Воспитательное пространство Активной Школы
статья на тему

                                                

                           

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatelnoe_prostranstvo_aktivnoy_shkoly.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательное  пространство Активной Школы

Каждый год сто первоклассников  переступают порог нашей школы. И каждый год  мы берем на себя миссию по разработке ста маршрутов, по которым будут идти эти новые «граждане» нашей школы – наши дети.

С  момента зачисления ребёнка в школу  любое учебное заведение призвано вооружать детей  определённой системой знаний и умений,  приобщать его к культуре, готовить к самостоятельной общественно значимой деятельности, к продолжению образования. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» определила  задачи по формированию российской идентичности, формированию у подрастающего поколения ценностного отношения к миру, к культуре, окружающей среде как приоритетные. Именно школа должна помочь ребёнку  осознать себя в этом мире,  развивать своё «Я», искать и находить свое место среди других людей.

Как руководителю мне стало очевидно, что  маршруты наших детей нужно прокладывать не хаотично, не на неподготовленном поле, а в особо  организованном пространстве жизнедеятельности, сформированном нами -  педагогически подготовленными взрослыми. Перед своей управленческой командой я поставила очень глобальную по замыслу, но детально продуманную задачу: сформировать профессиональное сознание педагогической команды единомышленников, максимально использовав ресурс деятельностного подхода в работе с учащимися и родителями.    

В 2012 году школа становится базовой площадкой Института повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования Тульской области по построению гуманистической воспитательной системы. В программе развития «Школа 20 — Активная Школа» за системообразующую нами была взята Активность. Под Активностью мы понимаем  не только качество личности, но и личностно значимые деятельности в  форме самовыражения, самоутверждения, деятельности направленные на преобразование окружающего мира.

Данная позиция очень хорошо коррелируется с Федеральным государственным образовательным стандартом, в основе которого лежит деятельностный подход. Главная концептуальная идея - активная деятельность всех субъектов образовательного процесса – Активный ученик, Активный учитель, Активный родитель. Именно под такими названиями в 2013 году в школе прошли три педагогических совета, на которых основываясь на теоретических материалах  и практических разработках создана модель Активной школы.

Моё глубокое убеждение, что процесс создания воспитательного пространства будет эффективен при условии активной позиции самих детей в создании и освоении такого пространства.  Каким я вижу ученика школы 20? Во-первых, он ценен как индивидуальность. Во-вторых, каждый наш ребёнок  -  не только объект и результат педагогических воздействий взрослых, но и субъект собственного развития, ибо ему свойственны процессы самовыражения и самоутверждения, самовоспитания и самообразования, саморегулировки поведения.

Сегодня как никогда возрастает роль педагогов – профессионалов, которые осознанно принимают на себя ответственность за успешность процесса развития ребёнка. В основе деятельности педагога  лежит идея абсолютной ценности детства, а в основе взаимоотношений педагога и ребёнка как полноправного субъекта этих отношений – интересы и потребности ребёнка. «Детство – это уникальный период жизни, когда человек  «с одной стороны, наиболее предрасположен к интенсивному физическому, психическому, социальному развитию, а с другой стороны не может его осуществлять самостоятельно, без помощи «воспитывающих» взрослых» (И.Д.Демакова). И в первую очередь – «воспитывающий взрослый» - это педагог постоянно осуществляющий ценностное самоопределение, и способный организовать и поддержать самоопределение детей, иными словами, педагог с позицией воспитателя. «Педагог как методист, педагог как дидакт, педагог как психолог сегодня и впредь ничего не стоят без педагога как воспитателя» (А.И.Григорьева).

В наше время ни у кого не возникает сомнения, что семья – это полноправный субъект образовательного пространство школы. Для нас родительский ресурс – это не  материальный ресурс, это ресурс  интеллектуальный, социальный, культурно – образовательный, профессиональный, трудовой. В основе взаимодействия семьи и школы лежит актуализация имеющегося в семье и школе позитивного воспитательного потенциала, установление социального партнёрства, а само взаимодействие опирается на принципы открытости, добровольности, взаимной ответственности, партнёрства и равноправия.

В результате большого блока теоретических и методологических семинаров, педагогических чтений  с работающими учителями, изучив работы ученых, педагогов-практиков Л.И.Новиковой, В.А.Караковского, С.Д.Полякова, Н.Б.Крыловой, И.Д.Демаковой мы сформулировали для себя, что такое пространство школы и  каким должно быть пространство нашей школы 20. Это «разумно организованное общество», «пространство повседневной жизни учащихся», «в этом пространстве развертывается суверенная деятельность самого ребёнка и его взаимодействие с детьми и взрослыми», «в этом  пространстве ребёнок находится вместе с теми, кто его учит и воспитывает — своими педагогами», «воспитательное пространство как результат деятельности, причем деятельности созидательной, интегрирующей».

Наше пространство - это воспитательное пространство,  в основе которого нормы равноправного взаимодействия ребёнка и взрослого, принципы интерактивности, приоритетного выбора, инициативы и интереса ребёнка. Именно в таком пространстве  создаются условия для саморазвития ребёнка, проявления его выбора, инициативы, активности, самоопределения, внутреннего роста.  Такое пространство не сложится само собой.  Такое пространство  может быть только результатом совместных усилий педагогов, школьников и их родителей.  

Необходимо было научить и педагогов, и учеников, и родителей конкретизировать стоящие перед школой цели, переводить их в ранг практических задач и осуществлять их в процессе совместной деятельности. Совместная деятельность детско-взрослой общности  является важнейшим компонентом воспитательного пространства школы и проявляется через «погружение» детей в те или иные жизненные ситуации, через включение их в выбор тех или иных адаптационных стратегий, связанных с предстоящими в их жизни событиями. Такой совместной деятельностью взрослых и детей стали детско-взрослые социальные проекты. «Проект – это комплексная деятельность временного коллектива специалистов в условиях активного взаимодействия с внешней средой, направленная на выполнение четко обозначенной цели и получение конкретного результата (изменения) в заданный промежуток времени с использованием ограниченных ресурсов» (А.М.Моисеев). Определяя проектную деятельность как одну из ведущих,  мы сформулировали три принципиальные позиции. Во-первых: проект должен быть реальным делом, интересным детям. Во-вторых, чтобы и дети,  и взрослые отошли от своих ролей: учитель-ученик, а примерили на себя новые: авторы, генераторы идей, организаторы, реализаторы, исполнители. И в третьих - возглавить проектную деятельность должны не просто классные руководители, учителя-предметники, а учителя с позицией воспитателя, признающие самоценность детства. В 2012 учебном году школу объединяла одна общая идея - детско-взрослые социальные проекты. Стартовали 8 проектов под общим девизом «Мы сделали это!». Были определены сроки, этапы, даты промежуточных экспертиз. Каждая группа (коллектив, созданный на временной основе) определила актуальность своего проекта, цели и задачи, финансовое обоснование проекта, ожидаемый результат и эффективность. В  проектной деятельности были определены социальные партнёры и ведущая роль здесь отводилась родителям.  Все наши проекты были направлены на выявление и решение конкретных проблем. Внешними аудиторами наших проектов были глава муниципального образования город Новомосковск, заместитель главы муниципального образования город Новомосковск, председатель комитета по образованию и науке, директора школ города. На этих встречах ребята защищали свои проекты, отвечали на вопросы, продумывали как решать поставленные  задачи. Стоит отметить, что если на старте участников проектов (учеников) было 30 человек, то в мае (на закрытии проектов) – больше 150, и все  проектные группы были разновозрастные. В ходе работы над проектами наши ребята посетили выставочный зал, багетную мастерскую, отдел архитектуры, городскую теплосеть, Зеленстрой, рекламные агентства, учреждения культуры и спорта города. В результате совместной деятельности детей и взрослых был создан продукт - в школе появилась картинная галерея учеников школы, посещающих художественную школу, банерами оформлены лестничные марши, создан зимний сад и книга, посвященная городу Новомосковску, оформлены цветочные клумбы. Ребята получили опыт взаимоотношений со взрослыми, с властью. Научились видеть проблемные зоны, ставить конкретные цели, просчитывать риски, доводить начатое до конца.

Весь этот опыт пригодился нам при участии  в Региональном социально-педагогическом проекте «Пространство детства: современность и будущее». Своему проекту мы дали название «Город, который строим Мы!». Расширился спектр проектов (10 проектов было реализовано) и  наших социальных партнёров (в частности органы местного самоуправления приняли самое активное участие), а внешней экспертизе наши проекты подверглись на Координационном совете, на котором присутствовали начальник инспекции по надзору и контролю в сфере образования Тульской области, уполномоченный по правам ребёнка Тульской области, депутат Областной Думы, директора школ области,  и на первой Всероссийской научно-практической конференции. Цель, которую мы для себя поставили, а именно создание условий для развития ребенка в интересах его личностного роста, позитивной и успешной социализации в обществе посредством реализации детско-взрослых социальных проектов, была нами достигнута. Нам так же удалось реализовать   задачи,  прописанные  в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации (2015-2025 гг.) и в «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы».

 Но самое главное - все проекты были реализованы!

В процессе совместной созидательной, интегрирующей деятельности детей, учителей и родителей формировался  образ жизни  нашей школы, а в целом позитивная  репутация, имидж и доброе имя нашего учреждения в городе Новомосковске. Через сопричастность к своей школе, к своему городу и формируется гражданская идентичность.

Мы реализовали идеи, простимулировали инновационную активность всех субъектов, приобрели проектный опыт. А все это обеспечило развитие воспитательного пространства школы, пространства в котором сохраняется  суверенная деятельность самого ребёнка при тесном взаимодействии со взрослыми, пространства - где ребёнок находится вместе с теми, кто его учит и воспитывает — своими педагогами.

А что получили дети? 300 учеников приобрели  опыт социального проектирования, опыт взаимодействия с органами местного самоуправления, общественными организациями, учителями, учениками,  научились самостоятельно  «добывать»  информацию, приняли личное  участие в улучшении жизни школы,  истории создания своего микрорайона и города.

Вот такое наше пространство 20 школы – воспитательное пространство, пространство детства. «…детство – это не время, а место, и его для ребёнка нужно обустраивать чтобы потом, когда его будут клевать и гнать разные гуси-лебеди, ему было куда приткнуться…» (И.Кабыш)

Каждый год 100 выпускников школы покидают стены своей 20 школы, свое пространство. Они уходят в другую, взрослую жизнь,  с определённым багажом знаний, социальных и ценностных установок, жизненных принципов и ориентиров. Но каждый из них должен быть уверен, что  ему есть куда вернуться…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие МОУ – СОШ №1 р.п. Степное в соответствии спринципами общественно - активной школы

В статье говориться отом, что в настоящее время очень важно,чтобы шкогл развивалась сотрудничая со всеми социальными учреждениями, чтобы ученики получали опыт социальной практики, общения ....

Развитие МОУ-СОШ№1 в соответствии с принципами общественно- активной школы

В статье говориться о том, что в настоящее время очень важно,чтобы школа развивалась сотрудничая со всеми социальными учреждениями, чтобы ученики получали опыт социальной практики, общения, взаимодейс...

"Весёлые старты" для учащихся 5-8 классов в рамках проекта "Общественно-активные школы России: перспектива"

Положение о соревнованияхСоревнования проводятся в целях укрепления здоровья подрастающего поколения, привлечения учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом....

Презентация лучших исследовательских работ учащихся на региональном семинаре «Общественно активная школа»

Мы хотим рассказать вам  о некоторых исследованиях наших учащихся. Мы представляем только социально ориентированные проекты, это связано с темой семинара...

Социальная активность школы, педагога, обучающегося

Социальная активность школы, педагога, обучающегося. Программа волонтерского движения...