Проект по разработке модели психолого-педагогического сопровождения ФГОС ООО (среднее звено) в рамках образовательного учреждения
проект по психологии (5 класс) на тему

Елена Викторовна Максимова

Проект по разработке модели психолого-педагогического сопровождения ФГОС ООО в рамках образовательного учреждения разработан для реализации в условиях сельской малокомплектной школы. Успешно реализовывался в течении 2 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ministerstvo_obrazovaniya_i_nauki_samarskoy_oblasti.docx83.23 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов  САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

Итоговая  работа

на тему: «Проект по разработке модели психолого-педагогического сопровождения ФГОС ООО (среднее звено) в рамках образовательного учреждения»

Курсы повышения квалификация по ИОЧ

ИБ -1 (с 22.10.2012 по 26.10.2012)  «Модернизация региональной системы образования»

ИБ- 2 (с 29.10.2012 по 02.11.2012) «Развитие профессиональных         компетенций работников образования»

                         

                               Работу выполнила:

              Максимова Елена Викторовна

           педагог-психолог

                            ГБОУ Пестравский

                            психологический центр                                                                                    

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов основного общего образования становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит учителю осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала. А работа психолога становится необходимым элементом в учебно-воспитательном процессе, неразрывно связанным с профессиональной деятельностью педагогов.

В 2012-13 учебном году в школах Самарской области  проводится эксперимент по внедрению ФГОС ООО. В связи с этим возникает необходимость разработки модели психолого-педагогического сопровождения ФГОС ООО в рамках конкретного образовательного учреждения.  

Тема проекта:

Проект по разработке модели психолого-педагогического сопровождения ФГОС ООО (среднего звена) в рамках образовательного учреждения

Область применения:

Психолого-педагогическая

Цель проекта:

 Создание модели психолого-педагогического сопровождения ФГОС ООО на базе государственного бюджетного  общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы с. Падовка муниципального района Пестравский Самарской области (ГБОУ СОШ с. Падовка).

Задачи проекта:

  • изучить ресурсы школы
  • разработать план  психолого-педагогического сопровождения ФГОС ООО в ГБОУ СОШ с. Падовка на 2012-13 уч. год

    систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения в соответствии с требованиями ФГОС ООО;

  создать оптимальные социально-     психологические условия личностного и интеллектуального  развития обучающихся, соблюдая принцип преемственности на каждом возрастном этапе;

  • создать психолого-педагогические условия, способствующие повышению уровня профессиональной мотивации и компетентности педагогов в условиях введения ФГОС ООО
  • проанализировать результаты и сделать выводы.

Целевая аудитория:

Пятиклассники,  родители, педагоги, классный руководитель, администрация

Помощники:

Специалисты ГБОУ Пестравского психологического центра, специалисты кабинета профилактики, педагоги, администрация, центр «Семья»

Сроки реализации проекта:

 01.09. 2012г. – 01.07. 2013г.

Этапы осуществления проекта:

I этап – первый (апрель 2012г. – сентябрь 2012г.)

II этап – основной (01.09.2012 – 20.05.2013г.)

III этап – заключительный (20.05.2013 – 01.07.2013г.)

Предполагаемые результаты:

  1. Реализация плана психолого-педагогического сопровождения  введения ФГОС ООО в ГБОУ СОШ с. Падовка;
  2. Повышение психологической компетентности педагогов, родителей по психолого-педагогическим аспектам новых образовательных стандартов

3.     Мониторинг формирования УУД у пятиклассников

 

4.     Разработка и реализация общешкольной программы развития УУД с учетом психологических и возрастных закономерностей их формирования.

    В данном проекте используется следующий понятийный аппарат: ФГОС ООО, УУД, модель психолого-педагогического сопровождения, метапредметные результаты.

Объект исследования:  модель психолого-педагогического сопровождения.

Предмет исследования: особенности этой модели в связи с введением ФГОС нового поколения.

Особенности психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса в 2012-2013 учебном году определяются внедрением новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ООО).

Целью психолого-педагогического сопровождения является создание социально-педагогической среды для максимального личностного развития и успешного обучения ребёнка.

 В ходе психолого-педагогического сопровождения решаются следующие задачи:

- осуществление преемственности при переходе в среднюю школу;

- систематическое отслеживание уровня развития и обучения каждого школьника (диагностические срезы, периоды их проведения с учетом возрастных особенностей и ситуации обучения);

- создание социально-педагогических условий для формирования и развития УУД  у учащегося  с учётом его  индивидуальных особенностей;

- построение системы работы психолого-педагогического сопровождения, участниками которой станут учителя, психолог и родители, включающую просвещение, консультирование, коррекцию, профилактику с учетом полученных данных.

Таким  образом, основными направлениями деятельности психолога остаются: просветительская и профилактическая работа, психодиагностика (традиционное звено работы школьного психолога), развивающая и коррекционная работа, психологическое консультирование, экспертная работа, организационно-методическая.

Работа психолога  охватывает всех участников образовательного процесса: учащихся, родителей, педагогов и администрацию.

Направлениями деятельности педагога-психолога,  с введением ФГОС ООО в 2012-2013 году становятся:

1. Сопровождение внедрения ФГОС в 5-х классах. Просвещение педагогов и родителей по психолого-педагогическим аспектам новых образовательных стандартов. Диагностика учащихся на этапе перехода в среднее звено,  мониторинг формирования УУД у пятиклассников.

2. Участие в разработке и реализации общешкольной программы развития УУД с учетом психологических и возрастных закономерностей их формирования.

3. Участие в оценке достижений планируемых метапредметных и личностных результатов.

4. Разработка и реализация групповых развивающих занятий по формированию УУД. Проведение тренинговых занятий с учащимися, направленных на личностное развитие, на развитие познавательных, регулятивных, коммуникативных действий.

5. Выявление учащихся с проблемами формирования УУД, разработка и реализация индивидуальных программ коррекционного воздействия, предоставление рекомендаций педагогам и родителям ребенка, испытывающего трудности в обучении.

6. Психологическая поддержка педагогов в сложной ситуации, связанной с коренными изменениями в организации воспитательно-образовательного процесса. Проведение групповых и индивидуальных консультаций. Организация тренингов развития профессиональных и личностных компетенций учителя.

Ресурсы ГБОУ СОШ с. Падовка.

ГБОУ СОШ с. Падовка располагает следующими ресурсами:    По состоянию на 1 января 2012 года школа является малокомплектной.

В школе сформировано 14 класс-комплектов, в которых обучаются 124 обучающихся. Распределение обучающихся по класс-комплектам выглядит следующим образом:

Средняя наполняемость составляет:

- в 1-4 кл.                 8  чел.

-в  5-9 кл.                9 чел.

-в 10-11 кл.                11 чел.

-по школе                8,9 чел.        

     В школе организовано индивидуальное обучение по медицинским показаниям для  2  обучающихся.

ГБОУ СОШ с. Падовка расположена на расстоянии 70 км. От районного центра, автобусного сообщения нет.

В учреждении  обучаются дети их трех сел: с. Падовка, с. Тростянь, с. Мало-Архангельское. Для детей из сел Тростянь и Мало-Архангельское организован подвоз на школьном автобусе по двум маршрутам: Падовка-Тростянь-Падовка, Падовка-Мало-Архангельское-Падовка.

Подвоз

5 кл.                              

6 кл.

7 кл.

8 кл.

9 кл.

10 кл.

11 кл.

ИТОГО

с.Тростянь

2

1

-

5

-

3

-

11

с.Мало-Архангельское

2

1

1

2

5

2

2

15

 

    Основную категорию обучающихся школы составляют дети из малообеспеченных семей. Социальный статус семей.

   

№ п/п

Статус семьи

Количество семей

Детей в них

1

Многодетная

10

24

2

Неполная

21

32

3

Малообеспеченная

83

117

4

Приемная

1

3

5

Неблагополучная

2

4

Результаты медицинского осмотра обучающихся школы.

Группа здоровья

Физкультурная группа

Освобожденные

I

II

III

IV

Основная

Специальная

Подготовительная

Количество обучающихся

33

56

30

 -

103

16

Процент

28%

47%

25%

-

87%

13%

      По результатам видно, что абсолютно здоровых детей всего  28%.

     В связи с этим важно проводить комплексную работу по сохранению здоровья обучающихся, использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, вовлечению обучающихся занятиями в спортивных секциях.

Качество обученности и уровень успешности обучающихся

   

   

     На начало третьей четверти уровень обученности по школе составляет 100%,  качество знаний – 65,1%.

  Сведения о педагогических кадрах.

Всего педагогических работников -24. Из них:

  • ГБОУ  СОШ с.Падовка – 17  педагогов;
  • Тростянский филиал – 1 педагог;
  • Малоархангельский филиал – 4  педагога;
  • Структурное подразделение –  2 педагога

Распределение педагогов по уровню образования

Учреждения

Высшее  

Среднее специальное

Среднее

ГБОУ  СОШ с. Падовка

12

5

-

Тростянский филиал

-

1

-

Малоархангельский  филиал

4

-

-

Структурное подразделение

-

1

1

       ИТОГО

16

7

1

Характеристика педагогических кадров по квалификационным категориям

50% педагогов имеют стаж более 20 лет. Средний возраст педагогов – 42 года.

Материально-техническая оснащенность образовательного процесса

Обучение ведется в 4 зданиях, оснащенных автоматической пожарной сигнализацией.

Школа имеет:

  • Спортивный зал     площадью 161,5 кв.м, оснащенный современным спортивным оборудованием;
  • Спортивную площадку       S=315 кв.м;
  • Комбинированную учебную  мастерскую;
  • 16 учебных кабинетов;

В рамках национального образовательного проекта для кабинетов физики и биологии   получено современное учебное оборудование.

  • Учебные кабинеты оснащены регулируемыми ученическими комплектами мебели, аудиторными досками,  софитами;
  • 23 компьютера, в том числе 7 ноутбуков;
  • 3 мультимедийных проектора;
  • 6 беспроводных каналов для доступа к сети Интернет;
  • 2 точки доступа к сети Интернет через выделенную  телефонную линию;
  • В двух зданиях  имеется школьная столовая для организации горячего питания обучающихся;
  • Имеется школьная библиотека, обеспеченность учебными пособиями которой составляет    %, в том числе за счет школьных ресурсов  %;
  • В фонде библиотеки находится:

-790 экземпляров художественной литературы;

-42 экземпляра электронных пособий.

Партнерства образовательного учреждения

        

  Режим работы школы – 5-ти дневная учебная неделя в 1 смену. Организация учебного процесса регламентируется учебным планом и расписанием занятий. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся соответствует максимально допустимому количеству часов с учетом  5-ти дневной учебной недели.  

Стратегическая цель работы школы:  создание благоприятной воспитательно-образовательной среды, способствующей обеспечению доступного и качественного образования,  формированию здоровой, активной, творческой личности, готовой к успешной самореализации в современном обществе.

Задачи:

1.Обеспечение нового качества и результативности образовательной деятельности на  основе компетентностно-ориентированного подхода:

-добиться уровня обученности по ступеням обучения:

I ступень – 100%;

II ступень – 97%;

IIIступень – 100%.

-добиться качества знания по ступеням обучения:

I ступень – не ниже 70%;

II ступень –не ниже 50%;

III ступень – не ниже 55%.

-добиться соответствия результативности итоговой аттестации  выпускников 9 класса  на уровне годовых;

-добиться получения аттестатов о среднем (полном) общем образовании 100% выпускников 11 класса;

-достичь сформированности ключевых компетентностей: коммуникативной, информационной, готовности к решению проблем у выпускников школы не ниже 80%;

-увеличить число личностно-ориентированных проектов у 50% обучающихся.

2.Обеспечение условий для перехода на ФГОС второго поколения.

3.Обеспечить условия для индивидуализации и дифференциации на старшей ступени обучения:

-увеличить количество предложенных курсов предпрофильной подготовки до 20;

-увеличить количество предложенных элективных курсов до 23.

4.Обеспечить условия для развития информационной среды школы:

-увеличить количество педагогов, использующих ИКТ-технологии в учебном и воспитательном процессе до 85%;

-организовать персональный доступ к образовательным ресурсам сети Интернет  обучающихся и педагогов до 100%.

5.Обеспечить условия для  сохранения и укрепления здоровья обучающихся, включения их в физкультурно-оздоровительную деятельность:

-увеличить количество обучающихся, занятых в секциях до  65%;

-обеспечить процент охвата обучающихся горячим питанием до 95%;

-добиться положительной динамики состояния здоровья обучающихся по результатам медосмотра.

6.Создать условия для повышения профессионального мастерства педагогов:

-увеличить количество педагогов, охваченных курсовой подготовкой до 40%;

-обеспечить прохождение  аттестации  на присвоение квалификационной категории не  менее 5% педагогов;

-обеспечить участие  в конкурсах профессионального  мастерства не менее 5% педагогов;

-обеспечить распространение  и обобщение   опыта работы не менее 15% педагогов.

7.Создать условия для  реализации творческих способностей обучающихся,  их социальной адаптации в обществе:

-увеличить количество обучающихся, занимающихся в объединениях  разной направленности до 60%;

-увеличить количество обучающихся, принимающих участие в конкурсах различного уровня до 45%;

-достичь уровня социализированности личности обучающихся 9, 11 классов:

-высокий – 20%;

-средний – 80%;

-низкий – 0%.

Формирование УУД в рамках ФГОС ООО.

Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов следующие компетенции: предметные, метапредметные и личностные. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств требует создания системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций становятся основным предметом деятельности школьного психолога.

Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от усвоения знаний, умений и навыков к развитию Личности учащегося.

Универсальные учебные действия - это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Универсальные учебные действия (УУД) делятся на четыре основные группы.

Коммуникативные УУД - обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Личностные УУД - обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий: действие смыслообразования и действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.

Регулятивные  УУД - обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль в форме сличения способа действия и его результата, коррекция, оценка, волевая саморегуляция.

Познавательные УУД - включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

        Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения.

План работы педагога-психолога по формированию и мониторингу УУД у учащихся является частью общешкольной программой развития УУД и должен реализовываться согласовано с планом работы педагогов работающих в 5 классе по формированию УУД, планом административного контроля процессов и результатов внедрения системы оценки планируемых результатов.

План работы по психолого-педагогическому сопровождению

 ФГОС ООО в ГБОУ СОШ с. Падовка

Проблема

Средства решения

Сроки проведения

Адресат

Результат

Преемственность 1 и 2 ступени образования

1. Диагностика:

- изучение эмоционального отношения к учению (А.Андреева)

- методика изучения уровня притязаний и самооценки школьника А.М. Прихожан

- метод мотивационно-смысловой индукции Ж. Ньютена

- групповой интеллектуальный тест ГИТ (М. К. Акимова, Е.М. Борисова)

2. Психопрофилактика:

2.1.Методическое объединение учителей начальных классов и среднего звена по результатам диагностики

2.2. Консультирование педагогов предметников по результатам диагностики

2.3. Родительское собрание на тему «Психологическая поддержка при переходе в 5 класс»

Апрель 2012

Сентябрь 2012

Май, сентябрь

Май 2012

Учащиеся 4го класса

Педагоги

Педагоги

Родители

Уровень сформированности УУД, а также готовность  к переходу из начальной школы в среднюю

Информирование педагогов о результатах диагностики с рекомендациями, повышение психолого-педагогической компетенции

Информирование родителей о возможных проблемах у детей в среднем звене и пути их решения

Социально-психологический мониторинг сопровождения ФГОС ООО

1. Диагностика:

-тест «Прогрессивные матрицы Равена»

- тест Тулуз - Пьерона

Тест «Индекс отношения к здоровью»

2. Итоговый мониторинг:

- изучение эмоционального отношения к учению (А.Андреева)

- методика изучения уровня притязаний и самооценки школьника А.М. Прихожан

- метод мотивационно-смысловой индукции Ж. Ньютена

- групповой интеллектуальный тест ГИТ (М. К. Акимова, Е.М. Борисова)

  -тест «Прогрессивные матрицы Равена»

- тест Тулуз- Пьерона

Тест «Индекс отношения к здоровью»

3. Аналитическая деятельность

Сентябрь

2012

Апрель  2013

Май 2013

Учащиеся 5го класса

Учащиеся 5го класса

Учащиеся 5го класса

Уровень сформированности УУД

Уровень сформированности УУД

Отслеживание динамики учащихся

Сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни

1. Мониторинг изучения распространения негативных явлений среди подростков

2. Тренинговые занятия по здоровому образу жизни

3. Классные часы по проблеме здоровья. (4-5 мер.)

4. Участие психологов в днях здоровья школы.

5. Родительское собрание

« Роль семьи в формировании здорового образа жизни»

Сентябрь 2012

Декабрь 2012

В течение учебного года

По плану школы

Март 2013

Учащиеся 5го класса

Учащиеся 5го класса

Учащиеся 5го класса

Учащиеся 5го класса

Родители

Информация о распространении негативных явлений среди подростков

Формирование установок на здоровый образ жизни, обучение способам саморегуляции

эмоционального состояния

Повышение родительской компетентности

Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов

1. Индивидуальные и групповые консультации по результатам мониторинга

2. Индивидуальные и групповые консультации педагогов предметников по вопросам формирования УУД

3. Индивидуальные консультации педагогов по вопросам продвижения отдельных учащихся

4. Методическое объединение педагогов «Особенности формирования УУД в условиях реализации ФГОС ООО»

В течение года

Январь

Педагоги

Педагоги

Получение педагогом знаний, технологий необходимых для формирования УУД

Формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников

1.  Тренинг по эмоциональному сплочению класса («Я+Ты=Мы»)

2. Консультирование учащихся по проблемам взаимоотношений со сверстниками

3. Классные часы: «Добро, зло», «Воспитание толерантности»

4. Консультирование родителей по проблемам общения с ребёнком в семье и общения со сверстниками.

Февраль

В течение года

В течение года

В течение года

Учащиеся

Учащиеся

Учащиеся

Родители

Положительная динамика в личностном развитии учащихся, развитие рефлексии

Оказание психологической поддержки детям с низким социальным статусом в классе, с низкой самооценкой, детям с повышенной тревожностью

Повышение родительской компетентности по вопросам воспитания и общения

На заключительном этапе делается аналитический отчет о проведенных мероприятиях, статистический анализ по результатам диагностики, проводятся индивидуальные и групповые консультации с педагогами с целью обсуждения  результатов работы. Итог работы подводится на педсовете в конце учебного года.

Список литературы

  1. Дубровина И.В., Прихожан А.М., Данилова Е.Е., Дубровина И.В.. «Психология. 5 класс». И.: «Московский психолого-социальный институт», 2007.  
  2. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. Под ред. И. В. Дубровиной.М.: 2001.
  3. Особенности личностного и профессионального развития субъектов образовательного пространства в современных социально-экономических условиях. Под редакцией Л. М. Митиной М.: 2010 .
  4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М.: «Просвещение» 2011.
  5.  Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Пособие для учителя. Под редакцией А. Г. Асмолова. М.: «Просвещение» 2011.  
  6.  Хухлаева О. В. Школьная психологическая служба, М.: 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проек. Тема "Разработка модели психолого-педагогического сопровождения учащихся 5-х классов в адаптационный период

Педагогический проект/ Тема:  Разработка  модели психолого-педагогического сопровождения учащихся 5-х классов в адаптационный период.   СОДЕРЖАНИЕ Введение...

Модель психолого - педагогического сопровождения здоровьесберегающей деятельности «Основ Школы Здоровья» МКОУ СОШ № 15 х.Садовый

Ресурс представляет собой модель психолого-педагогического сопровождения здоровьесберегающей деятельности в школе....

Модель психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса

Представлена блок-схема системы взаимодействия педагога-психолога с участникками образовательного процесса....

Модель психолого-педагогического сопровождения обучающегося с задержкой психического развития (ЗПР) в образовательной организации, реализующей инклюзивные практики в условиях внедрения ФГОС ОВЗ (на примере дошкольного отделения)

Целью психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ЗПР в ГБОУ Школа № 830 является: •разностороннее развитие детей, коррекция недостатков в их развитии, профилактика нарушений, имеющих ...

Презентация на тему: Модель психолого-педагогического сопровождения в условиях ФГОС

В презентации представлены требования работы педагога-психолога как необходимого элемента системы упраления образовательным процессом школы. Описываются цели, задачи и направления деятельности педагог...