Разработка положения об итоговом индивидуальном проекте Варианты положения
учебно-методический материал
Индивидуальные итоговые проекты по предметам позволяют выявить интересы учеников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polozhenie_o_proektah_5-9_klass_2017_.doc | 105.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Относовская средняя общеобразовательная школа
Вяземского района Смоленской области
Принято на заседании методического объединения | Утверждено приказом директора №_____________ |
ПОЛОЖЕНИЕ
о проектной и учебно-исследовательской
деятельности обучающихся
I. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в целях реализации Основной образовательной программы МБОУ Относовской СОШ Вяземского района Смоленской области на основе ФГОС НОО и ООО.
1.2. Проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся является неотъемлемой частью учебного процесса.
1.3. В основе проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся лежит системно - деятельностный подход как принцип организации образовательного процесса по ФГОС второго поколения.
1.4. Включение школьников в учебно-исследовательскую и проектную деятельность – один из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в начальной, основной и старшей школе.
1.5. В организации и обеспечении проектной и учебно-исследовательской деятельности участвуют все педагогические структуры школы.
II. Понятия
Проект - это реалистический план, замысел о желаемом будущем. Предварительный, предположительный текст какого-либо документа. Технические документы – чертежи, расчёты, макеты сооружений и т. д.
Метод «проектов» - это метод обучения (педагогическая технология), основанный на постановке социально значимой цели, её детальной разработке и практическом достижении.
Метод проектов ориентирован на:
- самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую);
- совокупность разнообразных методов и средств обучения;
- интеграцию знаний и умений из различных областей;
- конкретно-практический результат, готовый к использованию.
Учебный проект – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся - партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта и оформленной в виде некоего конечного продукта.
III. Цель и задачи учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Цель: сформировать умение у учащихся самостоятельно приобретать недостающие знания из разных источников и уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач.
Задачи:
3.1. Развивать коммуникативные умения.
3.2. Вовлекать учащихся в социально-значимую творческую, исследовательскую и созидательную деятельность.
3.3.Формировать умения и навыки проведения экспериментов, самостоятельной работы с научной литературой, обработки полученных данных, составление отчета и доклада о результатах научно - исследовательской работы.
3.4. Развитие умения самостоятельно, творчески мыслить.
3.5. Формирование единого школьного научного общества учащихся со своими традициями.
IV. Характеристики проектной и исследовательской деятельности.
4.1 Проектная и исследовательская деятельность имеют общие практически значимые цели и задачи.
4.2. Структура проектной и исследовательской деятельности включает следующие компоненты: анализ актуальности проводимого исследования; целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов.
4.3. Проект – это «шесть П»
Проблема - социально значимое противоречие, разрешение которой является прагматической целью проекта.
Проектирование – процесс разработки проекта и его фиксации в какой - либо внешне выраженной форме.
Поиск информации - сбор информации: обращение к уже имеющимся знаниям и жизненному опыту, работа с источниками информации, создание собственной системы хранения информации.
Продукт проектной деятельности - конечный результат разрешения поставленной проблемы.
Презентация – публичное предъявление результатов проекта.
Портфолио (папка) проекта – подборка всех рабочих материалов проекта.
V. Требования к построению проектно-исследовательского процесса
5.1. Проект или учебное исследование должны быть выполнимыми и соответствовать возрасту, способностям и возможностям учащихся.
5.2. Тема исследования должна быть интересна для ученика и совпадать с кругом интереса учителя.
5.3. Учащиеся должны быть подготовлены к выполнению проектов и учебных исследований как в части ориентации при выборе темы проекта или учебного исследования, так и в части конкретных приемов, технологий и методов, необходимых для успешной реализации выбранного вида проекта.
5.4. Обеспечить педагогическое сопровождение проекта как в отношении выбора темы и содержания (научное руководство), так и в отношении собственно работы и используемых методов (методическое руководство).
5.5. Необходимо наличие ясной и простой критериальной системы оценки итогового результата работы по проекту и индивидуального вклада (в случае группового характера проекта или исследования) каждого участника.
5.6. Результаты и продукты проектной или исследовательской работы должны быть презентованы, получить оценку и признание достижений в форме общественной конкурсной защиты, проводимой в очной форме или путем размещения в открытых ресурсах Интернета для обсуждения.
VI. Формы организации проектной деятельности
6.1.Классификация проектов.
По доминирующей деятельности:
-практико – ориентированный (прикладной);
-информационный (ознакомительно - ориентировочный);
-исследовательский;
-творческий;
- ролевой (игровой);
-телекоммуникационный.
По комплексности (предметно – содержательной области):
- монопроект - (однопредметный) проводится в рамках одного предмета или одной области знаний под руководством учителя - предметника;
- межпредметный проект проводится под руководством нескольких специалистов в разных областях знания при использовании смежной тематики;
- надпредметный (внепредметный) выполняется в ходе факультативов, интегрированных курсов, работы в творческих мастерских.
По характеру контактов между участниками:
-внутриклассные;
-межклассные;
-внутришкольные;
-межшкольные;
-городские;
-региональные;
-межрегиональные.
По продолжительности:
- мини –проект – 1 - 2 урока;
- краткосрочный – от 3 до 6 уроков;
- среднесрочный – от 2 недель до 2 месяцев;
- долгосрочный - от одного триместра и более;
- годичный – весь учебный год.
По числу участников:
- индивидуальный проект;
- парный проект;
- групповой проект .
6.2.Виды проектов.
Исследовательский проект.
Обоснование актуальности избранной темы.
Определение объекта и предмета исследования.
Обозначение задач исследования.
Выдвижение гипотезы исследования с последующей её проверкой.
Определение пути решения проблем. Освоение нового опытным путём.
Использование в проектной деятельности методов исследования: лабораторный эксперимент, социологический опрос, моделирование и т. д.
Обсуждение полученных результатов.
Выход на новый уровень проблемы.
Практико-ориентированный проект.
Постановка конкретной проблемы и определение способов её решения.
Соблюдение жёсткой структуры самого проекта.
Получение и использование в жизни конкретного материального продукта.
Информационный проект.
Планирование жёсткой структуры проекта с системой коррекции.
Сбор, анализ, обобщение, редактирование информации.
Подготовка выводов.
Организация презентации.
Оценивание.
Творческий проект.
Планирование и соблюдение жёсткой структуры не самого проекта, а его оформления.
Создание проекта в подчинении жанра конечного результата.
Предполагает нетрадиционный подход к оформлению результатов.
Ролевой (игровой) проект.
Структура, форма, результаты продукта остаются открытыми до самого конца.
Подчинение логики ролей содержанию проекта.
Моделирование ситуаций.
Распределение «игровых» ролей в группах.
Проигрывание «виртуальной реальности».
VII. Формы организации исследовательской деятельности
7.1. На урочных занятиях:
- урок-исследование, урок-лаборатория, урок – творческий отчет, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок-рассказ об ученых, урок – защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей;
- учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;
- домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды.
7.2. На внеурочных занятиях:
- исследовательская практика учащихся;
- образовательные экспедиции-походы, поездки, экскурсии;
- факультативные занятия;
- научное общество учащихся;
- участие учащихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах.
VIII. Организация проектной и исследовательской деятельности
8.1. В проектной и учебно-исследовательской деятельности принимают участие школьники с 1-го по 11-й классы.
8.2. Для осуществления проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся 7–11-х классов определяется руководитель проекта по желанию подростка. Руководитель консультирует учащегося по вопросам планирования, методики исследования, оформления и представления результатов исследования.
8.3. Руководителями проектной и исследовательской деятельности учащихся являются все учителя школы.
Роль учителя в проекте:
Энтузиаст - повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в сторону достижения цели.
Специалист - обладает знаниями и умениями в нескольких областях.
Организатор - организует доступ к другим ресурсам и специалистам.
Руководитель - особенно в вопросах планирования времени.
Координатор - координирует весь групповой процесс.
Эксперт - даёт чёткий анализ результатов выполненного проекта.
Помощник - обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь.
8.4. Направление и содержание проектной и исследовательской деятельности определяется учащимися совместно с руководителями проектов. При выборе темы можно учитывать приоритетные направления развития школы и индивидуальные интересы учащегося и педагога.
8.5. Определение тематики и выбор руководителя проекта учащихся
8–11-х классов производится в начале учебного года (не позднее октября).
8.6.Этапы работы над проектом
I этап - мотивационный
Учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой.
Ученики: обсуждают задание, предлагают собственные идеи; создают рабочие группы.
II этап – планирование деятельности по выполнению проекта:
- определяются тема и цели проекта;
- формулируются и уточняются задачи;
- уточняется информация (источники);
- вырабатывается план действий;
- определяются средства достижения цели;
- устанавливаются критерии оценки результата и процесса;
- согласовываются способы совместной деятельности.
III этап - информационно- операционный (выполнение проекта)
Ученики:
- собирают материал;
- разрабатывают документацию, технологию изготовления проектного изделия;
- проводят исследование;
- работают с литературой и другими источниками;
- непосредственно выполняют проект;
- оформляют проект;
- составляют план защиты проекта, распределяют роли участников для защиты.
Учитель:
- наблюдает за ходом выполнения проекта;
-координирует действия руководителей группы и каждого участника проекта;
- поддерживает и помогает тем, кому нужна помощь;
- участвует в заседаниях групп;
- оказывает содействие процессу творчества учащихся;
- сам является источником информации.
IVэтап - рефлексивно-оценочный
Ученики:
- представляют проекты на экспертизу;
- защищают проект;
- участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы;
- оценивают достижение поставленных целей;
- осуществляют устную или письменную самооценку;
- исправляют или дополняют содержание проекта;
- рефлексируют;
Учитель:
- выступает участником коллективной оценочной деятельности;
-переводит совместно с учащимися рейтинговую шкалу в пятибалльную систему оценивания.
8.7. Формами отчетности проектной и исследовательской деятельности являются:
– для исследовательских и информационных работ: реферативное сообщение, компьютерные презентации, приборы, макеты;
– для творческих работ: письменное описание работы, сценарий, экскурсия, стендовые отчеты, компьютерные презентации, видеоматериалы, фотоальбомы, модели.
IX. Критерии оценивания проектной деятельности
9.1.Критерии оценки проекта в начальной школе:
- значимость и актуальность темы;
- самостоятельность работы над проектом;
- полнота и правильность раскрытия темы;
- оригинальность решения проблемы;
- артистизм и выразительность выступления при защите проекта;
- раскрытие содержания проекта во время презентации;
- ответы на вопросы во время защиты проекта;
- качество выполнения продукта проектной деятельности.
9.2.Критерии оценивания проектной работы учащихся 5-х-11-х классов.
- Актуальность выбранного исследования.
- Сформулированность и аргументированность собственного мнения.
- Четкость выводов, обобщающих исследование.
- Умение использовать известные результаты и факты, знания сверх школьной программы.
- Владение автором специальным и научным аппаратом.
- Грамотность оформления и защиты результатов исследования.
- Соответствие содержания работы поставленной цели и сформулированной теме.
- Умение вести дискуссию по теме.
- Владение иностранным языком (если защита ведется на иностранном языке).
- Технологичность и техничность исполнения.
- Художественный вкус.
X. Критерии оценивания исследовательской деятельности
9.1. I этап – изучение представленных работ членами жюри.
II этап – заслушивание докладов участников на заседании тематических секций, ведение дискуссии.
III этап – подведение итогов.
Регламент выступления участников – 10 - 12 минут, дискуссия – 5 минут.
9.2.Критерии оценки
- Актуальность темы.
- имеет большой практический и теоретический интерес
- носит вспомогательный характер
- степень актуальности определить сложно
- не актуальна
- Новизна решаемой проблемы.
- поставлена новая задача.
- решение известной задачи рассмотрено с новой точки зрения, новыми методами
- задача имеет элементы новизны
- задача известна давно.
- Оригинальность методов решения задачи, исследования.
- решена новыми, оригинальными методами.
- имеет новый подход к решению, использованы новые идеи.
- используются традиционные методы решения.
- Научное и практическое значение результатов работы.
- результаты заслуживают опубликования и практического использования
- можно использовать в научной работе школьников
- можно использовать в учебном процессе
- не заслуживает внимания.
- Изложение доклада и эрудированность автора в рассматриваемой области.
- использование известных результатов и научных фактов в работе.
- знакомство с современным состоянием проблемы
- полнота цитируемой литературы, ссылки на исследования учёных, занимающихся данной проблемой.
- ясное понимание цели работы.
- логика изложения, убедительность рассуждений, оригинальность выводов.
- общее впечатление
- Участие в дискуссии
- соответствие содержания вопросов теме исследования.
- четкость формулировки вопросов
- эрудиция оппонента
- Культура оформления работы
- соответствие стандартным требованиям
- качество приложений.
- наличие тезиса выступления.
- наличие рецензии на работу учащегося.
XI. Оформление материалов проектной и исследовательской деятельности
11.1. Методический паспорт учебного проекта:
- название проекта;
- руководитель проекта;
- учебный предмет, в рамках которого проводится работа;
- учебные дисциплины, близкие к теме предмета;
- состав учащихся;
- тип проекта по классификации;
- цели проекта;
- задачи проекта;
- вопросы проекта (3 - 4 проблемных вопроса);
- предполагаемый продукт проекта.
11.2 Оформление проектной папки (портфолио).
Портфолио содержит:
- паспорт проекта;
- вся собранная информация по теме проекта;
- планы выполнения проекта и отдельных его этапов;
- записи всех идей, гипотез и решений;
- эскизы, чертежи, наброски продукта;
- материалы (сценарии) к презентации;
- другие рабочие материалы и черновики группы.
11.3 Оценочный лист исследовательской деятельности учащихся.
№ |
Критерии | |||||||
1 | Актуальность темы | |||||||
2 | Новизна решаемой задачи | |||||||
3 | Оригинальность методов решения задачи, исследования | |||||||
4 | Научное и практическое значение результатов темы | |||||||
5 | Изложение доклада и эрудированность автора в рассматриваемой области | |||||||
6 | Участие в дискуссии | |||||||
7 | Культура оформления работы | |||||||
Общий бал |
Члены жюри: __________________________
Примечание: оценка по критериям выставляется в баллах (от 1 до 5)
Общая оценка:
- 30 баллов и более – «отлично»;
- 25-30 баллов – «хорошо»;
- 20-25 баллов – «удовлетворительно».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение об итоговом индивидуальном проекте
Настоящее положение составлено на основе основной образовательной программы основного общего образования, ФГОС ООО....
Положение об итоговом индивидуальном проекте обучающихся МБОУ Школа № 140 г.о. Самара (5-9 класс) в соответствии с требованиями ФГОС ООО
Положение разработано на основе закона «Об образовании в Российской Федерации» (№273–ФЗ), Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Приме...
Положение об итоговом индивидуальном проекте МБОУ "СОШ №2"
Положение предназначено для ознакомления учащимихся 9 класса по написанию итогового проекта...
Положение об итоговом индивидуальном проекте
Итоговый индивидуальный проект является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных учащимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ. Положение составлено в ...
«Индивидуальный итоговый проект». Методические рекомендации по написанию итогового индивидуального проекта для обучающихся 9 и 11 класса изучающих английский язык
мнтодические рекомендации...
Положение об итоговом индивидуальном проекте обучающихся среднего общего образования
Положение об итоговом индивидуальном проекте обучающихся среднего общего образования...
Положение об итоговом индивидуальном проекте обучающихся 10-11 классов
Положение является локальным нормативным актом (ГБОУ школа № 459), регламентирующим алгоритм работы, процедуру, требования и систему оценивания индивидуального итогового проекта на уровне среднего обр...