Разработка педагогического совета по теме "Формирование универсальных учебных действий как требование современного урока"
методическая разработка на тему
цель данного педагогического совета- повышение компетентности педагогов в освоении приёмов формирования УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.5 КБ |
![]() | 35.5 КБ |
![]() | 28.5 КБ |
![]() | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование универсальных учебных действий
как требование современного урока»
«Расскажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Вовлеки меня, и я научусь»
Китайская мудрость
Цель: Повышение компетентности педагогов в освоении приемов формирования УУД
Форма проведения: педагогический совет
Ход педсовета
Судят о результатах школы сегодня не по количеству «4» и «5» (хотя это тоже очень важно, т.к. пятибалльную систему никто не отменял), а по сформированности личности в целом:
«каким выпускник стал после школы?»,
«какие умения у него появились и развились?»,
«как он умеет вести себя в жизни?»,
«насколько он готов к применению в практике полученных знаний».
Сегодня на педсовете мы будем вести речь, в первую очередь, о результатах.
Результаты сформулированы как действия, как способы действий, которыми должен овладеть учащийся. Результат – это овладение им учебной деятельностью, умением учиться. Меняются требования к результатам, должен меняться и сам учитель, должен меняться и сам урок. В основе современного урока лежит системно-деятельностный подход (формирование УУД, обобщенных способов действий, обеспечивающих эффективное решение жизненных задач).
Что такое УУД?
Слайд №1 (дерево)
Оцените знания по данному вопросу, отметьте тот уровень, на котором вы находитесь. (Используется стимульный материал к методике «Дерево») Приложение 1
Предполагаемые ответы педагогов:
УУД- обобщенные способы действий, позволяющие ориентироваться в учебной деятельности, включая осознание ее цели, ценностно-смысловых характеристик.
УУД - совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
УУД - умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
УУД – это самоопределение, самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Вывод
В широком смысле УУД – это умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В узком смысле УУД - это совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Определение действий, относящихся к личностным, регулятивным, познавательным, коммуникативным УУД. Чтобы говорить о педагогических приемах формирования УУД, необходимо разобраться, какие бывают УУД.
Слайд с УУД
ИТАК:
Все УУД делятся на личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. (Приложение 2 - ПАМЯТКА)
Чтобы отработать понятие УУД, поработаем в группах.
Просмотр видеосюжета, который чередуется с выступлениями групп (Рудомётова Л.И.).
Предлагаем вам определить, какие действия вы увидели в данном фрагменте (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД).
ШПАРГАЛКА (раздаётся)
Просмотр видеосюжета, который чередуется с выступлениями групп (Щербакова О.И.).
Предлагается проанализировать увиденное с помощью ШПАРГАЛКИ
Вывод
Формирование УУД во многом зависит не только от учебно-методического комплекта, но и от педагогически правильного взаимодействия учителя и ученика, эффективности их коммуникативной деятельности.
При таком подходе в результате изучения всех без исключения предметов у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Рефлексия
Вернитесь, пожалуйста, к методике «Дерево». Изменилось ли ваше личное положение на этом дереве? Если «да», то в какую сторону? Вверх или вниз?
Всем удачи!!!
Предварительный просмотр:
http://www.psyoffice.ru/3-0-stimulmat-8.htm
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями, они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей¸ самого себя и своего будущего.
Осмысление (смыслообразование)
Осознание (самоопределение)
Принятие жизненных ценностей (нравственно - этическое оценивание)
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.
Целеполагание
Планирование
Прогнозирование
Контроль
Коррекция
Оценка
Саморегуляция
Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
Общеучебные
Логические
Постановка и решение проблем
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
планирование учебного сотрудничества;
постановка вопросов
разрешение конфликтов
контроль, коррекция, оценка действий партнера
умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
владение монологической и диалогической формами речи
Предварительный просмотр:
ШПАРГАЛКА
Регулятивные
- Способен сосредоточено работать над задачей и не отвлекаться в процессе ее решения
- Способен поставить перед собой учебную цель и последовательно добиваться ее достижения.
- Понимает требования учителя и старается их выполнять.
- Прилагает усилия для преодоления учебных трудностей на уроке, если они возникают.
- Умеет работать по образцу, инструкции, правилу.
- Понимает и выполняет указания учителя на уроке без напоминания.
- Способен выделить в задании основной вопрос и определить пути выполнения задания.
- Способен осуществлять мыслительные операции в уме, без опоры на наглядный материал.
- Контролирует свои эмоции.
- Владеет собой в ситуациях, требующих сосредоточенности, молчания и ограничения движений.
- При ответе у доски контролирует движения тела (позу, движения рук и ног).
Познавательные УУД
- Демонстрирует способность обобщать имеющиеся знания.
- Демонстрирует способность осуществлять классификацию.
- Может связно рассказать о событиях своей жизни, описывать события и объекты.
- Ориентируется в основных понятиях времени (времена года, месяца, дни недели и т.д.).
- Устанавливает причинно-следственные связи (что сначала, что потом).
- Умеет решать задачи (создавать схемы решения, выстраивать последовательность операций, соотносить результат с исходным условием).
- Способен отделять существенные свойства предметов от несущественных, улавливать главное в тексте; понимает смысл пословиц и поговорок.
- Умеет приводить аргументы, формулировать выводы, адекватно полученным результатам.
- Может творчески, нестандартно решать задачи.
- Умеет формулировать вопросы, составлять вопросы к тексту.
Коммуникативные УУД
- Активен в общении со сверстниками, сам выбирает себе партнеров для игр и занятий.
- Не провоцирует конфликты со сверстниками, умеет мирно взаимодействовать.
- Умеет работать в паре и группе.
- Понимает возможность различных позиций и точек зрения на какой-либо вопрос, не совпадающих с собственными.
- Умеет учитывать точку зрения собеседника при решении какой-либо проблемы, умеет договариваться.
- Умеет строить понятные для партнера высказывания, с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.
- Умеет аргументировать, отстаивать свою точку зрения невраждебным образом.
- По-дружески относится к большинству одноклассников.
- Уважительно относится к учителю, соблюдает необходимую дистанцию в общении с ним.
- Прислушивается к замечаниям и требованиям учителя, старается их выполнять.
Личностные УУД
- Активен на уроках, стремится проявить свои знания.
- Проявляет заинтересованность в получении новых знаний.
- Проявляет заинтересованность в хорошей оценке.
- Сформирована учебно- познавательная мотивация.
- Сформированность самооценки (завышенная, заниженная, несколько завышенная\заниженная, адекватная).
- Знает основные моральные нормы (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность).
- Развиты этические чувства (стыд, вина, совесть) как регуляторы морального поведения.
- Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей.
- Умеет выделять нравственное содержание поступков на основе различения морально-этических норм (хорошо\плохо, правильно\неправильно и др.).
- Демонстрирует сформированность доброжелательности, доверия, внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, эмпатии, эмоциональной отзывчивости.
- При возникновении трудностей сетует на отсутствие: везения, способностей и сложность заданий, на недостаточность собственных усилий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/23/picture-282717-1424642958.jpg)
Системно–деятельностный подход как одно из условий развития универсальных учебных действий обучающихся на современном уроке физики
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, усиление деятельностного, практико-ориентированного характера обучения. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести ...
«Формирование универсальных учебных действий как требование ФГОС»
Доклад на педагогическом совете...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/23/picture-461929-1416747161.jpg)
Сценарий педагогического совета "Формирование универсальных учебных действий как показатель эффективности урока"
Цель: повышение компетентности педагогов в направлении формирования УУД школьников Задачи: сконцентрировать внимание педагогического коллектива на проблеме внедрения и ре...
Внедрение ФГОС второго поколения в педагогическую деятельность через формирование универсальных учебных действий самостоятельной работы на уроках математики.
Цель профессионального развития:Приобретение профессиональных компетенций учителя в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Задачи профессионального развития:З...
Формирование универсальных учебных действий - важнейшая задача современного образования
Актуальные вопросы реализации ФГОС начального и основного общего образования...
Педагогические приёмы формирования УУД (универсальных учебных действий) на уроках информатики
Педагогические приёмы формирования УУД (универсальных учебных действий) на уроках информатики1. Приём «Отсроченная отгадка»...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/14/picture-381363-1618414584.jpg)
Статья "Современные педагогические технологии, способствующие формированию универсальных учебных действий на уроках литературы"
Современная школа значительно изменилась за последние десятилетия. Сегодня особенно важно сформировать у обучающихся универсальные способы действий, которые помогут им развиваться ...