Инновационный проект "Открытая школа" как средство управления образовательным учреждением
проект по теме
Тема инновационной деятельности Обеспечение информационной открытости деятельности образовательных организаций. |
Тема представленного проекта
«Открытая школа»
Цель (основная идея) проекта
Использование политики открытой образовательной среды как ресурса развития образовательной организации в целях повышения эффективности образовательного процесса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа реализации инновационного проекта "Открытая школа" | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шелаболихинская основная общеобразовательная школа» Шелаболихинского района Алтайского края
СОГЛАСОВАНО протоколом УС от 29.02.2016 № 1 | УТВЕРЖДЕНО приказом директора школы от 29.02.2016 г. № 10 |
ПРОГРАММА
реализации инновационного проекта
«ОТКРЫТАЯ ШКОЛА»
с. Шелаболиха
2016 г.
Обоснование актуальности и значимости проекта для организации и системы образования Алтайского края
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) с каждым днем все больше проникают в различные сферы образовательной деятельности. Этому способствуют как внешние факторы, связанные с повсеместной информатизацией общества и необходимостью соответствующей подготовки специалистов, так и внутренние факторы, связанные с распространением в учебных заведениях современной компьютерной техники и программного обеспечения, принятием государственных и межгосударственных программ информатизации образования, появлением необходимого опыта информатизации у все большего количества педагогов. В большинстве случаев использование средств информатизации оказывает реальное положительное влияние на интенсификацию труда учителей школ, а также на эффективность обучения школьников.
Инновационный потенциал проекта состоит в его реальности, в способности непосредственно влиять на организацию и обеспечение образовательного процесса, на оптимизацию образовательных технологий, взаимодействия с родителями, в возможности оперативно корректировать образовательный процесс, персонализировать его формы.
Одной из важнейших задач развития системы образования Алтайского края является обеспечение прозрачности деятельности школы для общества.
Политика открытой образовательной среды
- дает возможность согласовать требования и запросы участников образовательного процесса;
- позволяет формировать и развивать систему социального партнерства, обеспечивает вовлечение общественности в деятельность школы;
- позволяет создать положительный имидж школы, обеспечивает привлечение новых учащихся и квалифицированных педагогических кадров;
- обеспечивает позиционирование школы на рынке образовательных услуг, информирование о деятельности, создание прочной позитивной репутации – гарантии успешного развития школы.
Таким образом, наш инновационный проект - это построение новой образовательной среды с высокой интенсивностью различных форм социального и образовательного партнерства учителей, родителей и детей с использованием потенциала современных средств массовой информации и коммуникации, включая потенциал социальных сетей.
Цель (основная идея) проекта
Использование политики открытой образовательной среды как ресурса развития образовательной организации в целях повышения эффективности образовательного процесса
Задачи проекта
- формирование информационной компетентности участников образовательного процесса;
- увеличение роли родительской общественности в системе государственно-общественного управления образовательным процессом;
- установление партнерских взаимоотношений с образовательными учреждениями и другими организациями;
- переход на электронную форму ведения школьной документации;
- создание устойчивого положительного имиджа школы у жителей района
Необходимые ресурсы для реализации проекта.
- Научно-педагогические
1) Методологию инновационного проекта составляют системный, деятельностный и информационный подходы.
Основное назначение системного подхода состоит в целостном видении объекта.
Деятельностный подход обеспечивает построение методологических основ, связанных с единством объективного и субъективного в видах деятельности и взаимодействия “учитель – информационные средства – родитель - ученик”.
Информационный подход позволяет определить информационную среду, информационное обеспечение диалога, осуществить критический анализ существующих информационных технологий, используемых для обеспечения прозрачности деятельности школы для общества.
2) Методология социально-педагогического проектирования и «выращивания» нового знания непосредственно в процессе реализации проекта, определяющая основания для конструирования логики исследования и обоснования этапов проекта;
3) Методология оценки качества, позволяющая проектировать изменения системы оценивания образовательных результатов и достижений.
- Учебно-методические
Для внедрения результатов инновационного проекта в других ОУ будут разработаны, апробированы и представлены в печатном или электронном виде следующие учебно-методические «продукты»:
1) пакет методических материалов для организации работы вебинаров;
2) модель информационной карты для заместителя директора по учебно-воспитательной работе для координации действий всех участников образовательного процесса в информационном поле ОУ;
3) методические рекомендации по взаимодействию в форме виртуального диалога с родителями для учителя-предметника и классного руководителя;
4) материалы для диагностики инновационного проекта (анкеты, опросы, рейтинги и т. д.);
5) обобщение опыта реализации проекта в целом и выработка рекомендаций для ОУ по внедрению подобных инноваций в образовательный процесс.
- Организационные
Организация в каждом учебном кабинете рабочего места учителя с возможностью выхода в Интернет, имеются условия для сканирования, копирования и переноса документов на бумажные носители.
Соответствие педагогических кадров требованиям профессионального стандарта.
Наличие должностных инструкций работников, регламента ведения электронного журнала и электронного дневника, положения о порядке доступа педагогических работников к ИТ-сетям и базам данных, памятки безопасного поведения детей в сети Интернет, положения об оценке результативности инновационной деятельности учителей.
- Правовые
№ 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Государственная программа РФ «Информационное общество (2011 – 2020 гг.)».
Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013 – 2020 гг.
Федеральная целевая программа развития образования на 2016 – 2020 гг.
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.
№ 56-ЗС «Закон об образовании в Алтайском крае».
- Финансово-экономические
- привлечение спонсорских средств, средств добровольных пожертвований;
- участие в открытых грантовых конкурсах.
- Кадровые
Создание команды единомышленников, способной решать поставленные задачи и работать на результат, в составе
- педагогов школы, имеющих опыт работы руководителями МУМО, ШУМО, проблемно-творческих групп, тьюторами, руководителями проектных команд, занимающихся инновационной деятельностью;
- родителей (законных представителей);
- представителей учреждений социума, партнеров, спонсоров.
- Материально-технические
Укрепление и развитие материально-технической базы проекта через:
- совершенствование действующей инфраструктуры, позволяющей повысить эффективность образовательной и управленческой деятельности;
- установку высокоскоростного Интернета;
- создание комфортной образовательной среды: организация работы класса «открытого доступа» для самостоятельной работы учащихся, дающего им доступ и к школьной медиатеке с размещенными в ней материалами, и к ресурсам Интернет.
Действия с учётом рисков и ресурсов
Проект ограничен по времени, ресурсам, территории, целевой группе. Поэтому неизбежно что-то остается за рамками видения и влияния в проекте, как точки роста, так и проблемные точки.
Для определения рисков и ограничений использовались следующие методы: мозговой штурм; обсуждения; анализ предположений. Для управления рисками проекта были определены воздействия по снижению каждого риска, которые представлены в таблице.
Риски реализации проекта
Риски | Минимизация рисков |
Недостаточная развитость среды (отсутствие элементов информационной инфраструктуры обеспечения проекта, сбои в сетевой коммуникации) Старение материальной базы и программного обеспечения ОУ | Оснащение ОУ, использование свободно распространяемого программного обеспечения |
Недостаточный опыт работы учителей с использованием компьютерных технологий | Разработка школьной программы повышения ИКТ компетентности учителей |
Направленность некоторых педагогов на традиционные формы организации деятельности. Проблемы психологического характера: неприятие отдельными субъектами идеи инноваций | Пропаганда инновационных разработок, методические семинары, поощрение тех учителей, которые внедряют инновации . |
Неготовность родительской общественности к принятию объективных результатов оценки качества образования своих детей. | Создание механизмов доведения информации до потребителя образовательной услуги. |
Риск неадекватной реакции на информацию в виртуальной среде, риск того, что (по ошибке) будет опубликована информация, не предназначенная для открытого доступа. | Ведение диалога не на общедоступных ресурсах, а на специализированных таких как «Сетевой регион. Образование» на условиях персонифицированного доступа . |
Не все родители имеют в домашнем пользовании персональный компьютер, Интернет. | Испольхзование бумажной версии дневника для связи с родителями, распечатка страниц электронного дневника для родителей. |
Ожидаемые результаты реализации инновационного проекта.
Для учащихся:
- осознание учащимися возможностей виртуальной коммуникации как важного инструмента в учении;
- повышение мотивации к учению;
- возможность накапливать в электронном виде самостоятельно выполненные работы в электронном портфолио;
- возможность расширения поля взаимодействия с педагогами за счет использования виртуальной составляющей.
Для учителя:
- общий рост информационно-технологической компетентности;
- готовность к новым формам диалогового взаимодействия с участниками образовательного процесса;
- совершенствование системы оценивания учащихся;
- повышение возможностей самореализации в ходе инновационной деятельности.
Для родителей:
-оперативное получение педагогической консультации у педагога-предметника или классного руководителя,
получение консультаци психолога или социального педагога;
-коммуникация с классным руководителем, участие в обсуждении проблем ОУ с другими родителями в форуме и активное влияние на ход образовательного и воспитательного процессов в ОУ;
- осуществление контроля за учебной деятельностью ребенка, своевременное реагирование на возникающие проблемы в учебной деятельности, оказание поддержки в организации домашней работы над учебным материалом.
Для школы:
- совершенствование образовательной программы;
- открытость результатов деятельности;
- укрепление связей между всеми участниками образовательного процесса за счет использования средств ИКТ;
- повышение конкурентоспособности.
Для социума:
- демонстрация исключительной значимости семьи для решения задач воспитания и социализации подрастающего поколения в информационном обществе посредством привлечения специалистов из родительской общественности к реализации проекта;
- подготовленность выпускников к встраиванию в современную систему начальнеого и среднего профессионального образования, а также к сетевому взаимодействию с современными учебно-методическими материалами, с преподавателями и студентами;
- наличие методических рекомендаций для трансляции опыта в другие образовательные учреждения.
Критерии эффективности реализации проекта:
• Положительная внутренняя и внешняя экспертиза программы и ее апробации.
• Количество ОУ, в которых данная программа будет востребована.
• Общий рост информационно-технологической компетентности участников образовательного процесса.
• Востребованность родителями предлагаемых форм виртуального диалога.
• Создание и использование учителями дистанционных учебных курсов.
• Обновление и пополнение Интернет портала ОУ.
• Ведение личных электронных портфолио учениками и большей частью учителей.
• Наличие базы данных электронных документов.
• Регулярное (не реже 1 раза в месяц) обновление разделов методических объединений педагогов.
• Реализация телекоммуникационных проектов с помощью «портфолио проектов».
• Рост удовлетворенности качеством образовательного процесса у учащихся и родителей.
• Удовлетворенность родителей возможностями получения оперативной и качественной информации о школьных делах и проблемах.
• Увеличение различных форм привлечения родителей для решения проблем школы.
• Стабильно высокий статус образовательного учреждения в районе.
Основные потребители результатов проекта
Образовательные организации.
План реализации проекта по этапам
Название этапа | Основные мероприятия | Сроки | Прогнозируемый результат |
Первый этап: подготовительный | Обоснование актуальности Проекта. Создание рабочих групп по основным направлениям работы, разработка механизма реализации Проекта, системы мониторинга хода и результатов реализации Проекта. Методическое обеспечение проекта, разработка нормативно-правовой базы. Открытое обсуждение Проекта участниками образовательного процесса. Апробирование механизмов реализации Проекта и форм контроля. | январь – август 2016 | Рост информационно-технологической компетентности участников образовательного процесса. |
Второй этап: практический | Реализация основных направлений Проекта. Выявление проблем и внесение корректив. Подведение промежуточных итогов реализации Проекта. Предварительная оценка эффективности Проекта. | сентябрь 2016 – август 2017 | Работа с интерактивными форматами (опрос, форум, гостевая книга и т.п.). Положительная внутренняя и внешняя экспертиза проекта в школе.
|
Третий этап: заключительный | Анализ, обобщение и распространение результатов, полученных в ходе реализации Проекта. Оценка эффективности Проекта. Презентация Проекта в педагогическом сообществе | сентябрь 2017 – декабрь 2018 | Повышение информационной открытости ОУ. Тиражирование положительного опыта реализации проекта в ОУ Успешное внедрение АИС «Сетевой город»: полный или профессиональный уровень (внутри ОУ): - учителя используют и создают дистанционные учебные курсы и тесты - обновляется и пополняется Интернет-портал ОУ - многие учителя и ученики ведут личные портфолио, имеется база данных электронных документов, разделы методических объединений педагогов - реализуются телекоммуникационные проекты с помощью «Портфолио проектов». |
Дорожная карта (алгоритм реализации проекта)
№/п | Мероприятие | Сроки |
1 | Создание рабочих групп по основным направлениям работы | 3 неделя января 2016 г. |
2 | Создание нормативно-правовой базы проекта | январь — февраль 2016 г. |
3 | Открытое обсуждение Проекта участниками образовательного процесса. | март - август 2016 г. |
4 | Разработка системы мониторинга хода и результатов реализации Проекта. | март - декабрь 2016 г. |
5 | Разработка и апробация форм контроля реализации Проекта. | январь-май 2016 г. |
6 | Промежуточный анализ подготовительного этапа реализации Проекта | август 2016 г. |
7 | Публикация материалов реализации Проекта на официальном сайте школы | по ходу реализации |
8 | Работа с интерактивными форматами (опрос, форум, гостевая книга и т.п.). | сентябрь 2016 – август 2017 |
9 | Освещение хода реализации Проекта в районной газете «Знамя Советов» | С мая 2016 г. |
10 | Внутренняя и внешняя экспертиза Проекта. | ноябрь 2016 г. июнь 2017 г. ноябрь 2018 г. |
11 | Тиражирование положительного опыта реализации проекта в ОУ: - вебинар для школьного образовательного округа № 3 - онлайн конференция для администрации школ района и членов районного методического совета - мастер-класс для учителей района и другое согласно уточненному плану по годам реализации проекта. | с августа 2016 г. - октябрь 2017 г.
- январь 2018 г. - март 2018 г. |
12 | Внедрение АИС «Сетевой город»: полный уровень (внутри ОУ) | сентябрь 2016 – декабрь 2018 |
13 | Составление аналитического отчёта о реализации инновационного проекта «Открытая школа» | декабрь 2018 г. |
14 | Публичная презентация Проекта родительской общественности | апрель 2016г. ноябрь 2018 г. |
15 | Презентация Проекта в педагогическом сообществе. | август 2018 г. август 2017 г. август 2018 г. |
Приложение 1
Основные планируемые результаты реализации
инновационного проекта на 2016 год
№ | Мероприятия | Ожидаемый результат |
1 | Информационное сопровождение проекта | Статья о ходе реализации инновационного проекта в районной газете «Знамя Советов», май Публикация в новостной ленте на сайте Главного управления и АКИПКРО , октябрь Размещение описания опыта в сети Интернет www.proshkolu.ru/org/selabolihinskay-2/ , июль |
2 | Участие (представление опыта) в мероприятиях, направленных на обеспечение качества и результативности распространения лучших практик реализации инновационных проектов | - Выступление на краевой НПК «Введение ФГОС основного общего образования в школах Алтайского края: опыт, проблемы, решения» (апрель) - Участие в краевой НПК «Здоровое поколение 21 века», апрель - Обучающий семинар для учителей школы «Возможности раздела МСОКО АИС «Сетевой регион. Образование», февраль. Мастер-класс для педагогов школы по работе с личным портфолио в АИС «Сетевой регион. Образование», февраль. - Семинар для администрации ДОУ школьного образовательного округа №3 «Сайт как инструмент открытости ОУ», июнь. -Представление опыта на августовской педагогической конференции. - День открытых дверей для школ муниципалитета, ноябрь. |
3 | Доля педагогических работников, участвующих в реализации проекта | 50 % |
4 | Разработка программы стажёрской практики | Утверждение разработанной программы стажерской практики в АКИПКРО, октябрь. |
5 | Обеспечение доступности материалов инновационной деятельности на сайте организации | http://shelabschool2.ucoz.ru/index/innovacionnyj_proekt/0-270 - инновационный проект (описание) http://shelabschool2.ucoz.ru/index/normativnaja_baza/0-285 - нормативная база проекта http://shelabschool2.ucoz.ru/index/realizacija_proekta/0-286 - мероприятия, проведённые в рамках проекта |
6 | Организация мониторинга востребованности материалов инновационной деятельности | Создание на школьном сайте форума с целью обеспечения мониторинга востребованности материалов, июнь. Создание страницы отзывов на школьном сайте в разделе реализации инновационного проекта, май. |
7 | Проведение консультаций для образовательных организаций и их работников по теме проекта | - Сетевая консультация «Ведение личного портфолио» в АИС «Сетевой регион. Образование», июль. - Сетевая консультация «Тематическое планирование в электронном журнале», август. |
8 | Разработка необходимых для реализации проекта материалов (продуктов) | Анкета для родителей на проверку понимания основных моментов инновационного проекта,апрель. Программа стажерской практики,октябрь. Аналитическй отчет о прохождении первой фазы проекта, декабрь. |
9 | Показатели, свидетельствующие о результативности инновационной деятельности в организации | Положительная внутренняя и внешняя экспертиза программы в первой фазе проекта. Общий рост информационно-технологической компетентности участников образовательного процесса. Обновление и пополнение Интернет портала ОУ. Ведение личных электронных портфолио учениками и учителями. Обновление разделов методических объединений педагогов. Увеличение различных форм привлечения родителей для решения проблем школы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно-коммуникационные технологии в воспитательно-образовательном процессе и управлении образовательным учреждением
В данном выступлении (текст выступления + презентация) представлен опыт научной организации труда заместителя директора по учебно-воспитательной работе на основе применения информаци...
ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ленинградский государственный университет имени...
ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ленинградский государственный университет имени...
План действий по развитию государственно-общественного управления образовательным учреждением
Презентация содержит дальние и близкие цели, задачи, приемы и технологии, риски и решения, план-график действий по развитию ГОУ....
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КОМАНДНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ
Внедрение в образовательную практику технологий менеджмента – перспективное направление деятельности руководителя, позволяющее добиваться поставленных задач развития учебного заведения, повышать качес...
Инновационные подходы к управлению образовательным учреждением
О внедрении инновационных методов и приемов к управлению образовательным процессом в школе....
Возможности единой информационно-образовательной среды в управлении образовательным учреждением
Предпосылками для разговора об информационно-образовательной среде в современной педагогической науке стали разговоры об информатизация образования. Рассмотрим информатизацию в двух методических аспек...