Лингводидактические основы обучению русскому языку детей - билингвов и детей- инофонов.
презентация к уроку на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Какому русскому мы учим детей, слабо владеющих русским языком: русскому как неродному или русскому как иностранному . С каких позиций изучается русский как иностранный.
Язык, как любой другой сложный меха-низм можно изучать с разных позиций. Нам надо обсудить и в какой-то мере сопостав-лять два из них Первое – как он устроен и действует И второе – как им практически пользоваться .
Традиционная методика преподавания русского языка в школе основным предметом изучения полагает логико-грамматическую систему языка. То есть, в центре внимания учителя и учащихся оказываются готовые знания о языке, предъявляемые для запоминания в виде правил и их объяснений, схем, моделей, образцов, таблиц и т. п.
Основной же целью изучения русского языка как иностранного является не знакомство с ним как лингвистическим феноменом, а утилитарное его усвоение его как орудия общения и выражения мысли.
Основные принципы современного обучения РКИ - Коммуникативность , или практическая направленность - Функциональный подход к отбору и подаче языкового материала - Воздействие на сознательные и подсознательные процессы при изучении языка - Ситуативно-тематическое представление учебного материала - Изучение лексики и морфологии на синтаксической основе - Поэтапно концентрическое или циклическое расположение языкового материала - Рациональный учёт особенностей родного языка учащегося
Коммуникативность или практическая направленность Главная задача этого методического направления – научить участвовать в речевой деятельности, научить добиваться поставленной цели речевыми средствами.
О функциональном подходе к отбору и подаче языкового материала При функциональном подходе все факты языка рассматриваются и оцениваются с точки зрения их естественного места в речи, их важности для передачи и понимания сообщения. Очерёдность изучения отдельных языковых фактов, отбор, группировка и расположение этих фактов определяются их значимостью для непосредственного общения в пределах избранной темы.
Воздействие на сознательные и подсознательные процессы при изучении языка В целом практические навыки общения могут выработаться и существовать в отрыве от теоретического знания. Но в умеренных дозах и нужных пропорциях теория полезна и даже необходима в виде предваряющих, сопутствующих или итоговых пояснений. Интересно заметить, что в методике обучения РКИ часто употребляется слово инструкция, вместо правило, что лишний раз подчёркивает практическую направленность этой методики .
Ситуативно-тематическое представление учебного материала Одно из существенных проявлений коммуникативности – ситуативно-тематическая организация учебного материала. Коммуникативность предполагает такую организацию учебного материала, которая отражала бы специфику функционирования отобранного языкового материала в типичных жизненных ситуациях. Таким образом, следование коммуникативной ориентации заставляет предъявлять и группировать словесный материал языка не по формально-грамматическим, а по функционально-речевым и тематико-ситуативным характеристикам.
Изучение лексики и морфологии на синтаксической основе Коммуникативность , как и подчинённая ей функциональность, проявляется в таком членении языкового материала, которое имитирует применение языка в жизни. Эта имитация сводится, в сущности, к сокращению числа естественно используемых слов и форм, но до такой степени, чтобы выделенный объём был всё-таки достаточен для общения.
Как средство общения язык находит своё материальное выражение в высказывании в тексте. Только в высказывании факт языка становится коммуникативным, а основной единицей, участвующей в организации высказывания, является предложение, оно же и основа членимости этого высказывания. И именно предложение, отвечающее требованиям смысловой, структурной и интонационной законченности, будет единицей обучения в процессе практического овладения языком.
Поэтапно-концентрическое или цикличное расположение учебного материала Для успешного овладения языком процесс усвоения и сам учебный материал должны быть распределены на определённые преемственные стадии, или иначе, по относительно замкнутым циклам – концентрам в рамках полного курса обучения. Отбор и объединение материала в пределах каждого концентра осуществляется по принципу самодостаточности, то есть таким образом, чтобы учащиеся после каждого концентра приобретали достаточно автономные навыки, могли строить высказывания разной сложности, читать тексты различных типов и жанров, воспринимать на слух разнообразно звучащую русскую речь, то есть участвовать в подлинном речевом общении, хотя и в ограниченном круге тем и ситуаций.
Учет родного языка учащихся Умение заранее определить, какие затруднения вызовет у учащихся тот или иной языковой материал, и в связи с этим строить так работу, чтобы предупредить возникновение возможных ошибок, - безусловное правило грамотной методики . Учет родного языка реализуется в продуманной системе упражнений по лексико-грамматическим темам и явлениям, наиболее трудным для учащихся той или иной национальности.
Уровни владения русским языком
Русский язык для наших детей https ://pushkininstitute.ru/learn
Спасибо за внимание! ГБОУ ВЛГ № 1389
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение русскому языку детей - дисграфиков в условиях общеобразовательной школы.
Реферат с двумя приложениями: виды упражнений для дисграфиков, конспект урока , иллюстрирующего работу с дисграфиками....
Взгляд на проблему преподавания русского языка детям-билингвам и детям-инофонам
В статье говорится о проблемах, возникающих у учителя руского языка при работе с детьми-билингвами и детьми-инофонами. В рассуждениях учитель опирается на собственный опыт....
"Обучение русскому языку детей - билингвов в полиэтитческих классах в условиях реализации ФГОС"
quot;Обучение русскому языку детей - билингвов в полиэтитческих классах в условиях реализации ФГОС"...
Презентация "Обучение русскому языку детей-билингвов"
Презентация "Обучение русскому языку детей билингвов"...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Русский язык как иностранный (для детей-инофонов)" 5,6 классы.
Рабочая программа предназначена для работы во внеурочное время с обучающимися, плохо владеющими русским языком. Рассчитана на 2 часа в неделю. Учащиеся прибыли в 5 и 6 классы, русским языком владеют п...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Модель тьюторского сопровождения обучения русскому языку детей – билингвов» (мастер-класс)
Попадая в «чужую» языковую среду, у ребенка могут возникнуть проблемы психологического характера, так как он не может на равных общаться с одноклассниками и плохо понимает изучаемый матери...
Использование потенциала метода полного физического реагирования в процессе обучения русскому языку детей-инофонов
В данной статье анализируется возможность использования в процессе обучения детей-инофонов, не владеющих русским языком, метода полного физического реагирования, применение которого основывается на ак...