Материалы по сопровождению развития личностных результатов обучающихся.
методическая разработка (5 класс) на тему

Стаья содержит материалы (анкеты, опросники и другое) по сопровождению развития личностных результатов обучающихся 5,6 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Материалы по сопровождению развития личностных результатов обучающихся.

«Все дети могут успешно учиться, если школа умеет учить» (Д.Г. Левитас)

Анкета по выявлению склонностей и интересов учащихся 5 – 6 классов.

ФИ обучающегося __________

1. В каком кружке ты бы хотел заниматься?_____________

2. Я предпочитаю заниматься техникой (да или нет).

3. Мне нравиться делать что – нибудь своими руками (да или нет).

4. Мне больше нравится придумывать новые способы в выполнении какой – либо работы (да или нет).

5. Когда я планирую что – нибудь, я предпочитаю делать это самостоятельно, без чьей – либо помощи(да или нет).

6. Я принимаю решения ____(быстро, медленно).

7. Со мной можно сотрудничать (да или нет).

8. Я предпочитаю решать вопросы (сам, советоваться с друзьями).

 9. Я высказываю своё мнение независимо от того, какие люди могут его услышать(да или нет).

10.Мне бывает скучно___(часто, редко).

11. Дома в свободное время я _____(читаю, отдыхаю, занимаюсь интересующими меня делами).

Рефлексивная карта курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»

ФИ обучающегося__________

1. Чему я научился на занятиях?__________

2.Буду ли продолжать занятия в следующем году?_________

3. Над чем ещё надо поработать?______________________

4. Где пригодятся полученные знания?_____________________

5. В полную ли силу занимался?_______________________

6. За что можешь себя похвалить?_________________

Карта развития метапредметных результатов курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» (заполняется в конце учебного года)

ФИ обучающегося___________

Метапредметные  результаты развития:

5 класс

6 класс

содержание

да

нет

содержание

да

нет

1

имеет первоначальные представления о небходимости применения математических моделей при решении задач;

1

имеет первоначальные представления о небходимости применения математических моделей при решении задач;

2

умеет подбирать примеры из жизни  в соответствии с математической зада-чей;

2

умеет подбирать примеры из жизни  в соответствии с математической зада-чей;

3

умеет находить в указанных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; умеет  воспринимать задачи с неполными и избыточными условиями;

3

умеет подбирать информацию,   необходимую для решения математических проблем, из 2-3 источников  и представлять ее в форме устного или письменного сообщения по плану, составленного под руководством учителя;

4

умеет понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации математических фактов, понятий;

4

умеет понимать и использовать математические средства нагляднос-

ти (графики, таблицы, диаграммы, схемы) и работать с ними;

5

умеет принимать выдвинутую гипотезу, соглашаться или не соглашаться с ней;

5

умеет принимать чужие гипотезы, сопоставлять их и выбирать возмож-ные для их проверки;

6

умеет воспринимать  различные стратегии решения задач, применять индуктивные способы рассуждения;

6

умеет  применять индуктивные спо-собы рассуждений, воспринимать различные стратегии решения задач;

7

понимает сущность алгоритма,  умеет действовать по готовому алгоритму;

7

умеет действовать по готовому алгоритму, перестраивать его в соответствии с условием задачи, пробовать составлять свои алгоритмы;

8

умеет принимать готовую цель на уровне учебной задачи;

8

умеет принимать готовую цель,  в соответствии с ней составлять план ее достижения;

9

умеете принимать готовый план деятельности, направленной на реше-ние задач исследовательского характера;

9

умеет обсуждать готовый план деятельности, направленной на реше-ние задач исследовательского характера;

10

понимает причины успеха/неуспеха своей деятельности;

10

понимает причины успеха/неуспеха своей деятельности;

11

строит работу на принципах уваже-

ния и доброжелательности;

11

строит работу на принципах уваже-

ния и доброжелательности;

12

проявляет настойчивость в достиже-

нии цели;

12

проявляет настойчивость в достиже-

нии цели;

13

обсуждает проблемные вопросы с учителем;

13

обсуждает проблемные вопросы с учителем;

14

сравнивает результаты своей деятельности с результатами других учащихся;

14

сравнивает результаты своей деятельности с результатами других учащихся;

15

определяет успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

15

определяет успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

16

вступает в беседу и обсуждение на занятии и в жизни.

16

вступает в беседу и обсуждение на занятии и в жизни.

Итого

Итого

14-16 положительных ответов – высокий уровень формирования метапредметных результатов,

11-12 положительных ответов – средний уровень формирования,

7- 8 положительных ответов – низкий уровень формирования.

Критерии оценки выполнения творческой работы

ФИ обучающегося __________

ФИ

Название

работы

Техника исполнения

Аккуратность

Самостоятельность

Завершённость

1

2

3

Результаты:

- работа аккуратная, завершена, выполнена самостоятельно,

- работа аккуратная, завершена, выполнена с помощью педагога,

- работа не аккуратная, завершена, выполнена с помощью педагога.

Анкета

вовлечённости обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность

ФИ обучающегося __________

вопрос

ответ

1

Участвовал ли в проектной и исследовательской работе в прошлом

 году?

2

Кто помогал в работе?

3

Желаешь ли участвовать в новом учебном году?

4

Участвовал ли в работе Дня науки и техники в школе?

5

Принимал  ли участие в конкурсе проектных и исследовательских, работ?

6

Презентовал ли свою работу на других мероприятиях вне школы?

 

Лист рефлексии

ФИ обучающегося __________

Тема моей работы_________________________

Мне было интересно____________________________________

Что мне не понравилось_________________________________

Содержание

Моя оценка

 (0 – 10 баллов)

Оценка

Педагога

(0-10 баллов)

Я умею:

1

Искать информацию

2

Выбирать из текста главное

3

Составлять текст

4

Работать по готовому плану

5

Планировать свою работу

6

Делать презентации

7

Работать с Интернетом

8

Проводить опрос

9

Составлять анкету

10

Анализировать данные

11

Ставить эксперимент

12

Делать выводы

13

Умею презентовать свою работу

14

Умею задавать вопросы по содержанию

15

Умею отвечать на вопросы

16

На выступлении чувствую себя комфортно

17

Умею договориться с товарищами

Доля моей самостоятельности

ИТОГО

Примечание: полученные данные обрабатываются и вносятся в сводную (за весь курс обучения) карту индивидуального развития обучающегося для наблюдения наличия/ отсутствия динамики и коррекции дальнейшей работы.

Уровневая таблица мониторинга результатов

ФИ

Правильное выполнение задания

Уровень выполнения заданий (базовый, повышенный, углублён-ный)

1

2

3

4

5

1

2

3

Количество справившихся с заданиями (%)

Количество (%), не знают

как выполнять это задание и

 не приступают  к выполне-

нию

Примечания:

1. нижняя строка показывает, какой процент учеников справился с каждым заданием, сколько учеников (в%) не умеют выполнять задания по предложенным темам. С такими учениками следует провести занятия в индивидуальном порядке,

2. в правой  колонке определяется рейтинг ученика по итогам выполнения заданий.

Изучение мотивации обучающегося в процессе обучения

Вариант 1. На занятии ученикам предлагается на выбор задания, различающиеся по:

-сложности и характеру деятельности (творческая или репродуктивная),

-практической или теоретической направленности,

- характеру выполнения заданий (индивидуальное  или групповое).

          Одновременно каждый получает лист, в котором обозначены позиции, отражающие причину выбора обучающимся того или иного задания:

- желание себя проверить, испытать,

- желание лучше изучить свои возможности по данному предмету,

-интерес к предмету (заданию),

- желание как можно ближе познакомиться с предложенной проблемой,

- полезно, пригодится в будущем.

-это пригодится для дальнейшего образования,

- уверенность в успехе,

-стремление пообсуждать с друзьями интересную проблему,

- желание завоевать авторитет среди товарищей, так как этот предмет престижен в нашем классе.

- желание выполнить то, что предложено именно этим учителем,

- желание стать знающим и образованным человеком, интересным для своих друзей,

- необходимость подготовиться как следует к самостоятельной жизни,

-чтобы не ругали родители, учителя, это неприятно.

          Результаты обследования заносятся в общую таблицу класса, выделив доминирующий мотив в оценке каждого ученика.

          Все названные мотивы учения учитель распределяет по основным направлениям, что позволяет судить о значимости выбираемых заданий:

1. самоопределение – это показатели – 5,12

2. познавательные – 3,4

3. узко практические – 5,6

4. саморазвитие – 1,2

5. общение с учителем – 10

6. общение со сверстниками – 8

7. самоутверждение – 7,9, 11

8. избежание неприятностей – 13.

           Выбор учениками тех или иных мотивов отражает разный подход к получению знаний по конкретной теме, связан с их жизненными планами, сложившимися ценностями.

Анализ мотивов.

Первая группа  -  ученики воспринимают учёбу с позиции сегодняшней необходимости.

Вторая группа – ученики считают, что «побуждающая сила» настоящего и будущего одинаковая.

Третья группа – ученики подчиняют учебные интересы только целям будущего, воспринимают учёбу в школе как «временную» жизнь, имеющую ограниченную или «вынужденную» ценность.

 Вариант 2.Эта методика включает несколько заданий по каждой теме, объединённых в четыре раздела:

1. Задания требуют от ученика чисто репродуктивной деятельности (вспомнить определение, описать факт и т.д.),

2. Задания сложнее: они требуют проблемного подхода, поиска путей выхода из противоречия, логических доказательств.

3. Задания, рассчитанные на активное применение знаний, умений, навыков в качественно новой ситуации.

4.  Задания, которые носят творческий характер с использованием элементов воображения.

Также могут быть включены вопросы на определение осведомлённости учеников в новейших достижениях науки в области их интересов.

Методика выявления интересов  обучающихся в учении, стойкости этих интересов и их стимулов.

«Незаконченные предложения». Ребятам предлагается закончить предложение :

- «Чтобы ученику было интересно на занятии, нужно….»

- «Больше всего на занятии мне нравится….»

- «У меня всегда вызывают интерес задания, которые….»

- «Я часто читаю научную и научно – популярную литературу по…»

- «В свободное время я люблю…»

Методика «азимут». На занятии в конце каждой темы ученики получают «маршрутные листы» с двумя маршрутами: один – лёгкий, задания репродуктивного характера (на каждом из этих этапов предлагается по три вопроса), другой – трудный, но очень интересный, творческий (на каждом из этапов задаётся лишь один вопрос). Время прохождения маршрута чётко обозначено. Ученик имеет право переходить с одного маршрута на другой – с лёгкого на сложный и обратно.

          Учитель оценивает не только правильность решения задач, но и число, причины переходов каждого ученика с маршрута на маршрут, свидетельствующие об определённом уровне его притязаний, самооценки.

Диагностическая таблица диагностики интеллектуальных и познавательных особенностей личности

Категории

Интеллектуальные и познавательные особенности личности

интеллект

мотивация

обучаемость

обученность

Результаты диагности-

ки

Н-  низкий

С – средний

В - высокий

Н-  низкая

С – средняя

В - высокая

Н-  низкая

С – средняя

В - высокая

отлично

хорошо

удовлетворит.

Метод диагностики

тест

наблюдение

тест

наблюдение

тест

наблюдение

тест

наблюдение

итоговые результаты

ФИ учащегося

Диагностика  познавательных процессов обучающихся

Катего

рии

Зритель-

ное

воспри-ятие  

Слухо-

вое

воспри-

ятие

Внима-

ние

Зритель-

ная

память

Слухо-

вая

память

Логичес-

кое

мышле-

ние

Нагляд-

но-обра-

зное

мышле-

ние

Нагля-

дно-

действен-

ное

мышле-

ние

Речь

Мотива-

ция

Резуль-

таты ди-

аности-

ки

Н – низкий

С – средний

В - высокий

Метод

диагно-

стики

тест

наблюдение

ФИ

1

2

Для определения уровня сформированности УУД используются следующие методики:

УУД

Критерии оценивания

Методики

1.1

Л

Самоопреде-ление. Развитие Я-концепции и самооценки

Формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия.

Диагностика самооценки и уровня притязаний учащихся 5-х классов (Т.В. Дембо, С.Я.Рубинштейн)

1.2

Л

Самоопреде-ление

Способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием.

Методика выявления характера атрибуции (успеха/неуспеха); рефлексивная оценка каузальной атрибуции неуспеха.

1.3

Л

Смысло-образование

Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

Диагностика эмоционального компонента учебной деятельности (групповая методика диагностики эмоционального отношения к учению Ч.Д.Спилберг, модификация А.Д.Андреевой)

1.4

Л

Смысло-образование

Сформированность познавательных мотивов; интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия; сформированность социальных мотивов, стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; сформированность учебных мотивов; стремление к самоизменению, приобретению новых знаний и умений; установление связей между учением и будущей профессиональной деятельностью.

Диагностика учебной мотивации учащихся (методика диагностики отношения к учебным предметам  Л.Балабкиной; методика М.И. Лукьяновой, Н.В. Калининой)

1.5

Л

Нравственно-этическое оценивание

Знание основных моральны норм.

Диагностика «Уровень нравственной воспитанности (опросник-самооценка)

1.6

Л

Нравственно-этическое оценивание

Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и окружающих людей.

Диагностика ценностных ориентаций школьников (методика М.Рокич)

1.7

Л

К

Общение как взаимодействие

Эмоциональная окраска отношения к процессу сотрудничества в контексте общения «учитель-ученик».

Диагностика уровня школьной тревожности учащихся (тест Филипса)

1.8

Л

К

Общение как взаимодействие,

Коммуникация как кооперация

Эмоциональная окраска отношения к процессу общения и сотрудничества, владение определёнными  вербальными и невербальными средствами общения; способность сохранять доброжелательное отношение к друг другу в ситуации конфликта.

Диагностика агрессии у подростков (групповая, опросник А.Басса и А.Дарки (адаптация А.К. Осницкого)

1.9

Л

К

Коммуникации как взаимодействие и личностные особенности ребёнка

Общий уровень развития (предпосылки формирования коммуникативных УУД в соответствии с особенностями направленности личности).

Диагностика «Направленность личности» (ориентационная анкета Б. Басса)

1.10

Л

К

Коммуникации как взаимодействие и личностные особенности ребёнка

Общий уровень развития (предпосылки формирования коммуникативных УУД в соответствии с особенностями социометрического статуса учащегося в детском коллективе).

Диагностика межличностных отношений в коллективах 5-х классов (социометрия)

2.1

К

Коммуникация как общение и взаимодействие

Умение слушать собеседника.

Методика диагностики оценки самоконтроля в общении

М. Снайдера

2.2

К

Коммуникация как интеракция

Анализ оснований для того или иного мнения партнеров по общению, учёт позиций собеседника (коммуникативная рефлексия).

Модифицированная методика «Кто прав?» Г.Цукерман

2.3.

К

Коммуникация как кооперация

Способность сохранять доброжелательное отношение друг  к другу в ситуации конфликта.

Методика «Предрасположенность личности к конфликтному поведению» К. Томас

3.1

П Р

Общеучебные, логические.

Волевая саморегуляция

Структурирование знаний; анализ, синтез, сравнение, обобщение

Способность к мобилизации сил и энергии.

Групповой тест интеллекта ГИТ

3.2.

П

Р

Логические

Синтез, установление причинно-следственной связи.

Исследование способностей воспринимать абстрактные формы (прогрессивные матрицы Дж. Равена)

4.1

Р

Контроль, коррекция

Актуальный контроль на уровне произвольного внимания.

Проба на внимание «Исправь ошибки» (П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая)

4.2

Р

Контроль и коррекция; волевая саморегуляция

Сличение способа действия и его результата с его заданным эталоном.

Исследование особенностей внимания, работоспособности (Тест Тулуз-Пьерона)

Литература

1. Гильбух Ю.З. «Психодиагностика в школе», М., 1989 г. (серия «Знание»).

2. Голубев Н.К., Витинас Б.П. «Введение в диагностику воспитания», М., 1989 г.

3. «Диагностические методики самопознания, изучения личности школьника и класса», М.. 1991 г.

4. «Изучение личности школьника учителем» под. Редакцией Васильевой З.И., Ахаян Т.В., Казакиной М.Г., Родионовой Н.Ф., М.. 1991 г.  

5.Ингенкамп К. «Педагогическая диагностика», М., 1991 г.

6. «Методические рекомендации по диагностике классного коллектива», сборник инструктивно – методических материалов/сост. Ю.М. Тамошин, Е.А. Сироткина. – Самара, РЦМО, 2005 г.

7. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. «Изучение личности учащегося и ученических коллективов», М., 1998  г.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете по теме «Система оценки планируемых достижений личностных результатов обучающихся».

В данной разработке представлена система оценки планируемых достижений личностных результатов обучающихся....

Оценка личностных результатов обучающихся

В работе отражается, из чего складывается оценка личностных результатов, и представлены виды заданий, направленных на формирование личностных УУД....

Портфолио как инструмент оценки личностных результатов обучающихся

Главным показателем эффективности какой-либо деятельности является, как известно, ее результат. Основная трудность в решении вопроса о результатах воспитания состоит в необходимости соблюдения одновре...

Диагностические материалы для мониторинга образовательных и личностных результатов обучающихся

Диагностические материалы для мониторинга образовательных и личностных результатов обучающихся СОГБУ ДО "Станция юннатов"...

Результаты освоения программ воспитания, в которых содержаться показатели формирования личностных результатов обучающихся

Результаты освоения программ воспитания, в которых содержаться показатели формирования личностных результатов обучающихся...