Некоторые аспекты организации музея в общеобразовательной школе.
статья на тему

выступление

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzey.docx30.09 КБ

Предварительный просмотр:

Некоторые аспекты организации музея в общеобразовательной школе.

Гришанова О.В.,

директор МОУ СОШ № 1 им.М.М. Пришвина,

г. Елец

(слайд) Ни для кого не секрет, что приоритеты современного общества расставлены, увы, не в пользу духовно-нравственных ценностей. В связи этим школа, выполняя социальный заказ общества, все большее внимание должна уделять именно воспитательному аспекту современного образовательного процесса. Воспитать гражданина и патриота – вот основная задача школы.

Интерес к краеведению, культурному и историческому, продиктован прежде всего возросшей потребностью изучения родного края. Многие учителя в своей урочной и во внеурочной деятельности всё чаще обращаются к проблеме использования краеведческого материала с целью формирования знаний, умений и ценностных ориентаций, с целью развития творческих способностей, воспитания уважения к культуре и истории родного края. (слайд) Академик Д.С. Лихачёв говорил: "Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит памяти о них… - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране".

Раскрывая термин "школьный музей", следует отметить, что он является понятием обобщающим. К школьным музеям, по существу, относят все общественные музеи, создаваемые при активном участии учащихся. Они могут располагаться как в школе, так и в учреждениях дополнительного образования, в клубах по месту жительства.

Школьный музей - это центр музейно-педагогической и краеведческой работы в школе (слайд), он является уникальной точкой преломления культуры и образования. Такой музей служит своим творцам. Те, кто создают музей, являются и его основными "потребителями" или "пользователями". Это отличает школьный музей от многих других музеев, включая государственные и ведомственные, которые создаются одной группой лиц для других.

Школьный музей интегрирован в учебно-воспитательный процесс: через свои собрания и формы деятельности он связан с преподаванием конкретных дисциплин и с дополнительным образованием. Он более чем какой-либо другой, включён в жизнь местного сообщества, а "качество жизни" его самого непосредственным образом связано с отношением к нему со стороны  общественности. (слайд)

Задачами школьного музея являются:

  • воспитание чувства патриотизма,  
  • сохранение для воспитанников и потомков подлинников, первоисточников, музейных предметов, представляющих историческую, художественную или иную ценность,
  •  внедрение музейного материала в учебный процесс,
  • преобразование музейного предмета в средство информационного и эмоционального восприятия минувших эпох,
  • включение учащихся в социокультурное творчество, поисково-исследовательскую деятельность по изучению, восстановлению истории малой Родины,
  •  формирование духовных ценностей.

Из множества профилей музеев (исторический, экологический, технологический, естественнонаучный, картинная галерея, мемориальный музей) в большинстве своем школьные музеи представлены историческим направлением, что обусловлено выбором поисковой исследовательской деятельности.

Реализовать свою самобытность, неповторимость, выразить свою возможность интегрироваться в учебно-воспитательный процесс школьный музей может в четком определении жанра. К примеру, в МОУ СОШ № 1               им. М.М. Пришвина (г. Елец) музей истории школы представляет собой музей - экспозицию (выставку) (слайд). Экспозиция музея -  это более или менее сложившийся комплекс предметов, как правило, малодоступных для интерактивного использования (закрытые витрины и шкафы, жёсткая развеска). Экспозиционное пространство строго локализировано, используется преимущественно для проведения экскурсий по определённой, достаточно ограниченной тематике. (слайд) Музейный материал задействован в учебном процессе главным образом в качестве иллюстрации.

Профиль нашего музея связан со спецификой школы. В силу исторической значимости школы № 1 (бывшей мужской гимназии) (слайд), к примеру, учебным планом кадет предусмотрено повышение уровня литературного образования на основе краеведческого материала. Замечу, что 2011 год ознаменован для учреждения 140-летним юбилеем. Со школой связаны имена писателей Бунина, Пришвина, художника Жукова, наркома здравоохранения Семашко, философа Розанова и других. Помимо познавательного воздействия литературное краеведение, включенное в учебный план каждого класса, в том числе и кадетов, позволяет ученикам прикоснуться к краеведческой работе, не исключая исследовательской составляющей. Актуальны такие формы работы, как сбор преданий о писателях своего края, сбор местных фольклорных жанров, изучение объектов сохранившейся старины и многое другое. Как видим, это продиктовано реальной потребностью школы, что делает музей функциональным и востребованным.

 (слайд) С другой стороны, музей в образовательном учреждении создаётся в целях воспитания, обучения и социализации обучающихся. Школьный музей призван формировать устойчивый интерес к приобретению новых знаний по истории родного края, воспитывать желание и готовность к самостоятельному изучению истории родного края, формировать умения исследовательской работы с краеведческой литературой, архивными материалами, письменными и устными источниками.  

Феномен единства информационного и эмоционального воздействия на разум и чувства обучающихся – в наличии подлинников. К примеру, в экспозиции музея истории школы № 1 им. М.М. Пришвина наличествуют дневник гимназиста 2 класса за 1914-1915 учебный год с правилами для учеников гимназии и прогимназии ведомства Министерства Народного просвещения (слайд), ножницы для бумаги 19 века (слайд), книги с дарственными надписями жены М.М. Пришвина, предметы живописи (слайд), подаренные школе на различных этапах ее существования, предметы утвари, характерные для периода существования Елецкого уезда, и многое другое. Представленная в музее наглядность и образность информации активизируют визуальное мышление, которое становится эффективным средством преемственности культуры.

Для создания школьного музея необходим ряд условий: собранные и зарегистрированные музейные предметы; музейный актив; помещение и оборудование для хранения и экспонирования музейных предметов; музейная экспозиция; Устав (положение) музея.

  Воспитательное влияние школьного музея на детей и подростков наиболее эффективно проявляется в осуществлении направлений музейной деятельности. Участие  учеников в поисково-исследовательской работе, изучение и описание музейных предметов, создание экспозиции, проведение экскурсий,  конференций способствует заполнению их досуга, овладению различными приёмами и навыками краеведческой и музейной работы, помогает учащимся узнать историю и проблемы родного края "изнутри", понять как много сил и души вложили их предки в  культуру края. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений земляков, бережное отношение к культурному и природному наследию своего края.

Наряду с этим, министерство образования и науки РФ рассматривает музей образовательного учреждения как «эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания детей и молодёжи». Воспитательная функция  осуществляется в различных формах культурно-образовательной работы музея. (слайд)  Это лекция, экскурсия, консультация, научные чтения,  исторические и литературные вечера, встречи с интересными людьми, праздники, конкурсы, викторины и другое (слайд).

 Выбор той или иной формы экспозиции, принципов систематизации экспозиционных материалов зависят от концепции музея (слайд), от состава фондов, от творческой фантазии коллектива музея (слайд).

Основным принципом создания экспозиции школьного музея является её направленность на школьную аудиторию, соответствие содержания экспозиции программам обучения и воспитания. Основой экспозиции является музейный предмет. При этом чаще всего используется принцип тематического подбора экспозиционных материалов. Во-первых, это включение в экспозицию тех музейных предметов, которые связаны с определёнными явлениями и характеризуют их существенные стороны. Во-вторых, использование других экспозиционных материалов научно-вспомогательного характера для всестороннего отражения сущности явления. В-третьих, размещение тематически связанных экспозиционных материалов. Для усиления восприятия используются художественные произведения, фонозаписи (к примеру, пластинки с голосом Пришвина), кинофрагменты, световые эффекты и различные цветовые решения.  

 Формирование у слушателей стремления познать событие достигается   с помощью различных методических приёмов. К числу их относится театрализация музейной экспозиции, выделение ведущих экспонатов (цветом, светом и размером фона).  

Для осуществления принципа логической связи всех разделов экспозиции нужен чёткий маршрут, ясные и краткие заголовки и ведущие тексты. Раскрыть информационный потенциал предмета помогают тексты. Каждый вид текстов выполняет свою функцию:

Ведущие тексты выражают идейную направленность (слайд),

Заглавные тексты отражают тематическую структуру экспозиции; их назначение - дать путеводную нить к её осмотру (слайд);

Объяснительные тексты (аннотации) раскрывают содержание, отражают историю выставленных коллекций (слайд);

Этикетка или аннотация, прикрепленная к отдельному экспонату, поясняет название предмета, изготовителя работы, место и время изготовления, краткое описание экспоната, техническую характеристику, подлинник/копия (слайд).

 Отбор музейных предметов тесно связан с их группировкой. Группировать можно различные предметы в зависимости от поставленной задачи. Например, показ жизненного и литературного наследия М.М. Пришвина, чье имя носит школа.

Так, в школьном музее можно встретить тематические комплексы (слайд) «Из истории мужской гимназии», «Нобелевский лауреат И.А. Бунин», «Народный художник Н.Н. Жуков», «Первый совнарком Н.А. Семашко». Группировка материалов может происходить и по систематическому принципу. Систематическая коллекция, приуроченная Пришвину, составлена из фотографий, звукозаписи с голосом писателя, альбомов, разработанных выпускниками школы разных лет, копий архивных документов, а именно, прошение матери Пришвина о зачислении в гимназию, выписка из его табеля успеваемости, книги с дарственными надписями супруги писателя. Это даёт возможность получить наглядное представление о величии Пришвина и многогранности его творчества.

Возможна группировка и по принципу соединения различных предметов в логические группы так, как они находились в жизни, в присущей им среде бытования. Это летопись истории бывшей мужской гимназии. Здесь может быть представлены личности педагогов, знаменитые выпускники, интерьер помещений со всеми характерными для него предметами. Подобные группировки в музейной практике называют "ансамблевой экспозицией". Как видим, использование различных методов группировки, позволяет сочетать их в зависимости от поставленной задачи.

Музей истории школы МОУ СОШ № 1 в своей работе ставит основные задачи: 

1. Патриотическое воспитание подрастающего поколения.

В настоящее время среди молодёжи стала всё более заметной тяга к западной культуре. Свои истоки зачастую знают недостаточно, и поэтому ко всему российскому многие представители молодого поколения относятся с пренебрежением. Занятие краеведческой работой  пробуждает у школьников интерес к истокам нашим, к родной земле, к исконным занятиям предков. Созданием экспозиции, посвящённой истории школы, ставится задача познакомить посетителей музея со страницами истории школы.

2. Популяризация накопленных учителями школы материалов.

За несколько лет учителями школы накоплено много интересного материала по истории школы. Всё это можно успешно использовать в учебно-воспитательном процессе, поэтому материал не должен храниться в "дальнем углу", нужно доступно донести его до людей: рассказать услышанное нами в ходе поисковой работы, показать найденные и полученные от старожилов предметы музейного значения. Эта проблема, на мой взгляд, является очень острой, и поэтому мы решили реализовать свои замыслы в создании музея истории школы".

Экспозиция музея, предметы музейного значения представлены и хранятся в отведённом помещении. В школе на основании собранного материала по истории  создаются исследовательские проекты, авторами которых являются учащиеся и учителя. Проекты и исследовательские работы (слайд): «Мой дедушка – участник битвы на Орловско-курской дуге», «Легендарный военный путь моего прадедушки» участвовали в  городских и областных краеведческих конференциях. Накопленные материалы интегрируются в учебно-воспитательный процесс. В помещении музея проводятся музейные уроки, экскурсии, беседы, викторины, классные часы (слайд): «Бунин – гимназист», «Сын земли елецкой», «Фронтовики – учащиеся моей школы», «Быт Ельца конца 19 - начала 20 века», «Елец веками строился», «Знаешь ли ты творчество писателей – земляков?».  

Понимание огромных возможностей образования и "воспитания историей" привело к осознанию активного участия самих учителей и их воспитанников в краеведческих исследованиях.

Как сохранить этот уникальный материал для современников и потомков, как использовать итог поисковой деятельности для формирования знаний, умений, ценностных ориентаций, как на основе его развивать творческие способности учащихся, воспитывать у них уважение к культуре и истории родного края? Достойным местом хранения, использования, популяризации, экспонирования, изучения итогов поисковой, краеведческой деятельности является школьный музей.

Школьный музей  - одна из форм организованной деятельности по выполнению педагогической цели.

Созданная нами модель строилась на понимании музея как формы воспитательной работы. Это стало возможным во многом благодаря следующим основополагающим принципам (слайд)

— школьный музей служит своим творцам. Те, кто создают этот музей (актив, учащиеся и педагоги школы и прочие), являются и его основными «потребителями» или «пользователями». Это отличает его от многих других музеев, которые создаются одной группой лиц (специалисты-музеологи) для другой (аудитория);  

— школьный музей интегрирован в учебно-воспитательный процесс: через различные формы деятельности он связан с преподаванием конкретных учебных предметов («Литературное краеведение», «Основы топографии», «История», «Литература», «Основы православной культуры») и с дополнительным образованием учащихся. Подобная связь также существует между школой и музеями других типов, но она не является столь тесной и интенсивной;  

— школьный музей более чем какой-либо другой включен в жизнь местного сообщества. «Качество жизни» школьного музея непосредственным образом зависит от общественности.

В заключении нельзя не признать, что работа педагогов, а самое главное учащихся  школы, актива совета музея несет фундаментальную закладку в духовно-нравственное становление подростков. Ведь именно патриотизм, желание служить Отечеству, стараться быть не только успешным человеком, но и приносить пользу стране, быть созидателем, является основой всей воспитательной работы в любом образовательном учреждении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые аспекты организации домашней самостоятельной работы.

Метод, который помогает учителю выяснить способности учащихся, развивать их творческий интерес – это самостоятельная работа. Работая самостоятельно, учащийся должен постепенно овладевать приёмами само...

Вопросы логопеда к некоторым аспектам по программе «Перспективная начальная школа».

А звуко-буквенный и слоговой анализ слов, условные обозначения и символика, развитие навыка пересказывания?...Вот некоторые вопросы логопеда к авторам учебника...

Инновационная деятельность психолога по организации адаптивного пространства общеобразовательной школы

Инновационная деятельность психолога по организации адаптивного пространства общеобразовательной школы...

Некоторые аспекты управления инновационными процессами в школе (на основе анализа опыта работы областной экспериментальной площадки).

В материале рассказывается об итогах работы областной экспериментальной площадки, о сложностях управления школой в условиях локальных инноваций, о положительных результатах такой работы....

Страноведение США. Некоторые аспекты воспитания в современной американской школе

Статья посвящена некоторым аспектам воспитания в современной американской школе. Материал представлен как дополнительный в рамках курса по "Страноведению США"....

Некоторые аспекты преподавания математики в общеобразовательных классах

Из опыта работы учителя математики и информатики...

Некоторые аспекты организации самостоятельной подготовки по предмету безопасность жизнедеятельности (ОБЖ) по темам о международной и личной безопасности и профилактике терроризма.

Самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий студентов. Она проводится с целью систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов; углублени...