Использование ИКТ технологий для достижения метапредметных результатов в свете требований ФГОС ООО
статья по теме
В наши дни современная школа должна готовить выпускников к жизни в информационном обществе, в котором главными продуктами производства являются информация и знания. Одна из первых задач, которую мы должны решить, заключается в создании таких условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование и развитие ИКТ-компетентности учащихся на уровне основного общего образования
В наши дни современная школа должна готовить выпускников к жизни в информационном обществе, в котором главными продуктами производства являются информация и знания. Одна из первых задач, которую мы должны решить, заключается в создании таких условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Отличительной чертой разрабатываемых сегодня образовательных стандартов является новый подход к формированию содержания и оценке результатов обучения на основе принципа: от «знаю и умею» — к «знаю, умею и умею применять на практике».
Именно такие умения, как способность применять полученные знания на практике, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении, брать на себя ответственность при решении возникающих проблем — составляют основу понятия «компетентность».
ИКТ-грамотность — это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления ею, её интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе.
Под ИКТ-компетентностью подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщённых познавательных, этических и технических навыков.
Под «уверенным владением» следует, прежде всего, понимать умение применять навыки ИКТ-грамотности в решении разного рода практических информационных задач. С решением информационных задач мы сталкиваемся в жизни на каждом шагу: когда делаем покупки, бронируем гостиницы, выбираем лекарства, пишем статью и т.д., и т.п. В процессе решения задачи каждый из нас проходит определённые этапы работы с информацией.
Этапы работы с информацией:
- определение информации — способность использовать инструменты ИКТ для идентификации и соответствующего представления необходимой информации;
- доступ к информации — умение собирать и/или извлекать информацию;
- управление информацией — умение применять существующую схему организации или классификации;
- интегрирование информации – умение интерпретировать и представлять информацию. Сюда входит обобщение, сравнение и противопоставление данных;
- оценивание информации – умение выносить суждение о качестве, важности, полезности или эффективности информации;
- создание информации – умение генерировать информацию, адаптируя, применяя, проектируя, изобретая или разрабатывая ее;
- сообщение информации — способность должным образом передавать информацию в среде ИКТ. Сюда входит способность направлять электронную информацию определенной аудитории и передавать знания в соответствующем направлении.
Соответственно можно сказать что ИКТ-компетентность – это умение использовать средства ИКТ на каждом этапе обработки информации. Но для начала естественно надо сформировать у учащихся умения работать с аппаратными и программными средствами ИКТ.
Начальные технические умения формируются в начальной школе. В частности, именно там учащиеся получают общие представления об устройстве и принципах работы средств ИКТ, технике безопасности, эргономике. В дальнейшем эти знания постоянно углубляются и систематизируются как на уроках информатики и ИКТ, так и на других предметах. Эти знания и умения и позволяют учащимся активно использовать средства ИКТ для следующего этапа развития ИКТ-компетентности – обработки информации. Общий принцип формирования ИКТ-компетентности состоит в том, что конкретные технологические умения и навыки и универсальные учебные действия формируются в ходе их применения, осмысленного с точки зрения учебных задач, стоящих перед учащимся в различных предметах.
В настоящее время существует большое количество ИКТ позволяющих развивать ИКТ-компетентности учащихся. Это и начавшие в последнее время широко использоваться учителями в урочной и внеурочной деятельности сервисы google, блоги и т.д. Однако и классическое создание учащимися рефератов или презентаций к уроку или в рамках внеурочной деятельности позволяют формировать у учащихся все основные ИКТ-компетентности. При этом, по сути, неважно по какому предмету будет данный реферат, так как в любом случае при его создании будут развиваться основные ИКТ-компетентности учащегося.
ИКТ-компетентности | Развиваемые навыки | Действия учащихся |
Определение |
| Интерпретируют и детализируют задание учителя. |
Доступ (поиск) |
| Используя программу поиска, находят сайты со статьями по заданной тематике. |
Управление |
| Оценивают сайты и выделяют те, из которых можно получить необходимую информацию. |
Интеграция |
| В отобранных статьях находят необходимую информацию. |
Оценка |
| Сравнивают информацию из разных статей, выделяют разные аспекты данной темы. |
Создание |
| Создают текстовый документ или презентацию. |
Сообщение (передача) |
| Представляют/защищают свой реферата. |
Таким образом, формирование ИКТ-компетентности обучающихся должно происходить в рамках системно-деятельностного подхода, в процессе изучения всех без исключения предметов учебного плана. Вынесение формирования ИКТ-компетентности в программу формирования УУД позволяет образовательному учреждению и учителю формировать соответствующие позиции планируемых результатов, помогает с учетом специфики каждого учебного предмета избежать дублирования при освоении разных умений.
При этом формирование у школьников ИКТ-компетентности требует от учителей использования специальных методов и приемов:
- в первую очередь учитель должен быть настроен на формирование этой компетентности (помнить о ней всегда);
- потребуется изменение дидактических целей типовых заданий (целей будет как минимум две: изучение конкретного учебного материала и формирование ИКТ-компетентности);
- формированию ИКТ-компетентности помогает использование активных методов обучения (групповая или командная работа, деловые и ролевые игры и т.д.).
На сегодняшний момент для каждого учителя важно понять, что входит в ИКТ–компетентность, проанализировать, какие учебные задачи можно модифицировать так, чтобы косвенно они работали на выработку навыков, составляющих ИКТ–компетентность.
Литература
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.Просвещение, 2011.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. - М.Просвещение, 2011.
- Агапова Н. В. - Перспективы развития новых технологий обучения. – М.: ТК Велби, 2005 – 247 с.
- Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М: Омега - Л, 2004. - 215 с
- WEB сервисы для образования https://sites.google.com/site/badanovweb2/home
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/18/picture-798447-1466227436.jpg)
Методы достижения метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС
Создание инновационной образовательной среды, способствующей формированию совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», научить быть готовым к усло...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/09/picture-847056-1478678092.jpg)
Доклад на тему: "Управление процессом формирования УУД согласно требованиям ФГОС ООО. Методы достижения метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС ООО" педсовет № 2 2015 г.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД «универсальных учебных действий», которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/27/picture-27459-1361985522.jpg)
Виртуальная экскурсия как средство достижения метапредметных результатов обучения в рамках ФГОС ООО
Актуальность этой работы состоит в том, что решаются проблемы достижения метапредметных результатов обучения через создание грамотно составленной и оформленной ВЭ....
Методы достижения метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС на уроках химии
Сегодня школа должна быть ориентирована на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/24/picture-169179-1461497837.jpg)
Пути достижения метапредметных результатов обучающихся при реализации ФГОС НОО и ООО
Пути достижения метапредметных результатов обучающихся при реализации ФГОС НОО и ООО...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/06/picture-1266259-1599368938.jpg)
Практика использования проектной деятельности для достижения метапредметных результатов
В статье представлен опыт использования проектной деятельности для достижения метапредметных результатов...
Методы достижения метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС
О методах достижения метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС...