Проблема качества образования. Социально-личностный и кадровый подход (Статья + презентация)
статья на тему

Сорокин Александр Александрович

Проблема качества образования с точки зрения кадровой проблемы в современном школьной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

А.А. Сорокин, зам. директора по воспитательной работе

ГОУ СОШ № 543 г. Санкт-Петербурга

Проблема качества образования в современной школе.

Социально-личностный аспект.

     Проблема качества образования является на сегодняшний день одной из самых остро дискутируемых проблем не только в нашей стране, но и за рубежом, причём дискутируемых на всех уровнях от обыденно-кухонного до официально государственного. Правда зачастую она сводится исключительно к проблеме качества знаний, что, на наш взгляд, приводит к некоторому её обеднению и искажению. Конечно, качество знаний достаточно легко проверить с помощь всевозможных инструментов и затем представить в виде таблицы. Вместе с тем, согласно закону «Об образовании РФ» «под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства». Таким образом, знания и их качество составляют хоть и важную, но всё-таки часть общей проблемы современного образования, включающую в себя помимо всего прочего и степень воспитанности, и уровень активности (в том числе гражданской), и степень выраженности сознательной потребности к самосовершенствованию, и т.д. Эта проблема многогранна, всеобъемлюща и не имеет окончательного решения. В этом и состоит её вечная актуальность: неудовлетворённость существующим положением дел и постоянно присутствующая возможность его улучшения. Ситуация в современном российском образовании, стержневым элементом которой является вопрос о его качестве, далека до совершенства. Отсюда настойчивые поиски её улучшения. Таким образом, необходимость модернизации российского образования с целью улучшения его качества в целом (а не только качества знаний), сегодня осознана и на теоретическо-научном и на практическо-государственном уровне. Вместе с тем, на фоне мощной реформы образования, развёрнутой в последние годы нашим государством, как-то на второй план отходят те, кто качество образования обеспечивает. Ведь оно, на наш взгляд, создаётся в результате непосредственного взаимодействия в системе «ученик-учитель». Эти два компонента обеспечивают непосредственное качество, все же остальные факторы влияют на него опосредованно. А готовы ли современные (под этим словом мы понимаем не качественный, а количественный показатель – весь наличествующий педагогический коллектив страны) учителя к подобной модернизации? Даже небольшой социологический опрос (безусловно не претендующий на репрезентативность) позволил выявить в целом негативное отношение учителей к проводимым преобразованиям, причинами которого далеко не всегда явились недостатки самих реформ.  

     Учитель является одновременно и начальным элементом, и смыслообразующим звеном проблемы улучшения качества образования. Попытка взглянуть на эту проблему не сверху, с позиции правительства, а снизу или точнее изнутри, с позиции учителя, возможно, поможет высветить её в новом свете с новыми подходами к её решению. Положение современного учителя в нашей стране представляет собой комплекс проблем (от проблемы социального статуса до слабой методической подготовки молодых и синдрома профессионального выгорания опытных педагогов) не только сугубо педагогического, но и социального, и психологического характера. Но вместе с тем, по нашему глубокому убеждению, большая часть этого комплекса доступна для решения в той или иной степени на всех уровнях от руководителя государства до руководителя конкретного ОУ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Качество образования Кадровый подход А.А. Сорокин, зам. директора по ВР ГОУ СОШ № 543 г. Санкт-Петербурга

Слайд 2

Проблема качества образования Качество знаний Уровень воспитанности Уровень активности (в т.ч. гражданской) Степень выраженности сознательной потребности к самосовершенствованию Система «Учитель – Ученик» создаёт

Слайд 3

Проблема кадрового состава современной школы Высокий средний возраст учителей Слабая подготовка молодых специалистов Низкий уровень мотивации педагогов

Слайд 4

Направления решения проблемы качества образования сквозь призму кадрового подхода в рамках ОУ Создание позитивного образа ОУ Создание системы обучения молодых специалистов Создание системы контроля профессиональной компетенции педагогов Создание системы стимулирования педагогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Введение ФГОС как фактор обеспечения нового качества образования: достижения , проблемы, перспективы"

Задача современной образовательной   системы –    не напичкать ученика  фундаментальными     знаниями   (большинство которых никогда н...

МНОГООБРАЗИЕ ПОДХОДОВ К ПРОБЛЕМЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Необходимость повышения качества образования занимает одно из цент­ральных мест в реформах образования, выступая одновременно целью их про­ведения и критерием эффективности принимаемых мер....

Статья: " «Реализация компетентностного подхода на уроках физики, как условие достижения нового качества образования».

Важнейшим компонентом в стратегии модернизации содержания общего образования России является ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты, т.е....

Федосеева Т.А. Учебно-исследовательская работа школьников: методические проблемы и пути их решения // Актуальные проблемы коммуникативного образования в 21 веке: сборник научных статей по материалам VII Международной научно-практической конференция (28 ап

Федосеева Т.А. Учебно-исследовательская работа школьников: методические проблемы и пути их решения // Актуальные проблемы коммуникативного образования в 21 веке: сборник научных статей по материалам V...

Статья _Новые подходы к оценке качества образования обучающихся: контекст современного урока физической культуры_

В соответствии с ФГОС предъявляются новые требования к результату обучения в целом и в частности по физической культуре.Есть три составляющих для оценивания результативности: метап...

Статья на тему «Комплексный подход к решению проблемы инклюзивного образования»

Инклюзивное образование является наиболее перспективной формой образования для лиц с ограниченными возможностями. Через него происходит включение индивида в более широкое сообщество с целью приобщения...

Презентация проекта "Оценка качества образования на основе системно-деятельностного подхода"

В презентации представлены итоги работы над проектом муниципальной базовой площадки по теме "Оценка качества образования на основе системно-деятельностного подхода"...