Алгоритмы наблюдения психолого-дидактических аспектов урока.
материал на тему

Сорокина Галина Юрьевна

Цель наблюдения, алгоритм наблюдения и рекомендации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Алгоритмы наблюдения психолого-дидактических аспектов урока

Цель: изучить психологическое состояние класса во время контрольной работы.

Алгоритм наблюдения:

1. Изучение деятельности учителя:

•        действия учителя по психологической подготовке обучающихся к контрольной работе (методические приемы, показывающие его веру в знания обучающихся, в их готовность справиться с работой);

•        обоснование контрольной работы, ее содержания и структуры;

•        учет психологического и эмоционального состояния класса на момент начала контрольной работы и в ходе ее выполнения обучающимися;

•        создание "ситуации успеха" на уроке;

•        дифференцированный подход к обучающимся в ходе выполнения ими контрольной работы;

•        комментирование промежуточных и итоговых результатов выполнения работы и поставленных оценок.

2. Изучение психологического состояния обучающихся класса:

•        наличие уверенности в своих знаниях и положительных итогах контрольной работы;

•        психологическая готовность к контрольной работе;

•        эмоциональное состояние и поведение обучающихся во время выполнения работы;

•        адекватность ожиданий итогам контрольной работы, реакция на полученные оценки.

Рекомендации:

•        психологическое состояние может быть изучено не у всех обучающихся класса, а только у отдельной группы. Эта группа определяется заранее в соответствии с целевыми установками, например, может быть выделена группа обучающихся, которые в процессе обучения требуют особого подхода в силу специфических психических особенностей (особенности темперамента, памяти, разный уровень развития учебных способностей и т. п.);

•        наблюдение с данной целевой установкой проводится на серии уроков одного учителя перед контрольной работой, во время и после нее.

Цель: организация на уроке учения с увлечением.

Алгоритм наблюдения:

1. Изучение деятельности учителя:

•        методы и приемы, используемые учителем для создания психологического настроя обучающихся на урок:

–        наличие на уроке установки на успех для всех обучающихся класса;

–        вера учителя в учебные способности ученика, радость от его успеха;

–        живое, интересное изложение нового материала, актуализация изученного материала;

•        поддержание активности обучающихся в ходе всего урока и на отдельных его этапах:

–        умение отметить даже самое маленькое достижение ученика, оценить меру его труда;

–        использование разнообразных форм стимулирования деятельности (вербальных и невербальных оценок);

–        оказание помощи обучающимся по преодолению ими возможных трудностей в усвоении знаний и способов деятельности;

–        использование разнообразных практических заданий и упражнений как способов смены видов деятельности на уроке.

2. Изучение деятельности обучающихся класса:

•        психологический настрой на познавательную деятельность как необходимую и нужную;

•        стремление сделать познавательную деятельность личностно значимой;

•        внимание к словам учителя;

•        радость за удачи других;

•        желание высказаться;

•        охотное и тщательное выполнение практических заданий;

•        наличие интеллектуальной атмосферы в классе.

3. Изучение деятельности обучающихся, которых опрашивает учитель:

•        наличие или отсутствие страха перед вопросами учителя, перед возможной ошибкой;

•        вера в себя, искренность, открытость, желание высказаться;

•        понимание полезности изучаемых знаний, их осознанность;

•        понимание практической направленности изучаемых знаний;

•        реакция ученика на оценку учителем его ответа;

•        стремление и желание понять то, о чем говорит учитель, и запомнить сказанное на уроке.

Рекомендации: изучение познавательной активности через анкетирование обучающихся.

Цель: формирование и развитие мотивов учения.

Алгоритм наблюдения:

1. Изучение деятельности учителя:

•        имеет место предварительная формулировка цели учебного занятия и актуализация значимости нового учебного материала для обучающихся;

•        постановка учебной задачи осуществляется с учетом индивидуальных особенностей учащихся (четкое определение того, чему они должны научиться в ходе урока, какими знаниями, умениями и навыками овладеть);

•        изложение нового материала характеризуется яркостью, образностью, эмоциональностью;

•        на уроке используется жизненный опыт учеников.

2. Изучение деятельности обучающихся:

•        познавательная активность и учебная деятельность;

•        понимание практической значимости изучаемого материала;

•        элементы педагогики сотрудничества;

•        потребность в изучении нового материала.

Рекомендации:

•        изучение структуры мотивов через анкетирование обучающихся;

•        наблюдение за формами работы учителя с обучающимися с низкой учебной мотивацией.

Цель: выявить причины неуспеха в познавательной деятельности обучающихся.

Алгоритм наблюдения:

1. Изучение деятельности учителя. Установить:

•        условия для достижения положительных результатов учения каждым учеником;

•        эмоциональный настрой на уроке;

•        средства формирования интереса к познанию учебного материала у обучающихся с низкими учебными способностями;

•        формы общения учителя с обучающимися с учетом индивидуальности каждого;

•        разнообразие видов деятельности обучающихся с точки зрения их целесообразности;

•        способы оценки ответов учеников с учетом их индивидуальных способностей, выяснить, что и как оценивает учитель;

•        направленность урока на развитие личности обучающегося.

2. Изучение деятельности обучающихся класса:

•        соответствие требований, предъявляемых к учащимся, их реальным возможностям;

•        организация коллективной мыслительной деятельности на уроке;

•        реакция обучающихся на замечания и требования учителя;

•        адекватность оценки знаний обучающихся учителем и самооценки обучающихся.

3. Изучение деятельности конкретного обучающегося:

•        использование индивидуальной формы работы с обучающимся, его отношение к ней;

•        соответствие индивидуальных заданий индивидуальным особенностям обучающегося;

•        оценочная деятельность обучающегося на уроке (анализ и самооценка результатов учебного труда).

Рекомендации:

•        использование развивающих методик: методика развития концентрации и устойчивости внимания, методика развития объема внимания, методика развития осмысления на основе слухового восприятия, методика развития темперамента, методика развития логического и механического запоминания, методика развития долговременной памяти, методика "Графический диктант", методика изучения переключения внимания, методика "Незаконченные предложения", методика развития самооценки;

•        беседа с учителем с целью уточнения трудностей, возникающих у обучающихся в познавательной деятельности и причин, их вызывающих, на основе наблюдения за обучающимися в процессе учебной деятельности; анализа письменных работ; анализа журнала успеваемости. Также можно использовать методики: тест школьной тревожности Филипса, методику Н.Г. Лускановой для выявления мотивации к учению. Диагностика должна осуществляться в самом процессе обучения и проводиться систематически.

Цель: выявить причины сложных отношений учителя с конкретным классом.

Алгоритм наблюдения:

Определить стиль общения учителя с обучающимися, установить:

•        соответствие формы подачи материала уровню развития учебных способностей обучающихся (доступность, эмоциональность, опора на жизненный опыт обучаемых, общение "на равных" в поисках истины);

•        условия для успешного усвоения учебного материала (благоприятный психологический климат в классе, наличие единых требований и их выполнение, мимика и жесты учителя, его внешний вид, тактичность и т. д.);

•        характер взаимоотношений учителя с лидером класса, влияние взаимодействия "учитель – лидер" на атмосферу в классе.

Рекомендации: изучение межличностных отношений педагога с обучающимися через анкетирование.

Цель: изучение причин низкой успеваемости обучающегося по данному предмету.

Алгоритм наблюдения:

1. Определить, не обусловлена ли низкая успеваемость по предмету отношением обучающегося к учителю и учителя к обучающемуся.

2. Изучить требования учителя к обучающемуся.

3. Определить, как изучение других предметов может повлиять на успеваемость по данному предмету.

4. Выяснить, как в ходе урока учитываются индивидуальные особенности обучающегося.

Рекомендации: необходима предварительная беседа с обучающимся по изучению его интересов и склонностей, а также, после посещения урока, – по содержанию полученных аналитических материалов.

Цель: изучение негативных проявлений личности "трудного" обучающегося в учебной деятельности.

Алгоритм наблюдения:

Выявить причины, которые ведут к отклонениям в поведении обучающегося на уроке. В основе этих причин могут быть:

•        отсутствие ориентированности педагогического процесса на работу с данным контингентом обучающихся;

•        межличностные отношения со сверстниками (социальный статус "трудного" обучающегося и т. п.).

Рекомендации: изучение межличностных отношений педагога с обучающимися через анкетирование.

Цель: изучить психологическое состояние обучающегося в новом для него коллективе.

Алгоритм наблюдения.

1. Пронаблюдать взаимоотношения нового ученика с одноклассниками.

2. Изучить особенности группы обучающихся, в которую пришел "новичок".

3. Определить позицию, которую выбрал "новичок" (его готовность принять уже сложившиеся в классе нормы и ценности, стать интересным для окружающих человеком, чье присутствие может обогатить коллектив, человеком, который способен внести изменения, соответствующие его установкам, и т. п.)

4. Выявить условия, которые обеспечат его быструю адаптацию в группе.

5. Пронаблюдать, какие приемы использует учитель в работе с новым учеником. Установить, насколько они эффективны для адаптации обучающегося в новом для него классном коллективе.

Рекомендации: для определения особенностей классного коллектива следует выявить неформальных лидеров и их влияние на психологическую атмосферу класса, характер отношений между обучающимися: наличие "изгоев", кличек и т. п., определить причины данных социально-педагогических явлений.

Данная цель и алгоритм наблюдения используются при посещении серии различных уроков и внеклассных мероприятий, при наблюдении на переменах и при проведении социометрического исследования.

Цель: психологическая адаптация нового ученика в социальной группе.

Алгоритм наблюдения:

1. Особенности процесса реагирования со стороны учителя на "новичка" (игнорирует его, обращает повышенное внимание и т. д.).

2. Как класс воспринимает "новичка"?

3. Как "новичок" подает себя на уроке? (сидит молча, принимает участие в разговоре и работе класса и т. д.).

Рекомендации: можно выделить следующие приемы для создания благоприятной атмосферы по принятию нового ученика: познакомить, выразить радость, надежду на хорошую учебу и хорошие взаимоотношения с обучающимися и т. п. Необходима доброжелательная реакция класса на нового ученика, оказание помощи в создании "новичком" имиджа, соответствующего уровню его притязаний.

Цель: изучить деятельность учителя по психологической адаптации обучающихся, длительное время отсутствовавших на занятиях по болезни.

Алгоритм наблюдения.

1. Установить способы учета отсутствующих на уроке обучающихся для выяснения причин их отсутствия.

2. Проследить, создается ли эмоционально доброжелательная атмосфера для долго отсутствовавшего обучающегося.

3. Выяснить, какие приемы использует учитель для включения данного обучающегося в учебную деятельность.

4. Выяснить, какие методические приемы использует учитель для преодоления отставания в знаниях болевшего (долго отсутствовавшего) обучающегося.

5. Изучить деятельность учителя по предотвращению физической перегрузки болевшего обучающегося.

Рекомендации:

•        применение учителем на уроке дифференцированных индивидуальных заданий с печатной основой, которые освобождают обучающихся от механической работы и позволяют при меньшей затрате времени значительно увеличить объем эффективной самостоятельной работы;

•        контроль учителем хода выполнения заданий, его своевременная помощь в разрешении возникающих у обучающихся затруднений. Причем для обучающихся, длительное время отсутствующих на занятиях по болезни, дифференциация должна проявляться не столько в дифференциации заданий, сколько в мере оказываемой учителем помощи. Он наблюдает за их деятельностью, следит, чтобы они работали с применением правильных приемов, дает советы, задает наводящие вопросы. Обнаружив, что данная категория обучающихся не справляется с заданием, учитель может прервать индивидуальную работу и дать дополнительное разъяснение;

•        индивидуальную работу с обучающимися, длительное время отсутствовавшими на занятиях по болезни, целесообразно проводить на всех этапах урока, при решении различных дидактических задач; для усвоения новых знаний и их закрепления; формирования и закрепления умений и навыков; обобщения и повторения пройденного; контроля; овладения исследовательским методом и т. д. Конечно, проще всего использовать эту форму организации учебной работы обучающихся при закреплении, повторении, организации различных упражнений. Однако она не менее эффективна и при самостоятельном изучении нового материала, особенно при его предварительной домашней проработке.

Цель: изучить влияние урока физической культуры на познавательную активность обучающихся в ходе последующих уроков.

Алгоритм наблюдения:

1. Установить время адаптации обучающихся, вызванное сменой видов деятельности.

2. Определить период урока, соответствующий оптимальной познавательной активности.

3. Выявить обучающихся, которые раньше или позже других включились в активную деятельность на уроке.

Рекомендации: директор, заместитель директора, педагог-психолог могут посетить уроки, которые стоят в расписании после уроков физической культуры, в любых классах. Полученная информация может быть использована диспетчером для корректировки расписания и учителем при планировании учебной деятельности обучающихся на учебных занятиях, проводимых после урока физической культуры.

Цель: изучить возможности урока в работе обучающегося по самоорганизации учебной деятельности.

Алгоритм наблюдения:

1. Установить наличие на уроке ситуаций, способствующих развитию у обучающихся:

•        дисциплинированности и организованности;

•        умения не отвлекаться и успевать за темпом урока;

•        управлять своим вниманием.

2. Определить наличие требований к выполнению домашнего задания обучающимися, их содержание.

3. Выяснить, какие методические приемы, способствующие удовлетворению желания обучающихся знать и уметь больше, использует учитель.

Рекомендации:

•        одним из эффективных средств организации самостоятельной деятельности обучающихся в процессе обучения и выработки умений постоянного обновления знаний являются памятки:

–        памятка-алгоритм, в которой рекомендуется работа алгоритмического характера: все предлагаемые действия довольно жестко фиксированы, их последовательность обязательна;

–        памятка-инструкция, в которой даются вполне конкретные указания о необходимости конкретных действий (шагов), но обучающиеся имеют возможность перестановки одного-двух действий или даже пропуска одного из них;

–        памятка-совет, в которой обучающиеся получают рекомендации о том, при каких условиях то или иное действие (деятельность) осуществляется успешно. Выбрать действия, наиболее подходящие для него лично, – дело самого обучающегося;

–        памятка-показ, в которой доминирует (не по месту, а по значимости) пример выполнения тех или иных действий с соответствующим их контролем;

–        памятка-стимул, доминантой которой является стимулирование обучающихся, раскрытие перспектив их деятельности и т. п.;

•        использование учителем активных форм и методов обучения;

•        анализ работ педагогов и психологов, связанных с оценкой процессов саморегуляции и самоорганизации, показывает, что нередко именно низкий уровень саморегуляции, ее конкретные дефекты лежат в основе неуспеваемости, различных трудностей, возникающих в учебно-познавательной деятельности. В традиционной системе обучения ограничивается именно та внутренняя активность, которая необходима для формирования общей способности к учению. В практике обучения основной школы продолжает сохраняться и преобладать традиционный, репродуктивный, инструктивный характер обучения, лишь частично обращается внимание на формирование отдельных компонентов учебной самостоятельности. Именно поэтому переход от традиционного информационного преподавания к современному развивающему обучению требует поиска и использования личностно-развивающих технологий.

Цель: формирование мотивации совместной учебной деятельности.

Алгоритм наблюдения:

1. Установить способы коллективного решения учебной проблемы, получения конкретных результатов совместного поиска.

2. Изучить организацию обмена операциями между обучающимися с целью получения общего продукта (например, совместный чертеж).

3. Изучить выполнение обучающимися различных функций на уроке, обмен функциями (например, взаимопроверка тетрадей).

4. Выяснить, какие учитель создает условия для творческой формы взаимодействия, при которой происходит обмен позициями (например, взаимопроверка творческих работ, сочинений, рисунков, стихотворений и т. д.).

Рекомендации: организация работы обучающихся в мини-группах, в коллективе.

Цель: активизация учебной деятельности обучающихся на уроке.

Алгоритм наблюдения:

1. Изучить приемы, обеспечивающие осознанность использования на практике изучаемого материала.

2. Установить степень заинтересованности обучающихся в процессе и в результатах своего труда.

3. Выявить желание обучающихся самостоятельно и творчески взаимодействовать друг с другом в учебно-познавательной деятельности.

Рекомендации: использование различных приемов стимулирования активной учебной деятельности на уроке.

Цель: развитие мышления обучающихся на уроке.

Алгоритм наблюдения:

1. Установить, развитие какого типа мышления (логическое, пространственное, конструктивное и т. д.) доминирует на уроке?

2. Выявить виды деятельности обучающихся на уроке, способствующие развитию мышления.

3. Изучить корректность постановки целей и задач обучения для развития мышления обучающихся.

4. Изучить учет возрастных особенностей обучающихся для развития их интеллекта при обучении.

5. Изучить эффективность использования ТСО и ИКТ с целью развития мышления обучающихся на уроке.

Рекомендации:

•        соотношение репродуктивных форм обучения с проблемными ситуациями;

•        использование учителем дифференцированного подхода в обучении учащихся с разным уровнем мышления.

Цель: развитие мышления обучающихся в процессе их самостоятельной работы с книгой, учебником и справочной литературой.

Алгоритм наблюдения:

1. Изучить организацию работы обучающихся с учебной литературой на уроке.

2. Изучить методические приемы по развитию у обучающихся навыков работы с учебной литературой (оказание помощи обучающимся, обучение самоконтролю и методам проверки результатов работы с учебной литературой).

3. Выявить степень формирования у обучающихся уверенности при самостоятельной работе с учебной литературой. Установить наличие положительного (поощрение) и отрицательного (наказание) подкрепления деятельности обучающихся или его отсутствие (нулевое внимание).

4. Развитие общеучебных умений у обучающихся при использовании учебной литературы:

•        делать выводы по прочитанному;

•        анализировать прочитанное;

•        использовать на практике информацию из учебной литературы;

•        интегрировать и синтезировать прочитанный материал.

5. Выявить эффективность использования методов, побуждающих обучающихся использовать учебную литературу в познавательной деятельности:

•        создание соответствующих проблемных ситуаций;

•        наличие поисковых задач и специальных заданий, при решении которых необходимо использовать учебную литературу.

Рекомендации:

•        критерием сформированности мышления может служить система умений, включающая в себя умения:

–        работать с текстом и справочным материалом;

–        извлекать знания об опытах, явлениях, устройствах и т. д.;

–        углублять знание в процессе работы с рисунками, графиками, схемами и таблицами;

–        применять знания при решении различных задач;

•        наиболее важным при работе с учебником является понимание текста. В основе понимания лежат: знание слов; понимание смысла предложения; установление связи между смысловыми частями текста;

•        основной прием обучения осмыслению учебного текста – это постановка обучающимся перед собой вопроса и нахождение ответа на него;

•        для достижения желаемого результата необходимо, чтобы самостоятельная работа с учебником проходила под руководством и контролем учителя и носила систематический и целенаправленный характер. Задача учителя заключается в том, чтобы выделить учебные объекты анализа, выявить структуру и содержание деятельности, определить степень помощи в проведении обучающимися анализа.

Цель: выработка навыков выразительного чтения произведений (поэзия, проза, деловая речь).

Алгоритм наблюдения (I вариант):

1. Оформление класса и доски для работы над произведением.

2. Создание эмоционального настроя.

3. Отношение учеников к произведению.

4. Отработка навыков выразительного чтения у обучающихся.

Алгоритм наблюдения (II вариант):

1. Владение учителя искусством монологической речи, актерского мастерства.

2. Приемы обучения детей навыкам сценического мастерства.

3. Владение ситуацией в классе:

•        поддержка, одобрение;

•        личный пример (например, взять на себя роль рассказчика или ту роль, которую никто не хочет брать);

•        выявление тех, кто стеснителен, помощь им, предупреждение возможных насмешек товарищей;

•        меняя роли, привлекать как можно больше учащихся.

4. Опрос учеников по материалу одного или нескольких уроков. Выяснить:

•        что понравилось и почему;

•        обосновать ответ на вопрос: "Будем ли еще играть?" (Не случайно лучше называть этот процесс игрой: так легче вовлечь всех и снять напряженность);

•        форма выражения благодарности классу и отдельным обучающимся со стороны учителя;

•        положительные отметки и их комментарий.

Рекомендации: предполагается, что на уроке имеет место чтение и заучивание по ролям каких-либо произведений. Наблюдение урока с этой целью и по соответствующей программе позволяет увидеть, как у обучающегося вырабатываются навыки общения, владения ситуацией, подачи своих знаний и достижений вербальным путем. Эти уроки – своего рода тренинг по отработке навыков общения, которые важны для развития личности в целом.

Цель: активизация процесса обучения слабоуспевающих обучающихся.

Алгоритм наблюдения:

1. Выявить, какие методические приемы работы со слабоуспевающим обучающимся использует учитель:

•        опора на хобби и досуговые увлечения обучающегося (что позволяет пробудить интерес к учителю сначала как к личности, а через него – к предмету);

•        моральная поддержка;

•        вера в его успех, в его возможности, если даже сам ученик в них не верит;

•        невербальные коммуникации (например, прикосновение, похлопывание по плечу, просмотр тетради и удовлетворенный кивок, указание на ошибки незаметно от других ребят), т. е. установка некоего "воздушного мостика" для понимания друг друга;

•        вовлечение обучающихся в совместную коллективную творческую деятельность.

2. Установить степень контроля деятельности обучающихся на уроке:

•        наличие контроля выполнения задания каждым обучающимся;

•        проявление достаточной твердости и настойчивости в выполнении требований к устным ответам и письменным работам;

•        наличие согласованности действий учителя и обучающихся в оценке ответов (например, во время фронтальных опросов спрашивать совета у учеников: "Ты как считаешь?", "Правильно мы поступаем, делая так…?", "Почему так, или надо по-другому?" и т. д.);

•        наличие дополнительных заданий по предыдущему материалу, необходимых для усвоения нового;

•        оказание помощи и психологической поддержки обучающемуся при малейшем его смущении (например, продолжить фразу, закончить ее, подсказать нужное слово и т. д.).

Рекомендации:

•        применение учителем методов и форм работы при опросе и подаче нового материала, ориентированных на слабоуспевающего обучающегося;

•        дать обучающемуся почувствовать уверенность в своих силах. Следует наладить контроль со стороны родителей через проявление их заинтересованности в этом предмете;

•        педагогами-психологами данная цель наблюдения используется при выявлении условий достижения успеха слабоуспевающими учащимися. Их отставание по предмету часто связано с внешними признаками, которыми могут быть семейные неурядицы, насмешки товарищей или физическое несовершенство и т. д. Задача наблюдения и анализа в этом случае заключается в выявлении уровня не столько знаний ребенка, сколько условий его психологического комфорта в школе и дома.

Цель: изучение эмоциональной комфортности общения на уроке.

Алгоритм наблюдения:

1. Выявить индивидуальные особенности учителя, способствующие созданию положительного эмоционального фона на уроке:

•        умение отследить эмоциональное состояние каждого обучающегося;

•        соотнесение эмоционального состояния ребенка на уроке с его обычным состоянием;

•        использование разнообразных средств для выравнивания общего эмоционального фона в классе;

•        способность к эмоциональной подаче учебного материала.

2. Изучить эмоциональную мобильность обучающихся:

•        способность обучающихся откликаться на эмоциональные предложения, возникающие на уроке;

•        эмоциональный настрой обучающихся на учителя.

3. Влияние неформального лидера в классе на общий эмоциональный фон урока (выявление его эмоциональной подвижности и настроя на работу на уроке).

Рекомендации:

•        наличие или отсутствие эмоциональной комфортности на уроках оказывает влияние на состояние психики обучающегося, на его желание учиться, а в итоге – на его успеваемость;

•        постановка учебных и воспитательных задач требует от учителя изобретательности и разработки не только количественных, но и качественных критериев оценки их решения, большего эмоционального напряжения при проведении урока, поиска технологических приемов для создания максимально комфортного для обучающихся эмоционального фона учебного занятия. Именно здесь проверяется профессиональная пригодность педагога;

•        для того, чтобы добиться эмоциональной комфортности на уроке, необходимо:

–        использовать частую смену видов учебной деятельности на уроке (опрос обучающихся, письмо, слушание, чтение, рассказ, просмотр наглядных материалов, работа с компьютером, ответы на вопросы, решение примеров и задач, рисование, работа с интерактивной доской (норма: 4–7 видов деятельности за урок);

–        использовать не менее трех видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, групповая работа, парная работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа), чередуя их через каждые 10–15 мин;

–        использовать методы, способствующие активизации и творческому самовыражению самих обучающихся;

–        проводить динамические паузы или минуты релаксации;

–        стимулировать внутреннюю мотивацию – стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изученному материалу, удовольствие от полученных знаний;

–        поддерживать у обучающихся веру в собственные силы для достижения желаемых результатов в учебе;

–        создавать ситуацию успеха на уроке (необходимо постоянное поощрение интеллектуальных способностей обучающихся);

–        справедливо оценивать ответы обучающихся (использовать вариативную систему оценивания: за один урок ставить оценку за каждый вид деятельности, суммируя их в конце урока; тогда понятие "двойка" просто исчезнет).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-дидактические характеристики,обеспечивающие личностно-ориентированную направленность современного урока

В статье в развернутов виде представлены психолого-дидактические характеристики,обеспечивающие личностно-ориентированную направленность   современных уроков независимо от преподаваемого ...

Психологический аспект урока английского языка

Эффективность учебного процесса во многом определяется психологическим компонентом урока, умением учителя организовать совместное педагогическое общение  с учащимися.Важной функцией такого ...

Проект урока в рамках семинара «Коррекционно-развивающий аспект урока» по теме “Изготовление декоративной табуретки”

Во вспомогательной коррекционной школе трудовое образование школьников приобретает поистине первостепенное значение. На этапе инновационных изменений возникает потребность в корректировке традиц...

Воспитательный аспект урока информатики как средство формирования смысложизненных ориентаций школьников

Программа проводимой исследовательской деятельности, целью которой является выявление форм и методов воспитательного воздействия, способствующих формированию смысложизненных ориентаций школьнико...

"Развивающие аспекты урока"

Материал в помощь учителю физической культуры при разработке современной структуры уроков....

Физический эксперимент как валеологический аспект урока

Иногда новое – это хорошо забытое старое. Когда-то много-много лет назад существовала обязательная производственная гимнастика. К ней относились чаще всего со смехом, и у всех она осталась в вос...

Открытый урок в 7 классе в рамках семинара "Воспитательный аспект урока"

В архиве содержится подробный план урока, учебная карта для учащегося, презентация к уроку....