Здоровьесбережение учащихся
статья на тему

Антипова Ирина Николаевна

Для формирования здорового образа жизни учащихся необходимы знания в области здоровья, умения создавать оптимальные внешне-средовые условия в школе и дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberezhenie_uchashchihsya.docx101.75 КБ

Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ УЧАЩИХСЯ

В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Жизнь в ХХI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Сегодня медицинская проблема здоровья подрастающего поколения переходит в иную плоскость и становится категорией педагогической, так как кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в социальном поведении.

Проблемы здоровья ребенка остаются наиболее актуальными в практике общественного и семейного воспитания. В Конвенции о правах ребенка подчеркивается, что современное образование должно стать здоровьесберегающим.

   Таким образом, проблема здоровья детей и подростков сегодня стоит настолько остро, что мы вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение»? Такая озабоченность вполне понятна.  Так по данным Минздрава России, в школе абсолютно здоровыми лишь являются 10 – 12% детей.  

Поэтому для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих  целостного здоровья человека  в деятельность нашего образовательного учреждения, внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи:

- сохранить здоровье ребенка;

- приучить его к активной здоровой жизни.

Учителя продолжают поиски педагогических технологий, позволяющих решить задачу совмещения высокой продуктивности учебного процесса с такими педагогическими технологиями, которые позволяют сохранить, а в некоторых случаях и укрепить уровень имеющегося здоровья.

          Здоровье – понятие комплексное. Оно зависит от социально-экономического положения детей, экологической обстановки в местах их проживания, качества питания, медицинского обслуживания, профилактической работы с детьми медиков и педагогов. Изменения в содержании школьного образования, интенсификация труда учащихся и учителей, предъявляют высокие требования, как к системе образования, так и к нервной системе школьника и учителя. Это требует особенно бережного отношения к здоровью всех участников образовательного процесса, внося коррективы в организацию управления.

По данным Министерства образования России, среди причин, влияющих на здоровье школьников,  21% составляют факторы внутришкольной среды. Для формирования здорового образа жизни учащихся необходимы знания в области здоровья, умения создавать оптимальные внешне-средовые условия в школе и дома.

В последнее время наблюдается постоянное ухудшение здоровья всех категорий населения. Особое беспокойство вызывает состояние здоровья молодого поколения. За последние 10 лет, частота выявленных функциональных нарушений и хронических болезней у учащихся, возросла более, чем на 20%. По данным НИИ гигиены и профилактики, заболевание школьников: 53% имеют ослабленное здоровье, около 90% - отклонение в психосоматическом развитии, 80% страдают от гиподинамии. За годы обучения в школе число учащихся с близорукостью, нарушениями опорно-двигательного аппарата возрастает в 5 раз, с психоневрологическими отклонениями – в 1,5-2 раза.  

По данным медицинского осмотра в школе следующие результаты:

Вопрос о сохранении здоровья учащихся в школе на сегодняшний день стоит очень остро. Медики отмечают тенденцию к увеличению числа учеников, имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания. Тем не менее, в учебном плане есть только один предмет, который может в определённой мере компенсировать отрицательное влияние интенсификации учебного процесса: возрастание гиподинамии, снижение двигательной активности учащихся, – это предмет «Физическая культура»

Успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий зависит от многих составляющих:

  • активного участия в этом процессе самих учащихся;
  • создание здоровьесберегающей среды;
  • высокой профессиональной компетентности и грамотности учителя;
  • планомерной работы с родителями;
  • тесного взаимодействия с социально-культурной сферой.

Для достижения целей здоровьесберегающих технологий необходимо учитывать следующие условия:

  • Первое условие – оздоровление. Создание на уроках физической культуры гигиенического режима.
  • Второе – использование оздоровительных сил природы, которое оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих технологий на уроках. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, повышают общую работоспособность организма, замедляет процесс утомления и т.д.
  • Самым важным условием –  обеспечение оптимального двигательного режима на уроках физической культуры, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня, недели и года.

Рекомендации:

Для анализа уроков физической культуры учителям необходимо проводить ежегодный мониторинг состояния физической подготовленности учащихся с целью:

1. Выявить состояние физической подготовленности и здоровья школьников.

2. Разработать рекомендации для индивидуальной работы по совершенствованию физической подготовленности учащихся.

3. Проанализировать результативность работы по физическому воспитанию, сохранению и укреплению здоровья учащихся в школе.

Данный мониторинг проводить  по схеме:http://festival.1september.ru/articles/614838/img2.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесбережение учащихся на уроках географии

Здесь представлен личный опыт использования технологий здоровьесбережения на уроках географии...

Здоровьесбережение учащихся в семье.

Рекомендации для родителей....

Здоровьесбережение учащихся на уроках математики

В статье даны рекомендации по применению здоровьесберегающих технологий на уроках математики....

Здоровьесбережение учащихся в семье.

 Рекомендации для родителей  ...

Применение игровых технологий на уроках русского языка как один из способов здоровьесбережения учащихся

Школьное образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас, как никогда, актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе. Исполь...

Продуктивные технологии на уроках английского языка как фактор здоровьесбережения учащихся.

Главная задача учителя английского языка - глубокие и прочные знания предмета и сохранение, и укрепление их здоровья....

Тема «Использование стихов и рифмовок как один из способов обеспечения здоровьесбережения учащихся на уроках немецкого языка в начальной школе»

Данные методические рекомендации  могут быть использованы для обеспечивания здоровьесберегающего аспекта современного урока....