Некоторые аспекты организации самостоятельной подготовки по предмету безопасность жизнедеятельности (ОБЖ) по темам о международной и личной безопасности и профилактике терроризма.
статья по обж

Куликов Григорий Евдокимович

Самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий студентов. Она проводится с целью систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов; углубления и расширения теоретических знаний; развития познавательных способностей и активности студентов; формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию.

 Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует студента и устанавливает сроки выполнения задания. Предлагаемая система методических указаний направлена на формирование у студентов умений и навыков самостоятельной работы с учебной литературой, отвечать на поставленные вопросы, умение структурировать изученное, решать качественные и количественные задачи.

 Дидактические цели самостоятельных занятий:

- формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда;

- развитие самостоятельности мышления;

- формирование убежденности, волевых черт характера, способности к самоорганизации;

- закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, полученных во время внеаудиторных занятий;

- мотивирование регулярной целенаправленной работы по освоению специальности.

- овладение технологическим учебным инструментом.

 Самостоятельная работа может быть рассчитана на воспроизведение знаний, их закрепление, углубление, на формирование умений. Студенты должны знать и то, как следует выполнять эти задания, какими приемами и методами пользоваться. Могут применяться индивидуальные задания. Внимание студентов обращается, прежде всего, на объем работы, который следует выполнить; на повторение ранее изученного; на методы работы, которые целесообразнее использовать; на организацию самоконтроля.

 Руководство самостоятельными внеаудиторными занятиями осуществляется  при проверке выполненной работы. Такая проверка может проводиться в ходе опроса, самостоятельной работы на уроке, в виде беглого просмотра выполнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья преподавателя–организатора ОБЖ Санкт-Петербургского государственного образовательного учреждения профессионального образования  «Колледж Петербургской моды»  Куликова Г.Е.  

        НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ  ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ  ПОДГОТОВКИ  ПО ПРЕДМЕТУ «ОБЖ» ПО ТЕМАМ О МЕЖДУНАРОДНОЙ И ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСТНОСТИ И ПРОФИЛАКТИКЕ  ТЕРРОРИЗМА

        

Особенностью современного развития общества, является тот факт, что огромные массы населения планеты, проживающих  на разных континентах и  странах, оказываются втянутыми в самые различные процессы, протекающие в мире. Население России, как и население других стран,  постоянно находятся под воздействием самых различных медийных источников информации, многие из которых, проводят политику чуждую и вредную интересам нашей страны, интересам каждого человека. Особенно изощрённо, настойчиво, повсеместно и постоянно, идёт влияние на людей, не имеющих жизненного опыта, легко внушаемых, - на молодёжь.  

 Однако, есть основания считать, что не только идеологическая война, идеологическое воздействие ведётся против нашей страны, против общества и каждого человека, много фактов указывает и на то, что есть в мире силы, и эти силы немалые, которые бы хотели втянуть страну в какую-нибудь войну, лучше всего в гражданскую, чтобы граждане то ли по национальному признаку, то ли по религиозному, или по какому иному поводу, втянулись бы в боевые действия, неся смерть и разрушения своей стране.  Но не исключается и сценарий  большой неядерной, и даже ядерной войны, где делается ставка на массированный, всеобъемлющий, превентивный, упреждающий ядерный удар по стране, для чего размещаются наступательные вооружения в непосредственной близости от границ России.

Не меньше опасностей для каждого конкретного человека  таит в себе и  терроризм, который давно уже перешагнул границы  государств и стал международным.

В мире немало сил, которые используют это оружие, для достижения своих целей, решения своих задач, формирования такой обстановки в мире, чтобы можно было добиться  нужного им  результата.  

Все эти вызовы и опасности, заставляют руководство нашей страны принимать все необходимые меры для подготовки страны к отражению любого нападения на Россию. К числу этих мер, относится и преподавание ОБЖ (БЖ)  во всех учебных заведениях страны, обучение действиям при ЧС мирного и военного времени населения страны.

Давно известно, что эффективность обучения зависит он многих факторов. Это и личность преподавателя, умение его донести до слушателя тех знаний, которыми он обладает, это  развитие учебно-материальной базы, которая помогает усвоить изучаемые темы,  использование передовых методик преподавания, способствующих более глубокому изучению предмета. Но в конечном счёте, если слушатель, студент, не будет иметь навыка самостоятельной работы, не получит во время обучения, практики, как  самому искать и находить ответы на важнейшие вопросы своей жизни,   то  количество  имеющихся у него  знаний, будет небольшим.

Ведь основная задача образования заключается в формировании творческой личности, способной к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Для решения этой задачи в учебные планы всех специальностей включена внеаудиторная самостоятельная работа, составляющая 50% от общего числа часов, отведенных на изучение курса.

         В связи с этим, студенту из пассивного потребителя знаний необходимо превратиться в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности.

          А  активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор – подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности. Среди внутренних факторов, способствующих активизации самостоятельной работы выделяют следующие:

         а) Полезность выполняемой работы заключается в том, что результаты самостоятельной работы,  могут быть использованы на семинарских и практических занятиях. Другим вариантом использования фактора полезности является активное применение результатов работы в профессиональной подготовке.

         б) Творческая деятельность. Это может быть участие в научно-исследовательской, опытно-конструкторской или методической работе. Участие в олимпиадах по учебной дисциплине, творческих конкурсах

Основной задачей самостоятельных работ в курсе ОБЖ является именно самостоятельное получение теоретических,  и некоторых практических,   знаний при пользовании различными источниками информации.     Исходя из возможностей учебного заведения, имеющегося в распоряжении  преподавателя   материала и других критериев, выбирается один из следующих способов:

а) По образцу. При данном способе организации самостоятельной  работы учащиеся выполняют задание по новому материалу, уже имея в своей тетради или на доске выполненное задание такого же типа. Сверяясь с ним, ученики получают возможность применить его способы и подходы к решению поставленных в самостоятельной  работе задач.

б) По алгоритму. В данном случае учащимся необходимо дать детальное описание порядка выполнения самостоятельной работы. Желательно -пошаговое описание. Это можно организовать в форме фронтального инструктажа или выдать персонально каждому учащемуся (группе учащихся) карточку-инструкцию.

в) Самостоятельная (проблемная). В данном типе самостоятельных  работ порядок исполнения операций, выбор способов решения возникающих проблем, методы и подходы к выполнению заданий - все определяется самостоятельно учащимися (группой учащихся). Перед  преподавателем  стоит в этом случае только две задачи - грамотно и доступно сформулировать проблему (задание) и осуществлять текущую консультацию и контроль в процессе выполнения работы. Такой подход к самостоятельным работам возможен, как правило, при групповой форме образовательного процесса, либо при высоком уровне подготовленности и самостоятельности учащихся.

Самостоятельная работа студентов проводится с целью:

Обучающие цели:

- обеспечить проверку  усвоения студентами изученного материала, для того, чтобы определить слабые места, яснее понять основные положения данной темы.

- обеспечить повторение студентами изученного материала, наиболее общих и существенных понятий, терминов и алгоритмов;

- предоставить студентам возможность использовать приобретенные знания,  их публичной защиты ;

Воспитательные цели:

- формировать навыки самостоятельной работы;

- создать условия для осознания необходимости самостоятельных действий при решении  насущных задач, как в области получения знаний, так ив повседневной жизни;

- давать понимание  об  объективности  своих  знаний,  возможностей и способностей;

- способствовать развитие навыков устной речи, умения грамотно вести диалог и аргументировать свои действия, отстаивать свою точку зрения;

- понимать важность  дисциплины в жизни человека.

Интеллектуально-развивающие цели:

- создать условия для проявлений творческого   подхода к учебным задачам,  к  поиску путей их решения;

- создать условия для развития наблюдательности, памяти и внимания студентов, умения найти выход из сложного положения;

- способствовать развитию навыков работы с большими объемами информации: поиску, отбору, анализу, оформлению необходимого материала;

- обучать методам научного познания - анализу, сравнению, обобщению и систематизации учебного материала.

При организации самостоятельных работ, в которых основным (единственным) источником информации служит учебник по ОБЖ, необходимо формулировать предлагаемое учащимся задание так, чтобы они анализировал и текст, выделяли его главные положения, и определяли структуру материала. Недопустимо организовывать самостоятельную работу в форме механического переписывания фрагментов текста.

При использовании нескольких источников информации целесообразно давать задания на сравнение материала разных источников, сопоставление и дополнение информации основного источника выдержками из дополнительных источников.

  Важно учитывать тот факт, что дача задания студентам на самостоятельную подготовку не должна ограничиваться только названием темы самостоятельной подготовки, учебника, по которому будет необходимо готовиться и срока, к  которому это задание должно быть выполнено.

Виды внеаудиторной  самостоятельные работы студентов  по ОБЖ:

1. Подготовка и написание, сообщений на заданные темы, причём  студенту предоставляется право выбора темы.

2. Подбор и изучение литературных источников, работа с периодической печатью, подготовка тематических обзоров по периодике.

3. Подготовка схем, таблиц, кроссвордов, тестовых заданий.    

   Чтобы развить положительное отношение студентов к внеаудиторной самостоятельные работы студентов, следует на каждом ее этапе разъяснять цели работы, контролировать понимание этих целей студентами, постепенно формируя у них умение самостоятельной постановки задачи и выбора цели.

 Данная внеаудиторная деятельность сориентирована на развитие таких личностных качеств как аккуратность, усидчивость, логическое мышление, пространственное воображение.

 Внеаудиторная самостоятельная работа по ОБЖ выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов распределена по разделам и темам.

 Перед выполнением студентами внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает в себя: сообщение цели задания, раскрытие его содержания, сроков выполнения, определение ориентировочного объема работы, основных требований к результатам работы, критерии оценок.

 В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины.

 Самостоятельная работа студентов осуществляется индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема и указания преподавателя.

 Критериями оценок результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента является:

-  уровень освоения студентами учебного материала;

- умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

- умение студента находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;                         - обоснованность и четкость изложения ответа; оформление материала в соответствии с требованиями.

 Полнота выполнения внеаудиторной самостоятельной работы характеризует качества знаний студентов и оценивается по пятибалльной системе:

"Отлично"

- письменное задание выполнено полностью;

- материал оформлен в соответствии с требованиями;

- четкое и обоснованное изложение ответа.

"Хорошо"

- письменное задание выполнено почти  полностью;

- в целом материал оформлен в соответствии с требованиями, но могут быть незначительные отклонения от требований;

- не совсем четкое и обоснованное изложение ответа.

"Удовлетворительно"

- письменное задание выполнено не полностью;

- оформление материала не соответствует требованиям;

- изложение ответа краткое и содержит некоторые неточности.

"Неудовлетворительно"

- письменное задание не выполнено.

 Задания, выполняемые студентами самостоятельно, углубляют знания, полученные на лекции, позволяют пробудить и укрепить интерес к изучаемой дисциплине. Самостоятельная деятельность при выполнении заданий развивает умение работать с текстом учебника, вычленять главное, структурировать материал, обобщать и делать выводы.

Далее , представлены   методические указания по некоторым  темам  первого модуля   ОБЖ    для студентов по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ и критерии оценки.

           Тема: Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени.

Вид самостоятельной работы студентов: Домашняя работа. Составить схему.

Цель: облегчение усвоения теоретического материала об организации информирования населения об опасностях, возникающих в ЧС военного и мирного времени.

Задачи

Учебные: отработка навыков работы с учебной и специальной технической литературой.

Воспитательные: формирование  ответственности, внимательности, аккуратности.

Оценка работы: При выставлении оценки учитывается красочность, аккуратность оформления схемы, системность и целостность подобранной информации.

Виды выполнения: индивидуально

Задание: Составление схемы «Задачи ГО»

Алгоритм действий:

 Схема- совокупность составляющих объекта и взаимосвязей между ними, а также изображение или словесное описание, поясняющее эту совокупность; обобщённое изображение какой-либо структуры;

 Перед составлением схемы прочтите текст целиком.

 Выделите в нем основные положения, понятия, идеи, формулы. Постарайтесь уловить главную мысль и установите взаимосвязи в тексте.

 Во время прочтения материала первый раз мысленно подразделяйте его на пункты. Подумайте, что вы будете включать в схему для раскрытия.

 При создании схемы важно, чтобы информация воспринималась легко и быстро, поэтому применяйте оформительские средства.

Количество часов на внеаудиторную самостоятельную работу: 1 час.

Литература.

1. Абрамов В.В. «Безопасность жизнедеятельности»  11 кл. М, 2013 г.

2. Арустамов Э.А., Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. «Безопасность жизнедеятельности» для СПО,  -  М. 2015 г.

3. Косолапова Н.В. Прокопенко Н.А. Побежимова Е.Л. «Безопасность жизнедеятельности» Практикум  - М. 2013 г.  

4. Сапронов Ю.Г.. «Безопасность жизнедеятельности» для СПО,  -  М. 2017 г

5.  Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. «Основы безопасность жизнедеятельности»  -  М. 2017 г

6. Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. 10—11 кл. – М., 2007.

7. Большой энциклопедический словарь. – М., 1997.

8 Васнев В.А. Основы подготовки к военной службе: Кн. для учителя / В.А.Васнев, С.А.Чиненный. — М., 2002.

Тема: Защитные сооружения гражданской обороны.

Вид самостоятельной работы студентов: Подготовка сообщения.

Цель: Проверка умений применять полученные знания.

Задачи:

Учебные: закрепить знания по использованию информации учебника и знаний, полученных на уроке.

Воспитательные: формирование умений работы с информацией, аккуратности.

Оценка работы: при выставлении оценки учитывается полнота изложения, аккуратность оформления.

Вид выполнения: индивидуально

Алгоритм действий: 1.Вникните в формулировку, осмыслите тему, определите основную мысль.

2.Подберите и изучите литературу по теме, сделайте выписки.

3.Составьте рабочий черновой план, соблюдая последовательность и логическую связь отдельных мыслей.

4.Систематизируйте собранный материал в соответствии с планом.

5.Запишите текст.

Задание:

Подготовьте сообщение «Классификация защитных сооружений».

Количество часов на внеаудиторную самостоятельную работу:1

Литература.

1. Абрамов В.В. «Безопасность жизнедеятельности»  11 кл. М, 2013 г.

2. Арустамов Э.А., Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. «Безопасность жизнедеятельности» для СПО,  -  М. 2015 г.

3. Косолапова Н.В. Прокопенко Н.А. Побежимова Е.Л. «Безопасность жизнедеятельности» Практикум  - М. 2013 г.  

4. Сапронов Ю.Г.. «Безопасность жизнедеятельности» для СПО,  -  М. 2017 г

5.  Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. «Основы безопасность жизнедеятельности»  -  М. 2017 г

6. Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. 10—11 кл. – М., 2007.

7. Большой энциклопедический словарь. – М., 1997.

8 Васнев В.А. Основы подготовки к военной службе: Кн. для учителя / В.А.Васнев, С.А.Чиненный. — М., 2002.

Тема: Основы личной безопасности в  повседневной жизни.

Вид самостоятельной работы студентов: Составление конспекта.

Цель: отработка навыков аналитического мышления, работы с ресурсами.

Учебные: отработка навыков использования ресурсов Интернет.

Воспитательные: выработка внимательности, широты кругозора.

Оценка работы: при выставлении оценки учитывается количество проанализированных ресурсов, их актуальность, востребованность, аккуратность и наглядность оформления.

Вид выполнения: индивидуально

Алгоритм действий: Конспект представляет собой относительно подробное, последовательное изложение содержания прочитанного. В самом начале конспекта указывается фамилия автора, полное название произведения, издательство, год и место издания.

1. Ознакомьтесь с текстом, выделите главное для понимания; подразделите текст на основные смысловые части

2. Составьте план: сформулируйте его пункты, подпункты; определите, что именно следует включить в план для раскрытия каждого пункта

3. Наиболее существенные положения текста (тезисы) последовательно и кратко изложите своими словами или приведите в виде цитат

4. Включайте в конспект не только основные положения, но и конкретные факты и примеры (без подробного описания)

 При цитировании обязательная ссылка на страницу книги. Если цитата взята из собрания сочинений, то необходимо указать соответствующий том. Следует помнить, что четкая ссылка на источник – непременное правило конспектирования. Если конспектируется статья, то указывается, где и когда она была напечатана.

Количество часов на внеаудиторную самостоятельную работу:2

Литература.

1. Абрамов В.В. «Безопасность жизнедеятельности»  11 кл. М, 2013 г.

2. Арустамов Э.А., Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. «Безопасность жизнедеятельности» для СПО,  -  М. 2015 г.

3. Косолапова Н.В. Прокопенко Н.А. Побежимова Е.Л. «Безопасность жизнедеятельности» Практикум  - М. 2013 г.  

4. Сапронов Ю.Г.. «Безопасность жизнедеятельности» для СПО,  -  М. 2017 г

5.  Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. «Основы безопасность жизнедеятельности»  -  М. 2017 г

6. Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. 10—11 кл. – М., 2007.

7. Большой энциклопедический словарь. – М., 1997.

8 Васнев В.А. Основы подготовки к военной службе: Кн. для учителя / В.А.Васнев, С.А.Чиненный. — М., 2002.

Тема:  Защита населения от ЧС в мирное и военное время.

Вид самостоятельной работы студентов: .Поиск и обработка информации. Презентация в PowerPoint.

Цель: проверка умений применять полученные знания.

Задачи

Учебные: закрепление полученных знаний и навыков создания презентаций.

Воспитательные: формирование умений работы с информацией, аккуратности.

Оценка работы: при выставлении оценки учитывается актуальность, системность и целостность подобранной информации,

Виды выполнения: индивидуально

Алгоритм действий:

В основе любой презентации лежит набор слайдов, на которых размещаются текст, графики, рисунки. Запомните, тем, кто будет смотреть ваш проект интереснее рассматривать иллюстрации и слушать музыку или голос, озвучивающий слайд, чем читать написанное.

Презентация (от лат. Praesento передаю, вручаю или англ. present – представлять) – это выступление, доклад, защита перспективного или законченного проекта, представление рабочего плана, технического предложения

Оптимальный объем. В общем случае объем презентации не должен быть менее 8-10 слайдов. Опыт показывает, что для учебной презентации наиболее эффективен зрительный ряд объемом не более 20 слайдов (оптимально 12-15). Зрительный ряд из большего числа слайдов вызывает утомление, отвлекает от сути изучаемой темы.

Доступность желательно свести текстовую информацию к минимуму, заменив ее схемами, диаграммами, рисунками, фотографиями, анимацией, фрагментами фильмов. Рекомендуется оставить текст только в виде имен, названий, числовых значений, коротких цитат. Следует избегать обилия цифр: числовые величины имеет смысл заменить сравнениями. Однако на этом пути тоже необходимо соблюдать чувство меры. Хороший результат по переключению внимания дает применение видеофрагментов, особенно озвученных, которые поддерживают остроту восприятия.

Научность. Необходимо построение всех положений, определений и выводов на строго научной основе. Яркие картинки не должны противоречить реальным фактам.

Учет особенности восприятия информации с экрана. Эстетичность

Немаловажную роль в положительном восприятии презентации играют гармоничные цветовые сочетания, выдержанность стиля и эстетичность в оформлении слайдов, музыкальное сопровождение.

Динамичность. Необходимо подобрать оптимальный для восприятия темп смены слайдов, анимационных эффектов.

Количество часов на внеаудиторную самостоятельную работу: 3 часа.

Литература.

1. Абрамов В.В. «Безопасность жизнедеятельности»  11 кл. М, 2013 г.

2. Арустамов Э.А., Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. «Безопасность жизнедеятельности» для СПО,  -  М. 2015 г.

3. Косолапова Н.В. Прокопенко Н.А. Побежимова Е.Л. «Безопасность жизнедеятельности» Практикум  - М. 2013 г.  

4. Сапронов Ю.Г.. «Безопасность жизнедеятельности» для СПО,  -  М. 2017 г

5.  Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. «Основы безопасность жизнедеятельности»  -  М. 2017 г

6. Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. 10—11 кл. – М., 2007.

7. Большой энциклопедический словарь. – М., 1997.

8 Васнев В.А. Основы подготовки к военной службе: Кн. для учителя / В.А.Васнев, С.А.Чиненный. — М., 2002.

Тема:  Основы пожарной безопасности.

Вид самостоятельной работы студентов: .Поиск и обработка информации. Подготовка  реферата

Цель: проверка умений применять полученные знания.

Задачи

Учебные: закрепление полученных знаний и навыков работы с книгой, интернетом .

Воспитательные: формирование умений работы с информацией, аккуратности, .

Оценка работы: при выставлении оценки учитывается актуальность, системность и целостность подобранной информации, оформление реферата

Виды выполнения: индивидуально

Алгоритм действий:

Основной текст  реферата делится на разделы, подразделы, пункты и подпункты. Заголовки подразделов и пунктов должны быть набраны строчными (маленькими) буквами, первая буква - прописная (заглавная).

Точки в конце заголовков не ставятся. Все заголовки должны выделяться жирным начертанием шрифта (можно еще и цветом). Далее, заголовок не должен состоять из нескольких предложений. Могут быть исключения, но они весьма нежелательны. Переносы слов в заголовках не допускаются.

Расстояние между заголовками и текстом должно составлять примерно 3/4 межстрочных интервала (межстрочный интервал равен 4,25 мм), расстояние между заголовками раздела и подраздела - 2 межстрочных интервала.

Разделы нумеруются арабскими цифрами, начиная с единицы. При этом в заголовке сначала указывается его номер, после номера ставится точка, пробел, а затем уже идет сам заголовок. Заголовки первого уровня (названия основных разделов) желательно выделять увеличенным размером шрифта, например 16 или 18 pt.

Если используется большое количество вложенных заголовков, то можно и для заголовков второго уровня использовать увеличенный размер шрифта (например, для заголовков первого уровня использовать 18pt, а для заголовков второго уровня - 16 pt)

Размер шрифта остальных заголовков должен быть таким же, каков размер шрифта основного текста. Заголовки первого уровня должны располагаться по центру страницы (выровнены по центру).

Нумерация подразделов организуется обычно добавлением к номеру основного раздела номера подраздела. Например, в разделе 1 будут подразделы 1.1, 1.2 и 1.3. В свою очередь, в разделе 1.1. могут быть подразделы 1.1.1, 1.1.2 и т.д.

Титульный лист оформляется на отдельном листе бумаги. На нем обычно помещается:

 Наименование колледжа, номер группы , учащимся которой выполнен реферат, - вверху листа стандартным шрифтом размером 14 pt.

Наименование работы - РЕФЕРАТ. Заглавными буквами, жирным шрифтом, в центральной части титульного листа, где-то на расстоянии 1/3 от верха листа. Размер шрифта -стандартный, принятый в работе (12..14 pt).

 Тема работы - располагается под словом РЕФЕРАТ и пишется обычным шрифтом размером в 14 pt с выделением жирным. Сначала идет слово «Тема», а затем через двоеточие в кавычках приводится название темы.

• Фамилия и группа студента — размещается в правой нижней трети титульного листа и начинается со слов Студент группы, после которых указывается номер группы и приводятся фамилия, имя и отчество учащегося. Допускается в 2 строки.

• Слово «Проверил:» — под именем учащегося с местом, оставленным для подписи преподавателя.• Дата и место (город) - внизу титульного листа по центру указывается город, а под ним год написания реферата.

Учитывая, что существуют несколько видов презентации,(рекламные, обучающие, демонстрационные) важно, чтобы эти виды гармонично были использованы в реферате.

Оценивается знания студентов в применении пакета Power Point и создание ими презентаций, отвечающих теме и форме проведения презентаций при их  просмотрах.

Важно, чтобы  демонстрационные презентации, сопровождающие публичное выступление (доклад, объяснение на уроке), были  небольшими по объёму, текстовая информация оформлялась  в виде списка или небольшого тезиса, умело и эффективно  использовались  слайды с диаграммами, графиками и схемами.  

Просмотр последовательный, управляемый докладчиком. Надо помнить, что такие презентации будут просматриваться с большого расстояния, поэтому объекты должны быть крупные, четкие, шрифт крупный, читаемый, лучше с одинаковой толщиной линий.

Так как, основное назначение компьютерных презентаций сделать информацию более доступной, наглядной, легко усваиваемой, то  их  этого и вытекают основные, общие для всех видов презентаций требования к оформлению:

гармоничность цветовой гаммы (цвет фона и шрифта), единый стиль слайдов, наглядность шрифта, размещение и комплектование объектов, использование и уместность мультимедийных эффектов, удобство навигации и временных параметров;

к содержанию: значимость, актуальность и полнота освещения темы, логичность изложения. Кроме этих требований надо учитывать особенности каждой группы презентаций: первая - должна завладеть вниманием, вторая - должна быть с удобной навигацией и доступна по содержанию; третья - доступна для просмотра с большого расстояния, должна отражать самую важную информацию.

Целесообразно, чтобы перед созданием презентаций  каждым студентом, получившим задание на выступление был разработан план работы и  выработаны оценочные  критерии. После создания презентаций,  они должны получить рецензии у своих педагогов, и после этого, допускаться до выступления перед слушателями. Важно, чтобы они не только зачитывали тексты своих рефератов, но и давали оценку другим выступающим, и указывали положительные и отрицательные стороны презентации в оценочном лист

Продолжительность выступления обычно не превышает 10 минут. Поэтому при подготовке доклада из текста работы отбирается самое главное. (составляются тезисы доклада)

Написание тезисов является первым этапом  подготовки к выступлению.

Тезисы – это краткое изложение вашего видения поставленной проблемы. В связи с этим, их объем не должен превышать 2-2,5 страницы А:4 печатного текста.

Основная Цель работы – обобщить представленный материал, отразив суть проблемы.

Форма написание тезисов свободная, т.е. они могут быть написаны как в форме эссе, так и посредством перечисления пунктов с некоторым раскрытием. Изложение материала в тезисах должно быть систематическим и последовательным.

В тезисах должно быть кратко отражено основное содержание всех глав и разделов работы и определения употребляемых терминов.

Необходимо твёрдо знать значение всех терминов, которые употребляются в докладе.

Особое внимание – умению держать себя перед аудиторией, волнение не должно перерастать в страх. Необходимо сохранять уверенный вид - это действует на аудиторию.

Делайте паузы так часто, как считаете нужным.

Темп речи – 100 - 120 слов в минуту.

Необходимо иметь в виду, какие примерно вопросы будут заданы и  быть готовым ответить на них.

Важно, грамотно и умело использовать заранее подготовленные карты, схемы, диаграммы, фотографии.

Количество часов на внеаудиторную самостоятельную работу: 3 часа.

Литература.

1. Абрамов В.В. «Безопасность жизнедеятельности»  11 кл. М, 2013 г.

2. Арустамов Э.А., Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. «Безопасность жизнедеятельности» для СПО,  -  М. 2015 г.

3. Косолапова Н.В. Прокопенко Н.А. Побежимова Е.Л. «Безопасность жизнедеятельности» Практикум  - М. 2013 г.  

4. Сапронов Ю.Г.. «Безопасность жизнедеятельности» для СПО,  -  М. 2017 г

5.  Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. «Основы безопасность жизнедеятельности»  -  М. 2017 г

6. Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. 10—11 кл. – М., 2007.

7. Большой энциклопедический словарь. – М., 1997.

8 Васнев В.А. Основы подготовки к военной службе: Кн. для учителя / В.А.Васнев, С.А.Чиненный. — М., 2002.

Тема  Терроризм.

Тема самостоятельной работы: Подготовка доклада.

Вид самостоятельной работы студентов: Подготовка и написание доклада по заданной теме.

Цель: формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда.

Задачи:

Учебные: закрепление полученных знаний и расширение кругозора.

Воспитательные: выработка ответственности,  внимательности, широты кругозора

Оценка работы: при выставлении оценки учитывается количество проанализированных ресурсов, их актуальность, востребованность, аккуратность и наглядность оформления, глубина раскрытия темы, умения анализировать использованный материал.

Вид выполнения: индивидуально.

Алгоритм действий: Доклад - вид самостоятельной работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.

Этапы работы над докладом.

Подбор и изучение основных источников по теме

Составление библиографии.

Обработка и систематизация материала. Подготовка выводов и обобщений.

Разработка плана доклада.

Написание.

Публичное выступление с результатами исследования.

Отличительной чертой доклада является научный, академический стиль.

Академический стиль - это совершенно особый способ подачи текстового материала, наиболее подходящий для написания учебных и научных работ. Данный стиль определяет следующие нормы:

предложения могут быть длинными и сложными;

часто употребляются слова иностранного происхождения, различные термины;

употребляются вводные конструкции типа “по всей видимости”, “на наш взгляд”;

авторская позиция должна быть как можно менее выражена, то есть должны отсутствовать местоимения “я”, “моя (точка зрения)”;

в тексте могут встречаться штампы и общие слова.

Требования к оформлению письменного доклада.

Титульный лист

Оглавление (в нем последовательно указываются названия пунктов доклада, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт).

Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи доклада, дается характеристика используемой литературы)

Основная часть (каждый раздел ее доказательно раскрывает исследуемый вопрос)

Заключение (подводятся итоги или делается обобщенный вывод по теме доклада)

Список литературы.

Количество часов на внеаудиторную самостоятельную работу: 2 часа.

Литература.

1. Абрамов В.В. «Безопасность жизнедеятельности»  11 кл. М, 2013 г.

2. Арустамов Э.А., Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. «Безопасность жизнедеятельности» для СПО,  -  М. 2015 г.

3. Косолапова Н.В. Прокопенко Н.А. Побежимова Е.Л. «Безопасность жизнедеятельности» Практикум  - М. 2013 г.  

4. Сапронов Ю.Г.. «Безопасность жизнедеятельности» для СПО,  -  М. 2017 г

5.  Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. «Основы безопасность жизнедеятельности»  -  М. 2017 г

6. Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. 10—11 кл. – М., 2007.

7. Большой энциклопедический словарь. – М., 1997.

8 Васнев В.А. Основы подготовки к военной службе: Кн. для учителя / В.А.Васнев, С.А.Чиненный. — М., 2002.

 «О противодействии терроризму» http://www.consultant.ru/popular/terror/73_1.html

3.Заключение

 Самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий студентов. Она проводится с целью систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов; углубления и расширения теоретических знаний; развития познавательных способностей и активности студентов; формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию.

 Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует студента и устанавливает сроки выполнения задания. Предлагаемая система методических указаний направлена на формирование у студентов умений и навыков самостоятельной работы с учебной литературой, отвечать на поставленные вопросы, умение структурировать изученное, решать качественные и количественные задачи.

 Дидактические цели самостоятельных занятий:

- формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда;

- развитие самостоятельности мышления;

- формирование убежденности, волевых черт характера, способности к самоорганизации;

- закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, полученных во время внеаудиторных занятий;

- мотивирование регулярной целенаправленной работы по освоению специальности.

- овладение технологическим учебным инструментом.

 Самостоятельная работа может быть рассчитана на воспроизведение знаний, их закрепление, углубление, на формирование умений. Студенты должны знать и то, как следует выполнять эти задания, какими приемами и методами пользоваться. Могут применяться индивидуальные задания. Внимание студентов обращается, прежде всего, на объем работы, который следует выполнить; на повторение ранее изученного; на методы работы, которые целесообразнее использовать; на организацию самоконтроля.

 Руководство самостоятельными внеаудиторными занятиями осуществляется  при проверке выполненной работы. Такая проверка может проводиться в ходе опроса, самостоятельной работы на уроке, в виде беглого просмотра выполнения.

Преподаватель -организатор ОБЖ  Колледжа Петербургской моды                     Г.Е. Куликов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Тема 3 «Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности», урок 17 «Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха воздушным транспортом».

Данная презентация иллюстрирует семнадцатый урок ОБЖ в 6 классе  «Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха воздушным транспортом» по программе  «Основы безопасности жиз...

Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Тема 4 «Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде», урок 18 «Автономное пребывание человека в природной среде».

Данная презентация иллюстрирует восемнадцатый урок ОБЖ в 6 классе  «Автономное пребывание человека в природной среде» по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов...

Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Тема 4 «Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде», урок 19 «Добровольное пребывание человека в природной среде».

Данная презентация иллюстрирует девятнадцатый урок ОБЖ в 6 классе  «Добровольное пребывание человека в природной среде» по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 класс...

Некоторые аспекты организации домашней самостоятельной работы.

Метод, который помогает учителю выяснить способности учащихся, развивать их творческий интерес – это самостоятельная работа. Работая самостоятельно, учащийся должен постепенно овладевать приёмами само...

урок 3 по теме "Безопасная работа для рук и спины" в курсе основы безопасности жизнедеятельности в сети Интернет.

Представлена компьютерная презентация к уроку 3 по теме "Безопасная работа для рук и спины" в курсе Основы безопасности жизнедеятельности в сети Интернет....

Презентация к уроку по теме "Основные угрозы национальным интересам и безопасности России. Формирование современного уровня культуры населения в области безопасности жизнедеятельности"

Презентация "Основные угрозы национальным интересам и безопасности России. Формирование современного уровня культуры населения в области безопасности жизнедеятельности" поможет провести занятие с учащ...