Доклад
статья на тему
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД
« Знаете ли вы, что значит быть учителем- профессионалом?»
Чем важнее для нас этот вопрос, тем серьёзнее отношение к нашей работе.
Сложность образовательной работы, процесса преподавания и учения теперь требует более полного понимания и более широкого кругозора со стороны учителей, если они настроены на адекватное выполнение своих функций. Сложности сопутствует сомнение. Профессионал- тот, кто знает, как работать в такой обстановке, кто умеет справиться с сомнениями, обладает опытом и смелостью принимать ответственные решения на основе имеющихся фактов и может, используя своё техническое мастерство, эффективно реализовать принятые решения или восстановить ситуацию в прежнем положении, если первоначальные решения сказались неправильными, нежелательными или недействительными.
Исследователи определили, что ежечасно учителя принимают до тридцати неординарных рабочих решений и делают это в присутствии класса численностью от двадцати пяти до сорока учащихся, когда между учителем и учениками ежедневно происходит 1500 взаимодействий. В свете этого обстоятельства Шульман пришёл к заключению, что с подобной сложной ситуацией( в которой работают учителя) может столкнуться лишь врач в отделении неотложной помощи больницы во время или после стихийного бедствия. В таких сложных и неопределённых положениях способность принимать компетентные решения является столь же рискованным и трудным делом в педагогике, как и в любой другой сфере профессиональной деятельности. В педагогическом образовании не менее важно, чем в других формах профессиональной подготовки, научить принимать решения. Профессионализация предполагает рост доверия учителям, предоставление им большей свободы и возможностей самим контролировать свою сферу деятельности. « Педагогические полномочия» - таково название этого процесса. Оно в определённой степени неудачно, поскольку может быть понято теми, кто сейчас контролирует образование, как угроза своему положению и власти. Чем больше централизована и авторитарна система, тем реальнее выглядит такая угроза.
Почему же образ преподавателя как профессионала важен для процесса преподавания?
Профессионализм признаёт в религиях повседневной жизни в классе тот факт, что всякий учитель принимает радикальные решения, и раскрывает положительный или отрицательный потенциал роли учителя.
Педагог-профессионал представляет преподавание как сложную области, где база знаний не завершена, подвержена изменениям и всегда открыта для совершенства. Такой взгляд на преподавание противостоит догматизму части учителей. Он также помогает сломать оборонительные барьеры на пути переподготовки и повышения квалификации. Профессионализм выявляет и отстаивает необходимость постоянного обновления и совершенствования мастерства всех специалистов, включая учителей. В этом контексте заявляют: « До тех пор пока от преподавателя не будут требовать профессионального роста и повышение учителей будут иметь кратковременный характер».
Подготовку педагогов в профессиональном плане, как отмечал Дьюи, следует рассматривать как форму пожизненного профессионального совершенствования со всеми его особенностями, свойственными подготовке в других профессиональных областях.
Подготовку практикующих учителей и студентов нельзя вести лишь в рамках узкой специализации и строго предписанной методики. Следует наделять их умственным багажом и инструментарием для решения профессиональных задач на основе восприимчивости, интереса, критичности, изобретательности, творчества и самооценки. Им должен быть предоставлен « контроль за исполнением» и гибким использованием всех этих качеств в сложных ситуациях. Для учителя важно овладеть не только процедурой, но и содержанием и логическим обоснованием. Он должен всю жизнь считать себя « студентом педагогики», «творцом решении, который управляет сложным набором взаимодействующих переменных факторов в динамичной социальной среде».
Перемены, особенно резкие, вызывают беспокойство и разочарование у части учителей. Профессиональный взгляд на себя и свою будущую карьеру через логическое обоснование природы и необходимости изменений во всех профессиональных областях, включая преподавание, может способствовать преодолению разочарования и снижению беспокойства.
Видение учителя как профессионала также помогает искоренить кризис личности, от которого страдают учителя. Учителям не ясно, какой они имеют статус – служащих, полупрофессионалов или профессионалов. Результатам часто становится неуверенность их в том, какие требования они вправе предъявлять другим или же какие требование другие( т.е. родители) вправе предъявить им. И что самое важное, учителя не имеют определённого мнения о требованиях, которые не всегда предъявляют к самим себе. Те надежды и ожидания, на которые уповают профессионалы в отношении собственной персоны, отличаются большей строгостью и требовательностью, чем это можно сказать о служащем.
И наконец, профессиональный взгляд на свою специальность вселяет в преподавателей гордость за себя и свою работу, повышает ответственность за результаты работы школы, помогает лучше отвечать задачам, возложенным на них как на педагогов.
В прошлом учителей могли по справедливости называть частично профессионалами, частично техническими специалистами:
профессионалами – за их взаимоотношения с обучаемыми и внимание к ним, непрофессионалами – за отсутствие теоретической основы в их умениях и навыках, которые были не более чем практической техникой, усвоенной от других учителей. Если мы уготовим педагогу роль технического исполнителя, то, возможно, будем иметь дело с образовательной системой, сложившейся на сегодняшний день. С основанием можем быть уверены, что получим учителей, способных воспринять огромные изменения в объёме знаний и условий, которые будут иметь место в последующие пятьдесят лет.
Директор филиала Черчесова А.Г.
Предварительный просмотр:
Истину древней китайской мудрости «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен».
Это дословно коснулось меня. Я испытала это всё благодаря своей новой должности директора филиала МКОУ лицея ст.Змейской ООШ с.Иран.
Наша школа находилась под угрозой закрытия. Я понимала всю ответственность и сложность ситуации, и мы должны были принять меры, чтобы школа обрела новую жизнь. В 2007 году в рамках реструктуризации и модернизации образования наша школа была переименована в филиал (Постановление АМС Кировского муниципального района № 219 от 26.07.2007г.).Основной целью реструктуризации явилось создание необходимых условий для достижения нового, современного качества общего образования путем обеспечения многообразия образовательных учреждений и активного их сетевого взаимодействия, выравнивая возможности доступа всех школьников к получению качественных образовательных услуг и эффективного использования кадровых, финансовых, материально-технических и управленческих кадров. Для эффективной деятельности по организации образовательного процесса и развития нашего образовательного учреждения мне необходимо было создать условия для стабильного функционирования школы, в то же время, постоянно инициировать изменения. И то и другое часто зависело от быстро меняющегося в России, во многом неопределенного и зачастую противоречивого правового регулирования образования и смежных областей, затрагивающих сферу образования. Это было нелегко, потому что на практике такая ситуация приводит к отрыву практической деятельности директора от действующего законодательства и могла привести к ряду неблагоприятных последствий. Мы смогли более четко сформулировать для себя понятие права и его значение как основы управления школой, четко представить систему и уровни правового регулирования сферы общего образования. Мы смогли дифференцировать весь массив документов, издаваемых федеральными органами власти, по юридической силе, решаем возникающие в практической деятельности правовые противоречия, определяем, какие документы не носят нормативного характера и тем самым ограждаем себя от претензий различного рода проверяющих органов.
Я не случайно произношу слово МЫ, потому что это не только работа директора, а работа всего коллектива. Учительский коллектив молодой, средний возраст 45 лет, сплочённый, трудоспособный. Молодость руководителя – это энергия, инициатива, смелость, решительность брать на себя ответственность за дела, умение доводить их до положительного результата. Но положительное в работе школы- это не только работа директора, а работа всего коллектива. Педагогический коллектив ориентирован на постоянное обновление содержания собственной деятельности, на поиск новых нетрадиционных подходов к решению педагогических проблем, связанных с потребностями роста качества образования и развития личности ребёнка. Об этом говорят результаты мониторингов, районных олимпиад, различных всероссийских и республиканских конкурсов. Решению образовательных задач содействует организация исследовательской и проектной деятельности учащихся. Защита ученических проектов проходит на школьных научно-практических конференциях. По данному направлению школьники принимают участие в районных, городских конкурсах. Для меня и для всего педагогического коллектива и учеников школы была большая честь приезд в нашу школу группу психологов из Словакии.
ВЫСОКИЙ СТАТУС СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ СЛЕДУЮЩИМИ ФАКТОРАМИ :
• социальными: сельская школа — общество немногочисленных на селе профессионально подготовленных к работе с человеком специалистов;
• образовательными: сельская школа - единственное образовательное учреждение на селе;
• культурными: сельская школа — сосредоточение сельской интеллигенции, культурной силы деревни;
• нравственными: сельская школа — духовный очаг жизни села.
Основное направление образования в школе – адаптация учащихся к жизни в современном обществе на основе основного и полного образования в рамках государственных стандартов, обеспечивающих, прежде всего, становление личности ребенка в учебной и внеучебной деятельности…
Главный акцент в своей деятельности мы, исходя из неординарности контингента учащихся, делаем на учете индивидуальных особенностей каждого ребенка. То есть образовательный процесс строится, а технология обучения и воспитания подбираются таким образом, чтобы каждый ученик в силу своих возможностей был вовлечен в активную деятельность в зоне ближайшего развития, чтобы каждый ученик чувствовал себя в школе комфортно.
Субъектами процесса социализации являются личность учащегося, их родители и школа как коллективный субъект. Объектом исследования является процесс социализации личности. Современная реальность такова, что попадание школьника в ситуацию неопределенности, поиска становится обыденным явлением. Общая нестабильность, присущая современной ситуации обостряет вероятность принятия школьниками непродуманных решений социального характера. Необходимо учитывать и то, что у наших детей понимание действительности очень часто искажается красочным видеорядом, виртуальными образами средств мультимедиа.
Цивилизованное развитие российского общества напрямую связано с обновлением образования на селе. В сельской социальной общности, где школа и учитель просматриваются «всем миром», прослеживается закономерность: если школа далека от остро волнующих людей проблем сельской жизни, она вряд ли может рассчитывать на активную поддержку людей. По нашему мнению, сельская школа сегодня является важнейшим фактором жизнеобеспечения сельской семьи, развития производства и стабилизации социальной жизни села. Она формирует менталитет личности. При всех разрушительных тенденциях именно школа сохраняет возможность воспитания юного поколения в духе общности, социальной ответственности, крестьянской морали.
Взаимозависимая жизнь людей в условиях сельской местности создаёт особые условия, в которых протекает школьная жизнь. Сельская школа, функционирующая в среде традиционной крестьянской культуры, одновременно отражает и усиливает ее специфические стороны - личностный и открытый неформальный характер отношении между людьми, приверженность народным традициям. Благодаря школе интенсивно повышается культурный уровень села. Ее культурообразующая функция заключается в том, что школа вынуждена компенсировать недостатки семейного воспитания в дошкольный период. Мы считаем, что в целом сельская школа играет значительную роль в жизни ребенка, его семьи, сельского сообщества.
Сегодня всем очевидно: сельским детям необходимо образование, приближенное к жизни, пронизанное глубинным знанием окружающей среды, жизненных реалий, социальных проблем, основанное на опыте самостоятельной практической деятельности ребенка. За эти годы прошло восстановление и обновление школьной воспитательной системы, огромный шаг вперед был сделан за эти годы в дидактической системе школы. Налицо хорошие достижения в районе. Дети поверили в себя, в то, что в школе по-настоящему заботятся о них, стремятся развивать их способности. Много таких детей, которые сумели выразить себя в каком-то деле, уважаемы, узнаваемы, авторитетны. Очень многие ребята на удивление всем перевоплощаются из «серых мышек» в интересных людей, многие дети уже к окончанию школы знают, что им делать дальше. Многие, но не все… Основная часть учащихся требует особого к ним подхода, подхода не как к обезличенному усредненному ученику, а как к ребенку, который должен комфортно чувствовать себя и в школе и вне ее, расценивающему жизнь человека с позиций добра, истины, красоты, знающему наперед, где он будет учиться или работать после школы и в дальнейшем жить достойно. Эта школа станет центром его социализации.
Если в доперестроечное время село, взрослое население имели постоянную, хорошо оплачиваемую работу, не думали со страхом о своём будущем и будущем своих детей, то в наше время большая часть населения на неопределенное время осталась без работы и без средств к существованию. Родители наших детей оказались не готовы к жизни в условиях рыночных отношений. Учителя, как и все законопослушные граждане своей Родины, не смогли предугадать таких изменений в жизни общества, которые можно смело назвать катастрофой. Теперь же, понимая, что обратной дороги нет, учителя пришли к выводу: учить и воспитывать детей так, чтобы при выходе из школы в 17-18 лет они не чувствовали себя изгоями общества: ненужными, невостребованными, отвергаемыми. Коллектив учителей настроен так организовать учебно-воспитательный процесс, чтобы каждый наш ученик (подчеркиваем: каждый!) был адаптирован к любым изменениям и трудностям, которые могут ждать его там, за периметром школы, поселка, всего того социума, который его окружает до 17 лет. Мы должны сами в первую очередь, знать об этих трудностях, изменениях и даже уметь предугадывать грядущие изменения. Главное, что нужно сделать сейчас, это проанализировать все возможности, преимущества, недостатки в нашей школьной учебно-воспитательной системе, в семьях наших учащихся, в окружающей внешней среде, в притязаниях, потребностях, интересах наших детей. Родители наших учащихся, общественность села стали понимать, что, только соединив имеющиеся физические, материальные, технические, финансовые, человеческие ресурсы вокруг школы, можно возродить и сохранить село. И это не просто слова: «Плохая бедная школа – плохое бедное село», «Нет школы – нет села»… - это реалии сегодняшнего дня.
Актуальной остается проблема сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса. Для решения этой проблемы в школе используются различные здоровьесберегающие технологии:
- увеличение двигательной активности школьников (подвижные перемены и спортивные соревнования, занятия в спортивных секциях, Дни здоровья и др.);
- рациональная организация учебного процесса (расписание уроков, удлиненные перемены, физминутки и др.);
- организация горячего питания для учащихся начальной школы;
- профилактические мероприятия с целью предупреждения заболеваний (ежегодная диспансеризация учащихся и учителей, циклы лекций о ЗОЖ и др.)
Понимая, что учебный процесс сегодня невозможен без постоянного совершенствования материально-технической базы, управление районного образования во главе с начальником Коцловым Касполатом Николаевичом не обделяет нас ничем.
Сделан частичный ремонт фасада;
оборудован кабинет начальной школы;
заменены частично двери учебных кабинетов
проведён капитальный ремонт школьной столовой.
этажи и все кабинеты застелены линолеумом.
сделан вход в школу лексановое перекрытие.
заменены все окно на пластиковые.
проведена реконструкция спортивного зала.
проведена пожарная сигнализация.
В заключении хочется отметить, что решение задач, намеченных коллективом школы - дело не одного дня. Главное, к чему стремится в настоящее время коллектив – стать школой не функционирующей, а школой развивающейся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Слайды к докладу по теме: "Доклад по теме: "Воспитательный потенциал школьного педагога на уроке иностранного ".
Данные слайды отражают и суммируют основную идею доклада....
Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"
Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...
Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».
Развитие творческих способностей детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...
Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.
Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...
Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.
Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...
Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.
Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...
Доклад: «Обновление практик обучения и воспитания в современном дополнительном образовании.» Доклад: "Развитие игровой технологии в образовательной практике"
Воспитательный процесс в системе дополнительного образования....