Программа психолого-педагогического сопровождения ФГОС ООО
рабочая программа по психологии (5 класс) на тему
В программе описаны условия сопровождения ФГОС ООО и составлен план работы по сопровождения ФГОС ООО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_psikhologo-pedagogicheskogo_soprovozhdeniya_fgos.docx | 37.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Петропавловская средняя общеобразовательная школа
Программа психолого-педагогического сопровождения ФГОС ООО
Автор: педагог-психолог МКОУ Петропавловской СОШ
Шабельская Ирина Владимировна
2013г.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
В МКОУ Петропавловской СОШ созданы психолого-педагогические условия для реализации основной образовательной программы основного общего образования. Образовательный процесс осуществляется на основе программ развивающего обучения с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка, соблюдением комфортного психоэмоционального режима.
Активное использование современных педагогических технологий, в том числе
информационно-коммуникационных, а также профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм, позволяют педагогам школы осуществлять образовательную деятельность на оптимальном уровне.
Работа по психолого-педагогическому сопровождению участников образовательного
процесса осуществляется педагогом - психологом и педагогами школы. Разработан
перспективный план работы психологической службы школы, включающий мероприятия по психолого-педагогическому сопровождению.
Целью деятельности психологической службы является создание эффективной
системы психологического сопровождения всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей и педагогов) на ступени основного общего образования для реализации основной образовательной программы.
Задачи:
1. Обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного
процесса по отношению к начальной ступени общего образования с учётом специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенностей перехода из младшего школьного возраста в подростковый;
2. Формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся,
педагогов и родительской общественности;
3. Обеспечение вариативности направлений и форм психолого-педагогического
сопровождения участников образовательного процесса, а также диверсификации уровней сопровождения.
Основные направления психолого-педагогического сопровождения:
- сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся;
- формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни;
- дифференциация и индивидуализация обучения;
- мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка
одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;
- психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения;
- обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности;
- формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников;
- поддержка детских объединений, ученического самоуправления.
Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется на индивидуальном
групповом уровнях, уровне класса, уровне школы в следующих формах:
- профилактика;
- диагностика;
- консультирование;
- развивающая работа;
- просвещение;
- экспертиза.
План реализации основных направлений психолого-педагогического сопровождения в условиях введения ФГОС ООО
Направления деятельности:
1. Психологическое сопровождение учащихся в адаптационные периоды.
Задачи:
- выявить особенности психологической адаптации учащихся (5 класс)
- привлечь внимание родителей к серьезности проблемы периода адаптации
- осуществить развивающей работы с детьми, испытывающими трудности в адаптационный
период (эмоционально- волевая сфера).
Участники | Планируемые мероприятия | Сроки | Планируемые результаты |
Учащиеся 5-х классов | Наблюдения за процессом адаптации учащихся 5-х классов | В течение года | Выявление учащихся, имеющих трудности в адаптации. |
Родители учащихся 5-х классов | Психолого-педагогический лекторий «Адаптация в среднем звене школы учащихся 5- классов» | Сентябрь | Повышена психологическая компетенция в вопросах переживаемого детьми периода, представления об ответственности и совместном решении с ребёнком проблемных ситуаций (дать рекомендации). |
Родители и учителя 5-х классов | Индивидуальное консультирование | Сентябрь-декабрь | |
Учащиеся 5-х классов | Психолого-педагогическая диагностика уровня тревожности и мотивации учащихся 5-х классов | Октябрь (первичная) Апрель (вторичная) | Выявление учащихся 5-х классов с высоким уровнем тревожности и низкой мотивацией при переходе в среднее звено. |
Учителя | Педконсилиум по итогам адаптации учащихся 5-х классов школы | Октябрь | Выработка стратегии и тактики в оказании помощи учащимся, испытывающим трудности в адаптации. |
Учащиеся 5-х классов | Групповые и индивидуальные занятия с учащимися 5-х классов, показывающими высокий уровень тревожности | Ноябрь декабрь | Снижение тревожности у пятиклассников |
2. Психологическое обеспечение работы с одаренными детьми.
Задачи:
- выявить учащихся с высоким уровнем умственного развития
- обучить педагогов в части выявления и развития детской одаренности и работы с родителями одаренных детей.
Участники | Планируемые мероприятия | Сроки | Планируемые результаты |
Учащиеся 5- классов | Диагностика уровня умственного развития | сентябрь- декабрь | Выявить учащихся с высоким уровнем умственного развития. |
4. Сохранение психологического здоровья школьников в условиях образовательного
процесса.
Задачи:
- формирование добрых взаимоотношений в классе, стремления быть терпимым в обществе людей.
- профилактика табакокурения, употребления ПАВ
- просвещение родителей в сфере воспитания и взаимоотношении с детьми.
На основе знания учащимися факторов своего успешного обучения, инструментов оценивания личных достижений в учебной и внеурочной деятельности, способности прогнозирования и предупреждения проблем и трудностей, своевременной и эффективной психолого-педагогической помощи и поддержки будут достигнуты следующие результаты: положительная динамика качества обучения и познавательного развития обучающихся, повышение учебной мотивации школьников, осознанный выбор траектории дальнейшего обучения.
ООП основного общего образования МКОУ Петропавловской СОШ учитывает возрастные особенности подросткового возраста и обеспечивает достижение образовательных результатов основной школы через два ее последовательных этапа реализации:
Этап 5-6 классы – образовательный переход из младшего школьного возраста в подростковый. На данном этапе образования ООП ООО МКОУ Петропавловской СОШ обеспечивает:
- организацию сотрудничества между младшими подростками и младшими школьниками (разновозрастное сотрудничество), что позволяет решить проблему подросткового негативизма в его школьных проявлениях (дисциплинарных, учебных, мотивационных);
- разворачивание содержания учебного материала отдельных учебных дисциплин как возможность рассмотрения его другими глазами, что позволяет педагогам организовать изучение учебного материала на переходном этапе таким образом, что обучающиеся 5-6-х классов смогли работать над обобщением своих способов действий, знаний и умений в новых условиях с другой позиции – учителя, а также выстроить пробно-поисковые действия по определению их индивидуальных возможностей (индивидуальной образовательной траектории);
- формирование учебной самостоятельности обучающихся через работу в позиции «учителя», основанной на способности, удерживая точку зрения незнающего, помочь ему занять новую точку зрения, но уже не с позиции сверстника, а учителя;
- учебное сотрудничество между младшими и старшими подростками, что дает возможность педагогам организовать образовательный процесс так, чтобы младшие подростки, выстраивая свои учебные отношения со старшими подростками, могли бы сами определять границы своих знаний-незнаний и пробовать строить собственные маршруты в учебном материале;
- организацию образовательного процесса через возможность разнообразия выбора образовательных пространств (учения, тренировки, экспериментирования) обучающихся;
- организацию взаимодействия между учащимися, между учащимися и учителем в образовательном процессе через письменные дискуссии при работе с культурными текстами, в которых должны содержаться разные точки зрения, существующие в той или другой области знания, предмете рассмотрения.
Этап 7-9 классы – этап самоопределения и индивидуализации.
На данном этапе образования ООП основного общего образования МКОУ Петропавловской СОШ обеспечивает:
- наличие разнообразных организационно-учебных форм (уроки, занятия, тренинги, проекты, практики, конференции, выездные сессии и пр.) с постепенным расширением возможностей обучающихся осуществлять выбор уровня и характера самостоятельной работы;
- образовательные места встреч замыслов с их реализацией, места социального экспериментирования, позволяющего ощутить границы собственных возможностей обучающихся;
- выбор и реализацию индивидуальных образовательных траекторий в заданной учебной предметной программой области самостоятельности.
- организацию системы социальной жизнедеятельности и группового проектирования социальных событий, предоставление обучающимся поля для самопрезентации и самовыражения в группах сверстников и разновозрастных группах;
- создание пространств для реализации разнообразных творческих замыслов обучающихся, проявление инициативных действий.
Результатом реализации указанных требований является комфортная развивающая образовательная среда основного общего образования как базового условия:
- обеспечивающего достижение целей основного общего образования, его высокое качество, доступность и открытость для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;
- гарантирующего охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;
- преемственного по отношению к начальному общему образованию и учитывающей особенности организации основного общего образования, а также специфику возрастного психофизического развития обучающихся на данной ступени общего образования.
Удерживает все эти особенности и возможности ООП образовательная среда школы.
Образовательная среда МКОУ Петропавловской СОШ – целостная качественная характеристика внутренней жизни школы, которая определяется задачами, которые школа ставит и реально решает в своей деятельности; проявляется в выборе средств, с помощью которых эти задачи решаются (к средствам относятся выбираемые школой учебный план, учебные программы, расписание учебных и внеучебных занятий, организация работы на уроках, тип взаимодействия педагогов с обучающимися, качество оценок, стиль неформальных отношений между детьми, организация внеучебной школьной жизни, материально-техническое оснащение, оформление классов и коридоров и т.п.); содержательно оценивается по тому эффекту в личностном (самооценка, уровень притязаний, тревожность, преобладающая мотивация), социальном (компетентность в общении, статус в классе, поведение в конфликте и т.п.), интеллектуальном развитии детей, которого она позволяет достичь.
Главными показателями эффективности образовательной среды МКОУ Петропавловской СОШ являются: полноценное развитие способностей обучающихся; формирование у них побуждающих к деятельности мотивов; обеспечение инициативы детей самим включаться в ту или иную деятельность и проявлять собственную активность.
Таким образом, при выборе форм, способов и методов обучения и воспитания (образовательных технологий) на этапе основного общего образования МКОУ Петропавловская СОШ руководствуется возрастными особенностями и возможностями обучающихся и обеспечивает результативность образования с учетом этих факторов:
-расширение деятельностных форм обучения, предполагающих приоритетное развитие творческой и поисковой активности в учебной и во всех остальных сферах школьной жизни;
- организацию образовательного процесса с использованием технологий учебного сотрудничества, обеспечивающих расширение видов групповой работы обучающихся, их коммуникативного опыта в совместной деятельности как в одновозрастных, так и в разновозрастных группах, постепенный переход от устных видов коммуникации к письменным, в том числе с использованием возможностей информационных и коммуникативных технологий;
-использование проектной деятельности, проектных форм учебной деятельности, способствующих решению основных учебных задач на уроке;
-использование во всех классах (годах обучения) основной школы оценочной системы, ориентированной на обучение детей само - и взаимооцениванию (выбор конкретной технологии оценивания осуществляется ОУ).
При выборе применяемых образовательных технологий МКОУ Петропавловская СОШ учитывает, что все технологии, используемые в школьном образовании, должны решать задачи образования данной возрастной группы учащихся и обеспечивать преемственность и плавность перехода учащихся от одной ступени образования к другой.
Реализация системно-деятельностного подхода в МКОУ Петропавловской СОШ предусматривает широкое использование учащимися и педагогами в образовательном процессе современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий с учетом особенностей основной ступени образования.
Главным требованием к информационным и коммуникационным технологиям при реализации ООП ООО в МКОУ Петропавловской СОШ является их адекватность:
-возрастным особенностям детей основной ступени образования;
-определяемым этими особенностями содержательным задачам основного общего образования, а также обеспечение возможностей применения ИКТ во всех элементах учебного процесса, где такое применение уместно и соответствует дидактическим задачам, решаемым в данном элементе.
Средства ИКТ используются также в компенсирующей и коррекционной образовательной деятельности, позволяя учащимся, не справляющимся с освоением материала использовать средства ИКТ как вспомогательные инструменты работы.
Информационные технологии, используемые в МКОУ Петропавловской СОШ, ориентированы на поддержку поисковой деятельности, проверку гипотез, моделирование, а также контроль и оценку учебных действий обучающихся.
ООП ООО МКОУ Петропавловской СОШ составлена согласно требованиями Стандарта к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования являются (п. 25 Стандарта):
• обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к начальной ступени общего образования с учётом специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенностей перехода из младшего школьного возраста в подростковый;
• формирование и развитие психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса;
• обеспечение вариативности направлений и форм, а также диверсификации уровней психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.
Психолого-педагогическое сопровождение выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения,
воспитания, социализации. В связи с этим задача психолога - не только в том, чтобы овладеть методиками диагностики, консультирования, коррекции, но и в умении анализировать проблемные ситуации, программировать и планировать деятельность, направленную на их разрешение, сорганизовывать в этих целях участников образовательного процесса(ребенок, сверстники, родители, педагоги). Соответственно сфера ответственности системы психолого-педагогического сопровождения не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в обучении, но и должна включать в себя задачи обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков, так как гармоничное развитие личности возможно лишь при сохранении и укреплении их здоровья, определяемого как состояние физического, психического и социального благополучия, причем ключевым является понятие психического здоровья, включающего благополучие ребенка в эмоциональной и познавательной сфере, развитие характера и формирование личности, нервно-психическое состояние детей.
Задача формирования самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда, определяет необходимость широкого использования в системе сопровождения соответствующих программ развития социальных навыков, способности к личностному самоопределению и саморазвитию.
Целью психолого-педагогического сопровождения в учебно-воспитательном процессе является создание единого психологического пространства, способствующего развитию личностного, интеллектуального, творческого потенциала подростка.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
-Предупреждение возникновения проблем развития обучающихся.
-Помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями.
-Формирование мотивов самоактуализации, мотивации самовоспитания и саморазвития, активной социальной позиции.
-Развитие психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса.
-Психологическая служба осуществляет свою деятельность в соответствии со следующими направлениями деятельности: психодиагностика, психокоррекция, психопрофилактика и психологическое просвещение.
Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных уровнях (ступенях) образования:
Основная школа: сопровождение перехода в основную школу, адаптации к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями, сверстниками, педагогами, профилактика девиантного поведения.
Решение поставленных задач осуществляется через:
- организацию и проведение психолого-педагогических консилиумов по проблемам, связанным с переходом в основную школу;
- индивидуальную и групповую психодиагностику;
- индивидуальное консультирование;
- индивидуальные развивающие занятия с детьми, испытывающими различного рода трудности перехода к новым условиям обучения;
- групповые консультации, тематические встречи по проблемам, актуальным для детей данной возрастной группы;
- сетевое взаимодействие со специалистами медицинских и коррекционно-развивающих учреждений.
Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать:
-преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к начальной ступени общего образования;
-учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенности перехода из младшего школьного возраста в подростковый;
-формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности;
-вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся;
-формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; развития своей экологической культуры дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья; психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения; обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности;
-формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; поддержка детских объединений, ученического самоуправления);
-диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения);
-вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).
Деятельность школьного психолога по сохранению психологического здоровья подростков.
Работа с подростками.
Переход обучающегося в основную школу совпадает с предкритической фазой развития ребёнка — переходом к кризису младшего подросткового возраста (11—13 лет, 5—7 классы), характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания — представления о том, что он уже не ребёнок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.
Второй этап подросткового развития (14—15 лет, 8—9 классы) характеризуется:
— бурным, скачкообразным характером развития, т. е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребёнка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний;
— стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;
— особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;
— процессом перехода от детства к взрослости, отражающимся в его характеристике как «переходного», «трудного» или «критического»;
— обострённой, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование на данном возрастном этапе нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности;
— сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом (нормативный кризис с его кульминационной точкой подросткового кризиса независимости, проявляющегося в разных формах непослушания, сопротивления и протеста);
— изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий — объёмы и способы получения информации (СМИ, телевидение, Интернет).
Работа на этом этапе включает в себя:
Контроль над адаптацией учащихся пятых классов и вновь прибывших детей Психологический мониторинг. Для отслеживания динамики в основной школе, по результатам составляется психолого-педагогический портрет учащегося.
Что касается работы по сохранению психологического здоровья подростков, то здесь проводятся тренинги на снятие агрессивности, неуверенного поведения. Для самых трудных подростков с делинквентным поведением разрабатываются индивидуальные программы. Данные программы реализуются совместно с учителями предметниками, классными руководителями. Используются компьютерные игры на развитие внимания, воображения, мышления. Большой психопрофилактический и развивающий эффект имеют психологические игры.
Психологическая игра - это игровое действие, развивающее способность к самоконтролю в социальной ситуации, критичность к себе и другим, способность анализировать свои действия, сплачивает детский коллектив, создаёт положительный эмоциональный настрой, тем самым предупреждает возникновение проблем, связанных с личностным развитием школьников. Игра является средством всестороннего развития воспитанника.
Проблемы диагностики, развития и психолого-педагогического сопровождения одаренных детей
На первом этапе выявления одаренных детей учитываются сведения о высоких успехах в какой-либо деятельности ребенка от родителей и педагогов.
Второй этап можно обозначить как диагностический. На этом этапе проводится индивидуальная оценка творческих возможностей и особенностей нервно-психического статуса ребенка. Ребенок обследуется набором психологических тестов в зависимости от предпочтительности того или иного варианта потенциальных возможностей. При предпочтительности развития интеллектуальной сферы ребенок отличается остротой мышления, любознательностью и легко учится, обнаруживает практическую смекалку. В этих случаях используются методики, направленные, прежде всего на определение базовых когнитивных и речевых параметров у одаренных детей (например, методика Векслера, шкала интеллекта Стайфорине и т.д.)
У детей, одаренных в сфере академических достижений, наиболее развиты могут быть отдельные склонности - к языку и литературе, математике или естествознанию. Поэтому задача психолога не только определить уровень общего интеллектуального развития, но и оценить предпочтительную сторону мышления (Стенфордский тест достижений).
Дети с творческим и продуктивным мышлением отличаются независимостью, некомфортностью поведения, способностью продуцировать оригинальные идеи, находить нестандартное решение, изобретательностью. Их выявление предусматривает оценку прежде всего их творческих наклонностей (тесты Торренса) и личностных характеристик (опросники Аизенка, Личко, тест Люшера и т.п.).
Дети с преимущественным преобладанием контактности, потребности в общении и лидерстве отличаются инициативностью, высокими организаторскими способностями, их обычно легко выбирают на главные роли в играх и занятиях, они уверенно чувствуют себя среди сверстников и взрослых. В этом случае помогут личностные методики и социометрия.
Если же у ребенка преобладают художественные способности, он с ранних лет проявляет склонность к рисованию или музыке, психологическое тестирование должно быть направлено на оценку степени эмоциональной устойчивости и уровня нейротизма. Эти дети обычно отличаются высокой ранимостью и требуют индивидуального психологического подхода со стороны педагогов.
На третьем этапе работы с одаренными детьми основная роль отводится педагогам, задача которых - сформировать и углубить их способности. Обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности.
Занятия по профориентации: Курс занятий по профориентации «Мои профессиональные намерения» авт. М.Ю. Савченко; Социально-психологический тренинг «Лидер».
Формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни - социально-психологический тренинг "Я и мое здоровье", авторы Е.И. Белова, В.А. Бондаренко; Тренинговые занятия по формированию социальных навыков для учащихся 5 класса "Я и мы" авт. Родионов В.А., Ступницкая М.А.
Психологическое сопровождение учащегося в режиме психологического мониторинга дает возможность:
-определить относительное место учащегося в классе и параллели;
-провести ранжирование учащихся (классов) по заданному параметру;
-выделить группы учащихся с высокими и низкими показателями;
-отследить динамику изменений результатов от года к году;
-провести сравнение групп (классов, параллелей) по заданным параметрам;
-получить сравнительную оценку качества работы учителей.
Психологический мониторинг представляет собой систему постоянного отслеживания посредством психологической диагностики процесса личностного развития учащегося (ребенка), создания банка психологических данных на каждого учащегося (ребенка), проектирование индивидуальной психологической и педагогической траектории учащегося (ребенка).
Психологический мониторинг реализует следующие задачи:
-получение максимально полной психологической информации, характеризующей образовательный процесс в школе (ДОУ);
-предоставление этой информации в наиболее удобном виде пользователям разного уровня;
-структурирование системы психолого-педагогических коррекционных мероприятий.
Работа психологической службы ОУ в режиме психологического мониторинга осуществляется по следующим направлениям: психологическая диагностика —> анализ результатов —> рекомендации, консультация —> коррекционные мероприятия —> психологическая диагностика —> анализ результатов —> рекомендации, консультация —> коррекционные мероприятия и т.д. Психологический мониторинг – комплексная технология, объединяющая диагностику, консультацию, коррекцию в единую эффективную систему психологических средств, реализуемых в определенной последовательности, наполняемых строго отобранным содержанием и позволяющих гибко и действенно осуществлять психологическое сопровождение образовательного процесса, достигать желаемую цель. При помощи психологического мониторинга оценивается процессуальная сторона обучения и прежде всего качественные характеристики восприятия и усвоения знаний учащимися. Следовательно, в качестве показателя результативности следует рассматривать динамику психологического развития ребенка (то есть возникновение и развитие психических новообразований – познавательной мотивации, расширения зоны ближайшего развития, субъективной позиции в деятельности, произвольности и др.). Педагогическая и психологическая трактовки образовательного процесса и результатов обучения при существенных различиях тесно взаимосвязаны. Нельзя изменить уровень развития ребенка, не расширяя при этом его осведомленность и круг практических умений. Невозможно формировать полноценные знания и умения, не изменяя при этом уровень психического развития. Поэтому показатели результативности образовательного процесса являются по своей сути психолого-педагогическими.
При помощи психологического мониторинга отслеживаются следующие психологические критерии, показатели результативности образовательного процесса в школе:
познавательная сфера ребенка (восприятие, память, внимание, мышление) и динамика ее развития, сформированность учебной деятельности;
мотивационная сфера и динамика ее развития;
эмоционально-волевая сфера (уровень тревожности, активности) и динамика ее развития, влияние эмоционального состояния на процесс обучения, удовлетворенность различными сторонами образовательного процесса;
личностная сфера (самооценка, потребность в достижении, уровень коммуникации, ценностные ориентации) и динамика ее развития.
Периодичность проведения психологической диагностики на различных ступенях обучения:
1. Диагностика познавательной сферы учащихся. В соответствии со спецификой качественных изменений в умственном развитии школьников и закономерностей становления учебной деятельности можно выделить особые “показательные” этапы школьного образования. Психологическая диагностика, проведенная на этих этапах, позволит выявить качественные изменения и определить общие тенденции в умственном развитии и формировании учебной деятельности у школьников, т.е. наиболее достоверно представить результаты образовательного процесса с точки зрения общей образованности учащегося.
2. Диагностика мотивационной сферы учащихся. Учебная мотивация у различных возрастных групп школьников проявляется по-разному. Чтобы понять специфику мотивов у школьников разных возрастов, необходимо соотнести их с особенностями каждого возраста в целом. Принято выделять три периода: младший школьный возраст (7-10 лет, учащиеся начальных классов), средний школьный возраст, или подростковый (10-15 лет, учащиеся 5-9 классов), старший школьный возраст, или возраст ранней юности (15-17 лет, учащиеся 10-11 классов). Учебная мотивация будет иметь для этих возрастов свои особенности.
3. Диагностика эмоционально-волевая и личностной сферы. Так как особенности эмоционально-волевой и личностной сферы ребенка в достаточно высокой степени влияют на уровень адаптации и процесс обучения ребенка в школе, поэтому особенно целесообразно ее изучение в “критические” возрастные адаптационные периоды:
Например, при проведении психологической скрининговой диагностики (в рамках проведения психологического мониторинга) с учащимися в адаптационные периоды школьного обучения (в 5 классе) может быть использован следующий психодиагностический инструментарий:
№ | Диагностируемые параметры | Диагностический инструментарий |
Учащиеся 5-ых классов | ||
1. | Уровень умственного развития | Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) |
2. | Уровень сформированности учебной деятельности | Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) |
3. | Уровень и характер школьной тревожности | Тест школьной тревожности Филлипса |
4. | Уровень сформированности учебной мотивации | Методика изучения мотивации обучения у учащихся 5-ых классов М.И. Лукьяновой, Н.В. Калининой |
Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.
Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств потребует создания национальной системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций должны стать основным предметом деятельности школьного психолога.
В связи с этим должна быть модернизирована система управления школой: важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса.
Работа психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса.
Цель: создание психологических условий для полноценного развития и успешного обучения, учащихся в ситуациях школьного взаимодействия.
Задачи:
Систематическое отслеживание особенностей психологического развития ребенка на различных этапах обучения.
Создание в педагогической среде психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.
Развивать, поддерживать и поощрять интерес детей к творческой деятельности.
Создание психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.
Создание благоприятного психологического климата для творческого развития учащихся, учителей и школы в целом.
Важнейшие направления практической деятельности школьного психолога в рамках психолого-педагогической поддержки:
диагностика;
коррекционная работа;
профилактика;
консультирование;
развивающая работа;
экспертиза;
просвещение.
Психодиагностическая работа в школе осуществляется по следующим направлениям:
1.Познавательная сфера (мышление, память, восприятие, психомоторика и т. д.)
2. Эмоционально-волевая сфера (тревожность, агрессия, комфортность, воля и т. д.)
3. Коммуникативная сфера (социометрия класса).
Психопрофилактическая работа в 5 классах осуществляется по следующим направлениям:
1.Развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации учащихся.
2.Развитие памяти, воображения и т. д.
3.Развитие эмоциональной сферы (эмоционального Q)
4. Развитие творческих способностей и совершенствование познавательных процессов.
Психокоррекционная работа.
Работа с учащимися:
Коррекционная работа проводится по результатам диагностики, по запросам учителей и родителей. Эффективность коррекционных воздействий отслеживается после повторного диагностического обследования (по результатам социограмм, диагностики тревожности, познавательной сферы, по наблюдениям, по обратной связи с учителями и родителями и учащимися. Данная работа осуществляется в следующих сферах:
1. Познавательная (уровень развития познавательных процессов, школьная мотивация);
2. Эмоционально-волевая (тревожность, агрессия, самоконтроль и т. д.);
3. Коммуникативная (нарушение взаимоотношений со сверстниками, нарушения благополучия в семье и т. д.)
Основные методы коррекционных воздействий:
1. Индивидуальная игровая терапия (подвижные, познавательные и сюжетно-ролевые игры);
2. Сказкотерапия (чтение, составление историй);
3. Психогимнастика;
4.Релаксационные упражнения (нервно-мышечное расслабление, дыхательные техники т.д.);
Работа с родителями:
Основная тематика консультаций:
1.Адаптация и дезадаптация;
2.Тревожность;
3.Агрессивность;
4.Нестабильность эмоционального состояния;
5.Гиперактивность;
6. Низкий уровень познавательных процессов;
Работа с учителями:
Основная тематика консультаций:
1.Адаптация и дезадаптация;
2.Тревожность;
3.Агрессивность;
4.Нестабильность эмоционального состояния;
5.Гиперактивность;
6. Низкий уровень познавательных процессов;
Консультативная и просветительская работа
1.Индивидуальная:
а) с учителями (проводятся по запросам и результатам диагностики; экспресс – обзор групп по результатам диагностики школьной мотивации.
б) с родителями (проводится по запросам и результатам диагностики)
2. Групповая:
а) с родителями (экспресс - выступления на родительских собраниях, тематические встречи с родителями по заранее выбранной проблеме, подбор психологической литературы для родителей.
б) с учителями (выступления на методических секциях).
Развивающая работа
Программа адаптации учащихся 5-ых классов (практические занятия, направленные на сплочение класса)
Практические занятия по эффективной коммуникации (проводятся с группой желающих по запросу)
Экспертная работа
Психологический анализ урока
Административные совещания по различным вопросам
Психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа психолого-педагогического сопровождения в рамках обучения ФГОС
Подробная программа для работы психолога и педагогов в рамках реализации ФГОС....
Программа психолого педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС ООО на 2013-2018 г.г.
Программа психолого педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС ООО на 2013-2018 г.г....
Программа психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО
На современном этапе развития системы образования возникает необходимость разработки и организации системы психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС в среднем и старшем з...
Программа психолого-педагогического сопровождения ФГОС НОО МБОУ "СОШ №6"
В программе психолого-педагогического сопровождения ФГОС НОО отражено следующее:Мониторинг оценки достижения планируемых результатов обучающихся начальных классов- Метапредметные УУД- ПредметныеОтраже...
Программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС
Программа «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях введения ФГОС» на 2013-2018 год. Цель программы:Создание оптимальных психолого-педагогических условий для ра...
Программа Психолого-педагогического сопровождения внеурочной деятельности 5-х классов с учетом введения ФГОС ООО «Познай себя»
Программа призвана приобщить обучающихся к вопросам самопознания. С опорой на психологию и этику изучаются возможности, потребности, способности и интересы человека. Как извест...
Программа психолого-педагогического сопровождения ФГОС начальной школы
Программа психолого-педагогического сопровождения ФГОС начальной школы...