Разработка положения об итоговом индивидуальном проекте Варианты положения
учебно-методический материал
Индивидуальные итоговые проекты по предметам позволяют выявить интересы учеников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 105.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Относовская средняя общеобразовательная школа
Вяземского района Смоленской области
Принято на заседании методического объединения | Утверждено приказом директора №_____________ |
ПОЛОЖЕНИЕ
о проектной и учебно-исследовательской
деятельности обучающихся
I. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в целях реализации Основной образовательной программы МБОУ Относовской СОШ Вяземского района Смоленской области на основе ФГОС НОО и ООО.
1.2. Проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся является неотъемлемой частью учебного процесса.
1.3. В основе проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся лежит системно - деятельностный подход как принцип организации образовательного процесса по ФГОС второго поколения.
1.4. Включение школьников в учебно-исследовательскую и проектную деятельность – один из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в начальной, основной и старшей школе.
1.5. В организации и обеспечении проектной и учебно-исследовательской деятельности участвуют все педагогические структуры школы.
II. Понятия
Проект - это реалистический план, замысел о желаемом будущем. Предварительный, предположительный текст какого-либо документа. Технические документы – чертежи, расчёты, макеты сооружений и т. д.
Метод «проектов» - это метод обучения (педагогическая технология), основанный на постановке социально значимой цели, её детальной разработке и практическом достижении.
Метод проектов ориентирован на:
- самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую);
- совокупность разнообразных методов и средств обучения;
- интеграцию знаний и умений из различных областей;
- конкретно-практический результат, готовый к использованию.
Учебный проект – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся - партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта и оформленной в виде некоего конечного продукта.
III. Цель и задачи учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Цель: сформировать умение у учащихся самостоятельно приобретать недостающие знания из разных источников и уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач.
Задачи:
3.1. Развивать коммуникативные умения.
3.2. Вовлекать учащихся в социально-значимую творческую, исследовательскую и созидательную деятельность.
3.3.Формировать умения и навыки проведения экспериментов, самостоятельной работы с научной литературой, обработки полученных данных, составление отчета и доклада о результатах научно - исследовательской работы.
3.4. Развитие умения самостоятельно, творчески мыслить.
3.5. Формирование единого школьного научного общества учащихся со своими традициями.
IV. Характеристики проектной и исследовательской деятельности.
4.1 Проектная и исследовательская деятельность имеют общие практически значимые цели и задачи.
4.2. Структура проектной и исследовательской деятельности включает следующие компоненты: анализ актуальности проводимого исследования; целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов.
4.3. Проект – это «шесть П»
Проблема - социально значимое противоречие, разрешение которой является прагматической целью проекта.
Проектирование – процесс разработки проекта и его фиксации в какой - либо внешне выраженной форме.
Поиск информации - сбор информации: обращение к уже имеющимся знаниям и жизненному опыту, работа с источниками информации, создание собственной системы хранения информации.
Продукт проектной деятельности - конечный результат разрешения поставленной проблемы.
Презентация – публичное предъявление результатов проекта.
Портфолио (папка) проекта – подборка всех рабочих материалов проекта.
V. Требования к построению проектно-исследовательского процесса
5.1. Проект или учебное исследование должны быть выполнимыми и соответствовать возрасту, способностям и возможностям учащихся.
5.2. Тема исследования должна быть интересна для ученика и совпадать с кругом интереса учителя.
5.3. Учащиеся должны быть подготовлены к выполнению проектов и учебных исследований как в части ориентации при выборе темы проекта или учебного исследования, так и в части конкретных приемов, технологий и методов, необходимых для успешной реализации выбранного вида проекта.
5.4. Обеспечить педагогическое сопровождение проекта как в отношении выбора темы и содержания (научное руководство), так и в отношении собственно работы и используемых методов (методическое руководство).
5.5. Необходимо наличие ясной и простой критериальной системы оценки итогового результата работы по проекту и индивидуального вклада (в случае группового характера проекта или исследования) каждого участника.
5.6. Результаты и продукты проектной или исследовательской работы должны быть презентованы, получить оценку и признание достижений в форме общественной конкурсной защиты, проводимой в очной форме или путем размещения в открытых ресурсах Интернета для обсуждения.
VI. Формы организации проектной деятельности
6.1.Классификация проектов.
По доминирующей деятельности:
-практико – ориентированный (прикладной);
-информационный (ознакомительно - ориентировочный);
-исследовательский;
-творческий;
- ролевой (игровой);
-телекоммуникационный.
По комплексности (предметно – содержательной области):
- монопроект - (однопредметный) проводится в рамках одного предмета или одной области знаний под руководством учителя - предметника;
- межпредметный проект проводится под руководством нескольких специалистов в разных областях знания при использовании смежной тематики;
- надпредметный (внепредметный) выполняется в ходе факультативов, интегрированных курсов, работы в творческих мастерских.
По характеру контактов между участниками:
-внутриклассные;
-межклассные;
-внутришкольные;
-межшкольные;
-городские;
-региональные;
-межрегиональные.
По продолжительности:
- мини –проект – 1 - 2 урока;
- краткосрочный – от 3 до 6 уроков;
- среднесрочный – от 2 недель до 2 месяцев;
- долгосрочный - от одного триместра и более;
- годичный – весь учебный год.
По числу участников:
- индивидуальный проект;
- парный проект;
- групповой проект .
6.2.Виды проектов.
Исследовательский проект.
Обоснование актуальности избранной темы.
Определение объекта и предмета исследования.
Обозначение задач исследования.
Выдвижение гипотезы исследования с последующей её проверкой.
Определение пути решения проблем. Освоение нового опытным путём.
Использование в проектной деятельности методов исследования: лабораторный эксперимент, социологический опрос, моделирование и т. д.
Обсуждение полученных результатов.
Выход на новый уровень проблемы.
Практико-ориентированный проект.
Постановка конкретной проблемы и определение способов её решения.
Соблюдение жёсткой структуры самого проекта.
Получение и использование в жизни конкретного материального продукта.
Информационный проект.
Планирование жёсткой структуры проекта с системой коррекции.
Сбор, анализ, обобщение, редактирование информации.
Подготовка выводов.
Организация презентации.
Оценивание.
Творческий проект.
Планирование и соблюдение жёсткой структуры не самого проекта, а его оформления.
Создание проекта в подчинении жанра конечного результата.
Предполагает нетрадиционный подход к оформлению результатов.
Ролевой (игровой) проект.
Структура, форма, результаты продукта остаются открытыми до самого конца.
Подчинение логики ролей содержанию проекта.
Моделирование ситуаций.
Распределение «игровых» ролей в группах.
Проигрывание «виртуальной реальности».
VII. Формы организации исследовательской деятельности
7.1. На урочных занятиях:
- урок-исследование, урок-лаборатория, урок – творческий отчет, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок-рассказ об ученых, урок – защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей;
- учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;
- домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды.
7.2. На внеурочных занятиях:
- исследовательская практика учащихся;
- образовательные экспедиции-походы, поездки, экскурсии;
- факультативные занятия;
- научное общество учащихся;
- участие учащихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах.
VIII. Организация проектной и исследовательской деятельности
8.1. В проектной и учебно-исследовательской деятельности принимают участие школьники с 1-го по 11-й классы.
8.2. Для осуществления проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся 7–11-х классов определяется руководитель проекта по желанию подростка. Руководитель консультирует учащегося по вопросам планирования, методики исследования, оформления и представления результатов исследования.
8.3. Руководителями проектной и исследовательской деятельности учащихся являются все учителя школы.
Роль учителя в проекте:
Энтузиаст - повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в сторону достижения цели.
Специалист - обладает знаниями и умениями в нескольких областях.
Организатор - организует доступ к другим ресурсам и специалистам.
Руководитель - особенно в вопросах планирования времени.
Координатор - координирует весь групповой процесс.
Эксперт - даёт чёткий анализ результатов выполненного проекта.
Помощник - обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь.
8.4. Направление и содержание проектной и исследовательской деятельности определяется учащимися совместно с руководителями проектов. При выборе темы можно учитывать приоритетные направления развития школы и индивидуальные интересы учащегося и педагога.
8.5. Определение тематики и выбор руководителя проекта учащихся
8–11-х классов производится в начале учебного года (не позднее октября).
8.6.Этапы работы над проектом
I этап - мотивационный
Учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой.
Ученики: обсуждают задание, предлагают собственные идеи; создают рабочие группы.
II этап – планирование деятельности по выполнению проекта:
- определяются тема и цели проекта;
- формулируются и уточняются задачи;
- уточняется информация (источники);
- вырабатывается план действий;
- определяются средства достижения цели;
- устанавливаются критерии оценки результата и процесса;
- согласовываются способы совместной деятельности.
III этап - информационно- операционный (выполнение проекта)
Ученики:
- собирают материал;
- разрабатывают документацию, технологию изготовления проектного изделия;
- проводят исследование;
- работают с литературой и другими источниками;
- непосредственно выполняют проект;
- оформляют проект;
- составляют план защиты проекта, распределяют роли участников для защиты.
Учитель:
- наблюдает за ходом выполнения проекта;
-координирует действия руководителей группы и каждого участника проекта;
- поддерживает и помогает тем, кому нужна помощь;
- участвует в заседаниях групп;
- оказывает содействие процессу творчества учащихся;
- сам является источником информации.
IVэтап - рефлексивно-оценочный
Ученики:
- представляют проекты на экспертизу;
- защищают проект;
- участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы;
- оценивают достижение поставленных целей;
- осуществляют устную или письменную самооценку;
- исправляют или дополняют содержание проекта;
- рефлексируют;
Учитель:
- выступает участником коллективной оценочной деятельности;
-переводит совместно с учащимися рейтинговую шкалу в пятибалльную систему оценивания.
8.7. Формами отчетности проектной и исследовательской деятельности являются:
– для исследовательских и информационных работ: реферативное сообщение, компьютерные презентации, приборы, макеты;
– для творческих работ: письменное описание работы, сценарий, экскурсия, стендовые отчеты, компьютерные презентации, видеоматериалы, фотоальбомы, модели.
IX. Критерии оценивания проектной деятельности
9.1.Критерии оценки проекта в начальной школе:
- значимость и актуальность темы;
- самостоятельность работы над проектом;
- полнота и правильность раскрытия темы;
- оригинальность решения проблемы;
- артистизм и выразительность выступления при защите проекта;
- раскрытие содержания проекта во время презентации;
- ответы на вопросы во время защиты проекта;
- качество выполнения продукта проектной деятельности.
9.2.Критерии оценивания проектной работы учащихся 5-х-11-х классов.
- Актуальность выбранного исследования.
- Сформулированность и аргументированность собственного мнения.
- Четкость выводов, обобщающих исследование.
- Умение использовать известные результаты и факты, знания сверх школьной программы.
- Владение автором специальным и научным аппаратом.
- Грамотность оформления и защиты результатов исследования.
- Соответствие содержания работы поставленной цели и сформулированной теме.
- Умение вести дискуссию по теме.
- Владение иностранным языком (если защита ведется на иностранном языке).
- Технологичность и техничность исполнения.
- Художественный вкус.
X. Критерии оценивания исследовательской деятельности
9.1. I этап – изучение представленных работ членами жюри.
II этап – заслушивание докладов участников на заседании тематических секций, ведение дискуссии.
III этап – подведение итогов.
Регламент выступления участников – 10 - 12 минут, дискуссия – 5 минут.
9.2.Критерии оценки
- Актуальность темы.
- имеет большой практический и теоретический интерес
- носит вспомогательный характер
- степень актуальности определить сложно
- не актуальна
- Новизна решаемой проблемы.
- поставлена новая задача.
- решение известной задачи рассмотрено с новой точки зрения, новыми методами
- задача имеет элементы новизны
- задача известна давно.
- Оригинальность методов решения задачи, исследования.
- решена новыми, оригинальными методами.
- имеет новый подход к решению, использованы новые идеи.
- используются традиционные методы решения.
- Научное и практическое значение результатов работы.
- результаты заслуживают опубликования и практического использования
- можно использовать в научной работе школьников
- можно использовать в учебном процессе
- не заслуживает внимания.
- Изложение доклада и эрудированность автора в рассматриваемой области.
- использование известных результатов и научных фактов в работе.
- знакомство с современным состоянием проблемы
- полнота цитируемой литературы, ссылки на исследования учёных, занимающихся данной проблемой.
- ясное понимание цели работы.
- логика изложения, убедительность рассуждений, оригинальность выводов.
- общее впечатление
- Участие в дискуссии
- соответствие содержания вопросов теме исследования.
- четкость формулировки вопросов
- эрудиция оппонента
- Культура оформления работы
- соответствие стандартным требованиям
- качество приложений.
- наличие тезиса выступления.
- наличие рецензии на работу учащегося.
XI. Оформление материалов проектной и исследовательской деятельности
11.1. Методический паспорт учебного проекта:
- название проекта;
- руководитель проекта;
- учебный предмет, в рамках которого проводится работа;
- учебные дисциплины, близкие к теме предмета;
- состав учащихся;
- тип проекта по классификации;
- цели проекта;
- задачи проекта;
- вопросы проекта (3 - 4 проблемных вопроса);
- предполагаемый продукт проекта.
11.2 Оформление проектной папки (портфолио).
Портфолио содержит:
- паспорт проекта;
- вся собранная информация по теме проекта;
- планы выполнения проекта и отдельных его этапов;
- записи всех идей, гипотез и решений;
- эскизы, чертежи, наброски продукта;
- материалы (сценарии) к презентации;
- другие рабочие материалы и черновики группы.
11.3 Оценочный лист исследовательской деятельности учащихся.
№ |
Критерии | |||||||
1 | Актуальность темы | |||||||
2 | Новизна решаемой задачи | |||||||
3 | Оригинальность методов решения задачи, исследования | |||||||
4 | Научное и практическое значение результатов темы | |||||||
5 | Изложение доклада и эрудированность автора в рассматриваемой области | |||||||
6 | Участие в дискуссии | |||||||
7 | Культура оформления работы | |||||||
Общий бал |
Члены жюри: __________________________
Примечание: оценка по критериям выставляется в баллах (от 1 до 5)
Общая оценка:
- 30 баллов и более – «отлично»;
- 25-30 баллов – «хорошо»;
- 20-25 баллов – «удовлетворительно».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/29/picture-839303-1477765615.jpg)
Положение об итоговом индивидуальном проекте
Настоящее положение составлено на основе основной образовательной программы основного общего образования, ФГОС ООО....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/12/picture-522603-1415748119.jpg)
Положение об итоговом индивидуальном проекте обучающихся МБОУ Школа № 140 г.о. Самара (5-9 класс) в соответствии с требованиями ФГОС ООО
Положение разработано на основе закона «Об образовании в Российской Федерации» (№273–ФЗ), Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Приме...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/04/picture-991275-1515039192.jpg)
Положение об итоговом индивидуальном проекте МБОУ "СОШ №2"
Положение предназначено для ознакомления учащимихся 9 класса по написанию итогового проекта...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/31/picture-1054696-1548943050.jpg)
Положение об итоговом индивидуальном проекте
Итоговый индивидуальный проект является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных учащимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ. Положение составлено в ...
«Индивидуальный итоговый проект». Методические рекомендации по написанию итогового индивидуального проекта для обучающихся 9 и 11 класса изучающих английский язык
мнтодические рекомендации...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/06/picture-982897-1512574379.jpg)
Положение об итоговом индивидуальном проекте обучающихся среднего общего образования
Положение об итоговом индивидуальном проекте обучающихся среднего общего образования...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/15/picture-1444198-1671092754.jpg)
Положение об итоговом индивидуальном проекте обучающихся 10-11 классов
Положение является локальным нормативным актом (ГБОУ школа № 459), регламентирующим алгоритм работы, процедуру, требования и систему оценивания индивидуального итогового проекта на уровне среднего обр...