Описание управленческого опыта заместителя директора МБОУ г. Иркутска СОШ № 67
статья на тему
Данный материал подготовлен для муниципального конкурса "Новая волна" (для директоров и заместителей директора, стаж работы от 1 до 5 лет)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_upravlencheskogo_opyta_zamestitelya_direktora_po_uvr_mbou_g.docx | 34.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Новые дороги ведут к успеху!
(Описание управленческого опыта заместителя директора по УВР МБОУ г. Иркутска СОШ № 67 Каверзиной А.В.)
Залогом профессионального успеха уже не
могут служить полученные один раз в жизни
знания. На первый план выходит способность
людей ориентироваться в огромном
информационном поле, умение самостоятельно
находить решения и их успешно реализовывать.
В.В. Путин
Современный руководитель школы требует инициативных, ответственных и самостоятельных в принятии решений заместителей. Они должны ставить задачи на будущее, должны быть готовы к переменам, быстро реагировать на изменения и предупреждать негативные моменты, должны быть мобильным, способными к работе при ограниченных ресурсах, должны уметь найти альтернативный путь использования ресурсного потенциала. От всего этого зависит успешность их деятельности и деятельности образовательного учреждения.
Когда мне год назад предложили должность заместителя директора по УВР, я задалась вопросом: «А смогу ли я управлять так, чтобы интерес к школе только разрастался, ширился?». Сразу не найдёшь ответа на этот вопрос, предложение не из простых, а решение принимать надо. Подумав, пришла к такому выводу: «Попробую. Если не смогу быть дорогой - буду тропинкой. Если не смогу быть солнцем – буду звездой; выиграю или проиграю – неважно. Буду проявлять лучшее, что во мне есть».
Наверное, нет ни одного образовательного учреждения, где отсутствуют подводные камни. В моей практике первым таким камнем стали ФГОС. Когда я стала заместителем директора по УВР, новые стандарты шагали по стране уже третий год. Проанализировав ситуацию в начальной школе, пришла к выводу, что у нас они реализуются не на должном уровне. Уроки ведутся по-старому, о проектной и исследовательской деятельности нет речи, курсовая предметная подготовка по ФГОС у учителей отсутствует. Первое, что предложила своим коллегам – учиться!!! Наверное, в каждой школе есть учителя вечно всем недовольные. Выслушала много необоснованных и беспочвенных замечаний от своих старших коллег. Сколько нужно было сил, чтобы всё это выдержать, но ни разу не возникло желание уйти. Мне повезло, что большинство учителей были готовы к новым изменениям, принимали инновационные направления.
Первое моё решение – организовать в школе проведение круглых столов по вопросам реализации ФГОС. Начинали с азов. Для начала создали творческую группу поддержки, в состав которой вошли руководитель ОУ, руководители методических объединений. На первом занятии выбрали темы урока и работали над постановкой цели, которая должна быть направлена на достижение предметных, метапредметных (регулятивных, коммуникативных и познавательных) и личностных результатов. Теперь эти «заумные» слова стали на слуху у всех педагогов начальной школы.
Не за горами реализация ФГОС и в основной школе. По просьбе руководителей методических объединений подобные круглые столы были проведены со всеми учителями - предметниками.
После был проведен педагогический совет на тему: «Отличие современного урока от традиционного. Системно - деятельностный подход». А на втором занятии все учителя с удовольствием представили разработки уроков с учетом новых современных требований.
Следует отметить, что коллеги с удовольствием посещали городские семинары и мастер – классы по вопросам реализации ФГОС, тем самым повышая свою квалификацию.
Продуктом нашей совместной деятельности стало разработанное методическое пособие для учителей «Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС», разработка системы оценивания личностных, предметных и метапредметных результатов учащихся начальной школы. Следует отметить, что, работая в данном направлении, мне удалось достичь и такой немаловажный результат: количество учителей, прошедших предметную курсовую подготовку по вопросам ФГОС увеличилось до 75%.
Второй подводный камень на моём пути - это отсутствие желания у учителей и страх проводить открытые уроки. Познакомившись с проектом Альбины Павловны Новиковой «Семь шагов к успеху» у меня возникла идея: а что если семь существующих в нашей школе методических объединений проведут открытые уроки в соответствии с ФГОС, направленные на повышение качества образования? Я посчитала, что это тоже шаг к успеху. С теоретическими основами мы познакомились. Не пора ли коллегам поделиться опытом? Как ни странно, недовольных коллег уже было меньше. И не только потому, что за проведенные открытые уроки учителя получают премию, но и потому, что у них возникла потребность познакомиться с опытом коллег.
Вот таким образом мы с коллегами шагаем к успеху. В этом учебном году уже два методических объединения поделились своим опытом. Попутно обсуждаются схемы самоанализа урока. Впереди ещё много открытых уроков. Страх мы победим. Надеюсь, что в следующем году учителя с удовольствием проведут учебные занятия для коллег города. Поверьте, нам есть что показать!
Вот и третий подводный камень – молодые специалисты. А их в нашей школе два. Пока я испытываю затруднения в работе с молодыми специалистами. Может быть потому, что сама ещё молодой заместитель директора. Стараюсь не бросать молодых учителей в свободное плавание. Направляю, подсказываю, учу, где-то и заставляю. У каждого молодого специалиста есть наставник, заботливые руки. Радует то, что они работают в нашей школе второй год. И я надеюсь, что на 2-ом году профессиональной деятельности они будут давать результат, продукт.
Перешагнув подводные камни, я пришла к выводу, что в нашей школе хороший коллектив профессионалов. Но всем нам знаком термин «профессиональное выгорание». Как не потерять то, что было изюминкой, креативной каплей в работе отдельных педагогов? Как изюминку превратить в лозу и креативной каплей наполнить кубок? Принимаю решение: привлечь педагогов к участию в конкурсах профессионального мастерства. А чтобы заинтересовать коллег, предлагаю увеличить количество баллов за участие в очных конкурсах педагогического мастерства (внести изменения в действующее Положение о новой системе оплаты труда педагога, которое разработано в соответствии с Постановление мэра г. Иркутска). Коллектив поддерживает меня и одобряет решение. Как почувствовалась рука команды: вместе создаём сайты и блоги, разрабатываем учебные занятия, готовим самопрезентацию и мастер- класс. И вот результат:
- Призеры IV областного смотр-конкурса “Лучший учитель года по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»
- Призеры окружного конкурса «Учитель года 2014», лауреаты муниципального конкурса «Учитель года 2014»
- Лауреаты муниципального конкурса «Лучший классный руководитель»
- Призеры муниципального конкурса «Лучший социальный педагог и педагог-психолог – 2014»
- Участники муниципального конкурса «Родительская благодарность»
- Участники муниципального конкурса «Лучший педагог дополнительного образования»
- 3 педагога создали свои блоги и сайты, 25 педагогов стали членами сетевых сообществ
- Многочисленные печатные статьи
Может быть, кому-то эти результаты покажутся каплей в море, но для нашей школы это значимые победы! Теперь передо мной стоит задача: не потерять, а в дальнейшем развить и приумножить то, что есть. Я считаю, что это еще один шаг для повышения качества образования в современной школе.
Одна из важных форм работы школы – социальное партнерство. Социальное партнерство – основа стабильной жизни школы. Мне как заместителю директора по УВР социальное партнерство позволяет решить ряд проблем. Я считаю очень важным поддерживать баланс интересов между школой и различными субъектами социализации. Социальное партнерство способствует повышению качества образования; обеспечению доступности качественного общего образования; повышению инвестиционной привлекательности сферы образования; формированию эффективного рынка образовательных услуг.
Социальное партнерство для нас – это сотрудничество школы, бизнеса, власти, различных общественных институтов и структур, местного сообщества ради достижения общественно значимого результата. Мы стремимся расширить круг социальных партнёров, ориентируемся на общность форм, видов и содержание деятельности; на совпадение интересов в образовательной политике и ее результатов; на совпадение нормативных и маркетинговых целей. Я не ставлю задачей перечислить всех социальных партнеров школы. В своей работе я расскажу только о тех, которые помогают мне, заместителю директора по УВР, решать учебные и воспитательные проблемы.
Так, например, взаимодействие со школой искусств №4 города Иркутска позволяет мне решить проблемы с внеурочной деятельностью учащихся. Мы вместе организуем работу вокальных и хоровых коллективов, художественной студии; совместно ведётся музыкально- воспитательная работа (концерты, внеклассные мероприятия); оказывается консультативно-методическая помощь педагогам дополнительного образования. Данное взаимодействие способствует эстетическому воспитанию обучающихся.
Сотрудничество с предприятиями ВСЖД ОАО РЖД помогает нам решить проблемы с организацией спортивных мероприятий в школе. В связи с увеличением количества часов на изучение физического воспитания наша школа столкнулась с проблемой: отсутствие достаточного количества спортивных залов для проведения занятий по физической культуре. ВСЖД ОАО РЖД оказала содействие в ремонте спортивной площадки школы, а также предоставила возможность использовать для занятий спортивную площадку железной дороги, которая находится рядом с нашей школой. Организовать внеурочную деятельность в спортивно – оздоровительном направлении также помогают предприятия ВСЖД ОАО РЖД: железнодорожный профилакторий, бассейн, стадион «Локомотив». Также наши ребята в рамках сотрудничества с предприятиями ВСЖД ОАО РЖД участвуют в конкурсах по безопасному поведению на железной дороге (в 2013-2014 учебном году учащиеся 7 классов заняли 1 место в межрегиональном интеллектуально – творческом конкурсе «На пути железнодорожном будь предельно осторожным!»), в спортивных соревнованиях среди семей железнодорожников. Активное сотрудничество с Советом Ветеранов локомотивного депо и музеем истории локомотивного депо на станции Иркутск Сортировочный способствует организации и проведению патриотических мероприятий для учеников нашей школы. Ежегодно 9 мая у мемориала погибшим железнодорожникам наши ребята поздравляют и чествуют ветеранов.
Сотрудничество с городским профориентационным центром позволяет нашим выпускникам решить проблемы с выбором профессии и учебного заведения для дальнейшего обучения. Ежегодно профориентационный центр проводит тестирование обучающихся, приглашает на экскурсии в различные учебные заведения.
Формами взаимодействия с Байкальским государственным университетом экономики и права являются следующие:
- Активное участие учащихся в интеллектуальных и профильных вузовских мероприятиях;
- Курсовая, проектная, исследовательская деятельность с обучающимися;
- Обучение педагогов в магистратуре и аспирантуре;
- Профессиональная переподготовка для руководителей по программе «Менеджмент в сфере образования»
Решить вопросы повышения квалификации педагогов помогает сотрудничество с Институтом повышения квалификации работников образования Иркутской области, с Центром информационно-методического и психологического обеспечения деятельности муниципальных образовательных учреждений г. Иркутска. Этими организациями оказывается научное консультирование, помощь в публикации методических материалов, помощь в разработке учебных и методических материалов, практико-ориентированных семинаров, помощь в подготовке учащихся к олимпиадам и интеллектуальным конкурсам. Вместе с этими социальными партнёрами мы принимаем участие в областных экспериментальных площадках по апробации курса «Байкаловедение», в областном мегапроекте «Охрана здоровья школьников». Сотрудничество с этими социальными институтами способствует росту профессионального мастерства, так как педагоги нашей школы принимают активное участие в городских и областных конкурсах, которые финансируются этими организациями («Учитель года», «Лучший классный руководитель», «Лучший педагог дополнительного образования»…)
Также школа активно сотрудничает с городскими детскими библиотеками. Например, в 2013-2014 учебном году совместно с городскими библиотеками мы приняли участие в международной акции «День Лермонтовской поэзии»; для 4А класса ежемесячно проходят внеурочные занятия в Иркутской областной библиотеке имени И.И. Молчанова-Сибирского, учащиеся нашей школы ежегодно принимают участие в конкурсе «Иннокентьевские звёздочки», организатором которого является библиотека города Иркутска № 5. Здесь же проходят встречи с Иркутскими писателями и презентации их книг. Результатом сотрудничества с библиотеками стало тесное взаимодействие с Иркутский союзом писателей, представители которого часто бывают на творческих вечерах и классных часах в нашей школе, знакомят учащихся с Иркутской поэзией и прозой. Данное сотрудничество помогает реализовать в школе работу по краеведению.
Сотрудничество с учреждениями дополнительного образования, библиотеками и театрами города дает возможность использовать разные формы работы с детьми. В последние годы проводятся различные конкурсы для детей и детских сообществ с участием различных учреждений, организаций и предприятий. В 2013-2014 учебном году ученики нашей школы принимали участие в конкурсе «Самый лучший класс». Организатором выступила газета «Аргументы и факты» в Иркутске. Наши ученики 2А,7В,11А класса стали победителями в различных номинациях. В качестве подарка ребята получили экскурсии: 2А класс в детскую библиотеку и музей города Иркутска, 7В на Иркутский механический завод, 11А познакомился с Иркутским Государственным университетом. Также наши ребята ежегодно участвуют в областной научной конференции «Иркутск и Иркутская область». Организатором является Байкальский университет экономики и права. Около половины выпускников нашей школы ежегодно поступают в Иркутский государственный университет и Байкальский университет экономики и права. Неоднократно мы получали благодарственные письма от руководителей этих вузов за хорошую подготовку выпускников.
Последние пять лет наша школа активно сотрудничает с лингвистическим университетом. Студенты с 1 по 5 курса этого вуза ежегодно проходят педагогическую практику на базе нашей школы: проводят уроки, организуют различные мероприятия. Эта деятельность направлена на привлечение молодых специалистов в школу. Это особенно актуально для нашей школы
В рамках сохранения контингента и преемственности в обучении школа тесно сотрудничает с близлежащими детскими садами. Нами ежегодно проводятся Дни открытых дверей для дошкольников и их родителей, а также организуются занятия по подготовке будущих первоклассников. А в этом учебном году мы вместе разрабатывали математическую концепцию. Данное сотрудничество способствует успешной и быстрой адаптации первоклассников.
Развитию творческих способностей учащихся, их одаренности способствует сотрудничество с детским домом творчества № 5.
Ежегодные экскурсии в городскую думу, поездки в музеи, театры, в боулинг, на различные соревнования и конкурсы часто спонсируются депутатами городской думы (Татьяна Семейкина, Виктор Бронштейн, Алексей Красноштанов). Депутаты городской думы вместе с учениками принимают участие в ролевых играх: «Самоуправление школьников», «Я обращаюсь к власти». В процессе игры учащиеся выдвигают проблемы молодежи, предлагают свою помощь власти для решения этих проблем. Ученики участвуют в акциях: «Поздравь ветерана», «Мы за чистый город». «Сделаем город красивым» - уход за клумбами, озеленение города. В свою очередь власть опирается на мнение молодежи при планировании целевых программ.
Таким образом, социальное партнерство - это та форма работы и сотрудничества, которая позволяет не только решить некоторые финансовые вопросы, но и организовать образовательный процесс более интересно, продуктивно, а главное, способствует воспитанию российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
Вы скажете, все это хорошо: команда, профессионализм педагогического коллектива, сотрудничество, но школа – это дети.
Да, школа – это дети. Дети - наш самый ценный актив! За их образование, за становление личности несет ответственность наравне с родителями и школа. И родители делают выбор школы для своего ребенка на основании рейтинга школы в социуме. Авторитет нашей школы в Ленинском районе города Иркутска достаточно высок. И, может быть, в чем-то есть и моя заслуга. Я стараюсь, чтобы жизнь детей в нашей маленькой стране Знаний была насыщенной и интересной. Значимым достижением в моей работе является то, что учащиеся активно участвуют в проектно-исследовательской деятельности, в школе проводится НПК «Хочу всё знать». И если два года назад учащиеся начальной школы практически не работали с проектами, то сейчас за плечами учеников первой ступени много интересных открытий. Радует то, что и родители вовлечены в данный вид деятельности. Со своими проектами дети выступают в классе, на школьной НПК и даже на окружном семинаре директоров Ленинского округа. А я с гордостью могу назвать имя первого юного победителя муниципальной НПК «Ступеньки открытий». Это Меньшиков Захар с работой «Продукты питания в русских народных сказках».
Наши дети – это маленькие звёздочки. Я стараюсь, чтобы каждая звёздочка светила ярко. А для этого я привлекаю всех к участию в очных, заочных, дистанционных конкурсах и олимпиадах. Пишешь стихи, отлично фотографируешь, рисуешь, поёшь, танцуешь, увлекаешься спортом или наукой… Для всех учащихся у меня найдутся конкурсы и олимпиады. Я радуюсь каждой победе! А с достижениями наших звёзд можно познакомиться на школьном конкурсе «Моё портфолио», организатором которого являюсь я.
Получил ли результат моей работы признание участников образовательного процесса? Вместо ответа на этот вопрос позвольте поместить отзывы коллег, родителей и учеников.
«Алена Викторовна – достаточно молодой завуч по научно-методической работе. На этой должности она работает второй год. За это время Алена Викторовна показала себя как грамотный, высококвалифицированный и перспективный руководитель. Под её руководством в школе проходят методические советы, семинары по обмену опытом среди учителей, инновационная деятельность, например, разработки ООП по всем предметам.
Алена Викторовна является координатором подготовки педагогов к реализации ФГОС в основной школе. Все учителя среднего звена изучили требования новых образовательных программ, сдали экзамен на знание ФГОС
Алена Викторовна внимательно следит за своевременным прохождением учителями курсовой подготовки на базе ИРО, ИПКРО, ЦИМПО, а также организовывает проведение курсовой подготовки для всех учителей в стенах школы; регулярно следит за методическим оснащением кабинетов.
С этого учебного года в школе введена практика обязательных открытых уроков для всех учителей во время проведения предметных недель. Это хорошая методическая копилка для всего коллектива. Обмен опытом учителями, глубокий анализ проведенных уроков – все это тоже заслуга Алены Викторовны .
Самое главное в работе Алены Викторовны – работа с одаренными детьми. Это:
-организация школьного этапа олимпиад;
- участие детей в НПК;
- проведение интеллектуальных марафонов;
- участие в заочных конкурсах и дистанционных олимпиадах» (Тирских Н.Н., руководитель МО учителей русского языка и литературы)
«Я, Меньшикова Наталья Анатольевна, мама обучающегося 4 «В» класса школы №67. Мой сын, Меньшиков Захар, старается активно участвовать в мероприятиях, которые проводятся в школе. С первого класса он участвует в конкурсе чтецов «Русское слово» и не раз становился победителем окружных, городских и даже областных этапов. Участвует в дистанционных олимпиадах. А в этом году классный руководитель Ланкович Светлана Ивановна предложила Захару поучаствовать в городской научно-практической конференции «Ступеньки открытий». Сначала мы немного испугались, казалось, что это очень сложно и у нас ничего не получится. Потом учитель познакомил нас с положением, и мы решили попробовать. В школе Каверзина Алена Викторовна дала нам рекомендации о том, как готовиться к проектной деятельности и как мне Захару правильно помочь, это нам очень помогло при подготовке. Вместе мы составили план работы над проектом, сформулировали проблему и ее актуальность, определили объект и предмет исследования, уточнили задачи исследования, выдвинули гипотезу и начали работать. Оказалось, что это очень интересно, смотреть на давно известные вещи по-новому, изучать их с другой стороны. Захару это очень понравилось, он научился работать с материалом, изучать, формулировать, делать выводы. Затем мы поехали защищать наш проект. Захар получил большой опыт, там мы посмотрели, как другие ребята делали свои работы, какие темы их интересовали, как они работали над своими проектами. Мы очень довольны результатом, Захар занял 3-е место и получил массу положительных эмоций. У него теперь нет страха, делать проекты, а есть желание продолжать исследовательскую деятельность. И я бы хотела сказать огромное спасибо классному руководителю, администрации школы за то, что дают возможность детям развиваться, совершенствоваться, добиваться успехов» ( Меньшикова Н.А., родитель 4В класса)
«Алена Викторовна работает с нашим классом второй год. За это короткое время она нас многому научила, помогла справиться с трудностями изучения русского языка и литературы. Алена Викторовна очень часто предлагает нам поучаствовать в различных предметных конкурсах: дистанционные конкурсы (« Русский медвежонок», «Альбус», «Олимпус», «Школьные дни»), городские конкурсы сочинений, олимпиады. Я с удовольствием участвую в них. В этом году я решила поучаствовать в конкурсе сочинений на тему « Налоги - источник жизни государства». Помощь и поддержку я нашла в лице Алены Викторовны. Результат был неожиданный. Я заняла 2 место в городе. Но это не самое главное. Сейчас я учусь в 11 классе, и мне предстоит выбрать будущую профессию. А для меня это проблема! Работая над темой сочинения, я узнала, как интересна профессия налогового инспектора. И, возможно, в будущем я стану именно налоговым инспектором» (Макеева Кристина, ученица 11А класса)
«В один прекрасный день завуч, Алена Викторовна, предложила мне поучаствовать в городском конкурсе «Лучший педагог-психолог и социальный педагог 2014» и мне запомнилась такая фраза: «Лена, мы просто поучаствуем». Алена Викторовна объяснила мне, что это очень хорошая возможность проявить себя, получить опыт выступления на аудитории, а также подчерпнуть для себя полезную информацию, которая будет присутствовать на этом конкурсе, применить в своей работе опыт других социальных педагогов.
Немаловажно еще и то, что я хочу получить I квалификационную категорию, а этот результат нужен для аттестации. Также это моя премия, мои баллы. Для меня все эти показатели важны, ведь я еще и мама троих детей.
Алена Викторовна помогала мне на каждом этапе моего конкурса:
1.Научила, как создавать блог, как работать в нем, пополнять.
2.Дистанционные тесты для нас были очень интересны, поучительны, мы обменивались мнениями, делали выводы.
И вот он результат нашей работы: мы прошли во второй очный этап. Новое испытание. Я засомневалась, а участвовать ли мне в муниципальном этапе. По своей натуре я непубличный человек и выступать на аудитории мне было страшно. И опять убедительные факты Алены Викторовны сделали чудо. Результат – я призер. Впечатлений много, личное самоудовлетворение, теперь за моими плечами есть престижный конкурс: «Лучший социальный педагог и педагог –психолог- 2014» (Степанова Елена Юрьевна, социальный педагог МБОУ г. Иркутска СОШ № 67)
Лично для меня результаты моей работы значимы. Я расту над собой, ставлю новые цели, стремлюсь к высоким результатам, умею самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать. Моя помощь нужна школе, коллегам, учащимся, родителям. Мне не страшно идти новой дорогой. Я уверена, она приведет меня к успеху!
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система деятельности заместителя директора по учебной работе по управлению качеством ( из опыта работы).
Качество образования определяется нами как совокупность показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности школы: содержание образования, формы и методы обуче...
Система деятельности заместителя директора по учебной работе по управлению качеством ( из опыта работы).
Качество образования определяется нами как совокупность показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности школы: содержание образования, формы и методы обуче...
Циклограмма управленческого труда директора МБОУ ООШ № 279 на 2012-2013 учебный год.
Представлена циклограмма управленческого труда руководителя школы....
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Карева Нина Евгеньевна учитель начальных классов, заместитель директора МБОУ СОШ № 75по УВР
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Карева Нина Евгеньевна учитель начальных классов, заместитель директора по УВР К числу задач, стоящих перед школой, относится разв...
Годовой план работы заместителя директора по УВР МБОУ «Гудермесская СШ №1» на 2015-2016 учебный год
Циклограмма работы заместителя директора поучебно-воспитательной работе МБОУ «Гудермесская СШ №1»на 2015-2016 учебный год. № п/п...
Результаты профессиональной деятельности заместителя директора по внеклассной внешкольной работе, учителя учебного курса "Истоки", "Основы религиозной культуры и светской этики" МБОУ СОШ № 1 город Сургут
Данный материал отражает результаты педагогической и профессиональной деятельности заместителя директора по внеклассной внешкольной работе, учителя учебного курса "Истоки", "Основы религиозной ку...
Выступление на РМО заместителей директоров по ВР на тему "Основные направления организации воспитания и социализации обучающихся в МБОУ «Варьеганская ОСШ"
Выступление на РМО заместителей директоров по ВР на тему "Основные направления организации воспитания и социализации обучающихся в МБОУ «Варьеганская ОСШ"...