«Организация обучения русскому языку учащихся - инофонов в ЦВР «Академический»
статья на тему

Дьячкова Инна Александровна

Выступление на Совете по вопросам межнациональных отношений администрации Калининского района Санкт-Петербурга

31 марта 2015 год

 

«Организация обучения русскому языку учащихся - инофонов в ЦВР «Академический». Опыт работы по данному вопросу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_migranty.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на Совете по вопросам межнациональных отношений администрации Калининского района Санкт-Петербурга

31 марта 2015 год

«Организация обучения русскому языку учащихся - инофонов в ЦВР «Академический»

Заместитель директора по УВР Дьячкова Инна Александровна

В апреле 2012 года в рамках реализации городской программы «Толерантность» в ЦВР «Академический» были открыты курсы для детей мигрантов с целью их  адаптации к жизни в Санкт-Петербурге через систему дополнительного образования.

Люди, приезжают в Санкт-Петербург приносят в нашу жизнь свою культуру, которая воспринимается большинством в обществе как чужеродная и ассоциируется в первую очередь с языковыми, образовательными и бытовыми проблемами. Дети, отличающиеся от большинства по внешности, языку, религии испытывают на себе настороженное отношение к ним как иностранцам. Недостаток уверенности в себе, неумение общаться отстоять свою точку зрения, незнание других культур, порождающее страх, дискомфорт - вот причины нетерпимого отношения детей к культурным отличиям.   Вот почему нашей основной задачей является помощь плавному вхождению  мигрантов в социум и привитие уважения к культуре и традициям России. Продумывая образовательный маршрут  для обучающихся прежде всего мы руководствовались идеей приобщения детей к общему виду деятельности. По этому не случайно были выбраны направления деятельности полностью погружающие ребенка в языковую культуру, историю города и особенности взаимоотношений с окружающими.

Тематический план программы составлен в соответствии с возрастными особенностями обучающихся от 7 до 12 лет.

В комплекс образовательных программ для мигрантов включены два направления деятельности:

  • «Читалочка» (обучение чтению и русской грамматике)
  •  «Чудесный город» (история Санкт-Петербурга)

Особенность программы состоит в том, что вместе с детьми проходят обучение и их родители. Включение в процесс адаптации к новой жизни ребенка родителей способствует лучшему усвоению знаний.

На занятиях создается благоприятный психологический климат для позитивного общения детей, принадлежащих к различным этническим группам. При помощи разнообразных приемов обучения проходит включение детей разных национальностей в совместную познавательную и практическую деятельность проигрываются специально спроектированные ситуации.

За время обучения ребята вместе с родителями побывали на заочной экскурсии по Санкт-Петербургу, стали участниками развивающих занятий среди которых:

  • Город, в котором мы живем
  • Твердыня северных морей
  • Ожерелье площадей
  • Купола над городом

В программу курсов вошли русские традиционные игры, направленные на развитие фантазии, воображения.

В работе с детьми активно используется метод творческих этюдов, который способствует формированию дружеских взаимоотношений друг с другом и  окружающими.

Занятия по обучению чтению и русской грамматике позволяют эффективно решать задачи  связанные с общим развитием ребенка. Проводились консультации для родителей по культуре устного общения в целях социализации в новых условиях жизни

В рамках празднования Дня толерантности была проведена творческая встреча обучающихся по комплексу дополнительных образовательных программ «Толерантность» и воспитанников фольклорного ансамбля «Роднички». Мы создали условия для личностного контакта детей в контексте русской народной музыкальной и игровой культуры

На основании действующего Закона о нахождении мигрантов на территории страны время пребывания детей ограничено и состав контингента не мог быть постоянным. В этих условиях мы находили возможность решать поставленные задачи. В период с 2012 года по 2014 год по программе «Толерантность» в ЦВР «Академический» прошли обучение 46 человек из 5 ОУ района.

По итогам обучения был проведен мониторинг удовлетворенностью реализации образовательной программой среди обучающихся и их родителей. Результаты мониторинга показали, что 100% обучающихся узнают на занятиях много нового и интересного, с радостью идут в ЦВР и хотят, чтобы занятия были продолжены. Родители отметили, что успеваемость детей улучшилась и увеличилась активность в плане участия в мероприятиях на уровне класса и школы.

По итогам реализации программы, 10 учащиеся остались в нашем учреждении и посещают творческие объединения Центра по интересам.

Опыт реализации образовательной программы «Толерантность» показал, что педагогический потенциал учреждений дополнительного образования может быть использован в работе со всеми категориями обучающихся. Благодаря вариативности общеобразовательных программ и высококвалифицированным педагогическим кадрам мы готовы отвечать на новые вызовы времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование стилистико-орфографических умений и навыков в процессе дифференцированного обучения русскому языку учащихся среднего звена

В работе указаны виды дифференцированной помощи учащимся на уроке, структура урока дифференцированного обучения, разнообразные виды заданий по русскому языку  для учащихся среднего звена...

Обучение английскому языку учащихся с ДЦП в условиях образовательной организации

Несмотря на трудности, связанные со здоровьем детей, можно при использовании специальных методов работы достичь определённых положительных успехов даже в обучении такому сложному предмету как иностран...

Роль самостоятельной работы в процессе обучения русскому языку учащихся старших классов с ОВЗ

Описание важности использования самостоятельной работы на уроках русского языка...

Использование потенциала метода полного физического реагирования в процессе обучения русскому языку детей-инофонов

В данной статье анализируется возможность использования в процессе обучения детей-инофонов, не владеющих русским языком, метода полного физического реагирования, применение которого основывается на ак...

Преподавание русского языка обучающимся-инофонам

В XXI веке в России наблюдается усиление миграционных процессов, в связи с чем вопрос адаптации мигрантов в российское общество встает более чем остро, и ответственность за адаптацию детей-мигрантов л...