Мониторинг как средство управления качеством образовательных результатов (из опыта работы педагогов МБОУ СОШ№3 г. Азова Ростовской области)
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Статья посвящена мониторингу качества обученности учащихся, осваивающих учебные программы по стандартам второго поколения в основной школе. В статье описаны все виды мониторинга в МБОУ СОШ№3 города Азова.Мониторинг здоровья обучающихся много лет ведется в нашей школе. Отслеживается динамика заболеваний обучающихся по годам обучения, анализируются причины, принимаются меры по их устранению.В школе проводится мониторинг освоения учебного материала по ФГОС второго поколения каждым ребенком в зоне его ближайшего развития по всем учебным модулям каждого предмета, а также по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. В таблице указаны: фамилия и имя обучающегося, уровень освоения темы, рекомендации учителя, выполнение рекомендаций, причины невыполнения рекомендаций, роспись родителей. С этой информацией родители знакомятся на родительских собраниях.В школе был проведен мониторинг среди выпускников школ. Цель мониторинга – получение информации и профессиональном образовании выпускников, их достижениях.Система мониторинга, сложившаяся в нашей школе, дает информацию не только об эффективности образовательного процесса, но и о творческом потенциале личности каждого учащегося. Результаты мониторинга доказывают его практическую значимость, так как позволяют администрации школы своевременно получать информацию о качестве образовательного процесса, сравнивая полученные показатели с прогнозируемыми, создавать условия для мониторинга качества обучения и управляемого развития школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_monitoringe.docx73.54 КБ

Предварительный просмотр:

Мониторинг как средство управления качеством образовательных результатов (из опыта работы педагогов МБОУ СОШ№3 г. Азова Ростовской области)

МБОУ СОШ№3 много лет работает над проблемой повышения качества знаний обучающихся и ведет мониторинг качества обучения в быстро меняющихся внешних и внутренних условиях с 1994 года. Опыт работы в этой области администрация школы распространяла через городские семинары.

В век компьютеризации мониторинг позволяет накапливать, обрабатывать и создавать банк данных на ученика (портфолио ученика), класс, учителя, школу. А поскольку сейчас задача школы – дать образование высокого качества (прочные, системные знания и умения), то мониторинг направлен на создание паспорта ученика, где фиксируются действия по повышению качества знаний.

В настоящее время созданная система мониторинга в нашей школе позволяет следить за качеством работы учителя и школы в целом, а заполнение электронного журнала, портфолио школы, сайта школы  позволяет создать портфолио учителя, которое является одним из главных критериев оценки деятельности при прохождении аттестации учителя.

Введение новых стандартов образования является определяющим фактором работы нашей школы.

МБОУ СОШ № 3 является первой школой в городе, внедряющей ФГОС-2 в классы средней ступени, и 2014 – 2015 году стандарты второго поколения введены в седьмых классах. Стандарты позволяют повысить мотивацию школьников к обучению, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, являются фундаментом социализации личности, основой нравственного поведения, здорового образа жизни. Деятельность каждого учителя направлена на отработку этих стандартов при изучении каждого предмета. Именно для объективной оценки деятельности учителя, школы и качества образования учащихся введены экзамены, а в нашей школе еще и переводные экзамены в 8 и 10 классах.

Деятельность нашей школы, ее рейтинг в микрорайоне и в городе, зависят напрямую от качества образования учащихся, которое контролируется у нас через разработку:

– системы внутреннего мониторинга, который позволяет  оценить каждого ребенка,

– контрольно-измерительных материалов качества урока в методических объединениях,

– тестов по темам с независимой комиссией, которая  состоит из учителя-предметника и родителей,

– внутришкольного положения о системе мониторинга качества знаний в школе,

– системы психологического мониторинга в школе, с привлечением учителей и родителей,

–системы комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Главным условием повышения эффективности здоровьесбережения  является социальный заказ государства. Общество и государство предъявляют системе образования социальный заказ на здоровую личность. Мониторинг здоровья обучающихся много лет ведется в нашей школе. Отслеживается динамика заболеваний обучающихся по годам обучения, анализируются причины, принимаются меры по их устранению.

Работа по сохранению и укреплению здоровья в школе состоит из следующих блоков:

1. Создание гигиенически полноценной среды обитания, внутришкольной среды, которая определяется благоустройством и санитарным состоянием, комплектованием медицинских, педагогических и дополнительных кадров для решения проблем по сохранению и укреплению здоровья.

 2. Рациональная организация учебного процесса. Соблюдение физиолого-гигиенических требований к условиям обучения. Использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям учащихся.

3. Организация двигательного режима и физкультурно-оздоровительной работы.

4. Организация работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни. Просветительская и воспитательная работа с учащимися.

Результаты мониторинга здоровья обучающихся по годам представлен в таблице 1.

Таблица 1. Результаты мониторинга

Диагноз

2012

2013

2014

1

Новообразования

1

3

2

2

Болезни крови

3

3

3

3

Болезни эндокринной системы

5

13

6

4

Болезни нервной системы

8

17

22

5

Болезни глаза

3

7

3

6

Болезни уха

2

2

2

7

Болезни органов дыхания

9

17

13

8

Болезни органов пищеварения

31

36

41

9

Болезни кожи

2

2

2

10

Болезни костно-мышечной системы

2

17

19

11

Болезни мочеполовой системы

14

14

23

12

Врожденные аномалии, пороки развития

15

20

31

Результаты мониторинга здоровья показывают рост болезней нервной системы, костной, мышечной, мочеполовой, органов дыхания, пищеварения, наблюдается рост  числа врожденных заболеваний.

Одно из значительных решений администрации, которое удалось реализовать в прошлом году для улучшения питания школьников, это капитальный ремонт столовой с установкой нового оборудования. Обучающиеся ежедневно получают качественное горячее питание, отвечающее всем требованиям ГОСТ.

Важно отметить проблему создания школьной инфраструктуры. Универсальным средством обучения являются информационно-компьютерные технологии (ИКТ). Администрации  школы удалось оснастить школу компьютерами, интерактивными досками, оборудованием для предметных учебных кабинетов, что позволяет учителю использовать на уроке интернет ресурсы, работать с электронным дневником и электронным журналом.

Особое место в нашей школе занимает работа всех учителей математики в сервисе проверки качества знаний учащихся в зоне ближайшего развития дистанционно через интернет.  Это дает возможность оказывать индивидуальную помощь по математике каждому ребенку, как обучающемуся по новым стандартам, так и готовящемся к ОГЭ и ЕГЭ. Работу в сервисе могут контролировать родители дома через интернет (приложение1).

В школе проводится мониторинг освоения учебного материала по ФГОС второго поколения каждым ребенком в зоне его ближайшего развития по всем учебным модулям каждого предмета, а также по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. В таблице указаны: фамилия и имя обучающегося, уровень освоения темы, рекомендации учителя, выполнение рекомендаций, причины невыполнения рекомендаций, роспись родителей. С этой информацией родители знакомятся на родительских собраниях (приложение 2).

Мониторинг удовлетворенности работой школы проводится анкетированием родителей и обучающихся.  Анкетирование проводится анонимно.  Респондентам предлагается оценить уровень работы школы по показателям, указанным в таблице. Кодировка уровней оценки: 4 – высокий уровень, 3 – достаточный уровень,2 – недостаточный уровень, 1 – низкий уровень.

Показатели

Оценка

1

Безопасность учащихся в школе

2

Качество подготовки по учебным предметам

3

Возможности получения дополнительного образования

4

Условия для развития (раскрытия способностей) учеников

5

Психологический климат в школе

6

Поведение учащихся школы

7

Организация досуга учащихся в школе

8

Качество питания учащихся в школе

9

Санитарно-гигиенические условия

10

Медицинское сопровождение

11

Работа классного руководителя

12

Информатизация образовательного процесса

13

Материально-техническая оснащенность школы

14

Работа администрации школы

15

Возможность участия родителей в управлении школой

16

Доступность информации об учебном процессе

17

Развитие самоуправления учащихся

18

Успехи на конкурсах и другие достижения школы

19

Педагогический коллектив школы

Результаты мониторинга  по всем направлениям подводятся каждую учебную четверть, по итогам учебного года отражаются в публичном докладе школы.

В школе систематически проводится мониторинг успеваемости учащихся. Пример представлен в таблице 2.

Таблица 2 .Результаты образовательной деятельности. Абсолютная и качественная успеваемость

Ежегодно в школе проводится мониторинг учащихся, окончивших школу с медалями (таблица 3). 

Таблица 3. Мониторинг медалистов

2011

2012

2013

2014

Золотая медаль

4

3

4

3

Серебряная медаль

4

4

6

4

Итого:

8

7

10

7

 На протяжении нескольких лет  в школе отслеживаются результаты диагностики экспериментально-технологической площадки «Преемственность», опубликованной на страницах «Учительской газеты» (руководитель Зайцев В.Н.). Основной инструмент оценки результатов обучения – оценочная плоскость – это развертка показателей качества по годам обучения ( рисунок 3).

Рисунок 3 - Оценочная плоскость

Сиреневый – 2012-2013 учебный год

Бирюзовый – 2013-2014 учебный год.

Условно можно считать, что графики классов высокого уровня лежат выше линии СГ. Если график проходит между линиями СГ и СМ, результат работы можно считать хорошим. Если график расположен между линиями СМ и Н, то результаты можно считать удовлетворительными. Если график лежит ниже линии Н, то результаты низкие. Результаты 2013 -2014 учебного года попадают в хорошую зону, что является  показателем эффективной работы школы.

В школе был проведен мониторинг среди выпускников школ. Цель мониторинга – получение информации и профессиональном образовании выпускников, их достижениях (таблица 4).

Таблица 4.Обобщенная информация о жизненном пути, достижениях выпускников.

Сфера деятельности

Количество выпускников, окончивших школу 10 лет назад (%)

Количество выпускников, окончивших школу 5 лет назад (%)

Образование

3

2

Медицина

2

5

Предпринимательство

14

12

Гос. служащие

13

9

Юристы

17

15

Военные

9

6

Экономисты

15

13

Программирование

15

16

Инженерные работники

11

8

Другие

13

11


Заключение

Мониторинг, осуществляемый сегодня во многих образовательных учреждениях, бесспорно, является важнейшим функциональным инструментом управления целостным образовательным процессом.

Целью мониторинга в любом образовательных учреждениях является оперативное и своевременное выявление всех изменений, происходящих в определенных сферах деятельности. Полученные объективные данные являются основанием  для принятия управленческих решений.

В МБОУ СОШ №3 города Азова систематически проводится мониторинг. Основными методами сбора информации является анкетирование,  тестирование, анализ документов  опросы.

С каждым годом система мониторинга совершенствуется, изменяются объекты и методы мониторинга, критерии оценки.

Система мониторинга, сложившаяся в нашей школе, дает информацию не только об эффективности образовательного процесса, но и о творческом потенциале личности каждого учащегося. Результаты мониторинга доказывают его практическую значимость, так как позволяют администрации школы своевременно получать информацию о качестве образовательного процесса, сравнивая полученные показатели с прогнозируемыми, создавать условия для мониторинга качества обучения и управляемого развития школы.

Приложение 1

Современные подходы к контролю и оценке знаний обучающихся. Дистанционное обучение_новая форма индивидуальной работы с учащимися.

Проблема обратной связи учителя с обучаемыми и их родителями существовала всегда. Сервис проверки знаний по математике позволяет в какой-то мере эту проблему разрешить.
Сервис позволяет получать информацию об обучении математике каждого учащегося, информацию о его достижениях и пробелах в знаниях. С помощью этого сервиса учитель может организовать индивидуальную работу по устранению пробелов в знаниях. привлекать родителей к участию в образовательном процессе. Работа учителя из плоскости различных проверок тетрадей, тестов, то есть работы с бумагами, переходит в прострацию непосредственной работы с учеником.

Компетентностный подход в образовании является личностно-ориентированным, поскольку касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным учеником определённого комплекса действий. В современном педагогическом процессе  существенно возрастает роль профессионально-компетентных педагогов к организуемой ими учебной деятельности учащихся и очень многое в этом процессе зависит от взаимодействия между преподавателями, обучающимися и их родителями. Сервис проверки знаний учащихся является связующим звеном в этом взаимодействии. Он тестирует учащихся, обрабатывает и хранит результаты тестирования, в любой момент времени выдаёт информацию в удобном для восприятия виде учителю, учащимся и их родителям. И только на основе этой объективной информации строятся отношения участников образовательного процесса.

Сервис проверки знаний учащихся состоит из трех блоков: 5-6 классы, основная школа (7-9 классы) и старшая школа (10-11 классы). В каждом из блоков возможно проведение тестирования обучаемых по всем изучаемым темам. Результаты тестирования обрабатываются, обобщаются ,и информация выдаётся в виде интерактивных диаграмм и таблиц по каждому ученику и всему классу.

Итак, какие же возможности предоставляет сервис учителю, ученику и родителям.

В базе данных сервиса больше 20 тыс. заданий по всем темам математики, алгебры и геометрии 5-11 классов. Диагностический тест по любой теме курса математики составляется из пяти заданий, которые выбираются компьютером случайным образом. Это позволяет использовать огромное количество вариантов. Обработчик тестов при проверке определяет, какие вопросы обучаемый отвечает правильно, какие –нет. При обработке результатов определяет, каким темам соответствуют правильные ответы, каким неправильные и выдаёт учителю информацию в том виде, в котором она ему необходима в данный момент.

 Информация об уровне обученности учащегося

Это может быть диаграмма успеваемости по каждой ключевой теме курса математики. Наглядная информация о том, как учащийся осваивает ту или иную тему, которую можно получить в любое время суток без каких либо затрат сил и времени, позволяет учителю оперативно управлять образовательным процессом каждого учащегося. Диаграмма успеваемости интерактивна, она показывает динамику успеваемости учащегося по теме за всё время тестирования, позволяет учителю видеть изменения, тенденцию этих изменений.

Информация о результатах тестирования может быть получена и в другом виде: в виде статистики выполнения работ по любой теме. Здесь можно увидеть, сколько тестов выполнил обучаемый, когда он их выполнил, какие задания каждого теста выполнены правильно, какие нет. Таблица статистики тоже интерактивна. Если отметить кнопку «Работа над ошибками» и нажать «Открыть работу над ошибками», то программа сформирует работу над ошибками из числа неправильно выполненных заданий. Учитель даёт эту работу учащемуся для выполнения её с записью решения. Проверяя такие работы, можно выяснить причины неправильных ответов и устранить пробелы в знаниях конкретного ученика по любой теме курса математики. Результаты тестирования учащегося, отражённые в «Таблице статистики» наглядно покажут эффективность работы учителя.

Успеваемость по определенной теме учащихся всего класса

Можно получить информацию о том, как усваивают определённую тему учащиеся всего класса. Диаграмма даёт наглядную информацию по этому показателю для всех учащихся класса в сравнении. Сразу видно, кто успешно изучил данную тему, а у кого имеются проблемы при изучении данного материала. Такая информация позволяет учителю корректировать свою работу, даёт различные возможности в организации учебного процесса, помогает осуществить дифференцированный подход в обучении. Например:

  • С  применением  разноуровневых заданий при выполнении учащимися тренировочных, самостоятельных, домашних и других работ по данной теме.
  • Использование учащихся, хорошо усвоивших материал темы, в качестве помощников учителя, консультантов, экспертов на уроках повторения.
  • Организация группового метода обучения. Формирование групп при этом производится на основе данных диаграммы с целью получить возможность проводить разные виды работ с группами учащихся в зависимости от их подготовленности.
  • Создание индивидуальных планов повторения изученного ранее учебного материала.

Таким образом, спланировать и применить на уроке можно самые разные формы и методы обучения, когда под рукой всегда имеется такая информация об успешности каждого учащегося класса по любой ключевой теме курса математики.

Страница родительского контроля

Улучшить успеваемость учащегося сложно, если родители не владеют постоянно объективной, достоверной, своевременной информацией об обучении своего ребенка. Сейчас  внедряются  электронные дневники и родители, как участники образовательного процесса, имеют доступ к информации о текущей успеваемости. В электронном дневнике родители могут увидеть текущие оценки учащегося по предметам. За что получена та или иная оценка, как выполняются задания учителя - об этом информации нет.

Сервис проверки знаний учащихся предоставляет родителям учащегося персональную страницу родительского контроля, на которую они могут зайти в любое удобное для них время суток и узнать о текущих результатах обучения своего ребенка математике.

При входе на страницу сразу показывается информация о выполнении заданий учителя. Если есть невыполненные задания, то указывается, по каким темам.

Родителям доступна информация о том, какие работы над ошибками (по каким темам) их ребенок еще не выполнил.

В таблице указывается, когда он проходил тестирование, и когда была выдана учителем работа над ошибками.

Понятно, что если родитель поинтересуется у своего ребенка о причине невыполнения тестовых заданий или работ над ошибками, то у того не останется вариантов, кроме как их выполнить.

Родители так же, как и учитель, получают доступ к диаграмме уровня обученности учащегося по всем темам курса математики. Родители своевременно получают информацию о достижениях и проблемах в обучении своего ребёнка, что позволит наладить доверительный диалог с ним и конструктивное сотрудничество с учителем.

Учителю предоставлена возможность отслеживать посещения родителей своей персональной страницы. Как только в своем аккаунте учитель открывает класс, с которым собирается работать, появляется таблица с данными о количестве тестирований учащихся класса по всем темам и количество посещений страницы родительского контроля родителями каждого учащегося.

Итак с применением в нашей работе  сервиса проверки знаний были практически решены  задачи:

  • Освобождение  учителя математики от рутинной работы подбора тестовых измерителей, от проверки тестовых работ, от обработки результатов, их хранения.
  • Предоставление  возможности учителю в любой момент времени, непрерывно получать объективную информацию об обучении его учеников, определять на основе полученной информации проблемы в обучении учащихся и оперативно устранять их.
  • Не на словах, а на деле подключить к образовательному процессу родителей.

Приложение2     Мониторинг качества  усвоения учебного материала

Ф.И. обучающегося                  предмет                     учебная четверть №

Тема

Уровень освоение (не усвоил, базовый, повышенный, высокий)

Рекомендации учителя (по уровню возможностей обучающегося в зоне его ближайшего развития)

Выполнение рекомендаций

Причина невыполнения

Роспись родите лей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация образовательной среды, как средство формирования социальной адаптированности пятиклассников». (из опыта работы педагога-психолога)

На протяжении всей своей жизни мы тем или иным образом сталкиваемся с проблемой адаптации. Ребенок идет в детский сад, дошкольник начинает обучение в школе, младший школьник переходит в среднее звено ...

«Мониторинг как средство управления качеством образовательного процесса в ДДТ «Вдохновение»

Педагогический мониторинг -  специально организованное, целевое, системное наблюдение за качеством образования, позволяющее отслеживать как отклонения от заданных параметров, так и уровень удовле...

«Мониторинг как средство управления качеством образовательного процесса в ДДТ «Вдохновение»

Педагогический мониторинг -  специально организованное, целевое, системное наблюдение за качеством образования, позволяющее отслеживать как отклонения от заданных параметров, так и уровень удовле...

Методические материалы по теме «Управление познавательной деятельностью учащихся на уроках английского языка как средство повышения качества образовательных результатов»

Методические материалы по теме «Управление познавательной деятельностью учащихся на уроках английского языка как средство повышения качества образовательных результатов» - это методический сборник, ко...

Педагогический мониторинг как средство управления качеством образования

Статья посвящена истории возникновения, основным подходам к определению и функциям педагогического мониторинга. Мониторинг рассматривается как состема и как процесс. Делается вывод, что педагогический...

Анализ как средство управления качеством образовательного процесса.

Проблеме качества образования постоянно уделяется пристальное внимание во всем мире. Именно под лозунгом повышения качества в последнее десятилетие идет реформирование образования в России. Кто и как ...