Педсовет. Внеурочная работа как системообразующая деятельность воспитательно-образовательного процесса
проект на тему
Форма проведения: интеллектуальное кафе.
Формы организации коллектива: работа в больших и малых группах, индивидуальная работа.
Педагогические методики и технологии: технология модерации, технология творческой мастерской, групповая технология.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet._vneurochnaya_rabota_kak_sistemoobrazuyushchaya_deyatelnost.docx | 193.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Педсовет
«Внеурочная работа как системообразующая деятельность
воспитательно-образовательного процесса»
Место проведения: актовый зал МБОУ СОШ №2.
Дата проведения: 09.01.2014 года.
Форма проведения: интеллектуальное кафе.
Формы организации коллектива: работа в больших и малых группах, индивидуальная работа.
Педагогические методики и технологии: технология модерации, технология творческой мастерской, групповая технология.
План проведения:
- Практическое краеведение в начальной школе. Из опыта работы кружка «Мой край» (Шабельник Н.А., зам. директора по УВР, учитель начальных классов)
- Туристско-краеведческая работа как составляющая внеурочной деятельности в классе (классный руководитель Козляковская Л.С.)
- Развитие интереса к учебному предмету через вовлечение учащихся во внеурочную деятельность (учитель химии Степанюк И.Г.)
- Внеурочная познавательная деятельность как фактор развития воспитательной системы класса (учитель математики Погорелова Е.А.)
- Взаимодействие с родительской общественностью. Из опыта работы (классный руководитель Шипова С.Н.)
Педагоги разбиты на 4 группы, на столах – элементы новогодней сервировки (свечи, салфетки, веточки ели, ленточки, яблоки и проч.).
На столах:
- меню-план проведения педсовета;
- заготовки гастрономических фразеологизмов русского языка;
- притча о яблочном соке;
- «Книга отзывов и предложений»;
- лист работы социальных групп «Администрация», «Учителя», «Родители», «Учащиеся».
Слайд 1
Хорошее воспитание не в том,
что ты не прольешь соуса на скатерть,
а в том, что ты не заметишь,
если это сделает кто-нибудь другой.
Уважаемые коллеги, приглашаем вас посетить наше интеллектуальное кафе. Эпиграфом нашей встречи мы выбрали высказывание известного всем русского писателя. Гурман, почитатель острой сатиры и тонкого юмора, человек, не уважающий излишеств ни в еде, ни в творчестве.
Слайд 2
Хорошее воспитание не в том,
что ты не прольешь соуса на скатерть,
а в том, что ты не заметишь,
если это сделает кто-нибудь другой.
Чехов А. П.
Вы, наверное, уже догадались, что это… Антон Павлович Чехов.
Слайд 3 Тема, проблема
Что ж, следуя принципу Чехова в том, что краткость – сестра таланта, мы объявляем тему нашего педсовета: «Внеурочная работа как системообразующая деятельность воспитательно-образовательного процесса», которая является гарниром к основной проблеме: воспитание достойного гражданина, уважающего традиции и ценности своей страны, компетентного в определенной области знаний, обладающего лучшими человеческими качествами.
Слайд 4
Воспитание — хлеб души.
Д. Мадзени
Для того чтобы разбудить аппетит к теме сегодняшнего педсовета, на столы уже поданы сок, хлеб. На Руси хлеб – всему голова, хлебом-солью встречают дорогих гостей.
Ребёнок – то же зерно, которое, попав в почву:
- вначале созерцает, т.е. наблюдает, впитывает в себя энергию воды, солнца, земли;
- затем прозревает, пробивая себе путь через толщу земли;
- далее идёт процесс созревания, взросления, приобретения определенных свойств и качеств под влиянием определенных погодных и агрономических условий;
- и последняя и вместе с тем бесконечная стадия – превращается в зерно, которое либо даст жизнь другим зёрнам, либо послужит основой для изготовления полезного продукта.
Огромную роль в процессе выращивания зерна, равно как и в процессе воспитания ребенка, играет человек.
Слайд 5
О воспитании судят по конечному продукту – то есть по тому, что получилось из детей. Олег Рой “Вдали от рая”
И агроном и учитель хотят видеть конечный продукт высшего качества. «Рижский», «Бородинский», «Дарницкий», «Столичный» - бренды на хлебном рынке России. Изюминка каждой хлебной марки – ингредиенты в составе продукции.
Выпускники школ – тоже, по сути, бренды общеобразовательных учреждений. Какие же ингредиенты входят в состав воспитательно-образовательного бренда нашей школы?
Уважаемые коллеги, методическим материалом для вашей работы на данном этапе послужат гастрономические фразеологизмы русского языка. Ваша задача с их помощью создать образ выпускника МБОУ СОШ №2, который мог бы стать брендом нашего учреждения. Напоминаю вам, что бренд – это…
Слайд 6
БРЕНД — товарный знак, торговая марка, широко известное торговое имя компании (товара, услуги), положительно влияющее на репутацию компании и служащее своеобразной гарантией ожидаемого качества товара (услуги).
Работа в группах над созданием образа.
Итак, я жду от вас лаконичного названия для образа в одно-два слова и слогана или девиза, с которым по жизни пойдёт наш выпускник. Обращаю ваше внимание на то, что основа для работы – гастрономические фразеологизмы. Их нужно применить как можно больше. На работу отводится 3-4 минуты.
Материал для работы в группах:
1 группа
вариться в собственном соку
вливать новое вино в старые мехи
каши не сваришь
искать лёгкий хлеб
разбиться в лепёшку
сборная солянка
на мякине не проведёшь
2 группа
не жизнь, а малина
каша из топора
задать перцу
делить хлеб-соль
хрен редьки не слаще
хлебом не корми
за семь вёрст киселя хлебать
3 группа
как сыр в масле
проще пареной репы
политика кнута и пряника
тёртый калач
щелкать как семечки
придавать изюминку
яблоку негде упасть
4 группа
медом не корми
как по маслу
расти как на дрожжах
жить в шоколаде
хуже горькой редьки
сделать бифштекс (отбивную)
беситься с жиру
Афиширование результатов работы
- Воспитание - процесс трудоемкий, но от этого не менее приятный. В нем, как и в любом другом важном деле, нужна система. Основные её принципы попытаюсь трактовать через яркую составляющую нашего методического меню: это сок, дорогие коллеги.
Слайд 7
1 принцип. Я думаю, вы будете со мной согласны: нам нельзя вариться в собственном соку, дабы не заслужить репутацию людей, не поддерживающих связь с внешним миром. Мы должны идти в ногу со временем, использовать в своей работе современные методики, позволяющие добиться высокого результата.
2 принцип. Мы готовы, чтобы из нас были выжаты все соки, но питаем надежду, что воспользуются нашими мыслями и идеями люди бескорыстные, благодарные.
3 принцип. Быть вечным двигателем: всю жизнь гореть, всем светить, всегда находиться в самом соку, в полном расцвете сил. Чтобы вырастить не одно молодое поколение достойных людей.
- Сегодня в рамках нашей проблемы актуальна притча о яблочном соке.
Один монах каждый день готовил натуральный яблочный сок – это и было его послушание, он готовил его для детей, которые каждый день прибегали к нему в одно и то же время.
Однажды, как обычно, дети пришли к нему и он стал разливать им сок. Сок заканчивался, и в последней порции оказался осадок. Этот стакан с осадком достался одной девочке, и она сказала, что такой мутный сок пить не станет. Она убежала, но позже вернулась снова, так как ей очень захотелось пить. Она подошла к монаху и попросила:
- Дай мне хоть обычной воды.
- Пей свой сок, – сказал монах и протянул ей её же стакан с натуральным яблочным соком.
Пока девочки не было, сок успел отстояться и стал прозрачным и чистым. Поэтому девочка и не узнала его.
- Но это не мой сок.
- Это он.
- Мой был мутным, а этот прозрачный.
- Это тот же самый сок, просто он отстоялся, – сказал ей монах.
- Значит ли это, что и сок может достигнуть умиротворения помыслов?
- Нет, сок не может достичь этого, но ты можешь научиться у него этому, если только будешь внимательна.
- Внимательных учеников вам, дорогие коллеги. А сейчас предлагаю пригубить живительный напиток. Экстракт опыта внеурочной работы в рамках ФГОС нам представит Шабельник Наталия Анатольевна. Тема выступления: «Практическое краеведение в начальной школе. Из опыта работы кружка «Мой край».
Выступление Шабельник Н.А.
-Уважаемые коллеги, за 3 года для учителей начальной школы введение образовательных стандартов второго поколения из стадии эксперимента уже давно перешло в стадию успешного практического применения. Предлагаем воспользоваться квинтэссенцией опыта тем, кто будет экспериментатором в следующем году: классным руководителям пятых классов.
Слайд 8 Канапе «Педагогическое кредо»
- А мы продолжаем утолять информационный голод, и предлагаем вам канапе «Педагогическое кредо», думаю, они придутся каждому по вкусу, поскольку соединяют в себе различные компоненты: развитие интереса учащихся, сбережение здоровья и привитие любви к родному краю, сплочение классного коллектива через вовлечение детей во внеурочную работу.
Первой своё педагогическое кредо представит Козляковская Л.С., классный руководитель 9а класса. Тема выступления: «Туристско-краеведческая работа как составляющая внеурочной деятельности в классе»
Выступление Козляковской Л.С.
В качестве продолжения темы – выступление учителя химии, классного руководителя 6б, Степанюк И.Г. с темой «Развитие интереса к учебному предмету через вовлечение учащихся во внеурочную деятельность»
Выступление Степанюк И.Г.
И венчает нашу гастрономическую пирамиду опыт молодого педагога, учителя математики Погореловой Е.А. по теме: «Внеурочная познавательная деятельность как фактор развития воспитательной системы класса».
Выступление Погореловой Е.А.
- Кстати сказать, для кулинаров канапе – это не только бутерброд «на один укус», но и возможность смело экспериментировать с формой, вкусом и содержанием. Предлагаем каждой группе принять участие в творческом эксперименте, заявив о своём педагогическом кредо. Для работы каждому творческому коллективу предоставляются шпажки, а педагогические ингредиенты группа подбирает свои. Интересно, что является изюминкой при организации внеурочной работы у каждого из вас? Быть может, это социальное партнерство, интересные традиции и обычаи классного коллектива, самоуправление в классе, работа с родителями? У каждой группы должно быть не менее трёх ингредиентов.
Работа в группах, 5 минут.
- Попрошу каждую группу поделиться новым рецептом воспитательной работы.
Афиширование результатов.
- Подводя итог данного этапа, можно отметить, что воспитание в школе включает в себя три взаимозависимых и взаимосвязанных блока:
- воспитание в процессе обучения или учебно-познавательный блок;
- воспитание во внеурочной деятельности или кружковая деятельность;
- воспитание во взаимодействии с социумом или социально-культурный блок.
- Наше интеллектуальное кафе продолжает свою работу, и мы предлагаем вам попробовать сборную солянку.Над её составом трудились знаменитые люди всех веков и народов. Чтобы познать тайну рецепта, вам необходимо будет приложить некоторые усилия и заявить о себе в качестве знатоков народной мудрости.
Слайд 9. Интеллектуальное шоу «Проще пареной репы»
Итак, позвольте начать интеллектуальное шоу «Проще пареной репы».
Слайд 10. Джон Уилмот
- И первым против команды знатоков играет Джон Уилмот, 2-ой граф Рочестер (родился в 1647-1680), один из наиболее значительных английских поэтов эпохи Реставрации:
До женитьбы у меня было шесть теорий относительно воспитания детей; теперь у меня шестеро детей и …закончите фразу.
Время для обсуждения: 1 минута.
Слайд 11. До женитьбы у меня было шесть теорий относительно воспитания детей; теперь у меня шестеро детей и ни одной теории.
Слайд 12. Ге́рберт Спе́нсер
Цель воспитания — это образовать существо, способное … собою, а не такое, какое могло бы только быть … другими.
Спенсер Г.
- Если в данном предложении вместо пропусков вставить однокоренные слова, то получится высказывание о воспитании Герберта Спенсера, английского философа и социолога конца 19 века.
Слайд 13
Цель воспитания — это образовать существо, способное управлять собою, а не такое, какое могло бы только быть управляемо другими.
Спенсер Г.
Слайд 14. Мать Тере́за Кальку́ттская (Агнес ГонджаБояджиу) - католическая монахиня, основательница женской монашеской конгрегации «Сестры Миссионерки Любви»...
- Состязаться в знании не только воспитательной работы, но и законов жизни, нам предлагает Мать Тереза.
Внимание, чёрный ящик. В нём то, чем, по мнению матери Терезы, являются нежная любовь и забота (лекарство).
Слайд 15. Александр Иванович Герцен - русский публицист, писатель, философ.
- В интеллектуальную борьбу вступает А. Герцен. Он утверждает, что
«Преподавать с амвона, увлекать с трибуны, учить с кафедры гораздо легче, чем …» - продолжите высказывание.
Слайд 16 «Преподавать с амвона, увлекать с трибуны, учить с кафедры гораздо легче, чем воспитывать одного ребёнка». (А.Герцен)
- Этот мастер в делах воспитания составил целую книгу рецептов по приготовлению деликатесов из непослушных детей.Вот некоторые из них:
Слайд 17.
САЛАТ ИЗ ОБИДЧИВЫХ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК
Трех очень обиженных мальчиков и четырех еще сильнее обиженных девочек облить холодной водой, нарезать тонкими ломтиками лук и сыпать его на головы всем обиженным, пока они не обидятся окончательно. Готовый салат можно украсить сверху крупной сердитой девочкой.
ЗАЗНАЙКА С ГОРЯЧИМ НОСОМ
Сильно зазнавшуюся девочку посадить на сковородку, несколько раз похвалить, как только задерет нос, полить его подсолнечным маслом, хорошо прожарить и есть, похваливая.
КВАШЕНЫЕ ДЕВОЧКИ
Отобрать грязных, растрепанных девочек-плакс, умыть, причесать и плотно набить ими прочную деревянную кадку. Соль можно не сыпать — девочки сами наплачут полную кадку соленых слез.
Слайд 18. Григорий Остер
Слайд 19. И блицтурнир - последний компонент нашей сборной солянки.
«Детям нужны не поучения, а …», - слова Жозефа Жубера, французского писателя XVIII века.
«Чтобы изменить человека, нужно начинать с его …», - Виктор Гюго, французский писатель.
«Тот, кто не помнит совершенно ясно собственного детства, - плохой …», - Мария Эбнер-Эшенбах, австрийская писательница.
Слайд 20.
«Детям нужны не поучения, а примеры»
«Чтобы изменить человека, нужно начинать с его бабушки»
«Тот, кто не помнит совершенно ясно собственного детства, - плохой воспитатель».
- В качестве горячего блюда в нашем кафе сегодня – рагу из отношений между школой и родителями. Внеурочная деятельность в данном направлении также является системообразующей в воспитательно-образовательном процессе. Какими могут быть эти отношения и как их построить, расскажет учитель начальных классов Шипова С.Н. Тема её выступления: «Взаимодействие с родительской общественностью. Из опыта работы».
Выступление Шиповой С.Н.
- В отношениях с родителями не всегда всё идёт как по маслу. Есть такие семьи, с которыми, увы, каши не сваришь. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года их стало у нас на 3 больше, количество детей увеличилось соответственно на 8.
Задают перцу и отдельные учащиеся, школьная статистика показывает, что в группу риска попадают дети из многодетных семей, а также семей, где воспитанием детей занимается один из родителей. Так, за период 2 четверти текущего учебного года у нас 2 отказных материала по недостижению детьми возраста 14 лет, 1 протокол составлен на совершеннолетнего учащегося. За период 2013 года по Закону №1539 –КЗ задержано 3 учащихся в возрасте 14-15 лет (коллеги, попробуем один из остеровских рецептов приготовления), 1 из них состоит на учёте в ОПДН, в 2012 году было задержано на 1 ребенка меньше.
Что ж, если бы не было проблем, требующих решения, не жизнь была бы у нас, а малина – колючая мелкая ягода, которая плодоносит-то всего лишь два месяца в году. А так - цели дальнейшей работы обозначены, темп задан, главное – чтобы проблема нам была по зубам.
У героев видеоролика, который мы представим вашему вниманию, на первый взгляд, проблем в отношениях с детьми и родителями не существует. Для горячих обсуждений представляем вам видеосюжет о жизни одной из московских школ. Ваша задача – понять, в чём соль, и определиться, в каком направлении вы бы двигались далее:
- Ни за какие коврижки не пошли бы по пути развития школы №1060.
- С удовольствием делили бы хлеб-соль с педагогическим коллективом школы №1060.
Видеоролик «Познавательный фильм» (вальдорфская система образования).
Обсуждение 5 минут
- И на десерт, уважаемые коллеги, –деловая игра «Проблемы, поиски, решения». Каждая творческая группа представляет собой одну из 4 социальных групп:
Слайд 21
- администрация
- педагоги
- родители
- учащиеся
Каждая группа вносит предложения по совершенствованию и развитию воспитательной системы школы. В течение 7 минут команды выполняют задание, которое будет вам представлено, затем выступают со своими предложениями, мы обсуждаем и принимаем решение.
Я прошу вас серьёзно отнестись к предложенным заданиям, проявить терпение и предложить рациональные решения.
Итак, первая социальная группа – администрация.
Эту проблему вы рассматриваете с позиции администрации
Вы должны в течение 7 минут разработать возможные формы взаимодействия администрации с учителями, обсудить, какую помощь администрация должна оказать в организации воспитательного процесса в школе.
Вторая социальная группа – педагоги.
Эту проблему вы рассматриваете с позиции педагогов.
7 минут для того, чтобы вы подумали над предложениями по преодолению трудностей воспитательной работы в школе, предложили конкретные формы и методы воспитательной работы. Ваши предложения.
Третья социальная группа – родители.
Эту проблему вы рассматриваете с позиции родителей.
В течение 7 минут вы будете работать над проблемой возможных точек взаимодействия родителей и учителей в организации школьной жизнедеятельности. Ваши предложения.
Четвёртая социальная группа – учащиеся.
Представьте, что вы ученики. Какой должна быть внеурочная жизнь в школе? Ваши 7 минут. Ваши предложения.
Обсуждение, подведение итогов
Слайд 22
Как вы думаете, на основании внесенных вами предложений, по какому пути должна развиваться школа:
- школа – социокультурный центр
- школа гражданского самоопределения
- школа активности и успеха
- школа развития и сотрудничества.
Обоснуйте свой выбор.
В соответствии с поступившими предложениями будет откорректирована программа развития воспитательной системы школы.
В качестве рефлексии на работу в рамках педсовета я попрошу заполнить нашу «Книгу отзывов и предложений» в каждой группе.
Решение педсовета:
- Одобрить и принять концепцию воспитательной системы школы развития и сотрудничества.
- Создать инициативную группу для разработки программы развития воспитательной системы школы с учётом предложения педагогов. Разработанную программу положить в основу планов воспитательной работы классных руководителей.
Ответственные: Штаб воспитательной работы
Сроки: март 2014 года.
- Всем членам педагогического коллектива школы с целью повышения качества воспитывающей деятельности продолжить работу над решением таких задач, как:
- внедрение современных образовательных технологий;
- повышение воспитательного потенциала урока и внеурочных мероприятий.
4. Разработать программу по реабилитации детей и семей, состоящих на различных видах учёта.
Ответственные: Хмелёва О.М., заместитель директора по воспитательной работе, Щербак Т.В., социальный педагог, Косолапова И.В., педагог-психолог.
Сроки: май 2014 года.
Приложение 1
Книга отзывов и предложений
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2
Социальная группа «Администрация»:
предложения по совершенствованию и развитию воспитательной системы школы.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Путь развития школы:
- школа – социокультурный центр
- школа гражданского самоопределения
- школа активности и успеха
- школа развития и сотрудничества
Социальная группа «Учителя»:
предложения по совершенствованию и развитию воспитательной системы школы.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Путь развития школы:
- школа – социокультурный центр
- школа гражданского самоопределения
- школа активности и успеха
- школа развития и сотрудничества
Социальная группа «Учащиеся»:
предложения по совершенствованию и развитию воспитательной системы школы.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Путь развития школы:
- школа – социокультурный центр
- школа гражданского самоопределения
- школа активности и успеха
- школа развития и сотрудничества
Социальная группа «Родители»:
предложения по совершенствованию и развитию воспитательной системы школы.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Путь развития школы:
- школа – социокультурный центр
- школа гражданского самоопределения
- школа активности и успеха
- школа развития и сотрудничества
Приложение 3
В чём соль?
Ни за какие коврижки Делить хлеб-соль
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 имени Луначарского муниципального образования Тимашевский район
Педагогический совет
на тему:
«Внеурочная работа
как системообразующая
деятельность воспитательно-образовательного процесса»
ст-ца Медвёдовская
9 января 2014 года
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
из опыта работы: "Активизация познавательной деятельности обучающихся в процессе преподавания математики"
"Активизация познавательной деятельности обучающихся в процессе преподавания математики"...
Педагогический совет «Внеурочная деятельность как системообразующая составляющая воспитательно – образовательного процесса в условиях ФГОС»
Выступление "Психологическая готовность педагога кработе по программам внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС в школе....
Метод семинар. Внеурочная деятельность по литературе как системообразующая составляющая воспитательно-образовательного процесса в условиях реализации ФГОС.
Метод семинар. Внеурочная деятельность по литературе как системообразующая составляющая воспитательно-образовательного процесса в условиях реализации ФГОС.Современное литературное образование, как и о...
План проведения педсовета Внеурочная работа как системообразующая деятельность
Форма проведения: интеллектуальное кафе.Формы организации коллектива: работа в больших и малых группах, индивидуальная работа.Педагогические методики и технологии: технология модерации, технология тво...
Презентация к педсовету Внеурочная работа как системообразующая деятельность
Форма проведения: интеллектуальное кафе.Формы организации коллектива: работа в больших и малых группах, индивидуальная работа.Педагогические методики и технологии: технология модерации, технология тво...
выступление "Внеурочная деятельность как системообразующая составляющая воспитательно-образовательного процесса в условиях ФГОС"
В современном обьществе растёт интерес к развитию и использованию интеллектуальных способностей человека. Выступление учителя начальных классов на методическом совете по теме "Внеурочная дея...