Проект по разработке модели психолого-педагогического сопровождения ФГОС ООО (среднее звено) в рамках образовательного учреждения
проект по психологии (5 класс) на тему
Проект по разработке модели психолого-педагогического сопровождения ФГОС ООО в рамках образовательного учреждения разработан для реализации в условиях сельской малокомплектной школы. Успешно реализовывался в течении 2 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ministerstvo_obrazovaniya_i_nauki_samarskoy_oblasti.docx | 83.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
Итоговая работа
на тему: «Проект по разработке модели психолого-педагогического сопровождения ФГОС ООО (среднее звено) в рамках образовательного учреждения»
Курсы повышения квалификация по ИОЧ
ИБ -1 (с 22.10.2012 по 26.10.2012) «Модернизация региональной системы образования»
ИБ- 2 (с 29.10.2012 по 02.11.2012) «Развитие профессиональных компетенций работников образования»
Работу выполнила:
Максимова Елена Викторовна
педагог-психолог
ГБОУ Пестравский
психологический центр
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов основного общего образования становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит учителю осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала. А работа психолога становится необходимым элементом в учебно-воспитательном процессе, неразрывно связанным с профессиональной деятельностью педагогов.
В 2012-13 учебном году в школах Самарской области проводится эксперимент по внедрению ФГОС ООО. В связи с этим возникает необходимость разработки модели психолого-педагогического сопровождения ФГОС ООО в рамках конкретного образовательного учреждения.
Тема проекта: | Проект по разработке модели психолого-педагогического сопровождения ФГОС ООО (среднего звена) в рамках образовательного учреждения |
Область применения: | Психолого-педагогическая |
Цель проекта: | Создание модели психолого-педагогического сопровождения ФГОС ООО на базе государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы с. Падовка муниципального района Пестравский Самарской области (ГБОУ СОШ с. Падовка). |
Задачи проекта: |
систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения в соответствии с требованиями ФГОС ООО; создать оптимальные социально- психологические условия личностного и интеллектуального развития обучающихся, соблюдая принцип преемственности на каждом возрастном этапе;
|
Целевая аудитория: | Пятиклассники, родители, педагоги, классный руководитель, администрация |
Помощники: | Специалисты ГБОУ Пестравского психологического центра, специалисты кабинета профилактики, педагоги, администрация, центр «Семья» |
Сроки реализации проекта: | 01.09. 2012г. – 01.07. 2013г. |
Этапы осуществления проекта: | I этап – первый (апрель 2012г. – сентябрь 2012г.) II этап – основной (01.09.2012 – 20.05.2013г.) III этап – заключительный (20.05.2013 – 01.07.2013г.) |
Предполагаемые результаты: |
3. Мониторинг формирования УУД у пятиклассников
4. Разработка и реализация общешкольной программы развития УУД с учетом психологических и возрастных закономерностей их формирования. |
В данном проекте используется следующий понятийный аппарат: ФГОС ООО, УУД, модель психолого-педагогического сопровождения, метапредметные результаты.
Объект исследования: модель психолого-педагогического сопровождения.
Предмет исследования: особенности этой модели в связи с введением ФГОС нового поколения.
Особенности психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса в 2012-2013 учебном году определяются внедрением новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ООО).
Целью психолого-педагогического сопровождения является создание социально-педагогической среды для максимального личностного развития и успешного обучения ребёнка.
В ходе психолого-педагогического сопровождения решаются следующие задачи:
- осуществление преемственности при переходе в среднюю школу;
- систематическое отслеживание уровня развития и обучения каждого школьника (диагностические срезы, периоды их проведения с учетом возрастных особенностей и ситуации обучения);
- создание социально-педагогических условий для формирования и развития УУД у учащегося с учётом его индивидуальных особенностей;
- построение системы работы психолого-педагогического сопровождения, участниками которой станут учителя, психолог и родители, включающую просвещение, консультирование, коррекцию, профилактику с учетом полученных данных.
Таким образом, основными направлениями деятельности психолога остаются: просветительская и профилактическая работа, психодиагностика (традиционное звено работы школьного психолога), развивающая и коррекционная работа, психологическое консультирование, экспертная работа, организационно-методическая.
Работа психолога охватывает всех участников образовательного процесса: учащихся, родителей, педагогов и администрацию.
Направлениями деятельности педагога-психолога, с введением ФГОС ООО в 2012-2013 году становятся:
1. Сопровождение внедрения ФГОС в 5-х классах. Просвещение педагогов и родителей по психолого-педагогическим аспектам новых образовательных стандартов. Диагностика учащихся на этапе перехода в среднее звено, мониторинг формирования УУД у пятиклассников.
2. Участие в разработке и реализации общешкольной программы развития УУД с учетом психологических и возрастных закономерностей их формирования.
3. Участие в оценке достижений планируемых метапредметных и личностных результатов.
4. Разработка и реализация групповых развивающих занятий по формированию УУД. Проведение тренинговых занятий с учащимися, направленных на личностное развитие, на развитие познавательных, регулятивных, коммуникативных действий.
5. Выявление учащихся с проблемами формирования УУД, разработка и реализация индивидуальных программ коррекционного воздействия, предоставление рекомендаций педагогам и родителям ребенка, испытывающего трудности в обучении.
6. Психологическая поддержка педагогов в сложной ситуации, связанной с коренными изменениями в организации воспитательно-образовательного процесса. Проведение групповых и индивидуальных консультаций. Организация тренингов развития профессиональных и личностных компетенций учителя.
Ресурсы ГБОУ СОШ с. Падовка.
ГБОУ СОШ с. Падовка располагает следующими ресурсами: По состоянию на 1 января 2012 года школа является малокомплектной.
В школе сформировано 14 класс-комплектов, в которых обучаются 124 обучающихся. Распределение обучающихся по класс-комплектам выглядит следующим образом:
Средняя наполняемость составляет:
- в 1-4 кл. 8 чел.
-в 5-9 кл. 9 чел.
-в 10-11 кл. 11 чел.
-по школе 8,9 чел.
В школе организовано индивидуальное обучение по медицинским показаниям для 2 обучающихся.
ГБОУ СОШ с. Падовка расположена на расстоянии 70 км. От районного центра, автобусного сообщения нет.
В учреждении обучаются дети их трех сел: с. Падовка, с. Тростянь, с. Мало-Архангельское. Для детей из сел Тростянь и Мало-Архангельское организован подвоз на школьном автобусе по двум маршрутам: Падовка-Тростянь-Падовка, Падовка-Мало-Архангельское-Падовка.
Подвоз | 5 кл. | 6 кл. | 7 кл. | 8 кл. | 9 кл. | 10 кл. | 11 кл. | ИТОГО |
с.Тростянь | 2 | 1 | - | 5 | - | 3 | - | 11 |
с.Мало-Архангельское | 2 | 1 | 1 | 2 | 5 | 2 | 2 | 15 |
Основную категорию обучающихся школы составляют дети из малообеспеченных семей. Социальный статус семей.
№ п/п | Статус семьи | Количество семей | Детей в них |
1 | Многодетная | 10 | 24 |
2 | Неполная | 21 | 32 |
3 | Малообеспеченная | 83 | 117 |
4 | Приемная | 1 | 3 |
5 | Неблагополучная | 2 | 4 |
Результаты медицинского осмотра обучающихся школы.
Группа здоровья | Физкультурная группа | Освобожденные | ||||||
I | II | III | IV | Основная | Специальная | Подготовительная | ||
Количество обучающихся | 33 | 56 | 30 | - | 103 | 16 | ||
Процент | 28% | 47% | 25% | - | 87% | 13% |
По результатам видно, что абсолютно здоровых детей всего 28%.
В связи с этим важно проводить комплексную работу по сохранению здоровья обучающихся, использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, вовлечению обучающихся занятиями в спортивных секциях.
Качество обученности и уровень успешности обучающихся
На начало третьей четверти уровень обученности по школе составляет 100%, качество знаний – 65,1%.
Сведения о педагогических кадрах.
Всего педагогических работников -24. Из них:
- ГБОУ СОШ с.Падовка – 17 педагогов;
- Тростянский филиал – 1 педагог;
- Малоархангельский филиал – 4 педагога;
- Структурное подразделение – 2 педагога
Распределение педагогов по уровню образования
Учреждения | Высшее | Среднее специальное | Среднее |
ГБОУ СОШ с. Падовка | 12 | 5 | - |
Тростянский филиал | - | 1 | - |
Малоархангельский филиал | 4 | - | - |
Структурное подразделение | - | 1 | 1 |
ИТОГО | 16 | 7 | 1 |
Характеристика педагогических кадров по квалификационным категориям
50% педагогов имеют стаж более 20 лет. Средний возраст педагогов – 42 года.
Материально-техническая оснащенность образовательного процесса
Обучение ведется в 4 зданиях, оснащенных автоматической пожарной сигнализацией.
Школа имеет:
- Спортивный зал площадью 161,5 кв.м, оснащенный современным спортивным оборудованием;
- Спортивную площадку S=315 кв.м;
- Комбинированную учебную мастерскую;
- 16 учебных кабинетов;
В рамках национального образовательного проекта для кабинетов физики и биологии получено современное учебное оборудование.
- Учебные кабинеты оснащены регулируемыми ученическими комплектами мебели, аудиторными досками, софитами;
- 23 компьютера, в том числе 7 ноутбуков;
- 3 мультимедийных проектора;
- 6 беспроводных каналов для доступа к сети Интернет;
- 2 точки доступа к сети Интернет через выделенную телефонную линию;
- В двух зданиях имеется школьная столовая для организации горячего питания обучающихся;
- Имеется школьная библиотека, обеспеченность учебными пособиями которой составляет %, в том числе за счет школьных ресурсов %;
- В фонде библиотеки находится:
-790 экземпляров художественной литературы;
-42 экземпляра электронных пособий.
Партнерства образовательного учреждения
Режим работы школы – 5-ти дневная учебная неделя в 1 смену. Организация учебного процесса регламентируется учебным планом и расписанием занятий. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся соответствует максимально допустимому количеству часов с учетом 5-ти дневной учебной недели.
Стратегическая цель работы школы: создание благоприятной воспитательно-образовательной среды, способствующей обеспечению доступного и качественного образования, формированию здоровой, активной, творческой личности, готовой к успешной самореализации в современном обществе.
Задачи:
1.Обеспечение нового качества и результативности образовательной деятельности на основе компетентностно-ориентированного подхода:
-добиться уровня обученности по ступеням обучения:
I ступень – 100%;
II ступень – 97%;
IIIступень – 100%.
-добиться качества знания по ступеням обучения:
I ступень – не ниже 70%;
II ступень –не ниже 50%;
III ступень – не ниже 55%.
-добиться соответствия результативности итоговой аттестации выпускников 9 класса на уровне годовых;
-добиться получения аттестатов о среднем (полном) общем образовании 100% выпускников 11 класса;
-достичь сформированности ключевых компетентностей: коммуникативной, информационной, готовности к решению проблем у выпускников школы не ниже 80%;
-увеличить число личностно-ориентированных проектов у 50% обучающихся.
2.Обеспечение условий для перехода на ФГОС второго поколения.
3.Обеспечить условия для индивидуализации и дифференциации на старшей ступени обучения:
-увеличить количество предложенных курсов предпрофильной подготовки до 20;
-увеличить количество предложенных элективных курсов до 23.
4.Обеспечить условия для развития информационной среды школы:
-увеличить количество педагогов, использующих ИКТ-технологии в учебном и воспитательном процессе до 85%;
-организовать персональный доступ к образовательным ресурсам сети Интернет обучающихся и педагогов до 100%.
5.Обеспечить условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, включения их в физкультурно-оздоровительную деятельность:
-увеличить количество обучающихся, занятых в секциях до 65%;
-обеспечить процент охвата обучающихся горячим питанием до 95%;
-добиться положительной динамики состояния здоровья обучающихся по результатам медосмотра.
6.Создать условия для повышения профессионального мастерства педагогов:
-увеличить количество педагогов, охваченных курсовой подготовкой до 40%;
-обеспечить прохождение аттестации на присвоение квалификационной категории не менее 5% педагогов;
-обеспечить участие в конкурсах профессионального мастерства не менее 5% педагогов;
-обеспечить распространение и обобщение опыта работы не менее 15% педагогов.
7.Создать условия для реализации творческих способностей обучающихся, их социальной адаптации в обществе:
-увеличить количество обучающихся, занимающихся в объединениях разной направленности до 60%;
-увеличить количество обучающихся, принимающих участие в конкурсах различного уровня до 45%;
-достичь уровня социализированности личности обучающихся 9, 11 классов:
-высокий – 20%;
-средний – 80%;
-низкий – 0%.
Формирование УУД в рамках ФГОС ООО.
Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов следующие компетенции: предметные, метапредметные и личностные. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств требует создания системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций становятся основным предметом деятельности школьного психолога.
Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от усвоения знаний, умений и навыков к развитию Личности учащегося.
Универсальные учебные действия - это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Универсальные учебные действия (УУД) делятся на четыре основные группы.
Коммуникативные УУД - обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Личностные УУД - обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий: действие смыслообразования и действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.
Регулятивные УУД - обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль в форме сличения способа действия и его результата, коррекция, оценка, волевая саморегуляция.
Познавательные УУД - включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения.
План работы педагога-психолога по формированию и мониторингу УУД у учащихся является частью общешкольной программой развития УУД и должен реализовываться согласовано с планом работы педагогов работающих в 5 классе по формированию УУД, планом административного контроля процессов и результатов внедрения системы оценки планируемых результатов.
План работы по психолого-педагогическому сопровождению
ФГОС ООО в ГБОУ СОШ с. Падовка
Проблема | Средства решения | Сроки проведения | Адресат | Результат |
Преемственность 1 и 2 ступени образования | 1. Диагностика: - изучение эмоционального отношения к учению (А.Андреева) - методика изучения уровня притязаний и самооценки школьника А.М. Прихожан - метод мотивационно-смысловой индукции Ж. Ньютена - групповой интеллектуальный тест ГИТ (М. К. Акимова, Е.М. Борисова) 2. Психопрофилактика: 2.1.Методическое объединение учителей начальных классов и среднего звена по результатам диагностики 2.2. Консультирование педагогов предметников по результатам диагностики 2.3. Родительское собрание на тему «Психологическая поддержка при переходе в 5 класс» | Апрель 2012 Сентябрь 2012 Май, сентябрь Май 2012 | Учащиеся 4го класса Педагоги Педагоги Родители | Уровень сформированности УУД, а также готовность к переходу из начальной школы в среднюю Информирование педагогов о результатах диагностики с рекомендациями, повышение психолого-педагогической компетенции Информирование родителей о возможных проблемах у детей в среднем звене и пути их решения |
Социально-психологический мониторинг сопровождения ФГОС ООО | 1. Диагностика: -тест «Прогрессивные матрицы Равена» - тест Тулуз - Пьерона Тест «Индекс отношения к здоровью» 2. Итоговый мониторинг: - изучение эмоционального отношения к учению (А.Андреева) - методика изучения уровня притязаний и самооценки школьника А.М. Прихожан - метод мотивационно-смысловой индукции Ж. Ньютена - групповой интеллектуальный тест ГИТ (М. К. Акимова, Е.М. Борисова) -тест «Прогрессивные матрицы Равена» - тест Тулуз- Пьерона Тест «Индекс отношения к здоровью» 3. Аналитическая деятельность | Сентябрь 2012 Апрель 2013 Май 2013 | Учащиеся 5го класса Учащиеся 5го класса Учащиеся 5го класса | Уровень сформированности УУД Уровень сформированности УУД Отслеживание динамики учащихся |
Сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни | 1. Мониторинг изучения распространения негативных явлений среди подростков 2. Тренинговые занятия по здоровому образу жизни 3. Классные часы по проблеме здоровья. (4-5 мер.) 4. Участие психологов в днях здоровья школы. 5. Родительское собрание « Роль семьи в формировании здорового образа жизни» | Сентябрь 2012 Декабрь 2012 В течение учебного года По плану школы Март 2013 | Учащиеся 5го класса Учащиеся 5го класса Учащиеся 5го класса Учащиеся 5го класса Родители | Информация о распространении негативных явлений среди подростков Формирование установок на здоровый образ жизни, обучение способам саморегуляции эмоционального состояния Повышение родительской компетентности |
Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов | 1. Индивидуальные и групповые консультации по результатам мониторинга 2. Индивидуальные и групповые консультации педагогов предметников по вопросам формирования УУД 3. Индивидуальные консультации педагогов по вопросам продвижения отдельных учащихся 4. Методическое объединение педагогов «Особенности формирования УУД в условиях реализации ФГОС ООО» | В течение года Январь | Педагоги Педагоги | Получение педагогом знаний, технологий необходимых для формирования УУД |
Формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников | 1. Тренинг по эмоциональному сплочению класса («Я+Ты=Мы») 2. Консультирование учащихся по проблемам взаимоотношений со сверстниками 3. Классные часы: «Добро, зло», «Воспитание толерантности» 4. Консультирование родителей по проблемам общения с ребёнком в семье и общения со сверстниками. | Февраль В течение года В течение года В течение года | Учащиеся Учащиеся Учащиеся Родители | Положительная динамика в личностном развитии учащихся, развитие рефлексии Оказание психологической поддержки детям с низким социальным статусом в классе, с низкой самооценкой, детям с повышенной тревожностью Повышение родительской компетентности по вопросам воспитания и общения |
На заключительном этапе делается аналитический отчет о проведенных мероприятиях, статистический анализ по результатам диагностики, проводятся индивидуальные и групповые консультации с педагогами с целью обсуждения результатов работы. Итог работы подводится на педсовете в конце учебного года.
Список литературы
- Дубровина И.В., Прихожан А.М., Данилова Е.Е., Дубровина И.В.. «Психология. 5 класс». И.: «Московский психолого-социальный институт», 2007.
- Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. Под ред. И. В. Дубровиной.М.: 2001.
- Особенности личностного и профессионального развития субъектов образовательного пространства в современных социально-экономических условиях. Под редакцией Л. М. Митиной М.: 2010 .
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М.: «Просвещение» 2011.
- Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Пособие для учителя. Под редакцией А. Г. Асмолова. М.: «Просвещение» 2011.
- Хухлаева О. В. Школьная психологическая служба, М.: 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проек. Тема "Разработка модели психолого-педагогического сопровождения учащихся 5-х классов в адаптационный период
Педагогический проект/ Тема: Разработка модели психолого-педагогического сопровождения учащихся 5-х классов в адаптационный период. СОДЕРЖАНИЕ Введение...
"Методические рекомендации по разработке системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС".
Методические рекомендации....
Модель психолого - педагогического сопровождения здоровьесберегающей деятельности «Основ Школы Здоровья» МКОУ СОШ № 15 х.Садовый
Ресурс представляет собой модель психолого-педагогического сопровождения здоровьесберегающей деятельности в школе....
Модель психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса
Представлена блок-схема системы взаимодействия педагога-психолога с участникками образовательного процесса....
Модель психолого-педагогического сопровождения обучающегося с задержкой психического развития (ЗПР) в образовательной организации, реализующей инклюзивные практики в условиях внедрения ФГОС ОВЗ (на примере дошкольного отделения)
Целью психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ЗПР в ГБОУ Школа № 830 является: •разностороннее развитие детей, коррекция недостатков в их развитии, профилактика нарушений, имеющих ...
Коррекционно-развивающая программа "Развитие памяти, внимания, мышления, логики для учащихся начального и среднего звена специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII, VIII вида"
Программа практического сопровождения учащихся, направленная на развитие высших психических функций детей...
Презентация на тему: Модель психолого-педагогического сопровождения в условиях ФГОС
В презентации представлены требования работы педагога-психолога как необходимого элемента системы упраления образовательным процессом школы. Описываются цели, задачи и направления деятельности педагог...