Справка по итогам
методическая разработка (7 класс) на тему

черноусова татьяна георгиевна

Классно обобщающий контроль

Скачать:


Предварительный просмотр:

Справка  по итогам  классно- обобщающего контроля  в 7б  классе

В соответствии с годовым планом работы  с 12.02.11 по 28.02 .11 г проводился классно- обобщающий контроль в 7б классе.   Цель которого: выявления причин снижения успеваемости учащихся, определение уровня  сформированности  классного коллектива, уровня обученности  учащихся.

Проверка проходила комиссией в составе:

   …..

   

В ходе контроля была проделана  следующая работа :

  • Проведено инструктивное  совещание по организации и осуществлению классно- обобщающего контроля;
  • посещены и проанализированы уроки;
  • проведены и проанализированы контрольные  работы, проведенные в течение 2,3 четверти (по классному журналу)
  • проведена проверка дневников учащихся  7б класса;
  • проверен классный журнал 7б класса с целью накопляемости оценок, работы со слабоуспевающими, опроса учащихся, объективности оценки знаний учащихся;
  • проведена диагностика  уровня обученности по предметам, проанализирована динамика успеваемости учащихся за 3 года;
  • проведен контроль за дозировкой домашнего задания;
  • проанализирована воспитательная работа , связанная с вопросами сформированности и сплоченности классного коллектива.      
  •   проведено анкетирование.
  • проведен психологом …анализ изучения мотивационной сферы учащихся 7б класса.

Во время проверки обращалось внимание на следующие вопросы :

  • организацию урока;
  • использование разнообразных методических приемов, стимулирующих активность учащихся;
  • на выделение времени на уроке для  разъяснение домашнего задания и его проверку;
  • на  личностно- ориентированный подход в обучении;
  • на применение современных  образовательных технологий;
  • качество выполнения домашних заданий учащимися.
  • состояние дисциплины на уроках;
  • проведен мониторинг здоровья.

Сегодня мы проводим малый педсовет по результатам  классно- обобщающего контроля в 7б классе.

Предметом нашего  разговора должен стать подробный анализ учебно- воспитательного процесса и  попытка ответить на многие нерешенные, наболевшие вопросы и, безусловно, определить для себя главные задачи по разрешению этих проблем.

Мы с вами хорошо знаем, что на сегодняшний день показатель качества обученности учащихся был и остается первым и основным, как при оценке  деятельности лицея, так и при выборе большинства родителей школы для своих детей. Проведем сравнительный анализ качества обучения учащихся за 3 года(5,6,7 класс).

                   Качество обученности  за 3 года

класс

Качество обучения(%)

Количество хорошистов

Количество отличников

5

81

20

1

6

50

12

1

7()

29

6

1

7(1,2,3 ч)

28/36/29

6

1

Из таблицы  видно, что в 5 класс пришли хорошо подготовленные учащиеся, потом качество обученности учащихся резко снижается до с 81 до50%  (6класс), в 7 классе происходит снова снижение качества обучения  до 29% и только во второй  четверти  7класса произошло повышение качества  обученности учащихся (36%)

Как видите наблюдается тенденция к снижению показателя качества обученности учащихся, что естественно вызывает тревогу, возникает необходимость проанализировать сложившую ситуацию, выявить причины, определить факторы, влияющие на качество обучения и определить конкретные мероприятия, направленные на  повышение результативности.

Все мы хорошо понимаем, что не существует того единственного универсального приема (способа) который бы дал быстрые и хорошие результаты.

В данном классе работают 14 учителей. Из них высшую категорию имеют -7 человек, первую квалификационную категорию-3 чел, вторую кв. категорию-1 чел, 1 чел без категории, т.е высшую и первую кв. категорию имеют 71% учителей. Это говорит о том, что в 7б классе  работают опытные учителя, профессионалы своего дела. Что показал анализ посещенных уроков? К каким выводам пришла комиссия?

 Из анализа посещенных уроков, комиссия пришла к выводу, что большинство учителей, работающих  в 7б  классе  имеют хорошую  теоретическую   подготовку, создают на уроке доброжелательную атмосферу, располагающую учащихся к работе.  

Четкое начало урока в  целом  характерно для всех   учителей.  Большинство учителей – предметников  четко определяют цели и задачи урока, учебный   материал  излагается  грамотно, доступно,  осуществляется,   связь нового материала с ранее  пройденным , продымывают все этапы урока, домашние задания комментируются. Четкая структура,  уроки проходят на достаточно высоком методическом уровне у уч. …

Практически все учителя проводят работу по формированию общеучебных умений и навыков: выделение главного, умение сравнивать, давать полные ответы на поставленные вопросы (…_

….При проведении опроса и закреплении требуют от учащихся точных формулировок. Уроки проходят в оптимальном темпе.

Многие учителя, работающие в данном классе, дают творческие домашние задания (по желанию), например: на уроках биологии, географии, литературе –домашние викторины, сообщения, на географии- составление карт туристических маршрутов, интегрированные задания( связь биологии и географии), на МХК, истории, обществознании - подготовка презентаций к урокам, по обществознанию пишут собственные рассуждения. В основном большинство уроков проводится по традиционной схеме. Хотя некоторые преподаватели успешно используют современные образовательные технологии: элементы вузовской технологии(семинары, лекции,практикумы) на уроках элементы групповой технологии на уроках …….работа в парах- на уроке географии….. Чаще всего работают  в  медиатеке  учащиеся на уроках истории, обществознания , они защищают подготовленные ими презентации. Это свидетельствует о том, что ….на своих уроках прививает навыки публичного выступления. Технологию личностно- ориентированного подхода  комиссия увидела на уроках  …... Эффективно используют наглядность  на уроке уч …

….активно использует игровые формы работы,  ИКТ.

 Учителя, …используют разные формы работы :

  • поиск материала в сети интернет для подготовки учащимися сообщений;
  • создание презентаций;
  • творческие домашние задания.
  • групповые формы работы.

Во время посещения особое внимание обращалось на известные в педагогике характеристики класса: на уровень восприятия учебного материала классом- удовлетворительный( если судить по внешним признакам их поведения на уроке- все требования учителя выполняются всеми учащимися; все уч-ся слушают учителя, во время объяснения материала делают записи в тетрадях)

 Есть еще один показатель, определяющий во многом результативность учебно-воспитательного процесса. Это уровень активности класса. Поэтому показателю в 7б классе проблемы нет, т.к на всех посещенных уроках уровень активности- хороший.  Включить в активную работу удалось учителям  …... Здесь учителя стремились активизировать уч-ся интересными вопросами. Пусть не все учащиеся, но большинство поддаются желанию, стремлению учителя привлечь их к материалу  урока.  Таким образом  напрашивается вывод, что степень активности учащихся на уроке прежде всего зависит  от учителя.

Однако в ходе проверки отмечены некоторые недостатки:

1. Не на всех  посещенных уроков реализовано важнейшее требование к организации работы с учащимися- дифференциация и индивидуализация процесса обучения ( только на уроке биологии –уч. …были даны разноуровневые  карточки уч-ся), уч …

2. Отсутствует даже такой способ дифференцирования,  как разноуровневые домашние задания, домашние задания по выбору.  

3. Недостаточно уделяется внимание на самостоятельную работу уч-ся, самостоятельную работу с учебником на уроках математики.   Методика рекомендует отводить на это 10-15 минут.

3.Отсутствие физкульминуток во время проведения уроков.

4. Современные образовательные технологии используются отдельными учителями фрагментарно, от случая к случаю, а не в системе.

 

 

 Также посещенные уроки показали, что учащиеся имеют низкий  уровень учебной дисциплины: не регулярное выполнение домашних заданий половиной класса, слабая подготовка к устным предметам, безответственное отношение к учебной деятельности. Наблюдая за учащимися 7б класса можно сделать следующие выводы:

  • в целом класс действительно средних  способностей, среднего уровня подготовки; На «4 и 5» стабильно могут заниматься 10-11ел, т.е45 % уч-ся. -13 чел( имеют от 7 до 14 троек),т.е54%уч-ся, Слабо занимаются:…...
  • слабая домашняя подготовка к устным предметам;
  • не регулярное выполнение домашних заданий;
  • испытывают трудности в усвоении учебного материала по алгебре. геометрии, физике,географии, информатике из-за пробелов  в знаниях  уч-ся за прошлые года.

 Комиссия отмечает хорошую и  достаточную накопляемость оценок в течение трех четвертей по всем предметам, достаточно высокий процент качества обучения по следующим  предметам: литературе, МХК, иностранному языку, музыке, ИЗО, черчению, обществознанию, информатике, низкое качество по русскому языку, геометрии, алгебре, географии, физике,биологии.

       Качество обученности по предметам(за 3 года)

Предмет

5 класс

6 класс

7 класс

 (3 четверть)

Русский язык

80

73

42

Литература

96

92

83

Культура речи

100

92

54

МХК

100

88

79

История

92

73

54

Обществознание

-

-

67

Алгебра

80

61

50

Геометрия

-

-

42

Биология

100

81

50

География

-

85

46

Физика

-

-

42

Физкультура

100

100

96

Музыка

100

100

100

Черчение

-

-

67

Изо

100

100

96

Ритмика

100

100

100

Английский язык

100

82

87,5

Немецкий  язык

100

75

87,5

Информатика

100

80

62

Важную роль в учебно-воспитательном процессе играет здоровье учащихся. Состояние учащихся в 7б вызывает тревогу потому, что на учете у специалистов состоят 25% учащихся, индекс здоровья учащихся -0,16%, очень низкий. Среднее физическое развитие имеют 21 человек, 2 чел ниже среднего, 1 группа здоровья- 17%, 2 группа-71%, 3 группа-12%.

В ходе классно- обобщающего контроля проведено анкетирование учащихся. Нам было важно выявить отношение учащихся к учебным предметам и степени их заинтересованности этими предметами. Им были  предложены анкеты: « Предметные предпочтения», « Причины пробелов», « Отношение к выполнению домашнего задания, дозирование домашнего задания». Анкетирование « Предметные предпочтения» показало, что с интересом, желанием  учащиеся занимаются историей, обществознанием, биологией, не желанием занимаются геометрией, информатикой, физикой.

Среди уч-ся 7б класса по причинам пробелов в знаниях уч-ся, были получены следующие результаты( см слайд):

      1. 25% учащихся не умеют самостоятельно работать с учебником;

2 75%  уч-ся не регулярно выполняют домашние задания;

  1. Около 70% уч-ся не могут сосредоточиться на уроке;
  2. 70% имеют пробелы в знаниях за прошлые уч.годы;
  3. 43% выполняют д/ задания в вечернее время. В чем причина?
  4. Вызывают трудности:  понимание уч. материала  по геометрии, физике, алгебре, географии, биологии.

Учащимся также была предложена анкета с целью изучить их отношение к выполнению домашнего задания(см табл).По результатам этой анкеты можно сделать выводы о том, что уч-ся 7б классов по норме должны затрачивать на д/з от 2,5 часов до 3 часов, а в итоге 29% уч-ся затрачивают 1-2 часа меньше нормы, 8% уч-ся затрачивают 2-2,5 часа, 16%-2,5-3 часа,  0% уч-ся менее 1часа. Можно т. образом сделать следующий вывод : объем д\з по предметам не превышает норму.

25%  уч-ся затрачивают на выполнение д\з 20-25 мин,  16%-35-40 мин на подготовку д/з по отдельным предметам..

 41% самостоятольно выполняют д/з, 16% уч-ся требуется помощь взрослых,  все уч-ся выполняют д/з.

У 20% уч-ся д/з  по объему и сложности не соответствуют уровню способностей и возможностей, 37% частично( цифры вызывают беспокойство и говорят о том, что отсутствует комментарий д/з, о чем говорили выше).

33% уч-ся иногда устают от выполнения д/з, 8% не устают. Это анкетирование позволяет сделать следующие рекомендации:

  • учителям –предметникам надо на каждом уроке  в обязательном порядке комментировать д/з и осуществлять проверку д\з;
  • дифференцировать д/з;
  • доводить до родителей слабую подготовку уч-ся к урокам;

.

На основании проведенных тестов по изучению мотивационной сферы учащихся можно сделать следующие выводы: среди учащихся 7б класса преобладают такие мотивы, как мотив достижения успеха(76%), мотив долга и ответственности(47%), мотив самоопределения(41%), учебно-познавательные мотивы выражены у 5% уч-ся, коммуникативные мотивы выражены у 5% уч-ся. Мотивация учения в целом представлена следующим образом:

        высокий уровень- 23,5%

       средний уровень-53%

        низкий уровень – 23,5%

Учебно- познавательные мотивы отметили 2 человека, что свидетельствует о неразвитости мотивационной сферы, неумение или нежелание понять что успех в учебной деятельности связан с успешной и благополучной жизнью в целом.(см справку).

  Итак  проанализировав  успеваемость 7б класса  приходим к выводу,  что понизили  успеваемость по сравнению с прошлым учебным годом  4человека. В чем же причины снижения качества обучения ?

Одна из причин:

  • отсутствие мотивации к учебе, это показало и анкетирование учащихся: 44% учащихся ответили ленюсь учится;

Вторая причина:

  • методика работы с классом, которую выбирают учителя, мало эффективна. Одним из залогов успешной мотивации к обучению является тщательное продумывание методики урока. Прежде всего методические приемы должны быть направлены на развитие средних способностей.  И начинать надо с поиска методов, стимулирующих интерес к предмету, формированию у учащихся мотивации к обучению. Подводя итог, каждый учитель должен думать ни о том, как бы по быстрее выдать  учебный материал, а о том ,как понято ваше слово каждым учеником.  Для этого необходимо чтобы  цели урока, ставил не только сам учитель, но и сами учащиеся, об этом когда говорил замечательный педагог В.А Сухомлинский: Я, считаю важным условием успеха то, что цель, которую надо достигнуть в преподавании предмета ставил не только педагог, но и сами учащиеся.

Третья причина:  

  • пробелы в знаниях по алгебре за прошлые уч. года;

Поэтому немаловажным было выявить пробелы в усвоении учебного материала и наметить пути решения проблемы.

Четвертая причина:

  • недостаточно эффективно используется  личностно-ориентированный подход в обучении;

Пятая причина:

  • нерегулярное выполнение учащимися домашних заданий, слабая подготовка к устным предметам;

Шестая причина:

  • отсутствие должного контроля за учебой учащихся родителей;

Седьмая причина:

  •  слабое   здоровье учащихся( за 3 четверть учащиеся 7б класса пропустили 1361 урок)                    

Пути решения проблемы:

  • не допускать использование одной формы организации учебной деятельности на протяжении всего  урока;
  • использовать разнообразные методические приемы, стимулирующие активность уч-ся;
  • при планировании учебных занятий предусматривать  различные приемы дифференциации и индивидуализации обучения;
  • эффективнее внедрять новые образовательные технологии;
  • кл. руководителю  совместно с психологом лицея провести различные виды диагностик, создать банк данных, который позволить учителям проводить обучение в удобном для учащихся темпе, на допустимом для них уровне  требований и сложности учебного материала( создание такого банка данных на каждого уча-ся требует много времени, поэтому мое предложение начать с учащихся, которые могут быть хорошистами) Срок : апрель, май 2011г.
  • наметить мероприятия по ликвидации пробелов в знания уч-ся;
  • расширить систему индивидуальных консультаций;
  • в обязательном порядке применять здоровьесберегающие технологии;
  • классному руководителю совместно с учителями- предметниками провести родительское собрание. Срок: апрель 2011г;
  • активнее вовлекать в учебный процесс родителей.

На основании работы, проведенной в рамках классно- обобощающего контроля, можно сделать следующие выводы:

  1. Учителя, преподающие в классе имеют хорошую теоретическую подготовку.
  2. Проводится работа по формированию общеучебных и предметных умений и навыков.
  3. Уровень обученности учащихся- средний. Активность учащихся на уроках- хорошая.
  4. Объем домашних заданий не превышает норму.

5.Наблюдается высокое качество обучения по предметам: литературе, МХК,                   иностранному языку, музыке, ИЗО, черчению, обществознанию, информатике, низкое качество по русскому языку, геометрии, алгебре, географии, физике,биологии.

6.Отмечается низкая мотивация к учебе

 

  1. Отмечается низкий уровень учебной дисциплины : нерегулярное выполнение домашних заданий 45% учащихся, слабая подготовка к устным предметам;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

справка по итогам адаптации первоклассников

материал  полезен для начинающих заместителей  по УВР...

Аналитическая справка по итогам школьного тура предметных олимпиад

содержит основные моменты проведения школьных олимпиад, формирование команды на городской тур...

Справка по итогам КОК

Справка по итогам КОК :группа ШПД....

Аналитическая справка по итогам проведения предметной недели МО естественно-математического цикла

Материал содержит анализ проведённых уроков и мероприятий, а также рекомендации по итогам предметной недели....