Риски внедрения и реализации ФГОС в ОО и пути их решения
статья на тему
Необходимо грамотное управление, администрирование всем процессом введения Стандарта.
Чтобы устранить риск, необходима постоянная разъяснительная работа среди всех участников образовательного процесса, организация обучения и повышения профессиональной компетенции педагогов, совершенствование научно-методического сопровождения данного процесса, включая консультирование всех его участников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
riski_po_vnedreniyu_i_realizatsii_fgos_v_oo.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»
Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ
КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОО
«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ»
(региональная модель)
ТЕМА «РИСКИ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ОО»
Выполнили: Гариева Н.В., заместитель директора по УВР МАОУ «Гимназия №1» г. Бугуруслана |
Проверил: Масловская С.В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ИПК и ППРО Кафедра управление образованием |
Бугуруслан
2016 г.
- Риск негативного отношения к Стандарту работников образовательной организации
Необходимо грамотное управление, администрирование всем процессом введения Стандарта.
Чтобы устранить риск, необходима постоянная разъяснительная работа среди всех участников образовательного процесса, организация обучения и повышения профессиональной компетенции педагогов, совершенствование научно-методического сопровождения данного процесса, включая консультирование всех его участников.
Поэтому план методической работы по созданию условий для перехода школы к новым ФГОС включает в себя следующие шаги:
- самообразование педагогов;
- содействие развитию и формированию положительной мотивации педагогического коллектива;
- системная подготовка педагогических кадров по проблеме инноваций (курсы, обучающие семинары в школе и городе:
- «Система оценки образовательных достижений обучающихся».
- «Технология формирования УУД».
- «Формы и методы организации внеурочной деятельности».
- «Основные подходы к оценке сформированности метапредметных умений: читательской грамотности».
- «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся».
- «Организация проектной и исследовательской деятельности»).
- создание информационно-методической базы инновации, передового педагогического опыта.
Организовано многоуровневое сетевое взаимодействие Управления образования и образовательных учреждений, в том числе при обмене опытом эффективного участия в введении Стандарта.
На сегодняшний день наиболее проблемными вопросами для педагогов школы являются такие приемы и методы работы как: ведение мониторинга учета урочных и внеурочных достижений, система оценки качества образования, проведение образовательной рефлексии.
- Риск негативного отношения к Стандарту родителей.
Информирование родителей о процессе и результатах перехода начальной школы на новый стандарт. Мотивация общественности к участию в процессе введения стандарта.
Риск негативного отношения населения к Стандарту должен хеджироваться организацией и проведением постоянной разъяснительной работы, направленной на формирование у родителей понимания актуальности Стандарта, его ориентированности на интересы семьи и ребенка. Важную роль должна сыграть и активная демонстрация случаев своевременной и полноценной защиты прав семьи и обучающихся, когда они были нарушены.
Эта работа должна вестись на всех уровнях, начиная с федерального и заканчивая уровнем школы, с активным вовлечением в эту деятельность авторитетных представителей власти, образования и науки, культуры, родительской общественности.
И как уже было сказано, важнейшим игроком на этом поле должны стать средства массовой информации. Конечно, СМИ бывают разные, в том числе те, которые принято называть «желтые». Но речь не о них. В данном случае речь о необходимости постоянной работы со СМИ, способными проявлять четкую гражданскую позицию, поднявшись над конъюнктурными или коммерческими интересами.
Разъяснительная работа среди населения должна вестись профессионально, а значит, тактично, без какого-либо давления на общественное мнение.
- Риск неготовности обучающихся к получению образования в новых условиях
Изучение запросов обучающихся на организацию внеурочной деятельности. Заключение соглашений на предоставление образовательных услуг с учреждениями дополнительного образования.
Требования Стандарта учитывают такие факторы, как сохраняющийся неравный доступ к качественному общему образованию, индивидуальные особенности обучающихся, наличие у части обучающихся отдельных образовательных потребностей и т. д.
- Риск неэффективного управления, администрирования процессом введения Стандарта
Необходимо создание системы управления введением Стандарта. При этом должны быть четко и понятно сформулированы цели и задачи введения Стандарта, разработаны содержание, последовательность и сроки проведения соответствующих мероприятий, индикаторы их непосредственных результатов.
Определены объем необходимых для введения Стандарта ресурсов (кадровых, финансовых, материально-технических и др.), функции, права и обязанности, ответственность всех участников этого процесса. Между всеми участниками должна быть обеспечена прямая и обратная связь.
Разработана многоуровневая система обучения управленческих кадров по специально разработанным программам.
Организация аналитико-диагностического обеспечения оценки изменений условий подготовки к введению нового стандарта.
- Риск недостаточного или, напротив, избыточного контроля за соблюдением Стандарта
Создана система эффективного контроля и мониторинга хода введения Стандарта.
Разработан план контролирующих мероприятий с учетом аналитических справок.
- Риск несоблюдения требований к условиям реализации основной образовательной программы
Необходимо улучшение таких условий как: кадровые, финансовые и материально-технические.
Должен быть действенный государственный и общественный контроль за целевым использованием денег, прозрачность финансовых потоков и процедур, мониторинг соответствия результатов произведенным расходам и др.
Составление сметы образовательного учреждения необходимо разрабатывать с учетом требований стандарта
Более конкретные мероприятия расписаны в Приложении.
Закончить свое выступление хочется притчей Джорджа Риверса «Школа для животных» и комментарием Евгения Александровича Ямбурга, заслуженного учителя России, доктора педагогических наук.
Школа для животных
Однажды, животные решили, что должны совершить что-нибудь героическое, чтобы достойно решать проблемы "нового мира". И они организовали школу. Они составили программу занятий, которая состояла из бега, лазанья, плавания и полета. Чтобы было легче контролировать выполнение программы, она была одинаковой для всех животных. Утка отлично преуспевала в плавании, даже лучше своего наставника, но у нее были посредственные оценки за полет и еще хуже - за бег. Поскольку она так медленно бегала, ей приходилось оставаться после уроков и отказываться от плавания, чтобы учиться бегу. От этого ее бедные лапки совсем ослабли, так что она и плавать стала неважно.
Кролик сначала был лучшим в классе по бегу, но у него случился нервный срыв из-за того, что нужно было так много наверстывать в плавании. Белка была отличницей по лазанью, но вскоре у нее начались неприятности на занятиях по полету, где учитель заставлял ее взлетать с земли, а не спускаться с верхушки дерева. Орел вообще оказался трудным учеником, и его постоянно строго наказывали. На занятиях по лазанью он первым добирался до вершины дерева, но упорно делал это по-своему. В конце года аномальный лось, который умел отлично плавать, а также бегал, лазал и немного летал, получил самые высокие средние оценки и выступал на выпускном вечере от имени своего класса. Луговые собачки не стали ходить в школу, потому что администрация не включила в программу рытье нор. Они научили своих детей охотиться и позднее, объединившись с лесными сурками и сусликами, создали преуспевающую частную школу.
Есть ли у этой басни мораль?
Беда и одновременно вина устроителей этой школы в том, что они не удосужились учесть индивидуальные особенности своих подопечных, забыв о том, что рожденный ползать летать не может. Оптимальный выход - это создание системы вариативного образования. Совместима ли она с образовательными стандартами?
Да, если понимать под стандартом необходимый каждой живой особи минимум, обеспечивающий ей двигательную активность, а в человеческом варианте еще интеллектуальное развитие и нравственный рост личности. Трудности отбора такого минимального содержания образования очевидны, но преодолимы. Есть большая вероятность, что при наличии новых образовательных стандартов, мы сможем обеспечить орлиный полет одаренного математика и стремительный заплыв в океане гуманитарных знаний утенку, который со временем может преобразиться в прекрасного белого лебедя филологии.
№ п\п | Риски | Причины | Пути решения | Индикаторы |
1 | Риск негативного отношения к Стандарту педагогов ОО |
|
новый феномен детства (Фельдштейн и др.)
|
|
|
|
| ||
|
|
| ||
2 | Риск негативного отношения к Стандарту родителей |
|
|
|
|
|
| ||
3 | Риск неготовности обучающихся к получению образования в новых условиях |
|
|
|
|
|
| ||
|
|
| ||
4 | Риск неэффективного управления, администрирования процессом введения Стандарта |
|
|
|
5 | Риск недостаточного или, напротив, избыточного контроля за соблюдением Стандарта |
|
|
|
6 | Риск несоблюдения требований к условиям реализации основной образовательной программы |
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование личности обучающегося как субъекта образовательной деятельности в условиях внедрения и реализации ФГОС на современном этапе
Данный материал представляет собой конспект выступления на заседании РМО учителй русского языка и литературы. Мне кажется, интересен практической направленностью. Сопровождатеся презентацией....
Актуальные проблемы внедрения и реализации ФГОС в области изменения оценки личностных результатов образовательной деятельности учащихся на уроке информатики в средней школе
В статье поднимается вопрос оценивания личностных результатов образовательной деятельности учащихся на уроках математики в основной школе. Автор предлагает технологию самостоятельного оценивания...
План методической работы по внедрению и реализации ФГОС
Ежегодно в ОУ разработываются планы работы по различным направлениям. Представленный план координирует действия и предусматривает мероприятия, которые позволяют совершенствовать профессион...
Инновационный проект ГБОУ "Волгодонская школа-интернат" "Формирование у учащихся ценностной ориентации на сохранение здоровья и здоровый образ жизни в рамках внедрения и реализации ФГОС начального и среднего общего образования"
Программа направлена на сохранение и укрепление здровья воспитанников, формирование у них навыков культуры здоровья и безопасного образа жизни....
ЭССЕ на тему: Формирование современного образовательного пространства колледжа в рамках внедрения и реализации ФГОС СПО
Социальный заказ общества и государства на специалиста предъявляет требования к выпускнику, который должен стать конкурентоспособной личностью, то есть социально и профессионально активной, обладающей...
Особенности преподавания истории в сельской малокомплектной школе в условиях внедрения и реализации ФГОС
Особенности преподавания истории в сельской малокомплектной школе в условиях внедрения и реализации ФГОС...
Программа повышения квалификации (обучения) педагогических кадров гимназии № 405 на 2022-2026 годы (в условиях внедрения и реализации ФГОС НОО 2021 и ФГОС ООО 2021 и реализации ФГОС СОО 2017)
laquo;Программа повышения квалификации педагогических кадров гимназии № 405 на 2022-2026 годы» является логическим продолжением и сохраняет преемственность методического подхода с программами 2...