Методическая разработка "Организация мониторинга оценки качества образования"
методическая разработка на тему

Бабенко Анастасия Петровна

Для современного этапа развития общества характерно становление принципиально новых приоритетов в образовательной сфере, важнейшим из которых является повышение качества образования.

Концепция модернизации российского образования также определяет создание условий для повышения качества образования одной из основных задач образовательной политики.

Для достижения обозначенной задачи требуются системные изменения в содержании образовательной деятельности.

Существующие в настоящее время критерии оценки уровня образования показывают количество победителей олимпиад различных уровней, результаты прохождения программ и т.д. Но отражает ли односторонняя оценка всю картину образовательного процесса в целом? Рассматривает ли данная оценка не только  промежуточные итоги, но и потребности всех участников образовательного процесса – обучающихся, преподавателей, родителей?

Изучение вопроса качества образования привело к определенным выводам. Для определения качества образования необходимы:

  • во-первых, критерии и показатели оценки качества образования;
  • во-вторых, контрольно-измерительные материалы оценки качества образования в ОУ;
  • в-третьих, работа педагогического коллектива по изучению вопроса качества образования, что позволит увидеть те направления и элементы образовательного процесса, которые следует совершенствовать;
  • в-четвертых, системная работа в данном направлении.

Разработка программы «Мониторинг качества образования в образовательном учреждении»:

1.      направлена на создание механизмов устойчивого развития качественно новой модели мониторинга качества образования в образовательном учреждении, обеспечивающей образование, соответствующее социальному и региональному заказам;

2.      предполагает системную организацию управления качеством образования и определяет важнейшие психолого-педагогические условия, обеспечивающие его успешность.

Анализ названных теоретических предпосылок позволил сформулировать ряд положений, имеющих значимость для данной разработки.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация мониторинга оценки качества образования Мельниченко ( Бабенко) А.П.

Слайд 2

Основные участники процесса образования Обучающиеся Родители Педагоги В связи с наличием трех участников, оценка должна проводится не только по направлению образования с точки зрения качества предлагаемого материала педагогами, но и с точки зрения усвоения материала обучающимися и вовлечения в процесс обучения родителей. Только совокупность работы всех трех компонентов позволит повысить уровень качества образования

Слайд 3

Принципы отбора показателей оценки качества ориентация на требования внешних пользователей; учет потребностей системы образования; минимизация системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления системой образования; инструментальность и технологичность используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию); оптимальность использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования и экономической обоснованности); иерархичность системы показателей; сопоставимость системы показателей с международными аналогами; соблюдение морально-этических норм в отборе показателей

Слайд 4

Учащиеся Форма проведения анкетирования учащихся для выявления успешности освоения программы: Предварительная: Промежуточная: Итоговая: Фамилия Кол-во лет в объединении Кол-во посещаемых объединений Фамилия Кол-во выступлений Кол-во призовых мест Кол-во посещаемых объединений Фамилия Кол-во выступлений Кол-во призовых мест Кол-во посещаемых объединений

Слайд 5

Оценка индивидуального уровня обучающегося Параметры Показатели 1. Степень применения знаний и умений на практике. - Количество исследовательских работ, проектов. - Количество победителей и призеров выставок, конкурсов - Количество призеров исследовательских конкурсов и проектов. 2.1.Компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности - Уровень сформированности мыслительных операций: обобщения, сравнения, анализа, синтеза и т.д. - Уровень владения исследовательскими методами (наблюдение, эксперимент, статистические методы, социологическая диагностика). 2.2.Информационно- коммуникативная компетентность - Умение осуществлять поиск информации в источниках разного типа, в том числе Интернет. - Степень развития рефлексивных навыков, самостоятельности позиции в оценке различной информации. - Способность учащихся к сотрудничеству на всех этапах коллективной деятельности.

Слайд 6

Оценка индивидуального уровня обучающегося 2.3.Социальная компетентность - Уровень сформированности психологической устойчивости к негативным социальным явлениям. - Умение осуществлять выбор решения на основе оценки альтернатив. - Степень проявления личной инициативы учащихся. - Установление позитивных социальных взаимоотношений с окружающими. 3. Уровень воспитанности учащихся - Общая оценка воспитанности учащихся. - Уровень сформированности нравственных качеств личности. - Доля детей, совершивших правонарушения. 4.Сохранение здоровья учащихся - Соблюдение норм СанПиН в образовательном процессе. - Отсутствие травматизма. - Степень психологической комфортности учащегося. Параметры Показатели

Слайд 7

Педагогические работники Основные параметры, включенные в показатели и критерии эффективности педагогического работника: курсы повышения квалификации прохождение аттестации педагогических работников участие в конференциях, профессиональных конкурсах и т.д. проведение открытых занятий и распространение собственного педагогического опыта Результативность участия обучающихся в конкурсах и т.д. соответствие реализуемых программы современным требованиям

Слайд 8

Индивидуальное тестирование педагогов Проводится раз в год, для выявления проблем и затруднений педагогического работника Основывается на следующих показателях: работа с документами, группой, родителями Предполагает определение «слабых» мест и составление индивидуального плана по их устранению

Слайд 9

Индивидуальное тестирование педагога Включает в себя следующие этапы: Посещение занятия Заполнение педагогом индивидуальной анкеты Проверка индивидуальной папки педагога

Слайд 10

Посещение занятия ЭКСПЕРТНАЯ КАРТА АНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ Посещающий: _________________ Дата: «____» _________________ 200__г. Место проведения занятия: _________________________ Ф.И.О. педагога: ___________________________________ Творческое объединение: «_________________________» Тема занятия: « ___________________________________» Цель посещения: ___________________________________ Присутствовало _______ воспитанников Качественные характеристики занятия:

Слайд 11

№ п/п Параметры Уровень высокий средний низкий 1. Наличие плана-конспекта занятия и его оформление. 2. Начало занятия: сообщение темы, постановка целей и задач. 3. Логичность и последовательность этапов занятия. 4. Подведение итогов каждого этапа занятия. 5. Целесообразность распределения времени. 6. Теоретический уровень изложения материала. 7. Практическая работа. 8. Эффективность использованных методов обучения.

Слайд 12

№ Параметры Уровень высокий средний низкий 9. Эффективность использованных методов обучения. 10. Воспитательная сторона занятия. 11. Связь занятия с жизнью и практикой. 12. Осуществление индивидуального подхода к воспитанникам. 13. Культура труда воспитанников. 14. Подведение итогов занятия. 15. Соответствие содержания занятия его задачам. 16. Методическая грамотность педагога. 17. Владение навыками самоанализа. Уровень проведенного занятия:

Слайд 13

Проверка индивидуальной папки педагога Папка педагога включает в себя: Заполненный на момент проверки журнал Заполненная на момент проверки рабочая программа Образовательная программа Инструкции по охране труда План работы с обучающимися План работы с родителями Имеющиеся публикации, сертификаты, грамоты, благодарности

Слайд 14

Критерии проверки № Направления мониторинга Параметры мониторинга Цель Методы Фиксация резуль татов Профессиональное мастерство педагога. 1 Организационные условия работы творческого объединения. Состояние журнала учета работы творческого объединения. Своевременность и качество заполнения журнала. проверка журнала справка 2 Планирование деятельности творческого объединения. Качество составления календарно-тематического планирования. проверка календарно- тематического планирования справка 3 Выполнение образовательной программы. Соответствие календарно-тематического планирования учебному плану образовательной программы. Полнота реализации образовательной программы согласно календарно-тематическому планированию. проверка образовательной программы, календарно- тематического планирования справка 4 Планирование системы учебных занятий в соответствии с календарно- тематическим планированием. Качество поурочного планирования, его соответствие календарно- тематическому планированию. проверка поурочных планов, календарно- тематического планирования справка

Слайд 15

№ Направления мониторинга Параметры мониторинга Цель Методы Фиксация результатов 5 Качество преподавания Соответствие темы занятия цели, задачам, содержанию материала. Анализ уровня методической грамотности педагога. наблюдение аспектный анализ Экспертная карта 6 Тип занятия, логичность и последовательность этапов в его структуре, рациональность распределения времени на каждом этапе. Анализ уровня методической грамотности педагога. наблюдение аспектный анализ Экспертная карта 7 Разнообразие и эффективность использования различных форм, методов и средств обучения. Анализ уровня методической грамотности педагога. наблюдение аспектный анализ Экспертная карта 8 Воспитательное влияние занятия. Культура труда воспитанников, выполнение уставных требований по технике безопасности. Анализ уровня методической грамотности педагога. наблюдение аспектный анализ Экспертная карта Владение педагогом навыками самоанализа занятия. Анализ уровня методической грамотности педагога. наблюдение аспектный анализ Экспертная карта 9

Слайд 16

№ Направление мониторинга Параметры мониторинга Цель методы Фиксация результатов 17 Творческие способности воспитанников Уровень индивидуального развития воспитанников. Определение динамики развития воспитанников в творческом объединении. тестирование Аналитическая справка диаграммы Обобщение результатов диагностики: 1. Самооценка профессиональных умений педагога. 2. Заполнение экспертных карт и обобщение результатов. 3. Экспертная оценка профессионального мастерства педагога. 4. Составление обобщенной экспертной карты по итогам диагностики. Обсуждение итогов диагностики и принятие управленческих решений.

Слайд 19

Программа проведения мониторинга Месяц Форма контроля Конец сентября Предоставление списков групп обучающихся по направлениям Начало октября Заполнение преподавателями критериев эффективности Выезд педагогического коллектива на семинар-тренинг по сплочению и разработки проектов на текущий год Составление списков работников, аттестуемых в текущем учебном году, составление плана индивидуальных консультаций Составление и реализация плана работы с участниками профессиональных конкурсов Декабрь Промежуточный смотр папки педагога Январь Посещение занятий, индивидуальное тестирование педагогов Февраль Посещение занятий, индивидуальное тестирование педагогов Март Формирование списка на курсы повышения квалификации на следующий учебный год Утверждение школьным методистом программ на следующий год Конец апреля Предоставление папки педагога с необходимыми документами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг оценки качества образования в учреждении дополнительного образования

Данная статья будет интересна для методистов системы дополнительного образования.  Сегодня  педагогический коллектив все больше направлен на получение качественного ожидаемого результата, на...

"Внешний мониторинг оценки качества образования"

Материал в помощь учителям для работы методических объединений...

ПРИНЦИП ГОСУДАРСТВЕННО – ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ. ЕГО РОЛЬ В МОНИТОРИНГЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

В статье говорится о введении института государственно-общественного управления, то есть создание условий для реформирования  образовательной организации  в реальный институт гражданского об...

Комплект контрольно – оценочных материалов для проведения мониторинга оценки качества образования (среза знаний) по дисциплине ОУД.03 «Иностранный язык» для специальности 34.02.01 Сестринское дело курс 1 2018-2019

Комплект контрольно – оценочных материалов для проведения мониторинга оценки качества образования (среза знаний) по дисциплине ОУД.03 «Иностранный язык» для специальности 34.02.01 Се...

Комплект контрольно-оценочных материалов для проведения мониторинга оценки качества образования (среза знаний) ОГСЭ.03 Иностранный язык Специальность 34.02.01 Сестринское дело 4 курс 2019-2020

Комплект контрольно-оценочных материалов для проведения мониторинга оценки качества образования (среза знаний) ОГСЭ.03 Иностранный язык Специальность 34.02.01 Сестринское дело 4 курс...

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ для проведения мониторинга оценки качества образования по ОГСЭ. 02. История

Контрольно-измерительные материалы для проведения мониторинга оценки качества образования ОГСЭ02. История...

Совершенствование системы мониторинга оценки качества образования с учётом способностей, интересов обучающихся в рамках реализации ФГОС

Совершенствование системы мониторинга оценки качества образования с учётом способностей,  интересов обучающихся в рамках реализации ФГОС...