной партой во многом определяет успешность будущей профессиональной подготовки нынешних ученико. Информационная культура и компьютерная грамотность учащихся должны стать неотъемлемой частью образовательного процесса.
Данный проект будет способствовать развитию компьютерной грамотности при активном участии обучающихся в создании компьютерной продукции для использования на уроках и подготовке экзаменов, а также вовлечение обучающихся в интернет-конкурсы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ikt-_tehnologii.docx | 103.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Муниципального образования г. Саяногорск
средняя общеобразовательная школа №1
имени 50-летия «Красноярскгэсстрой»
Инновационный проект
« ИКТ - технологии как средство повышения качества образования»
г. Саяногорск. 2015г.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Название проекта | « ИКТ - технологии как средство повышения качества образования» |
Наименование учреждения-соискателя | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования г. саяногорск средняя общеобразовательная школа №1 имени 50-летия «Красноярскгэсстрой» |
Юридический адрес заявителя | 665600, Республика Хакасия, г Саяногорск, Енисейский микрорайон, дом 20 |
Номер телефона, факс | Телефон( 8-390-42) 2-08-55, 3-35-42 Факс (8-390-42) 2-09-00 |
Е-mail | |
Авторы проекта | Лонская Т.А., учитель математики, Фролова Т.А., школьный психолог ,Нехаева Ю.В, учитель информатики |
Руководители проекта | Лонская Т.А., учитель математики, |
Обоснование актуальности проекта | Изменения, происходящие сегодня в современном обществе, в значительной степени определяют особенности и необходимость внесения изменений в деятельность педагога |
Цель проекта | Использование информационных технологий в учебном и воспитательном процессе с целью повышения качества образования и успешной социализации обучающихся. |
Краткая аннотация содержания проекта | Идея проекта заключается: в адаптации содержания образования к современным социально-экономическим условиям жизни; в развитии творческих способностей и самостоятельной активности учащихся; в обеспечении целостности педагогического процесса, осуществления единства разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся; в реализации личностно-ориентированной парадигмы технологического образования; в сочетании лекций, самостоятельной работы за ЭВМ, поиска информации в Глобальной сети, практикумов с широкой организацией диалогического обучения; в многоуровневом контроле обученности учащихся. |
Сроки выполнения проекта (продолжительность, начало, окончание) | 2015г – 2016г |
Участники проекта - педагоги, учащиеся 3-11-.
Особенности типа проекта - продукционный, практико-ориентированный, творческий
Цель проекта: использование информационных технологий в учебном и воспитательном процессе с целью повышения качества образования и успешной социализации обучающихся.
Задачи проекта:
- Повысить уровень познавательных способностей учащихся через использование ИКТ.
- Повысить интерес и мотивацию учеников к обучению .
- Развивать навыки самостоятельной деятельности учащихся.
- Разработать методику и структуру интерактивного курса для подготовки учащихся к ЕГЭ.
- Экспериментально проверить результативность разработанной методики.
- Повысить эстетическую привлекательность урока.
Методы исследования: анализ методической и учебной литературы, создание интерактивного курса "Подготовка к ЕГЭ", базы интерактивных тренажеров, презентаций к урокам, задания для подготовки к единому государственному экзамену" для учащихся 10, 11-х классов, статистическая обработка экспериментальных данных.
Ресурсы - кабинет математики, русского языка и информатики, Интернет, мультимедийный проектор, учителя -предметники, психолог школы, программы-тренажеры, электронные пособия.
Сроки – 2015 -2016 г.г.
Предполагаемые продукты
- Разработки нестандартных уроков (использование межпредметной связи, ИКТ, проектного и исследовательского метода обучения, проблемного обучения и т.д.)
- Проекты и презентации учащихся.
- Разработки внеклассных мероприятий с использованием продуктов проектной деятельности ребят.
- "Банк тестовых заданий".
- Разработка интерактивного курса подготовки к ЕГЭ.
Экспертная оценка проекта: критерии и показатели эффективности проекта
- Уровень ЗУНов учащихся.
- Участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах.
- Развитие творческого воображения
- Авторские разработки уроков, методических рекомендаций с последующей публикацией
- Уровень воспитанности
Пояснительная записка
1. Проблемная ситуация, противоречие, затруднение
Изменения, происходящие сегодня в современном обществе, в значительной степени определяют особенности и необходимость внесения изменений в деятельность педагога. В современных условиях, в образовательной деятельности важна ориентация на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование умений исследовательской деятельности, индивидуализация целей образования. Решить эту проблему старыми методами невозможно.
Годы преподавания позволили увидеть противоречия в массовой практике:
между репродуктивным, схоластическим восприятием учебного материала обучающимися и необходимостью творческого преобразования ;
между возрастающей сложностью и насыщенностью школьной программы, постоянно увеличивающимся уровнем требований и способностью учеников освоить весь объем предлагаемых ему сведений.
Эти противоречия побудили к разработке системы обучения, направленной на повышение качества знаний учащихся, развития их творческих способностей посредством новых информационных технологий.
Активная работа с компьютером формирует у учащихся более высокий уровень самообразовательных навыков и умений - анализа и структурирования получаемой информации. При этом следует обратить внимание, что новые средства обучения позволяют органично сочетать информационно-коммуникативные, личностно-ориентированные технологии с методами поисковой и творческой деятельности.
II. Идея, , авторская позиция
Идея опыта проекта заключается :
- в адаптации содержания образования к современным социально-экономическим условиям жизни;
- в развитии творческих способностей и самостоятельной активности учащихся;
- в обеспечении целостности педагогического процесса, осуществления единства разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;
- в реализации личностно-ориентированной парадигмы технологического образования;
- в сочетании лекций, самостоятельной работы за ЭВМ, поиска информации в Глобальной сети, практикумов с широкой организацией диалогического обучения;
- в многоуровневом контроле обученности учащихся.
Успешность реализации проекта определяется степенью заинтересованности всех его участников в положительных, лично значимых результатах.
Достижение высоких образовательных результатов каждым учеником возможно при решении задачи оптимального сочетания:
- новых информационно-коммуникативных технологий и электронных учебно-методических комплексов;
- разнообразных форм учебной деятельности;
- требований стандарта и индивидуальных способностей учащихся;
- эмоционально психологической комфортности и интенсивной учебной деятельности
ИКТ может активизировать все виды учебной деятельности: изучение нового материала, подготовка и проверка домашнего задания, самостоятельная работа, проверочные и контрольные работы, внеклассная работа, творческая работа. На базе использования ИКТ многие методические цели могут быть реализованы более эффективно.
Именно ИКТ: электронные учебники, тренажеры, презентации, позволяют ученикам с интересом и быстро усваивать большой объём учебного материала. Такие уроки становятся интересным увлечением, а материал темы долго находится в памяти ребёнка.
Монотехнологическое обучение, т.е. самостоятельная учебная работа ребенка в интерактивной среде обучения, используя готовые электронные учебные курсы и разработанный мною интерактивный курс подготовки к ЕГЭ.
На первом этапе (2015) осуществлялись изучение и анализ психолого-педагогической, специальной и методической литературы по теме, разработка проекта.
Второй этап (2015-2016 гг.) экспериментальная работа и формирование методического банка и интерактивных пособий; участие в конкурсах и обобщение и распространение опыта
На третьем этапе (2016) экспериментальная проверка и корректировка , совершенствование созданных мультимедийных продуктов, обобщение и оформление результата проекта.
Использование информационных технологий в общеобразовательной школе изменяет роль учеников и учителей и их взаимоотношениях. Учитель перестает выступать перед своими учениками в качестве источника первичной информации. Вопрос, где взять информацию, заменяется вопросом, в каком виде и сколько данных в состоянии воспринять и усвоить учащиеся.
Информационные технологии в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.
Преимущества использования ИКТ:
- позволяют индивидуализировать (каждый ребёнок может работать в своём темпе за компьютером) и дифференцировать (можно построить уровни сложности задач при работе за компьютером ) обучение;
- способствуют повышению мотивации обучения;
- повышают активность обучаемых;
- повышают эффективность процесса обучения;
- дают возможность проводить ознакомление с новым материалом с последующим выполнением тренировочных упражнений;
- усиливают межпредметные связи благодаря использованию компьютерных моделей;
- расширяют источники получения знаний в процессе обучения и их наглядность (информационно-справочные системы, электронные учебники, презентации, электронные энциклопедии, которые в отличие от привычных учебников и учебных пособий имеют практически неограниченные возможности использования всех систем восприятия информации: аудиального, визуального, кинестетического);
- повышают возможности обеспечения обратной связи, контроль самостоятельной работы учащихся;
- предоставление пользователю возможности возвращения к изученному материалу в случае необходимости.
Работа с ресурсами Интернет, где большая часть информации и так представляет интеграцию различных областей знаний, позволяет детям, используя активные методы поиска информации, формировать целостную картину мира.
Кроме того, компьютер позволяет в значительной степени устранить одну из важных причин отрицательного отношения к учебе - неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение любой учебной задачи до конца, поскольку ему оказывается необходимая помощь или полностью объясняется решение.
III. Новизна проекта
Использование информационных технологий становится необходимым в любой сфере деятельности человека. Овладение навыками этих технологий еще за школьной партой во многом определяет успешность будущей профессиональной подготовки нынешних ученико. Информационная культура и компьютерная грамотность учащихся должны стать неотъемлемой частью образовательного процесса.
Данный проект будет способствовать развитию компьютерной грамотности при активном участии обучающихся в создании компьютерной продукции для использования на уроках и подготовке экзаменов, а также вовлечение обучающихся в интернет-конкурсы.
IV. Условия реализации
Использование информационных технологий необходимо рассматривать в неразрывном единстве всех составляющих образовательного процесса :.
Использование ИКТ- технологий реализует такие принципы:
- Принцип наглядности.
Позволяет использовать на любом уроке иллюстративный материал, аудиоматериал, ресурсы редких иллюстраций. Наглядность материала повышает его усвоение учениками, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.
- Принцип природосообразности.
Использование материалов Интернет вызывает интерес учащихся старших классов. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.
- Принцип прочности.
Использование уроков-презентаций технически позволяет неоднократно возвращаться к изученному или изучаемому материалу. Использование обучающих программ позволяет на одном уроке вызывать материал предыдущих уроков.
- Принцип научности: преобразование этого принципа при мультимедиа обучении получает более фундаментальную основу.
- Принцип доступности.
Данная технология интегрируется с технологией дифференцированного обучения и позволяет одновременно на уроке выводить на монитор или экран разноуровневые задания, контрольно-тестовые задания, задания повышенной сложности.
- Принцип системности:
использование уроков- презентаций позволяет разработать систему уроков по одной теме, а также выводя на экран элементы предыдущих уроков, объяснять новое.
- Принцип последовательности
Ккак и на традиционных уроках, учебный материал запоминается в большем объеме и более прочно.
План работы по реализации проекта
Направления | Мероприятия | Дата | Ответственные |
Методическая работа | Семинар «Использование ИТ в образовательном процессе школы» | 2015г, октябрь | Лонская Т.В. |
Мастер-класс « Создание презентаций. Современные технологии | Ноябрь 2015 | Лонская Т.В., Участники проекта, педагоги | |
Семинаре «Возможность использования информационных технологий в проектной деятельности» | Январь 2015г, | Участники проекта, педагоги | |
Семинар « Использование информационных технологий в воспитательном процессе» | Апрель, 2016г | Участники проекта, педагоги | |
Круглый стол ««Цифровые образовательные ресурсы при обучении предметам» | 2016, октябрь | Лонская Т.В., Нехаева Ю.А. | |
Конкурс « Моя методическая копилка» | апрель2016г | педагоги | |
Распространение и обобщение опыта | В течение всего проекта | педагоги | |
Участие в профессиональных конкурсах | В течение всего проекта | педагоги | |
Создание мультимедийных презентаций, тренажеров | Тренажеры для уроков русского языка, литературы, математики | В течение всего проекта | педагоги |
Авторские презентации ко всем предметам. Создание школьной базы презентаций | В течение всего проекта | педагоги | |
Подготовка к ЕГЭ,ГИА | Разработка курса по русскому и математике « Подготовка к ЕГЭ» | В течение всего проекта | Учителя русского языка и литературы |
Разработка тренажеров по предмету | В течение всего проекта | педагоги | |
База данных полезных сайтов | Октябрь 2016г | Лонская Т.А., Нехаева Ю.А. | |
Участие в проектах « Телешкола», «Якласс» идр. | В течение всего проекта | Педагоги, ученики 11, 9 кл | |
Онлайн-тестирование | В течение всего проекта | обучающиеся | |
Проектная деятельность | Создание виртуальных экскурсий» Моя малая родина» | 2016г | Творческая группа |
Виртуальные экскурсии « Жизнь замечательных людей» | В течение всего поекта | Творческая группа | |
Проект « героям Великой Отечественной посвящается» | 2016г | Творческая группа | |
Проект « Герои войны 1812 года» | 2016г | Творческая группа | |
Проект « Универсиада 2018» | 2013г | Творческая группа | |
Проект « Живое слово поэта» ( антология стихов поэтов 19 в исполнении авторов» | 2016 | Творческая группа | |
Дистанционное обучение, конкурсы | Участие в дистанционных олимпиадах | В течение всего проекта | |
Участие в интернет-проектах | В течение всего проекта | ||
Создание базы « Полезный сайт» | В течение всего проекта | ||
Создание видеоуроков для обучающихся, не посещающих школу по уважительным причинам « Для тех, кто дома» | В течение всего проекта |
Прогнозируемые результаты.
В соответствии с поставленной целью проекта, ИКТ должны способствовать повышению качества обучения и успешной социализации личности.
Кроме этого, в качестве ожидаемых результатов проекта, можно выделить следующие:
- формирование ключевых компетенций учащихся в процессе обучения и во внеурочной деятельности;
- повышение мотивации к обучению учащихся;
- овладение компьютерной грамотности учащимися, повышение уровня компьютерной грамотности у учителя;
- организация самостоятельной и исследовательской деятельности учащихся ;
- создание собственного банка учебных и методических материалов, готовых к использованию в учебно-воспитательном процессе.
- развитие пространственного мышления, познавательных способностей учащихся;
- эстетическая привлекательность уроков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное выступление по теме:«Качество образования-качество жизни!». участник Московского гор-го профессионального конкурса педагогического мастерства и общественного признания «Педагог г. Москвы-2013» в номинации "Педагог дополнительного образования"
Публичное выступление по теме: «Качество образования - качество жизни!»Докладчик Топилина Юлия Геннадьевна педагог дополнительного образования ГБОУ ЦДТ Печатники г. МосквыучастникМосковского...
«Повышение качества образования в школе, находящейся в сложном социальном контексте, на основе создания школьной системы управления качеством образования (ШС УКО)»
Наименование ПроектаПовышение качества образования в школе, находящейся в сложном социальном контексте, на основе создания школьной системы управления качеством образования (ШС УКО)12Срок реализации П...
Разработка педагогического совета по теме "От системы оценки качества образования в деятельности педагога к системе оценки качества образования в школе"
Разработка педагогического совета по теме "От системы оценки качества образования в деятельности педагога к системе оценки качества образования в школе" содержит презентацию. Данная разработка п...
Организация контроля знаний учащихся как средствоповышения качества обучения математики
Работа содержит рекомендации об организации учебного процесса....
Научно-практическая конференция педагогических работников профессионального образования «Задачи системы качества образования - формирование единого понимания качества образования"
laquo;Оценка качества результатов образования в рамках компетентностного подхода»...
От оценки качества образования к управлению качеством образования: используемые данные
В статье анализируются условия, необходимые для адресного планирования образовательных результатов и перехода от оценки образовательных результатов к оценке достижения запланированных результатов для ...
Педагогический совет "Качество образования" "Влияние воспитательной работы на качество образования школьников ВЛИЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ"
Личностно-ориентированный подход является ведущим в воспитательном процессе нашего учреждения. Особенность процесса обучения в учреждениях дополнительного образования заключается в том, что он выстраи...