Педагогический совет "Преемственность ФГОС НОО и ООО"
методическая разработка на тему

Пьянкова Ольга Владимировна

Новое понимание результативности образования, заложенное в Федеральном Государственном образовательном стандарте начального общего образования и ФГОС основного общего образования, заставляет по-новому осмыслить проблему преемственности начальной и основной ступеней общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon obespechenie_premstvennosti_pri_vvedenii_fgos_noo_i_ooo.ppt1.38 МБ
Microsoft Office document icon doklad.doc1.39 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обеспечение преемственности при введении ФГОС НОО и ООО ФГОС – стандарт поддержки разнообразия!

Слайд 2

“ Где есть желание, найдется путь!” Дьердь Пойа

Слайд 3

Обеспечение преемственности при введении ФГОС НОО и ООО ФГОС – стандарт поддержки разнообразия!

Слайд 4

Федеральный Закон «Об образовании» определяет задачи и структуру стандартов Образовательные стандарты должны обеспечивать: единство образовательного пространства Российской Федерации, преемственность основных образовательных программ: начального общего основного общего среднего полного общего начального профессионального среднего профессионального высшего профессионального образования

Слайд 5

Новые образовательные стандарты — это переход от освоения обязательного минимума содержания образования к достижению индивидуального максимума результатов. Для осуществления преемственности при введении ФГОС НОО и ООО педагог должен знать основные положения стандартов начальной и основной ступеней образования. Ведущие принципы ФГОС — принципы преемственности и развития.

Слайд 6

Стандарт для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир — портрет выпускника соответствующей ступени. Позиции, характеризующие ученика основной школы, — это преемственная, но углубленная и дополненная версия характеристики выпускника начальной школы.

Слайд 7

Начальная школа любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Основная школа любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством; уважающий других людей; умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни; ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека. Портреты выпускников

Слайд 8

Преемственность ФГОС общего образования (методологический аспект) - стандарт, как совокупность требований - системно-деятельностный подход - концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России - ориент ация на становление личностных характеристик выпускника - учет региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации - уч е т образовательны х потребност ей детей с ограниченными возможностями здоровь я и т.д. Сохранение методологических оснований при разработке ФГОС основного общего образования

Слайд 9

Преемственность ФГОС общего образования (содержательный аспект) Параметры оценки преемственности ФГОС НОО ФГОС ООО Структура основной образовательной программы Целевой, содержательный и организационный разделы* Целевой, содержательный и организационный разделы Реализация основной образовательной программы Через урочную и внеурочную деятельность* Через урочную и внеурочную деятельность План внеурочной деятельности + * - *Данные изменения внесены приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357, вступившим в действие 13 января 2012 г.

Слайд 10

Преемственность ФГОС общего образования (содержательный аспект) Параметры оценки преемственности ФГОС НОО ФГОС ООО Требования к кадровым условиям реализации ООП Не учитывают новый порядок аттестации педагогических работников Учитывают новый порядок аттестации педагогических работников Универсальные учебные действия (УУД) П рограмм а формирования универсальных учебных действий П рограмм а развития УУД

Слайд 11

Преемственность ФГОС общего образования (содержательный аспект) *Данные изменения внесены приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357, вступившим в действие 13 января 2012 г. **Поручение Президента Российской Федерации по итогам президиума Государственного совета 27 мая 2010 г. № Пр-1640, п.1н Параметры оценки преемственности ФГОС НОО ФГОС ООО Воспитание обучающихся П рограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся П рограмма воспитания и социализации Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни** + * -

Слайд 12

Преемственность ФГОС общего образования (технологический аспект) Механизмы, обеспечивающие преемственность ФГОС общего образования - механизмы реализации основной образовательной программы (п.14 ФГОС ООО и п.16 ФГОС НОО): учебный план (обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательного процесса) и план внеурочной деятельности - индивидуальные учебные планы (п.18.3.1 ФГОС ООО и п.19.3 ФГОС НОО) - проектировочные механизмы : в сфере управленческой деятельности (сетевые планы, дорожные карты, планы-графики, технологические карты управленческой деятельности и т.д.) и в рамках образовательного процесса (технологические карты по проектированию образовательного процесса – урок, укрупненные дидактические единицы, рабочие программы и т.д.)

Слайд 13

Преемственность ФГОС общего образования (технологический аспект) Механизмы, обеспечивающие преемственность ФГОС общего образования - механизмы создания кадровых условий реализации основной образовательной программы ( новый п орядок аттестации педагогических работников , федеральные (региональные) стажировочные площадки , персонифицированные модели повышения квалификации, сетевое взаимодействие образовательных учреждений , новые модели организации методической работы на муниципальном и институциональном уровне, формирование мотивационной среда в образовательном учреждении, формирование кадрового резерва системы образования , механизмы профессиональной адаптации молодых специалистов и т.д.) - механизмы создания финансовых условий - механизмы создания материально-технических условий - механизмы создания психолого-педагогических условий

Слайд 14

Школа 1908-2008 Базовые интеллектуальные навыки (чтение, письмо, счет). «Картина мира». Подготовка к выбору профессии. Школа 2020 Умение работать с большими объектами информации. Коммуникативные компетенции, креативность. Способность переобучаться.

Слайд 15

Отличительные особенности ФГОС Переход от школы информационно-трансляционной к школе деятельностной! Изменение в ценностных ориентирах «От общинности и коллективизма к индивидуализации»

Слайд 16

Отличительные особенности ФГОС Изменения в образовательных технологиях Компетентностный подход к образованию ориентируется на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе. К числу инновационных технологий обучения можно отнести компьютерные, информационно-коммуникационные и телекоммуникационные технологии. Формированию информационных компетенций способствует применение интерактивного комплекса, ресурсов Интернета.

Слайд 17

Отличительные особенности ФГОС Изменения в учебных планах: - Изменения в образовательных областях ( Филология, Математика и информатика, Общественно-научные предметы, Основы духовно-нравственной культуры народов России, Естественно -научные предметы, Искусство, Технология, Физическая культура и Основы безопасности жизнедеятельности) - П оявление части, формируемой участниками образовательного процесса (обязательная внеурочная деятельность) - разработка индивидуальных учебных планов

Слайд 18

Отличительные особенности ФГОС Изменение в требованиях к результатам Стандарт 2004г. Стандарт II поколения знать личностные уметь ЗУН метапредметные УУД использовать предметные

Слайд 19

ФГОС НОО и ФГОС ООО - преемственность и развитие Личностные результаты ФГОС НОО готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности. ФГОС ООО готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности , системы значимых социальных и межличностных отношений , ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме

Слайд 20

ФГОС НОО и ФГОС ООО - преемственность и развитие Метапредметные результаты ФГОС НОО освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями ФГОС ООО освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории

Слайд 21

ФГОС НОО и ФГОС ООО - преемственность и развитие Предметные результаты ФГОС НОО освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира. ФГОС ООО освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Слайд 22

Отличительные особенности ФГОС Изменения в учебных программах по предметам Предметные программы должны содержать следующие разделы Пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета; Общую характеристику учебного предмета, курса; Описание места учебного предмета, курса в учебном плане; Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; Содержание учебного предмета, курса; Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Слайд 23

Каждое образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает Положение о рабочих программах. В данный момент положение о рабочих программах в каждом ОУ включает в себя требования к разработке и утверждению рабочих программ в соответствии с ФК ГОС (2004 года). С 01.09.2015 года все школы осуществляет введение ФГОС ООО, следовательно необходимо внести в данное положение изменения, добавив новую структуру рабочих программ по учебным предметам, курсам.

Слайд 24

Требования к рабочим программам (Приказ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ) 18.2.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учетом основных направлений программ, включенных в структуру основной образовательной программы. Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать: 1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета; 2) общую характеристику учебного предмета, курса; 3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане; 4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; 5) содержание учебного предмета, курса; 6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; 7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; 8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Слайд 25

Главное, в данном случае понимать, что структура рабочих программ обязательных предметов регламентирована на федеральном уровне!

Слайд 26

4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; Внимание! Требования к результатам отличаются от самих результатов!

Слайд 27

8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

Слайд 28

На ступени основного общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения четырёх междисциплинарных учебных программ

Слайд 29

Личностные УУД Метапредметные УУД Предметные УУД Регулятивные Познавательные Коммуникативные 2. ИКТ-компетентность 3. Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности 4. Основы смыслового чтения и работа с текстом 1. Универсальные учебные действия Четыре междисциплинарные учебные программы

Слайд 30

Организация проектной деятельности в начальной школе. Учитель начальных классов Ражина Е.А.

Слайд 31

РАЗРАБОТКА ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Новые стандарты определяют требования к системе образования, а не к ученику, как это было раньше!

Слайд 32

Компоненты ООП НОО Компоненты ООП ООО Целевого Содержательного Организационного Пояснительная записка; Планируемые результаты; учебный план; Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся; Программы отдельных учебных предметов, курсов; Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся; Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; Программа коррекционной работы; Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы . Пояснительная записка; Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы; Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы П рограмма развития универсальных учебных действий, направленная на формирование компетенций обучающихся в области использования ИК-технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности ; Программа отдельных учебных предметов, курсов; Программа воспитания и социализации, включающая такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни; Программа коррекционной работы. Учебный план; Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями стандарта

Слайд 33

Требования к структуре – преемственность и развитие ФГОС НОО: 80% и 20% ФГОС ООО: 70% и 30% Соотношение обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса: Часть, формируемая участниками образовательного процесса предусматривает: возможность введения учебных предметов, курсов, обеспечивающих различные запросы обучающихся , в том числе этнокультурные, а также реализацию индивидуальных проектов и внеурочную деятельность В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся предусматриваются: учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; внеурочная деятельность

Слайд 34

Учитель и ФГОС: от замысла к действию и результату – шаг развития. Мы живем в изменяющемся мире, и если превратить стандарт в якорь, который в свое время упал с корабля в одной точке, то он превратиться в тормоз .

Слайд 35

Проект решения по второму вопросу: Разработать план преемственности при переходе от ФГОС НОО к ФГОС ООО. (Отв: Методический совет, срок: апрель 2015года). 2. Продолжить изучение нормативных документов, регламентирующих введение ФГОС ООО. (Отв: педагогические работники, срок: март-апрель 2015 года). 3. Повышать уровень собственной готовности к введению ФГОС ООО (По результатам заполнения Диагностической карты), в рамках работы методических объединений, путем самообразования. (Отв: педагогические работники, срок: постоянно).


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по разработке модели психолого-педагогического сопровождения ФГОС ООО (среднее звено) в рамках образовательного учреждения

Проект по разработке модели психолого-педагогического сопровождения ФГОС ООО в рамках образовательного учреждения разработан для реализации в условиях сельской малокомплектной школы. Успешно реализовы...

Программа психолого-педагогического сопровождения ФГОС ООО

В программе описаны условия сопровождения ФГОС ООО и составлен план работы по сопровождения ФГОС ООО...

Программа психолого-педагогического сопровождения ФГОС НОО МБОУ "СОШ №6"

В программе психолого-педагогического сопровождения ФГОС НОО отражено следующее:Мониторинг оценки достижения планируемых результатов обучающихся начальных классов- Метапредметные УУД- ПредметныеОтраже...

Психолого-педагогическое сопровождение ФГОС в ОУ

В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развити...

Презентация к педагогическому совету "ФГОС начального и основного общего образования. Формирование универсальных учебных действий обучающихся на уроках."

ФГОС начального и основного общего образования. Формирование универсальных учебных действий обучающихся на уроках....