Инновационный проект «ИКТ - технологии как средство повышения качества образования»
проект на тему

Лонская Татьяна Александровна

Использование информационных технологий становится необходимым   в любой сфере деятельности человека. Овладение навыками этих технологий еще за школьной партой во многом определяет успешность будущей профессиональной подготовки нынешних ученико. Информационная культура и компьютерная грамотность учащихся должны стать неотъемлемой частью образовательного процесса.

Данный проект    будет способствовать   развитию   компьютерной грамотности  при активном участии обучающихся  в создании    компьютерной продукции  для использования на уроках и подготовке экзаменов, а также  вовлечение обучающихся в интернет-конкурсы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ikt-_tehnologii.docx103.25 КБ

Предварительный просмотр:

логотип школы

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

Муниципального образования г. Саяногорск

средняя общеобразовательная школа №1

имени 50-летия «Красноярскгэсстрой»

Инновационный  проект

« ИКТ - технологии    как средство  повышения качества образования»

Изображение

г. Саяногорск. 2015г.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

Название проекта

 « ИКТ - технологии   как средство  повышения качества образования»

Наименование учреждения-соискателя

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение   муниципального  образования г. саяногорск

средняя общеобразовательная школа №1

имени 50-летия «Красноярскгэсстрой»

Юридический адрес заявителя

665600, Республика Хакасия, г Саяногорск, Енисейский микрорайон, дом 20

Номер телефона, факс

Телефон( 8-390-42) 2-08-55, 3-35-42                      

 Факс (8-390-42) 2-09-00

Е-mail

School_19_026@mail.ru

Авторы проекта

Лонская Т.А., учитель математики,

Фролова Т.А., школьный психолог

,Нехаева Ю.В, учитель информатики

Руководители проекта

Лонская Т.А., учитель математики,

Обоснование актуальности проекта

Изменения, происходящие сегодня в современном обществе, в значительной степени определяют особенности и необходимость внесения изменений в деятельность педагога

Цель  проекта

Использование информационных технологий в учебном  и воспитательном процессе с целью повышения качества образования и  успешной социализации  обучающихся.

Краткая аннотация содержания проекта

Идея проекта  заключается:

в адаптации содержания образования к современным социально-экономическим условиям жизни;

в развитии творческих способностей и самостоятельной активности учащихся;

в обеспечении целостности педагогического процесса, осуществления единства разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;

в реализации личностно-ориентированной парадигмы технологического образования;

в сочетании лекций, самостоятельной работы за ЭВМ, поиска информации в Глобальной сети, практикумов с широкой организацией диалогического обучения;

в многоуровневом контроле обученности учащихся.

Сроки выполнения проекта (продолжительность, начало, окончание)

2015г – 2016г

Участники проекта -  педагоги, учащиеся 3-11-.

Особенности типа проекта - продукционный, практико-ориентированный, творческий

Цель проекта: использование информационных технологий в учебном  и воспитательном процессе с целью повышения качества образования и  успешной социализации  обучающихся.

Задачи проекта:

  • Повысить уровень познавательных способностей учащихся через использование ИКТ.
  • Повысить интерес и мотивацию учеников к обучению .
  • Развивать навыки самостоятельной деятельности учащихся.
  • Разработать методику и структуру интерактивного курса для подготовки учащихся к ЕГЭ.
  • Экспериментально проверить результативность разработанной методики.
  • Повысить эстетическую привлекательность урока.

Методы исследования: анализ методической и учебной литературы, создание интерактивного курса "Подготовка к ЕГЭ", базы интерактивных  тренажеров, презентаций  к урокам, задания для подготовки к единому государственному экзамену" для учащихся 10, 11-х классов, статистическая обработка экспериментальных данных.

Ресурсы - кабинет математики, русского языка  и информатики, Интернет, мультимедийный проектор, учителя -предметники, психолог школы, программы-тренажеры, электронные пособия.

Сроки – 2015 -2016 г.г.

Предполагаемые продукты

  • Разработки нестандартных уроков (использование межпредметной связи, ИКТ, проектного и исследовательского метода обучения, проблемного обучения и т.д.)
  • Проекты и презентации учащихся.
  • Разработки внеклассных мероприятий с использованием продуктов проектной деятельности ребят.
  • "Банк тестовых заданий".
  • Разработка интерактивного курса подготовки к ЕГЭ.

Экспертная оценка проекта:  критерии и показатели эффективности проекта

  • Уровень ЗУНов учащихся.
  • Участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах.
  • Развитие творческого воображения
  • Авторские разработки уроков, методических рекомендаций с последующей публикацией
  • Уровень воспитанности

 

Пояснительная записка

1. Проблемная ситуация, противоречие, затруднение

Изменения, происходящие сегодня в современном обществе, в значительной степени определяют особенности и необходимость внесения изменений в деятельность педагога. В современных условиях, в образовательной деятельности важна ориентация на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование умений исследовательской деятельности, индивидуализация целей образования. Решить эту проблему старыми методами невозможно.

Годы преподавания позволили  увидеть противоречия в массовой практике:

между репродуктивным, схоластическим восприятием учебного материала  обучающимися и необходимостью творческого преобразования    ;

между возрастающей сложностью и насыщенностью школьной программы, постоянно увеличивающимся уровнем требований и способностью учеников освоить весь объем предлагаемых ему сведений.

Эти противоречия побудили   к разработке  системы обучения, направленной на повышение качества знаний учащихся, развития их творческих способностей посредством новых информационных технологий.

Активная работа с компьютером формирует у учащихся более высокий уровень самообразовательных навыков и умений - анализа и структурирования получаемой информации. При этом следует обратить внимание, что новые средства обучения позволяют органично сочетать информационно-коммуникативные, личностно-ориентированные технологии с методами поисковой и творческой деятельности.

II. Идея, , авторская позиция

Идея опыта проекта заключается :

  • в адаптации содержания образования к современным социально-экономическим условиям жизни;
  • в развитии творческих способностей и самостоятельной активности учащихся;
  • в обеспечении целостности педагогического процесса, осуществления единства разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;
  • в реализации личностно-ориентированной парадигмы технологического образования;
  • в сочетании лекций, самостоятельной работы за ЭВМ, поиска информации в Глобальной сети, практикумов с широкой организацией диалогического обучения;
  • в многоуровневом контроле обученности учащихся.

Успешность реализации проекта определяется степенью заинтересованности всех его участников в положительных, лично значимых результатах.

Достижение высоких образовательных результатов каждым учеником возможно при решении задачи оптимального сочетания:

  • новых информационно-коммуникативных технологий и электронных учебно-методических комплексов;
  • разнообразных форм учебной деятельности;
  • требований стандарта и индивидуальных способностей учащихся;
  • эмоционально психологической комфортности и интенсивной учебной деятельности

ИКТ может активизировать все виды учебной деятельности: изучение нового материала, подготовка и проверка домашнего задания, самостоятельная работа, проверочные и контрольные работы, внеклассная работа, творческая работа. На базе использования ИКТ многие методические цели могут быть реализованы более эффективно.

Именно ИКТ: электронные учебники, тренажеры, презентации, позволяют ученикам с интересом и быстро усваивать большой объём учебного материала. Такие уроки становятся интересным увлечением, а материал темы долго находится в памяти ребёнка.

Монотехнологическое обучение, т.е. самостоятельная учебная работа ребенка в интерактивной среде обучения, используя готовые электронные учебные курсы и разработанный мною интерактивный курс подготовки к ЕГЭ.

На первом этапе (2015) осуществлялись изучение и анализ психолого-педагогической, специальной и методической литературы по теме, разработка  проекта.

Второй этап (2015-2016 гг.) экспериментальная работа и формирование   методического банка   и интерактивных  пособий; участие в конкурсах и  обобщение  и распространение опыта

На третьем этапе (2016)  экспериментальная проверка и корректировка ,  совершенствование созданных мультимедийных продуктов, обобщение и оформление результата проекта.

Использование информационных технологий в общеобразовательной школе изменяет роль учеников и учителей и их взаимоотношениях. Учитель перестает выступать перед своими учениками в качестве источника первичной информации. Вопрос, где взять информацию, заменяется вопросом, в каком виде и сколько данных в состоянии воспринять и усвоить учащиеся.

Информационные технологии в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.

Преимущества использования ИКТ:

  • позволяют индивидуализировать (каждый ребёнок может работать в своём темпе за компьютером) и дифференцировать (можно построить уровни сложности задач при работе за компьютером ) обучение;
  • способствуют повышению мотивации обучения;
  • повышают активность обучаемых;
  • повышают эффективность процесса обучения;
  • дают возможность проводить ознакомление с новым материалом с последующим выполнением тренировочных упражнений;
  • усиливают межпредметные связи благодаря использованию компьютерных моделей;
  • расширяют источники получения знаний в процессе обучения и их наглядность (информационно-справочные системы, электронные учебники, презентации, электронные энциклопедии, которые в отличие от привычных учебников и учебных пособий имеют практически неограниченные возможности использования всех систем восприятия информации: аудиального, визуального, кинестетического);
  • повышают возможности обеспечения обратной связи, контроль самостоятельной работы учащихся;
  • предоставление пользователю возможности возвращения к изученному материалу в случае необходимости.

Работа с ресурсами Интернет, где большая часть информации и так представляет интеграцию различных областей знаний, позволяет детям, используя активные методы поиска информации, формировать целостную картину мира.

Кроме того, компьютер позволяет в значительной степени устранить одну из важных причин отрицательного отношения к учебе - неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение любой учебной задачи до конца, поскольку ему оказывается необходимая помощь или полностью объясняется решение.

III. Новизна проекта

Использование информационных технологий становится необходимым   в любой сфере деятельности человека. Овладение навыками этих технологий еще за школьной партой во многом определяет успешность будущей профессиональной подготовки нынешних ученико. Информационная культура и компьютерная грамотность учащихся должны стать неотъемлемой частью образовательного процесса.

Данный проект    будет способствовать   развитию   компьютерной грамотности  при активном участии обучающихся  в создании    компьютерной продукции  для использования на уроках и подготовке экзаменов, а также  вовлечение обучающихся в интернет-конкурсы.

IV. Условия реализации

Использование информационных технологий необходимо рассматривать в неразрывном единстве всех составляющих образовательного процесса :.

Использование ИКТ- технологий  реализует такие принципы:

  • Принцип наглядности.

Позволяет использовать на любом уроке иллюстративный материал, аудиоматериал, ресурсы редких иллюстраций. Наглядность материала повышает его усвоение учениками, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.

  • Принцип природосообразности.

Использование материалов Интернет вызывает интерес учащихся старших классов. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

  • Принцип прочности.

Использование уроков-презентаций технически позволяет неоднократно возвращаться к изученному или изучаемому материалу. Использование обучающих программ позволяет на одном уроке вызывать материал предыдущих уроков.

  • Принцип научности: преобразование этого принципа при мультимедиа обучении получает более фундаментальную основу.
  • Принцип доступности.

 Данная технология интегрируется с технологией дифференцированного обучения и позволяет одновременно на уроке выводить на монитор или экран разноуровневые задания, контрольно-тестовые задания, задания повышенной сложности.

  • Принцип системности:

 использование уроков- презентаций позволяет разработать систему уроков по одной теме, а также выводя на экран элементы предыдущих уроков, объяснять новое.

  • Принцип последовательности

Ккак и на традиционных уроках, учебный материал запоминается в большем объеме и более прочно.

План работы по реализации проекта

Направления

Мероприятия

Дата

Ответственные

Методическая работа

Семинар «Использование ИТ в образовательном процессе школы»

2015г, октябрь

Лонская Т.В.

Мастер-класс « Создание презентаций.  Современные технологии

Ноябрь 2015

Лонская Т.В., Участники проекта, педагоги

Семинаре «Возможность использования информационных технологий   в проектной деятельности»

Январь 2015г,

Участники проекта, педагоги

Семинар  « Использование информационных технологий   в воспитательном процессе»

Апрель, 2016г

Участники проекта, педагоги

Круглый стол  ««Цифровые образовательные ресурсы при обучении предметам»

2016,  октябрь

Лонская Т.В., Нехаева Ю.А.

Конкурс « Моя  методическая копилка»

 апрель2016г

педагоги

Распространение и обобщение опыта

В течение всего проекта

педагоги

Участие в профессиональных конкурсах

В течение всего проекта

педагоги

Создание  мультимедийных   презентаций, тренажеров

Тренажеры для уроков русского языка, литературы, математики

В течение всего проекта

педагоги

 Авторские  презентации  ко всем предметам.  Создание  школьной базы презентаций

В течение всего проекта

педагоги

Подготовка к ЕГЭ,ГИА

Разработка  курса по русскому и математике « Подготовка к ЕГЭ»

В течение всего проекта

Учителя русского языка и литературы

Разработка тренажеров по предмету

В течение всего проекта

педагоги

База  данных полезных сайтов

Октябрь 2016г

Лонская Т.А., Нехаева Ю.А.

 Участие в проектах « Телешкола», «Якласс» идр.

 В течение всего проекта

Педагоги, ученики 11, 9 кл

Онлайн-тестирование

В течение всего проекта

обучающиеся

Проектная деятельность

Создание виртуальных экскурсий» Моя  малая родина»  

2016г

Творческая группа

Виртуальные  экскурсии « Жизнь замечательных людей»

В течение всего поекта

Творческая группа

Проект « героям Великой Отечественной посвящается»

2016г

Творческая группа

Проект «  Герои войны 1812 года»

2016г

Творческая группа

Проект « Универсиада  2018»

2013г

Творческая группа

Проект « Живое слово поэта» ( антология  стихов поэтов 19 в исполнении авторов»

2016

Творческая группа

Дистанционное обучение, конкурсы

Участие в дистанционных олимпиадах

В течение всего проекта

 Участие в интернет-проектах    

В течение всего проекта

Создание базы « Полезный сайт»

В течение всего проекта

Создание видеоуроков  для обучающихся, не посещающих школу  по уважительным причинам

« Для тех, кто  дома»

В течение всего проекта

Прогнозируемые результаты.

В соответствии с поставленной целью проекта, ИКТ должны  способствовать  повышению качества   обучения и успешной социализации личности.

 Кроме этого, в качестве ожидаемых результатов проекта, можно выделить следующие:

  • формирование ключевых компетенций учащихся в процессе обучения и во внеурочной деятельности;
  • повышение мотивации к обучению учащихся;
  • овладение компьютерной грамотности учащимися, повышение уровня компьютерной грамотности у учителя;
  • организация самостоятельной и исследовательской деятельности учащихся ;
  • создание собственного банка учебных и методических материалов, готовых к использованию в учебно-воспитательном процессе.
  • развитие пространственного мышления, познавательных способностей учащихся;
  • эстетическая привлекательность уроков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное выступление по теме:«Качество образования-качество жизни!». участник Московского гор-го профессионального конкурса педагогического мастерства и общественного признания «Педагог г. Москвы-2013» в номинации "Педагог дополнительного образования"

Публичное выступление по теме: «Качество образования - качество жизни!»Докладчик Топилина Юлия Геннадьевна педагог дополнительного образования ГБОУ ЦДТ Печатники г. МосквыучастникМосковского...

«Повышение качества образования в школе, находящейся в сложном социальном контексте, на основе создания школьной системы управления качеством образования (ШС УКО)»

Наименование ПроектаПовышение качества образования в школе, находящейся в сложном социальном контексте, на основе создания школьной системы управления качеством образования (ШС УКО)12Срок реализации П...

Разработка педагогического совета по теме "От системы оценки качества образования в деятельности педагога к системе оценки качества образования в школе"

Разработка педагогического совета по теме "От системы оценки качества образования в деятельности педагога  к системе оценки качества образования в школе" содержит презентацию. Данная разработка п...

Организация контроля знаний учащихся как средствоповышения качества обучения математики

Работа содержит рекомендации об организации учебного процесса....

От оценки качества образования к управлению качеством образования: используемые данные

В статье анализируются условия, необходимые для адресного планирования образовательных результатов и перехода от оценки образовательных результатов к оценке достижения запланированных результатов для ...

Педагогический совет "Качество образования" "Влияние воспитательной работы на качество образования школьников ВЛИЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ"

Личностно-ориентированный подход является ведущим в воспитательном процессе нашего учреждения. Особенность процесса обучения в учреждениях дополнительного образования заключается в том, что он выстраи...