Применение игровых технологий на уроках русского языка как один из способов здоровьесбережения учащихся
статья по русскому языку по теме
Школьное образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас, как никогда, актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе. Использование на уроке игровых элементов зачастую способствует лучшему усвоению материала, так как при этом происходит смена вида деятельности учащихся, активизируются их внимание, память, воображение, образное мышление; а самое главное - снимается эмоциональное напряжение, что является профилактикой переутомления. В системе уроков по теме можно подобрать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводительную, преобразующую, поисковую.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Применение игровых технологий на уроках русского языка
как один из способов здоровьесбережения учащихся
Терехович Т.А., учитель русского языка и литературы
п. Дубовое, Белгородский район, Белгородская область, Россия
Школа не может считать
игру не своим делом.
Л. В. Петрановская
Школьное образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас, как никогда, актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе.
Сохранению здоровья способствует применение игровой системы. Игра является одной из важнейших форм релаксации, она способствует отдыху, вызывает положительные эмоции, используется для снятия напряжения, монотонности.
Нестандартные задания помогают оживить урок. Их необычность вызывает у школьников удивление в начале их выполнения, радость в процессе работы, удовольствие при виде ее результатов, пробуждая интерес не только к изучаемым вопросам, но и к русскому языку как учебному предмету в целом.
Использование на уроке игровых элементов зачастую способствует лучшему усвоению материала, так как при этом происходит смена вида деятельности учащихся, активизируются их внимание, память, воображение, образное мышление; а самое главное - снимается эмоциональное напряжение, что является профилактикой переутомления.
На уроках русского языка, как правило, применяются дидактические игры. Особенности их использования состоят в том, что игру вводят в определенную часть урока в соответствии с его задачами. В учебную деятельность вводится элемент состязания, а успешность выполнения задания связывается с игровым результатом.
Игра может быть проведена на любом этапе урока. В его начале цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра решает задачу усвоения темы; в конце - носит поисковый характер.
Виды дидактических игр на уроках русского языка[1]
- Учебные (подбор проверочных слов, мнемотехника - алгоритмы, ребусы; стихи, помогающие запомнить правило; антидиктант – допуск орфографических ошибок или описок; составление слов по схеме).
- Комбинаторные (составление из одного слова других, шарады, "гибриды").
- Этимологический словарь (толкование происхождения лексического значения слова).
- Ассоциативные (Е – яблоко (Ева, Елена Троянская)).
- Аналитические (пропорции: пожар:пожарник=?:дворник; дождь:снег=осень:?), исключение лишнего (босоножки, туфли, сандалии, сапоги).
- Контекстные (дополни текст, заполни пропуски, закончи предложение), головоломки (отрывок из 4-12 строк разрезать на полоски построчно), придумать заголовок, подобрать эпитеты, составить автопортрет).
- Языковые (шифровки, авторские неологизмы: "глокая кудра бурданула бокренка").
- Творческие задания (рассказ, в котором все слова начинаются на одну букву; рассказ по опорным словам; составление стиха по предложенной рифме (буриме).
В системе уроков по теме можно подобрать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводительную, преобразующую, поисковую.
Игры – упражнения развивают память детей, внимание, сообразительность, их общий кругозор. Обращение к мнемотехнике – системе различных приемов – облегчает запоминание и увеличивает объем памяти за счет искусственных ассоциаций. Сюда относятся стихи, рифмованные упражнения, сказки, ребусы, загадки, шарады, кроссворды, группирование слов, вызывающих определенные ассоциации.
ПРИМЕРЫ СТИХОТВОРЕНИЙ К УРОКАМ
Определение Разделительный мягкий знак
Признак предмета или явления Перед е, ё, и, ю, я
Обозначает определение. Я в корнях стою, друзья.
Чей и Какой – ответы просты. Воробьи, семья, жильё –
Лишь не хватает волнистой черты. Перед я, ю, и, е, ё.
АНАГРАММЫ
Задание: Какое орфографическое правило вам нужно было употребить, чтобы правильно написать слова-отгадки?
Взгляни на карту – ты узнаешь,
Что я французская река.
Но если буквы переставишь, (Рона - нора)
Укрою я в себе зверька.
(А. Арсирий)
ЗАГАДКИ.
1. Задание: Докажите, что слова-отгадки являются омографами. Продолжите список подобных слов.
Я травянистое растение
С цветком сиреневого цвета, ирис
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету. ирис
2. Задание: Определите, одной ли словообразовательной модели соответствуют слова-отгадки.
1. Невидимка-озорник 2. Роет, роет
В нашу комнату проник. Ход подземный строит,
Заплясали занавески, Роет-строит ловко
Календарь пустился в пляс. Спальню и кладовку.
Хорошо, что сразу с треском
Дверь захлопнулась у нас.
ветер крот
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ "ПОЧЕМУЧКИ"
Это вопросы, целью которых является активизация мыслительной деятельности учащихся при воспроизведении полученных ранее знаний. Неожиданность формулировок вопросов по форме и нешаблонность их содержания служат хорошим стимулом для выполнения заданий.
Задание: Сформулируйте развернутый связный ответ на вопрос:
- Почему, когда смотришь на сцену в бинокль, не только лучше видишь, но и лучше слышишь и понимаешь?
- Почему иностранец, изучающий русский язык, принял кузницу за жену кузнеца, а кузнечика - за их сына? (По И.М.Подгаецкой.)
- Почему букву нельзя произнести?
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ "УГАДАЙКИ"
- угадывание слов по толкованию (в том числе и образному) или по общему признаку;
- расшифровка пословиц, поговорок, фразеологических оборотов по отдельным признакам.
КРОССВОРДЫ, СКАНВОРДЫ
- на лингвистические темы;
- по разделам РЯ.
ИГРЫ
Имитационная игра[2]
Задание: Начиная с шахматной фигуры, прочтите две строчки из стихотворения С.Маршака «Школьнику на память». В каждой клетке находится какая-либо часть слова – приставка, корень, суффикс, окончание.
по | держ | сво | ан | ник |
й | кажд | в | ник | е |
ать | ряд | уч | ев | обяз |
ый | дн | к | е |
Ключ: Обязан каждый ученик
Держать в порядке свой дневник.
Таким образом можно зашифровать любое подходящее к теме урока высказывание.
Технология игры
11 | 8 | 15 | 2 | 19 |
16 | 3 | 10 | 7 | 14 |
9 | 12 | 5 | 18 | 1 |
4 | 17 | 13 | 6 |
УРОКИ-ИГРЫ, УРОКИ-СОРЕВНОВАНИЯ
В форме игры целесообразно проводить уроки актуализации и закрепления знаний. Класс делится на несколько команд (экипажей), распределяются роли (капитан, штурман, летчики и т.п.). Задания предполагают как индивидуальную так и групповую формы работы.
Игровые педагогические технологии обеспечивают создание комфортных условий обучения, регулируют двигательную активность на уроке, способствуют умственной и физической работоспособности обучающихся. Использование дидактических игр, игровых обучающих программ, оригинальных творческих заданий помогает восприятию и осмыслению материала, положительно влияет на эмоциональное состояние учащихся.
Можно согласиться с Л.С. Выготским, который писал, что "в школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношения к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и в труде". Отсюда следует, что опора на игровую деятельность, игровые формы и приёмы – это важный и наиболее адекватный путь включения учащихся в учебную работу.
Список используемых источников и литературы
- Баев П.М. Играем на уроках русского языка/ П.М. Баев. - Москва: Русский язык, 1989 г. - 134с.
- Волина В.В. Веселая грамматика/ В.В. Волина - М.: Знание, 1995. - 336с.
- Петрановская Л.В. Игры на уроке русского языка. / Л. В. Петрановская. М.: Мирос-Маик Наука/Интерпериодика, 2000. - 144с.
- Петрановская, Л. В. Игры на уроках русского языка : ассоциативные игры, творческие задания, конткстные игры. Ч. 2 / Л. В. Петрановская. - М.: Чистые пруды, 2010. - 29с.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе/Н.К. Смирнов. - М.: АРКТИ, 2005 - 320с.
- Финогенов А.В. Игровые технологии в школе: Учеб.-метод. пособие/ А.В. Финогенов, В.Э. Филиппов.- Красноярск : Краснояр. гос. ун-т, 2001. - 90с.
[1] [3]
[2] [2]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение игровых технологий на уроках русского языка и литературы
Задачи игровых технологий и методика их разработки...
Проект и презентация на тему «Применение игровых технологий на уроках английского языка как средство повышения мотивации учащихся»
В презентации представлены примеры игровых моментов, применяемых мной на уроках...
Применение игровых технологий на уроках русского языка как один из способов повышения мотивации школьников. Статья для выступления на МО.
Статья для выступления на заседании методического объединения учителей русского языка. Может быть использована для как для работы на уроке, так и во внеклассной работе....
Применение игровых технологий на уроках русского языка
Одна из задач учителя русского языка – сделать речь правильной. А это возможно лишь при одном условии: когда урок интересен! Но как сделать стандартный урок русского языка интересным, заним...
Применение игровых технологий на уроках русского языка
Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе " Н и НН в прилагательных". Урок- игра, урок-путешествие с исследовательской направленностью.Дети работают в группах,исследуют пред...
Применение игровых технологий на уроках русского языка и литературы
Статья на тему: "Применение игровых технологий на уроках русского языка и литературы"....
Статья "Применение игровых технологий на уроках русского языка"
Статья содержит материал, рассказывающий о применении игр на уроках русского языка с обучащимися с ОВЗ (ЗПР)....