Положение об итоговом индивидуальном проекте
проект на тему
Настоящее положение составлено на основе основной образовательной программы основного общего образования, ФГОС ООО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polozhenie_ob_itogovom_individualnom_proekte.doc | 105.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы: О.В. МИШИНА
Приказ № ___ от «___» ____________ 20__ г.
ПОЛОЖЕНИЕ
об итоговом индивидуальном проекте
обучающихся основного уровня по ФГОС ООО МБОУ СШ № 4
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение составлено на основе основной образовательной программы основного общего образования, ФГОС ООО.
1.2. Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных учащимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ.
1.3. Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый учащимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность: учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую.
1.4. Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого учащегося, занимающегося по ФГОС ООО.
1.5. Невыполнение индивидуального итогового проекта равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету.
1.6. Защита индивидуального итогового проекта является одной из обязательных составляющих материалов системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений.
2. Цели и задачи итогового индивидуального проекта
Для учащихся:
Формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.
Для учителей:
Внедрение новых педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе школы для развития познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развития их критического мышления, умения увидеть, сформулировать и решить проблему.
2.1. Выявить у школьника способность к сотрудничеству и коммуникации.
2.2. Сформировать у выпускника способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику.
2.3. Оценить у выпускника способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции, к использованию ИКТ в целях обучения и развития.
2.4. Определить уровень сформированности у выпускника способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
3. Требования к подготовке итогового индивидуального проекта
3.1. План, программа подготовки проекта для каждого учащегося разрабатываются самостоятельно руководителем проекта.
3.2. Руководителем проекта может быть как учитель-предметник школы, так и сотрудник иной организации или иного образовательного учреждения, в том числе высшего.
3.3. Учащиеся сами выбирают как тему, так и руководителя проекта.
3.4. Тема проекта должна быть утверждена на заседании ШМО.
3.5. План реализации итогового индивидуального проекта разрабатывается учащимся совместно с руководителем проекта.
4. Требования к содержанию и направленности проекта
4.1. Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность.
4.2. Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
- письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.);
- художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
- материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
- отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
5. Требования к этапам работы над проектом
5.1. Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жесткой алгоритмизации действий, не исключает творческого подхода, но требует правильного следования логике и принципам проектной деятельности.
5.2. Последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация - проблема, заключенная в ней и осознанная человеком - поиск способов решения проблемы - решение. Этапы работы над проектом:
а) поисковый: определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта.
б) аналитический: анализ имеющейся информации, поиск информационных пробелов, сбор и изучение информации, поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности, составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ анализ ресурсов.
в) практический: выполнение запланированных технологических операций, текущий контроль качества, внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию.
г) презентационный: подготовка презентационных материалов, презентация проекта, изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, продажа, включение в банк проектов, публикация).
д) контрольный: анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта. (см. Приложение 1)
6. Требования к оформлению итогового индивидуального проекта
6.1. Подготовленная учащимся пояснительная записка должна быть объемом не более одной машинописной страницы с указанием для всех проектов: а) исходного замысла, цели и назначения проекта; б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов; в) списка использованных источников. Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того, включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов – описание эффектов/эффекта от реализации проекта.
6.2. Отзыв руководителя должен содержать краткую характеристику работы учащегося в ходе выполнения проекта, в том числе:
а) инициативности и самостоятельности;
б) ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе);
в) исполнительской дисциплины.
При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов. (см. Приложение №2)
6.3. Необходимо соблюдение разработчиком проекта норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. (см. Приложение №3;№4)
6.4. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается.
7. Требования к защите проекта
7.1. Защита итогового индивидуального проекта осуществляется в соответствии Приложением № 5 на школьной конференции.
7.2. Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации учащегося и отзыва руководителя.
8. Критерии оценки итогового индивидуального проекта
8.1. При интегральном описании результатов выполнения проекта вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырех критериев:
- способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и т.п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий;
- сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий;
- сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;
- сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы.
8.2. С целью определения степени самостоятельности учащегося в ходе выполнения проекта необходимо учитывать два уровня сформированности навыков проектной деятельности:
Примерное содержательное описание каждого критерия Таблица
Критерий | Уровни сформированности навыков проектной деятельности | |
Базовый (1 балл) | Повышенный (2-3 балла) | |
Самосто-ятельное приобре-тение знаний и решение проблем | Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути ее решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного | Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути ее решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы |
Знание предмета | Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки | Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют |
Регуля-тивные действия | Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля учащегося | Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно |
Комму-никация | Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы | Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор проекта свободно отвечает на вопросы |
8.3. Решение о том, что проект выполнен на повышенном уровне, принимается при условии, что:
- такая оценка выставлена комиссией по каждому из трех предъявляемых критериев, характеризующих сформированность метапредметных умений (способности к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, сформированности регулятивных действий и сформированности коммуникативных действий); сформированность предметных знаний и способов действий может быть зафиксирована на базовом уровне;
- ни один из обязательных элементов проекта (продукт, пояснительная записка, отзыв руководителя или презентация) не дает оснований для иного решения.
8.4. Решение о том, что проект выполнен на базовом уровне, принимается при условии, что:
1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из предъявляемых критериев;
2) продемонстрированы все обязательные элементы проекта: завершенный продукт, отвечающий исходному замыслу, список использованных источников, положительный отзыв руководителя, презентация проекта;
3) даны ответы на вопросы.
8.5. При осуществлении отбора при поступлении в профильные классы может использоваться аналитический подход к описанию результатов, согласно которому по каждому из предложенных критериев вводятся количественные показатели, характеризующие полноту проявления навыков проектной деятельности. При этом максимальная оценка по каждому критерию не превышает 3 баллов.
| Уровни сформированности навыков проектной деятельности | |
Базовый | Повышенный | |
Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем | 1 балл | от 2 до 3 баллов |
Знание предмета | 1 балл | от 2 до 3 баллов |
Регулятивные действия | 1 балл | от 2 до 3 баллов |
Коммуникация | 1 балл | от 2 до 3 баллов |
Итого: | 4 балла | от 8 до 12 баллов |
При таком подходе достижение базового уровня (отметка «удовлетворительно») соответствует получению 4 первичных баллов (по одному баллу за каждый из четырех критериев), а достижение повышенных уровней соответствует получению 7-9 первичных баллов (отметка «хорошо») или 10-12 первичных баллов (отметка «отлично»).
8.6. В случае выдающихся проектов комиссия может подготовить особое заключение о достоинствах проекта, которое может рассматриваться как дополнительное основание при зачислении выпускника основной общей школы на избранное им направление профильного обучения в старшей школе.
8.7. Отметка за выполнение проекта выставляется в графу «Проектная деятельность» в классном журнале и личном деле. В документ государственного образца об уровне образования – аттестат об основном общем образовании – отметка выставляется в свободную строку.
Принято на заседании педагогического совета (протокол № ____ от___________).
Приложение 1
Алгоритм работы над проектом
Стадия работы над проектом | Содержание работы | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
1. Подготовка
| а) Определение темы и целей проекта, его исходного положения б) Подбор рабочей группы
| Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Определяют цели проекта | Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников |
2. Планирование
| а) Определение источников необходимой информации б) Определение способов сбора и анализа информации в) Определение способа представления результатов (формы проекта) г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы | Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают критерии успеха проектной деятельности
| Предлагает идеи, высказывает предложения. Наблюдает за работой учащихся
|
3. Исследование
| а) Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.) б) Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта в) Выбор оптимального варианта хода проекта г) Поэтапное выполнение исследовательских задач | Поэтапно выполняют задачи проекта
| Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся
|
4. Выводы
| а) Анализ информации б) Формулирование выводов
| Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект | |
5. Представление (защита) проекта и оценка его результатов
| а) Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет) б) Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого | Представляют проект, участвуют в его коллективном анализе и оценке |
Приложение 2
Образец отзыва на проектную работу:
Отзыв
на проектную работу
Ф.И.0._____________________
ученика ____ класса, МБОУ СШ №4
на тему : «________________________________»
Текст отзыва
Дата Руководитель (подпись)
Приложение 3
Образец титульного листа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №4»
ПРОЕКТ
на тему «_________________»
(предмет)
ученика (цы) _____класса
Ивановой Виктории Ивановны
Руководитель проекта: учитель (предмет)
Петрова Людмила Николаевна
г. Щекино
2015г.
Приложение 4
Оформление списка литературы к проектной работе
Список литературы оформляется в алфавитной последовательности. В нем указываются: фамилия автора, инициалы, название работы, место и время ее публикации. Каждое из наименований нумеруется. Например:
1. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.:Мысль,1990.
2. ...
3. ...
4. Бердяев Н.А. Утопический этатизм евразийцев //Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. М.:Наука,1991.
5. ......
6. Вадимов А. В. Николай Бердяев: изгнание. — «Вопросы философии», 1991, № 1.
7. ...
8. ...
9. Полторацкий Н. (Философия истории России Н.А.Бердяева). Нью-Йорк, 1967.
Оформление сносок к проектной работе
Оформление сносок является обязательным и возможно двумя способами:
- постранично (все приводимые цифры или цитаты обозначаются по возрастающей цифрами или звездочками);
- с опорой на список литературы (после цитаты в скобках указывается номер наименования в списке литературы и цитируемая страница).
Приложение 5
Требования к защите проектной работы
1. Содержание защиты по проекту должно включать:
- обоснование актуальности темы, практической значимости проекта;
- изложение поставленных в нем целей и задач;
- описание хода выполнения проекта и полученных результатов;
- краткий обзор изученных источников и использованной литературы;
- продуманную демонстрацию иллюстративного материала (в тех случаях, где это требуется).
Выступление ограничивается во времени — 5-7 минут
2. Выступление оценивается на основе критериев:
- соблюдение структуры выступления;
- соблюдение регламента;
- умение завоевать внимание аудитории и поддерживать его на протяжении всего выступления;
- адекватность громкости и темпа;
- адекватность языка и стиля;
- уверенность и убедительность манеры изложения.
3. Ответы на вопросы после выступления должны соответствовать требованиям:
- соответствия содержания ответов вопросам,
- корректности при ответе на вопросы оппонентов;
- краткости и аргументированности;
- грамотности речи и стилистической выдержанности изложения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение об итоговом индивидуальном проекте обучающихся МБОУ Школа № 140 г.о. Самара (5-9 класс) в соответствии с требованиями ФГОС ООО
Положение разработано на основе закона «Об образовании в Российской Федерации» (№273–ФЗ), Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Приме...
Положение об итоговом индивидуальном проекте МБОУ "СОШ №2"
Положение предназначено для ознакомления учащимихся 9 класса по написанию итогового проекта...
Положение об итоговом индивидуальном проекте
Итоговый индивидуальный проект является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных учащимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ. Положение составлено в ...
Разработка положения об итоговом индивидуальном проекте Варианты положения
Индивидуальные итоговые проекты по предметам позволяют выявить интересы учеников...
«Индивидуальный итоговый проект». Методические рекомендации по написанию итогового индивидуального проекта для обучающихся 9 и 11 класса изучающих английский язык
мнтодические рекомендации...
Положение об итоговом индивидуальном проекте обучающихся среднего общего образования
Положение об итоговом индивидуальном проекте обучающихся среднего общего образования...
Положение об итоговом индивидуальном проекте обучающихся 10-11 классов
Положение является локальным нормативным актом (ГБОУ школа № 459), регламентирующим алгоритм работы, процедуру, требования и систему оценивания индивидуального итогового проекта на уровне среднего обр...